по содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на

Понятие массовых мероприятий, их виды.

Под массовыми мероприятиямиследует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

— большое количество людей;

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам:по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на:

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия,когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:
Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости –международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения –разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения –организованные, спонтанные;

по возможности участия –общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Источник

Массовые мероприятия можно классифицировать на различные виды по следующим основаниям.

По содержаниюможно подразделить на: общественно-политические, культурно-развлекательные, спортивные, религиозные и иные.

Для этого вида мероприятий характерны высокий уровень организации, общность мотивов и стереотипов поведения, определенность состава их участников. В подобных мероприятиях участвуют представители различных государственных органов и общественных организаций, их совместная деятельность опосредствуется устойчивыми коллективными интересами и межличностными взаимосвязями. Они, как правило, соблюдают действующее законодательство и установленный порядок участия в публичных мероприятиях.

2) спортивные мероприятия (олимпиады, спортивные игры, чемпио­наты, спартакиады, матчи, марафоны, кроссы, эстафеты и др.).

Для этого вида мероприятий характерно большое число участников и зрителей (болельщиков), представляющих один из видов экспрессивной группы (толпы). Группировки болельщиков (фанатов) объединяет пристрастное отно­шение к той или иной команде, клубу, какому-либо спортсмену. Возникающие в ходе спортивного состязания противостоящие груп­пировки болельщиков выражают свои симпатии и антипатии очень бур­но, эмоционально, не заботясь о тактичности своего поведения и вежливости. В таких условиях велика опасность возникновения конфликтных ситуаций.

Органы внутренних дел, участвуя в подготовке и проведении данного вида массовых мероприятий, обеспечивают:

1. Привлечение необходимых сил и технических средств для охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероп­риятий. Принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности с учетом информации о предполагаемом числе зрителей, а также погодных условий в день проведения мероприятий.

2. Совместно с организациями, проводящими мероприятия, и админис­трацией спортивного объекта безопасность движения зрителей и участни­ков на трибуны согласно установленному порядку.

3. Охрану общественного порядка на трибунах спортивных объектов и прилегающей территории, соблюдение посетителями установленных

4. Совместно с соответствующими службами спортивного объекта регулирование процесса эвакуации зрителей с трибун, прилегающих к объекту территории, а также порядок при посадке зрителей на общественный транспорт.

5. Осуществляют контроль за состоянием путей эвакуации.

6. Привлекают к ответственности лиц, нарушающих общественный по­рядок и правила поведения, в установленном законом порядке[1].

3) культурно-зрелищные мероприятия, к которым относятся фести­вали, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники песни, танцевальные вечера, дискотеки, концерты и др.;

В последние годы отмечается интерес населения к религии. Это стало возможным благодаря демократическим преобразованиям в стране. Массовые религиозные мероприятия, к которым относятся всевозможные праздники различных церковных конфессий, обряды и богослужения, про­водятся в соответствующих храмах в условиях большого скопления ве­рующих и просто любопытных. В настоящее время в связи с изменением государственной политики и демократизацией общества отмечается уве­личение численности зарегистрированных и неформальных общественных и религиозных объединений.

Вместе с тем многие проводимые ими акции публичного характера часто сопровождаются явлениями, оказывающими негативное воздействие на состояние общественного порядка, здоровье и безопасность граждан. Например, среди религиозных конфессий встречаются секты, деятельность которых носит антиобщественный характер и представляет опасность для окружающих. К таким религиозным сектам относятся известные «Белое братство», «Аум Сенрикё» и др. Они активно работают среди молодежи, негативно действуют на психику людей, проповедуют сатанизм, а иногда и прямо совершают преступления и террористические акты. Это нередко влияет на состояние общественного порядка в местах проведения подобных мероприятий и осложняет оперативную обстановку, что, в свою очередь, требует от органов внутренних дел принятия специальных мер по надлежащей охране общественного порядка и безопасности, умения действовать в специфических условиях быстро и эффективно, нейтрализовать возникающие конфликты.

6) смешанные мероприятия.

В программу их проведения, как правило, могут входить: митинги, выставки, ярмарки, театрализованные представления, концерты, дискотеки, спортивные соревнования, массовые религиозные обряды, которые организуются в целях удовлетворения многообразных познавательных, художественно-творческих, спортивно-оздоровительных, религиозных и иных интересов, запросов различных групп граждан.

Кроме того, массовые мероприятия могут быть классифицированы и по другим основаниям, например они подразделяются:

По значимостиони могут быть: международные, всероссийские, региональные, местные.

По периодичности проведениямогут быть: разовые, периодические, повседневные.

По месту проведения:

-взданиях (сооружениях), или на открытой местности;

— в специально предназначенных для этого местах, или в местах, не предназначенных для этих целей.

По возможности участия:

общедоступные или с ограниченным доступом в зависимости от со­циального статуса участников.

По количеству участников:

сограниченным (по числу мест) или неограниченным количеством участников[2].

Различные по своему виду, характеру и направленности массовые мероприятия требуют обеспечения безопасности людей, соблюдения их прав и законных интересов, поддержания надежного общественного порядка в местах их проведения и на прилегающей территории. Поэтому деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий имеет определенные особенности, возникающие вследствие ряда факторов, влияющих на состояние общественного порядка и безопасности.

К основным факторам, оказывающим непосредственное влияние на деятельность органов внутренних дел и состояние общественного порядка и безопасности, относятся:

1) характер проводимого мероприятия;

2) значительная концентрация людей на ограниченной территории;

3) нарушение обычного режима жизни района, города, целого региона;

4) возникновение особой психологической атмосферы (обстановки) в местах проведения массовых мероприятий;

5) изменение режима работы органа внутренних дел, предприятий, учреждений, организаций и служб обеспечения данного мероприятия;

6) возрастание роли общественной опасности совершаемых право­нарушений;

7) увеличение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу личной безопасности граждан и общественной безопасности;

8) высокая динамика изменения оперативной обстановки;

9) возможность использования проводимых публичных акций для соверше­ния террористических актов в местах массового пребывания граждан.

Какие задачи решаются органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий?

Главными задачами ОВД при проведении массовых мероприятий являются:

1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.

2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.

3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других правонарушений, обеспечение общественной безопасности.

4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения.

6.Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.

Силы органов внутренних дел, привлекаемые для обеспечения обще­ственного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, условно можно разделить на несколько групп:

1. Силы ОВД: строевые подразделений патрульно-постовой службы, в т. ч. ОМОН; личный состав строевых подразделений ДПС ГИБДД; строевых подразделений вневедомственной охраны; участковые уполномоченные полиции, дознаватели, инспектора по делам несовершеннолетних и другие сотрудники.

2. Силы оперативных и других служб: уголовный розыск, ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические подразделения, сотрудники штабов, кадровых аппаратов.

3. Специальные моторизованные воинские части внутренних войск.

4. Приданные силы: курсанты и слушатели образовательных учрежде­ний МВД России и других министерств.

Для усиления охраны общественного порядка могут привлекаться в качестве дополнительных сил внештатные сотрудники ОВД, общественные формирования, народные или казачьи дружины, частные охранные формирования (на договорной основе) и др.

К средствам органов внутренних дел, используемым при проведении массовых мероприятий, относятся следующие:

— автомобили для перевозки личного состава, патрульные автомобили, автобусы для пунктов управления, автомобили связи;

— средства радио- и проводной связи;

-переносные заграждения, канаты (веревки) и другие подручные средства;

— служебные животные: лошади и собаки (патрулирование со служеб­ными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей запрещается).

Какие наряды ОВД привлекаются к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий?

При проведении массовых мероприятий применяются следующие виды нарядов:

3. Пост наблюдения (ПН) обеспечивает своевременную информа­цию в ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

9. Группа фиксации правонарушений формируется из сотрудников оперативных подразделений. Обеспечивает документирование противоправных действий, проверку правонарушителей.

Таким образом,одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий и иных публичных акций, в соответствии с действующим законодательством являются органы внутренних дел.

Именно на них возложены задачи по разработке плана охраны обще­ственного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведе­нии конкретного массового мероприятия, подготовке и расстановке необхо­димых сил и средств, организации и координации взаимодействия со всеми государственными органами и общественными организациями, участвую­щими в охране общественного порядка и непосредственно в проведении публичной акции, контроль за обстановкой, осуществление административного надзора, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений со стороны участников и зрителей, а также привлечение виновных к ответственности.

Источник

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

B условиях развития институтов демократии и гласности все более повышается политическая активность граждан и общественных организаций. Миллионы граждан Российской Федерации принимают участие в различных общественно-политических, культурных, спортивных, религиозных и других массовых мероприятиях.

Международный пакт о гражданских и политических правах, определяет, что право человека на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом в интересах обеспечения государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц[1].

Законом РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 года задача по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в том числе и при проведении массовых мероприятий возложена на милицию. При этом гражданам гарантируется личная и общественная безопасность.

Поэтому охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, как деятельность исполнительных органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел, выступает в качестве гарантии реализации гражданами и общественными организациями их конституционных прав и свобод.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятий составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О милиции», правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Прежде всего, сотруднику органов внутренних дел необходимо иметь четкое представление, что такое массовое мероприятие, его характер, масштабность и особенности.

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие» можно выделить три основных признака:

— большое количество людей;

Bce это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например: на рынках, вокзалах, пляжах и т.п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на:

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» 54-ФЗ[3] содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

культурно-зрелищные (народные гулянья, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.);

спортивные (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.);

религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная пасха, мусульманский курбан-байрам, ураза и др. );

специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану;

смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Федерации: сабантуй, акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

культурных зданий и сооружений, граждане, а также органы и организации, непосредственно обеспечивающие охрану общественного порядка и общественной безопасности (органы внутренних дел, государственной безопасности, подразделения BB МВД РФ, Армии и Флота, общественные формирования).

Следует учитывать, что проведение массовых мероприятий создает особую обстановку на данной территории, которая отличается следующими особенностями:

— нарушается обычный ритм жизни населения (ограничение дорожного движения, изменения распорядка работы предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.п.);

— наличие большого скопления людей на ограниченной территории, где введены различные огранрічения, способствует тому, что граждане могут попасть под влияние, так называемой, «психологии толпы». Это влияние выражается в том, что люди становятся восприимчивы ко всякого рода слухам, начинают менее самокритично оценивать свои действия, становятся более возбужденными и раздражительными. B таких условиях всякий промах в деятельности государственных органов и их должностных лиц, сотрудников милиции, а также администрации зрелищных учреждений может послужить поводом для возникновения групповых нарушений общественного порядка, а именно:

— угроза скоротечного осложнения оперативной обстановки, связанной со стихийным формированием неформальных группировок, отрицательно влияющих на состояние общественного порядка и безопасности;

— возможность использования проводимых мероприятий для совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан.

K особенностям проведения крупномасштабных массовых мероприятий следует отнести и структурную перестройку работы служб и подразделений ОВД (создание специальных органов управления оперативных штабов, пунктов управления, различных групп, необходимость решения дополнительных задач, возникающих в ходе подготовки и проведения массовых мероприятий). Для обеспечения общественного порядка и безопасности в этих случаях дополнительно привлекаются силы и средства, в том числе и других подразделений, нарушается режим работы личного состава и т.п.

Ha органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи:

— обеспечение успешного проведения массового мероприятия;

— обеспечение личной безопасности граждан;

— предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и безопасности;

— оказание помощи и содействие соответствующим должностным лицам и организаторам в пределах, установленных законом, в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;

— оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;

— обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.

Органы внутренних дел вправе приостановить или прекратить мероприятия в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, а также в других, предусмотренных законом случаях.

Таким образом, проведение различных массовых мероприятий способствует реализации важных конституционных прав и свобод граждан и личности. Права граждан на участие в различных массовых мероприятиях закреплены во многих общепризнанных международно-правовых актах, основные принципы которых также получили отражение в нормах Конституции РФ, в положениях федеральных конституционных и федеральных законов. Поддержание необходимого общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий является одной из основных задач органов внутренних дел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *