психологическую подготовленность можно разделить физкультура

Психологическая подготовка. Часть 1

Каждый раз после очередных провалов наших ребят, начинают говорить о недостатках психологической подготовки спортсменов. Но что это такое, я ни разу не слышал от тренеров и спортивных функционеров. Чаще всего говорят одно: «Психологическая подготовка нужна тем, кто не уверен в себе». Из этого следовало бы сделать вывод: психологическая подготовка — это создание уверенности. Действительно, в любой жизненной ситуации, а не только в спорте, необходима готовность к тому или иному действию, поступку, решению. Вспомните, как вы ходили на первые свидания, поступали на работу и увольнялись. Без психической готовности к определенным действиям, готовности к конкретному результату человек не испытает решимости к таким поступкам, он не получает удовольствия от результата.

Агрессия и тревога — неотъемлемые элементы спорта. Что происходит со спортсменом, когда он показывает неожиданно высокий для себя результат? У него появляется страх! Страх того, что он не сможет еще раз показать такой результат. Следующий старт и страх не выполнить норматив опять сковывает, а то и парализует волю спортсмена. А что испытывает спортсмен очередной раз остановившийся в шаге от заветного результата? Раздражение. Причем чрезвычайно редко эта агрессия направлена на самого себя.

Два случая из практики. Неоднократный призер чемпионатов мира по фехтованию мог дойти до финала, а то и выиграть соревнования, только в одном случае — если не встречался в личном поединке с конкретным соперником. За свою в целом успешную карьеру он как проиграл их первый поединок, так на протяжении многих лет и продолжал проигрывать.

Способная пловчиха второй сезон не может выплыть из минуты — не хватает одной-двух десятых. На тренировках плывет, на соревнованиях нет. Однажды в соревновательном заплыве секундомер включился с некоторой задержкой, возможно, умышленно. Спортсменка увидела на табло цифры меньше минуты, услышала подтверждение этого результата. И… психологический барьер был преодолен.

Абсолютно у каждого спортсмена вкусившего сладость победы, престижного места, высокого результата присутствует страх неуспеха в ситуациях высокой личной значимости. Таких примеров можно приводить десятками, называя хорошо известные фамилии чемпионов, штамповавших медали и рекорды и вдруг… провал.

Страх и тревога — проявления одного и того же механизма — механизма самосохранения. Если чувство страха — реакция на реально существующую конкретную опасность, то тревога, как правило, не обусловлена непосредственной, объективной угрозой. Она контачит с субъективным ощущением возможности ее появления. Всегда связана с неопределенностью и как следствие — с неуверенностью. Одно время было модным опрашивать спортсменов, на сколько они уверены в успешности выступления (оценка давалась в %). Считалось, если оценка порядка 70% это хорошо, — спортсмен настроен на борьбу и высокий результат. Ниже 70% — плохо, нужно искать причину неготовности. Считается, что уверенность — это чувство. Влюбленность — тоже чувство. Но я полагаю, влюбленность оценивать в процентах никто не будет, а вот уверенность оценивают.

Исследования чувственной сферы спортсмена, а это участие более трёхсот ЗМС, МСМК, МС и КМС в разных видах спорта, позволили заключить, что уверенности как чувства не существует. Уверенность — это уже оценка спортсменом своего отношения к тому, что и как предстоит делать. А вот «спокойный», «уравновешенный», «внимательный» — чувства сопутствующие уверенности, успешности выступления.

Считается, что перед и во время выступления хорошо и желательно, если тебя немного «потряхивает». Да, когда спортсмен готовится к рекордному прыжку, это может оказаться дополнительным источником сил и мобилизации. Но при этом часто наблюдается мышечный зажим, нарушение ритмики движений, техники и… ничего не получается. Где эта критическая точка, когда психическое состояние спортсмена находится на границе мобилизационной готовности и лихорадки? Вот в чем заключается значимость таких чувств, как спокойный, уравновешенный, внимательный. Испытывая эти чувства, спортсмен сохраняет способность контролировать себя, свои действия и концентрировать внимание на тактике спортивной борьбы.

Психологическая подготовка в спорте заключается в формировании готовности спортсмена продуктивно реализовать свою текущую функциональную, техническую и тактическую подготовленность. Да, это уверенность спортсмена: это он может, это ему по плечу. Но, как уже не раз упоминал, в 90% случаев спортсмены не удовлетворены своими результатами. Основная доля этих случаев — это проблемы психологии спортсмена, проблемы чрезмерной эмоциональности, связанной или с перевозбуждением (состояние лихорадки), или уже включением торможения (состояние апатии). И в том и другом состоянии спортсмен не способен адекватно реагировать на происходящее, он теряет способность контролировать свои действия. В такие моменты «включаются» механизмы стереотипов то, что уже отложилось в соревновательной памяти спортсмена. А это чрезвычайно живучая память.

Психологическая подготовка — это проблема психического состояния спортсмена в период непосредственной подготовки к соревнованиям, перед стартом, в процессе соревнования и, что не менее важно, — после выступления, как успешного, так и провального. До соревнования важно не допустить преждевременных состояний лихорадки, апатии и психологических срывов. С приближением старта растет психическая напряженность и если спортсмен не может контролировать и управлять своим состоянием, то возникновение навязчивых состояний существенно возрастает.

Во многих видах спорта время активных действий, когда человек непосредственно выполняет спортивное упражнение, составляют 1/5–1/10 общего времени соревновательного дня, который длится 3–10 часов. Как на выступлениях обеспечить состояние мобилизационной готовности, когда это надо? Умение регулировать свое состояние на протяжении всего хода сореванования — это залог сохранения психической энергии для мобилизации в моменты выполнения спортивного упражнения.

— личностная значимость соревнования (определяется не столько рангом соревнований, сколько притязанием спортсмена на результат или место);

— условия, в которых проводятся соревнования (весьма часто спортсмен не знаком с этими условиями и это оказывается «сбивающим» фактором);

— наличие конкретных соперников (опасения «проиграть», «не выиграть»);

— наличие значимых людей и их поведение (спортивные функционеры, тренер, близкие);

— индивидуальные психологические особенности спортсмена (помимо особенностей нервной системы, особенностей протекания психических процессов и личных качеств, у каждого спортсмена есть свои фобии, которые оказываются теми «путами», которые не дают ему показать все, на что способен);

— незнание, неумение, отсутствие навыков контроля и регуляции своего психического состояния.

Одно из положений информационной теории эмоций гласит — чем больше неопределенность удовлетворения потребности, тем сильнее выражены эмоции. Чем неопределеннее условия и ситуация, в которых оказывается спортсмен, тем интенсивнее эмоциональное реагирование. Превышение некоторого индивидуального предела возбуждения становится внутренним препятствием. Это может быть уровень притязания, «планка» результата, личностная значимость и другие факторы соревновательной атмосферы, которые увеличивают или уменьшают неопределенность достижения результата. По сути, психологическая подготовка — это учет фактов внешней и внутренней среды в создании таких условий, которые окажутся сопутствующими успешности выступления.

Усейн Болт на чемпионате мира 2011 в финале на 100 метров делает фальстарт. Через 3 дня побеждает на 200 метровой дистанции. В течение последнего года им отрабатывалась двигательная установка «уйти с колодок как можно быстрее». Вот, что он сказал о финале на 100 м: «Я был взволнован. Все вокруг кричали: „Давай, давай!“ Когда судья на старте дал команду: „Приготовиться“, клянусь, я был максимально сконцентрирован, но произошло непроизвольное движение». А вот о финале на 200 м.: «Постоянно контролировал свои эмоции и действия».

Психологическая подготовка — это весьма непростой процесс формирования готовности спортсмена продуктивно реализовать свою текущую функциональную, техническую и тактическую подготовленность. Психологическая же подготовленность — это уверенность спортсмена в своих силах, в том, что поставленная задача выполнима. Уверенность это тот системообразующий фактор, который детерминирует поведение спортсмена. Формирование уверенности с одной стороны — это устранение тех факторов (как внешних, так и внутренних), которые препятствуют достижению результата. С другой — это те качества психики спортсмена, которые обеспечивают мобилизацию, концентрацию на выполнении спортивной деятельности, как на тренировках, так и соревнованиях. Психологическая подготовленность — это итог долгой, много аспектной работы по психологической подготовке, часто с отсроченным, а не сиюминутным результатом.

С теми спортсменами, с которыми отработал не один месяц, сезон и больше устанавливаются доверительные отношения. Современные средства связи позволяют быть в постоянном контакте и делать это просто и оперативно. На таких сессиях-встречах обсуждаем текущие дела, планы, делимся впечатлениями о значимых для нас событиях. По сути, сохраняется стиль нашей совместной работы.

Источник

Статья по физической культуре «Психологическая подготовка спортсменов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»

Психологическая подготовка спортсмена

Завараев Андрей Владимирович,

учитель физической культуры

МБОУ «Октябрьская СШ№2»

Психологическая подготовка спортсмена

Соревнование – мощный стрессор, сила психофизиологической нагрузки которого не может быть снижена, в чем, наверное, вся притягательная прелесть спорта. Кому из спортсменов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, беспокойно лезут в голову навязчивые мысли, вкрадываются сомнения за исход своего выступления. Это так называемое предстартовое состояние.

Влияние его на организм двояко. Оно или значительно возбуждает нервную систему и под действием его спортсмен теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий.

Воспитание психической устойчивости спортсмена складывается из формирования умения сохранять и даже повышать в экстремальных условиях уровень своего эмоционального состояния, работоспособность и эффективность двигательных действий. Психическая готовность, представляющая собой наиболее высокий уровень психологической подготовленности к конкретным соревнованиям, предполагает наличие высокого уровня развития сенсорных и сенсомоторных качеств, свойств внимания, идеомоторики, тактического мышления, памяти и других качеств, важных для осуществления двигательной деятельности спортсмена, способности произвольно управлять своим поведением и чувствами.

Психологическая подготовка спортсмена заключается в том, чтобы:

— способствовать совершенствованию психических процессов — специализированных восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления и других, важных для достижения высшего уровня технико-тактического мастерства;

— формировать психические свойства личности спортсмена, оказывающие влияние на оптимальное стабильное проявление психических процессов, сохранение и повышение уровня работоспособности и эффективности двигательных действий в трудных условиях тренировки и соревнований;

— создавать оптимальные психические состояния в процессе тренировки и соревнований;

— развивать умения управлять своими психическими состояниями и в экстремальных условиях деятельности;

— способствовать выработке знаний о предстоящих соревнованиях;

— создавать положительную «психологическую атмосферу» в коллективах спортсменов.

Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.

При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является, прежде всего, воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен тем меньше он сделает ошибок на дистанции.

Благотворное влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико- тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей.

Чтобы предстартовое возбуждение не смазало мысленной картины, стоит тренироваться в выполнении идеомоторных упражнениях на тренировках.

В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий. Необходимо отметить, что спортивный результат слагается из трех составляющих:

Совершенствования механизмов нервно-психической регуляции деятельности и поведения человека.

Спортивный результат снижается при ослаблении любой из этих «трех опор».

Многочисленные исследования показывают, что отрицательные формы предстартовых состояний не только вызывают отчетливо переживаемый психический дискомфорт, но и отрицательно воздействуют на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования. Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций, т.е. проявления высокой надёжности в соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка предусматривает планомерное развитие необходимых качеств, способствующих развитию психических, технических и тактических возможностей спортсмена. Непосредственная психологическая подготовка к соревнованиям должна базироваться на информации о возможных и явных соперниках, состоянии мест соревнований и др. Изучение этих факторов и реальная оценка уровня достижений спортсменов должны служить основой для формирования стоящей перед нами задачи.

Список использованной литературы

Киселев Ю.А. Победи: Размышление и советы психолога спорта. М: Спортакадемия, 2002.

Психологическое обеспечение спортивной деятельности. /Под ред. Г.Д. Бабушкина. Омск.: СибГУФК, 2006.

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.

Источник

Виды психологической подготовки спортсменов

В планировании подготовки, в оценке готовности спортсменов и команд, в определении специфики нагрузок тренеры и спортсмены постоянно встречаются с необходимостью определения структуры подготовки, т.е. знания видов подготовки и взаимосвязей этих видов.

В соответствии с указанными только что целями принято различать общую и специальную психологическую подготовку.

Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных (всеобъемлющих, разносторонних, пригодных для многих целей) свойств личности и психических качеств, которые являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека. К общей психологической подготовке относятся:

Подготовка к длительному тренировочному процессу предполагает решение множества проблем, связанных с адаптацией спортсмена к постоянным, систематическим многолетним тренировочным нагрузкам. Тренировочная работа связана не только с перенесением нагрузок, но также и с целым рядом ограничений, обусловленных режимом питания, сна, отдыха, проведения досуга, преодолением некоторых привычек. Повышению переносимости постоянных физических и психических нагрузок в длительном тренировочном процессе в значительной мере способствуют групповые тренировки, работа вместе с командой.

Волевая подготовкатеснейшим образом связана в общефизической и специальной подготовкой спортсмена и команды. Главным фактором формирования воли является сознательный выбор субъективно более сложного и трудного, но эффективного, пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях. Подчинение всех своих дел, каждого своего шага цели наилучшей подготовки к соревнованиям, умение рационально использовать каждую минуту времени, планирование и соблюдение режима дня, специальные задания для развития воли по типу отставленного финиша, попытки «для характера», демонстрация соперникам готовности переносить тяготы вида спорта, различные пари с партнерами, тренером и т.п. позволяют сформировать волевую готовность спортсмена, создают ореол «легкой победы», позволяют порой выиграть соревнование до соревнования.

Социально-психологическая подготовка во многом предопределяет «благополучие» спортсмена, существенно влияет на социальный статус спортсмена и команды, способствует созданию наилучших условий для самореализации личности, позволяет снизить объем многочисленных хлопот, которых могло бы и не быть при условии эффективной социальной поддержки, обеспечивает успешную адаптацию новому игроку в команде и т.п..

Многие талантливые спортсмены, к сожалению, оставляют занятия спортом, не достигнув соответствующей социально-психологической кондиции, часто даже не поняв, что именно в этом причина неудавшейся спортивной карьеры. Следует обратить внимание на то, что простой факт неопределенности дальнейшего жизненного пути после прекращения спортивной деятельности весьма существенно влияет на динамику результативности даже в период активных занятий спортом. В этом смысле спортсмен-офицер или спортсмен-студент более социально психологически подготовлены чем спортсмен, не имеющий профессии и реальной перспективы ее получения.

Подготовка к соревнованиям вообще. Не секрет, что умение соревноваться составляет весьма важную, а порой и решающую сторону спортивных способностей. Это связано с тем, что число претендентов на победу значительно больше числа победителей. Поэтому многие спортсмены гораздо чаще оказываются в числе побежденных, привыкают к роли аутсайдеров или «вечных призеров», теряют грань различий обычной тренировки и спортивного поединка. Мастерство тренера состоит в том, что исходя из подготовленности спортсмена (или команды) и ранга соревнований предложить им стартовать там, где они окажутся в числе фаворитов, при этом сами соревнования должны быть престижными для этих спортсменов (или команды). Если же соревнования не являются престижными, то следует найти время для подготовки к стартам более высокого ранга. В игровых видах спорта эта задача осложняется заметным влиянием сезонности подготовки и турнирной дисциплины, а также возможным различием подготовленности игроков.

Самовоспитание. Формирование личности юных и взрослых спортсменов теснейшим образом связано с самовоспитанием. Анализируя свои поступки, ставя перед собой общественно значимые цели спортсмен сознательно воспитывает у себя желаемые качества личности. Чаще всего это волевые качества и черты характера: решительность, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и др. При этом воспитание положительных качеств личности сопровождается испытанием своих качеств, подражанием спортивному кумиру. Со временем у спортсмена складывается индивидуальная система постановки общей и частной задач, отбора наиболее пригодных средств и путей их осуществления в типичных и конкретных условиях спортивной деятельности отбора. Как правило, высоких спортивных результатов, особенно в профессиональном спорте, достигают спортсмены, которые самостоятельно и помногу работают над собой.

Специальная психологическая подготовкахарактеризуется направленностью на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, способствующих успеху в особых, конкретных условиях спортивной деятельности.

Подготовка к данному соревнованию. Каждое соревнование обладает определенной спецификой, выражающейся в месте и времени проведения, в климатических условиях, в составе участников, в условиях зачета и допуска, в достоинстве наград победителям, в традициях межличностных отношений участников и т.п. При этом одно и то же соревнование может быть по разному престижным для отдельных его участников, быть решающим или этапным. Задачей тренера и спортсмена в любом случае является получение объективной информации об этих особенностях соревнования, оценка данных специфических факторов с позиций их полезности для подготовки спортсмена на данном этапе, а также планирование выступления на данном соревновании.

Подготовка к конкретному сопернику. Стратегия и тактика соревновательной подготовки спортсмена во многом зависит от поединков команд или соперников. Известны феномены традиционно трудного или неудобного соперника, соперника с коронным приемом или стилем игры, хитрого соперника, соперника грамотного, не прощающего ошибок и т.п.

Кроме этого достаточно часто спортивная судьба складывается так, что победа над определенным соперником является ключевой во всем соревновании, или даже важнее выигрыша данного соревнования. В этой психологической подготовке, как правило, наиболее решающей является самая последняя, «свежая» информация о сопернике, новейшие «домашние заготовки», «разведка боем», а также учет типичных достоинств и ошибок (как противника, так и собственных).

Подготовка к этапу тренировки. Каждый спортсмен и тренер знает о том, что существуют наиболее трудные или любимые нагрузки. В подготовительном периоде чаще всего приходится встречаться с необходимостью выполнения больших объемов физических нагрузок, а, следовательно, и с высокими требованиями к волевым качествам, с переносимостью монотонии.

Этап разучивания новых элементов и комбинаций требует высокой собранности, внимательности, оптимального межличностного контакта тренера и спортсменов. Тренировки, проводимые на этапе соревнований, проходят на фоне повышенных требований к мобилизационной готовности спортсмена, к эмоциональной устойчивости, к высокой психической надежности. Эти факторы накладывают весьма заметный отпечаток на характер взаимных требований спортсменов и тренеров, отношений между спортсменами, уровень психической активности, настроения и тревожности. Основной задачей психологической подготовки к этапу тренировки является своевременная перестройка стиля отношений, требовательности, системы анализа достигнутых результатов.

Ситуативное управление состоянием. Чаще всего эффект специальной психологической подготовки связывают именно с управлением психическим состоянием спортсмена в различных соревновательных и тренировочных ситуациях. Так происходит не потому, что этот вид психологической подготовки является решающим, а потому, что действия спортсмена наиболее очевидны: что-либо было предпринято и тут же получен результат.

На самом деле подлинно широкими возможностями ситуативного управления состоянием располагают те спортсмены и их наставники, которые регулярно используют обширный арсенал приемов регуляции психических состояний, да к тому же умеют быстро оценить ситуацию и принять единственно верное решение.

Каждый из перечисленных видов общей и специальной психологической подготовки в практике работы тренеров и спортсменов постепенно наполняется совершенно конкретными средствами и приемами. Выделение видов общей и специальной психологической подготовки целесообразно только с условием возможности взаимного обогащения и дополнения, взаимной коррекции. Так, например, удачной прием управления предстартовым состоянием, найденный на одном из соревнований, может быть принят на вооружение и в других стартах, становясь, таким образом, достоянием общей психологической подготовки. Напротив, успехи волевой подготовки могут стать ключевым моментом именно в поединке с конкретным соперником, и впоследствии будут использоваться как специальное средство против него.

Содержание и структура психологической готовности спортсмена к спортивным играм

Неотъемлемой частью высокой тренированности (хорошей спортивной формы) является психическая готовность, которая играет решающее значение для успешности соревновательной деятельности. Изменение готовности приводит к изменению спортивной формы.

Компоненты психической готовности (по А.Ц. Пуни):

1. Твердая уверенность спортсмена в своих силах формируется на основе реальной оценки своих сил, возможностей противника и будущих условий соревнований. Складывается из возможности спортсмена показать результат, потребности показать этот результат, уровня притязаний.

2. Стремление спортсмена до конца бороться за достижение поставленной цели базируется на высокой мотивации деятельности, проявляется в целеустремленности спортсмена, направленной на ведение борьбы до самого последнего мгновения, за достижение намеченного и даже еще лучшего результата не только с равным, но и более сильным противником.

3. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения должен соответствовать особенностям вида спорта, масштабу соревнований, особенностям личности спортсмена. Эмоциональное возбуждение может быть слишком высоким (стартовая лихорадка) или недостаточным (стартовая апатия).

5. Способность к сознательной регуляции и управлению своими действиями, мыслями, чувствами, поведением. Базируется на владении приемами саморегуляции.

Воспитание воли

Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями, которыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Воспитание воли спортсмена – одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки спортсмена – научить его максимально мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и спортивных играх. Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и воспитания.

Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные, положительные мотивы во время занятий и выступлений в спортивных играх, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и, во-вторых, правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки. Следует убеждать спортсменов, что даже самый средний спортсмен, не обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно владеющий техникой и тактикой, сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать в спортивных играх. Примеров тому в истории спорта очень много. Выработав серьезное отношение и интерес к спорту, следует развивать у спортсмена стремление к самовоспитанию воли. Спортсмена необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха на ринге нужно научиться управлять своим настроением и чувствами, самокритично относится к поражениям, в недостатках в технике и тактике не обвинять тренера, судей и окружающих. Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности спортсмена, и стимулом для совершенствования качеств воли.

Методика воспитания у спортсменов волевых качеств, предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, которые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступлений. Для того чтобы стимулировать волевые усилия спортсмена на преодоление все возрастающих трудностей, в тренировке применяется ряд методов психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые качества спортсменов, но и вырабатывает у спортсменов соответствующие установки, создает такие оптимальные состояния, которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху. Их можно разделить на 2 группы: методы словесного и методы смешанного воздействия.

К методам словесного воздействия относятся: разъяснения, убеждения, одобрения, похвала, требования, приказ, примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов, критика и др.

К методам смешанного воздействия относятся: поощрения, награждения, одобрения, наказание, срочная информация о результатах действия, специальные упражнения для самонастройки, упражнения для отвлечения от неприятных мыслей. Эффективность методов словесного воздействия, зависит во многом от авторитета тренера, его умения подобрать нужные слова и примеры, оказывающие на них, эмоциональное влияние, логичности и образности речи, правильности замечаний. Применяя методы смешанного воздействия, тренер, помимо слов использует наглядный показ, отзывы других людей, различные упражнения и прочее. Он может поощрить спортсменов, похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о спортивных играх в печати. Воспитывая волевые качества, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только в спортивных играх, и тренировках, а проявлялись в жизни, в быту, труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена.

Умение тренера заставлять, побуждать спортсмена постоянно преодолевать трудности тренировки, быть дисциплинированным, твердо выполнять режим и распорядок дня, играет огромную роль в волевой подготовке. Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств у спортсменов – то не эпизодическая работа тренера, которую он проводит перед спортивными играми, а постоянный кропотливый труд, требующий от него большой затраты сил, времени, упорства и энтузиазма в течение всей многолетней подготовки спортсменов.

2.Исследование практичности метода тренировок “до отказа”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *