по способу организации фиксации результатов можно выделить следующий вид социологического наблюдения
Виды социологического наблюдения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Виды социологического наблюдения
Виды наблюдений классифицируются в зависимости от степени формализации, должности исследователя, существующих условий организации, регулярности, а также упорядоченности самого процесса наблюдения, места и т.д.
По степени формализации все социологические наблюдения разделяются на неструктурированные и структурированные. Неструктурированные наблюдения обычно используются тогда, когда нет каких-то четких гипотез и подходящего плана действий для наблюдателя. В процессе неструктурированного наблюдения обычно определяются только наиболее общие черты той или иной ситуации и предположительный состав всей наблюдаемой группы.
Само наблюдение осуществляется обычно за объектом в целом. Здесь изначально не определяются элементы наблюдаемого процесса. В качестве примера неструктурированного наблюдения можно привести наблюдение за действиями и поведением спонтанной встречающейся толпы.
Главными и очень важными ориентирами неструктурированного наблюдения считаются:
Во время неструктурированного наблюдения у исследователя меняется понимание наблюдаемой ситуации, что в дальнейшем приводит к деформации направления наблюдения. В процессе нахождения данных поле наблюдения сужается. Это значит, что неструктурированное наблюдение может перейти в структурированное.
Готовые работы на аналогичную тему
В процессе структурированного наблюдения исследователь обычно уже имеет необходимые сведения об объекте. Он может заранее определить все важные компоненты исследуемой ситуации. Он составляет точный план, инструкции по закреплению результатов и делает все это перед сбором материала.
Задачей структурированного наблюдения можно назвать наблюдение, происходящее систематически. К задачам структурированного наблюдения еще можно отнести и описание какой-то определенной ситуации, а также проверку существующей гипотезы. Метод наблюдения определяется целями самого исследования, его объектом, существующей ситуацией, а также видом и способом взаимодействия наблюдателя на наблюдаемого.
По условиям организации и месту наблюдения различают следующие виды наблюдений:
Полевое наблюдение обычно реализуется в естественных условиях реально существующих жизненных ситуаций и является наиболее распространенным. Знакомство ситуации с наблюдаемыми — это некая основа для наиболее правильного и точного понимания их действий и поведения.
Если рассматривать наблюдения по их продолжительности, то можно выделить экспресс-наблюдение. Стоит отметить, что объектом данного наблюдения обычно являются различные массовые мероприятия, а также и их участники (митинги, вечера, конгрессы, демонстрации и т. д.).
Иногда это наблюдение используется в специфических условиях, когда очень трудно предсказать, в каком направлении будут происходить события, как будут вести себя их участники, какими же будут последствия. Вообще, стоит отметить, что экспресс-наблюдение важно для исследований в чрезвычайных ситуациях. Оно способно давать представление об общем настроении, общении индивидов и различных социальных общностей. К тому же, такое наблюдение часто применяется для наблюдения временных, стихийно сформированных групп. При этом в экспресс-наблюдении обязательно должны участвовать несколько исследователей. Нельзя допускать такого, чтобы этим занимался только один человек. Ведь несколько наблюдателей помогут найти наиболее точную и в то же время объективную картину процесса или какой-то определенной ситуации.
Включенные и не включенные наблюдения
Дальнейшая классификация видов наблюдения связана с позицией наблюдателя. В зависимости от этого наблюдения делятся на включенные и не включенные. В первом случае социолог напрямую «включается» в наблюдаемый объект, как будто он входит в социальную среду и анализирует процессы изнутри. В то же время он контактирует с наблюдаемыми, присоединяется и участвует в их деятельности. К тому же, он может даже выступать в качестве рабочей силы.
В качестве примера можно привести деятельность всем известного российского социолога В. Б. Ольшанского. Именно этот социолог, занимаясь поиском материала по методу включенного наблюдения, некоторое время работал сборщиком электрооборудования на одном из московских заводов.
Характер инклюзивности (чикагская школа, М. Гулд) имеет четыре градации. Первый-участник, здесь исследователь, выполняет роль функции участника группы, активно взаимодействуя с ней и при этом полностью наблюдая инкогнито. Основным недостатком метода является потеря нейтральности при фиксации и интерпретации событий, упущение негативной информации, повышение внимания к позитиву, рост субъективности наблюдателя.
Что касается не включенного наблюдения, то оно предполагает изучение социологом ситуации извне, когда он не взаимодействует с исследуемым объектом, находится вне поля зрения участников ситуации. Это может быть метод изучения следов (следствия наблюдаемого) или использование фотографий, видеороликов.
По способу организации фиксации результатов можно выделить следующий вид социологического наблюдения
59. Метод социологического наблюдения. История, познавательные возможности, техники.
Познавательные возможности и ограничения использования метода наблюдения.
Наблюдение в социологическом, исследовании представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного, восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Особенности данного метода:
1) Связь наблюдателя с объектом наблюдения. Социолог наблюдает общество, социальные процессы и ситуации, являясь одновременно частицей этого общества, неразрывно с ним связанной и подвергающейся всём воздействиям и изменениям, которым подвергается общество в целом.
3) Сложность повторного наблюдения. Повторное наблюдение даже повседневного социального факта чрезвычайно затруднительно, ибо социальные процессы подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают идентичными. Поэтому лишь тщательное и многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных.
Трудности применения наблюдения
К субъективным трудностям наблюдения относится возможность понимания и истолкования исследователем поведения и действий других людей через через свою систему ценностных ориентации, а также эмоциональную окрашенность человеческого восприятия и неизбежность влияния на результаты наблюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта.
К объективным трудностям наблюдения, прежде всего, следует отнести ограниченность времени наблюдения временем совершения события. Кроме того, далеко не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению.
Основные этапы становления метода наблюдения в социологии.
1) Этносоциологические исследования. Чикагская школа погружение наблюдателя в среду: проблемы жизни общества, изучение городской среды, бродяжничество, криминальный мир. Парк, Линд – исследование городских общностей. Изучение подростковых неформальных группировок. Россия: Рубакин – народные чтения как уровень культуры (библиотеки
2) 40-50 годы 20 в. попытка внесения формализации. Техника массового наблюдения в английской социологической традиции Ч. Мэдш – изучение общественного мнения: различие официального и неофициального.
3) Окончательное разделение на формализованные и неформализованные наблюдения. Попытки создания методологии, решение проблемы надежности метода за счет предварительной формализации. Привнесен эксперимент (регистрация). Беккер (процедура формализации включенного наблюдения.) – поведение наркоманов, богемная жизнь, учителя школ, изучение жизни отдельных групп: социальные роли, механизмы коммуникации, традиции, обряды. Уэбб – необходимо исследовать следы деятельности, так как наблюдатель нарушает естественный ход событий. Россия: Ольшанский – включенное наблюдение по трудовым ценностям рабочих, Петров – техника наблюдения за ходом собрания.
Виды социологического наблюдения.
По степени формализации (или по степени контроля) наблюдение подразделяется на неструктурализованное и структурализованное. В неструктурализованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения. С помощью этого вида наблюдения исследователь выясняет социальную атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для исследования, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Наблюдатель не участвует в наблюдении, результаты фиксируются в протоколе (схема дневниковых записей).
Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата.
Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации. Контролируемое наблюдение используется как метод для проверки выдвинутых гипотез. Роль наблюдателя тождественна роли регистратора событий.
Оформление выделенных в процессе разработки программы факторов, подлежащих наблюдению, в виде таблиц, карточек, протоколов наблюдения, а также использованием вспомогательных технических, средств (кино-, фото-, звукозаписывающая аппаратура).
В зависимости от степени участия наблюдателя
При не включенном наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания социальной среды, в которой происходит интересующее социолога событие. применяется в монографическом исследовании (на «поисковом» его этапе) и в исследованиях описательного плана
Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.
По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.
Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. Большинство конкретно-социологических исследований проходит именно в форме полевого наблюдения.
Лабораторное наблюдение — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Основное его достоинство — максимальная по сравнению с другими видами возможность выявить все факторы, ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения исследователя, может резко менять поведение участников.
По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное.
Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д.
Случайное наблюдение обычно не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной информации.
Концепция наблюдателя.
Концепция наблюдателя – интерпретатор.
Максимально субъективные результаты, большой эффект мертвых зон (психологическая насыщенность) по мере включения в среду. Способ избежать – удалятся на время, напоминать себе об исследовании, думать.
Особенности регистрации. Полевые заметки имеют несколько уровней (Ньюман): а) заметки прямого полевого наблюдения (выстраиваются хронологически с указанием даты, времени и места каждого вхождения в поле); б) заметки заключения исследователей (интерпретация наблюдаемых фактов); в) аналитические заметки (1-2 ой уровни – эмпирическое описание ситуации. Гипотезы, аналитические комментарии, концептуальное заключение); г) личные заметки (личный дневник наблюдателя); д) карты и диаграммы (фиксируются особенности, характеристики поля.
Концепция наблюдателя – регистратор. Определение цели и задач исследования. Выбор элементов наблюдаемой ситуации. Категории наблюдения – эмпирические индикаторы, кот можно реально зарегистрировать. Построение кодификатора и карты наблюдения.
Наблюдение, как метод социологического исследования
Тема 2. Методы социологического исследования.
Существуют три принципиальных класса сбора первичных эмпирических данных: наблюдение, анализ документов и опросы.
Наблюдениев социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. Наблюдение как метод сбора научной информации – всегда непосредственное переживание и фиксирование значимых социальных явлений.
Метод наблюдения эффективно используется при исследовании поведения индивидов и групп в трудовой деятельности и общественной жизни, сфере досуга, при исследовании самых разнообразных форм общения между людьми. К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются, когда нужно получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования. Оно расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, объекта и предмета исследования. К наблюдению обращаются и для получения иллюстративных данных, которые делают более зримым и наглядным несколько суховатый анализ статистики.
Важнейшее достоинство метода наблюдения в том, что он открывает возможность непосредственного восприятия поведения людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.
Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействия всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказываться, комментировать ситуацию.
Недостатки метода можно свести к двум группам: объективные (не зависящие от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностью, профессиональными особенностями наблюдателя).
К объективным недостаткам метода относятся:
• ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
• сложность, а то и просто невозможность повторения наблюдений;
• высокая трудоемкость метода (большие временные затраты, участие большого количества исследователей высокой квалификации).
К субъективным недостаткам следует отнести следующие:
• различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т.д.;
• установки наблюдателя и наблюдаемых сказываются на качестве информации, так как если наблюдаемые знают, что являются объектом наблюдения, то характер их действий может искусственно меняться из желания подстраиваться под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю;
• настроение наблюдателя, его сосредоточенность, умение целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию.
Проведение наблюдения планируется и осуществляется в той же последовательности, что и любое конкретное социологическое исследование, согласно ранее разработанной программе, где оговариваются объект, предмет, цели и задачи, конкретизируется вид (способ) наблюдения, подготавливается необходимая документация (бланк наблюдения), предусматривается процедура фиксации наблюдаемых действий, проводится сбор, обработка и анализ информации.
Существует примерный перечень значимых элементов, свойственных всем случаям применения метода наблюдения в социологии:
1. Наблюдаемые. Количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации.
2. Обстановка. Местонахождение наблюдаемой ситуации типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы.
3. Цель деятельности группы. Случайно или закономерно наблюдается ситуация, наличие определенных формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совпадают ли цели различных участников ситуации.
4. Социальное поведение. Характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе.
5. Частота и продолжительность. Время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.
Виды наблюдения. Наблюдение в социологии можно классифицировать по степени формализованности процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.
По степени формализованности процедуры наблюдения подразделяются на структурированные (контролируемые) и неструктурированные (неконтролируемые).
Структурированные наблюдения проводятся по заранее разработанному плану, когда социолог располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробные инструкции для фиксации результатов наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации. Для фиксации результатов используются специальные документы-бланки наблюдения. При структурированных наблюдениях достигается достаточно высокая степень совпадения данных, полученных различными наблюдателями.
Неструктурированные наблюдения являются слабо формализованными. При их проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурированные наблюдения встречаются преимущественно в разведывательных, поисковых социологических исследованиях. Основным недостатком таких наблюдений является невозможность сугубо объективной оценки событий и явлений со стороны социолога.
По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные.
Включенными (участвующими) называются такие виды наблюдений, при которых социолог принимает непосредственное участие в изучаемом социальном процессе, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито и наблюдаемые никак не выделяют его из других членов группы, коллектива, в других — наблюдатель принимает участие в деятельности группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. В зависимости от специфики наблюдаемой ситуации и исследовательских задач строится конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых.
Невключенные виды наблюдений заключаются в наблюдении социолога за объектом исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы, не вступая с ее членами в прямые контакты. Такого рода наблюдения чаще всего используются для характеристики социальной среды, в которой находится изучаемый объект.
По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.
Полевые наблюдения проводятся в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. Это наиболее часто встречающиеся виды наблюдения. Привычность обстановки многое дает для правильного понимания поведения и действий наблюдаемых. Однако полевые наблюдения не всегда благоприятны для исследователя, так как возникают ситуации, когда-либо отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя, либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.
Лабораторные наблюдения – это наблюдения, при которых объект изучения находится в искусственно созданных условиях. Такие виды наблюдений чаще всего используются в исследованиях экспериментального характера. При лабораторных наблюдениях социолог может успешно использовать различного рода технические средства для фиксации ситуаций и поведения наблюдаемых: кино- и фотоаппаратуру, видеомагнитофоны и магнитофоны.
По регулярности проведения наблюдения бывают систематические и случайные.
Характерной чертой систематических наблюдений является регулярность фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного временного периода непрерывно или в циклическом режиме. Систематические наблюдения позволяют социологу выявить закономерность развития наблюдаемых явлений и процессов. Они применяются при самых различных исследованиях по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя.
При несистематических (случайных) наблюдениях ученому приходится иметь дело с незапланированным заранее явлением, неожиданной ситуацией. Особенно часто этот вид наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.
Рассмотренная классификация видов наблюдений является достаточно условной и отражает лишь наиболее значимые особенности этого метода. Социологическая практика показывает, что чаще всего наблюдения в исследованиях являются не основными, а вспомогательными методами сбора первичной информации, что определяется сложностью их использования и трудностями применения, а также наличием большого числа указанных выше объективных и необъективных недостатков.
По способу организации фиксации результатов можно выделить следующий вид социологического наблюдения
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Особенности наблюдения в социологии. Первая особенность – это связь наблюдателя с объектом наблюдения. Вторая – связана с первой и вытекает из нее. Она заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты – эмоциональности восприятия. Третья особенность наблюдения – сложность повторного наблюдения, ибо лишь тщательное и многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных.
Трудности наблюдения. Трудности делятся на субъективные (связанные с личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя). К субъективным относятся возможность понимания и истолкования исследователем поведения и действий других людей через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентаций и т.п. К объективным относится ограниченность времени наблюдения временем совершения события, кроме того, не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению.
Наблюдение и выводы. Наблюдатель, обладающий к моменту начала наблюдения определенным опытом (знаниями), в процессе восприятия непрерывно сравнивает, сопоставляет то, что он ощущает, с тем, что он уже знает, и приходит к выводам, согласующимся с его опытом.
Влияние взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым. Присутствие наблюдателя может существенно изменить ход наблюдаемого процесса (ситуации), особенно если речь идет об исследовании небольших по своему составу соц. Групп.
Применение наблюдения в конкретном социологическом исследовании. Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям всего исследования. В качестве самостоятельного метода наблюдение чаще и успешнее всего применяется в монографическом исследовании. В исследованиях поискового плана задача сводится к уяснению проблематики, предварительному формулированию рабочих гипотез и их первичной проверке.
Планирование наблюдения. При планировании необходимо четко установить сроки наблюдения и определить средства сбора информации.
Выделяются следующие этапы проведения наблюдения:
Ø Установление объекта и предмета наблюдения, определение цели, постановка задач.
Ø Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми.
Ø Выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов.
Ø Подготовка технических документов и оборудования.
Ø Проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации.
Ø Запись результатов наблюдений.
Ø Контроль наблюдения.
Ø Отчет о наблюдении.
При разработке программы наблюдения следует соблюдать следующие условия, которые оказывают определяющее влияние на качество получаемой информации:
Расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать органической природе объекта и позволять воссоздание (реконструкцию) целого из частей;
Расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которыми исследователь намеревается оперировать при анализе полученной информации;
Выделенные элементы объекта наблюдения (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленного толкования.
Рамки соотнесения. Решить вопрос о научных рамках соотнесения – значит определить, в каких терминах будет вестись исследование – в социологических, социально-психологических или психологических и на каком уровне будет проводиться наблюдение – на уровне коллектива как целого, на уровне части коллектива или на уровне отдельных индивидов, составляющих коллектив.
Определение ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта, т.е. решить вопрос о том, в каком месте и в какое время следует проводить наблюдение.
Итак, определение условий, в которых протекает наблюдаемая деятельность, связано с фиксированием следующих аспектов:
Ø Ситуации, определяющей вид наблюдаемой деятельности;
Ø Окружения и эмоционального состояния, в которых протекает деятельность объекта исследования;
Ø Характера ситуации – обычного или проблемного.
Цели, задачи и структура деятельности изучаемой группы. Цели и задачи, на решение которых направлена деятельность коллектива, могут рассматриваться, по меньшей мере, в двух аспектах:
С одной стороны, как достижение целей, поставленных перед коллективом системой, частью которой он является;
С другой стороны, существует проблема поддержания в коллективе межличностных отношений.
Определение предмета наблюдения. В качестве предмета наблюдения социолог обычно выбирает какую-то одну из сторон объекта.
Выбор признаком и единиц наблюдения. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации единицы актов поведения, сводимы в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации.
Определение понятий и разработка категорий. Для того чтобы данные наблюдения могли быть понятными другим исследователям, а результаты однотипных исследований были сопоставимыми, необходимо разработать такую систему понятий, при помощи которых будут описываться результаты наблюдения.
Требования к категориям: каждая из отдельных категорий должна быть четко определена, не пересекаться с другими категориями, иметь ту же степень общности, что и другие категории, и выражать какой-то определенный аспект решаемой в исследовании задачи.
При оценке адекватности категорий речь идет о том, измеряют ли выделенные категории то, что они должны измерять.
Надежность категорий оценивается по Мому, насколько совпадают выводы нескольких наблюдателей при подведении тех или иных единиц наблюдения под те или иные категории. Можно вычислять: а) коэффициент согласия наблюдателей (одно событие – разные наблюдатели); б) коэффициент устойчивости (один наблюдатель – разное время); в) коэффициент надежности (различные наблюдатели – в разное время).
Как способ сбора информации наблюдение обычно классифицируют по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации и частоте проведения.
По степени формализации
Наблюдение подразделяется на неструктурализованное и структурализованное. В неструктурализованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать.
Наблюдаемые: сколько человек, кто они, их взаимоотношения, их роли, структура возникновения группировок.
Обстановка: где, какого рода социальное поведение.
Цель: формальные и неформальные цели.
Частота и продолжительность.
Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальных план записи наблюдений до начала сбора информации.
В зависимости от степени участи наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различаются Включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдение.
Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемых процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.
Полное включение (наблюдение проводится скрытно, изнутри). «Участник», его истинное лицо и цели как исследователя неизвестны наблюдаемым. Он вступает в исследуемый коллектив и принимает участие в его деятельности наравне с другими.
По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.
Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом.
Лабораторное наблюдение – такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. (Основной недостаток – искусственность ситуации). Лабораторное наблюдение сводится к фиксации изменений, факторов.
По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное.
Систематическое наблюдение характеризуется, прежде всего, регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития.
Вести наблюдение можно: а) за определенной группой; б) за определенным процессом в разных группах; в) за определенным процессом в определенной группе.
К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.
Определение вида наблюдения.
На первоначальном этапе работы в исследованиях поискового плана применяется неконтролируемое (неструктурализованное) полевое наблюдение, которое может быть различной степени включенности и регулярности (от случайного до систематического).
На этапе сбора конкретного эмпирического материала в описательном исследовании используется структурализованное (контролируемое) систематическое наблюдение, включенность которого может быть различной.
В экспериментальных исследованиях применят структурализованное (контролируемое) систематическое наблюдение, включенность которого зависит от специфики предмета и условий наблюдения. Здесь значительно чаще, чем в других случаях, наблюдение может быть лабораторным.
Если наблюдение используется для контроля данных, полученных другими методами, оно обязательно должно быть максимально строго структурализовано, проводится систематически и в тех условиях, в которых собиралась контролируемая им информация.
Чем сложнее, многомернее объект наблюдения, чем более специфичны задачи исследования, тем интенсивнее должно быть наблюдение. Тем строже должны соблюдаться правила проведения процедуры, тщательные должны контролироваться полученные результаты.
Запись должна вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события.
Неконтролируемое наблюдение не имеет жестких форм записи.
При контролируемом наблюдении система категорий оформляется в виде таблицы, карточки или протокола.
В обоих вышеуказанных случаях может использоваться видео-, кино-, фото- и звукозаписывающая аппаратура.
Требования к наблюдателю.
Внимание, терпение, способность фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации, добросовестность.
Подготовка наблюдателей. Разработка инструкции.
Все рекомендации должны быть строго регламентированы.
Преимущества и недостатки метода наблюдения.
Основное преимущество – наблюдение позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления.
Недостаток – вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию, и размер этого влияния определить необычайно сложно.
Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социология вопросам. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для их окружения.