просветительское понимание культуры можно обобщить в следующей форме культура это

Виды и формы культуры

просветительское понимание культуры можно обобщить в следующей форме культура это

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока и Запада;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);

криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).

Характерные черты контркультур:

нетрадиционные культурные формы,

нетрадиционные формы религии.

Таблица «Виды культуры»

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Действует как механизм «внушения и заражения»

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение

Отражает национальный характер

Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры

Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа

Источник

Просветительское понимание культуры. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры.

Просветительское понимание культуры: культура – мир разума

Сфера человеческого начала в человеке в противоположность стихийному, животному; выделяется 2 аспекта: 1) средство возвышения человека; 2) реально существующий образ жизни людей.

Аксиологический подход: культура – мир ценностей

Культура как совокупность лучших творений человеческого духа. Но! – в разных культурах разные, зачастую противоположные ценности.

Антропологический подход: культура – мир человека

Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях (описательный уклон).

Недостаток подходов: называют проявления и стороны культуры, но не объясняет сущности

Информационно-семиотическая концепция культуры.

Культура как: 1) мир артефактов, или мир человеческой деятельности

4) информационный процесс

1. Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мыли, способы действий).

Человеческая деятельность отличается от действий животных:

свободным целеполаганием, заранее представляется результат труда;

созданием специальных средств деятельности и их совершенствованием.

2. Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое – наделяет смыслом предметы и явления; нельзя понять предмет отдельно от культуры.

· Знания – информация о свойствах объекта

· Ценности – фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту

· Регулятивы – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь

3. Знак – предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Знаки объединяются в знаковые системы (естественные, функциональные, конвенциональные, вербальные, знаковые системы записи).

Явления культуры – знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми значение, смысл.

4. Культура в человеческом обществе – то же, что и информационное обеспечение в компьютере. У животных носителем информации является тело, опыт отдельной особи не передается потомству; у человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы.

Культура – социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

Функции культуры.

1. Информационная – культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта

2. Адаптивная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Культурная среда – «защитный слой» – зависит от природных условий. Но! – человек – раб цивилизации, чем меньше зависимость человека от природы, тем больше зависимость от культуры.

3. Коммуникативная – культура формирует условия и средства человеческого общения.

4. Интегративная – культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой.

5. Социализации – культура обеспечивает процесс усвоения индивидом общественного опыта и определяет результат этого процесса

· с помощью чего? – институты социалиализации

Типология знаковых систем. Естественные и функциональные знаки. Конвенциональные знаки.

1. Естественные знаки – вещи и явления природы (предмет становится знаком, если указывает на другие предметы и явления – знак-признак).

2. Функциональные знаки. Предмет становится знаком, если связь между ним и тем, на что оно указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основана на способе его употребления.

3. Конвенциональные знаки – для них знаковая функция является главной

· Сигналы – знаки предупреждения или оповещения, значение несут в результате соглашения, договора (школьный звонок, цвета светофора)

· Индексы – условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид (показания приборов, школьные оценки)

· Образы – знаки, имеющие сходство с тем, что они обозначают (таблички на вокзалах)

· Символы – знаки, выражающие смысл объекта, в наглядно-образной форме передающие абстрактные идеи и понятия, связанные с этим объектом (гербы, ордена)

4. Вербальные знаковые системы – естественные языки

Преимущества языка перед др. знаковыми системами:

· экономичность и удобство

· надежность сохранения и передачи информации

· специфическая структурная организация (фонетика, лексика, грамматика, стилистика)

· способность естественных языков к неограниченному развитию

5. Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним: письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т.п.

· увеличение словарного состава языка

· возникновение языковых норм и правил

· возрастание объема циркулирующей в обществе информации

· расширение возможностей передачи информации

· возможность сохранения оригинальных авторских мыслей – расширение возможностей для творчества

· путь к книгопечатанию – демократизация знаний

Вербальные знаковые системы. Язык как средство мышления. Язык как средство общения.

Вербальные знаковые системы – естественные языки

Преимущества языка перед др. знаковыми системами:

· экономичность и удобство

· надежность сохранения и передачи информации

· специфическая структурная организация (фонетика, лексика, грамматика, стилистика)

· способность естественных языков к неограниченному развитию

Функции языка: когнитивные – язык как средство мышления

коммуникативные – язык как средство общения

Язык как средство мышления.

· номинативная – называние предмета мышления

· конструктивная – слова связываются в предложения, описывающие свойства и отношения

· аккумулятивная – результаты мышления фиксируются и сохраняются в языке

Гипотеза Сепира – Уорфа: язык как средство выражения и оформления мыслей определяет ход мышления и его результат; на разных языках люди мыслят по-разному? Но! – содержание мыслей определятся не языком, а предметом мышления; язык влияет на наше мышление и представления о мире.

Вербальный иллюзионизм – способность языка создавать иллюзии, влияющие на мышление и поведение людей (национальные стереотипы, идеологические штампы, рекламные слоганы и т.п.).

Язык как средство общения.

· референтная – передача информации о предмете сообщения

· экспрессивная – средство самовыражения коммуникатора

· импрессивная – средство воздействия на адресата

· поэтическая (эстетическая) – эмоциональное воздействие ан адресата поэтического текста

Культура речи определяется:

· соответствием литературным нормам;

Отклонения:

· просторечие – неправильное построение слов и фраз

· жаргоны – особенности языка отдельных социальных групп

· диалекты, говоры и наречия – особенности звукового строя, словообразования, построения фраз, исторически сложившиеся в каком-либо регионе

Социокультурная дифференциацияязыков:

· языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский)

· племенные разговорные языки, не имеющие письменности

· «одноаульные» бесписьменные языки с узкой сферой обращения

Знаковые системы записи.

Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним: письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т.п.

· увеличение словарного состава языка

· возникновение языковых норм и правил

· возрастание объема циркулирующей в обществе информации

· расширение возможностей передачи информации

· возможность сохранения оригинальных авторских мыслей – расширение возможностей для творчества

· путь к книгопечатанию – демократизация знаний

просветительское понимание культуры можно обобщить в следующей форме культура это

просветительское понимание культуры можно обобщить в следующей форме культура это

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

просветительское понимание культуры можно обобщить в следующей форме культура это

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

просветительское понимание культуры можно обобщить в следующей форме культура это

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.

просветительское понимание культуры можно обобщить в следующей форме культура это

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Просветительское понимание культуры можно обобщить в следующей форме культура это

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Культура представляет собой сложное явление, что находит отражение в существующих на сегодняшний день сотнях её определений и трактовок. (Б) В широком смысле слова культура включает всё созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, всё, что уже сделано человечеством. (В) В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры: духовную и материальную. (Г) Деление это представляется условным, потому что в «чистом» виде они просто не существуют. (Д) Говоря о многообразии классификаций культур, чаще всего выделяют три её формы: элитарную, народную, и массовую и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.

Определите, какие положения из текста имеют:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите цифру, обозначающую характер выражения, под буквой, обозначающей положение.

Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.

Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.

Оценочные суждения содержать оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».

Предложения, носящие фактические характеры: А

Предложения носящие оценочный характер: Г

Предложения, носящие характер теоретических утверждений: Б, В, Д.

Источник

Просветительское понимание культуры можно обобщить в следующей форме культура это

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись.

Обобщающим понятием этого ряда является «духовная культура». Наука, образование, литература, живопись — это формы культуры.

Ответ: духовная культура.

А как фундаментальная наука относится к духовной культуре?

Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия.

Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

В) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания и художественных форм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия. К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры. Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков — элитарная.

B) ориентация на запросы широкого круга потребителей — массовая.

В) коммерциализация духовной деятельности — массовая.

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров — массовая.

Д) сложность содержания и художественных форм — элитарная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫРАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ