порт байкал что можно посмотреть
Порт Байкал: анти-Листвянка на другом берегу Байкала у истока Ангары
Порт Байкал — небольшой старинный посёлок аккурат напротив Листвянки.
С начала 20-го века и до середины 50-х годов он имел большое значение, как порт и станция, связывающая Кругобайкалку с Иркутском.
Но когда уровень Ангары поднялся в связи со строительством ГЭС, жд пути были затоплены и ветка Порт Байкал-Иркутск перестала существовать…Хотя при строительстве БАМ, порт использовался как перевалочный пункт. Но затем все постепенно стало приходить в упадок.
72-й км Транссиба
Трава, прорастающая сквозь шпалы, которым больше века…
Рельсы, уходящие прямо в синюю глубину, полную тайн, толща воды, скрывшая труд и страдания тысяч людей…
Именно так в детстве я представляла самый интересный участок Кругобайкальской Железной Дороги.
Но реальность оказалась гораздо банальнее)
Порт Байкал хорошо видно с обзорной площадки Камень Черского в Листвянке. Но первый раз я попала туда только в 2014 году, когда именно с этой точки мы отправились в поход по КБЖД.
Хорошо помню, какое печальное впечатление произвёл на меня посёлок. И, честно говоря, я не ожидала увидеть его именно таким — застрявшим в начале 90-х, причём в плохом смысле. Но и с 2014 года, мне кажется, там не сильно что-то изменилось…
Но всё же я считаю, что побывать там стоит, хотя бы, чтобы увидеть пустынный и более чистый Байкал, чем в густонаселенной и гламурной, по сравнению с Портом Байкал, Листвянке.
Как добраться до Порт Байкала:
Туда ходит паром, чья остановка находится напротив Лимнологического музея в Листвянке, на парковке которого мы и оставляем машину.
На пароме от пристани Рогатка в Листвянке до Порт Байкала
Предупреждаю: обязательно надо сверяться с расписанием парома на сайте ВСРП — https://vsrp.ru/passengers/trips/baikal-rogatka, иначе можно остаться на незапланированную ночевку)))
Не вижу смысла ехать на пароме с машиной — всё равно передвигаться будете пешком, а также есть вероятность, что на обратный паром можно будет банально не влезть, так как вмещает он только 4 авто.
Что посмотреть:
Список достопримечательностей КБЖД со стороны Порт Байкала.
Отчёт о поездке в Порт Байкал (июль 2020).
В середине июля 2020 года моя дочка отправилась в короткую поездку в Порт Байкал, а затем написала отзыв о поездке специально для Байкал-Блога.
Туристов в будни оказалось мало, в основном на пароме были местные жители. Но тем не менее, в тот день парому пришлось ходить 2 раза подряд в одно и тоже время, чтобы увезти всех желающих, которые не уместились на первый рейс.
Порт Байкал встретил своей унылой обстановкой, хотя паром проходит мимо роскошных кораблей, которые соседствуют со старыми ржавыми судами, что заставляет задуматься о таком контрасте…
Сам поселок, по моему мнению, находится в очень плачевном состоянии. Рядом с причалом работает 2 магазинчика. Цены высокие.
Когда мы сошли с парома, то отправились вдоль железнодорожных путей.
Затем мы повернули направо, когда увидели лестницу, которая вела на гору.
Подниматься было тяжеловато. Ступеньки привели нас к дорожке вдоль дач. Когда мы свернули направо, то увидели маяк. Он старинный и невольно внушает почтение.
Посетив маяк, мы отправились по дорожке дальше, чтобы посетить обзорную площадку, с которой открывается вид на Листвянку и Камень Черского. Также там находятся Камни Влюбленных, откуда можно увидеть домики самой деревни и порт с кораблями.
На камне Влюбленных
Осмотрев окрестности, мы отправились обратно и внезапно увидели деревянную церковь.
Как только наша компания села перекусить, как к нам вышел мужчина. Он любезно пригласил нас осмотреть эту церковь, строящуюся с 2011 года.
Что сказать, меня это впечатлило! Зайдя туда, мы почувствовали запах свежего дерева. Повсюду лежали искусные работы мастеров — резные доски. Когда мы поднялись на колокольню, он показал нам, как всё устроено. Там был большой колокол, несколько маленьких и целая система управления ими.
После посещения церкви, мы спустились по лестнице вниз и, держась рельсов, добрались до родника за горой.
Родник этот освященный. Вода в нём ледяная и очень вкусная.
Это не родник, а Байкал. И вода здесь прозрачнее, чем в Листвянке
Отведав водицы, мы решили, что наше посещение Порт Байкала подходит к концу, т.к. надо было успеть на паром обратно до Листвянки. Но мы всё же не успели посетить ту точку, где заканчиваются рельсы.
А вот и фото, с вагонами на путях, что сейчас под водой. Фото с сайта https://pastvu.com/
Так что будет повод вернуться в Порт Байкал ещё раз.
ПО ТУ СТОРОНУ СУЕТЫ
Практически невидимая с большой земли Падь Малый Баранчик – самое «густонаселенное» место Порта Байкал |
Чтобы увидеть Байкал без гламурно-рыночной шумихи Листвянки всего в часе с небольшим пути от Иркутска, надо от остановки Лимнологический институт спуститься вниз на берег Байкала, сесть на паром и через 10 минут вы будете в особом мире, имя которому – порт Байкал.
Конечно, порт Байкал видели все – его «лицевая» (но далеко не полная) часть хорошо просматривается из Листвянки, особенно с пика Черского. Восхождение на смотровую (а сейчас еще и поездка на кресельном подъемнике) – непременный атрибут «выезда к Байкалу». Многие бывали в порту Байкал в рамках популярного экскурсионного тура по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Впрочем, экскурсионная поездка не предусматривает знакомство с портом – это всего лишь перевалочный пункт между поездом и «Большой землей». Между тем порт Байкал (который давно портом является лишь формально) заслуживает как минимум одного дня пребывания, как максимум – более длительного релакс-отдыха.
Порт Байкал – место, бурные времена которого позади. Впрочем, захлестнувший мир туристический бум может вновь вызвать к жизни этот участок берега самого глубоководного в мире озера, на котором еще совсем недавно жизнь, казалось бы, остановилась. За свою не столь уж длинную историю (первопроходцы – ссыльные люди, прибыли сюда в конце 19 века) поселок пережил несколько взлетов и периодов упадка, и сегодняшнее его положение – где-то посередине между двумя этими состояниями. Жизнь здесь кипела во время строительства и после пуска Транссиба, когда в поселке проживало более двух тысяч человек, а на станцию прибывало до 20 пар поездов. Но когда в 1956-м году после строительства Иркутской ГЭС участок железнодорожного пути Иркутск – порт Байкал затопили, свое стратегическое значение станция утратила. В 70-х, во времена строительства Байкало-Амурской магистрали, порт Байкал вновь стал крупным транспортным узлом, но теперь – для водного транспорта. С порта (посредством почти потерявшей значение тупиковой железнодорожной ветки Култук – Порт Байкал) шли грузы на север озера – на БАМ.
Но как только в конце 80-х БАМ был в основном построен, жизнь в поселке почти замерла – население снизилось в три раза – с 1500 до 450 человек. Работы почти нет, так что оставшиеся трудоспособные граждане выживают натуральным хозяйством и ловлей рыбы. Даже открытие в поселке завода «Байкальские воды» ситуацию не спасло – оказалось, что местное население настолько растеряло трудовые навыки, что большую часть персонала приходится завозить из Иркутска и работать вахтовым методом.
Своеобразную роль в жизнь поселка вносят дачники – в основном представители творческой интеллигенции (в свое время здесь была даже дача Валентина Распутина, где он написал повесть «Живи и помни»), которые вносят в монотонную жизнь свежее дыхание человеческого и архитектурного начала. В последние годы нарастает тенденция к туризму – отреставрировали вокзал, на который дважды в неделю высаживается внушительный десант с экскурсионного поезда Кругобайкальский экспресс, в поселке появились первые мини-отели. Первый рейс Кругобайкальского экспресса состоялся 31 декабря 2003 года, а на сегодня этим маршрутом (а значит, и через поселок) прошло уже более 100 тыс. туристов.
Мало кто знает (эту информацию раскопал известный краевед Сергей Волков), что в районе порта Байкал воевали… американские войска. 9 января 1920 г. военные батальоны 37-го пехотного полка американского экспедиционного корпуса участвовали в решающем бою против белочехов.
Летом три раза в неделю на станцию Байкал прибывает экскурсионный Кругобайкальский экспресс. Время, пока несколько туристов не переправят в Листвянку, единственное, когда в порту шумно и многолюдно |
Оторванность от большой земли – не только главная проблема местных жителей, но и то, что делает поселок уникальным местом для туризма. Ведь признаков глобализации, ровно как и диких шумных туристов, заполоняющих летом другие популярные места байкальского отдыха, здесь практически нет. Даже кафе или бар в поселке отсутствуют. Временами кажется, что время здесь просто остановилась – где-то в 90-х, а то и еще раньше. Вся местная жизнь крутится вокруг нескольких магазинчиков типа «сельпо». По любому, казалось бы, пустяковому вопросу – в больницу или паспортный стол, нужно ехать в райцентр Слюдянку (а это 5 часов пути, причем поезд отправляется в 2 часа ночи) или в Иркутск.
В то же время, туристу добраться до порта Байкал не так уж сложно – в разгар сезона паром ходит 5 раз в день. На палубу входит до 5 авто, очередей практически не бывает (хотя и не факт, что это не случится в солнечные выходные). Тот, кто легких путей не ищет, может доехать от Слюдянки за 5 часов на местной электричке «мотаня», пешком или на велосипеде (и такие маршруты, судя по количеству пеших и велотуристов в порту, а также многочисленным отчетам в Интернет, очень популярны). Кроме как на пароме летом на автомобиле добраться до порта Байкал невозможно (зимой – по зимнику по льду Байкала) – даже самые снаряженные экспедиции на экстремальных внедорожниках терпели фиаско. А+С известен только один случай покорения участка Иркутск – порт Байкал по бездорожью – на мотоциклах.
Автомобиль (а еще лучше – квадроцикл) в порту лишним совсем не будет – от восточной до западной окраины около 5 км, и чтобы увидеть все интересное, одного дня пеших прогулок не хватит. Как таковых автомобильных дорог в поселке нет, главный «проспект» – железнодорожный путь. Но на машине можно проехать везде (лучше если это будет хотя бы кроссовер – асфальта нет), даже добраться до возвышающегося над поселком старого маяка, хотя поначалу это и кажется невероятным. В западной части поселка дорога идет вдоль берега даже там, где жилые строения заканчиваются – пикник можно устроить, например, на уединенном берегу Ангары напротив отеля «Анастасия» или базы МЧС. В отличие от многих других популярных мест на Байкале, берега здесь почти не загажены дикими туристами. Но – большая просьба – увозить свой (а еще лучше и чужой) мусор на Большую землю, чтобы здесь не произошло такой же экологической катастрофы, как на Малом море.
Первое и самое захватывающее приключение в порту Байкал – подъем к старому маяку. Маяк был построен 105 лет назад и когда-то к нему – на высоту 100 метров – вела витая деревянная лестница. Сам маяк совсем небольшой – высотой 10 метров, и еще недавно можно было подняться наверх по винтовой лестнице на балкончик – туда, где когда-то горел огонь. Но сегодня внутренности башенки закрыты – чтобы защитить исторический памятник от традиционного русского вандализма. Так что маяком и открывающимися панорамами можно любоваться только снаружи. К маяку можно вскарабкаться едва ли не по отвесной тропе либо в хорошую погоду доехать по дороге, начинающейся от магазина Ручей в пади Малый Баранчик (улица Горная). Если справа останется Храм Преображения Господня – значит едете правильно. Дорога сначала идет вверх под большим углом, потом переходит в лесную и с многочисленными ответвлениями (на маяк – первое направо). Путь сквозной – этакая местная объездная. Если все время ехать прямо – выедешь к дачам на берегу Ангары – прямо напротив Шаман-камня.
Посмотреть можно много чего еще. В пади Малый Баранчик проходит самая длинная улица поселка – Байкальская, петляющая среди разной степени изношенности домов поселка до местного погоста. Куда интересней дорога, идущая вдоль железнодорожных путей и берега Байкала мимо следующей местной пади с названием Щелка. Проехав мимо клуба Водник и памятника ветеранам Великой отечественной войны, попадаем на ручей Тепленький, незамерзающий даже в лютые морозы. Такой вкусной и чистой воды я больше не встречал нигде, к тому же, по местным поверьям, она излечивает от ангины. На восток дорога идет до прекрасного галечного пляжа с хорошей пикниковой зоной аккурат до того места, откуда дальше на машине не проедешь. Примерно в 1,5-2-х часах пешего пути отсюда начинаются тоннели КБЖД, но еще раньше можно исследовать различные мосты, каменные подпорные стенки и знаменитые галереи Кругобайкалки.
В порту, растерявшем свое стратегическое значение, можно увидеть две крайности. Эффектные круизные теплоходы Николай Ерощенко, Империя и Зайсан соседствуют с проржавевшими остатками былой мощи местного флота (полуразвалившиеся корабли можно увидеть и в других местах поселка). Да и сам порт производит впечатление полного упадка и разрухи – как нигде в поселке – остовы здания многоквартирного барака, заброшенные склады, неуютный причал. По соседству, как противовес – самое респектабельное здание – реконструированный по старым чертежам вокзал с экспозицией об истории КБЖД и самым комфортным по местным меркам проживанием: на 2-м этаже расположились 7 номеров гостиницы.
Меньшее, что требует порт Байкал – это день пребывания. Любителям природы, тишины и покоя здесь стоит задержаться подольше – и отдыхать хорошо, и погулять есть где, и цены по байкальским меркам на проживание и питание вполне умеренные.
Галечный пляж за восточной окраиной поселка, наверное, самый чистый и тихий из тех, что расположены недалеко от Иркутска |