по типу образовательной системы можно выделить

Тема 1.2 Объекты проектной деятельности: образовательные системы.

по типу образовательной системы можно выделить по типу образовательной системы можно выделить по типу образовательной системы можно выделить по типу образовательной системы можно выделить

по типу образовательной системы можно выделить

по типу образовательной системы можно выделить

1. Понятие «системы» и «образовательной системы».

2. Виды образовательных систем.

3. Функции образовательных систем.

Вопрос

По мнению В.Г. Афанасьева можно выделить следующие признаки системы:

· наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Минимально допустимое число элементов в системе – два;

· наличие структуры, то есть определенных связей и отношений между элементами. Способ связи между элементами определяет структуру системы;

· наличие интегративных качеств (системность), то есть таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;

· наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;

· целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели;

· наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;

Далее обратимся к понятию «образовательная система».

К характерным особенностям образовательных систем относится то, что они создаются:

— человеком (группой людей, которые участвуя непосредственно или опосредованно в организации и проведении образовательного процесса, являются структурным элементом системы);

— для человека (группы людей, которые будучи включенными в образовательный процесс, протекающий в системе, также становятся ее структурным элементом).

Функционирование образовательных системподчинено образовательным целям, которые представляют собой «сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество» посредством реализации «программы развития человека средствами образования» [1], его самоопределения и продуктивного включения в общественную жизнь.

Понятие «системы образования» раскрыто в Законе РФ «Об образовании» (2012 г.). Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих элементов.

Вопрос

Существуют различные классификации образовательных систем по разным признакам.

I.Образовательные системы делятся на простые и сложные.

Различают два основных вида простых образовательных систем:

искусственные (различные проекты: образовательные стандарты, методики реализации образовательных процессов и пр.);

естественные (деятельность или взаимодействие людей в процессе достижения целей образования: учение, преподавание, разработка средств реализации образования).

К числу сложных относятся смешанные образовательные системы, в которых деятельность субъекта образования или субъектов образовательного взаимодействия (естественная образовательная система) зависит от созданного кем-то проекта или замысла (искусственной образовательной системы).

II. Каждое образовательное учреждение (организация) представляет собой сложную образовательную систему, элементами которой являются:

по типу образовательной системы можно выделить

— подсистема согласованных действий педагогов, учащихся и родителей;

— подсистема классов, групп, параллелей, возрастных звеньев;

— подсистема образовательных направлений и специализаций;

— подсистема целей, задач, содержания образования, методов и средств организации образования.

На уровне субъектов образовательного взаимодействия образовательную систему составляют: урок с его формами, задачами, методами реализации задач; ученик в процессе учения; методические материалы учителя; взаимодействие ученика, учителя и родителей.

На уровне дошкольного образования основной является образовательная система – «детский сад». На уровне общеобразовательной подготовки – «школа», «интернат», «детский дом», «гимназия». На уровне среднего профессионального образования – ведущими являются образовательные системы «колледж», «лицей», «училище». Уровень высшего профессионального образования представлен образовательными системами «вуз», «академия», «университет».

III. Выделяют федеральную, региональную и муниципальную образовательную системы – в зависимости от территориального масштаба.

Мы подробно рассмотрели виды образовательных систем с точки зрения образовательных учреждений и образовательных стандартов.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в настоящее время существует многообразие образовательных систем. Мы можем рассматривать образовательное учреждение и образовательную программу как образовательные системы и наряду с этим говорить об учебном занятии как об образовательной системе. Все аспекты образования имеют свойства системности.

Вопрос

Различают следующие функции образовательных систем:

· Реализация ФГОС, ГОС, образовательных стандартов и образовательных программ.

· Поддержание преемственности образовательных программ на всех уровнях образования.

· Обеспечение выбора индивидуальной образовательной траектории.

Контрольные и проблемные вопросы

1. Назовите основные признаки системы.

2. Назовите виды образовательных систем.

3. Докажите, что учебное занятие представляет собой целостную образовательную систему.

4. Обоснуйте свое понимание открытости и динамичности образовательной системы.

5. Приведите примеры федеральной, региональной и муниципальной образовательной систем.

Источник

Виды образовательных систем

Вы будете перенаправлены на Автор24

Образовательные системы – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.

Понятие и сущность образовательной системы

Под образовательными системами понимают совокупность социальных институтов. Основным типом социального института образования является образовательное учреждение.

Образовательное учреждение – это учреждение, которое занимается осуществлением образовательного процесса, путем реализации образовательных программ, направленных на воспитание и обучение учащихся (воспитанников).

Цели образовательной системы – это конкретно разработанная программа, направленная на развитие человека средствами образования.

На сегодняшний день существуют стандарты, которые устанавливают обязательные требования к образовательным программам. Каждое учебное заведение адаптирует образовательную программу, согласно поставленной цели, потребностям учащихся, а также исходя из возможностей учреждения. Помимо адаптированных программ, методистами и педагогами образовательных учреждений разрабатываются и внедряются авторские и вариативные программы.

Структурно образовательная система включает в себя:

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность образовательной системы заключается в том, что она является строго регламентированной и регулируется рядом законов и норм, установленных как на федеральном, так и региональном уровне.

Образовательная система состоит из компонентов, которые представлены учебными заведениями разных уровней (дошкольные и школьные учебные заведения, ВУЗы, СУЗы, ПТУ и т.д.).

Для достижения основной цели, стоящей перед образовательными системами, важно взаимодействие между всеми ее компонентами. Мерилом достижения данной цели является личность выпускника, его профессиональные умения и навыки.

Характеристика видов образовательных систем

Виды образовательных систем принято подразделять в зависимости от их назначения, особенностей организации и функционирования.

Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем.

Системы образования в общегосударственном масштабе:

Компонентами системы образования в общегосударственном масштабе являются:

Система образовательных учреждений:

Образовательное учреждение как система.

Все образовательные учреждения, входящие в систему образования, находятся во взаимосвязи друг с другом. Реализуемые образовательными организациями образовательные программы направлены на преемственность методов и средств воспитания и обучения детей.

Цель образовательных учреждений как единой системы состоит в том, чтобы сформировать фундамент базово культуры, в которую входят трудовая, нравственная, эстетическая, нравственная и др. культура личности ребенка.

Общая цель образовательных учреждений, детализируется в отдельных направлениях воспитательно-образовательной работы, реализуемой в рамках каждого конкретного учреждения.

Образовательный процесс как система.

Образовательный процесс – это целенаправленное организованное взаимодействие педагогов и учащихся, имеющее направление на решение задач образования и достижение общей поставленной цели. В результате решения образовательных задач у учащихся и воспитанников происходят качественные изменения в личности, а именно усвоение новых знаний и умений, овладение навыками практической и теоретической деятельности.

Образовательный процесс как система подразумевает осуществление процесса обучения и воспитания на всех ступенях образовательной системы. Данное достигается путем реализации принципов преемственности, систематичности и последовательности обучения.

Источник

Вопрос №3: Типы образования

Лекция 22.11.10

Вопрос №2: Основные категории педагогики.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, которая изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывая основы учебно-воспитательного человека в образовательных учреждениях всех типов.

Общая педагогика включает 4 раздела:

1. Общие методологические основы педагогики – история, принципы образования и т.д.

2. Теория воспитания – все, что касается процесса воспитания.

3. Дидактика – теория обучения.

4. Школоведение.

Лекция 15.11.10 – нет

Последняя лекция 20 декабря и зачет 27 декабря будет в к. 314.

Содержание образования отражает деятельность субъекта образовательного процесса. Субъектами образовательного процесса являются педагог и учащийся.

Содержание образования конкретизируется:

1) в учебных программах и планах;

2) Находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях;

3) Регулируется образовательным стандартом.

Способы структурирования содержания образования:

1) Линейное построение учебного материала – все темы представлены последовательно и не дублировано;

2) Концентрический способ – образовательная программа составлена таким образом, что проблемные аспекты обсуждаются несколько раз, в результате чего содержание расширяется и углубляется;

3) Спиралеобразный способ – анализ проблем сопровожден расширением и углублением поля исследования, неоднократно прорабатываются различные учебные схемы. Фокусируется проблемная задача и в последствие рассматривается с различных сторон.

4) Модульный способ – содержание всей научной дисциплины распределяется по следующим направлениям:

a. Методологическое – задаются основные теоретические постулаты науки и конкретизируется тот метод, с помощью которого изучается предмет;

b. Созидательно-описательный – раскрываются отдельные феномены и конкретизируются в дальнейшем;

c. Операционально-действенное – конкретная отработка изученного материала (семинары, решение задач, прохождение практики):

d. Контрольно-проверочное – оценивается степень усвоения дисциплины (итоговый, промежуточный)

Способы получения образования:

2) Ускоренное образование (экстернат) – самостоятельно изучается дисциплину, потом сдает;

3) Индивидуальное обучение – на дому либо по специальным программам;

5) Заочная – овладение материалом осуществляется самостоятельно, затем сдают сессию.

Типы образования:

1) Мифологическое – осмысление действительности осуществляется по средствам сказок, былин, мифов и приданий. Данный тип характерен для первобытного общества;

2) Схоластическое – основной источник образования – текст, основной акцент ставится на совестной природе знания, тренировки памяти и воли. Основная задача – сформировать представление учеников о смысле человеческого существования;

3) Просветительский – основной акцент ставится на классификации наук и практик. Характер образования – светский и регулярный;

4) Опосредование образовательной системы общественно-экономической формацией общества основной акцент ставится на том, чтобы учащийся овладел тем набором качеств, который необходим ему для реализации определенных видов человеческой деятельности.

Качество образования зависит от структуры педагогической деятельности, учебно-материальной базы образовательного учреждения, научно-методического и организационно-управленческого обеспечения, а также меры освоения образовательного стандарта.

Виды образования по разным основаниям:

1) Качество освоения научных знаний (подразделяются все виды образования по роду науки):

2) По содержанию образования:

b. Прикладное – отработка практических навыков;

d. Естественнонаучные дисциплины.

3) По типу освоения культурных ценностей:

a. Классическое образование – все виды дисциплин, комплексное представление о мире;

b. Творческо-эстетическое – формирование творческого мышления;

c. Религиозное образование – знания формируются на основе религиозных постулатах.

4) По масштабу освоения ценностей человеческого общества:

a. Национальное образование – отражение тех аспектов, которые могут быть актуализированы в определенном обществе;

b. Европейское образование (бакалавриат, магистратура);

c. Международное образование – может быть реализовано в любой стране мира.

5) По типу образовательной системы:

a. Университетское образование;

b. Академическое образование – реализуют академии и институты, характеризуются узкой профессиональной направленностью;

c. Гимназическое образование;

d. Школьное образование.

6) По сословному признаку:

a. Элитное образование;

b. Массовое образование.

7) Направленность содержания образования:

a. Формальное – получение «корочки»;

b. Научное и элементарное;

c. Гуманитарное и естественнонаучное;

d. Начальное профессиональное и высшее профессиональное.

8) По уровню образования:

a. Начальное образование (с 1-го по 4-й класс) – формируется общее представление об окружающей действительности;

b. Неполное среднее образование (9 классов);

c. Среднее образование (по окончании 11 классов);

d. Неполное высшее образование (3,5 года обучения в ВУЗе);

e. Высшее образование (окончание ВУЗа).

Тема № 10: Процесс обучения:

Вопросы: 1. Сущность процесса обучения

2. Виды обучения и тип организации отношений в процессе обучения;

3. Продукты и методы процесса обучения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

По типу образовательной системы можно выделить

по типу образовательной системы можно выделить

по типу образовательной системы можно выделить

2. Типы образовательных систем

В конце XIX начале XX века, утверждает П.Г. Щедровицкий, был решен вопрос о способе образования знания (о методе обобщения) в «науках о культуре», под которыми тогда понималась вся совокупность социально-гуманитарных дисциплин. Социальные мыслители В. Дильтей, М. Вебер и Г. Зиммель доказали, что социально-гуманитарное знание должно строиться на основе типологического метода. При этом они понимали, что типология есть относительное, или условное, обобщение. Типологический метод позволяет «провести две операции: во–первых, отнести данный конкретный уникальный и экземплифицированный объект к некоторому типу и, во–вторых, на основе этого отнесения или подведения под тип отнести к этому типу или ячейке данной типологической таблицы тот или иной набор обобщенных знаний. В результате применения двух названных операций исследователь получает возможность высказать следующее суждение: если объект Х относится к классу А, то о нем с определенной степенью достоверности можно утверждать, что он 1…, 2…, 3… и т.д. Эта процедура двойного отнесения и есть основа того, что было названо типологически методом»[1].

При этом исследователь знает, по мнению П.Г. Щедровицкого, что объект и соответствующий тип не соответствуют друг другу полностью, потому что это условное подведение. Но, с другой стороны, он получает возможность утверждать о данном конкретном объекте нечто, что претендует на статус обобщенного, а не уникального знания[2]. Используя типологический метод, мы построим типологию образовательных систем и определим в ней место гуманитарного образования.

Одним из центральных вопросов, на который пыталась ответить человеческая мысль во все времена, был вопрос «как возможно становление человека в онтогенезе?». Этот вопрос содержал в себе другие не менее значимые вопросы, например:

— Как можно мыслить человека? Что является сущностью человека? Что в человеке развивается в процессе становления?

— Как можно понимать развитие? Каково назначение (зачем, во имя чего) развития человека? Как происходит развитие? Каковы возможные модели развития?

— Что является источниками и основаниями развития человека? Каковы движущие силы и механизмы развития? Что является предпосылками и условиями развития? Каковы формы и результаты развития?

Из множества вариантов ответов на поставленные вопросы мы выделим две диаметрально противоположные, принципиально альтернативные группы ответов, назовем их условно социологическим и антропологическим подходами. Выделив альтернативы, мы зададим два крайних типа образовательных систем – гуманистическое и тоталитарное образование.

В рамках социологического подхода человек рассматривается прежде всего как социальный индивид, «совокупность общест­венных отношений», носитель определенных общественных функций и ролей. Сущность человека содержится не в нем самом, а в обществе, в котором он живет. Особенности, заданные человеку природой самим фактом рождения, выступают предпосылками развития. В самих этих предпосылках нет ни механизмов, ни движущих сил становления человека. Само устройство общества является источником происхождения и становления человеческого в человеке. Все, что должно быть в человеке человеческого, воплощено в противостоящем ему социальном обществе, только присвоив его, он становится человеком. Становление человека в данном подходе понимается как его социализация по определенной точно заданной норме или образцу.

Образовательная система социологического типа (тоталитарное образование) воспроизводится в об­разовательных институтах закрытых тоталитарных обществ, в частности, Ан­тичной Спарты, теократических государств, начиная с V века до нашей эры по настоящее время, тоталитарных государств XX века. Наиболее яркими теорети­ками образовательной системы тоталитарного образования являются Т. Кам­панелла, К. Гельвеций, И. Гербарт, Р. Оуэн, К. Маркс и Ф. Эн­гельс, Г. Кершенштейнер и др.

В рамкахантропологического подхода человек является творцом своей истории, он обладает внутренней целостностью, «своим внутренним инвариан­том» («доброй природой», по Коменскому), он живет по законам целостности, воспроизводя себя в пространстве и во времени как самодетерминируящаяся, самовоспроизводящаяся, самополагающаяся сущность. Поэтому человек всегда сам выбирает обстоятельства, поэтому он всегда остается вменяемым и ответ­ственным. Человек в данном подходе свободен от всеобъемлющей власти об­щества, он способен перерешать свою судьбу, преодолеть инерцию данных об­стоятельств посредством нахождения новых альтернатив. Права человеку не даются обществом, они неотчуждаемы и даны ему от рождения только потому, что он человек, а «все люди рождаются свободными и равными в своем досто­инстве и правах». При этом люди не являются частью общества, они не только представляют себя, но и противопоставляют себя обществу через волю, воображение, мышление и дея­тельность.

Образовательная система антро­пологического типа (гуманистическое образование) является еще менее распространенной, чем тоталитарное образование, она практически никогда не «садится» на государственные образовательные институты, а существует, как правило, на авторских негосу­дарственных школах. Наиболее яркими теоретиками гуманистического образования являются элеаты Ксенофан, Парменид, Зенон, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель (до начала XX века) и др.

Два антагонистических ответа на вопрос о становлении человека в онтогенезе реально не позволяют создать широкомасштабную обра­зовательную практику. Поэтому обычно на вопрос о человеке и его становле­нии отвечают, синтезируя идеи двух вышеобозначенных подходов. Образова­тельные системы, возникающие на основе такого синтеза, удерживают черты антропологического и социологического подходов. Решая задачу построения типологии образовательных систем (образовательных цивилизаций), мы выде­лим еще два подхода: антропо–социологический, в котором преобладают идеи антропологического подхода, и социо–антропологический как содержательный синтез социологического и антропологического подходов.

В рамках наиболее «пестрого» в теоретическом смысле антропосоциоло­гического подхода, в отличие от чистого антропологического подхода, не отри­цается необходимость обучения как условия социализации человека. Суть этого подхода выразил В. Штерн, сказав, что «развитие создает возможности, а обу­чение их реализует». В этом подходе упор делаетсяна том, что развитие со­вершает определенные законченные циклы, при которых психические функции должны созреть прежде, чем школа сможет приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребенка, циклы развития всегда предшествуют циклам обу­чения. Детей можно и нужно учить тому, что он может понять, к чему у него созрели определенные познавательные способности. Таким образом, человек в данном подходе понимается как естестенно-искуственное существо, а становление – это естественное возникновение субъективности и ее совершенствование в процессе обучения. Образовательная система антропо–социологического типа (либеральное образование) является самой распространенной во времени и пространстве, она огосударствлена многими странами мира, в частности, до­революционной Россией, современной Германией, Швейцарией, Нидерландами и пр. Наиболее яркими теоретиками либерального образования являются: Ж. Пиаже, В. Штерн, А. Гезелл, З. Фрейд, М. Ман­тессори, Р. Штейнер, А. Нил и др.

Социоантропологическийподход строится на идее, выраженной в чекан­ной формулировке Л.С. Выготского: «Обучение идет впереди развития, продви­гая его дальше и вызывая в нем новообразования». Основополагающая идея этого подхода состоит в том, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие. Данный подход принципиально преодолевает базовые схемы понимания человека и процесса его становления, приведенные выше. Здесь утверждается, что «не существует прямого и непосредственного соотношения «человек – природа», «человек – общество». Во-первых, и природа и общество, являясь фундаментальными предпосылками становления человека, не становятся прямо содержательными характеристиками ни самого человека, ни его мира; они всегда имеют ценностное измерение и конкретно–исторический облик, обнаруживают себя перед человеком как вполне определенные канонические формы культуры. А во-вторых, даже с этими формами культуры невозможна непосредственная встреча, невозможна прямая их интериоризация»[5]. Чтобы они раскрылись в своем истинном содержании, считает В.И. Слободчиков, чтобы оказалось возможным приобщение к ним, всегда необходим «посредник», в качестве которого может выступить знак, слово, символ, миф и др. Именно через них происходит кардинальное преобразование так называемых натуральных (наличных, реальных) соматоорганических форм в идеальные (культурные, высшие), собственно в человеческие способности.

Человек рассматривается в данном подходе как целое (природный биоид, социальный индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность) в контексте его истории, в прослеживании процессов возникновения, становления, преобразования, функционирования и угасания, т.е. в развитии. Предпосылками развития человека является природа и социум, условиями развития – культура и Божественная реальность, механизмом – преобразование человеком своих природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития. Движущей силой развития является образование, которое не тождест­венно развитию, оно вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития.

Процесс образования представляется как особый вид деятельности, субъектом которой выступает сам человек – ак­тивный участник процесса саморазвития. Развитие ребенка возможно только тогда, когда сложилась «событийная общность»[10], если соблюдается трехсторонняя активность: активен ученик, активен учитель, активны другие участники со–бытийной общности, активна заключенная между ними среда. Только в том случае, если ученик самостоятельно осваивает исторически выработанные формы и способы мышления, коммуникации и деятельности, возможно развитие. Осваивая деятельность, ученики на­ходятся в постоянном поиске культурно–исторических оснований этих дея­тельностей. Эти основания в процессе образования выращиваются в человеке так же, как они выращивались в истории человечества в форме ценностей, идеалов, смысла жизни.

Образовательная система социо–антропологического типа (гуманитарное образование) достаточно распространена и была огосударствлена в разные времена во многих странах мира. Наиболее яркими теорети­ками гуманитарного образования являются Со­крат, Аристотель, Марк Фабий Квинтилиан, Я.А. Коменский, А. Дистервег, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и др.

[1] Щедровицкий П.Г. Экспериментальная жизнь. М., 2007, с. 17

[2] Щедровицкий П.Г. Экспериментальная жизнь. М., 2007, с. 16-17

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *