по типу образовательной системы можно выделить
Тема 1.2 Объекты проектной деятельности: образовательные системы.
1. Понятие «системы» и «образовательной системы».
2. Виды образовательных систем.
3. Функции образовательных систем.
Вопрос
По мнению В.Г. Афанасьева можно выделить следующие признаки системы:
· наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Минимально допустимое число элементов в системе – два;
· наличие структуры, то есть определенных связей и отношений между элементами. Способ связи между элементами определяет структуру системы;
· наличие интегративных качеств (системность), то есть таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;
· наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;
· целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели;
· наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;
Далее обратимся к понятию «образовательная система».
К характерным особенностям образовательных систем относится то, что они создаются:
— человеком (группой людей, которые участвуя непосредственно или опосредованно в организации и проведении образовательного процесса, являются структурным элементом системы);
— для человека (группы людей, которые будучи включенными в образовательный процесс, протекающий в системе, также становятся ее структурным элементом).
Функционирование образовательных системподчинено образовательным целям, которые представляют собой «сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество» посредством реализации «программы развития человека средствами образования» [1], его самоопределения и продуктивного включения в общественную жизнь.
Понятие «системы образования» раскрыто в Законе РФ «Об образовании» (2012 г.). Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих элементов.
Вопрос
Существуют различные классификации образовательных систем по разным признакам.
I.Образовательные системы делятся на простые и сложные.
Различают два основных вида простых образовательных систем:
— искусственные (различные проекты: образовательные стандарты, методики реализации образовательных процессов и пр.);
— естественные (деятельность или взаимодействие людей в процессе достижения целей образования: учение, преподавание, разработка средств реализации образования).
К числу сложных относятся смешанные образовательные системы, в которых деятельность субъекта образования или субъектов образовательного взаимодействия (естественная образовательная система) зависит от созданного кем-то проекта или замысла (искусственной образовательной системы).
II. Каждое образовательное учреждение (организация) представляет собой сложную образовательную систему, элементами которой являются:
— подсистема согласованных действий педагогов, учащихся и родителей;
— подсистема классов, групп, параллелей, возрастных звеньев;
— подсистема образовательных направлений и специализаций;
— подсистема целей, задач, содержания образования, методов и средств организации образования.
На уровне субъектов образовательного взаимодействия образовательную систему составляют: урок с его формами, задачами, методами реализации задач; ученик в процессе учения; методические материалы учителя; взаимодействие ученика, учителя и родителей.
На уровне дошкольного образования основной является образовательная система – «детский сад». На уровне общеобразовательной подготовки – «школа», «интернат», «детский дом», «гимназия». На уровне среднего профессионального образования – ведущими являются образовательные системы «колледж», «лицей», «училище». Уровень высшего профессионального образования представлен образовательными системами «вуз», «академия», «университет».
III. Выделяют федеральную, региональную и муниципальную образовательную системы – в зависимости от территориального масштаба.
Мы подробно рассмотрели виды образовательных систем с точки зрения образовательных учреждений и образовательных стандартов.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что в настоящее время существует многообразие образовательных систем. Мы можем рассматривать образовательное учреждение и образовательную программу как образовательные системы и наряду с этим говорить об учебном занятии как об образовательной системе. Все аспекты образования имеют свойства системности.
Вопрос
Различают следующие функции образовательных систем:
· Реализация ФГОС, ГОС, образовательных стандартов и образовательных программ.
· Поддержание преемственности образовательных программ на всех уровнях образования.
· Обеспечение выбора индивидуальной образовательной траектории.
Контрольные и проблемные вопросы
1. Назовите основные признаки системы.
2. Назовите виды образовательных систем.
3. Докажите, что учебное занятие представляет собой целостную образовательную систему.
4. Обоснуйте свое понимание открытости и динамичности образовательной системы.
5. Приведите примеры федеральной, региональной и муниципальной образовательной систем.
Виды образовательных систем
Вы будете перенаправлены на Автор24
Образовательные системы – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.
Понятие и сущность образовательной системы
Под образовательными системами понимают совокупность социальных институтов. Основным типом социального института образования является образовательное учреждение.
Образовательное учреждение – это учреждение, которое занимается осуществлением образовательного процесса, путем реализации образовательных программ, направленных на воспитание и обучение учащихся (воспитанников).
Цели образовательной системы – это конкретно разработанная программа, направленная на развитие человека средствами образования.
На сегодняшний день существуют стандарты, которые устанавливают обязательные требования к образовательным программам. Каждое учебное заведение адаптирует образовательную программу, согласно поставленной цели, потребностям учащихся, а также исходя из возможностей учреждения. Помимо адаптированных программ, методистами и педагогами образовательных учреждений разрабатываются и внедряются авторские и вариативные программы.
Структурно образовательная система включает в себя:
Готовые работы на аналогичную тему
Сущность образовательной системы заключается в том, что она является строго регламентированной и регулируется рядом законов и норм, установленных как на федеральном, так и региональном уровне.
Образовательная система состоит из компонентов, которые представлены учебными заведениями разных уровней (дошкольные и школьные учебные заведения, ВУЗы, СУЗы, ПТУ и т.д.).
Для достижения основной цели, стоящей перед образовательными системами, важно взаимодействие между всеми ее компонентами. Мерилом достижения данной цели является личность выпускника, его профессиональные умения и навыки.
Характеристика видов образовательных систем
Виды образовательных систем принято подразделять в зависимости от их назначения, особенностей организации и функционирования.
Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем.
Системы образования в общегосударственном масштабе:
Компонентами системы образования в общегосударственном масштабе являются:
Система образовательных учреждений:
Образовательное учреждение как система.
Все образовательные учреждения, входящие в систему образования, находятся во взаимосвязи друг с другом. Реализуемые образовательными организациями образовательные программы направлены на преемственность методов и средств воспитания и обучения детей.
Цель образовательных учреждений как единой системы состоит в том, чтобы сформировать фундамент базово культуры, в которую входят трудовая, нравственная, эстетическая, нравственная и др. культура личности ребенка.
Общая цель образовательных учреждений, детализируется в отдельных направлениях воспитательно-образовательной работы, реализуемой в рамках каждого конкретного учреждения.
Образовательный процесс как система.
Образовательный процесс – это целенаправленное организованное взаимодействие педагогов и учащихся, имеющее направление на решение задач образования и достижение общей поставленной цели. В результате решения образовательных задач у учащихся и воспитанников происходят качественные изменения в личности, а именно усвоение новых знаний и умений, овладение навыками практической и теоретической деятельности.
Образовательный процесс как система подразумевает осуществление процесса обучения и воспитания на всех ступенях образовательной системы. Данное достигается путем реализации принципов преемственности, систематичности и последовательности обучения.
Вопрос №3: Типы образования
Лекция 22.11.10
Вопрос №2: Основные категории педагогики.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, которая изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывая основы учебно-воспитательного человека в образовательных учреждениях всех типов.
Общая педагогика включает 4 раздела:
1. Общие методологические основы педагогики – история, принципы образования и т.д.
2. Теория воспитания – все, что касается процесса воспитания.
3. Дидактика – теория обучения.
4. Школоведение.
Лекция 15.11.10 – нет
Последняя лекция 20 декабря и зачет 27 декабря будет в к. 314.
Содержание образования отражает деятельность субъекта образовательного процесса. Субъектами образовательного процесса являются педагог и учащийся.
Содержание образования конкретизируется:
1) в учебных программах и планах;
2) Находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях;
3) Регулируется образовательным стандартом.
Способы структурирования содержания образования:
1) Линейное построение учебного материала – все темы представлены последовательно и не дублировано;
2) Концентрический способ – образовательная программа составлена таким образом, что проблемные аспекты обсуждаются несколько раз, в результате чего содержание расширяется и углубляется;
3) Спиралеобразный способ – анализ проблем сопровожден расширением и углублением поля исследования, неоднократно прорабатываются различные учебные схемы. Фокусируется проблемная задача и в последствие рассматривается с различных сторон.
4) Модульный способ – содержание всей научной дисциплины распределяется по следующим направлениям:
a. Методологическое – задаются основные теоретические постулаты науки и конкретизируется тот метод, с помощью которого изучается предмет;
b. Созидательно-описательный – раскрываются отдельные феномены и конкретизируются в дальнейшем;
c. Операционально-действенное – конкретная отработка изученного материала (семинары, решение задач, прохождение практики):
d. Контрольно-проверочное – оценивается степень усвоения дисциплины (итоговый, промежуточный)
Способы получения образования:
2) Ускоренное образование (экстернат) – самостоятельно изучается дисциплину, потом сдает;
3) Индивидуальное обучение – на дому либо по специальным программам;
5) Заочная – овладение материалом осуществляется самостоятельно, затем сдают сессию.
Типы образования:
1) Мифологическое – осмысление действительности осуществляется по средствам сказок, былин, мифов и приданий. Данный тип характерен для первобытного общества;
2) Схоластическое – основной источник образования – текст, основной акцент ставится на совестной природе знания, тренировки памяти и воли. Основная задача – сформировать представление учеников о смысле человеческого существования;
3) Просветительский – основной акцент ставится на классификации наук и практик. Характер образования – светский и регулярный;
4) Опосредование образовательной системы общественно-экономической формацией общества – основной акцент ставится на том, чтобы учащийся овладел тем набором качеств, который необходим ему для реализации определенных видов человеческой деятельности.
Качество образования зависит от структуры педагогической деятельности, учебно-материальной базы образовательного учреждения, научно-методического и организационно-управленческого обеспечения, а также меры освоения образовательного стандарта.
Виды образования по разным основаниям:
1) Качество освоения научных знаний (подразделяются все виды образования по роду науки):
2) По содержанию образования:
b. Прикладное – отработка практических навыков;
d. Естественнонаучные дисциплины.
3) По типу освоения культурных ценностей:
a. Классическое образование – все виды дисциплин, комплексное представление о мире;
b. Творческо-эстетическое – формирование творческого мышления;
c. Религиозное образование – знания формируются на основе религиозных постулатах.
4) По масштабу освоения ценностей человеческого общества:
a. Национальное образование – отражение тех аспектов, которые могут быть актуализированы в определенном обществе;
b. Европейское образование (бакалавриат, магистратура);
c. Международное образование – может быть реализовано в любой стране мира.
5) По типу образовательной системы:
a. Университетское образование;
b. Академическое образование – реализуют академии и институты, характеризуются узкой профессиональной направленностью;
c. Гимназическое образование;
d. Школьное образование.
6) По сословному признаку:
a. Элитное образование;
b. Массовое образование.
7) Направленность содержания образования:
a. Формальное – получение «корочки»;
b. Научное и элементарное;
c. Гуманитарное и естественнонаучное;
d. Начальное профессиональное и высшее профессиональное.
8) По уровню образования:
a. Начальное образование (с 1-го по 4-й класс) – формируется общее представление об окружающей действительности;
b. Неполное среднее образование (9 классов);
c. Среднее образование (по окончании 11 классов);
d. Неполное высшее образование (3,5 года обучения в ВУЗе);
e. Высшее образование (окончание ВУЗа).
Тема № 10: Процесс обучения:
Вопросы: 1. Сущность процесса обучения
2. Виды обучения и тип организации отношений в процессе обучения;
3. Продукты и методы процесса обучения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
По типу образовательной системы можно выделить