понять что ребенок болен можно по следующим внешним признакам
Дети от 0 до 5 лет. Когда надо срочно вести ребенка к врачу?
Мы все очень волнуемся, когда заболевает ребенок; в том числе боимся, что его непременно отправят в больницу. А детская больница, как известно, дело такое: попадешь с одним, выйдешь — с другим. Именно поэтому мамы часто отказываются от госпитализации или откладывают визит к врачу, надеясь, что болезнь отступит сама, иные предпочитают онлайн-консультации на форумах и советы бабушек и подруг.
К счастью для всех мам, в большинстве случаев современная медицина позволяет поставить диагноз и оказать необходимую помощь очень быстро, прибегая к госпитализации лишь в крайнем случае. Примерно как в известном сериале с Хью Лори — и МРТ, и все нужные анализы, и КТ, и, что самое главное — грамотные врачи-педиатры и узкопрофильные специалисты. К сожалению, такой набор есть не во всех поликлиниках, но в одном месте в Москве есть точно — в отделении неотложной педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, где врачам требуется обычно не более 2 часов, чтобы установить точный диагноз, взяв всех необходимые анализы и быстро получив их результаты, стабилизировать ребенка и отправить его домой, если нет угрозы для жизни и показаний для экстренной госпитализации.
Если вы понимаете, что ваш ребенок нуждается в оперативной консультации специалиста, но по каким-то причинам откладываете визит к врачу, если боитесь, что ребенка тут же от-правят в больничную палату «для уточнения диагноза», или ему не окажут должного внимания, просто приезжайте в отделение неотложной педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. Здесь сразу делают все необходимые исследования и оказывают ребенку помощь максимально качественно и быстро. Ежегодно в отделении получают помощь более 3000 детей, и только 2% из них врачи госпитализируют в круглосуточный стационар. Остальных отправляют домой после проведения всех необходимых процедур с соответствующими рекомендациями, или будут наблюдать несколько дней в дневном стационаре. Отделение принимает детей без предварительной записи, работает по ОМС, ДМС и на коммерческой основе.
Если вашему ребенку от 0 до 5 лет, не пренебрегайте визитами к врачу, потому что ваш ребенок входит в группу риска. Именно на этот возраст приходится большинство серьезных заболеваний, которые хорошо изучены медициной, прекрасно лечатся, но требуют оперативного врачебного вмешательства. Татьяна Владимировна Куличенко, заведующая отделением неотложной педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, доктор медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, эксперт ВОЗ, рассказала о том, в каких случаях стоит незамедлительно обращаться к специалистам детям младшего возраста (речь идет о детях первых 5 лет жизни).
Высокая температура (лихорадка)
Для начала важно определиться с тем, что такое лихорадка с точки зрения врача. Лихорад-ка – это повышение температуры тела до более чем 38 ºС, если измерение производится ректально (предпочтительно, так как это самый надежный способ определить температуру тела у любого человека), и более чем 37,5 ºС, если измерение производится в подмышеч-ной впадине.
Не всякая повышенная температура – очень плохой признак, но с детьми до трех лет лучше перестраховаться и обратиться к врачу максимально быстро. Законодательных «сроков терпения» нет; ждать три дня, как обычно говорят педиатры, не надо: все самые тяжелые инфекции развиваются очень быстро и могут быть угрожающими с первых часов болезни. Чем быстрее вы обратитесь к специалисту, тем будет лучше. Осмотр ребенка, инструментальные и лабораторные исследования помогут понять причину лихорадки и быстро стабилизировать состояние ребенка.
Если просто повышенная температура кажется вам недостаточной причиной для обращения к врачу, то обратите внимание на симптомы интоксикации:
Если у ребенка вместе с повышением температуры тела стала появляться какая-то сыпь на коже, то к врачу надо идти немедленно.
Кашель
Кашель – достаточно частый симптом у детей. Именно из-за того, что он кажется обычным, «понятным» признаком болезни, родители часто пропускают момент своевременного обра-щения к врачу. Кашель может быть вызван не только проблемами с органами дыхательной системы. Он может сигнализировать о неполадках в работе сердечно-сосудистой или пищеварительной систем. Его может вызвать даже серная пробка в ухе. Пока не устраните причину, симптом не исчезнет!
Незамедлительно везите ребенка к врачу, если:
Затруднения дыхания
Любое затруднение дыхания может быть жизнеугрожающим симптомом, особенно у детей первого года жизни. Как понять, что дыхание затруднено у младенца: при вдыхании видно втяжение по краю реберной дуги (ребенок как бы сильно втягивает живот при дыхании). За-труднение дыхания у детей старшего возраста можно заметить, если отсутствует плавность речи: ребенок не может говорить длинными предложениями (как правило, это обструктивный бронхит или астматические состояния).
Незамедлительно везите ребенка к врачу, если заметили у него признаки затрудненного дыхания, особенно если дыхание кряхтящее, стонущее или вы слышите хрипы или свисты при дыхании даже на расстоянии.
Рвота, диарея (понос, жидкий стул)
Эти симптомы часто связаны с простыми и известными всем нам состояниями, которые обусловлены крайне неприятными, но в современных условиях при правильном лечении не угрожающими жизни кишечными инфекциями. Но если ребенка не выпаивать специальными растворами для регидратации, не восполнять правильно объем потерь жидкости, то рвота и разжиженный стул опасны тем, что приводят к быстрому обезвоживанию и электролитным нарушениям из-за потери воды и солей.
Случается, что разжиженный стул не является серьезной проблемой, если это случилось, например, один раз. Если вы наблюдаете его чаще 3 раз за сутки – это повод бить тревогу, особенно если вы заметили первые признаки обезвоживания:
Когда нужно незамедлительно везти ребенка к врачу:
Кожные высыпания
Сыпь на коже всегда не является нормой. Если сыпь сопутствует повышению температуре, это всегда повод для срочного обращения к врачу. Есть дети, у которых диагностированы кожные заболевания (например, атопический дерматит или псориаз), в таком случае роди-тели обычно уже обучены, как вести себя при усилении сыпи или обострении кожного про-цесса. Тогда надо отправиться к доктору, если предпринятые рекомендованные вам ранее меры оказываются неэффективными – и вы, скорее всего, пойдете к аллергологу или дер-матологу, т.е. к известному вам узкому специалисту. Но если сыпь появилась впервые, если высыпания не связаны с понятными провоцирующими факторами, это повод обратиться к врачу. Далеко не все сыпи являются признаком тяжелой болезни, но четкий диагноз специалиста успокоит вас и позволит быстро справиться с проблемой.
Боли
Боль всегда симптом тревоги, которым организм человека сигнализирует об опасности. Ин-тенсивный и нарастающий болевой симптом, всегда является поводом для обращения к специалисту. Помните, что если у ребенка «режутся зубки» — это может быть причиной ка-призности и раздражительности ребенка, но в подавляющем большинстве случаев не вызывает повышения температуры выше 37,5*С или сильной боли. Поэтому не стоит списывать появившиеся симптомы на прорезывание зубов.
Как понять, что ребенку больно:
Травмы головы и потеря сознания
Очень часто родители обращаются к врачу, только когда травма оставляет следы (гемато-ма, отечность). Если ребенок упал с некоторой высоты (даже если вы не видели, чем имен-но он ударился) или он ударился головой, не поленитесь сразу съездить к специалисту. Не всякая травма головы может пройти бесследно, а, главное, вы можете не видеть внутренние повреждения, случившиеся при травме.
Эпизод потери сознания, «обмякания» или судороги всегда являются поводом для обраще-ния к врачу безотлагательно.
Подробнее об отделении неотложной педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» вы можете прочитать на официальном сайте >>>
Понять что ребенок болен можно по следующим внешним признакам
Раздел I Как определить, что ребенок заболел? Как наблюдать за ребенком?
У маленьких детей есть одна особенность реакции организма на болезнь: общие признаки заболевания (симптомы) превалируют над местными признаками поражения того или иного органа или системы.
Скорее всего, маленький ребенок не расскажет, что у него начинает болеть горло, что у него кружится голова, появляется мышечная слабость и утомляемость и т.д. Дети, как правило, бегают и прыгают до тех пор, пока болезнь не расцветет бурным цветом. Именно это и нужно учитывать при оценке состояния здоровья ребенка.
Одним из частых признаков при возникновении болезни является вялость и нарушение аппетита. Здоровый ребенок весел и активен, хорошо ест. Если он не спит, то находится в состоянии «вечного движения».
Грудные дети улыбаются, гулят, у них обычно четкие чередования периодов сна и бодрствования, хороший аппетит.
Дети более старшего возраста бегают, прыгают, играют, их не удержать на одном месте и не привлечь внимание на длительное время.
Больной ребенок становится вялым, не улыбается и не играет, начинает «канючить» по любому поводу, его не интересуют новые игрушки и мультфильмы, он отказывается от любимого блюда, раньше обычного времени просится спать, спит больше обычного (но если только не переутомился накануне). Грудной ребенок начинает беспричинно плакать, отказывается от еды, не перестает плакать даже в сытом состоянии. Если это происходит без видимых и явных причин – необходимо быть бдительным. Возможно, это просто временные капризы. Быть может, у вас накануне были гости, и ребенок просто устал. Поход в цирк или театр (стадион, кино, длительные активные игры и т.д.) в более старшем возрасте могут служить источником избытка эмоций (и мы говорим – ребенок «перегулял»).
Но чаще всего эти признаки будут являться предвестниками болезни.
ИТАК, ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ КАК ОБЫЧНО.
Не спешите приставать к нему с расспросами. Конечно, ребенок пяти-шести лет и старше может сам пожаловаться на недомогание. Но даже в этом случае не пренебрегайте объективным наблюдением. В младшем возрасте дети не локализуют свои ощущения и не обладают абстрактным мышлением. Поэтому на вопрос – «где болит живот» они всегда показывают на область пупка, при вопросе «голова болит?» – отвечают «болит», а при вопросе «а может, НЕ болит?» чаще всего отвечают – «не болит».
Очень важно понять, КАК правильно наблюдать за детьми. Не воспринимайте ребенка изначально как свою улучшенную копию, не отягощайте свои наблюдения какими-то ожиданиями, основанными на собственном жизненном опыте или знаниях, почерпнутых в литературе. Не пытайтесь НАЙТИ СИМПТОМЫ болезни. Просто фиксируйте наблюдения, сопоставляя их с тем, насколько все, что вы видите, характерно для ВАШЕГО ребенка.
Помните, что опыт и привычка наблюдать за ребенком без нажима, в естественной среде, поможет развитию психоэмоциональной связи между вами – ведь вы научитесь понимать язык его жестов, поймете смысл его подсознательных реакций на окружающий мир и себя в том числе. Можно с уверенностью утверждать, что ваши родительские внимание и любовь смогут реализоваться в реальной помощи развитию вашего ребенка, и вернутся в виде его ответного понимания и содействия.
НАБЛЮДЕНИЕ – НЕПРОСТАЯ ВЕЩЬ. Оно само по себе может быть как благотворным, так и пагубным. Поскольку данная книга о здоровье ребенка, этот вопрос неправильно было бы обойти. Наблюдайте за ребенком с интересом, как за самостоятельным существом, и вы сами поменяете свое мировоззрение. Вы пройдете путь от недовольства несходством между вами (почему-то родителям кажется, что дети как-то должны оправдывать какие-то их ожидания) к радости осознания вашего родства. Это понимание ребенок обязательно воспримет, хоть и не осознанно, и уже одно это избавит его от психологического напряжения, которое является самой глубокой первопричиной возникновения очень многих расстройств, которые позже развиваются до сложных системных заболеваний.
Понаблюдайте за общим эмоциональным и двигательным состоянием ребенка. Насторожить вас должны как излишняя вялость, так и повышенная активность, переходящая в истеричное возбуждение. Расстройства сна и беспокойное поведение во сне – также явления, которые достойны дополнительного внимания.
Обратите внимание на то, как ребенок ходит, не хромает ли, как двигает руками (это может быть признаком повреждения костей, связок, суставов или мышц), как говорит и насколько быстро и точно отвечает на вопросы (это может быть связано с заболеванием нервной системы или травмой), как реагирует на прикосновение. Не пытается ли отвернуться или прикрыть глаза от яркого света.
Тревожным фактором является изменение аппетита. Если ребенок ест мало и отказывается от любимых блюд, это может быть свидетельством начала заболевания, и совсем не обязательно – со стороны органов пищеварения. Расстройства стула – это также признак не только заболеваний пищеварительного тракта. Диарея может сопровождать многие инфекционные и вирусные заболевания, а также нервные расстройства и аллергические реакции. Запоры и колики могут присутствовать при повышении температуры (при любом заболевании) или даже быть первым симптомом таких серьезных острых заболеваний как аппендицит, вирусный гепатит или внутреннее кровотечение вследствие травмы. В случае изменения характера физиологических отправлений (частота стула и мочеиспускания, цвет, состав мочи и кала), болезненности при отправлениях – следует немедленно обратиться к специалисту.
Если ребенок постоянно что-то жует, не следует радоваться его здоровому аппетиту. Это может быть реакцией на психологический дискомфорт, первым признаком нарушения работы щитовидной железы или других гормональных расстройств.
Увеличение потребления жидкости часто говорит о том, что организм ребенка пытается восполнить ее недостаток (в этом случае можно обнаружить, что ребенок потеет вследствие нервного перенапряжения, при вирусных инфекциях и т.д.). То же самое происходит при кишечных расстройствах, отравлениях или аллергических реакциях – организм пытается перебороть интоксикацию, и ребенок испытывает жажду.
Изменение вкусовых пристрастий также может свидетельствовать о недомогании. Например, отказ от любимых блюд или наоборот, желание съесть что-то, от чего он ранее отказывался. Бывает даже так, что дети тянут в рот несъедобные предметы. Общеизвестен пример, когда дети и беременные женщины едят мел – их организму не хватает кальция.
Следующее – это осмотр кожных покровов на предмет изменения их состояния и появления различных сыпей. Любые необычные изменения кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек обязательно необходимо показать специалисту. Обратите внимание на наличие гематом (синяков), припухлостей, ограничение подвижности и изменение формы суставов (это может быть признаком их травматического повреждения).
Расспросите вашего ребенка – как он себя чувствует, не падал ли накануне, не ударялся ли головой, не принимал каких-либо таблеток, не угощал ли его кто-то необычными конфетами или продуктами. Особенно информативно это у старших детей. Обязательно проводите расспрос в доверительном тоне, не повышая голоса, объясните, что не надо ничего бояться. Иначе испугавшись, ребенок забудет или просто испугается рассказать вам что-то важное.
Если у вас появилось подозрение, что ребенок нездоров, необходимо измерить температуру телау ребенка. Повышенная температура тела – это чаще всего встречающийся признак самых различных инфекционных заболеваний. Лучше всего это делать несколько раз за день с интервалами примерно в три часа (так называемая трехчасовая термометрия). Это позволит уловить даже кратковременные и незначительные колебания температуры тела. Температуру тела лучше всего измерять ртутным термометром в подмышечной области. У грудных детей возможно использование электронных термометров, однако необходимо очень точно следовать инструкции по его эксплуатации и повторить измерение несколько раз подряд. Нормальной считается температура тела от 35,5 о С до 37 о С. У детей в возрасте до 3-х лет температура тела может в норме периодически повышаться и до 37,5 о С. Любое, даже кратковременное повышение температуры тела свыше установленных пределов необходимо расценивать как гипертермию, т.е. проявление болезни.
Необходимо обратить внимание на появление или усиление различных катаральных явлений, таких как насморк, кашель, осиплость голоса. Дети, которые посещают детский сад, довольно часто имеют это проявления, поэтому необходимо оценить не только их наличие, но и интенсивность.
Все свои наблюдения необходимо как-то зафиксировать, чтобы ничего не упустить при осмотре у врача. Каждая деталь может иметь значение, поэтому лучше не надейтесь на память – запишите или пометьте как-то все, что вызвало у вас беспокойство. Вы ведь можете что-то забыть, что-то посчитать несущественным или просто забыть рассказать, переключив внимание на что-то во время приема.
О необходимости же обращения к врачу – педиатру, а затем, если нужно, к узкому специалисту – мы будем напоминать постоянно.
Простуда у детей
Что такое детская простуда?
Многие не догадываются, что простуда – самое часто диагностируемое заболевание в мире. Каждый человек на Земле болел простудой, а жители городов болеют по несколько раз в год. Дети страдают особенно часто, ведь их неокрепший организм все еще плохо справляется с заболеваниями.
Медики редко используют слово «простуда», заменяя его более точными определениями – ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) или ОРЗ (острое респираторное заболевание). Изначально простуда означала сильное переохлаждение, которое влекло за собой атаку вирусов и бактерий.
Охлаждение сильно ослабляет иммунитет, особенно у детей, и вирусная или бактериальная инфекция легко закрепляются внутри организма. Отсюда пошла привычка называть любое респираторное заболевание простудой.
Симптомы простуды у детей
У простуды огромное количество симптомов. При этом вирусная инфекция действует по своему пути, а бактериальная – по-своему. Но общие первые признаки простуды у детей есть, и они знакомы большинству родителей 2 :
Причины простуды у детей
Именно иммунитет ответственен за защиту организма ребёнка от любых инфекций, включая респираторные. Термин «иммунитет» знаком каждому, но мало кто понимает его реальное действие и особенности.
Пройдя подобную оборону и закрепившись внутри организма, вирус или бактерия будут атакованы самим организмом, который постарается «выжечь» очаг заражения. Возникнет воспаление, местное повышение температуры и отек, который должен затормозить распространение инфекции.
Формирование иммунной системы ребенка продолжается даже в подростковом возрасте. В естественной защите маленьких детей еще много слабых мест. Ослабляют детский организм такие факторы, как:
Возбудитель при этом легче преодолевает защитные барьеры, и простуда у ребенка развивается очень быстро.
Комплексное лечение простуды у детей
Чтобы снять симптомы простуды у ребёнка и ускорить процесс выздоровления в комплексе с назначенной доктором терапией нужно соблюдать нехитрые правила:
Профилактика простуды у ребёнка
Иммунитет ребёнка намного слабее, чем у взрослого. Профилактика – основа защиты от вирусных и бактериальных инфекций. Чтобы понять, как защитить ребёнка от простуды, рекомендуется не пренебрегать профилактическими мероприятиями.
Следует ввести в рацион больше таких продуктов, как рыба, мясо, овощи и фрукты, кисломолочные продукты, стабилизирующие обмен веществ и повышающие иммунитет.
Особое внимание родители должны уделять гигиене и образу жизни ребёнка:
Перед тем, как использовать новый флакон, нужно надеть насадку и сделать несколько пробных впрыскиваний в воздух. Баллон следует держать вертикально, поэтому нужно попросить ребенка прямо держать голову, не запрокидывая назад. Тогда действующее вещество равномерно оросит назальную полость. Если в полости носа есть слизь, то сначала её необходимо удалить аспиратором или попросить ребёнка высморкаться (полная инструкция)
Больше статей о простуде, питании, спорте читайте тут.
Понять что ребенок болен можно по следующим внешним признакам
Раздел I Как определить, что ребенок заболел? Как наблюдать за ребенком?
У маленьких детей есть одна особенность реакции организма на болезнь: общие признаки заболевания (симптомы) превалируют над местными признаками поражения того или иного органа или системы.
Скорее всего, маленький ребенок не расскажет, что у него начинает болеть горло, что у него кружится голова, появляется мышечная слабость и утомляемость и т.д. Дети, как правило, бегают и прыгают до тех пор, пока болезнь не расцветет бурным цветом. Именно это и нужно учитывать при оценке состояния здоровья ребенка.
Одним из частых признаков при возникновении болезни является вялость и нарушение аппетита. Здоровый ребенок весел и активен, хорошо ест. Если он не спит, то находится в состоянии «вечного движения».
Грудные дети улыбаются, гулят, у них обычно четкие чередования периодов сна и бодрствования, хороший аппетит.
Дети более старшего возраста бегают, прыгают, играют, их не удержать на одном месте и не привлечь внимание на длительное время.
Больной ребенок становится вялым, не улыбается и не играет, начинает «канючить» по любому поводу, его не интересуют новые игрушки и мультфильмы, он отказывается от любимого блюда, раньше обычного времени просится спать, спит больше обычного (но если только не переутомился накануне). Грудной ребенок начинает беспричинно плакать, отказывается от еды, не перестает плакать даже в сытом состоянии. Если это происходит без видимых и явных причин – необходимо быть бдительным. Возможно, это просто временные капризы. Быть может, у вас накануне были гости, и ребенок просто устал. Поход в цирк или театр (стадион, кино, длительные активные игры и т.д.) в более старшем возрасте могут служить источником избытка эмоций (и мы говорим – ребенок «перегулял»).
Но чаще всего эти признаки будут являться предвестниками болезни.
ИТАК, ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ КАК ОБЫЧНО.
Не спешите приставать к нему с расспросами. Конечно, ребенок пяти-шести лет и старше может сам пожаловаться на недомогание. Но даже в этом случае не пренебрегайте объективным наблюдением. В младшем возрасте дети не локализуют свои ощущения и не обладают абстрактным мышлением. Поэтому на вопрос – «где болит живот» они всегда показывают на область пупка, при вопросе «голова болит?» – отвечают «болит», а при вопросе «а может, НЕ болит?» чаще всего отвечают – «не болит».
Очень важно понять, КАК правильно наблюдать за детьми. Не воспринимайте ребенка изначально как свою улучшенную копию, не отягощайте свои наблюдения какими-то ожиданиями, основанными на собственном жизненном опыте или знаниях, почерпнутых в литературе. Не пытайтесь НАЙТИ СИМПТОМЫ болезни. Просто фиксируйте наблюдения, сопоставляя их с тем, насколько все, что вы видите, характерно для ВАШЕГО ребенка.
Помните, что опыт и привычка наблюдать за ребенком без нажима, в естественной среде, поможет развитию психоэмоциональной связи между вами – ведь вы научитесь понимать язык его жестов, поймете смысл его подсознательных реакций на окружающий мир и себя в том числе. Можно с уверенностью утверждать, что ваши родительские внимание и любовь смогут реализоваться в реальной помощи развитию вашего ребенка, и вернутся в виде его ответного понимания и содействия.
НАБЛЮДЕНИЕ – НЕПРОСТАЯ ВЕЩЬ. Оно само по себе может быть как благотворным, так и пагубным. Поскольку данная книга о здоровье ребенка, этот вопрос неправильно было бы обойти. Наблюдайте за ребенком с интересом, как за самостоятельным существом, и вы сами поменяете свое мировоззрение. Вы пройдете путь от недовольства несходством между вами (почему-то родителям кажется, что дети как-то должны оправдывать какие-то их ожидания) к радости осознания вашего родства. Это понимание ребенок обязательно воспримет, хоть и не осознанно, и уже одно это избавит его от психологического напряжения, которое является самой глубокой первопричиной возникновения очень многих расстройств, которые позже развиваются до сложных системных заболеваний.
Понаблюдайте за общим эмоциональным и двигательным состоянием ребенка. Насторожить вас должны как излишняя вялость, так и повышенная активность, переходящая в истеричное возбуждение. Расстройства сна и беспокойное поведение во сне – также явления, которые достойны дополнительного внимания.
Обратите внимание на то, как ребенок ходит, не хромает ли, как двигает руками (это может быть признаком повреждения костей, связок, суставов или мышц), как говорит и насколько быстро и точно отвечает на вопросы (это может быть связано с заболеванием нервной системы или травмой), как реагирует на прикосновение. Не пытается ли отвернуться или прикрыть глаза от яркого света.
Тревожным фактором является изменение аппетита. Если ребенок ест мало и отказывается от любимых блюд, это может быть свидетельством начала заболевания, и совсем не обязательно – со стороны органов пищеварения. Расстройства стула – это также признак не только заболеваний пищеварительного тракта. Диарея может сопровождать многие инфекционные и вирусные заболевания, а также нервные расстройства и аллергические реакции. Запоры и колики могут присутствовать при повышении температуры (при любом заболевании) или даже быть первым симптомом таких серьезных острых заболеваний как аппендицит, вирусный гепатит или внутреннее кровотечение вследствие травмы. В случае изменения характера физиологических отправлений (частота стула и мочеиспускания, цвет, состав мочи и кала), болезненности при отправлениях – следует немедленно обратиться к специалисту.
Если ребенок постоянно что-то жует, не следует радоваться его здоровому аппетиту. Это может быть реакцией на психологический дискомфорт, первым признаком нарушения работы щитовидной железы или других гормональных расстройств.
Увеличение потребления жидкости часто говорит о том, что организм ребенка пытается восполнить ее недостаток (в этом случае можно обнаружить, что ребенок потеет вследствие нервного перенапряжения, при вирусных инфекциях и т.д.). То же самое происходит при кишечных расстройствах, отравлениях или аллергических реакциях – организм пытается перебороть интоксикацию, и ребенок испытывает жажду.
Изменение вкусовых пристрастий также может свидетельствовать о недомогании. Например, отказ от любимых блюд или наоборот, желание съесть что-то, от чего он ранее отказывался. Бывает даже так, что дети тянут в рот несъедобные предметы. Общеизвестен пример, когда дети и беременные женщины едят мел – их организму не хватает кальция.
Следующее – это осмотр кожных покровов на предмет изменения их состояния и появления различных сыпей. Любые необычные изменения кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек обязательно необходимо показать специалисту. Обратите внимание на наличие гематом (синяков), припухлостей, ограничение подвижности и изменение формы суставов (это может быть признаком их травматического повреждения).
Расспросите вашего ребенка – как он себя чувствует, не падал ли накануне, не ударялся ли головой, не принимал каких-либо таблеток, не угощал ли его кто-то необычными конфетами или продуктами. Особенно информативно это у старших детей. Обязательно проводите расспрос в доверительном тоне, не повышая голоса, объясните, что не надо ничего бояться. Иначе испугавшись, ребенок забудет или просто испугается рассказать вам что-то важное.
Если у вас появилось подозрение, что ребенок нездоров, необходимо измерить температуру телау ребенка. Повышенная температура тела – это чаще всего встречающийся признак самых различных инфекционных заболеваний. Лучше всего это делать несколько раз за день с интервалами примерно в три часа (так называемая трехчасовая термометрия). Это позволит уловить даже кратковременные и незначительные колебания температуры тела. Температуру тела лучше всего измерять ртутным термометром в подмышечной области. У грудных детей возможно использование электронных термометров, однако необходимо очень точно следовать инструкции по его эксплуатации и повторить измерение несколько раз подряд. Нормальной считается температура тела от 35,5 о С до 37 о С. У детей в возрасте до 3-х лет температура тела может в норме периодически повышаться и до 37,5 о С. Любое, даже кратковременное повышение температуры тела свыше установленных пределов необходимо расценивать как гипертермию, т.е. проявление болезни.
Необходимо обратить внимание на появление или усиление различных катаральных явлений, таких как насморк, кашель, осиплость голоса. Дети, которые посещают детский сад, довольно часто имеют это проявления, поэтому необходимо оценить не только их наличие, но и интенсивность.
Все свои наблюдения необходимо как-то зафиксировать, чтобы ничего не упустить при осмотре у врача. Каждая деталь может иметь значение, поэтому лучше не надейтесь на память – запишите или пометьте как-то все, что вызвало у вас беспокойство. Вы ведь можете что-то забыть, что-то посчитать несущественным или просто забыть рассказать, переключив внимание на что-то во время приема.
О необходимости же обращения к врачу – педиатру, а затем, если нужно, к узкому специалисту – мы будем напоминать постоянно.