причастие в церкви можно ли заразиться

Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

Протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук:

Мы не можем не пере­жи­вать за судь­бы людей, пото­му что коро­на­ви­рус — опас­ная болезнь, про­те­ка­ет тяже­ло, осо­бен­но у пожи­лых людей. А имен­но они, как пра­ви­ло, состав­ля­ют боль­шую часть наших прихожан.

Я бы обра­тил вни­ма­ние, что состо­я­лось засе­да­ние Сино­да, где было при­ня­то разум­ное и взве­шен­ное реше­ние о том, что надо оза­бо­тить­ся состо­я­ни­ем сани­тар­ных норм на любом при­хо­де. Это ни в коем слу­чае не свя­за­но с лише­ни­ем цер­ков­ных таинств. Это зна­чит надо при­би­рать­ся вовре­мя в хра­мах, дез­ин­фи­ци­ро­вать руч­ки вход­ных две­рей, поль­зо­вать­ся одно­ра­зо­вой посу­дой в тра­пез­ных хра­ма, одно­ра­зо­вы­ми ста­кан­чи­ка­ми для запив­ки. Мы видим мно­го фак­то­ров рис­ка, кото­рые не свя­за­ны с таин­ством Евхаристии.

Надо пом­нить, голо­ва нам дана не толь­ко для того, что­бы шап­ку носить, а думать. Есть эле­мен­тар­ная куль­ту­ра чело­ве­че­ско­го обще­ния, кото­рая гово­рит о том, что если ты болен, то надо идти в боль­ни­цу или вызы­вать вра­ча на дом, а не под­став­лять дру­гих людей, под­вер­гать их опас­но­сти. Это каса­ет­ся всех слу­ча­ев, а не толь­ко посе­ще­ния хра­ма. Каса­ет­ся не толь­ко коро­на­ви­ру­са, но и любой дру­гой болезни.

У нас поче­му-то люди при пло­хом само­чув­ствии идут на рабо­ту и ещё гор­дят­ся этим. В шко­лу, садик отправ­ля­ют детей, когда те каш­ля­ют, чиха­ют. Так­же и в хра­мы идут, когда боле­ют. Поче­му бы не заду­мать­ся: если чув­ству­е­те себя неваж­но, если есть подо­зре­ние на вирус­ное или респи­ра­тор­ное забо­ле­ва­ние, не надо иску­шать Бога, не надо под­вер­гать окру­жа­ю­щих опас­но­сти. Луч­ше остать­ся дома. А если веру­ю­щий хочет при­ча­стить­ся в таком состо­я­нии, надо при­гла­сить домой свя­щен­ни­ка. Это не какое-то ново­вве­де­ние, извест­ная прак­ти­ка, когда к боль­но­му при­ез­жа­ет батюш­ка. Свя­щен­ник при­е­дет, испо­ве­ду­ет, при­ча­стит. Не под­вер­гать близ­ких опас­но­сти – это ува­же­ние, любовь к ним.

Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:

Сле­ду­ет раз­де­лить воз­мож­ность зара­же­ния в хра­ме и воз­мож­ность зара­же­ния через При­ча­стие. В хра­ме зара­зить­ся, есте­ствен­но, мож­но и не толь­ко коро­но­ви­ру­сом, но и грип­пом, и любой дру­гой воз­душ­но-капель­ной инфек­ци­ей. Так же, как в хра­ме может обва­лить­ся пото­лок и поуби­вать или пока­ле­чить людей. Дру­гое дело — При­ча­стие. В Чаше — Кровь и Тело Хри­сто­во. Мы в это верим, ина­че При­ча­стие бес­смыс­лен­но. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом слу­чае явля­ет­ся злом, даже если Гос­подь обра­ща­ет её к вящей сла­ве Сво­ей (ина­че не нуж­ны были бы вра­чи, кото­рые, как ска­за­но в Свя­щен­ном Писа­нии, “от Бога” — Сир.38 ). Здесь часто воз­ни­ка­ет недо­по­ни­ма­ние — мы зна­ем, что Свя­тые Дары сохра­ня­ют свои физи­че­ские свой­ства. На осно­ва­нии это­го мно­гие пред­по­ла­га­ют, что они так­же могут являть­ся пере­нос­чи­ком виру­са. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше или нет. Он там вполне может ока­зать­ся. Но его зло­твор­ная спо­соб­ность (соб­ствен­но воз­мож­ность зара­жать) не реа­ли­зу­ет­ся. Воз­мож­но, что виру­сы были и в раю, и нико­го не зара­жа­ли. При­ча­стие — это соеди­не­ние Бога и чело­ве­ка, при­чём соеди­не­ние бла­го­дат­ное и физи­че­ское, поэто­му зла оно не приносит.

Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии, настоятель храма Воскресения Христова села Болотново:

Тело и Кровь Гос­под­ня, кото­рым мы при­ча­ща­ем­ся, — свя­ты­ня, побеж­да­ю­щая всё, и остав­лен­ная нам Гос­по­дом. Вер­нее, свя­ты­ня, кото­рая каж­дый раз пода­ёт­ся нам Гос­по­дом для здо­ро­вья наших душ и телес.

И мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, верим в то, что инфек­ция через При­ча­стие пере­да­вать­ся не может, пото­му что хлеб и вино на литур­гии таин­ствен­ным, непо­сти­жи­мым для чело­ве­ка обра­зом пре­тво­ря­ют­ся в Тело и Кровь Гос­под­ни, а в них ника­кая зара­за и ника­кой вирус не могут жить.

Так­же сле­ду­ет пом­нить, что попе­че­ние Бога о нас про­сти­ра­ет­ся даже до, каза­лось бы, мело­чей: “Не пять ли малых птиц про­да­ют­ся за два асса­рия? и ни одна из них не забы­та у Бога. А у вас и воло­сы на голо­ве все сочте­ны. Итак, не бой­тесь: вы доро­же мно­гих малых птиц”( Лк. 12:6–7 ). Неис­чис­ли­мо коли­че­ство слу­ча­ев исце­ле­ний и даже пре­кра­ще­ния эпи­де­мий при обра­ще­нии веру­ю­щих к Богу, мно­же­ство чудо­твор­ных икон, преж­де все­го Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, помо­га­ли во вре­ме­на “повет­рий и моро­вых язв”.

За годы сво­е­го слу­же­ния я мно­го кого при­ча­щал, эти люди име­ли раз­ные болез­ни, что не меша­ло мне потреб­лять Чашу. Но утвер­ждать, что свой­ства вина и хле­ба, став­шие Телом и Кро­вью, совер­шен­но лише­ны спо­соб­но­сти испор­тить­ся, я не стану.
Когда я при­е­хал на пер­вый свой при­ход, мне при­шлось при­ни­мать храм от свя­щен­ни­ка, кото­рый был изгнан сво­ей старостой.
Исто­рия была весь­ма печаль­ная и непра­вы были обе сто­ро­ны. Но так уж слу­чи­лось, что свя­щен­ник не потре­бил Чашу после сво­ей послед­ней служ­бы, и её содер­жи­мое на момент при­ё­ма мною при­хо­да пре­вра­ти­лось в комок пле­се­ни. Епи­скоп бла­го­сло­вил сжечь то, что было в потире.
Когда я слы­шу и читаю кри­ти­ку тех мер, кото­рые пред­пи­са­ны Сино­дом в свя­зи с пан­де­ми­ей, я думаю о том, что, хотя хри­сти­а­ни­ну не нуж­но боять­ся зара­зить­ся от При­ча­стия, но и при­ду­мы­вать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Напри­мер, что в хра­ме мож­но забыть обо всех предо­сто­рож­но­стях. Да, Бог печет­ся о каж­дом мгно­ве­нии жиз­ни чело­ве­ка. Но и разум чело­ве­ку тоже даро­вал Бог. Как и чув­ство осторожности.
Нам не запре­ще­но при­ча­щать­ся. Но даны реко­мен­да­ции, как пра­виль­но посту­пать в пери­од эпи­де­мии. И при­слу­шать­ся к мне­нию того, кого мы име­ну­ем Вели­ким гос­по­ди­ном и отцом, думаю, совер­шен­но логично.

В тех хра­мах, где я несу послу­ша­ние насто­я­те­ля, вве­де­ны меры без­опас­но­сти. Закуп­ле­на одно­ра­зо­вая посу­да, более тща­тель­но про­ти­ра­ют­ся ико­ны, поме­ще­ния про­вет­ри­ва­ют­ся. Но мы пом­ним, что “если Гос­подь не охра­нит горо­да, напрас­но бодр­ству­ет страж” ( Пс 126:1 ), поэто­му мы, пред­при­ни­мая меры без­опас­но­сти, всё своё упо­ва­ние воз­ла­га­ем на Бога.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:

Эпи­де­мии, эко­но­ми­че­ские кри­зи­сы и даже вой­ны — это всё вре­мен­ные явле­ния. А есть то, что при­бли­жа­ет к веч­но­сти — это молит­вы, бого­слу­же­ния и таин­ства, кото­рые явля­ют­ся для пра­во­слав­ных хри­сти­ан меро­при­я­ти­я­ми без­от­ла­га­тель­но­го харак­те­ра, подоб­ные похо­ду в поли­кли­ни­ку, лече­нию в боль­ни­це. Веру­ю­щие люди опыт­ным путем зна­ют, что после таинств мно­гие полу­ча­ют исце­ле­ние души и тела. И для мно­гих хри­сти­ан это жиз­нен­но необ­хо­ди­мые вещи.
Кста­ти, даже во вре­мя бубон­ной чумы, при­шед­шей в Рос­сию в XIV веке, пра­во­слав­ные хра­мы не закры­ва­лись. Пото­му что вера для людей в таких ситу­а­ци­ях явля­ет­ся силь­ным моти­ви­ру­ю­щим фак­то­ром, вплоть до укреп­ле­ния имму­ни­те­та, посколь­ку меди­ки зна­ют, что мно­гие болез­ни при­хо­дят из-за нерв­ных сры­вов и стрес­сов. Уже не гово­рю про укреп­ля­ю­щую силу цер­ков­ных таинств.
И в те ста­ро­дав­ние вре­ме­на, когда по стране ходи­ли эпи­де­мии оспы, диф­те­рии и брюш­но­го тифа – Цер­ковь нико­гда не пре­не­бре­га­ла сани­тар­ны­ми мера­ми. Дела­ет­ся это и сей­час. Более того, извест­но, что в Бла­го­ве­щен­ске в нача­ле XX века во вре­мя эпи­де­мии тифа, когда над дома­ми рея­ли чер­ные фла­ги, ука­зы­ва­ю­щие на зара­же­ние, после крест­но­го хода с Алба­зин­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри – болезнь лока­ли­зо­ва­лась и сошла на нет. И пра­во­слав­ные бла­го­ве­щен­цы верят, что это про­изо­шло помо­щью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но так­же пом­ним запо­ведь: на Бога надей­ся, а сам не плошай.

Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:

Коро­на­ви­рус не суще­ству­ет сам по себе, всем управ­ля­ет Гос­подь! И если попус­ка­ют­ся эпи­де­мии и дру­гие скор­би, то, веро­ят­но, цель одна – оста­но­вить рас­про­стра­ня­ю­ще­е­ся без­бо­жие, при­ве­сти людей к пока­я­нию. Поэто­му и эпи­де­мию коро­на­ви­ру­са хоро­шо бы встре­тить с пока­ян­ной молит­вой, поста­рать­ся оста­вить гре­хов­ные при­выч­ки. В Таин­ствах дей­ству­ет Гос­подь, верим, что Он и сохра­нит от вся­ко­го зара­же­ния! Но что­бы не иску­шать Гос­по­да Бога наше­го, сле­ду­ет при­нять неко­то­рые меры в хра­ме – напри­мер, луч­ше мыть посу­ду в тра­пез­ной, вве­сти одно­ра­зо­вые поло­тен­ца, запи­вать после При­ча­стия из одно­ра­зо­вых стаканчиков.

Собра­ла мне­ния Алек­сандра Грипас

Источник

В маске на литургию или чем можно заразиться в храме?

Насту­па­ют выход­ные, пла­ни­ру­ет­ся семей­ный поход в цер­ковь. Если в хра­ме душ­но и доволь­но тес­но – неволь­но вспо­ми­на­ешь реко­мен­да­ции тера­пев­тов избе­гать подоб­ных мест. Сто­ит ли надеть мас­ки – хотя бы детям? А при­кла­ды­вать­ся к ико­нам? Прот. Мак­сим Коз­лов не сове­ту­ет отка­зы­вать­ся от служ­бы из стра­ха перед грип­пом, если толь­ко мы сами не поне­сем вирус в храм.

Не бла­го­че­стие ли наших пред­ков ста­но­ви­лось при­чи­ной эпи­де­мий Cред­не­ве­ко­вья (ведь к свя­ты­ням тогда при­кла­ды­ва­лись почти все)? Свя­щен­ни­кам при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с опа­се­ни­я­ми при­хо­жан не толь­ко в послед­ние меся­цы. Все мы при­кла­ды­ва­ем­ся к ико­нам и кре­сту – не рис­ку­ем ли мы полу­чить вме­сто бла­го­дат­ной помо­щи вирус?

– Отец Мак­сим, мож­но ли зара­зить­ся в храме?

– Конеч­но. Чем угод­но. Мож­но зара­зить­ся дур­ны­ми мане­ра­ми, мож­но зара­зить­ся рев­но­стью бла­го­че­стия, мож­но зара­зить­ся любо­вью к цер­ков­но­му пению и мож­но зара­зить­ся непра­виль­ным при­стра­сти­ем к свя­щен­но­слу­жи­те­лю. Мож­но зара­зить­ся грип­пом. Тогда, когда эпи­де­мия грип­па име­ет место и когда рядом сто­ят два чело­ве­ка, кото­рые на тебя уси­лен­но кашляют.

В дан­ном слу­чае, нель­зя счи­тать храм местом, защи­щен­ным в пери­од мас­со­вых эпи­де­мий от всех инфек­ций, неваж­но – грип­поз­ных или холер­ных, и всем сте­кать­ся под сво­ды хра­ма, имея в виду имен­но защи­ту от бак­те­рио­ло­ги­че­ских вирус­ных воз­дей­ствий (или ради­а­ции, в слу­чае тех или иных ано­маль­ных или тер­ро­ри­сти­че­ских явле­ний). Храм – это лечеб­ни­ца, где наши души вра­чу­ют­ся к спа­се­нию. Но невоз­мож­но пред­по­ло­жить, что, напри­мер, у ребен­ка сой­дет на нет или не воз­ник­нет кари­ес, если он регу­ляр­но и даже бла­го­го­вей­но будет молить­ся перед обра­за­ми свя­тых. Поэто­му не меша­ет чело­ве­ку и само­му при­ни­мать есте­ствен­ные меры бла­го­ра­зум­ной предосторожности.

– Напри­мер, надеть мас­ки, хотя бы детям? В хра­ме может быть тес­но и душ­но, а дети нахо­дят­ся в груп­пе риска.

– Думаю, что и к дан­но­му слу­чаю сле­ду­ет нам при­ло­жить общий прин­цип, кото­рым хоро­шо бы нам всем, пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, руко­вод­ство­вать­ся в сво­ей жиз­ни, – ста­рать­ся идти сред­ним, цар­ским путем, не впа­дая ни в какие край­но­сти. Еще один прин­ци­пи­аль­ный кри­те­рий пове­де­ния – изби­рать поль­зу ближ­не­го, а не свою, преж­де думать о дру­гих. Как при­ме­нить это к дан­ной ситу­а­ции? Напри­мер, мы видим, что мы каш­ля­ем и чиха­ем, из носа и глаз течет что-то труд­но­опре­де­ли­мое, тем­пе­ра­ту­ра, может быть, не 38,9, но явно какие-то явле­ния нездо­ро­вья ощу­ща­ют­ся в немощ­ном нашем телес­ном соста­ве. В таком слу­чае, конеч­но же, про­яв­ле­ни­ем хри­сти­ан­ской люб­ви будет остать­ся дома и детей сво­их в храм не водить, если с ними что-то подоб­ное про­ис­хо­дит. Даже если мы уве­ре­ны, что имен­но в таком состо­я­нии им полез­нее все­го при­ча­стить­ся. Ведь там будут и дру­гие дети, на кото­рых они будут чихать и каш­лять, дышать бацил­ла­ми, мик­ро­ба­ми и вирусами.

– А если грипп ско­ро сва­лит с ног, а душа тем более про­сит Причастия?

– Если уж очень хочет­ся нам при­об­щить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн в полу­бо­лез­нен­ном состо­я­нии, то разум­но будет, напри­мер, прий­ти в какой-то буд­ний день в храм, где людей будет немно­го и мы смо­жем сто­ять от них в сто­рон­ке (о свя­щен­ни­ке мож­но думать мень­ше: ему по дол­гу служ­бы пола­га­ет­ся с любы­ми людь­ми общать­ся, с кон­тин­ген­том и здо­ро­вым, и нездо­ро­вым – и душев­но, и физи­че­ски; он выдер­жит). Если же мы совсем немо­щству­ем, то надо дого­во­рить­ся и позвать батюш­ку домой, что в боль­шин­стве при­хо­дов доста­точ­но лег­ко организуется.

– Может быть, если страш­но, про­сто воз­дер­жать­ся на вре­мя от посе­ще­ния храма?

– Если иметь в виду эту сто­ро­ну вопро­са – наши соб­ствен­ные стра­хо­ва­ния по пово­ду сви­но­го и дру­гих видов грип­па, ОРВИ и про­чих забо­ле­ва­ний, для нача­ла пред­ло­жу одно рас­суж­де­ние. Ходим ли мы при этом на рабо­ту, отпус­ка­ем ли детей на уче­бу, поль­зу­ем­ся ли обще­ствен­ным транс­пор­том, как пра­ви­ло, в час пик пред­по­ла­га­ю­щим нема­лое скоп­ле­ние наро­да? Не пере­шли ли мы еще на осад­ное поло­же­ние, так что пере­дви­га­ем­ся толь­ко корот­ки­ми пере­беж­ка­ми, минуя обще­ствен­ный транспорт?

Если не пере­шли – в шко­лу и на рабо­ту ходим, в мет­ро ездим, – то вспом­ним, что храм, в отли­чие от трол­лей­бу­са или сред­не­го учеб­но­го заве­де­ния, име­ет еще и неко­то­рое молит­вен­ное ограждение.

Я даже не буду сей­час гово­рить об объ­ек­тив­ном харак­те­ре того, что храм есть дом Божий, свя­ты­ня, а не клуб. Люди, соби­ра­ю­щи­е­ся в цер­ковь, в отли­чие от людей, еду­щих слу­чай­но вме­сте в авто­бу­се, и внут­рен­ним, и внеш­ним обра­зом рас­по­ло­же­ны к под­держ­ке и соуча­стию друг к дру­гу – и молит­вен­но­му, и прак­ти­че­ско­му. Если мы все это взве­сим и поду­ма­ем, то для боль­шин­ства из нас ста­нет ясным, что пере­си­жи­вать эпи­де­мию грип­па дома имен­но по отно­ше­нию к Церк­ви у нас, навер­ное, осно­ва­ний нет.

– Все же, умест­ны ли меди­цин­ские мас­ки на богослужении?

– Об этом я бы порас­суж­дал так­же в кате­го­ри­ях воз­мож­но­го соблаз­на, при­чи­ной кото­ро­го для дру­гих людей мы можем стать. С одной сто­ро­ны, если мы нездо­ро­вы, то луч­ше остать­ся дома. С дру­гой сто­ро­ны, если мы боим­ся, что дру­гие на нас начи­ха­ют, то, может быть, пра­виль­нее будет боль­ше дру­го­го осте­ре­гать­ся: заявив­шись в таком виде на бого­слу­же­ние, мы кого-то сму­тим, кого-то отвле­чем, в чьей-то душе посе­ем опа­се­ние, что сами мы боль­ны. Чело­век вме­сто молит­вы на служ­бе будет думать о том, с кем он рядом сто­ит. Не созда­дим ли мы вокруг себя в «тес­ном» хра­ме, о кото­ром идет речь, мет­ро­вый пояс пусто­ты, посколь­ку дру­гие будут ста­рать­ся нас избе­гать, и тем самым засу­нем людей еще в боль­шую тес­но­ту. Мно­гие еще и чес­ноч­ком заку­сят для пуще­го ото­гна­ния зло­вред­ных виру­сов, мик­ро­бов и бак­те­рий. Так что, по край­ней мере, до осо­бо­го услож­не­ния эпи­де­мио­ло­ги­че­ской ситу­а­ции я бы сове­то­вал от сто­я­ния в мас­ках на бого­слу­же­нии воздержаться.

– Мож­но ли зара­зить­ся через Причастие?

– Нако­нец, мы подо­шли к глав­но­му. Если мы – пра­во­слав­ные хри­сти­ане, веру­ю­щие в то, во что верит Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь, то счи­тать, что через При­ча­стие Свя­тых Хри­сто­вых Тайн спо­соб­на пере­да­вать­ся инфек­ция, мы не можем. Про­сто не можем. Этим в неко­то­ром смыс­ле про­ве­ря­ет­ся наша вера. Или для нас это толь­ко какое-то умо­зре­ние, и при пер­вом при­кос­но­ве­нии стра­хо­ва­ния эта так назы­ва­е­мая вера рас­сы­па­ет­ся в прах. Или мы верим, что это свя­ты­ня все­по­беж­да­ю­щая, огонь попа­ля­ю­щий, слу­жа­щий нам во здра­вие души и тела.

Это – абсо­лют­ная вера Церк­ви, совер­шен­но раци­о­наль­но под­твер­жда­е­мая фак­том того, что при­ча­ще­ние под дву­мя вида­ми (и Телом, и Кро­вью со лжи­цы), кото­рое все­гда было на пра­во­слав­ном Восто­ке и на Руси, нико­гда не при­во­ди­ло ни к пого­лов­но­му выми­ра­нию пра­во­слав­ных наро­дов при эпи­де­ми­че­ских забо­ле­ва­ни­ях (в том чис­ле и в сред­ние века), ни к тому, что­бы пре­се­ка­лось духо­вен­ство. Духо­вен­ство точ­но долж­но было бы в таком слу­чае выме­реть, пото­му что вся­кий раз свя­щен­ник или диа­кон потреб­ля­ет Свя­тые Дары. Если миря­нин может не при­ча­щать­ся на той или иной Литур­гии, то свя­щен­ник вся­кий раз потреб­ля­ет Дары, имея в виду всех, часто не очень здо­ро­вых, при­част­ни­ков, кото­рые при­сту­па­ют к Чаше. Что же, наблю­да­ем ли мы повы­шен­ную забо­ле­ва­е­мость ОРВИ или дру­ги­ми клас­си­че­ски­ми респи­ра­тор­ны­ми забо­ле­ва­ни­я­ми сре­ди кли­ри­ков? Конеч­но, нет.

– Сто­ит ли при­кла­ды­вать­ся ко кре­сту, к иконам?

– В отно­ше­нии цело­ва­ния икон и кре­ста мно­гое будет опре­де­лять­ся мерой нашей веры. Ска­жу так: иной раз луч­ше при­ло­жить­ся лоби­ком, чем со стра­хо­ва­ни­ем и с дво­я­щи­ми­ся мыс­ля­ми под­хо­дить к иконе. Или даже посто­ять и помо­лить­ся в сто­рон­ке, про­ся Бога укре­пить нас в нашем мало­ве­рии, если мы чув­ству­ем, что колеб­лем­ся, видя, как перед нами при­ло­жил­ся чело­век, гром­ко чиха­ю­щий и явно нездо­ро­вый. Или, если мы име­ем дерз­но­ве­ние, мож­но воз­ло­жить упо­ва­ние на Бога и, ничто­же сум­ня­ше­ся, ничто­же боя­ся при­хо­дить и при­кла­ды­вать­ся к свя­тыне. На этот вопрос каж­дый дол­жен отве­тить для себя сам.

Кро­ме того, сле­ду­ет ука­зать, что в очень мно­гих хра­мах глав­ные ико­ны и свя­ты­ни регу­ляр­но про­ти­ра­ют­ся при­смат­ри­ва­ю­щи­ми за ними тру­же­ни­ца­ми свеч­но­го ящи­ка и дру­ги­ми усерд­ству­ю­щи­ми при­хо­жан­ка­ми. Так уда­ля­ют­ся внеш­ние насло­е­ния: кто в пома­де поце­лу­ет, кто еще как. Думаю, пра­виль­но посту­пят те свя­щен­но­слу­жи­те­ли, кото­рые в этой ситу­а­ции попро­сят сво­их помощ­ни­ков и помощ­ниц по под­дер­жа­нию цер­ков­но­го бла­го­ле­пия отне­стись к этим обя­зан­но­стям с осо­бым тщанием.

– Людей сму­ща­ет так­же необ­хо­ди­мость при­ло­жить­ся к руке свя­щен­ни­ка при бла­го­сло­ве­нии, осо­бен­но если он, при­дя в храм, еще не успел руки после мет­ро вымыть.

– Свя­щен­ни­ки Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в семи­на­ри­ях в чис­ле мно­гих дру­гих дис­ци­плин изу­ча­ют пред­мет под назва­ни­ем «пас­тыр­ское бого­сло­вие». В част­но­сти, в учеб­ни­ке непре­мен­но есть раз­дел о внеш­нем пове­де­нии свя­щен­ни­ка. Всех нас, уве­ряю, учат и осно­вам обще­че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры (как и осно­вам пас­тыр­ской куль­ту­ры). Пред­по­ла­га­ет­ся, что каж­дый свя­щен­ник зна­ет: в храм он дол­жен прий­ти опрят­но при­че­сан­ным, умы­тым, почи­стив­шим зубы, помыв­шим руки. Кро­ме того, напом­ню, что, по уста­ву бого­слу­же­ния, во вре­мя Боже­ствен­ной Литур­гии свя­щен­ник вновь в неко­то­рые момен­ты совер­ша­ет омо­ве­ние рук. Поэто­му, когда вы буде­те под­хо­дить к Чаше, пред­по­ла­гать, что длань свя­щен­ни­ка кишит зло­вред­ны­ми малень­ки­ми суще­ства­ми, нет осо­бен­ных оснований.

– А если свя­щен­ник чув­ству­ет себя боль­ным, а служ­ба без него не состоится?

– Тут про­стой ответ: пока ноги дер­жат – слу­жи, а как пере­ста­нут – не слу­жи. Уж про наше­го бра­та свя­щен­ни­ка мож­но ска­зать: что мож­но себе поже­лать, как не поме­реть после совер­ше­ния Боже­ствен­ной Литур­гии. Думаю, что бла­го­ра­зум­ный свя­щен­ник поста­ра­ет­ся при этом немно­го отстра­нить­ся от сво­их при­хо­жан, что­бы их не зара­жать, даже во вре­мя испо­ве­ди. Пусть луч­ше будет служ­ба, доко­ле есть силы ее совер­шать, чем вовсе не будет богослужения.

Автор: Алек­сандра Кузь­ми­чё­ва (Сопо­ва)

Источник

Коронавирус и причастие. Почему очищение лжицы ради каждого стало проблемой

причастие в церкви можно ли заразиться

В свете опасности распространения коронавируса в России Священный Синод Русской Православной Церкви принял инструкцию, в которой указал меры, снижающие риск передачи опасной инфекции в храмах Русской Церкви. Одной из таких мер стала практика дезинфекции лжицы при совершении причащения молящихся спиртовыми растворами перед причащением каждого человека.

В Церкви это вызвало ажиотаж и бурные рассуждения. Так, к примеру, скептически к этому нововведению отнеслись протоиерей Георгий Максимов, известный миссионер и проповедник, скептически в своих блогах высказывался популярный ныне блогер священник Николай Бабкин, и многие другие отцы и миряне. Протоиерей Андрей Ткачев вообще назвал всех, кто боится в храме чем-то заразиться, трусами и призвал сидеть дома и не «мутить воду» среди верных и смелых.

причастие в церкви можно ли заразиться

Основные тезисы, выдвигаемые скептиками сводятся к следующему:

— в Чаше находится Сам Господь наш Иисус Христос, присутствующий в Теле и Крови Своих, а потому через причащение не может передаваться никакая зараза, Чаша Христова стерильна по вере молящихся;

— во времена всех эпидемий люди ходили толпами в храмы, совершали крестные ходы, и никто не заразился и не умер;

— священник потребляет каждый раз Чашу Христову, не спрашивая у причастников, чем они больны, и если бы через Чашу передавались болезни, то уже давно бы вымерли священники.

Часто дискутирующие на тему нововведений обвиняют несогласных в маловерии, новаторстве, обновленчестве и еще Бог весть в чем.

Я почти 13 лет служу священником, служил в разных условиях, в том числе в качестве тюремного священника в мужской колонии строгого режима и в качестве окормляющего районную больницу. И вот, какие мысли мне бы хотелось адресовать и скептикам, и вообще всему читающему народу.

1. Церковь не имеет никакого догмата, гласящего, что через лжицу невозможно заразиться какой-то болезнью. Нет в Церкви такого учения. И если есть такое частное мнение (пусть даже массовое, поддерживаемое даже канонизированными людьми) вошедшее в быт благодаря тому, что так считают и проповедуют многие отцы, то это не означает, что это мнение — истина и является учением Церкви.

2. В Церкви нет учения о том, что таинство меняет природу его веществ. Вода в крещальной купели физически остается водою, ароматические масла в составе Мира остаются маслами, хлеб и вино в Чаше остаются Хлебом и Вином со всеми вытекающими из этого физическими последствиями. Все эти вещества имеют свойство портиться и становиться рассадниками грибков, бактерий и вирусов. Да, они освящаются, становятся частью мира духовного, несут благодать Божью верующим, однако, сами при этом остаются явлениями нашего земного мира, подверженного тлению. Собственно, так же Церковь учит о своих святых — они святы, но это не мешает им быть подверженными греху, болезням и смерти.

причастие в церкви можно ли заразиться

5. Святое Причастие — это не меньше и не больше, чем способ наиболее тесного общения человека с Богом. А храм — это горница для этой встречи. И наше дело, как христиан, приготовить эту встречу для себя максимально чистой. А дело священника — обустроить эту встречу в чистоте для целого прихода. И это именно мы, священники, должны обустроить чистоту и гигиену этой встречи, а не требовать этого от Бога — приди, Боже, сотвори тут нам чудо и простерилизуй все вокруг.

Ветхий Завет свидетельствует о том, что в жертву приносились исключительно здоровые животные, не имеющие увечий и пороков. А это был прообраз Евхаристии, Жертвы Христовой, и недаром мы Христа зовем Агнец НЕПОРОЧНЫЙ. Ветхий Завет содержит целый кодекс об обрядовой чистоте, потому что древние очень боялись распространения различных опасных болезней, особенно лютой в тот период была проказа. Потому священникам предписывалось осматривать не только религиозную утварь, но и людей, животных и одежду на предмет проказы.

Однако же, навык требований гигиены почему-то утратили мы, люди XXI века. Потому забота о чистоте веществ таинств лежит на священнике: чистая вода, хорошие просфоры из чистой и лучшей муки, хорошее вино, чистота сосудов и облачений, чистота храмов в целом. Так в чем проблема очищения лжицы ради каждого причастника? Оскорбление веры, оскорбление Бога? В чем оно заключается? Зачем тогда священник при совершении Литургии дважды моет руки в Алтаре (один раз перед совершением Проскомидии, второй — перед преломлением Хлеба)? Пусть Бог твои руки сделает чистыми без воды, вера ведь твоя так крепка?

причастие в церкви можно ли заразиться

8. У нас у всех есть супруги, дети и просто близкие люди, и мы друг друга очень любим. Между нами есть общение, отношения есть. Но невзирая на вашу с супругой крепкую любовь, вы с нею соблюдаете определенные принципы гигиены. Неужели соблюдение норм гигиены как-то подрывает любовь между вами? Или ты, муж, будешь целовать супругу, будучи больным ангиной, к примеру? Ну а что, ведь любовь творит чудеса! Давайте не верить в возможность передачи вируса между любящими людьми, ведь по слову апостола Павла, истинная любовь побеждает страх? Будем таким образом измерять силу и глубину нашей любви? Так почему мы именно таким образом вдруг стали измерять силу нашей любви и доверия к Богу?

9. Мы себя ведем очень странно порою, живем по двойным стандартам. С одной стороны, мы направо и налево твердим, что Церковь никогда не выступала против науки, наоборот, мы истинные партнеры науки и боремся с суевериями, мракобесием.

Мы теологию в нашей постсоветской стране смогли ввести в научный мир. Мы вещаем, что труд врача благословен Богом, что нельзя пренебрегать здоровьем и жизнью, как ценнейшим даром Божьим. Но при всем этом тут же размениваем эти постулаты на обрядовые принципы, не имеющие в реальности никакого отношения к вере и Богу.

Лжица, кстати, чисто практическое и довольно нестарое изобретение в литургике, которое, я уверен, обрядоверные предки наши тоже сначала восприняли в штыки, как элемент обновленчества и уступки «духу времени». Давайте все же научимся доверять хотя бы немного медикам, являющим заботу о нашем здоровье, не устраивать паники и не проводить пикеты под лозунгами «Гонения на Церковь и Причастие», «Православие или смерть» и «Последние времена, апостасия».

причастие в церкви можно ли заразиться

10. Ну и напоследок, давайте теоретически порассуждаем. Практика причащения в Церкви менялась на протяжении всей истории бытия христианства. Сначала пекли опресночный хлеб, как это и полагается по закону Моисея, преломляли его с благословением и раздавали участникам Вечери Господней, и пускали по кругу Чашу с Кровью Христовой.

Затем в мире Церкви появилось множество изменений, которые коснулись и Евхаристии: появились квасной хлеб, просфоры, Престол и Антиминс, специальные священные сосуды, копие и лжица в конце концов. Все это — исторический путь литургики в Церкви, потому как менялись жизненные обстоятельства. И Церковь вырабатывала новые правила своего бытия, в том числе вела практические разработки в технике совершения Литургии и причастия в частности.

Что мешает Церкви и сегодня изменять эту практику, изменять технические моменты, не затрагивая суть Таинства? Какой догмат это воспрещает? Почему бы, к примеру, не окунать частичку Тела Христова в Чашу индивидуально, и не влагать в уста каждого причащающегося? На постоянной основе, я имею в виду. У нас ведь очень много людей, для которых довольно весомым аргументом против причастия выступает именно антисанитария, «одна ложка на всех». Особенно это касается людей интеллигентных и образованных, ученых, медиков.

Далеко не все люди способны внутренне победить свои страхи, убеждения, да и физически и психологически переступить порог естественной брезгливости. Увы, но это не всем под силу. Что нам мешает пойти навстречу людям? Это все теоретизация, и этими вопросами безусловно необходимо заниматься церковным ученым мужам, священноначалию. Собственно, именно священноначалие Церкви, имея возможность консультироваться с ведущими медиками и санитарными врачами страны, выработало инструкции, принятые на последнем заседании Священного Синода, что как мне кажется — вполне своевременно и актуально.

В завершение хотелось бы сказать, что служа в тюрьме полтора года, я тоже причащал и туберкулезников всяких, и вообще — людей в храме никогда не спрашиваешь, чем они больны. Но это вовсе не означает, что я уверен в своем бессмертии, уверен в невозможности заразиться от лжицы. Это значит лишь то, что я священник, и должен быть готов умереть в любой день от любой болезни и любой смерти, должен быть готов предстать перед Богом. Но это вовсе не повод воспитывать в своей пастве слепую веру в чудеса, пренебрегать жизнью и здоровьем своих прихожан.

Безусловно, Господь творит чудеса, и творит их и посредством Тела и Крови Своих, но это не означает, что мы вправе требовать этого чуда и пренебрегать всеми возможными правилами по сохранению своих жизни и здоровья, и тем более — рисковать жизнью и здоровьем наших ближних. Не искушай Господа Бога твоего — так говорит Господь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *