понятие политическая пропаганда можно определить как

Понятие и сущность политической пропаганды

Термин «пропаганда» приходит в наш лексикон из латинского языка и дословно означает «подлежащая распространению». Ряд ученых, исследователей, мыслителей и философов выделяли свое значение данного понятия, которые отражали в своих научно-исследовательских работах.

В своем сочинении «О задачах социалистов в борьбе с голодом в России» Г.В. Плеханов, российский философ, теоретик и пропагандист марксизма, пишет, что пропаганда это передача многих идей, выгодных для той или иной группы, которая пропагандируется исключительно одному или нескольким лицам в обыкновенных, будничных условиях жизни. Выдвигая этот тезис философ подчеркивает разницу между понятиями таких явлений, как «пропаганда» и «агитация», которые на тот момент имели почти одинаковое значение.[2] В работе под названием » Закон экономического развития общества и задачи социализма в России» Плеханов Г.В. выделил метафизическую сущность пропаганды, определив ее, как «способность изменять по произволу ход истории».[3] В последующем данные идеи были отражены в работах В.И. Ленина, российского революционера и крупного теоретика марксизма. В своей публикации «О пропаганде и агитации» В. И. Ленин подчеркнул много идейность и узко направленность пропагандирования, иными словами идеи направлены для усвоения на сравнительно небольшую аудиторию.[4]

Тема пропаганды, ее сущность, цели, методы приобрела огромное распространение среди зарубежных философов. Так, например, Г. Лассуэлл, «Propaganda technique in the world war»[5], по мимо определения понятия «пропаганда», выделил основные стратегические и тактические цели пропаганды. По его мнению, пропаганда – это внушение и управление сознанием, взглядами и мнениями масс при помощи «выразительных слухов». Под «выразительными слухами» в данном контексте следует понимать рассказы, сообщения, картины и тд. При этом философ подчеркивает непосредственную обработку общественной мысли с целью управления отношений и мнений.

Наиболее образно ученый описал пропаганду как «уступку способности современного мира рассуждать», подчеркнув при этом эффективность «обмана и обольщения, и превосходство над принуждением данных механизмов влияния на общественное мнение». При этом Лассуэлл выделил ряд ключевых стратегических целей политической пропаганды:

1. поддержание дружественных, дипломатических отношений с государствами-союзниками

2. попытка сделать возможным гарантированного сотрудничества с нейтральными государствами, в случае неудачи- сохранение добрых с ними отношений

3. возбуждение как у других государств, так и у граждан собственного государства ненависти к противнику/ неприятелю

4. подавление, деморализация и дезорганизация государств- противников

1. борьбу с распространением идей, противоречащих основной идеи государства и способной ослабить влияние на массы

2. возбуждение определенных, специфических интересов в отдельно взятых группах населения.

Абсолютно новое, от части противоречащее иным теориям понимания явления и понятия пропаганды нашло свое место в работах американского ученного, социолога и политического деятеля Ч. Сипманна. В работе «The Nature of Propaganda»[6] он выдвинул теорию о том, что пропаганда как явление носит вечный характер, то есть нельзя точно назвать период появления, она возникает автоматически при формировании человеческого общества и использования такого средства коммуникации, как речь. Именно с появлением речи, по мнению Ч. Сипмана, и возникает некое психологическое воздействие одного субъекта общения на другой. Данный подход несколько размывает границы понятия пропаганда, однако подчеркивает его системообразующее значение и в некотором роде избавляет от негативных коннотаций, делая акцент на естественность этого феномена. Кроме того, в данной теории отсутствует ключевое свойство пропаганды, а именно оказывание социально-политическое влияние с целью навязывания определенных идеологических идей, следовательно, автоматически теряется и роль пропаганды в обществе и его политической жизни.

Подводя итог всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что пропаганда представляет собой многокомпонентную систему методов и технологий, которые направлены на управление обществом с помощью формирования у реципиентов информации таких социальных установок, которые полностью или в большей степени совпадают с интересами коммуникатора.

Из определения понятия «политическая пропаганда» вытекает цель пропаганды, которая заключается в появлении желаемого состояния и действиях реципиента (личностей, социальных групп, государств). Так же одной из ключевых целей политической пропаганды можно выделить легитимацию политической власти, путем формирования желаемого образа правящего политического режима в сознании масс.

Исходя из сущности явления пропаганды и его основных целей можно выделить ряд фундаментальных функций:

1. Контроль и управление сознанием масс. В этом случае пропаганда является одним из инструментов политического воздействия, контролирующего восприятие общества происходящей действительности.

2. Практическая стимуляция сознания масс. Процесс передачи коммуникатором идеологических знаний, представлений и идей реципиенту приводит к поведенческой мотивации и активизации деятельности общностей.

3. Борьба с идейными оппозиционерами. Ликвидация или ослабление действий оппонента, путем осознанного выстраивания собственных пропагандистских мероприятий, с целью снижение мобилизующего влияния идеологических идей противника.

4. Деморализация политического противника. Политическая пропаганда выступает в качестве контрпропаганды тем самым нейтрализует идеи оппозиции.

5. Управление восприятием и интерпретацией определенных событий. Коммуникатор путем пропаганды интерпретирует происходящие явления через призму идеологических представлений, изменяя при этом восприятия масс, с целью унификации политического сознания.

Изучением пропаганды, как науки, занимались и современные социологи, и политологи. В своей работе «Технологии пропаганды» Герасимов К. Д. и Новиков В. В. [7] рассматривают пропаганду как распространение информации с целью ее дальнейшего внедрения в сознание общества и активизация практической деятельности людей. Изучая воздействие такого политического влияния и реакцию общества, выделили несколько типов политической пропаганды по характеру воздействия: стабилизирующая, конструктивная и дестабилизирующая, деструктивная. Анализировав разные способы политической пропаганды, политологи определили и описали наиболее эффективные рычаги управления сознанием, а именно: создание образа «врага» и создание образа «героя».

В конце 90-х годов прошлого века Байков В. Г. в своей работе «Манипулятивная семантика и контрпропаганда»[8] провел сравнительный анализ двух самых распространенных методов влияния на сознание общественной массы: манипуляции и пропаганды; выделив основное отличие. Манипуляция по своей сути подразумевает управление сознанием и имеет позитивный характер, в отличие от пропаганды, которая выражается незакамуфлированным процессом и отмечается агрессивностью и наступательным характером.

Отметим, что ряд политологов, как например, Т.С. Мельникова[9] рассматривают пропаганду как политически мотивированное информационно-психологическое воздействие на эмоциональную и волевую сферу сознания общества, внедряя при этом определенные политические взгляды, идеи и установки, формируя тем самым политическое поведения как отдельных индивидов так и групп людей.

Проанализировав сущностное содержание и функции пропаганды можно сделать вывод о том, что она является естественным инструментом политической власти, направленным на формирование благоприятного общественного мнения, а в более системном виде – унификацию массового сознания. Данный подход не позволяет избавить термин от негативных коннотаций, что, впрочем, обусловлено и самим целеполаганием коммуникаторов, использующих данный инструмент. Таким образом, политическая пропаганда – это спорное и комплексное явление.

Дата добавления: 2020-04-08 ; просмотров: 90 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Понятие политическая пропаганда можно определить как

понятие политическая пропаганда можно определить какЛИДА ГАСПАРЯН
Российско-Армянский (Славянский) университет, ЕРЕВАН

понятие политическая пропаганда можно определить какАктуальность темы исследования обусловлена степенью влияния политической пропаганды, как на массовое сознание, так и на сознание и поведение отдельного человека. В условиях стремительного развития современного информационного общества методы и приемы пропаганды также меняются и совершенствуются. Она влияет на наше поведение в повседневной жизни, стремится изменить наше мировоззрение и идеологию используя агитационные речи, рекламу, информационные и социальные сети и т.д. Также необходимо отметить, что политическая пропаганда имеет большое воздействие на поведение масс во время военных действий.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что с помощью исследования методов пропаганды и степени их влияния на жизнь общества становится необходимым проанализировать внедряемые в наше сознание новые формы идеологии, посредством чего можно определить методы противостояния пропагандистской деятельности.

Метод пропаганды использовался в течение всей человеческой истории, но наряду с этим, навыки пропагандистской деятельности не применялись долгое время. Также в течение разных временных промежутков в ряде государств роль информации ставилась на довольно-таки высокий уровень. А пропаганда как вид манипуляции развивалась в основном в военной сфере. Основываясь на различных источниках, можно сказать, что как пропаганда, так и психологическая война не были известны, но вместе с этим, на подсознательном уровне применялись нередко.

Для того чтобы лучше представить роль пропаганды вообще и вместе с этим роль политической пропаганды, необходимо для начала определить понятия пропаганды и средств массовой информации. Определение данных понятий поможет нам раскрыть сущность политической пропаганды и показать степень ее воздействия на массовое сознание. Оба данных понятий имеют прямое отношение к теории коммуникаций, так как они являются одними из объектов изучения данной области наук. С целью составить целостную картину данных понятий, необходимо рассмотреть несколько определений.

Политическая пропаганда является отдельным подразделом пропаганды, целью которой является намеренное распространение и внедрение в общественное сознание тех или иных политических взглядов, идей, оценок и суждений. Она формирует у масс определенное мировоззрение и стимулирует соответствующие практические действия.

В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение понятию пропаганда: пропаганда – (лат. propago – распространяю) – в широком смысле слова, «особый вид социальной деятельности, основная функция которой – распространение знаний, суждений, ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей. В более узком смысле слова, пропаганда – это деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов, партий и государств». Как мы видим, узкое определение отмеченного нами понятия и есть политическая пропаганда.

Все исследователи коммуникационных процессов и СМИ при изучении данных областей, непременно обращались к изучению пропаганды и агитационных кампаний в период военных действий, поскольку именно в это время наблюдаются яркие примеры влияния методов пропаганды и агитации на сознание людей. Пропаганда имеет непосредственное влияние на деятельность масс, поскольку является главным компонентом воздействия на социальное поведение людей и на формирование их сознания посредством передачи специализированной информации, создания новых убеждений и побуждения «познавательной активности» человека.

Несмотря на то, что понятие «пропаганда» существовало еще в античности, а слово «пропаганда» происходит от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году, сами теории пропаганды были созданы в начале XX века. Одними из первых исследователей, которые обратились к проблеме пропаганды и заложили основу теории коммуникаций, были американский политолог Гарольд Лассвелл и австрийский и американский социолог Поль Лазарсфельд.

В период развития человечества функция и предназначение пропаганды не изменилась, а менялись лишь ее методы. Проанализировав способы и методы пропаганды, можно отметить, что в «Энциклопедии методов пропаганды» В. Сороченко обширно и точно описываются наиболее применяемые приемы.

3. «Забалтывание». При использовании этого приема необходимо использовать много слов для того, чтобы снизить актуальность какой-либо проблемы или вызвать негативное отношение к кому-либо. Используя данный метод, который чаще всего используется во время выборов, можно легко справиться с противником, не говоря ничего негативного о нем. Необходимо лишь очень часто явно восхвалять его умения и способности, а также постоянно произносить его имя, что вскоре надоесть слушателю и непременно вызовет неприязнь. Часто данный метод используется для создания информационного шума, в котором из массы второстепенной информации необходимо найти главную проблему.

Данная техника также использовалась Гитлером до начала и в период Второй Мировой Войны. Особенно на германскую массу имело сильное влияние приемы звукового воздействия, которые искусственно усиливали агрессивные волнения населения. Речи Гитлера произносились при сопровождении музыки из опер Вагнера, которая носила угрожающий характер и оказывала сильное влияние на слушателей.

Если же обратиться к современности, можно отметить, что ярким примером приема «Эмоционального резонанса» являются телесериалы, реалити-шоу и т.д. которые непосредственно влияют на массовое сознание. Особенно в последнее время несколько в Армении участились показы индийских сериалов, которые призваны держать зрителя в эмоциональном напряжении и у каждого зрителя тем временем в конце сериала появляется мысль «А что же будет дальше?». А какова цель такого рода пропаганды? Целью является создание у слушателей, зрителей, аудитории эмоциональной зависимости. Тем самым телевизионщики и власти, которые дают заказы на направление развития данного бизнеса имеют при себе постоянную зомбированную, эмоциональную аудиторию, которую можно запрограммировать в желаемом направлении. А иметь постоянную аудиторию – это то же самое, что обладать товаром, который можно выгодно продать тем же рекламодателям. Зомбированную аудиторию можно также причислить к рядам наркоманов, которые будут стараться продлить свою эмоциональную зависимость, чтобы получить еще одну дозу удовлетворения, а тем самым будут всячески перерабатывать новую телепродукцию, которая также сопровождается политической и коммерческой рекламой.

5. «Эффект бумеранга». Данным приемом можно назвать те ошибки, с которыми регулярно встречаются политические власти, когда всеми силами пытаются устроить тотальную травлю своего противника. Данный прием действует, когда группировки, обладающие властью, всячески травят репутацию оппонента, чтобы вызвать у аудитории недоверие к последнему. Но на самом деле получается наоборот – у население появляется жалость и симпатия к оппоненту.

Определив некоторые методы и приемы политической пропаганды можно заключить следующее:
1. Политическая пропаганда оказывает большое влияние на массовое сознание, как в обыденной жизни, так и во время военных действий;
2. В основном политические лидеры используют много ненужной информации в своих речах, чтобы скрыть истинную мысль;
3. Они многократно повторять одну и ту же мысль, чтобы внедрить ее в сознание масс;
4. Часто пропагандистское воздействие оказывается на эмоциональный уровень сознания;
5. СМИ во время прямого эфира с места событий часто намеренно создают эффект присутствия;
6. Не каждая информация, услышанная первой, является истиной;
7. Трагические и кровавые новости стали для общества обыденными, поскольку так (спокойным тоном и поведением) их ежедневно передают СМИ;
8. Не нужно верить анонимным авторам каких-либо открытий;

Методы контрпропаганды:
1. Необходимо уметь анализировать поступающую информацию и понимать основную проблему, заложенную в определенный поток ненужной информации;
2. Необходимо использовать альтернативные источники информации, для понимания объективной реальности;
3. При получении информации мыслить на рациональном уровне, а не на эмоциональном;

Источник

Пропаганда политическая

Смотреть что такое «Пропаганда политическая» в других словарях:

ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. propaganda ‹ propagare распространять) деятельность по распространению идей, направленная на формирование в обществе определенных настроений и закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей и представлений с целью максимального… … Глоссарий по политической психологии

ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. propaganda propagare распространять) деятельность по распространению идей, направленная на формирование в обществе определенных настроений и закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей и представлений с целью максимального… … Политология: словарь-справочник

ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. propaganda подлежащее распространению) деятельность по распространению специально подготовленной информации и, как правило, популистских идей. Ее цель сформировать определенное отношение к политическим институтам, лидерам, политической… … Политологический словарь-справочник

ПРОПАГАНДА — (от лат. propaganda подлежащее распространению) популяризация и распространение политических, филос. религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств… … Философская энциклопедия

ПРОПАГАНДА — это искусство сфотографировать черта без копыт и рогов. Ханс Каспер Пропаганда это монолог, который ищет не ответа, но эха. Уистен Хью Оден Пропаганда это искусство лгать, чаще обманывая своих сторонников, чем противников. Фрэнсис Макдоналд… … Сводная энциклопедия афоризмов

Пропаганда эвтаназии — Пропаганда эвтаназии общественно политическая деятельность, направленная на убеждение общественного мнения в допустимости эвтаназии, то есть удовлетворения просьбы смертельно больного об ускорении его смерти какими либо действиями или средствами … Википедия

ПРОПАГАНДА — (от лат. propaganda подлежащее распространению) распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс… … Большой Энциклопедический словарь

Пропаганда гомофобии — Эту страницу предлагается переименовать в Антигомосексуальная пропаганда и агитация. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/13 июня 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного… … Википедия

Пропаганда гомонегативизма — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия … Википедия

Пропаганда против ГЛБТ — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия … Википедия

Источник

Сущность и функции политической пропаганды.

Сущность и функции политической пропаганды.

Особенности пропагандистских информационных технологий.

Агитация.

Сущность и функции политической пропаганды.

Маркетинговые и немаркетинговые коммуникации.В современном государстве в политической игре постоянно участвуют разнообразные акторы, которые обладают не только собственными интересами в отношении власти, позициями, статусами или ресурсами, но и присущими им механизмами получения, особенностями восприятия информации, способностями к установлению коммуникационных контактов. Например, большая часть рядовых граждан привыкла получать политическую информацию от СМИ, пользуясь распространяемыми ими оценками или стандартами восприятия тех или иных общественных процессов или конфликтов. В то же время государственные органы развивают свои коммуникации, в основном на основе институционального обмена официальными документами и посредством действия специальных информационных служб в процессе оборота формализованных сообщений. Собственные механизмы информационного взаимодействия имеют партии и другие политические и общественные организации. При этом возникновение новых, нестандартных ситуаций заставляет их перестраивать привычные коммуникационные методики, обращаться к еще не испробованным технологиям информационного общения.

Длительный исторический опыт информационного общения многообразных структур, институтов, групповых и индивидуальных акторов, динамика их способностей к вступлению в коммуникацию сформировали в политическом пространстве различные методы и технологии организации политического дискурса. Однако при всем многообразии практически все их можно свести к двум противоположным по своей природе способам трансляции информационных сообщений и налаживанию коммуникации: маркетинговым и немаркетинговым.

К немаркетинговым способам организации информационных потоков и политической коммуникации относятся пропаганда, агитация и некоторые другие формы обмена и обработки политической информации. Их отличает то, что они действуют вне зависимости не только от информационных потребностей реципиента, но и от многих пространственно-временных параметров сферы политики в целом. При таком способе информирования и организации политических контактов соответствующие каналы общения между акторами формируются только на основе интересов (позиций, ресурсов и т.д.) коммуникатора, причем в то время и в том месте, которые он сочтет для этого необходимыми.

Все эти формы организации дискурса игнорируют информационные потребности реципиента, пренебрегают ценностями диалога между политическими контрагентами, так как по своей природе они носят монологический и односторонний характер. При этом чаще всего такие способы коммуницирования используются для подавления конкурентов, от которых могут исходить иные по содержанию идеи, цели и ценности. Так что в этом смысле немаркетинговые способы коммуникации тяготеют к известной монополизации информационного пространства.

Сущность политической пропаганды. Политическая пропаганда(от лат. propagare — распространять) представляет собой основную форму односторонней и монологической организации информационных пото- ков в сфере власти, формирующуюся без учета мнений реципиента и на основе остро критического отношения коммуникатора к позициям своих конкурентов.

Хотя данный тип коммуникации сложился практически одновременно с формированием политического пространства, соответствующий термин появился лишь в начале XVIIв. (в связи с характеристикой деятельности учрежденного папой Григорием XV миссионерского общества «Конгрегация распространения веры», призванного бороться против еретиков и проповедовать католическую веру).

Однако, несмотря на столь давнее происхождение этого понятия, до сих пор не сложилось однозначной оценки сущности рассматриваемого способа организации политического дискурса. Так, в католических странах отношение к этому методу коммуникации и по сей день остается весьма положительным, поскольку во главу угла ставится процесс распространения знаний (что вызывает позитивные ассоциации с проповедованием, образованием, просвещением населения). В этой связи уместно вспомнить, что и в бывшем СССР —при всем идеологическом характере партийно-государственной пропаганды — повсеместная пропаганда коммуни- стических идей, пусть и частично, но все же способствовала распространению социальных знаний и тем самым являлась определенной формой образования взрослого населения.

Во многих других, например, протестантских и особенно пост- тоталитарных странах, сложилось преимущественно негативное отношение к пропаганде. Здесь она воспринималась не иначе как способ распространения и навязывания с помощью обмана пристрастно сформулированных идей. Люди, жившие в условиях жестких политических режимов, ощущали дефицит духовной свободы. Кроме того, определенную роль сыграло неприятие различных видов манипулирования сознанием, зародившееся еще во времена создания доступных лишь посвященным тайных письмен, пристрастных сочинений недобросовестных историков, мемуаров приукра- шивавших свои победы военачальников и т.д.

Относительно систематические академические исследования пропаганды ведутся с 20-х годов прошлого века (причем в то время она охватывала практически все способы политических коммуникаций). К основоположникам этого теоретического направления можно отнести немецкого ученого В. Меде, который первым предложил исследовать психологию восприятия информации в рамках изучения политики. Существенный вклад в разработку этих вопросов в 1930-х годах внесли ученые западных стран Л. Терстоун, П. Лайкерт, Л. Дуб, а впоследствии Г. Лассуэл, С. Бартлетт, Р. Уайт и др. Активно развивают эти подходы и современные ученые — Х. Крее, Н. Лайтесс, Г. Джовет, В. О.Доннел, М. Лукас и др. Исследования в этой области привели к появлению взглядов на сущность этого феномена, в том числе и довольно противоречивых.

И хотя еще немало ученых не видят отличий пропаганды от других видов коммуникации и сравнивают ее то с рекламой, то с пиар (Ф. Ламлей, А. Найден и др.), все же большинство относятся к ней весьма дифференцированно. Однако при этом многие теоретики предпочитают рассматривать политическую пропаганду как исключительно узкую, однонаправленную технологию информационного действия, лишающую людей свободы выбора и неразрывно связанную с манипулированием, т.е. обладающую сугубо отрицательным значением (С. Блэк, Г. Блумер, Г. Джовет, Э. Мартин). По существу эти ученые придерживаются позиции М. Верхаймера, более 50 лет назад предложившего разграничивать про- паганду и просвещение, полагая при этом, что использование данных методов информационного поведения на политическом рынке неизменно несет в себе угрозу качественного видоизменения коммуникационных процессов.

Другие исследователи исходят из того, что любое масштабное распространение информации невозможно без постановки воспитательных задач (К. Поппер), и рассматривают данный феномен в более широких рамках. Пропаганда оценивается ими и с точки зрения качества распространяемых сведений, использования технологий убеждения (Ч. Сипманс). Некоторые американские политические психологи, в частности Э. Аронсон и А. Праткинс, относят к пропаганде любые методы массовой передачи знаний, влияния на сознание людей, таким образом, включая в нее методы не только убеждения, но и навязывания идей «приневоленной аудитории».

Как указывает Т. Треверс-Хили, большинство современных исследователей рассматривают пропаганду как «односторонний процесс, где общественность (или ее определенная часть) становится мишенью (target), а целью (objecttves) — изменение общественного мышления или подсказка, как должно вести себя общество (prompt public responsive action).

Отличительные черты политической пропаганды.Рационально оценивая различные теоретические подходы, следует, прежде всего, высветить три основные черты пропагандистского типа коммуникации: целенаправленное распространение информации, игнорирование интересов реципиента и неприятие позиций оппонентов.

Причем первые два параметра не могут иметь только позитивной или негативной оценки. Так, придание информационному потоку целевой формы организации отражает характер самой политической деятельности актора. В этом смысле пропаганда является способом информационного обеспечения целей актора, тем механизмом и инструментом, который способен концентрировать и оформлять его политические усилия. О. Томпсон полагает, что в пропаганду «входят почти все аспекты искусства и коммуникации». Другие ученые, в частности Т. Парсонс, обращают внимание на то, что, обладая мобилизующей силой, пропаганда способна изменять политическую ситуацию. В этой связи становится ясно, что она может как содействовать реализации конструктивного для общества политического проекта, так и направить его по крайне разрушительному пути развития.

Таким образом, от характера целей актора зависит качество информации, а, следовательно, и тип пропаганды, одна из целей которой состоит в переубеждении людей. Как писал Л. Дж. Мартин, она представляет собой «акт убеждения с помощью информации». Пропаганда не обязательно является формой распространения исключительно корпоративных и пристрастных позиций. Она может быть и весьма позитивным информационным процессом, несущим людям нужную им информацию. Конечно, если даже во имя благих целей массированной пропагандой занимается политический режим и становится при этом единственным источником новостей, то пропаганда как доминирующий способ организации политических коммуникаций приобретает негативный характер. Как известно, именно тоталитарные системы власти, построенные на информационной монополии правящих режимов, дали наиболее отрицательные примеры подавления политических и социальных свобод граждан.

Все сказанное не отрицает того, что самым глубоким источникомпропаганды является необходимость непрерывного распространения ценностей и целей, обеспечивающих позиционирование политического актора в пространстве власти. Точнее, необходимость непрерывного распространения информации о собственных целях, интересах и вообще о своем присутствии в политическом пространстве позволяет разнообразным акторам обособиться от иных контрагентов и занять в сфере борьбы за власть собственную нишу или же по крайней мере претендовать на нее (поскольку в политике ничего не дается без борьбы).

Пропаганда прежде всего призвана позиционироватьположение того или иного актора, легитимизировать его политический статус, а также способствовать укреплению его властных позиций. Интенсивность же использования пропагандистских методов за- висит от того, насколько критично положение актора и на какие властные ресурсы он претендует. Так что если перед ним стоит задача обеспечить свое политическое выживание или завладеть существенными общественными ресурсами, пропаганда становится если не единственной, то основной формой информационного обеспечения его усилий.

Это наглядно проявляется в электоральных процессах. Так, в преддверии выборов, особенно когда происходит системная «раскрутка» политических фигур общенационального масштаба, более трети избирателей являются объектом постоянного пропагандистского воздействия.

Для характеристики пропаганды важна оценка качества идей, а не сам факт целенаправленного распространения информации. Также нельзя однозначно оценивать и присущий ей монологический, односторонний характер информирования. Ведь в политической жизни существует множество ситуаций, когда государству или партии необходимо просто информировать своих граждан, не стимулируя при этом их обратную реакцию, не возбуждая диалоговую, интерактивную связь. Нередко, например, при урегулировании какого-нибудь местного конфликта или же решении специальной задачи в системе управления государством, возникают ситуации, когда отсутствие информации у широких социальных аудиторий позволяет сохранить политическую стабильность, не дает возникнуть паническим настроениям, не провоцирует действия протестного характера. И наоборот, очень часто, играя на формальном праве населения знать все о том, что происходит, СМИискусственно возбуждают политические страсти и дестабилизируют ситуацию. Иными словами, в политике нередко бывают ситуации, когда целесообразно не учитывать информационные потребности массового реципиента. В подобных случаях применение пропагандистских технологий вполне уместно и конструктивно. Другое дело, что такие ситуации возникают не столь часто, и потому односторонний характер пропаганды не следует считать ее положительной характеристикой.

Иначе обстоит дело с оппозиционным характером пропагандистского типа информирования. Этот критический настрой на отторжение точки зрения оппонентов пронизывает все пропагандистские конструкции: и на этапе формирования посланий, и в процессе их распространения. Схематично его можно представить следующим образом:

Коммуникатор − Противник − Реципиент

Однако в контексте политической борьбы такой критический настрой почти всегда перерастает в искажение воззрений оппонента, замалчивание его аргументов, а в ряде случаев приводит даже к попыткам его полного вытеснения из информационного пространства. Это означает, что в политической среде, где используются пропагандистские способы организации дискурса, невозможно руководствоваться правилами академической дискуссии, взвешенным отношением к позиции оппонента, ее рациональным комментированием. И чем более весомые ресурсы и цели «постав- лены на кон», тем ожесточеннее ведется эта «игра без правил». Так что именно пропагандистские методики и технологии придают политической игре характер «грязного» действа. Поэтому отсутствие нейтральности в пропаганде неизбежно связано с подавлением точки зрения оппонента и прямым навязыванием реципиенту позиции коммуникатора.

Как писал в «Майн кампф» А. Гитлер, «функция пропаганды заключается. вовсе не в том, чтобы тщательно обдумывать и взвешивать правоту различных людей. Она заключается в выделении одной правоты, в защиту которой эта пропаганда намерена выступить. Ее задача состоит отнюдь не в объективном исследовании истины и последующем изложении этой истины перед массами с академической честностью, поскольку такое исследование способно оказывать предпочтение врагу; ее задача состоит в служении нашей собственной правоте, всегда и непоколебимо. Как только наша собственная пропаганда признает хотя бы слабый проблеск справедливости с другой стороны, закладывается основа сомнения в нашей собственной правоте».

Именно в отсутствии нейтральности лежит источник разруши- тельного влияния пропаганды на информационное пространство политики. Ограничивая право человека на информацию, не останавливаясь перед искажением иных позиций, пропаганда стремится лишить его собственного видения ситуации, ограничить его волю, подавить инициативу, уничтожить многообразие информационных источников, позволяющих сформировать свою позицию. Причем зачастую пропагандистские тексты основываются на мифологических и идеологических способах отображения мира политики.

Таким образом, пропаганда не исчезнет с политической арены до тех пор, пока политика не перестанет быть способом организации публичной власти. Однако ее роль может существенно меняться в зависимости от исторической ситуации, характера режима власти и даже развертывания тех или иных фаз политического процесса (проведения или отсутствия выборов, урегулирования крупных кризисов и т.д.). Ограничивая плюрализм политического дискурса и способствуя насаждению авторитарных порядков, пропаганда сама ограничена особенностями политического строя. Если она используется в рамках демократии, то испытывает на себе влияние традиций гражданского общества, что в целом снижает ее разрушительную роль в этом сложно организованном и духовно свободном обществе. Однако ее влияние достаточно велико при поддержке определенных политических проектов. Иными словами, если у граждан в обществе много источников информации, а власть поддерживает свободу мнений, при которой общественные дебаты и дискуссии являются механизмом выбора политических решений, то информационное поле пропаганды становится более ограниченным, поскольку власти трудно спекулировать на человеческих предрассудках и слабой информированности. В этих условиях ее применение стимулирует размышления человека о политических проблемах.

История показала, что пока меняются лишь пропагандистские методы, причем не только из-за изменения положения в пространстве политики тех или иных акторов, баланса сил и других аналогичных факторов, но и в связи с попыткой пропаганды реализовать свои цели под прикрытием других способов организации политического дискурса. Пропаганда и сегодня активно совершенствует свои методы, делает их более гибкими, прибегая для этого к мимикрии и мистификации.

Функции пропаганды.Учитывая опыт применения в политической истории пропагандистских методик и технологий, можно выделить ряд основополагающих функций пропаганды, которые не зависят от характера режима власти и содержательных особенностей этого способа организации дискурса. К таким функциям можно отнести:

управление интерпретациями событий на основе убеждения реципиента в правомерности взглядов и позиций коммуникатора. Пропаганда не столько информирует реципиента, сколько стремится перестроить его восприятие таким образом, чтобы создать преимущество исходным оценкам и суждениям коммуникатора. В публичной политике она пытается задавать массовой аудитории совершенно определенные образцы мышления, оценивания или диагностики событий с целью обеспечить идеологический контроль и унификацию политического мышления граждан. Пропаганда нередко становится орудием политических акторов, стремящихся к монополии на информацию об их интересах и целях;

контроль за сознанием, превращающий пропаганду в определенный инструмент более общего, политического контроля, который используется для привлечения сторонников тех или иных идей и целей и поддержания их подчиненного положения;

практическая активизация сознания, перевод знаний и представлений политического актора в сферу поведенческой мотивации;

борьба с идейными противниками, нейтрализация враждеб- ных действий, когда структура и содержание пропагандистского воздействия сознательно выстраиваются таким образом, чтобы подавить политические позиции оппонентов, снизить мобилизующее воздействие их программ, целей, ценностей. В крайних случаях пропагандистское оформление идеологической борьбы приводит не только к поляризации политического дискурса в обществе, но и к переносу этой атмосферы напряженности из политической сферы на другие виды общественных отношений, в том числе и на частную жизнь человека. Наличие данной функции характеризует пропаганду как дихотомическую модель коммуникации;

обязательный ответ на выпады политического противника, нейтрализация его усилий, что закрепляет в структуре пропагандистского действия технологии и процедуры контрпропаганды.

Типы пропаганды.В ходе многовекового развития пропагандистских форм политической коммуникации сложился целый ряд их разнообразных типов. В современной теории чаще всего выделяются следующие:

пропаганда действием (предполагающая использование различных видов устрашения реципиента, а также болезненно воспринимаемой аудиторией тематики, например, воспоминаний о поражениях в войнах или политических баталиях);

идейная пропаганда (распространение определенных систем ценностей, целей, «национальных идей» и иных представлений, направленных на интеграцию социума в целом или же отдельных политических групп или сообществ);

положительная пропаганда, несущая и распространяющая позитивные и конструктивные идеи для всего общества;

негативная пропаганда, распространяющая пристрастные идеи и заведомо причиняющие ущерб (психологический и иной) тем или иным слоям населения;

социологическая пропаганда (использование элементов по- вседневной предметной среды для создания нередко неосознаваемых идеологических или политических предпочтений людей);

пропаганда средствами искусства(пытающаяся создать систему субъективных привязанностей, внутренней приверженности, идейной приобщенности людей к тем или иным доктринам, концепциям или целям при помощи средств монументальной архитектуры, живописи, графики, плаката и даже музыки);

ретиальная (массовая) пропаганда (рассчитанная на взаимодействие с массовым объектом, широкой социальной аудиторией и предполагающая использование особых структур, институтов и механизмов распространения информации: СМИ, специальных ведомств и т.д.);

аксиальная пропаганда (работа с узкой, специально отобранной частью населения);

прямая (явная)пропаганда (использование публичных заявлений, призывов, открыто звучащая критика в адрес оппонентов, самореклама и т.д.);

неявнаяпропаганда (косвенное воздействие на аудиторию, технология задействования различных подтекстов, иносказаний, скрытых намеков и др.);

официальнаяпропаганда (технологии, сопровождающие официально заявленные государством или партией цели);

неофициальнаяпропаганда (использование информацион- ных технологий, обеспечивающих продвижение на политическом рынке негласно сформулированных партийным или государственным руководством задач и целей и характеризующихся по этой причине более конфиденциальным характером);

«белая»пропаганда, которая ведется от имени действующего актора при раскрытии источников и форм распространения информации;

«серая» пропаганда (сокрытие источника информации и использование информационных технологий, функционирующих на грани общественных приличий и расцениваю- щихся обществом как малодостойные);

«черная» пропаганда (использование технологий и методик фальсификации и дезинформации, нарушающих морально- этические, а временами и правовые нормы данного общества);

научная пропаганда (ведущаяся на основе научных доктрин и концепций с применением вытекающих из их содержания выводов и рекомендаций).

Характер исполнения обозначенных функций зависит как от внешних условий, так и от особенностей действующего субъекта пропаганды. В определенных странах или в соответствующие политические периоды ряд функций пропаганды может вообще не осуществляться (например, «черная» пропаганда в развитых демократических государствах в период между выборами). В то же время в ряде обществ могут складываться и некие частные функции пропаганды (например, сугубо просветительские). По мере развития политики, и особенно формирования медиакратической системы власти, функции пропаганды существенно видоизменяются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *