почему помещиков можно назвать мертвыми душами

Почему помещиков, которых посещает Чичиков можно назвать «мёртвыми душами»? по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

В произведении «Мёртвые души», Николай Васильевич Гоголь предоставляет каждому помещику отдельную главу, в которой раскрывает всю сущность персонажей.

Главная черта, которая их сближает как «мёртвых душ» — это отсутствие стремления к развитию без всякого просвета в их умах и благих помыслов. Образы всех помещиков абсолютно точно выражают деградацию общества.

Николай Васильевич начинает знакомство с помещика Манилова, у которого хоть немного, но остался здравый рассудок на некоторые вещи. Манилов — человек, которых как он, много на свете. Данный персонаж никак не выделяется из массы остальных героев.

Затем автор знакомит нас с Собакевичем — очень колоритным персонажем, неуклюжим и склонным к чревоугодию. Помимо этого, во время беседы с Чичиковым, Собакевич проявляет себя весьма с некрасивой стороны. Он отрицательно отзывается обо всех окружающих его помещиках. А так же Михаил Семёнович делал всё лично для себя, действуя исключительно в своих интересах. После него следует Коробочка Настасья Петровна — старая и больная помещица, которая всегда находит причины, чтобы пожаловаться на свою жизнь. Гоголь называет её глупой старухой и говорит, что она очень подозрительная и недоверчивая. Ноздрёв — охотник погулять, лихач, кутила и просто говорун. Со слов автора, он «человек-дрянь», способный сделать подлянку даже близким людям и при этом никогда не стыдиться своих поступков. Ему легко приврать, а так же распустить слухи. Знакомство читателей с помещиками заканчивается на Плюшкине. Плюшкин — владелец богатого имения, но старик скупой, неряшливый и недоброжелательный, хотя когда-то он был бережливым хозяином. Данный персонаж является вымышленным, но его фамилия обозначает болезненную скупость. В жизни он не имеет никаких ценностей, и, помимо этого, он занимает низшую ступень в обществе.

Таким образом получается, что все помещики города N — это полностью опустевшие, отстающие в нравственном и духовном развитии люди, что и даёт право называть их «мёртвыми душами».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать мёртвыми душами? по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

Поэма Гоголя «Мёртвые Души» является энциклопедическим произведением по широте охвата жизненных ситуаций, главной идеей которого становится показ истинного обличия помещиков в годы крепостного права, в годы дореволюционной России. Главными объектами поэмы являются: Чичиков, путешествующий по губернским городам с целью покупки мертвых душ; и помещики, которых он посещает, покупая у них умерших крепостных, это: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич и Плюшкин. Суть названия этого произведения заключается в скрытом сравнении помещиков с мёртвыми душами.

То есть, речь идет не об умерших людях, которых так аморально скупает Чичиков, а о самих помещиках, продающих их. В ходе поэмы Н. В. Гоголь предоставляет каждому помещику отдельную главу, где раскрывает всю их сущность: пороки, скаредность, глупость, необразованность. У каждого из помещиков есть свои различия, но есть и черты, которые их сближают, и самая главная сближающая черта всех этих людей, и главная причина, по которой их можно ценить, как «мёртвых душ»- это отсутствие стремления к развитию, отсутствие всякого просвета в их умах, отсутствие мышления, благих помыслов и дел.

Таким образом, все помещики города NN это люди полностью опустевшие, отстающие в моральном развитии, неживые, с точки зрения благих помыслов, что и дает право назвать их «мёртвыми душами».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Помещики в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

почему помещиков можно назвать мертвыми душами

Помещики играют важную роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Стоит начать с того, что название произведения имеет несколько значений. Мертвыми душами в поэме являются не только умершие крестьяне, чьи документы собирался выкупить Чичиков, но и сами помещики, давно загубившие свою душу. Автор хотел при помощи их образов обличить все пороки и нравы крепостного дворянства в целом. Н.В. Гоголь не мог оставаться в стороне от произвола помещиков и тяжёлой жизни крестьян. Ему удалось изобразить Россию такой, какая она была на самом деле – величественной, богатой, прекрасной, но в то же время уродливой, жестокой, глупой и злой. Неприглядная её сторона заключалась именно в таких людях, которые использовали данную им власть только в своё благо, ни о ком больше не думая. Каждый помещик в поэме имеет свои особенности, которые выражаются в отношении к их крепостным и ведении хозяйства. Первым дворянином-землевладельцем, повстречавшимся на пути Чичикова, стал Манилов.

Манилов

Образ Манилова появляется во 2 главе. После того, как поэма была опубликована, появился термин «маниловщина», обозначающий крайнюю степень тунеядства, ставшего образом жизни. Н.В. Гоголь наделил всех помещиков говорящими фамилиями. Фамилия Манилова раскрывала всю его истинную сущность, он был мечтателем, которого манили несбыточные идеи.

Точный возраст этого помещика не указывается, говорится только о том, что он был мужчиной средних лет. Внешность его не выделялась ничем примечательным: светлые волосы, голубые глаза, упитанное телосложение. Сразу заметно, что этот человек привык к комфорту. Его приторные, отшлифованные долгим временем, речи вначале располагают к себе новых знакомых, и он даже кажется отличным хозяином. Однако затем становилось понятно, что Манилов занимается лишь построением планов и ничего не делает для их осуществления, а все его дела ведёт приказчик, который тоже не слишком печётся о благополучии крепостных.

За внешней слащавостью, обходительностью и приветливостью Манилова скрывается его бесхарактерность, ограниченность в мышлении и крайнее безразличие. Ему совершенно нет дела до своего хозяйства, в его деревне царит запустение, а в неогороженном доме всегда холодно и неуютно. На фоне всего этого упадка иронично смотрится беседка с названием «Храм уединенного размышления». О чём говорить, если хозяин поместья уже два года читает одну и ту же книгу и никак не может её осилить. Манилов живёт в своём мире, где нет места для быта или проблем. О таких, как он Н.В. Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Коробочка

После Манилова, в 3 главе, Чичиков попадает в дом к Настасье Петровне Коробочке. Это единственная женщина, с которой ему пришлось иметь дело. Коробочка оказалась истинным предпринимателем, она стала торговаться с Чичиковым за свои «мертвые души» и впоследствии сильно беспокоилась, не продешевила ли. Она умело вела свое хозяйство и обеспечивала себя и своих крестьян собственным производством. Коробочка торговала всем, что имеет. Её фамилия соответствовала своей хозяйке, она всё копила и прятала в свою «коробочку». Деньги стали единственным смыслом в жизни Настасьи Петровны, ко всему остальному она относилась равнодушно. Ей было совершенно безразлично, чем торговать – пенькой, мёдом, крепостными девицами или мёртвыми душами.

Ноздрев

В 4 главе появляется Ноздрев. Это безумный человек, заядлый игрок и пьяница. У него нет никаких моральных принципов, он готов совершить подлость по отношению к любому человеку. Его поместье находится в полнейшем запустении, потому что хозяин совершенно им не занимается. Ноздреву безразлична судьба его крепостных, ему неважно даже то, что они делают, поэтому вся работа выполняется некачественно, зато крестьяне не жалуются на своего барина.

У этого человека нет никаких целей в жизни, он согласен отдать мертвые души, но только, если проиграет их в шашки. Азарт заменил ему все остальные человеческие чувства, он и детей своих не любил, большую привязанность испытывал к собакам и волчонку, поселившемуся в его доме. Н.В. Гоголь говорил, что такие, как Ноздрев еще долго будут встречаться в России.

Собакевич

В 5 главе автор знакомит читателя с Михаилом Семеновичем Собакевичем. Внешне он очень похож на медведя, и нрав у него такой же суровый. Все в его роду были настоящими богатырями и Михаил Семенович не исключение. У него очень высокий рост, чересчур крепкое телосложение и огромные ноги, напоминающие колонны. Даже походка как у медведя, такая же тяжелая и неуклюжая, а черты лица грубые и неприятные. Собакевич выгодно отличается от остальных помещиков: он постоянно работает, его крестьяне живут хорошо и все хозяйство в полном порядке. Он считает себя честным человеком, а всех окружающих – мошенниками и обманщиками, недостойными людьми. Однако со временем становится понятно, что и он уже без души. Он стал чёрствым, жестоким крепостником, который никогда не упустит своей выгоды. Михаил Семенович быстро раскусил намерения Чичикова и сумел выгоднее всех продать свой товар. Им овладела жажда наживы, поэтому суть и беспринципность самой сделки не сильно интересовала.

Плюшкин

Конечным этапом деградации человеческой личности можно назвать помещика Плюшкина. Он является олицетворением невероятной жадности. Несмотря на своё богатство, этот помещик живёт как нищий человек. Его когда-то процветающее хозяйство уже развалилось, раньше амбары ломились от товара и запасов, но из-за чрезмерной скупости всё со временем стало негодным.

Внешне Плюшкин больше напоминает неопрятную старуху, чем зажиточного помещика. А его владения полностью соответствуют своему хозяину: дома полуразрушенные, везде царит запустение, а крестьяне «мрут как мухи» или сбегают в надежде спастись от голода. Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, но после смерти жены превратился в настоящего скрягу, прекратившего всяческое взаимодействие с окружающим миром.

При помощи этих образов Н.В. Гоголь хотел изобразить весь ужас и беспорядок современной ему действительности. Во времена крепостного права именно такие Маниловы, Собакевичи и Плюшкины имели право распоряжаться жизнью других людей и делали с ними всё, что хотели. Это действительно страшно, и поэма «Мёртвые души» была создана с целью открыть глаза общественности на происходящее. По задумке автора произведение должно было состоять из трёх томов. В первом он хотел изобразить всё плохое, что было в России, именуя это «адом», второй том должен был стать своеобразным «чистилищем», заставившем главного героя пересмотреть свою жизнь, а заключительная часть должна была показать «рай» на земле. К сожалению, мы увидели только «ад» и нам остаётся только догадываться, какая участь ждала Чичикова и потерявших душу помещиков.

Источник

Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Автор: Guru · Опубликовано 14.05.2020 · Обновлено 06.06.2020

Гениальная поэма Николая Васильевича Гоголя “Мёртвые души” изображает Россию «с одного боку», раскрывая весь негатив русской жизни тех времён. Наблюдая за приключениями мошенника Павла Чичикова, мы можем видеть всю изнанку жизни уездных городов, а также быт и привычки местных дворян или помещиков, образы которых во многих случаях стали собирательными и закрепились в русском языке на долгие годы. Кроме того, название произведения — само по себе отдельная тема для разговора. Оно имеет двойной смысл, который в совокупности составляет тематическое своеобразие поэмы.

Первый смысл прост — это прямое название, имеющее реально существующее значение в контексте переписей населения. Проходила она в то время не часто, раз в десятилетие, а то и реже. И каждый раз задача её была фиксировать реальное количество “живых душ”, за которые каждый помещик был обязан платить налог. Вне переписи изменить количество уплачиваемого налога было нельзя, поэтому часто бывало так, что помещики были обязаны несколько лет продолжать платить за реально умершего человека, что, конечно, крайне им не нравилось, но ничего сделать было нельзя.

Второй смысл тоже заключал в себе “мертвые души”, но относились они уже не к крестьянам. Автор по очереди показывает нам жизнь помещиков, дворян и чиновников своего времени, и мы видим, что эти жизни ничего не стоят, что они духовно мертвы, пали душами, что и даёт поэме второй метафорический смысл. Чичиков сталкивается с “мертвыми душами” поочерёдно не случайно — мы понимаем, что автор начинает с малого и идёт к большему: возрастает порочность и омертвение душ среди героев.

Первым мы видим дворянина Манилова, к которому Чичиков едет встречаться сразу после приезда в уездный город NN. Гоголь описывает его так: «…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…». Сначала Чичикову лицо этого господина симпатично, но после он отмечает, что у этого дворянина ума с гулькин нос, а осознанности во взгляде совсем не чувствуется. Весь разговор он впустую размышляет о своих планах, которые никогда не реализует, сам он пуст и бездеятелен, только создает видимость, а на деле лишь разговаривает и переливает из пустого в порожнее. «Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» — заключает о нем свое мнение автор.

Вторым мы видим Коробочку — жадную, закостенелую в своих порядках пожилую даму, которая одержима идеей получения выгоды. Для Гоголя она — символ ограниченности, он даже называет её «дубиноголовая». Ничего не заботит Коробочку кроме её личного хозяйства, и что бы ни случилось, она первым делом пытается что-то втридорога продать. Другие дела и люди её не интересуют, а символом её омертвелости и застоя автор изображает старинные часы, стоящие в её доме, которые давно не идут.

И в завершении этого “хоровода” мы видим ещё двух персонажей — Собакевича и Плюшкина. Не просто так Чичиков посещает этих помещиков последними. Когда мы видим их, читаем описание их жизни и узнаём характер — мы понимаем, что здесь описана самая низшая ступень душевной деградации, или омертвелости. Так, Собакевич, в погоне за материальной выгодой, обманывает и предает, его поступки зачастую выглядят просто крайне бесчеловечно. Низость его души удивляет, о совести он давно забыл, да похоже уже и не помнит такого слова. Другой герой — Плюшкин — стал просто апофеозом всего упадка дворянского сословия. Его мания накопительства граничит с сумасшествием, а возможно, уже давно пересекла эту грань. И самое печальное в этом то, что на страдания он обрекает не только самого себя, но и своих крестьян, которые обязаны потакать его безумию.

Кроме того, автор в своей поэме указывает на то, что “омертвелым” стал весь аппарат чиновников. Он показывает его нам пышным, праздным, полным дичайшего абсурда. Чиновники тут делятся лишь на два вида: толстые и тонкие. Этим гротескным приёмом Гоголь как бы говорит нам, что золотой середины для этих людей не существует, вся их сущность наполнена лишь бюрократией и погоней за новыми чинами. Они подхалимы, взяточники, скупердяи и казнокрады. Они сплетничают и пакостят друг другу, не стесняясь регулярно писать доносы на коллег. Все их разговоры не более чем поверхностная болтовня о новостях в газетах, погоде и собаках.

Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что реальные “мертвые души” в поэме Гоголя конечно же не крестьяне. Прочитав поэму и осмыслив её, мы понимаем, что бездуховностью страдают лишь те люди, которые которые ни дня в своей жизни не трудились, а наживались на крепостном праве в стране. Помещики являлись настоящим непосильным грузом, вываленным на плечи русского народа — крестьян. А чиновники ужасают своим безразличием к простым людям, особенно к нуждающимся.

Источник

Поэма Гоголя «Мёртвые Души» является энциклопедическим произведением по широте охвата жизненных ситуаций, главной идеей которого становится показ истинного обличия помещиков в годы крепостного права, в годы дореволюционной России. Главными объектами поэмы являются: Чичиков, путешествующий по губернским городам с целью покупки мертвых душ; и помещики, которых он посещает, покупая у них умерших крепостных, это: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич и Плюшкин. Суть названия этого произведения заключается в скрытом сравнении помещиков с мёртвыми душами.

То есть, речь идет не об умерших людях, которых так аморально скупает Чичиков, а о самих помещиках, продающих их. В ходе поэмы Н. В. Гоголь предоставляет каждому помещику отдельную главу, где раскрывает всю их сущность: пороки, скаредность, глупость, необразованность. У каждого из помещиков есть свои различия, но есть и черты, которые их сближают, и самая главная сближающая черта всех этих людей, и главная причина, по которой их можно ценить, как «мёртвых душ»- это отсутствие стремления к развитию, отсутствие всякого просвета в их умах, отсутствие мышления, благих помыслов и дел.

Таким образом, все помещики города NN это люди полностью опустевшие, отстающие в моральном развитии, неживые, с точки зрения благих помыслов, что и дает право назвать их «мёртвыми душами».

Спасибо за внимание.

Формально «мертвыми душами» считаются умершие крестьяне, которые все еще числятся в «ревизских сказках». Однако к ним ли отсылает читателя Николай Васильевич Гоголь, называя свое поэму «Мертвыми душами»? Вряд ли. Смысл названия и заключается в том, что несмотря на то, что умерших крестьян и можно назвать мертвыми душами, по-настоящему лишены души как раз те самые помещики, которые продают их Чичикову. В помещиках и чиновниках, поддерживающих крепостничество, умерли все лучшие качества живого человека: гуманизм, трудолюбие, возвышенные помыслы и идеи. Для их образа жизни, напротив, характерен покой, неподвижность и полный застой взглядов и идей. Мертвенность редко бывает противопоставлена движению и обновлению жизни. И подлинную живую души мы находим в тех людях, которых продают и покупают как товар.

Чичиков — это один из самых главных образов поэмы, характер неоднозначный и способный к развитию, чем он выгодно отличается от помещиков и чиновников, изображенных в поэме. Чичиков не имеет наследственного капитала, отец оставил ему всего полтину, поэтому ему приходится применять определенную энергию и труд (хоть и очень сомнительный), а значит он вовсе не мертвая душа.Но все его хорошие качества поставлены на службу приобретательства. Девизом его жизни становится отцовское наставление: «Береги и копи копейку».

Отношение к деньгам у Чичикова не такое, как у помещиков. С одной стороны он знает им цену, а с другой богатство для него не самоцель, как для Плюшкина, а средство утверждения в обществе.

С самого начала автор избегает четких и понятных характеристик Чичикова, показывая, с одной стороны, его заурядность, а с другой — умение мгновенно перевоплотиться в зависимости от обстоятельств. Почти с каждым Чичиков умеет говорить на его языке и всех способен очаровать. Автор не случайно подчеркивает такую разносторонность героя. По замыслу Гоголя Чичиков должен был пройти через три тома поэмы, и в конце концов преобразиться. Так, чтобы его хорошие качества, наконец, были поставлены на службу государству и добродетели.

Очень важно обратить внимание на имя Чичикова — Павел. Павел — это один из апостолов, который сначала был гонителем Христа, а потом стал святым. Вот она — идея возрождения, которую автор собирался пронести через все произведение.

Создавая образы помещиков, Гоголь не рисует цельный, полный характер героев, он выделяет в каждом одну-две главные черты. Например, Манилов — это слащавость и прожектерство, Коробочка — дубиноголовость, Ноздрев — хамство, Собакевич — грубость, Плюшкин — жадность. Именно поэтому каждого героя можно характеризовать всего несколькими словами.

Есть несколько версий, объясняющих, почему помещики расположены в таком порядке. Первую, традиционную версия выражает Герцен, руководствуясь словами самого Гоголя. Согласно этой версии, композиция романа строится на убывании в человеке человеческого. То есть, согласно этой версии, самым человечным среди помещиков является Манилов, Плюшкин же застыл в неизменяемом нечеловеческом состоянии. Вторая версия, напротив, предполагает, что Плюшкин самый человечный из всех помещиков, тогда как Манилов таковым называться не может. Ведь «не согрешивши, не покаешься». Третья же версия предполагает концепцию шахматного расположения помещиков. Чичиков едет от нехозяйственного Манилова к хозяйственной Коробочке. От нехозяйственного Ноздрева к хозяйственному Собакевичу.

Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.

Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.

Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.

Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.

В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.

Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.

Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.

Несколько интересных сочинений

Здравствуй, милая доченька Дуня! Долго думал о том, писать тебе или нет. И, наконец, решился.

Посмотрев на эти слова можно подумать, что это совершенно разные вещи. Но в жизни очень часто бывает так, что совершенно несовместимые вещи бывают вместе. А доброта и жестокость – это не исключение. Так почему же такие разные вещи встречаются вместе?

Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой драме, очень яркие и порой противоположные. Но, показывая противоположность героев, автор подчас отражает их схожесть

Многие русские писатели в своих произведениях упоминают исторических личностей. В своем произведении Толстой описал Наполеона Бонапарта. Полководец имел неприметную внешность и был полным.

Сегодня отличная погода. Листья уже опадают, временами идут дожди. Осень постепенно вступает в силу. Тем не менее, сегодня солнечный день. Теплый. Мы с ребятами сразу после школы пошли на пустырь

Краткое сочинение-рассуждение на тему Художественный Русь в поэме «Мертвые души», образ России, «Россия мертвых душ», образы помещиков и чиновников

Деградацию России автор решил показать на примере дворянства – главного опорного сословия государства. Если даже дворяне – мертвые души, что говорить о других, низших слоях общества, которые смотрят на придворных и помещиков, как на пример для подражания? Описание пороков «лучших людей отечества» писатель начинает с лицемерного и ленивого мечтателя Манилова. Этот бездеятельный человек «просиживает» свое состояние и не оправдывает своего привилегированного положения. Такие люди могут только говорить, но не собираются ничего делать во благо родины, поэтому они лишь берут от России, но ничего не дают ей взамен.

После Манилова Гоголь представляет нам бережливую Коробочку. Казалось бы, в чем порок? Ведет хозяйство женщина, всем на зависть работает. Однако в ней очевиден очень сильный порок – корыстолюбие. Нажива стала для нее единственным смыслом жизни. Ради прибыли или из жадности она до смерти уходит не одного крестьянина, поэтому ее деятельность – хуже бездеятельности Манилова. Она тоже умертвляет будущее России, ведь Коробочки – отчаянные враги прогресса.

Разорившийся Ноздрев – антитеза Коробочки. Этот человек подорвал доверие к своему сословию, ведь скатился до крайней степени бесчестья. Он скитается в статусе «гостя хуже татарина» и вынужден жить на милости других дворян. Он растратил имущество своих предков, оставил потомков нищими и опозоренными. Именно из-за таких легкомысленных и порочных людей Россия постепенно стала купеческой, а не дворянской. Привилегированное сословие стало унижаться перед необразованными и алчными торговцами.

Затем автор изобразил тип хозяйственного помещика Собакевича. Однако и он не стал положительным образом. Он оказался настолько узколобым и ограниченным, что после знакомства с его дубинноголовой персоной стало ясно: с такими людьми Россия вперед не пойдет и лучше не станет. Они смотрят в прошлое и готовы навсегда в нем остаться.

В поэме Гоголь раскрывает и пороки города, а также чиновничьего класса, который представляет государство и, в данном случае, его порочит. Уездные чиновники города N думали только о том, как набить карманы и обмануть горожан. Все они связаны единой преступной сетью, которая опоясала город. Патриотизм им чужд, как и другие нравственные понятия. Изображая это, автор имеет в виду не один город, он подразумевает всю самодержавную Россию.

Таким образом, Гоголь описал галерею образов помещиков, раскрывая злободневные проблемы страны. Так из фрагментов сформировался образ России в поэме «Мертвые души», образ многострадальный и глубокий, нуждающийся в переменах. И все автор надеется на хорошее будущее. Незаурядный потенциал русского проявляются в образах «ярославского расторопного мужика», плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Макеича Телятина, каретника Межеева. Вольнолюбие народа, его духовные богатства, «живой и бойкий» ум дают Гоголю стимулы верить в свою страну и любить ее несмотря ни на что. Поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую сторонятся «другие народы и государства».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *