психику можно полностью объяснить какими законами

6 законов психологии, знание которых изменит вашу жизнь

Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

психику можно полностью объяснить какими законами

Законы психологии, которые стоит знать!

Эффект Прэтфелла

Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше. Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то неизбежно выпячиваем наружу лучшие стороны своей личности. Оказывается, совершенно зря: исследования показывают, что демонстрация своей уязвимости и слабости, напротив, повышает уровень эмпатии к нам со стороны других людей. Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.

Профессор, который выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее того, кто выступает предельно уверенно. Стесняться и делать глупости во время первого знакомства — проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.

Теория получила название эффекта Прэтфелла и была проверена Эллиотом Аронсон, докотором философии по психологии Стэнфордского университета.

В общем, ошибаться на людях — это не только нормально, но и полезно. Во всяком случае, до тех пор, пока ваши ошибки не приносят серьезного ущерба окружающих.

Эффект Пигмалиона

Большие ожидания увеличивают производительность. Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь. Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты. А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.

“Ваши ожидания создают вашу реальность”, — заключает он.

В общем, если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает. Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только “реальные цели”.

Парадокс выбора

Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением. Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.

Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим — один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.

Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций. Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.

Эффект свидетеля

Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет. Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самаритянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории. Исследователи называют его “смешением ответственности”.

Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом — толпа людей. Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что “помогут другие”. Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.

Влияние этого эффекта доказали психологи Бибб Латане и Джон Дэрли. Они провели эксперимент, в ходе которого имитировали ситуацию, когда старшеклассники избивали затюканного ботаника в школьной раздевалке на глазах у других школьников. 85% тех, кто был единственным свидетелем унижения, бросались на помощь жертве и вступались за нее. А вот если за происходящим наблюдали уже двое школьников, шансы на то, что кто-то из них поможет ботанику, падали до 65%. Если свидетелей было четверо, шансы, что хоть кто-то из них вступится, падали до 31%.

В общем, если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к кому-то. Проще говоря, лучше кричать не “Помогите хоть кто-нибудь!”, а “Мужчина в сером пальто, спасите меня!”.

психику можно полностью объяснить какими законами

Spotlight Effect

Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей. Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.

Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете.

А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.

Эффект фокусировки

Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют “Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется”. Дэвид Канеман

Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.

Для борьбы с этим психологическим эффектом вам придется усвоить одну простую аксиому: ничто не будет столь же важным через год или даже через неделю, как вам кажется сегодня. Относитесь к жизни и ее неурядицам легче и проще. И, да, смиритесь с тем, что люди просто не умеют прогнозировать будущее. Поэтому будет лучше, если вы перестанете вообще строить сколько-нибудь долгосрочные планы. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Почему мы так делаем: психологические объяснение человеческих поступков

психику можно полностью объяснить какими законами

Психология — удивительная наука, которая многое может рассказать о человеке. Сегодня, например, можешь познакомиться с несколькими законами из области психологии, их влиянием на твою жизнь и понять почему человек ведет себя так или иначе.

1. Подобное притягивает подобное

Хороший момент, чтобы задуматься о том, кто тебя окружает. Если ты проводишь большую часть времени в компании пьющих людей — скорее всего, ты и сам любишь выпить. Если твои друзья (или большая их часть) являются убежденными карьеристами — вероятно, ты и сам ставишь карьеру на первое место. Ты окружаешь себя в основном теми людьми, которые имеют цели или интересы, схожие с твоими.

2. Если тебе не нравится что-то в человеке — значит, это качество присутствует в тебе

Наглядный пример: бывает так, что тебя уж слишком раздражает в человеке его желание всегда и во всем помогать окружающим. А потом ты присматриваешься к себе и понимаешь, что тоже грешишь излишним проявлением заботы о других людях. Или вот еще: тебе не нравится, что твой друг постоянно опаздывает. Попробуй припомнить, часто ли тебя подводила твоя пунктуальность. Может оказаться, что часто.

Нас действительно больше всего раздражают в людях именно те качества, которые есть в нас самих и от которых нам хотелось бы избавиться. Так что старайся относиться к окружающим снисходительнее и больше работай над собой.

3. Если ты чего-то избегаешь — значит, ты боишься, что это причинит тебе боль

Всё просто: когда-то давно у тебя была девушка, которая разбила твое сердце. Теперь ты избегаешь отношений, аргументируя это тем, что тебе нужно сначала построить карьеру или накопить на квартиру, или тем, что времени на знакомства с девушками и свидания у тебя совсем нет.

Истинной же причиной такого избегания отношений является твой подсознательный страх, что ситуация, произошедшая когда-то давно в твоей жизни, может повториться. Ты боишься, что тебе снова разобьют сердце, поэтому всячески уклоняешься от всего, что может к этому привести.

4. Если ты постоянно попадаешь в одну и ту же ситуацию — значит, ты не усвоил урок

Допустим, если ты чрезмерно доверчивый человек и тебя постоянно предают, подставляют или используют, тебе необходимо задуматься над тем, чтобы ограничить круг доверенных лиц. Например, начать делиться подробностями своей жизни только с близкими друзьями и родственниками и не поднимать личные темы в общении с коллегами и знакомыми.

5. Внешнее равно внутреннему

То, как ты себя ощущаешь, передается через твое поведение, твой внешний вид и твои привычки. Например, уверенного в себе человека выдает походка, собранность, инициативность, интонация. Если, напротив, ты не уверен в себе и своих силах, ты будешь зажат в общении, отстранен от коллектива или принятия важных решений. Возможно, даже будешь производить на окружающих впечатление человека, не желающего брать на себя ответственность. Задумайся над этим.

6. Ты — причина своих успехов и неудач

Если ты поверишь в то, что сможешь добиться поставленной цели, и приложишь все возможные усилия — ты одержишь победу. В то же время если ты решишь для себя, что не справишься, — ты тоже будешь абсолютно прав.

7. Ситуации притягиваются твоими мыслями

Ты наверняка замечал, что то, чего ты обычно больше всего опасаешься, имеет обыкновение случаться. Когда ты начинаешь думать о какой-либо ситуации, которая может произойти, ты зацикливаешься на ней и своими же действиями (или бездействием) только повышаешь вероятность ее возникновения.

8. Когда ты думаешь о том, для чего тебе может пригодиться какой-либо человек, ты теряешь свою привлекательность

Проще говоря, корыстные мотивы, даже те, которые ты никак не озвучиваешь, всё равно проявляются в вашем общении с человеком. Когда он узнает, что ты поддерживаешь общение с ним из-за личной выгоды, можешь распрощаться со своими планами. Люди терпеть не могут, когда ими кто-то пользуется. Они вряд ли простят тебе это. Если, конечно же, у них нет на тебя таких же планов.

9. Мечты показывают твой потенциал

Да, мечты — это не бесполезная деятельность нашего воображения. По крайней мере, люди, которые придерживаются этого убеждения, обычно воплощают свои мечты в жизнь. Если ты мечтаешь удвоить свой доход, купить дом и делегировать большую часть своих обязанностей — значит, ты можешь этого добиться. Но для этого ты должен сделать мечту целью и приложить все возможные усилия к ее осуществлению.

10. Обладание деньгами не так важно, как овладение процессом их создания

Глупый человек потратит все деньги, которые у него есть, на еду и развлечения. Умный же человек прежде подумает, что он может сделать с имеющейся в его распоряжении суммой, чтобы в дальнейшем приумножить свой доход.

11. Когда ты не имеешь возможности изменить обстоятельства — измени свое отношение к ним

Этот способ действительно работает. В большинстве ситуаций, когда тебе кажется, что от тебя ничего не зависит, просто попробуй взглянуть на обстоятельства под другим углом. Возможно, исход события принесет тебе больше положительного, нежели отрицательного.

12. Думать нужно о том, что ты хочешь иметь, а не о том, от чего ты хочешь избавиться

Многие люди знают, чего они не хотят от своей жизни, и совершенно не представляют, чего бы им всё-таки хотелось. Важно разобраться со своими желаниями, потому что именно они превращаются в цели, которых ты должен добиваться. Нельзя сказать, что ты не хочешь работать на непрестижной работе. Лучше сформулировать это так: «Я хочу строить карьеру в перспективной компании».

Источник

Необычайные законы психики

психику можно полностью объяснить какими законами

психику можно полностью объяснить какими законами

Психика является достаточно сложным понятием в психологии, философии,а также медицине. По определению психикой называется способность человека активно отражать реальность или совокупность душевных процессов и различных явлений: воспринимать информацию, отвечать за эмоции, ощущения, память и другие явления. Психика — это исторически самая ранняя составляющая менталитета, это своеобразная «рефлексия организма» — способность организма реагировать на внутренние и внешние раздражители. С давних времен учеными были выявлены самые противоречивые разуму необычайные законы психики, которые далее будут рассмотрены.

Эффект очевидца

Допустим, человек становится в общественном транспорте, либо на улице свидетелем того, как кому-либо стало плохо. Велика ли вероятность того, что именно этот человек окажет первую помощь пострадавшему? Вероятность минимальная, практически нулевая. Из-за того, что в месте происшествия (в транспорте или на улице) очень много других людей, человек невольно переложит эту обязанность на плечи кого угодно. Но вероятность оказания помощи повышается, когда рядом находится не толпа, а всего пару человек. Психологи объясняют данный феномен нежеланием человека взваливать на себя ответственность, когда вокруг много людей, полагая, что кто-либо из них точно откликнется. Однако, так думает практически каждый!

Эффект труднодоступности

Наверняка каждый заметил, что для того, чтобы вызвать симпатию и интерес в каком-либо человеке, необходимо просто обделить его вниманием. Как бы странно это не звучало, но пренебрежение — это самый быстрый и легкий способ расположить к себе человека. Таким образом, у человека возникнет впечатление, что тот, кто им пренебрегает очень разборчив и понравиться ему могут только избранные. Это стимулирует желание попасть в данный круг избранных. Однако, не стоит увлекаться подобным занятием, поскольку таким образом можно легко перегнуть палку и навсегда оттолкнуть от себя этого человека.

Эффект Ромэо и Джульетты

Другими словами этот эффект называется «запретный плод всегда сладок». Чем более недоступен человек по какой-либо причине (будь то расстояние или невозможность встреч), тем более желанным он будет. Аналогично этому закону: люди, которые живут по соседству могут не привлекать друг друга при частых встречах, однако вызовут друг у друга интерес столкнувшись, например, в какой-либо социальной сети. психику можно полностью объяснить какими законами

Эффект ореола

У студентов есть такое правило: «Сначала студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на студента». По законам психики, если человек несколько раз произвел хорошее впечатление в обществе, совершив какие-либо благородные поступки, он заработал себе положительный имидж, и в дальнейшем ожиданиями общества будут только аналогичные поступки со стороны этого человека.

Эффект Зейгарник

Советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник в 1927 году открыла удивительное свойство человеческой памяти: способность к запоминанию действий зависит от той или иной степени их завершенности. Действие, которое было завершено, запоминается человеком в наименьшей степени, а вот лучше всего откладываются в памяти незавершенные действия. На сегодняшний день эффект Зейгарник успешно применяется в области педагогики и искусства.

Эффект Пигмалиона

Это удивительно, но от ожиданий учителя во многом зависит успешность (и даже интеллектуальные способности) учеников! Чтобы подтвердить данную гипотезу, ученые выбрали случайным образом нескольких учеников из разных школ и классов. Учителям же эти дети были расхвалены как лучшие и наиболее талантливые ученики. Примечательно, что эти дети в скором времени показали прекрасные результаты и даже подняли свой показатель IQ.

Источник

Психика

психику можно полностью объяснить какими законами

психику можно полностью объяснить какими законами

Психика

Психика – это одна из четырех составляющих нефизических аспектов человеческого существа, наряду с сознанием, разумом и душой. Сам термин произошел от древнегреческого имени Психея (греч.ψυχή – «дыхание», «удар»), которое использовалось в литературном языке в качестве синонима слова «душа». В науку и обиход оно пришло из мифологии.

Известная история повествует о том, как бог любви, Эрот (Эрос), полюбил обычную, смертную женщину. Любовная интрига между ними развивалась, преодолевая предательства, расставание, смертельную опасность. В конце концов, Эрос и Психея воссоединились.

Древние греки видели историю Психеи и Эрота, как аллегорию жизни. Их вспыхнувшая взаимная любовь проходит через тяжелые испытания, и в конце концов Психея умирает, но оказавшись в загробном мире, обретает бессмертие. Ее длинное и опасное путешествие между мирами является символом человеческой души, совершающей нелегкий путь через всю жизнь.

Психее пришлось делать трудный выбор, переживать бурные эмоции, чтобы добиться личностного роста. Поэтому в древнегреческом языке, ее имя стали ассоциировать со словом «душа».

Психика взрослого человека

психику можно полностью объяснить какими законами

Человеческая психика – это своеобразное отражение мира, прошедшее через призму разума.

Объективная реальность обретает новые очертания, благодаря:

Психика взрослого человека находится в постоянном движении. Она развивается в свете различных событий, под воздействием информации, ее преобразуют различные эмоции, переживания. Влияние на психику оказывает жизненный опыт, прошлое, пережитое.

Обитая в теле, человеческая психика относится к нематериальным категориям. Но она оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, во многом определяя судьбы людей.

Разнообразные функции психики позволяют человеку:

Особенности женской психики

психику можно полностью объяснить какими законами

Это – не миф. Отличия в психике и поведении мужчин и женщин действительно существуют. Виной тому различие нейрохимических процессов у представителей противоположного пола. Недаром специальный тест на психику позволяет определить пол человека.

Нередко мужчинам кажется, что женщины читают их мысли. Научные исследования показывают, что природа устроила женщин особым образом. Она подарила им чудесную функцию психики – более развитую интуицию, чтобы они могли понимать и обеспечивать жизнь собственному потомству, не полагаясь на вербальное общение.

Особенности психики представительниц прекрасного пола в том, что они не любят конфликты, но не выносят отсутствия реакции собеседника, партнера и т. п. Ученые считают, возможно, это связано с тем, что в процессе эволюции у женщин формировалось особое состояние психики – острая чувствительность к межличностным сигналам, как способ держаться подальше от конфликтов, происходящих на государственном, общественном уровне, в отличии от мужчин. Исследования показывают, что всплеск нейрохимической активности, который происходит в коре головного мозга женщины во время серьезного конфликта, особенно в близких отношениях, находится почти на том же уровне, как при апоплексическом ударе. Возможно, из-за имеющегося опыта в «чтении» чужих мыслей, женщины не могут спокойно выносить пустые обещания, отговорки и долгое молчание.

Еще одной особенностью психики дам является то, что они «заводятся» с пол оборота. На состояние психики женщин влияют объективные факторы:

Насколько процессы психики протекают не одинаково, отчетливо проявляется на примере сексуальных отношений. Для мужчин прелюдия включает в себя все, что случается за пару минут до полового акта. Для женщин она состоит из всего, что произошло за 24 часа до соития.

Женский мозг лучше синхронизирован со словами и звуками, что доказал научный эксперимент, в процессе которого мужчины и женщины должны были слушать чтение вслух. Полученные данные показали, что во время прослушивания у женщин регистрировалась активность мозга в обоих (левом и правом) полушариях, в то время как у мужчин только левое полушарие мозга было активировано.

Это объясняет, почему развитие психики девочек происходит иначе, чем у мальчиков. Они, как правило, учатся говорить раньше, чем мальчики, а впоследствии преуспевают в изучении языков.

Часто говорят, что у женщин наблюдается нарушение психики во время предменструального синдрома. Но это – не совсем верно. Истина заключается в том, что менструальный цикл женщины влияет на состояние ее психики почти каждый день месяца. Потому что изменение уровня гормонов коррелирует с настроением, чувствительностью и уровнем энергии. Однако для большинства женщин верно утверждение, что их психика и поведение изменяются к худшему за 12-24 часов до начала менструального кровотечения.

Женский мозг, как правило, не нуждается в риске. Он не одобряет рискованные поступки своих обладательниц, в отличие от мозга мужчин, особенностью психики которых является жажда экстрима. Ведь они испытывают прилив эндорфинов при столкновении с опасной ситуацией.

Менопауза приводит к тому, что суть психики меняется. К 45 годам женский организм, как правило, в меньшей степени переживает воздействие эстрогена и окситоцина. Это приводит к тому, что дамы менее охотно строят новые романтические отношения, не желают развивать их и стремиться к сохранению, как это было в молодости.

Данное изменение вводит окружающих в заблуждение, относительно развития психики дам «бальзаковского возраста». На самом деле, зрелые женщины склонны в большей степени рисковать и притягивать к себе внимание.

Психика и поведение мужчин

психику можно полностью объяснить какими законами

Пожалуй, своеобразие, которым обладает структура психики представителей сильного пола, наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях с женщинами.

Одни мужчины предрасположены к эмоциональной отдаче в отношениях с противоположным полом, другие не готовы к ней. Эти особенности психики являются неотъемлемой частью личности, будучи результатом пережитого опыта, предыдущих положительных или отрицательных отношений, темперамента и социальных норм. По уверениям различных экспериментов, наблюдений и тестов на психику, шаблоны поведения мужчин, как правило, делятся на пять простых категорий.

К первой относят обязательных мужчин, которых часто называют «человек слова». Они ищут прочных отношений, ценят моногамию, взаимность чувств и дружескую поддержку. Такие мужчины восхищаются, уважают и любят женщин. Им бывает комфортно в отношениях с противоположным полом, когда партнерши оказываются на позиции властителя. Они рассматривают супружество как отношения равных. И высоко оценивают ту важную роль, которую женщина играет в семье.

Развитие психики обязательного мужчины может столкнуться с трудностями, если он будет настолько сфокусирован на семейных ценностях, что перестанет рассматривать партнершу как личность, откажется от романтики в отношениях. Однако, вспоминая и заново открывая индивидуальность женщины, им часто удается восстановить отношения и взаимную поддержку.

Данная категория также включает мужчин, которые чувствуют себя комфортно на второстепенных ролях. Например, если партнерша является основным кормильцем, он не испытывает трудностей, даже оказавшись мужем своей начальницы. Он чувствует себя абсолютно органично и делает все возможное, чтобы оказать поддержку, в качестве помощника в семье.

Другая категория – это мужчины, суть психики которых психологи определяют термином «эмоциональный контроллер». Такие представители сильного пола относятся к своим партнершам, как к нежным цветам, за которыми следует старательно ухаживать, чтобы они радовали и приносили плоды. Они очень гордятся тем, что помогают своим «половинкам» расти и развиваться, до тех пор, пока партнерша понимает и соблюдает четкую роль в отношениях.

Все, что дает эмоциональный контролер или «мужчина-сторож», должно вернуться в несколько ином качестве. Он думает о том, как помочь, доставить удовольствие партнерше. А она должна отвечать благодарностью, заботясь о нем, в свою очередь.

Специальный тест на психику, вероятно, определит в подобном мужчине человека, который предпочитает прогнозируемость, ритуалы. Он за поддержание традиционных ролей в отношениях.

На практике такая модель отношений неплохо зарекомендовала себя, несмотря на то, что некоторым она кажется старомодной. Однако данная конструкция может оказаться довольно хрупкой. Если какие-либо правила эмоционального контролера оспариваются в семье, он может чувствовать себя под угрозой, становясь более жестоким, и даже бывает готов разрушить отношения. Поэтому важно поддерживать равновесие, оптимальный баланс сил, что требует больших усилий от партнерши.

Существует отдельная категория мужчин, с особой формой психики, которые никогда не бывают готовы к длительным, глубоким отношениям с противоположным полом. Зачастую они держатся стайкой, входя в группу парней, которая, как правило, формируется в подростковом возрасте. Но иногда «свободные художники» или «закоренелые холостяки» могут объединяться по интересам с себе подобными на жизненном отрезке от 20 до 30 лет.

Они часто рассматривают мужскую дружбу в качестве основного общения. И считают, что женщины представляют угрозу, оказывая влияние на их психику и стремясь разрушить отношения с друзьями. Идейные холостяки ориентированы на единый образ жизни и поощряют следование данному шаблону среди своих сверстников.

Так как они все же имеют определенные сексуальные потребности (и, возможно, скрытые эмоциональные), которые должны быть выполнены, настоящие «мачо» все же вступают в супружеские отношения с противоположным полом. Но делают это демонстративно неохотно.

Одна из многих трудностей, которые возникают в близких отношениях с носителями данной формы психики, – комплекс мужественности. Они опасаются оказаться недостаточно брутальными, вступив в серьезные романтические отношения. Но с возрастом даже настоящие мачо часто приходят к мысли, что готовы к семейной жизни.

Еще одна распространенная форма психики мужчин – комплекс зависимости от других. Такие люди часто зависят от своих партнерш. Они чувствует себя потерянными, если рядом нет кого-то, кто задает вектор, управляет стремлениями, от кого зависят психика и поведение в повседневной жизни. Иногда зависимый мужчина может страдать комплексом неполноценности, который дополнительно усиливает расстройство психики.

Зависимость этого человека и отсутствие осознания того, что он слишком зависит от кого-либо, часто делают невозможными любые отношения. Он требует, чтобы кто-то заботился о нем эмоционально, а также, возможно, физически. Но эти требования могут показаться невыполнимыми партнеру.

Мужчина, имеющий нарушение психики, в виде комплекса зависимости от других, постоянно ставит себя в положение жертвы, провоцируя ситуацию, в которой он становится отверженным. Интенсивность его собственных потребностей не оставляет возможности обратить внимание на желания других. Он просто не в состоянии определить, когда его партнерша начнет задыхаться в отношениях с ним. Не будучи в состоянии уменьшить свои запросы, он испытывает разочарование в партнере, чувствует себя несчастным, в конце концов уходит или встает на путь измен.

Состояние психики зависимого мужчины зачастую улучшается, по мере того как он получает опыт неудачных отношений. Разрывы дают ему возможность научиться поддерживать свои потребности самостоятельно, несмотря на дискомфорт от одиночества. Отрицательный опыт позволяет почувствовать себя более комфортно в «собственной шкуре», прежде чем попытаться выстроить другие, более гармоничные отношения.

Существуют также мужчины-одиночки. Они могут испытывать страх перед отношениями, не желают переживать боль, становиться уязвимыми, имея негативный опыт в прошлом. Разнообразные расстройства психики, в виде комплексов, являются следствием психологических травм, полученных в предшествующих отношениях. Даже если такой «волк-одиночка» кажется жестким снаружи, он чувствует себя очень хрупким внутри, и поэтому либо категорически уклоняется от отношений, чтобы защитить себя, либо может состоять в отношениях, оставаясь при этом чрезвычайно скрытным, замкнутым.

Он впадает в крайности, чтобы защититься от эмоциональной боли, в том числе, чтобы не оказаться в ситуации, когда он может стать отверженным. При поддержке и последовательности партнерши, он может научиться доверию.

Суть психики мужчины не ограничивается перечисленными моделями. Она гораздо шире, чем скупые характеристики ее особенностей. Однако знание типичных шаблонов мужской психологии, мотивации поведения, помогает лучше понять их.

Абсолютно всем мужчинам, с различными особенностями развития психики, необходимы уверенность и терпение партнеров. Они помогают улучшить отношения.

Детская психика

психику можно полностью объяснить какими законами

Процессы психики в детском возрасте отличаются от таковых у взрослых. Психика ребенка развивается от рождения до конца подросткового возраста, причем она имеет свои особенности у разных мальчиков и девочек.

В качестве научной дисциплины, с твердой эмпирической основой, детскую психику начали изучать сравнительно недавно.

В 1840 году, Чарльз Дарвин решил вести записи роста и развития одного из своих отпрысков, собирая и систематизируя данные, как если бы он изучал неизвестный вид животных.

Аналогичное, но более сложное исследование, было проведено немецким психофизиологом Тьерри Уильямом Прейером, который в 1882 году опубликовал революционную для психологии работу «Душа ребенка».

В 1891 году американский педагог-психолог Г. Стэнли Холл создал «Учительскую семинарию», периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике.

В начале ХХ века началась разработка тестов интеллекта и создание специальных клиник для детей, что дополнительно стимулировало развитие отрасли психологии, предметом которой была детская психика.

Ряд известных психологов ХХ века, Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн, дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием психики ребенка, главным образом, с психоаналитической точки зрения. Пожалуй, наибольшее влияние на современную детскую психологию оказал швейцарский ученый, Жан Пиаже. С помощью непосредственного наблюдения и практических действий, Пиаже разработал теорию стадий развития, которые проходит детская психика, приобретения понимания у детей. Он описал различные этапы обучения в детском возрасте, охарактеризовав психику ребенка, восприятие себя и мира на каждом этапе обучения.

Сегодня детская психология обладает знаниями, собранными из различных источников. Замечания родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и интервьюирование профессиональными психологами дают много новых материалов о детской психике.

Используются очень разные методы, например, «окно в одну сторону» или зеркальная комната, в которой мальчики и девочки могут свободно взаимодействовать с окружающей их средой или другими, не зная, что за ними наблюдают. Личностные тесты на психику, интеллект, а также различные экспериментальные методы оказываются очень полезными для науки, предмет изучения которой – психика ребенка.

Несмотря на попытки унифицировать различные теории развития психики ребенка, она остается динамичной, меняется по мере приобретения новых знаний и опыта.

Физическое развитие и психика малышей

психику можно полностью объяснить какими законами

Возраст до 6 лет называют «ранним детством» или «дошкольными годами». Младенцы и дети дошкольного возраста растут быстро. Наряду с физическим развитием, формируется психика ребенка. Карапуз, пухленький малыш, который едва может произносить звуки, вдруг становится выше, стройнее, болтает без устали. Особенно очевидным в раннем детстве является тот факт, что развитие всех умений, навыков, способностей, интегрировано. Биологические, психологические и социальные изменения, происходящие в это время (как и на протяжении всей остальной жизни), взаимосвязаны.

Несмотря на интенсивное физическое развитие детей дошкольного возраста, структура психики в раннем детстве меняется медленнее, она становится более стабильной, в сравнении с динамикой в младенческом возрасте. Однако любые изменения в головном мозге ребенка оказывают важное влияние на физическое развитие в течение дошкольного периода, включая грубую и мелкую моторику.

Пластичная психика ребенка школьного возраста

Дети школьного возраста имеют обостренный интерес к познанию, у них уже сформировано чувство собственного внутреннего мира. Они становятся более опытными «специалистами» в решении проблем.

Школьники учатся думать конкретно, формировать определенные, точные и однонаправленные точки зрения, основанные на реальном и конкретном опыте, а не на абстракции. Старшие дети реже фантазируют, их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от детей дошкольного возраста, школьники обладают гораздо более весомым багажом знаний, который влияет на состояние психики.

Еще Жан Пиаже отметил, что мышление детей существенно меняется на стадии конкретных операций. Дети школьного возраста способны классифицировать, выделять особенности, последовательно упорядочивать, группировать, в соответствии с логической последовательностью. Они приходят к пониманию причинно-следственных связей и преуспевают в математике и естественных науках. Осмысливают понятие устойчивой идентичности.

Пиаже считал, что предоперационные познавательные способности ограничены эгоцентризмом, неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм нивелируется с возрастом. В школьные годы дети, как правило, осознают, что другие люди имеют свои собственные взгляды, чувства и желания.

Современные исследования развития детской психики часто противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, Robert S. Siegler и некоторые другие когнитивные теоретики объяснили феномен сохранения как медленные, прогрессивные изменения в правилах, которые дети используют для решения проблем, отрицая внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что младшие и старшие дети развиваются постепенно, а не совершая скачки на отдельных этапах.

Кроме того, современные исследователи считают, что психика ребенка часто оказывается гораздо совершеннее, дети понимают гораздо больше, чем предполагают учителя и другие взрослые. Например, в процессе обучения дети младшего школьного возраста могут выполнять многие из тех задач, которые раньше считались реально выполнимыми только для детей старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что возможности и функции психики детей во многом определяются биологическим и культурным влиянием.

Суть изменений психики подростков

психику можно полностью объяснить какими законами

Большинство подростков достигают в когнитивном развитии стадии формальных операций, которую выделил Жан Пиаже, в возрасте от 12 лет и старше. В этот период они осваивают новые функции психики для манипулирования информацией.

Раньше, будучи детьми, они могли думать только конкретно. На новом этапе развития структур психики подростки учатся думать абстрактно, пользоваться дедуктивными методами. Данная стадия позволяет тинейджерам научиться рассматривать будущие возможности, находить ответы, принимать решения, проверять гипотезы, а также делать выводы о событиях, которые произошли не с ними.

Психическая зрелость наступает вместе с созреванием мозга и расширением взаимосвязей в социуме, который предлагает огромные возможности для жизненных экспериментов. «Мирской» опыт играет большую роль в достижении духовного роста. Исследования показывают, что абстрактному мышлению и навыкам критического рассуждения можно обучить.

Согласно теории Роберта Стернберга, интеллект состоит из трех аспектов:

Компонентный аспект интеллекта дает возможность использовать внутренние возможности обработки информации, искать решение проблем, оценивать результаты. Подростки с развитым критическим аспектом успешно проходят стандартизированные тесты на интеллект.

Эмпирический аспект интеллекта обеспечивает эффективное обучение новым навыкам. Другими словами, это возможность сравнить старую и новую информацию, сопоставлять факты вместе. Тинейджеры с развитым проницательным интеллектом хорошо справляются с усвоением новой информации и быстро учатся решать новые задачи в автоматическом режиме.

Контекстный аспект интеллекта позволяет применять знания на практике, в том числе с учетом социальных, культурных и исторических контекстов. Подростки с развитым ситуативным аспектом интеллекта:

Еще одними аспектами развития психики подростка являются нравственное развитие и способность рассуждать о правильном и неправильном. Известный американский психолог Лоренс Колберг предложил теорию нравственного развития, состоящую из трех уровней и шести этапов:

Нравственное развитие подростка зависит, в частности, от проявлений эмпатии, стыда и чувства вины. По мере созревания структур психики, ребенок обретает способность взвешивать последствия поступков и слов, в свете собственных интересов и интересов окружающих. Подростки, как правило, демонстрируют традиционную мораль, становясь старше, хотя некоторым из них может потребоваться больше времени, чтобы получить опыт, необходимый, чтобы сделать переход из детства во взрослую жизнь

Исследования, как правило, поддерживают модель Колберга. Тем не менее, его теория была подвергнута критике по нескольким пунктам. По мнению некоторых экспертов, модель страдает однобокостью, так как больше подходит для характеристики развития психики образованных людей. Кроме того, некоторые подростки могут переживать регресс психики, в силу семейных факторов, негативного влияния среды.

Феномен человеческой психики

психику можно полностью объяснить какими законами

Раньше ее называли словом «душа». Но постепенно в науке и в обиходе его заменил термин «психика», который включает весь субъективный мир, объединяющий:

Великий психоаналитик Карл Юнг когда-то сказал: «Психика является величайшим из всех космических чудес». И остается недостаточно изученной.

Современный человек порой упускает из вида тот факт, что общение с миром невозможно без психики. Человечество застыло на первой ступени осознания важности процессов психики для создания житейского опыта, представлений людей о мире и себе самих.

Не зная той роли, которую играет психика человека, люди иногда фантазируют, моделируя мир таким образом, чтобы поставить ее в основу мироздания. Однако зачастую человек не осознает ключевую роль, которую играют психика и сознание, оказываясь в состоянии внутреннего отрыва от внешнего мира.

Меж тем, внешний мир можно представить, как холст, на котором мозг и психика воспроизводят самые причудливые формы, являясь его отражением. Внешний мир, а также психика и сознание, представляют единство, в котором каждый элемент является продуктом другого.

Мир проявляется в человеческом сознании, и суть психики заключена в отражении окружающей действительности и собственной оценке. Объективная реальность и психика человека вместе образуют единство, напоминающее замкнутый круг. Одна составляющая создает другую, сама формируясь под ее влиянием.

Мозг и психика

психику можно полностью объяснить какими законами

В настоящее время существуют две отдельные модели, используемые для описания существования человеческой психики. Религиозная модель считает, что психика человека – это «душа». Данная концепция также поддерживает идею о том, что душа не зависит от тела и существует как до, так и после того, как заканчивается земное существование. Вторая модель, известная как светская, относится к психике как к «разуму». Согласно научной концепции, психика действует как продолжение тела, реагирует на функции мозга и внешние раздражители

Разум объединяет умственные способности человека:

Мозг и психика работают сообща. Кора головного мозга, напоминающая сложный лабиринт, хитросплетение борозд и извилин, покрывает его поверхность. Любые внутренние и внешние сигналы поступают в этот центр управления организмом, где осуществляется их анализ и синтез. В проекционной коре, которая связана с ассоциативной областью и подкорковыми структурами, протекают важные процессы управления различными функциями организма.

Определенные участки коры отвечают за:

В том числе, процессы психики осуществляются посредством сложной мозговой деятельности.

Все зоны коры условно разделяют на три блока.

Первый называют «энергетическим блоком». Он не занимается приемом и сортировкой информации, но обеспечивает эти процессы, поддерживая кору в оптимальном тонусе. Благодаря его работе, человек может концентрировать внимание. Блок тонуса в коре обеспечивает активность психики и сознания. Если происходят какие-либо нарушения, и энергетический блок не справляется со своими задачами, человек может испытывать чрезмерное возбуждение или наоборот, апатию, невероятную усталость. А существенный сбой в его работе может привести к потере сознания и даже к коматозному состоянию.

Второй объединяет несколько областей коры, отвечающие за работу органов чувств и управление движениями:

Если существуют нарушения в одной из этих зон, они закономерно оказывают влияние на психику.

Третий блок контролирует поведение людей. Он объединяет зоны коры больших полушарий головного мозга, прежде всего передние. Лобные доли обеспечивают сложные действия людей, отвечают за психику и поведение. Если они работают с нарушениями, человек испытывает трудности:

Человеческий мозг и психика людей таят множество загадок. В частности, известно, что хотя определенные зоны мозга оказывают влияние на психику, нет каких-либо оснований утверждать, что они действуют изолированно. Влияние их всеобъемлющее. Свидетельством служит тот факт, что если происходит повреждение головного мозга в определенной области, у разных людей оно может приводить к неодинаковым расстройствам психики. И наоборот: разнообразные нарушения психики могут быть ассоциированы со сбоями в работе отдаленных друг от друга зон коры головного мозга.

Не только кора головного мозга влияет на сознание и психику. Они, в свою очередь, оценивают мозговые функции и управляет высшей нервной деятельностью.

Психика и сознание

психику можно полностью объяснить какими законами

Два понятия являются родственными, пересекающимися. Психика и сознание включают взаимосвязанные явления. Однако психика является более широким термином, который объединяет сознание, память и когнитивные функции. А сознание – является высшей формой психики. Это – бодрствующее состояние (без сновидений или комы), позволяющее оценивать реальность.

Психика является термином, который существует в обиходе, обсуждается в философии и используется в клинической психологии. Он, как правило, объединяет:

Развитое сознание способно обнаружить расхождения между воспоминаниями и действительностью, а также корректировать искажения реальности с помощью ума. Поэтому психика является самым ценным фактором для развития сознания.

Структура психики

психику можно полностью объяснить какими законами

Великий психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что человеческая личность состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). По мнению Фрейда, три аспекта психики человека формируются на разных стадиях развития личности. Идентификатор импульсивен и требует немедленного удовлетворения, в то время как Эго помогает соотносить свои требования с реальным миром. Супер-эго включает в себя ценности и нормы окружающего мира.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда о личности, поведение людей является результатом взаимодействия друг с другом трех уровней психики:

Карл Юнг доработал описание структуры психики, включив в число прочих элементов коллективное бессознательное состояние. Он считал, что психика – не только продукт среды обитания: она присуща человеку с рождения.

Процессы психики

Человеческая психика имеет две основные функции:

Будучи «хранилищем» впечатлений о мире и о себе, психика выступает в качестве связующего звена между физическим (телом) и духовными аспектами (разум, душа) человеческого существа, а также служит в качестве моста между другими людьми. Она представляет собой динамичную конструкцию, которая постоянно меняется, благодаря различным процессам, протекающим в психике.

Все психические процессы условно разделяют на три вида:

Они протекают в неразрывной связи, обеспечивая саму возможность существования друг друга.

Состояния психики

психику можно полностью объяснить какими законами

Психика может иметь различные состояния в разное время. Если представить ее в виде зеркального шара, качество изображения реальной картины будет зависеть от количества и свойств отражающих элементов на его поверхности. Шар с меньшим количеством зеркал дает простой образ реальности. В то время, как шар со множеством зеркал дает весьма сложный образ реальности.

Очевидно, что «продвинутая» психика способна представлять действительность более сложный, но с другой стороны, она более склонна к составлению картин из искаженных образов реальности, в силу многих факторов.
Степень искажения, в определенный момент времени соответствующая тому или иному
состоянию психики, оказывает влияние на различные психические процессы, протекающие в организме.

Состояния психики различают по многим свойствам, в том числе по:

Все они постоянно меняются, оказывая влияние на поведение людей, заставляя поступать, думать и говорить определенным образом, а не иначе.

Свойства психики

психику можно полностью объяснить какими законами

Среди свойств человеческой психики выделяют:

Влияние на психику

Человеческая психика постоянно меняется под влиянием многих факторов:

Влияние на психику извне можно оказывать в виде:

Классическим примером использования всевозможных способов воздействия на психику человека является религия. Абсолютно все концессии активно эксплуатируют весь арсенал методов влияния. Архитектура, музыка, живопись, скульптура, благовония, освещение, цветовая гамма, тексты молитв, ритуалы производят впечатление, вызывают яркие эмоции, оставляют особый след в душе, изменяют психику.

Нарушения психики

психику можно полностью объяснить какими законами

Сильное искажение реальности может привести к состоянию, в котором основные функции психики временно не будут исполняться, а значит реальность не будет восприниматься объективно и поведение человека станет неадекватным. В этом случае речь идет о нездоровье психики, а значит организма в целом.

В отличие от физического здоровья, здоровье психическое определяется отсутствием не только психоэмоциональных расстройств, связанных с повреждением мозговых структур, но и поведенческих расстройств, формирующихся в силу характера, темперамента и т. п., под влиянием экономических, бытовых и прочих факторов.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения выделяют несколько критериев, определяющих состояние здоровья психики:

Известный американский социолог Толкотт Парсонс в середине прошлого века охарактеризовал психическое здоровье, как способность человека выполнять определенные роли в социуме. Он считал что это понятие относительно, так как ограничивается групповыми и общественными законами и нормами. А нарушения психики, с точки зрения физиологии, даже при наличии
определенных патологических симптомов, позволяют человеку полноценно жить, если
они не вступают в конфликт с общественными нормами, ценностями, моралью.

Классификация расстройств психики

психику можно полностью объяснить какими законами

Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что у двух из десяти человек на Земном шаре наблюдаются расстройства психики, при которых люди не в состоянии выполнять определенные задачи в личной и семейной жизни, в трудовой и общественной деятельности. По различным оценкам, один ребенок из 12-20 детей имеет нарушения психики.

Специалисты считают, что расстройства нельзя отождествлять с психическими заболеваниями, так как они не всегда связаны с физическими нарушениями. Поэтому современная международная классификация болезней (МКБ-10) оперирует термином «психическое расстройство».

Согласно данной классификации, все расстройства психики делят на следующие:

Кроме того, в зависимости от внутренних и внешних факторов, нарушения психики могут рассматривать в рамках двух типов психических расстройств:

Самым распространенным расстройством психики является депрессия.

Аффективные расстройства

психику можно полностью объяснить какими законами

Они связаны с эмоциональными процессами психики. О расстройствах настроения или аффективных идет речь, если человек испытывает гипертрофированные, неадекватные по интенсивности эмоции во время печальных или радостных событий. Жалуется на частые и очень резкие перепады настроения.

К расстройствам настроения или аффективным относят:

Тревожные расстройства

Нередко расстройство психики может выражаться в том, что человек оказывается не в состоянии правильно расценивать опасность. Здоровая психика осознает угрозу, но не позволяет страху овладеть собой. Патологически измененная психика не только поддерживает искажение реальности, но и усиливает погрешность, заставляя человека испытывать панику, ужас, которые
нередко сопровождаются тахикардией (учащенное сердцебиение), усиленным потоотделением и прочими неприятными симптомами.

В этом случае диагностируют один из типов тревожных расстройств:

В таких случаях нередко требуется помощь извне (медикаментозные и
немедикаментозные методы), чтобы вновь оптимизировать мыслительные процессы, и
заставить сознание здраво осмысливать угрозы.

Психотические расстройства

психику можно полностью объяснить какими законами

К данной группе расстройств психики относятся шизофрения и прочие нарушения, которые
характеризуются бредом, галлюцинациями (в виде слуховых, зрительных образов).

Психотические расстройства считаются одними из самых тяжелых, опасных для
самого человека и общества.

Различные формы зависимости психики

Очень часто люди оказываются не в состоянии бороться со своими желаниями, даже если они могут нанести вред окружающим или им самим. Если такие устремления становятся постоянными, речь идет о маниях или психических зависимостях, под воздействием которых ломаются судьбы, прерываются социальные, трудовые и семейные отношения и связи.

Ярким примером подобных нарушений психики является игромания. Под ее влиянием человек порой идет на неоправданные риски, лишается денег, работы, семьи, а иногда и жизни.

Диагностика нарушений психики: тесты и пр.

психику можно полностью объяснить какими законами

Психика людей развивается, в зависимости от совокупности различных факторов:

Ее состояние подвержено влиянию стрессов, которые оставляют свои отпечатки
и приводят к разнообразным последствиям. Примером может служить катастрофа или
теракт, которые пережила группа людей. Кто-то из них может справиться с сильным потрясением, другой получает настолько глубокую психоэмоциональную травму, что она вырастает в расстройство психики.

Различные отклонения в поведении, настроении, образе мыслей людей, вступающие в диссонанс с принятыми обществом моральными установками, культурными нормами могут свидетельствовать о нарушениях психики. Для них характерны следующие патологические симптомы:

Нередко на психическое расстройство указывают жалобы на нарушения физического здоровья. При этом патология внутренних органов отсутствует либо имеет неспецифические симптомы.

Так как человек с психическим расстройством не адекватно оценивает окружающий мир и себя самого, как элемент реальности, нередко он не осознает проблему. Симптомы и клиническую картину нарушения психики может оценить только специалист.

Психиатры, психологи и психотерапевты для скрининга расстройств используют различные диагностические тесты психики или психологические опросники самооценки. Они содержат вопросы, касающиеся симптомов предполагаемого нарушения, которые помогают выявить изменения в поведении и психологии, продемонстрировать интенсивность и частоту проявления симптомов расстройства.

Восстановление нормальных функций психики

В России лица, имеющие расстройства психики, наблюдаются в диспансерах психоневрологического профиля. Для лечения психических нарушений используют медикаментозные и немедикаментозные методы.

Впервые медикаментозное лечение пациентов с нарушениями психики было проведено в середине прошлого столетия, во Франции, посредством хлорпромазина. Сегодня существует большое количество антипсихотических препаратов, которые может назначить только специалист, так как каждый из них имеет свои показания, противопоказания и побочные эффекты.

Существует три основных вида психотерапевтического воздействия:

В большинстве эпизодов, психическим расстройствам сопутствуют соматические заболевания, которые также должен диагностировать и лечить врач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *