при совершенствовании каких факторов можно улучшить специальную подготовленность спортсмена

Реферат на тему «Спортивная подготовка спортсмена»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Основы спортивной тренировки………………………………………..4 с

1.1. Цели и задачи спортивной тренировки ………………………….4 с

1.2. Методы спортивной тренировки……………………………………..4 с

1.3. Принципы спортивной тренировки………………………………. 5 с

2. Спортивная подготовка как многолетний процесса…………..6 с

Основными формами организации учебно-тренировочной работы на всех этапах подготовки являются: теоретические и практические занятия, тренировочные игры на счёт, соревнования, судейская практика, профилактические и оздоровительные мероприятия.

В практике подготовки спортсмена следует выделить три основные формы организации спортивной тренировки : учебно-тренировочные занятия в секциях и командах, участие в спортивных соревнованиях и самостоятельные тренировочные занятия спортсмена.

1. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

1.1 Цели и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки являются подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимального возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижения запланированных спортивных результатов.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:

1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма;

3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

1.2. Методы спортивной тренировки

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера. В процессе спортивной тренировки используются следующие группы методов:

Метод словесного описания упражнений

Это самый универсальный метод. С его помощью решаются различные задачи (постановка задач обучения, описание техники движений, управление ходом обучения, анализ результатов исполнения задания).

Метод показа упражнений

Наиболее наглядным является показ самим преподавателем изучаемых элементов. Такое исполнение помогает создать целостную картину упражнения. Для детей с отставанием в умственном развитии этот метод является неотъемлемой частью обучения, т. к. опирается на сохранные психические структуры (рефлекс подражания).

Метод целостного разучивания упражнений

Метод расчлененного разучивания

Метод заключается в искусственном дроблении изучаемого двигательного действия на составные части и последовательном их освоении при дальнейшем соединении в целое упражнение. Он в основном используется на занятиях старших групп, выполняющих упражнения на кортах.

Метод изменения условий обучения

Этот метод подразумевает создание специальных условий для выполнения упражнений (упражнения выполняются не ракеткой, а рукой; упражнения со скакалкой в условиях депривации зрительного анализатора).

Данный метод предполагает использование спортивных игр, развивающих необходимые качества (скорость реакции, координация в пространстве, техника функционального бега).

1.3. Принципы спортивной тренировки

1) Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация.

2) Единство общей и специальной подготовки.

3) Непрерывность тренировочного процесса и спортивная тренировка

4) Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок.

5) Цикличность тренировочного процесса.

6) Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.

7) Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности.

2. СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА КАК МНОГОЛЕТНИЙ ПРОЦЕСС

В зависимости от преимущественной направленности процесс многолетней спортивной подготовки делится на 4 этапа:

1) предварительной подготовки;

2) начальной спортивной специализации;

3) углубленной специализации в избранном виде спорта;

4) спортивного совершенствования.

Продолжительность этапов обусловлена спецификой вида спорта и уровнем готовности спортсменов. Четких границ между этапами не существует. При планировании перехода от этапа к этапу следует учитывать не только паспортный возраст.

Этап предварительной подготовки. 3 года. Укрепление здоровья и улучшения физического развития. Овладение основами техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий.

Этап начальной спортивной специализации. 2 года. Достижение всесторонней физической и функциональной подготовленности. Овладение основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений. Воспитание основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта. Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточнение спортивной специализации.

Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта. 2-3 года. Совершенствование в технике избранного вида спорта. Воспитание специальных физических качеств. Повышение уровня функциональной подготовленности. Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта.

Этап спортивного совершенствования. 2-3 года. Совершенствование в технике избранного вида спорта. Воспитание специальных физических качеств. Повышение специальной подготовленности, освоение должных тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для этапа первых больших успехов в данной специализации (норматива мастера спорта). Совершенствование соревновательного опыта.

Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворение духовных запросов общества, упрочения и расширение интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности к высоким спортивным достижениям.

Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижение высших результатов.

Источник

Реферат на тему «Система подготовки спортсменов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«Система подготовки спортсменов»

Уванзай Айлана Александровна

Определение системы спортивной подготовки с. 5

Система отбора и спортивной ориентации с. 7

Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки с. 8

Система тренировки с. 9

Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности с. 10

Список литературы с. 15

Спорт в настоящее время представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной жизни общества, занимающее важное место в его физической и духовной культуре. Успех многолетней спортивной карьеры занимающихся, их достижения в соревновательной деятельности, без которой спорт существовать не может, по словам Фетисова В.Д., в значительной степени зависят от того, насколько правильно их наставники оценивают общее состояние спорта, тенденции его дальнейшего развития, используют рациональную систему отбора спортсменов, учитывают закономерности построения тренировочной и соревновательной деятельности, могут использовать дополнительные факторы, способствующие развитию спортивных результатов.

Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки являются:

1) система отбора и спортивной ориентации;

2) система соревнований;

3) система спортивной тренировки;

4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности:

а) подготовка кадров;

б) научно-методическое и информационное обеспечение;

в) медико-биологическое обеспечение;

г) материально-техническое обеспечение;

е) организационно-управленческие факторы;

ж) факторы внешней среды.

Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития ее.

Целью данной работы является изучение и описание системы спортивной подготовки.

Определение спортивной подготовки

Один из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки В.Н. Платонов отмечает, что современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовки.

Психическая подготовка связана с воспитанием у спортсменов в процессе занятий моральных, волевых и специальных психических качеств.

2. Система отбора и спортивной ориентации

Это комплекс организационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся конкуренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофункциональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития.

Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выявлены только в процессе тренировки и воспитания и являются: следствием сложного диалектического единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального).

3. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки

Спортивные соревнования, являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также используются как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся.

С учетом спортивной и экономической целесообразности, ycловий проведения, традиций, специфических особенностей в каждом виде спорта образуются системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность на мировом, национальном, региональном и местном уровнях. Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревнований является важнейшим универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов. Она во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса; выступает в качестве необходимого инструмента контроля; оказывает значительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивной подготовки; способствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма.

Однако в определенных случаях отдельные соревнования выходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как являются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования — чемпионаты России, регионов и т.д.

4. Система тренировки

Под спортивной тренировкой понимают специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов.

Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запланированных спортивных результатов в определенных стартах и в нужные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий.

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует свою физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность, а успешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его интеллектуальных способностей.

Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности

Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсмена обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенциалом специалистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными для дальнейшего роста спортивных результатов.

Научно-методическое, медико-биологическое и информационно обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений научно-технического прогресса является одним из решающих факторов результативности подготовки спортсменов.

Система научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и академиях физической культуры нашей страны; комплексные научные группы (КНГ), созданные при сборных командах России, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализированные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные редакции телевизионных компаний, информационные центры, оснащенные компьютерной техникой.

Эта система выполняет следующие функции:

выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы подготовки спортсменов и прогнозирование;

разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы спорта;

совершенствует организационно-управленческие, экономические и материально-технические факторы;

разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их работоспособности;

разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспечивает реализацию практических мер по психическому обеспечению спортивной подготовки;

ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту;

обеспечивает специалистов по спорту информацией.

В тренировочном и соревновательном процессах широко применяются диагностическая, измерительная, вычислительная техника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.

Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и информационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля — педагогов, врачей, биологов, физиологов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, математиков и др.

Финансирование спорта осуществляется из различных источников: государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать условия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных детей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций.

В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, региональные, ведомственные спортивные организации, клубы, команды успешно переходят на самофинансирование и другие нетрадиционные формы финансового самообеспечения, что позволяет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.

В связи с постоянным совершенствованием технологий, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на подготовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800—1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.

На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой — значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внешней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям.

Источник

Спортивная подготовка юных спортсменов

Содержание

Многолетняя подготовка юных спортсменов [ править | править код ]

Спортивная карьера как звёзд мирового класса, так и менее успешных спортсменов существенно зависит от раннего периода долгосрочной подготовки, которая обычно начинается в детстве. Рамки данной главы ограничивают возможности рассмотрения этого вопроса, который достоин изложения в отдельной книге. Тем не менее самые важные и обобщённые аспекты долгосрочной подготовки молодых спортсменов будут представлены ниже: содержание и последовательность различных этапов, концепция сенситивных периодов в долгосрочной подготовке и основы выявления одарённых юношей и девушек.

Этапы многолетней подготовки [ править | править код ]

Общий подход к долгосрочной подготовке спортсменов предполагает, что в ней будут четыре отдельных этапа (табл. 1).

Начальная фаза предварительной подготовки длится от одного до трёх лет в зависимости от специфических по виду спорта требований и возраста, в котором спортсмены начинают систематические тренировки. Очевидно, что благоприятные возрастные периоды для начала занятий широко варьируют в зависимости от вида спорта (Рис. 1).

Таблица 1. Этапы долгосрочной подготовки и их общие характеристики(по Issurin, 1994)

Количество тренировок в неделю

Длительность тренировки, мин

Годичный тренировочный объём, ч

при совершенствовании каких факторов можно улучшить специальную подготовленность спортсмена

Например, несколько десятилетий назад считалось, что мальчики должны начинать тренировки в тяжёлой атлетике не ранее, чем им исполнится 14 лет. В настоящее время общей практикой, распространённой по всему миру, стало участие школьников 11 лет и младше в международных соревнованиях по этому виду спорта. Конечно, специфика вида спорта существенно влияет на возраст начала систематических тренировок и продолжительность их предварительной подготовки. Например, многие юниоры начинают систематически тренироваться в триатлоне, имея серьёзный предшествующий опыт тренировочной работы в плавании. Таким образом, продолжительность их предварительной подготовки зависит от того, как много времени понадобится им для приобретения навыков езды на велосипеде и бега. Это может занять приблизительно год. Следовательно, данные, представленные на Рис. 1, отражают общемировую практику, но не включают особые случаи, когда подростки начинают свои тренировки раньше или позже.

Начальный этап (предварительная подготовка) характеризуется прежде всего разносторонними (разнообразными), часто привлекательными и не чрезмерными тренировочными нагрузками, при выполнении которых особое значение имеет соразмерность между основными техническими и общефизическими упражнениями (табл. 2). Повсеместно считается, что дети с высоким уровнем двигательных способностей имеют явные преимущества в приобретении новых специфических по виду спорта навыков. С другой стороны, дети с более низким начальным уровнем подготовленности могут обладать более высокой сенситивностью к тренировочному воздействию и за определённый временной период подготовки могут сравняться или даже превзойти лидеров.

Поэтому период, равный приблизительно одному-двум годам предварительной подготовки, необходим и для того, чтобы усилить интерес, мотивацию и готовность продолжать тренировки в избранном виде спорта, и для оценки предрасположенности и врождённых талантов новичков в определённых видах спорта. На этом этапе настоятельно рекомендуется участие в соревнованиях, но в разумных количествах и с использованием разнообразной соревновательной программы. Программа тренировки в целом имеет большое значение для формирования и развития надлежащих психологических возможностей, которые могут стать важнейшим фактором при принятии решения о продолжении долгосрочной подготовки.

Таблица 2. Основные направления тренировочного процесса на предварительном этапе подготовки спортсменов

Основные направления тренировочного процесса

Приобретение специфических по виду спорта и общих навыков, развитие специфических и общих координационных способностей

Всестороннее развитие всех двигательных способностей с особым вниманием к специфическим по виду спорта навыкам и росту общей подготовленности

Знакомство с тактическими требованиями избранного вида спорта, приобретение базовых тактических знаний и технико-тактических навыков

Укрепление интереса к избранному виду спорта; формирование устойчивой мотивации и осознанного желания продолжать подготовку, принятие фундаментальных моральных принципов «справедливой игры», духа товарищества и т.д.

Таблица 3. Основные направления тренировочного процесса на этапе начальной специализации спортсменов

Основные направления тренировочного процесса

Дальнейшее развитие специфических по виду спорта навыков и выбор самых подходящих спортивных дисциплин. Дальнейший рост технических и координационных возможностей

Более специализированное развитие двигательных способностей с акцентом на соответствие специфическим по виду спорта требованиям. Адаптация к тренировочным нагрузкам, типичным для этого вида спорта

Более глубокое изучение правил соревнований и тактических действий, дальнейшее расширение тактических знаний и технико-тактических навыков

Приобретение уверенности в себе и волевых качеств, формирование осознанного и ответственного подхода к тренировочному процессу и соревнованиям, дальнейшее укрепление мотивации к тренировке и соревнованию в избранном виде спорта

Третий этап долгосрочной подготовки, который называют углублённой специализацией, охватывает период, в котором спортсмены приобретают настоящий базис будущего мастерства. Обычно он соответствует возрасту, в котором спортсмены заканчивают свою юниорскую подготовку и вливаются в группу взрослых. Соответственно, их технические и физические возможности должны приблизиться к уровню квалифицированных взрослых (табл. 4). При этом тренировочные нагрузки существенно увеличиваются и могут приблизиться к таковым у взрослых спортсменов.

Стоит отметить, что несмотря на значительный технический и двигательный потенциал, юниоры на этом этапе всё ещё не совсем взрослые, и использование максимальных нагрузок должно быть ограничено. В частности, применение высокоинтенсивных анаэробных гликолитических упражнений требует полного контроля за их выполнением, потому что высококвалифицированные юниоры могут быть чрезмерно честолюбивы на тренировке, но недостаточно опытны в самостоятельном регулировании метаболических и мышечных реакций. Тем не менее участие в соревновании имеет особенное значение на этом этапе и как часть общей программы подготовки, и как обязательный элемент для усиления мотивации к достижению спортивного мастерства и приобретения чрезвычайно полезных навыков эмоционального контроля и психологического регулирования. Кроме того, такие личные черты характера, как уверенность в себе и волевые качества, не менее важны для успешной спортивной карьеры, чем надлежащий технико-тактический и специфический по виду спорта двигательный потенциал.

Таблица 4. Основные направления тренировочного процесса на этапе углубленной специализации спортсменов

Основные направления тренировочного процесса

Приобретение эффективной техники в избранных дисциплинах или видах спорта, выработка индивидуального технического стиля, устранение индивидуальных технических недостатков

Дальнейшее повышение уровня специфических по виду спорта двигательных способностей, формирование достаточного двигательного потенциала для обеспечения эффективной и индивидуализированной техники движений

Формирование индивидуального тактического и технико-тактического стиля, совершенствование согласованности технических и тактических навыков

Формирование мотивации к достижению спортивного мастерства, приобретение навыков эмоционального самоконтроля и психологического регулирования, поддержание высокого уровня уверенности в себе и волевых качеств

Четвёртый этап долгосрочной подготовки (если спортсмен достигает его) является наиболее изменчивым по продолжительности. У звёзд мирового класса типа Ивана Клементьева и Лэнса Армстронга этот этап длился почти двадцать лет. Для большинства спортсменов высокой квалификации он охватывает четыре-семь лет. В течение этого срока они улучшают свою подготовленность и участвуют в соревнованиях, демонстрируя максимальные спортивные амбиции. Этот этап опредёленно является периодом реализации самого высокого индивидуального творческого потенциала. В это время опытные спортсмены могут осознанно внести вклад в программы тренировки в плане техники движений, двигательной подготовленности, тактики, стратегии и психологической подготовки (табл. 5). Конечно, на этом этапе темп совершенствования двигательных и технических способностей намного ниже, чем на более ранних. Как было показано в таблице 4.5, двигательный потенциал возрастных опытных спортсменов совершенствуется главным образом за счёт его лучшего использования.

Таблица 5. Основные направления тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования спортсменов

Основные направления тренировочного процесса

Дальнейшее совершенствование техники движений с особым вниманием к индивидуальному стилю и особенностям спортсмена

Достижение самого высокого уровня специфических по виду спорта двигательных способностей и их лучшего использования в правильно избранной индивидуальной манере

Достижение креативности в выполнении тактических действий, дальнейшее расширение набора технико-тактических действий, совершенствование и автоматизация любимых технико-тактических навыков

Полная приверженность к достижению мастерства, приобретение наиболее высокого уровня уверенности в себе, саморегулирование расположения духа, эффективный эмоциональный контроль и психологическая устойчивость

Считается, что выдающиеся спортсмены обычно являются необыкновенными и блестящими личностями. Индивидуальные черты спортсменов такого уровня подвергались тщательному исследованию.

Пример. Гоулд и другие (2002) проинтервьюировали 10 олимпийских чемпионов и людей, которые знали их очень хорошо: родителей, тренеров и коллег. Было выявлено, что каждый выдающийся спортсмен имел следующие личностные особенности: высокий уровень уверенности, оптимизм, настраиваемую способность добиваться совершенства во всем, высокий уровень знаний в сфере спорта и психологическую устойчивость. Они также были способны справиться с тревожностью и управлять этим состоянием, ставить и достигать реальные цели. Сравнение медалистов Олимпийских игр с менее успешными их участниками показало, что существуют дополнительные важные факторы, позволяющие спортсменам достигать превосходства: способность положительно реагировать на неожиданные события и многочисленные отвлекающие моменты, строгое соблюдение правил выполнения соревновательного упражнения, стремление поддержать командный дух и единство, поддержка членов семьи и друзей (Gould и Carson, 2007).

В заключение стоит отметить, что личностные особенности, такие как уверенность, оптимизм и знания в области спорта, а также факторы типа социальной поддержки, которые вносят вклад в успех олимпийцев, также являются важными на более ранних этапах процесса подготовки спортсменов, хотя и в меньшей степени.

Сенситивные периоды в развитии различных физических качеств [ править | править код ]

Как исследователи, так и практики отмечали, что в течение некоторых периодов в жизни индивидуумов они более тренируемы при развитии некоторых двигательных способностей, чем в другие. Эти временные интервалы были названы сенситивными периодами, которые базируются на следующих физиологических фактах:

при совершенствовании каких факторов можно улучшить специальную подготовленность спортсмена

Влияние роста и взросления особенно явно выражено по отношению к силовым способностям. Достижения в прыжках в высоту и длину зависят от сократительной способности мышц и массы тела. Величина последней составляющей наиболее значительно увеличивается в середине пубертатного периода у девочек (в возрасте 13-15 лет), а максимальный темп совершенствования этих способностей приходится на возраст 11-13 лет.

Сенситивные периоды активно используются в системе тренировки молодых спортсменов, хотя необходимо применять соответствующие меры предосторожности педагогического характера. Более высокая сенситивность детей и юношей может привести к перегрузке и даже травме. Это особенно важно при выполнении упражнений на максимальную силу и мощность.

Учитывая суть сенситивных периодов, стоит напомнить популярный недавно термин «окна возможностей» (Ford et al., 2011). Общий смысл этого термина в том, что в некоторые периоды (открытые окна) эффект тренировочного воздействия достигает максимума, в то время как вне этих периодов такие преимущества не наблюдаются (закрытые окна). Предположительно этот термин может помочь лучшему пониманию смысла долгосрочной периодизации, акцентирующей тренировочную направленность в соответствующих «окнах», открывающих благоприятные «возможности» для достижения более высоких результатов тренировочного процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *