проектную деятельность можно осуществлять в урочное или внеурочное время

Доклад «Проектная и исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Цель: познакомить педагогов с методами проектной и исследовательской деятельности, применяемыми в урочной и внеурочной деятельности.

-познакомить участников секции учителей начальных классов с методом проекта и исследования, как педагогической технологией;

-показать возможности использования методов на уроках и внеурочной деятельности;

-подтвердить эффективность использования технологии в процессе обучения как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности.

«Вся жизнь – открытая задача.

Решай! Исследуй – и ждет тебя удача!»

Всем известно, что в основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который является основным подходом к формированию универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность.

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться….

Потрогать и подержать в руках

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Исследовательский и проектный методы обучения всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

Грамотно организованная проектная и исследовательская деятельность учащихся в урочное и внеурочное время предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач, создаёт условия для организации дифференцированного обучения, позволяет включать в работу детей с различными познавательными потребностями.

Работу по организации данной деятельности я начинаю в 1 классе с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей первоклассников. На основе полученных данных создаётся образ класса и планируется дальнейшая работа.

Знакомлю детей с тем, что такое проект.

Опираясь на данную историю, пробуем с ребятами выделить основные этапы проекта.

Проект – это «шесть П»!

Проблема социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

Проектирование процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.

Продукт проектной деятельности конечный результат разрешения поставленной проблемы.

Презентация публичное предъявление результатов проекта.

Портфолио (папка) проекта подборка всех рабочих материалов проекта.

Отдельно на каждого первоклассника в начале учебного года создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражаются результаты деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность строится в сотрудничестве с родителями. Они играют роль источника информации наравне с книгой, фильмом, интернетом. Стараюсь донести до родителей главное слово «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО».

Информацию собираем путем опроса, наблюдения. Например, по окружающему миру детям предлагается нарисовать собственный режим дня, подготовить фотоальбом «Моя семья», «Книжка-малышка», всем классом придумать сборник загадок о животных. Чаще всего он состоит из картинок и рисунков с короткими подписями. По теме «Домашние любимцы» и «Комнатные растения» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку рисунков и аппликаций.

Следующий своеобразным проектом по окружающему миру стал альбом «Тайна моего имени». Я начала с себя. Подробно рассказала о том, что означает моё имя, откуда оно произошло, показала оформление и порекомендовала: узнать и рассказать о своём имени. Для начала мы определили: откуда можно взять нужную информацию: библиотека, интернет, беседа с родителями. На следующий урок все свои оформленные работы дети поместили на доску, где каждый ребенок рассказывал о происхождении своего имени. Окружающий мир так интересен!

Ужасно интересно (взять припев) 1:9 мин

Школьники создают фантастические проекты «Несуществующее животное», изучают теоретические проблемы, проводят собственные исследования («Можно ли в домашних условиях изготовить духи?»), участвуют в играх («Путешествие по сказкам»).

При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания: сделать буквы из различных материалов, подобрать интересный материал для каждой буквы алфавита.

Любимый предмет моего класса – математика. На одном из уроков обсудив, где же мы встречаемся с числами, решили собирать пословицы, поговорки, загадки, рисовать рисунки с каждой цифрой и изготовить их из геометрических фигур и разных материалов. Цифры, которые первоклассники сделали своими руками, были участниками на открытом уроке математики. Проект «Мое любимое число», показал, что любимое число нашего класса 8. С октября по январь мы собрали много материала и оформили страницы книги «Числа в загадках, пословицах, поговорках».

От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать по одному становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.

Так во 2-м классе в 3 четверти на уроках чтения мы изучали произведения о зиме: «Снежок порхает, кружится…», «Зима», «Зима в лесу», «Каким бывает снег» и другие.

Танцуют белые снежинки

Сегодня в небе белый вальс,

Словно хрустальные пылинки

Они покроют все тот час.

Дети заинтересовались тем, что такое снег,

необходимо было выяснить, и то, как образуются снежинки. Вот и получили дети задание: найти всевозможную информацию о снежинках. Мы разбились на микрогруппы. Каждая получила задание: одна группа искала информацию в словарях и энциклопедиях – что такое снежинки, как они образуются. Другая группа находила другие стихи о снежинках, третья – рассказы и сказки, четвертая – песни о снежинках, третья – разновидности снежинок – картинки с изображением снежинок, четвертая – загадки, пятая – подобрать образцы для урока труда и способы вырезания снежинок из бумаги. И шестая группа – «эксперты», которые отбирали материал, систематизировали, т.е. разложили все по порядку и мне представили на проверку. Работа заняла неделю. На уроке чтения мы читали стихи, загадки, сказки о снежинках, на уроке окружающего мира вели разговор – как образуется снег, и какие бывают снежинки. На уроке труда дети сами вырезали снежинки. Моя работа заключалась в том, чтобы это все оформить на компьютере. А когда вся информация была собрана, обработана, у ребят получился альбом. Второклассники были довольны нашей работой!

Важно, чтобы результат проекта был осязаемым, и его можно было использовать в обычной жизни. Например, дети создают словари для сверстников, взвешивают свои ранцы и сравнивают эти результаты с действующими нормами, изготавливают открытки для ветеранов. Продолжительность проекта не превышает 1-2 недели.

«Нельзя научить другого делать то, чего сам не уме ешь делать». Собственным примером заражаю детей на создание проекта. Каждый продукт выполненный моими учениками уникален. Мои продукты. Фото. Продукты учащихся. Фото.

Большая часть исследований проводится во внеурочное время при подготовке и проведении предметной недели начальных классов.

Проектная и исследовательская деятельность интересна моим ученикам и вызывает у нас массу положительных эмоций. Выполняя исследовательский проект, ребятишки превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и социологические опросы, сооружают действующие модели, исследуя выбранную проблему, находят единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», которая на протяжении нескольких лет проводиться в нашей школе в рамках внеурочной деятельности.

Ученики моего класса представляли следующие работы: в 1 классе проект Рыжкова Глеба «Числа в загадках, пословицах и поговорках». Во 2 классе исследовательская работа Лешехва Дарьи «Что появилось в мире раньше – курица или яйцо?», исследовательская работа Ячменёва Дмитрия «Созвездия в нашей жизни», исследовательская работа Дудина Ильи «Тайны звёздного неба», исследовательская работа Замашкина Ивана «Сколько весит здоровье ученика начальной школы».

Школьная практика работы над проектом и исследованием показывает, что в них нет неуспевающих детей. Так Люленков Александр, успевающий на «4» и «3» выступил на равне с отличниками с проектом «Радуга». На 23 февраля ему подарили конструктор «Лего». Он так воодушевился предыдущим выступлением, что сразу же после своего нового подарка сообщил мне тему своего следующего исследования уже на этот учебный год «Лего в развитии логического мышления». Он с марта работает над этим исследованием. Звонит, консультируется. А Замашкин Иван в июне приступил к исследовательской работе « Как пьют растения?». Интерес, радость, творческий поиск, – каждый находит дело по душе. Главное – не подавлять инициативу ребят, я с уважением отношусь к любой идее, создаю ситуацию «успеха». Мы вместе выращиваем из любопытства – любознательность.

Работа ведется в соответствии с четким заказом на конечный продукт. Предполагается, что он будет использоваться для решения каких-то проблем. Например, дети должны изготовить учебные пособия для всего класса или кормушки для птиц.

Информационный. Школьники собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде статьи, реферата, книги и представляют широкой аудитории.

Творческий. Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно. Это может быть поделка, рисунок, видеофильм, театрализованная сценка, игра, стихи и сказки собственного сочинения.

Ролевой. Для младших школьников это самый сложный вид проекта. Дети берут на себя роль определенного персонажа и действуют в обозначенной ситуации. Так могут создаваться сказки на новый лад, обыгрываться исторические события.

Организация метода проектов в начальной школе строится по правилу «пяти П»: Проблема. Учитель в игровой форме погружает детей в тему, используя сказки, легенды, видеофильмы или театрализованные сценки. Затем очерчивается проблема. Ученики выдвигают гипотезы о том, как можно ее решить. Планирование. Педагог вместе со школьниками формулирует задачу, определяется план дальнейших действий, распределяются роли. Поиск информации. Дети изучают литературу, проводят опросы среди одноклассников, родителей. Полученные данные анализируются, делаются выводы. Продукт. Результаты оформляются в виде готового изделия. Это может быть поделка, реферат, макет, иллюстрированный альбом, компьютерная презентация, карта, газета, постановка, спектакль, экскурсия, игра.

Как написать проект в начальных школе? Начиная со 2 класса, детей учат правильно оформлять свои работы. Структура обычно следующая: Титульный лист, где указана выбранная тема, а также имя и фамилия автора, наименование учебного заведения, класс, город и год написания работы. Оглавление. Введение. В нем обосновывается актуальность проблемы, ставится цель, указываются задачи по ее достижению. Ребенок может изложить свое отношение к теме исследования. Основная часть. Здесь кратко описываются сведения, взятые из литературных источников. Приветствуется приведение цитат. Рассказывается о проведенной школьником работе, результатах, полученных во время исследования. Заключение. В нем содержатся выводы, сделанные по каждой из поставленных задач. Список литературы, которой пользовался ребенок. При оформлении проекта разрешено использовать картинки, фотографии. Рекомендуется прикладывать графики, плакаты, используемые методики исследования. Критерии оценки На основании чего выставляются отметки за разные виды проектов в начальной школе? Критерии могут отличаться в зависимости от возраста учащихся. Так, в 1-2 классах они предельно просты: Соблюдение всех намеченных этапов работы, ее законченность. Оригинальность и качество выполнения изделия. Полнота раскрытия выбранной темы. В 3-4 классах критериев становится больше: актуальность темы; глубина и самостоятельность исследования; оригинальность решений; качество готового продукта; степень раскрытия темы во время презентации, ее убедительность. Отзывы педагогов и родителей

Современные учителя активно осваивают проектную деятельность в начальной школе. Отзывы их неоднозначны.

В третьем классе дети активно участвуют в подготовке к урокам. Они заранее определяют тему следующего урока и готовят с удовольствием не только короткие сообщения, о которых самостоятельно договариваются, разбиваются на микрогруппы, выбирают и распределяют материал: кто и про что будет готовить, чтобы материал был не повторяющимся, а разнообразным, но еще и сами составляют короткие презентации. У нас с ними договоренность: что подготовленный материал они мне заранее показывают, мы с ними обсуждаем и выбираем самое главное. О составленных презентациях они заранее предупреждают, чтобы я могла подготовить технику. Одним из главных условий: сообщение и презентация не должны быть более 3 минут. Тот ребенок, который не хочет искать информацию – готовит пересказ учебного материала, а кто хочет получить обязательную отличную отметку – тот ищет дополнительно. Для учителя метод проекта решает еще одну проблему – накопляемость отметок в журнале.

Первые презентации были неумелыми, и мы их разбирали: в чем ошибки и как их исправить. Дети четко усвоили, что «краткость – сестра таланта», в презентации картинок должно быть больше, а текста меньше. Не брать материал из учебника, а только дополнительный. Анимацию лучше не использовать, если в этом нет особой необходимости.

По литературному чтению метод проекта тоже используется. Особенно при выполнении домашних заданий: придумать концовку рассказа, нарисовать иллюстрации к произведению, придумать свою сказку на новый лад. Очень детям нравится самим придумывать. Так родился сборник книжек-малышек, который называется «Сказка на новый лад. «Каша из топора». Необходимым первым условием было: сохранение всех правил оформления книг: титульный лист, оглавление, нумерация страниц, иллюстрации. А второе условие: выступить интересным рассказчиком.

Урок прошел увлекательно, всем было интересно.

Первый проект был посвящён теме «Мой четвероногий друг». Дети очень волновались. Очень активно применяла метод проектов на уроках литературного чтения и окружающего мира. Проекты оформляли по-разному, кто-то в бумажном варианте, были и презентации. От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. В основном дети выполняли индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике.

В 1-м классе параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать «свою» азбуку. Начали с портрета любимой буквы делали её «живой», искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения, родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Каждый ученик собирал свой материал. Делали мы все это на уроках обучения грамоте, выделялось несколько минут. Позже делали проекты по литературному чтению. Тематика проектов была разнообразной. Начиная со второго полугодия первого класса те дети, которым это было интересно, делали сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации: словари, энциклопедии, ресурсы Интернет. Обязательно добиваюсь, чтобы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачен с интернета.

Второй класс и третий класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у детей этого возраста наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие творческих способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Хорошие проектные работы получились у ребят по темам «Моя семья», «Доброта спасёт мир», «Сочиняем сказки», «Земля – наш дом». Большая работа была проделана по празднованию Дня Победы. Учащиеся выполняли групповые проекты «Мой дедушка», по технологии «Открытка-поздравление к 9 Мая».

С проектными работами «Полезные ископаемые нашего края. Нефть.» «Жил-был огурец-удалец» учащиеся принимали участие в научно-практической конференции «Земля – планета загадок».

От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.

Теперь я постепенно учу детей работать группами. Моя задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в библиотеке, искать нужную информацию в Интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися. В этом году учащиеся изучают новый предмет основы религиозных культур и светской этики. Был разработан проект «Христианские и мусульманские праздники». На уроке изобразительного искусства «Культура Древней Греции».

На уроке окружающего мира по теме «Разнообразие растений» учащиеся выполняли групповую проектную работу по теме «Правила поведения на природе». На классном часе «В мир цветных карандашей» проектная работа по теме «Фантик для конфеты».

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя – помочь детям в этом.

Как не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им почувствовать себя в нем властелином».

Задание «Фантастический сон»

— представьте, вам снится, что вы летите на космическом корабле;

а) оказываетесь среди инопланетян, которые ничего не знают о нашей планете, что бы вы им рассказали?

б) оказываетесь на другой планете, вас встречают её жители, о чём бы вы их расспросили?

— что рассказали бы о солнце астроном, врач, биолог, садовод, поэт, художник? Выбери, от чьего имени будешь описывать одноклассникам ближайшую звезду. Если хочешь, сделай модель Солнца.

подготовьте рассказ на тему: «Как живётся у нас в семье книгам?»

— Для чего белке хвост?

— Почему некоторые птицы, имея крылья, не летают?

— Почему зяблика так назвали?

— Почему дождевые черви после дождя выбираются на поверхность земли?

Задание: «Отгадай слово»

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».

Умение правильно составлять вопросы, находить ответы формируется при работе с текстом на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка.

Игра «Угадай, о чём спросили»

Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух, не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Упражнение на обстоятельства.

— При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным?

— Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака.

Упражнение, предполагающее обратное действие.

— При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезные и даже вредные?

Найди возможную причину события.

а) Трава во дворе пожелтела.

б) Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

в) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

За основу своей педагогической деятельности я взяла методики А. И. Савенкова и Н. Б. Шумаковой.

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

У каждого учителя начальных классов в своей копилке найдется немало примеров применения метода проекта и исследования в обучении.

Спасибо за внимание!

Я желаю вам активно принимать участие в проектной деятельности, проявлять инициативу, разрабатывать проекты в сотрудничестве с детьми и родителями. В память о нашем сотрудничестве разрешите подарить вам календарик на новый учебный год. Пусть он будет для вас счастливым!

Мы – юные исследователи!

Уроки защиты проектных работ

Детские проекты, выполненные по предмету

Детские проекты, выполненные по предмету «Окружающий мир»

Источник

Статья «Проектная деятельность в урочное и во внеурочное время»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

« Проектная деятельность в урочное и во внеурочное время»

учитель начальных классов

Проектная деятельность в урочное и во внеурочное время

Участие родителей в проектной деятельности

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»

Современный мир нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя и для других. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовность к обучению в основном школьном звене. Эти показатели постепенно приобретают характер способности человека – потребности в самообразовании.

Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие, и, кроме того, может успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества. В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

Основная цель моей работы: развитие логического мышления и познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

изучить методическую литературу на тему проекта и исследовать роль проектного метода на развитие познавательной самостоятельности учащихся;

выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов;

использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности;

проанализировать и обобщить полученные результаты применения метода проектов;

распространить полученный опыт в педагогических сообществах разного уровня.

Основываясь на характеристике и задачах можно выделить следующие группы умений, формируемых в процессе проектной деятельности в начальной школе:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

Согласно взглядам М.И.Лисиной, познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению. Под мотивами общения мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним и выделяем три категории мотивов общения: личностные, деловые, познавательные. В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. В свою очередь общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении когнитивных задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи.

Проявление и развитие речи происходит в контактах как овладение важнейшей коммуникативной операцией. Затем начинает применяться в познавательной деятельности. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять ее результаты, а главное – применять на практике.

Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. Решение проблемы соотношения развития и обучения занимает особое место в жизни школы. И, хотя, целью образования по-прежнему остается вооружение учащихся суммой знаний-умений, очевиден рост требований к развитию младшего школьника. Он должен отличаться развитием таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития.

Проектная деятельность в урочное и во внеурочное время

Нельзя не учитывать факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.

Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

В 1 и во 2 классах мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.

Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний, пошагово планировать свою деятельность; искать и преобразовывать информацию, делать выводы; договариваться с одноклассниками.

На уроках литературного чтения, начиная с 1 класса, знакомлю с проектной деятельностью. Предлагаю несложные, но очень интересные задания: «Составь буквы из природных материалов», «Составь азбуку из фруктов и овощей», «Театр домашних животных», «Спектакль перелетных птиц», «Рассказ моего письменного стола» и т.д.

Коллективное принятие решений

Цель задания: развитие умения общаться, обучение взаимодействию и сотрудничеству, умение договариваться.

Организация работы: задание выполняется в группах по 3-4 человека. Каждая группа садится вокруг стола.

Задания сложные, поэтому выполнить можно только вместе, коллективно обсуждая все варианты. В группе выбирается «хранитель времени», который следит за временем выполнения работы и человек, который будет отвечать за правильный ответ группы.

Учебный предмет: окружающий мир 2 класс

Цель задания: рассмотреть причины загрязнения водоемов; научить придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять свою часть работы, умение слушать); показать, что результат совместного творчества привлекателен

Организация работы. Задание – экспромт.

Выбираются 4 желающих, им дается 5 минут для подготовки: распределение ролей (желтая, красная, фиолетовая, черная рыбки); подготовка к выступлению (выразительное чтение своих слов; поддержка товарищей)

Инсценировка «Разноцветная река»

Работа в группах на уроке

Предмет: русский язык

Игра: «Разведчик» 1 разведчик должен собрать «донесение» об основе, 2 разведчик – об окончании. Класс делится на две группы. Каждая группа коллективно собирает «донесение». Коллективное принятие решения очень важно на этом этапе выполнения работы. Совместная деятельность повлияет на окончательный результат работы.

Первая группа работала не очень сплоченно, поэтому в «донесение» закралась ошибка.

Вторая группа ребят работала дружно и быстро справились с заданием.

Таким образом, работая в группах, учащиеся стали давать больше ответов за единицу времени, быстро переключаться от одной категории ответов к другой, работать самостоятельно и сознательно давать своеобразные, оригинальные ответы, необычно подходить к решаемой проблеме как в коллективе, так и самостоятельно.

Работа над данным проектом должна привлечь родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания.

Первые шаги в проектной деятельности учащихся будут иметь большие положительные результаты:

— дети выполняют работу вместе с родителями;

— работают с дополнительной литературой;

— проявляют себя в оформлении окончательного продукта (сообщение, презентация, брошюрка);

— получают первый опыт публичного выступления с собственной работой.

Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ.

На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.

Проектная деятельность во внеурочное время особенно способствует развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учат оценивать результат своей деятельности и деятельности других; Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учат оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учат выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности.

Участие родителей в проектной деятельности

Помощь со стороны родителей, внедрение родителей в работу является ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

“ Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

выбор темы проекта;

выдвижение первоначальных идей;

планирование проектной деятельности;

оценка и самооценка проекта.

Рассмотрим, какова же роль участия родителей на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы: изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

отслеживают выполнение плана;

решают оперативные вопросы;

помогают в предварительной оценке проекта;

участвуют в подготовке презентации;

обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности на мой взгляд обучающимся необходимо:

Формирование умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий.

В рамках традиционных учебных занятий использую: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, выдвижение идеи (мозговой штурм), постановку вопроса (поиск гипотезы); формулировку предположения (гипотезы),обоснованный выбор способа выполнения задания; составление аннотации к прочитанной книге, поиск дополнительной литературы; подготовку сообщения, самоанализ и самооценку, рефлексию, поиск альтернативных способов решения проблемы.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Для этого еще на старте я организуя погружение в проект, стараюсь заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы, увлечь работой над проектом.

Я считаю, что важен неподдельный интерес к решению проблемы и у учителя и истинное желание работать над проектом в течение всего периода. Заряд энергии, творческого поиска, увлечённость учителя зажигают огонёк пытливости и творчества в глазах детей, стремление совершить что- то важное и нужное.

В процессе работы над проектной деятельностью я изучила труды многих педагогов, научилась новым формам и методам работы

Я поняла, что поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. При проектном методе я научилась организации и планированию, поняла важность и необходимость проектирования для детей.

Я поняла, что проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует формированию активной жизненной позиции

В процессе работы над данной темой я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно применять с 3 класса. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что уровень развития ключевых компетентностей проектной деятельности и познавательной активности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности, как средства познавательной активности.

Предмет: окружающий мир

Тип проекта: творческий

Продукт: учащиеся должны подготовить рассказ о своей семье в свободной форме

 вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;

 привлечение родителей к выполнению школьного семейного задания;

 развитие умения работать самостоятельно

 развивать интерес к родной семье, к родственникам,

 воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к людям

Время работы над проектом: 3 недели

Режим работы: дома вместе с родителями

Этапы работы над проектом:

1 этап: составить рассказ «Моя семья» по плану.

 Состав семьи. Сколько поколений живет в семье.

 Твои ближайшие родственники.

 Профессии твоих родителей, бабушек и дедушек.

 Семейные традиции в твоей семье.

 Распределение обязанностей в семье.

Оформление работы в свободной форме.

2 этап: презентация

Дети выступают с сообщениями о своей семье, которые приготовили совместно с родителями.

Проект по чтению: сказка о животных.

проектную деятельность можно осуществлять в урочное или внеурочное время

Проект по чтению: Кто такой М.Ю.Лермонтов?

проектную деятельность можно осуществлять в урочное или внеурочное время

Математический проект: Математическая сказка

проектную деятельность можно осуществлять в урочное или внеурочное время

Проект по окружающему миру: Органы человека

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *