радиационная безопасность кем можно работать

радиационная безопасность кем можно работать

Обучение персонала по профилю, согласно видам деятельности.

Согласно Приложению к Положению, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 278 утвердить перечень производимых работ и осуществляемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих):

СРЗ ИИИ (генерирующие):

Ссылаясь на данное постановление Правительства можно выделить лицензионные требования к соискателям данной лицензии (лицензиату):

Подпункт «г» положения звучит так: наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201)

Пункт 5 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) гласит:

Постановление Главного государственного сан.врача №40 от 26.04.2010 относит к требованиям по работе с ИИИ:

Статья 3.4.11. К работе с источниками излучения допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, отнесенные приказом руководителя к категории персонала группы А, прошедшие обучение по правилам работы с источником излучения и по радиационной безопасности, прошедшие инструктаж по радиационной безопасности.

На определенные виды деятельности допускается персонал группы А при наличии у них разрешений, выдаваемых органами государственного регулирования безопасности. Перечень специалистов указанного персонала, а также предъявляемые к ним квалификационные требования определяются Правительством Российской Федерации.

Повышение квалификации подразумевает обучение персонала для получения дополнительных теоретических знаний в области законодательных и нормативных актов по РБ, приобретение практических навыков в области радиационного и индивидуального дозиметрического контроля персонала.

Вывод: Вышеуказанное требует у соискателя данной лицензии (лицензиата) в штате обученный персонал по радиационной безопасности в зависимости от видов деятельности.

Каждый вид деятельности имеет определенные требования по обучению, на который ссылаемся ниже:

Базовые требования по обучение персонала к видам деятельности c ИИИ, которые непосредственно касаются работы на источниках, по одной из программ:

1 человек: Ответственный за радиационную безопасность и производственный радиационный контроль на предприятии с правом работы с источниками ионизирующего излучения, 72 часа.

По лицензионным видам деятельности:

Проектирование генерирующих иии:

2 человека: Проектирование помещений для радиационных источников. Расчет радиационной защиты, 144 часа.

Конструирование генерирующих иии:

2 человека: Проектирование, конструирование, изготовление источников ионизирующего излучения и средств радиационной защиты, 104 часа.

1 человек: Ответственный за радиационную безопасность и производственный радиационный контроль на предприятии с правом работы с источниками ионизирующего излучения, 72 часа.

Производство генерирующих иии:

2 человека по программам:

1 человек: Ответственный за радиационную безопасность и производственный радиационный контроль на предприятии с правом работы с источниками ионизирующего излучения, 72 часа.

Размещение генерирующих иии:

2 человека: Проектирование помещений для радиационных источников. Расчет радиационной защиты, 144 часа

Эксплуатация генерирующих иии:

2 человека по одной из программам:

Для медицинских рентгеновских аппаратов

Группа А: Радиационная безопасность пациентов и персонала при рентгенологических исследованиях, 72 часа.

Для досмотра багажа и товаров

Группа А: Досмотр пассажиров, посетителей и персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов, 72 часа.

1 человек: Ответственный за радиационную безопасность и производственный радиационный контроль на предприятии с правом работы с источниками ионизирующего излучения, 72 часа.

Техническое обслуживание генерирующих иии:

Для всех типов источников:

Техническое обслуживание рентгеновских генерирующих установок, 104 часа.

Для медицинских рентгеновских аппаратов

Для досмотра багажа и товаров.

Досмотр пассажиров, посетителей и персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов, 72 часа.

Хранение генерирующих иии:

Радиационная безопасность и радиационный контроль за радиационной безопасностью при обращении с генерирующими источниками ионизирующих излучений, 72 часа.

Радиационная безопасность и производственный контроль за радиационной безопасностью при обращении с генерирующими источниками ионизирующих излучений, 72 часа.

Радиационная безопасность и радиационный контроль, 144 часа.

1 человек: Ответственный за радиационную безопасность и производственный радиационный контроль на предприятии с правом работы с источниками ионизирующего излучения, 72 часа.

Утилизация генерирующих иии:

Радиационная безопасность и радиационный контроль за радиационной безопасностью при обращении с генерирующими источниками ионизирующих излучений, 72 часа.

Радиационная безопасность и производственный контроль за радиационной безопасностью при обращении с генерирующими источниками ионизирующих излучений, 72 часа.

Радиационная безопасность и радиационный контроль, 144 часа.

1 человек: Ответственный за радиационную безопасность и производственный радиационный контроль на предприятии с правом работы с источниками ионизирующего излучения, 72 часа.

Проектирование средств РЗ:

Проектирование помещений для радиационных источников. Расчет радиационной защиты, 144 часа.

Проектирование зданий и сооружений, 72 часа.

Конструирование средств РЗ:

Проектирование, конструирование, изготовление источников ионизирующего излучения и средств радиационной защиты, 104 часа.

Изготовление средств РЗ:

Проектирование, конструирование, изготовление источников ионизирующего излучения и средств радиационной защиты, 104 часа.

Деятельность по строительству зданий и сооружений, 72 часа.

Источник

Специальность «Радиационная гигиена» (ординатура)

Степень: Врач по радиационной гигиене

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Для обучения в ординатуре предстоит сначала окончить вуз по специальности «Медико-профилактическое дело».

Содержание

радиационная безопасность кем можно работатьАтомная энергия – великое открытие человечества, которое позволило решить многие насущные проблемы, но и принесшее немало несчастий. Речь идет, в первую очередь, о пагубном воздействии ионизирующего излучения. Пробуждая энергию, сокрытую в атоме, человек становится перед страшными угрозами. Это «невидимые лучи», для которых практически нет преград, а их разрушительное воздействие сказывается на всем организме.

Специальность 32.08.09 Радиационная гигиена – это ответ медицины на новый вызов, который встал перед ней. Эта отрасль занимается всесторонним изучением источников ионизирующих излучений. Она рассматривает разные виды таких воздействий, их последствия для организма. Изучение необходимо для того, чтобы предлагать человеку действенные меры радиационной безопасности. Они нужны как для защиты окружающей среды, так и для охраны здоровья населения.

Условия поступления

Это направление воспитывает всесторонне развитых специалистов, способных самостоятельно решать насущные задачи в сфере радиационной гигиены. Для обучения в ординатуре предстоит сначала окончить вуз по специальности «Медико-профилактическое дело».

Так как прием происходит на конкурсной основе, стоит узнать на кафедре, какие нужно сдавать предметы при поступлении.

Будущая профессия

Врач этого профиля занимается всеми вопросами, связанными с радиационной безопасностью. Он может выбрать направление, предполагающее изучение условий труда. Тогда ему предстоит работать на предприятиях и учреждениях, осуществляя контроль радиационной обстановки, предлагая действенные меры защиты от источников ионизирующих излучений. Как вариант, специалист трудится в сфере коммунальной радиационной гигиены. Тогда в его ведении все вопросы обеспечения безопасности населения.

Куда поступать

радиационная безопасность кем можно работатьОрдинатура доступная в таких вузах Москвы и других регионов России:

Срок обучения

Основная профессиональная образовательная программа этого направления рассчитана на два года.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Чтобы успешно закончить ординатуру, нужно освоить теорию по таким предметам:

Приобретаемые навыки

Обучение в ординатуре позволит овладеть целым комплексом профессиональных компетенций:

Перспективы трудоустройства по профессии

Хотя человечество уже не единожды понесло серьезные удары со стороны атомной энергетики и хорошо знает на собственном опыте, какое пагубное воздействие имеет ионизирующее излучение, оно не готово отказываться от тех благ, которое дают такие технологии. Поэтому специалист этого профиля всегда нужен на рынке труда.

Он может работать в медицинских учреждениях, в надзорных органах и санитарно-эпидемиологической службе. Нужны профессионалы и на предприятиях разного рода деятельности.

В настоящее время уровень зарплаты начинающего специалиста составляет, в среднем, 20 тысяч рублей.

Перспективы профессионального совершенствования

Многие вопросы этого направления остаются весьма болезненными и требуют их решения учеными умами. Талантливый выпускник ординатуры, склонный к научной деятельности, найдет себя в аспирантуре. Можно посвятить всю свою жизнь исследованиям либо стать хорошим преподавателем в этой сфере.

Источник

Кто должен проходить обучение по радиационной безопасности и радиационному контролю?

радиационная безопасность кем можно работать

Согласно действующему законодательству Российской Федерации обучение по радиационной безопасности требуется:

Медицинским работникам, связанным с проведением рентгенологических исследований;

Работникам научно-исследовательских комплексов, предприятий, связанных с добычей или исследованием полезных ископаемых, работа которых связана с обращением источников ионизирующих излучений;

Сотрудникам организаций, занимающихся строительством, организаций металлургической промышленности;

Работникам финансовых организаций, которые имеют дело с оборотом денежных купюр.

Свою квалификацию на курсах могут повышать люди со средним профессиональным или высшим образованием. Прохождение работниками курса радиационной безопасности и повышение их квалификации, позволяет избежать возникновения аварий на предприятии, а также штрафов, установленных действующим законодательством.

Сколько степеней защиты
имеет наше удостоверение по
радиационной безопасности?

радиационная безопасность кем можно работать

Обучение персонала радиационной безопасности и радиационному контролю требует следующее законодательство:

Кому необходимо удостоверение по радиационной безопасности и радиационному контролю?

Для работников предприятий, которые в силу характера своих трудовых обязанностей подвергаются действию радиации, установлен обязательный характер проведения обучения. В ходе обучающих мероприятий сотрудники получают необходимые знания и навыки в области безопасного использования оборудования, генерирующего радиационное излучение. По итогам обучения специалисты проходят аттестационные испытания. В случае успешной сдачи экзамена они имеют право получить документ, подтверждающий прохождение обучения в сфере радиационной безопасности.

В соответствии с действующим порядком в результате обучения работник может получить один из двух образцов документов:

Профессиональная переподготовка рекомендуется для работников, которые осуществляют трудовую деятельность в качестве персонала группы А. В данную категорию входят специалисты, которые непосредственно работают с излучающим оборудованием и подвергаются повышенному влиянию излучения.

Удостоверение в области радиационной безопасности могут получать не только люди, прошедшие обучение в данной предметной области. Актуальной нормативной базой также предусмотрена выдача документации, подтверждающей отсутствие значимого излучения, для сырья и материалов. Одним из самых распространенных видов таких документов является удостоверение о повышении квалификации по радиационной безопасности лома различных видов металлов.

Источник

«О радиационной безопасности населения»

9 января 1996 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

5 декабря 1995 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;

разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;

введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;

реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;

организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

организация и осуществление государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

информирование населения о радиационной обстановке;

установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;

создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;

регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;

контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;

регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;

другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:

разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;

организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;

участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;

участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 8. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности

1. Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются федеральные программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Порядок разработки и реализации государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, и иные нормативные документы по радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.

2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 10.1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

4. При разработке органами государственного надзора, указанными в пункте 1 настоящей статьи, ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, предусматривается проведение совместных проверок.

5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение двух лет:

1) со дня государственной регистрации юридического лица;

2) со дня окончания проведения последней плановой проверки.

6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварии и (или) чрезвычайной ситуации техногенного характера;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

7. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

8. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9. Предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, не допускается.

Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности

1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности

Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности

1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.

2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения

При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:

соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;

планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;

осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;

проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

1. Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.

2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:

выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;

проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;

проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;

эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.

3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.

4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур

1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).

Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.

2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;

план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;

медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *