проект на тему всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия

Исследовательская работа «Можно ли верить своим глазам, или что такое иллюзия?»

Автор: Огий Раиса Евгеньевна

Место работы/учебы (аффилиация): КГУ «Соколовская средняя школа», Республика Казахстан, 9 класс

Научный руководитель: Черницина Анастасия Михайловна

Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе неожиданные открытия, нужно только присмотреться. Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Мне очень хотелось найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решил провести исследование «Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия?».

Актуальность работы: зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.

Цель работы: изучить иллюзии, определить их виды; выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью.

Задачи:

Объект исследования: зрительные иллюзии.

Предмет исследования: изучение процесса восприятия зрительных иллюзий.

Гипотеза исследования: предполагаю, что видимое не всегда соответствует действительному.

Научная новизна исследования заключается в том, что на сегодняшний день оптическая иллюзия, обманы зрения широко используются в создании тестов, игр, интерьеров и даже специальных выставок фотографий. В последнее время все больше приобретают свою популярность занятия с использованием оптических иллюзий для развития и тренировки глаз, внимательности, остроты ума.

Практическая значимость заключается в том, что знания, полученные при проведении исследовательского проекта, будут помогать распознавать иллюзии в жизни (цирке, интерьере, архитектуре, природе и др.).

Правильно раскрыть тему исследования достаточно сложно, поэтому моя работа предусматривает несколько этапов: теоретический — заключается в изучении литературы по данной теме и практический — заключается в создании оптической иллюзии.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические (анализ литературы); эмпирические (наблюдение); статистические (оценка значимости гипотезы и проекта в целом).

Вывод. Как показало проведенное исследование, наше восприятие нередко обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем, кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только внимательно присмотреться. В ходе выполнения данной работы мной были изучены зрительные иллюзии и основные причины их возникновения, выделены различные виды иллюзий и исследовано множество примеров по каждому виду. Итак, остается ответить на главный вопрос – «Можно ли верить глазам?» Оказывается, не всегда! Ученые придумали множество обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены способности наших глаз.

Источник

Проект по физике «Всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Алешковская средняя общеобразовательная школа

Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия?

Учитель математики и физики

Караблина Людмила Николаевна

1. Зрительные искажения.

2. Иллюзия Цельнера.

3. Иллюзия «Стена кафе».

4. Иллюзия Перельмана.

5. Спираль Фрейзера.

6. Иллюзия Лудимара Германна.

8. Иллюзия крутящихся колес.

Глава III. Области применения иллюзий.

Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Еще античный философ Гераклит говорил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза. Мы часто не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле?

Существует много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности наших глаз. «Обман зрения». Это выражение в жизни встречается очень часто.

К сожалению, наш глаз не самый точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Попросту говоря – это неверное представление реальности.

Самые простые оптические иллюзии мы видим ещё в детстве, когда наблюдаем за тучами, облаками, которые складываются в витиеватые фигуры, необыкновенные формы. Природа – самый лучший и неиссякаемый источник иллюзий.

Так стоит ли доверять всему, что мы видим? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий?

В своей проектной работе я постараюсь найти ответы на эти вопросы.

Цель данной работы: познакомиться с понятием оптической иллюзии и с ее видами, показать, как используется обман зрения в повседневной жизни (в искусстве, дизайне, фотографии), тем самым доказать необходимость проведения доказательств большинства математических утверждений.

Задачи:
— познакомиться со строением глаза и узнать, каким образом видит человек;
— изучить зрительные иллюзии;
— узнать, действительно ли реальный мир именно таков, каким мы его видим.

В ходе работы над проектом были использованы Интернет-ресурсы, дополнительная литература и научно-популярные издания.

Человек видит следующим образом:

1.Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику.

2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку.

3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву.

4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу.

5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.

ХОД ЛУЧЕЙ В ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГЛАЗА

проект на тему всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает. Однако не все так просто.

l Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.

l Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза картинка на сетчатке размазана.

МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГЛАЗА.

проект на тему всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия

Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке

(мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).

— Глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений, мелкие непроизвольные колебания, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике.

-Глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.

Так что же «видит» мозг?

Самый простой способ описать оптическую иллюзию – это фокус, который наши глаза проделывают с нами. Нам кажется, что мы видим то, чего нет на самом деле. Или мы можем видеть один и тот же предмет двумя совершенно разными способами. Как же глаз может проделывать с нами такие «фокусы», если глаза функционируют нормально и являются инструментами точного восприятия того, что находится перед нами? Вот как это происходит. Зрение – физический процесс. Но оно не имеет ничего общего с фотографией, которая работает чисто механически. В действительности зрение – это психологическое явление, поскольку видят не глаза, а мозг! А глаза представляют собой механические инструменты для получения изображения. Но когда эти образы доходят до мозга, происходит оценка полученной информации. Клетки мозга должны определить, что они думают о данном образе.

Что помогает мозгу это определить? Очень важное значение имеет та работа, которую проделывают глазные мышцы, чтобы увидеть предмет. В определении расстояний, углов, взаиморасположения предметов в пространстве наши глаза двигаются то в одну, то в другую сторону. Наш мозг говорит о том, что глаза проделали определенный путь, поскольку мозг имеет представление об энергии и времени, потраченных для перемещения глаза в разных направлениях.

Это одна из причин возникновения иллюзий.

Представим, что перед нами две линии одинаковой длины, но одна из них расположена вертикально, а другая – горизонтально. Горизонтальная линия покажется нам короче, поскольку для глазного яблока гораздо легче перемещаться из стороны в сторону, чем вверх-вниз. Поэтому мозг решает, что горизонтальная линия должна быть короче!

проект на тему всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия

Можно выделить 3 основные группы оптических и ллюзий:

проект на тему всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия проект на тему всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия

Выделяется несколько видов обмана зрения:

Анаморфозы (стерео-иллюзии), или, как их еще называют: «3d картинки».

оптический обман восприятия глубины;

оптический обман восприятия размера;

движущиеся оптические иллюзии;

обман зрения на основе восприятия цвета и контраста;

обман зрения «перевертыши» и т.д.

В следующей главе я более подробно рассмотрю различные виды иллюзий.

Источник

Проект на тему всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия

ВСЕГДА ЛИ МОЖНО ВЕРИТЬ СВОИМ ГЛАЗАМ?

Карабанович Глеб Константинович

учащийся 2 «Г» класса

МБОУ «СОШ № 126» г. Барнаула Руководитель:

Сороковых Ольга Игнатьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 126» г. Барнаула

Теоретическое исследование зрительных иллюзий………………….4

Что такое зрительные иллюзии и причины их возникновения……. 4

Практическое исследование зрительных иллюзий…………………8

Экспериментальное исследование восприятия иллюзий……………8

Создание брошюры иллюзий распознавания образов…………. 12

Создание фотографий с оптическими иллюзиями………………….12

Приложение 1. Анкета экспериментального исследования восприятия зрительных иллюзий на примере учеников 2 Г класса …….……………………15

Приложение 2. Фотографии с оптическими иллюзиями (автор Карабанович Глеб) …………………………………………………………………16

«Видимое не всегда соответствует действительному» Н. Коперник.

Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе неожиданные открытия, нужно только присмотреться. Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Мне очень хотелось найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решил провести исследование «Иллюзия обмана. Всегда ли можно верить своим глазам?».

Выражение «обман зрения», «иллюзия обмана» в жизни встречается очень часто. Мы говорим: «Я не поверю, пока не увижу собственными глазами». Однако наш глаз не точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Изучением причин возникновения иллюзий ученые занимаются около 150 лет. Но многое остается не понятным и актуальным до сих пор.

Объектом исследования являются зрительные иллюзии. Предметом исследовательской работы является изучение процесса восприятия зрительных иллюзий на примере учеников моего 2 Г класса.

Цели, которые я поставил перед собой в исследовании: изучить иллюзии, определить их виды; выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью; доказать, что не всегда нужно верить своим глазам.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели: провести исследование, в ходе которого определится процент восприятия объекта учащимися моего класса; составить брошюру иллюзий распознавания образа; создать фотографии с оптическими иллюзиями.

Гипотеза исследования – предполагаю, что видимое не всегда соответствует действительному.

Научная новизна исследования заключается в том, что на сегодняшний день оптическая иллюзия, обманы зрения широко используются в создании тестов, игр, интерьеров и даже специальных выставок фотографий. В последнее время все больше приобретают свою популярность занятия с использованием оптических иллюзий для развития и тренировки глаз, внимательности, остроты ума.

Практическая значимость заключается в том, что знания, полученные при проведении исследовательского проекта, будут помогать распознавать иллюзии в жизни (цирке, интерьере, архитектуре, природе и др.).

В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические (анализ литературы); эмпирические (наблюдение, анкетирование, фотографирование); статистические (оценка значимости гипотезы и проекта в целом).

Предполагаю, что в результате исследовательской работы я выясню, что объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой, поэтому не следует ограничиваться только оценкой глаз, нужно подключать логику.

Теоретическое исследование зрительных иллюзий

1.1 Что такое зрительные иллюзии и причины их возникновения

Выделяются три основные причины иллюзии: наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация; при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию; мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз. Часто оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом.

По происхождению оптические иллюзии делятся на три вида: естественные, или созданные природой (мираж); искусственные, или придуманные человеком (фокус “левитация”); смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком (иллюзионные картинки, модель миража).

Рассмотрим некоторые виды иллюзий более подробно.

Зрительное искажение – предметы кажутся не такими, какие они на самом деле. На картине Геринга кажется, что параллельные прямые изогнуты, на самом деле это не так.

Двойственные иллюзии – это картины, на которых можно увидеть не один предмет, а несколько. Эта иллюзия с черепом, что можно увидеть в нем?

5. Иллюзии цвета и контраста – цвета, которых нет, начинают «всплывать». Смотрите в центр картинки и цветные пятна должны исчезнуть!

6. Кажущиеся фигуры – фигуры, которых на самом деле нет, видны. Фигура слева воспринимается ромбом, а справа как набор отдельных кусков.

7. Восприятие размера – когда кажется что предметы разной величины, а на самом деле они одинаковые. Какое мороженое больше? Они одинаковые.

9. Невозможные фигуры – это фигуры, которые содержат ряд несовместимых друг с другом признаков глубины и которые физически не существуют. На картине Нормана Минго виден невозможный трезубец.

10. Перевертыши – картины, которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения.

12. Распознавание образа – когда в обычной картине можно увидеть другие образы. Попытайтесь угадать, что здесь нарисовано! Правильно лошади.

13. Соотношение фигур и фона. Распознайте что здесь? А здесь саксофонист и лицо женщины.

Практическое исследование зрительных иллюзий

2.1 Экспериментальное исследование восприятия иллюзий

После изучения различных видов иллюзий и рассмотрения причин их возникновения, я решил провести исследование на предмет восприятия зрительных иллюзий учащимися моего класса. В исследовании участвовали 31 человек (ученики 2Г класса).

Рассмотрев имеющиеся изображения, ребята попытались объяснить художественные композиции. Многие справились с заданием без ошибок. Результаты ответов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ художественных композиций

Распознали иллюзии правильно (чел.)

Распознали иллюзии с ошибками (чел.)

Не распознали иллюзии (чел.)

2.Посчитайте черные точки.

Таблица 2 – Результаты задания №2

Невозможно посчитать, так как они быстро двигаются (чел.)

Нет чёрных точек, только белые (чел.)

Пытались посчитать (чел.)

Вы видите прекрасный горный пейзаж. Если повернуть картинку на 90° что изменится? Вы увидели маму и сына?

Таблица 3 – Результаты задания №3

Распознали иллюзии правильно (чел.)

Распознали иллюзии с ошибками (чел.)

Не распознали иллюзии (чел.)

4.Двигаются ли точки в центре?

Таблица 4 – Результаты задания №4

5.Кого ты видишь на картинке?

Таблица 5 – Результаты задания №5

Белого медведя (чел.)

Белого медведя и тюленя (чел.)

6.Сколько ног у слона?

Таблица 6 – Результаты задания №6

Какая пара женщин большего размера – верхняя, средняя, нижняя, или они одинаковые?

Таблица 7 – Результаты задания №7

8.Смотрите в центр предложенной картинки. Вы заметили движение?

Таблица 8 – Результаты задания №8

Распознали иллюзию (чел.)

Не распознали иллюзию (чел.)

9. Посмотрите на фигуру. Одинакова ли ее высота и ширина? Высота фигуры, изображенной на рисунке, кажется больше, чем ее ширина, хотя эта фигура в действительности имеет форму квадрата.

Таблица 9 – Результаты задания №9

10. 3 D рисунки на асфальте выглядят очень реалистично. Это реальность или изображение на асфальте?

Таблица 10 – Результаты задания №10

Распознали иллюзию (чел.)

Не распознали иллюзию (чел.)

Я провел исследования среди учащихся 2 Г класса по средствам анкетирования (анкеты в Приложении 1). На диаграмме 1 представлены результаты исследования на примере учеников 2 Г класса.

2.2 Создание брошюры иллюзий распознавания образов

Обманы зрения представляют собой живой интерес для художников, физиологов, психологов, для каждого любознательного человека. Можно бесконечно долго наслаждаться зрительными иллюзиями, пытаясь разгадать непостижимую тайну оптических иллюзий, созданных дивной фантазией человека. В своем исследовательском проекте я составил брошюру иллюзий распознавания образов, с использованием зрительных и оптических обманов зрения. Иллюзии не только занимательны, но и тренируют ум, развивают зоркость и внимательность.

2.3 Создание фотографий с оптическими иллюзиями

Фотографии с оптическими иллюзиями в последнее время все больше и больше приобретают свою популярность, создаются специальные выставки, так как эти фотографии больше относятся к искусству, нежели к научной деятельности. Я тоже решил попробовать себя в этом искусстве. Сначала может показаться, что оптическая иллюзия в фотографии создается легко, но на самом деле, чтобы добиться впечатляющих результатов потребовалось достаточно много сил и времени.

Я провёл фото сессию, в которой принимали участие моя семья, и создал ряд фотографий с оптическими иллюзиями (Приложение 2), а также оформил их для наглядности в виде стенгазеты.

Как показало проведенное исследование, наше восприятие нередко обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем, кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только внимательно присмотреться. В ходе выполнения данной работы мной были изучены зрительные иллюзии и основные причины их возникновения, выделены различные виды иллюзий и исследовано множество примеров по каждому виду. Для изучения процесса восприятия зрительных иллюзий было проведено исследование среди учащихся моего класса. Оно оказалось интересным не только для меня, все ученики моего класса были увлечены темой и узнали много нового.

Анализируя результаты исследования, я сделал вывод, о том, что зрительные иллюзии воспринимаются большинством людей. Человек не всегда может реально оценить увиденную ситуацию. Так устроен наш глаз. Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку. В последнее время оптические иллюзии стали очень популярны и в повседневной жизни. В основном это картины, иллюстрации или же фотографии для интерьера. Они очень интересны, познавательны и тренируют наше зрение, внимательность, логическое мышление. Я научился самостоятельно создавать зрительные иллюзии и собрал брошюру, которую можно использовать для игры с одноклассниками, развития внимания.

Итак, остается ответить на главный вопрос – «Можно ли верить глазам?» Оказывается, не всегда! Ученые придумали множество обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены способности наших глаз.

Ликум А. «Все обо всем». Энциклопедия для детей.- Москва, Компания «Ключ-С»1994.

Милонова Е.Великий фокусник Дэвид Копперфильд // Классный журнал.-2008.- №35.- С.12-13.

Энциклопедический словарь юного физика. Составитель Чуанов В.А., Москва «Педагогика Пресс», 1995.

Энциклопедия школьнику для любознательных детей разного возраста. Киев МП «Сканнер», 1994.

Я познаю мир. Детская энциклопедия «Тайны человека», «АСТ», 2001.

Я познаю мир. Детская энциклопедия «Физика», «АСТ», 1996.

Живопись, графика, скульптура http://gallery.artsportal.ru/.

Зрительные иллюзии и феномены http://www.psy.msu.ru/illusion/.

Иллюзия. Оптические фокусы, оптические иллюзии. 3d картинки. Обман зрения http://www.abc-people.com/illusion/index/htm/.

Оптические иллюзии. Обманы зрения. http://www.daysse.com.ru/obman.htm

Оптические иллюзии и обманы зрения http://www.log-in.ru/illusions/.

Анкета экспериментального исследования восприятия зрительных иллюзий на примере учеников 2 Г класса

Задание 1. Ты увидел на картинах двойственное изображение?

Задание 2. Посчитай черные точки.

Нельзя посчитать, они быстро двигаются

Нет чёрных, только белые

Задание 3. Что изменилось, когда картинку перевернул на 90°?

Ничего не изменилось

Увидела женщину с мальчиком

Задание 4. Двигаются ли точки в центре?

Задание 5. Кого ты увидел на картинке?

Белого медведя и тюленя

Задание 6. Сколько ног у слона?

Задание 7. Какая пара женщин большего размера – верхняя, средняя, нижняя? Или они одинаковы?

Задание 8. Ты заметил движение картинки?

Задание 9. Одинакова ли высота и ширина фигуры?

Задание 10. Это реальность или изображение на асфальте?

Изображение на асфальте

Фотографии с оптическими иллюзиями (автор Карабанович Глеб)

Источник

Исследовательская работа. «Оптические иллюзии. Можно ли верить своим глазам?»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Исследовательская работа. Оптические иллюзии. Можно ли верить своим глазам.doc

Секция «Первые шаги в науке»

«Можно ли верить своим глазам?»

Алябьев Павел Игоревич

Ведение ­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________­­______ 3 стр.

2. 2. Иллюзии – игра зрения __________________________ 4 стр.

2.3. Почему возникают оптические иллюзии? ___________ 5 стр.

2.4. Виды оптических иллюзий _______________________ 5 стр.

2.5. 3D рисунки на асфальте _________________________ 8 стр.

3. Заключение ____________________________________ 10 стр.

4. Список литературы ______________________________ 11 стр.

Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд.

Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться. Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий?

Идея этого исследования родилась после того, как я увидел фотографии 3D рисунков на асфальте. Возникли вопросы: как создаются такие рисунки и почему их так воспринимает человек, и всегда ли мы видим то, что есть на самом деле? Мне захотелось найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решил провести исследование «Можно ли верить своим глазам?» и разобраться в этом вопросе.

Цель моей исследовательской работы – изучить зрение человека и зрительные иллюзии.

Задачи:
— познакомиться со строением глаза и узнать, каким образом видит человек;
— изучить зрительные иллюзии;
— узнать, действительно ли реальный мир именно таков, каким мы его видим.

«Можно ли верить своим глазам?» (см. приложение №1).

создание информационного сообщения по теме исследования; создание презентации по материалам исследования.

Иллюзии – игра зрения. Наша жизнь полна неожиданностей, и основное место в нем, конечно же, занимают иллюзии. Но что значит иллюзия? В толковом словаре С. И. Ожегова дано понятие слову иллюзия. Иллюзия – обман чувств, нечто кажущееся; болезненное состояние – ошибочное восприятие предметов, явлений, нечто несбыточное, мечта. По моему мнению это, прежде всего, оптический обман.

Оптической иллюзией называется несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие строения нашего зрительного аппарата (см. приложение №2).

Почему возникают оптические иллюзии? (см. приложение №3, рис.1).

Изучив литературу, я выяснил, что человек видит таким образом:
1. Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику.
2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку.
3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву.
4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу.
5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает. Однако не все так просто

(см. приложение №3, рис.2, 3).

В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений, мелкие непроизвольные колебания, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение

находится в постоянной динамике.

Так что же «видит» мозг? (см. приложение №4).

Оказывается этим вопросом занимаются и учёные и они говорят, что существует много научных направлений, которые пытаются понять, каким образом мы воспринимаем окружающий мир. И одним из самых интересных способов изучения – это исследование зрительного аппарата.

Иллюзии – это искаженное неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово «иллюз» означает «ошибка, заблуждение».

Причины иллюзий

Из дополнительной литературы я узнал, что существует три основных причины иллюзии:

1) наши глаза воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;

2) при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;

3) мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, проходящие от глаз.

Часто иллюзии возникают сразу по двум причинам: специфическая работа глаз и ошибочное преобразование сигнала мозгом.

Виды иллюзий.

В результате исследования я узнал еще и то, что по происхождению оптические иллюзии делятся на три вида.

Природные иллюзии (см. приложение №5).

Искусственная иллюзия (см. приложение №6).

В простонародье искусственная иллюзи я это ничто иное, как фокус, трюк, уловка.

Например, левитация – иллюзия полета человека. В принципе конечно человек может летать, но в сочетании с определенными механизмами, будь это самолет или же искусственные крылья.

Смешанные иллюзии (см. приложение №7).

Забавное сочетание оптической иллюзии и здания при помощи фотошопа.

Вообще картинок с иллюзиями очень много, и просматривать их одну за другой очень забавно.

Между естественными и искусственными иллюзиями есть существенное различие. Если иллюзия придумана человеком, то она обязательно имеет конструктивный секрет и после сообщения его наблюдателю во многом теряет свою загадочность. Естественные же и смешанные иллюзии не изменяют силы своего воздействия, независимо от того, знает наблюдатель их секрет или нет. Нужно отметить, что оптические иллюзии рождаются не обязательно в результате игры света и тени. Так, в основе уже упомянутой иллюзии «летающая дама» лежит хитроумная механическая конструкция.

Оптические иллюзии можно классифицировать если не бесконечно, то очень долго. Это иллюзии размеров, движения, цвета, формы и так далее. А если конкретизировать, то можно разделять эти группы и дальше.

Наблюдение за иллюзиями.

По общим признакам:

— зрительные искажения (см. приложение №8, рис. 1):

иллюзия кафе «Wall».
Параллельны ли горизонтальные линии? Да, параллельны!

— двойственные изображения (см. приложение №8, рис. 2);

— иллюзии восприятия размера (см. приложение №8, рис. 3):

иллюзия Эббингауза (1902).

Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?

Они одинаковые. Особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов.

— соотношение фигуры и фона (см. приложение №8, рис. 4) :

Классический пример соотношения фигуры и фона. Можно увидеть как вазу, так и два лица;

— кажущиеся фигуры (см. приложение №8, рис. 5) :

квадрат, которого нет;

— иллюзии восприятия глубины (см. приложение №8, рис. 6):

лестница Шредера (1858).

Это лестница, ниша или просто серая полоска бумаги, сложенная гармошкой?

— иллюзии движения (см. приложение №8, рис. 7) :

Иллюзия Оучи (1977).
Пристально смотрите на шар в центре. Кажется, что узор на нем движется из стороны в сторону? Не отрывая взгляда от центра круга, подвигайте головой.
Возникла иллюзия, что узор вокруг шара сдвигается?

— невозможные фигуры (см. приложение №8, рис. 8):

Сколько тут полок? Три или четыре?

-иллюзии лица (следящие картины, перевернутые портреты)

(см. приложение №8, рис. 9) :

Автор А. Родченко, 1923.

— эффект последействия (см. приложение №8, рис. 10):

Если 30 секунд неотрывно смотреть на левое изображение, а затем перевести взгляд пустой то должно возникнуть лицо Че Гевары.

Конечно, это неполный список зрительных иллюзий. Я предлагаю к рассмотрению лишь особенно мне понравившиеся.

3D рисунки на асфальте. Стрит-арт на асфальте (см. приложение №9).

А вот представьте себе: вы идете по городу, и вдруг перед вашими глазами предстает расщелина, из которой пытаются вырваться исчадия ада! Или вдруг на асфальте вы замечаете совершенно обычное яблоко, вот только прикоснуться к нему не получается – оно нарисованное! Когда впервые, я увидел объемные картинки на асфальте, не мог поверить, что это действительно просто рисунок. Такой вид уличного искусства я узнал, называется Стрит-арт (по англ.). По сути, современное искусство зародилось еще в XVI веке.

Прочитав много статей о современном искусстве, я узнал, чтобы создать объемное изображение на асфальте, художники используют специальное искажение, при этом рисунок смотрится объемным при взгляде с определенной точки. На одну картину уходит около трех дней.

Что касается современности, то видное место среди художников занимает Джулиан Бивер. Этот британский мастер занимается рисунками на асфальте уже более 10 лет, его работы были на улицах многих стран Европы, в Америке и в Австралии.

В России такое искусство еще слабо развито, но становится довольно модным направлением в уличном искусстве.

Искусство активно использует способность зрения к самообману в своих целях. Уже названы приемы перспективы или воспроизведения эффекта объема на плоском рисунке. Используя новомодные термины, этот эффект можно назвать «эффектом виртуального объема». Получается, что наше зрение способно воспринимать объемные картины и воспринимать их как настоящие, когда на самом деле – это всего лишь иллюзия.

Так, прошлым летом оригинальный способ спастись от аномальной жары предложил москвичам известный немецкий 3D-художник Эдгар Мюллер. Он нарисовал на городском асфальте бурлящий водопад. Картина-иллюзия помогает мысленно перенестись из пышущей жаром столицы туда, где есть вода и прохлада. Чтобы увидеть картину в формате 3D, нужно смотреть на нее через специальную, установленную рядом линзу. Она искажает перспективу, и изображение получается объемным.

Главный секрет изображения объемных картинок, их нужно “растягивать”. В этом и состоит мастерство исполнителя. Если наносить в обычных пропорциях, то такого эффекта достичь не получится. Причём творить приходится по нескольку часов.

Кстати, художники, изображающие 3 D картинки, рисуют их обычными мелками “пастель”, которыми пользуются дети на уроках рисования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *