плюсы и минусы российской налоговой системы и мое видение как его можно сделать лучше

Преимущества и недостатки общей системы налогообложения

Текущая редакция законодательства, регулирующая налогообложение, предлагает для предпринимателей и организаций несколько вариантов пополнения государственной казны. Для стимуляции малого бизнеса был создан ряд специальных режимов, а по умолчанию всем юридическим лицам предлагается ОСНО – общая система налогообложения.

Деление форм отчислений на категории «для малого бизнеса» и «для больших компаний» носит условный характер. ОСНО отпугивает начинающих предпринимателей сложностями в ведении бухгалтерии. Также эта форма налогообложения обязывает физическое лицо регулярно вносить все виды взносов:

Важно: в зависимости от выбранных сфер деятельности (и соответствующих им коды ОКПО) возможно взимание с предпринимателей и предприятий дополнительных взносов в местные бюджеты.

Также в компетенции региональных и местных собраний находится возможность отменить сборы для определенных категорий ИП и компаний.

Как перейти на ОСНО?

Если компания или индивидуальный предприниматель при регистрации в органах ИФНС не приложили к списку документов заявление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то они обязаны производить выплаты в соответствии с нормами, которые предусмотрены для ОСНо.

Если же процедура уже произведена, то инициатором перехода ИП на ОСНО может стать как Федеральная налоговая служба, так и сам предприниматель. В первом случае это возможно из-за выявления несоответствий между заявленными видами (или объемами) деятельности реальным. Такая ситуация случается из-за ряда специфических ограничений, которые накладывает любой специальный режим налогообложения на:

Если же индивидуального предпринимателя привлекли преимущества и не оттолкнули особенности ОСНО, то он может изменить систему обложения по собственному желанию. Для этого необходимо совершить ряд обязательных действий:

Если документация принята в органах ИФНС, то перевод состоится с начала следующего отчетного года (с 1 января). Также компания или ИП подвергнутся ряду обязательных процедур, необходимых для создания отчетности по ОСНО:

Основные отчисления: НДС и налог на выручку

В контексте отчетности любая из форм УСН мало напоминает ОСНО. Ключевое отличие этих систем – налог на добавленную стоимость (НДС), который вынуждены платить облагающиеся по общей системе, и от которого освобождены выбравшие одну из специальных форм. Для работающих в сфере торговли компаний больше подойдет общая система налогообложения.

Еще один вопрос, давно мучающий начинающих предпринимателей — на основе какой суммы вычисляется налоги. В случае упрощенных систем обложения пополнение казны происходит в зависимости от выручки. Текущее налоговое законодательство не включает в себя никаких смягчающих условий для компаний, терпящих убыток – придется производить выплаты вне зависимости от доходности предприятия или компании.

Для ОСНО же характерен расчет выплат в процентном отношении к фактической прибыли – разница доходов и документально подтвержденных расходов при ведении деятельности.

При отсутствии положительного баланса ИП освобождается от обложения и может рассчитывать на снижение налога в следующем отчетном периоде. В таком случае на первое место выходит качество ведения бухгалтерии, которое заключается в умении оформить максимальную долю трат в соответствии с законодательством и сделать бизнес максимально рентабельным с точки зрения налоговых выплат.

Интересно: ввоз любого товара на территорию РФ требует выплат НДС в обязательном порядке. Подробнее: НДС при импорте

Налоговая отчетность ОСНО

Наиболее свежие изменения в налоговом законодательстве позволили ИП и другим представителям малого бизнеса работать только с упрощенной системой отчетности, не прибегая к общей. Это нововведение распространяется на всех индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от сферы деятельности и режима обложения налогами.

Так что для представляющих малый бизнес компаний и ИП объемы подаваемой отчетности для этой категории примерно равны. Общими для обеих систем налогообложения являются такие документы:

Дополнительно налоговые органы и учреждения по сбору статистики потребуют:

Плюсы и минусы ОСНО

При переходе на ОСНО наиболее важным считаются, как экономические выгоды компании, так и простота создания отчетности и ведения бухгалтерии. Последний критерий предельно важен, ведь от того, насколько правильно подсчитаны доходы и расходы ИП на ОСНО, зависит репутация компании. Если органы ИФНС найдут признаки умышленного сокращения прибыли компании — ей грозят штрафные санкции. Поэтому выбор системы налогообложения является крайне важным решением, от которого напрямую зависит успешность ведения предпринимательской деятельности в дальнейшем.

Вопрос о переходе физического лица или ИП на ОСНО носит индивидуальный характер и непосредственно зависит от того, критичны ли минусы этой формы налогообложения. К ним относятся:

К плюсам же причисляются:

Специальные налоговые режимы более выгодны компаниям, которые зависят от сотрудничества с другими юридическими лицами и занимаются оказанием различных услуг или продажей товаров в промышленных масштабах. В остальных же случаях ОСНО – достойная альтернатива для большого количества предпринимателей.

Источник

Налоговая система в России: плюсы и минусы, значение для экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки.

Содержание

1. Теоритические аспекты налоговой системы.
1.1. Налоги их функции и виды
1.2. Сущность налоговой системы
1.3. Принципы налогообложения
2. Налоговая система России
2.1 Проблемы налоговой системы в России
2.2. Преимущества и недостатки налоговой системы РФ
2.3. Налоговые поступления в бюджет различных уровней по Томску и Томской области.
2.4.Пути оптимизации налоговой системы России.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая Кочетковой Анны.doc

Список литературы:

1. Андреев И. М. Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения. Налоговый вестник №2, 2005.- С 81-89.

4.Габдурахманов И. Ф. Законы должны улучшать инвестиционный климат. //Экономика России: ХХI век № 17, 2004.

6. МОО «Достижения молоды» Прикладная экономика. Москва. Артель- сервис. 2003. – С 272.

8. Орлов М. Налоговый ключ.// Экономика России: ХХI век № 11, 2003.

Налоговая система в России: плюсы и минусы, значение для экономики.

1. Теоритические аспекты налоговой системы.

1.1. Налоги их функции и виды

1.2. Сущность налоговой системы

1.3. Принципы налогообложения

2. Налоговая система России

2.1 Проблемы налоговой системы в России

2.2. Преимущества и недостатки налоговой системы РФ

2.3. Налоговые поступления в бюджет различных уровней по Томску и Томской области.

2.4.Пути оптимизации налоговой системы России.

Введение.

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.

В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов.

Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Налоговая система должна отвечать требованиям рыночной экономики, то есть системе стимулирующей, а не подавляющей экономический рост. В связи, с чем остро встает вопрос распределения налогового бремени, неотделимый от вопросов формирования налоговой системы.

1. Налоги и налоговые системы

1.1. Налоги их функции и виды

Существует 3 основные функции налогов:

Фискальная функция налогов состоит в формировании государственных финансов, которые обеспечивают содержание государства и местного самоуправления. Регулирующая функция проявляется через налоговый механизм – налоговые ставки, льготы, способы налогообложения, в совокупности регулирующие темп и пропорции экономического роста, оказывающие влияние на производство, создающие условия для стимулирования или сдерживания темпов развития определенных отраслей или регионов, усиления или ослабления накопления капитала. Сущность распределительной функции заключается в том, что с помощью налогов регулируется перераспределение национального дохода и решаются основные социальные задачи государства, в том числе, развитие не государственной сферы и социальная поддержка малоимущих слоев общества.

Существуют различные признаки, по которым устанавливаются виды налогов. По характеру взимания налоги принято делить на прямые и косвенные. По уровню взимания налоги и другие обязательные платежи делятся на федеральные, региональные и местные. По объекту налогообложения различаются налоги на доходы, на собственность, на имущество и др.

Все виды налогов подразделяются на два больших класса: прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

Прямые налоги включают подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на имущество предприятий и др.

Косвенные налоги ( в отличие от прямых) не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщиков. К косвенным налогом относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Юридическими плательщиками косвенного налога являются предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налоги, а потом закладывает его в цену товара, так что реально расплачивается покупатель. Поэтому покупатель не замечает того, что он ежедневно уплачивает налог. Замечено, что бремя прямых налогов переносится населением гораздо более тяжко. Косвенные налоги, наоборот, наиболее приемлемы для государства ввиду своей замаскированности.

С другой стороны, косвенные налоги в гораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.

Федеральные, региональные и местные налоги.

Налоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный, региональные и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В России в местные бюджеты целиком поступают налоги на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам в России относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий, взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы, различные налоги на пользователей природными ресурсами. Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральным и территориальными бюджетами.

В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач.

1.2. Сущность налоговой системы

Налоги в их сущности и содержании на практике представляют в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы разных стран.

Существует три вида подоходного налога, по которому и определяется система налогообложения государства. Это регрессивны, прогрессивный и пропорциональный.

Регрессивный налог характеризуется тем, что его средняя ставка снижается по мере возрастания дохода и наоборот. Так, для работников с годовым доходом менее 100 000 рублей ставка единого социального налога, перечисляемого предприятиями и организациями во внебюджетные фонды, является максимальной и составляет 35.6% от фонда оплаты труда (для всех предприятий и организаций) плюс варьируемый процент страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в зависимости от отрасли, например, в образовании – 0.2%)

Пропорциональный налог, который называют так же налогом, взимаемым по единой ставке, означает взимание налога в равных долях независимо от размера дохода. При пропорциональном подоходном налоге граждане с годовым доходом в 120 000 рублей и 60 000 рублей платят одинаковую налоговую ставку подоходного налога 13%. Человек с более низким доходом в качестве подоходного налога перечисляет за год 7 800 рублей, а человек с более высоким доходом 15 600 рублей. В этом случае и доход и налог более состоятельного человека в два раза больше. Подоходный налог растет пропорционально росту дохода.

может регулировать экономические процессы по территориям и отраслям

1.3. Принципы налогообложения

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Наглядно это демонстрирует кривая Лаффера, получившая название по имени американского экономиста, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок. Ее смысл в том, что снижение ставок налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на экономику. При снижении ставок налогов, в конечном счете увеличивается налоговая база: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше, хотя это происходит не сразу.

На рис. 1. можно увидеть графическую интерпретацию основной идеи Лаффера. Поступления налогов в госбюджет (T) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат – предельная налоговая ставка (t). В данном случае предлагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста налога от 0 до 100% доходы

Рис 1. Кривая Лэффера. государственного бюджета (налоговая выручка) будет вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снежатся опять до 0. Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, являются ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень»

Источник

Преимущества и недостатки налоговой системы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность налоговой системы

Каждое государство должно выполнять определенные функции. Так как оно представлено отдельными образованиями – органами государственной власти, то на их содержание требуются средства. Средства нужны и для осуществления государственных социальных программ, обеспечение предоставления общественных благ.

Получает необходимые средства государство за счет специально установленных сборов. В разных странах, у разных народов и в разное время количество подобных сборов и их название были различными. Сегодня большинство подобных сборов мы называем налогами (существуют еще иные сборы и пошлины). Они могут быть государственными и региональными (муниципальными, местными). Все эти вопросы регулируются специальными законами – налоговым законодательством.

Налоги – это безвозмездные обязательные выплаты юридических и физических лиц в фонд государства, взимаемые специальными органами государственной власти различных уровней, для финансового обеспечения государства и его возможности выполнять свои функции.

Аккордные налоги не зависят от уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента). А подоходный налог представляет собой определенный процент от дохода. Различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.

Все налоги, установленные в государстве, методы, принципы и способы их установления, взимания и отмены, налоговой законодательство и органы налоговой службы называются налоговой системой государства.

Каждая страна мира имеет свои особенности налоговой системы. Но все налоговые системы выполняют общие функции. Таковыми являются:

Готовые работы на аналогичную тему

Как и любая система, налоговая система имеет свою структуру. Она включает в себя (исходя из определения налоговой системы) все виды налогов, действующие в государстве в настоящее время. Субъекты налогообложения (налогоплательщики) также являются частью налоговой системы. Вся структура базируется на законодательной базе государства и включает еще в себя органы контроля и взимания налогов.

Преимущества налоговой системы

Налоговая система имеет много компонентов (подсистем). Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому важен комплексный подход в налоговой политике. Рассмотрим, к примеру, общую систему налогообложения (наиболее распространенную в России).

Согласно действующему в стране (Российской Федерации) законодательству общей системой налогообложения пользуются те налогоплательщики, чьи условия не подходят под другие системы налогообложения или они не определились с системой налогообложения (не выбрали другую систему).

К преимуществам общей системы налогообложения относят следующие особенности:

Недостатки налоговой системы

К недостаткам общей системы налогообложения можно отнести следующие факты. Согласно данной системе предприятию предстоит выплатить большой объем налогов (значительные суммы). Кроме того бухгалтерия должна предоставить первичную документацию за четыре года и вести полный бухгалтерский учет. Это трудоемкий процесс. Он требует к себе усиленного внимания как правоохранительных органов, так и органов налоговой полиции.

Помимо этого, к категории недостатков налоговой системы Российской Федерации относят то обстоятельство, что она ориентирована на устранение дефицита бюджета. Основным способом достижения этой цели является изъятие доходов предприятий и фирм. Налоговая система страны на сегодня недостаточно связана с уровнем и направлениями развития экономики страны и региона, с деятельностью предприятий-налогоплательщиков (субъектов налогообложения).

Данный факт привел страну к ситуации, когда налоговая система развивается без учета возможностей предприятий и отраслей. А предприятия, испытывая постоянное давление со стороны налоговой системы, либо может стать на грань банкротства и разорения, либо может «уйти в тень». А это, в свою очередь, уменьшает объем налоговых поступлений в бюджет.

Налоговая система должна быть реорганизована таким образом, чтобы стимулировать рост и развитие отечественной экономики. Поэтому в настоящее время разрабатываются методики применения других форм налоговой системы. Сюда относят, например, упрощенную систему налогообложения. Она предусматривает замену многочисленных «традиционных» налогов единым налогом и деятельность субъектов налогообложения в строго ограниченном законодательством правовом поле.

Источник

Налоговая система в России: плюсы и минусы, значение для экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки.

Содержание

1. Теоритические аспекты налоговой системы.
1.1. Налоги их функции и виды
1.2. Сущность налоговой системы
1.3. Принципы налогообложения
2. Налоговая система России
2.1 Проблемы налоговой системы в России
2.2. Преимущества и недостатки налоговой системы РФ
2.3. Налоговые поступления в бюджет различных уровней по Томску и Томской области.
2.4.Пути оптимизации налоговой системы России.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая Кочетковой Анны.doc

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.

2. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и пеней, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

3. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

4. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

5. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к итогу:

Налоги на личные доходы

Налоги на прибыль корпораций (фирм)

Налог на добавленную стоимость

Прочие налоги и налоговые поступления

В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и НДС. 4

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Легче всего обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

2.1 Проблемы налоговой системы в России.

Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы России осложнилось последствиями командно-административной системы управления. Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике. Фундамент новой налоговой системы был заложен еще в 1992 году в результате реформы. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда действующих налогов, созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйств, независимо от формы собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности. В то же время налоговая система призвана препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не заинтересовано. Налоговая реформа 1992 года отражала условия функционирования отечественной экономики того периода. Во-первых, она объективно соответствовала условиям высокой инфляции. В результате в налоговой системе неосуществимыми являются такие налоги, как налог на землю, на капитал; относительно узкая база налогообложения, завышены льготы предприятиям. Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа не смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как основные принципы функционирования налоговой системы и налоговой службы сложились еще в недрах административно-командной экономики. Слабый контроль над сбором налогов создает возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминогенного предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда. В-третьих, недостаток нашей налоговой системы это ее усложненность. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога. В-четвертых, не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером. Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей. Действительно, налоговая система противоречива, она страдает рядом принципиальных изъянов, каждый из которых подлежит анализу, необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер.

2.2. Преимущества и недостатки налоговой системы РФ

Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется, и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам (социальным налогам).

До сих пор государство сталкивается с серьезными проблемами в администрировании НДС и многочисленными случаями злоупотреблений, связанными с неправомерным возмещением налога, в том числе с использованием «фирм-однодневок». Для решения проблемы предлагалось даже ввести специальные НДС-счета. Безусловно, у НДС-счетов имеются свои плюсы: они ликвидируют многие схемы уклонения от уплаты налогов, что создает равные конкурентные условия для всех участников рынка, а на сегодня эта задача является одной из самых важных.

В то же время введения НДС-счетов имеет и явные отрицательные последствия: средства, которыми сегодня налогоплательщик распоряжается свободно, переводятся в специальную расчетную систему и могут расходоваться только целевым образом, следовательно, налогоплательщику придется покрывать эти суммы за счет кредита, что приведет к дополнительным расходом с его стороны. Возникают проблемы с возмещением уплаченного налога, есть и другие минусы. К тому же опыт Болгарии, где подобная система применяется уже 2 года, показывает не слишком впечатляющие результаты.

Правительство отказалось от реализации подобных механизмов, и сегодня ищет другие инструменты, не столь обременительны для налогоплательщика. В стадии разработки находится новые информационные технологии, которые позволяли бы налоговым органам своевременно получать информацию о движении сумм налога по обычным банковским счетам, анализировать ее и оперативно принимать решения о проведении налоговых проверок тех организаций, показатели которых дают основания подозревать их в уклонении от налогообложения. Такие схемы не создают дополнительных неудобств добросовестному налогоплательщику, в то же время они могут серьезно повлиять на общий экономический климат в стране, способствуя сокращению теневого сектора.

Очевидно, что для реализации этих подходов необходима серьезная подготовка. В частности требуется оценить дополнительные затраты банков и государства, решить массу технических вопросов, связанных с обработкой больших массивов информации, так что о введении нового контрольного механизма в этом году говорить еще рано.

При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами. Наибольшие трудности возникают при получении налогов с корпораций (фирм) в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала.

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности, прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции (в России она называется налоговой полицией).

Большой проблемой остаются всевозможные схемы ухода от уплаты налогов. Перед Правительством и законодателями стоит серьезная задача – четко определить границу между добросовестными и недобросовестными методами снижения налоговой нагрузки, возможностями налогового планирования. Это очень непростая задача. Четкого ответа на вопрос каковы критерии определения «хороших» и «плохих» схем, до сих пор нет. Главным критерием является то, ради чего проводится сделка или последовательность сделок и каково их экономическое содержание. Если сделка изначально носит цель ухода от налогов, то, даже будучи формально законной, она может, подвергнута сомнению с точки зрения налогообложения.

При решении этого вопроса необходима доработка налогового законодательства с целью устранения «налоговых дыр», допускающих сделки ради ухода от уплаты налогов, при этом следует использовать результаты обобщения судебной практики. На заседании Правительства уже рассмотрены предложения, направленные на решение этой задачи. Скорее всего, к 2006 году будет принято определенное решение.

Однако, несмотря на то, что, по данным Госкомстата России, объем инвестиций в 2003 г. на 1/3 превысил объем инвестиций 2002 г. (с 19,8 до 29,7 млрд. долл. соответственно), к сожалению, наибольший вес в структуре инвестиций по-прежнему имеют так называемые «прочие» инвестиции (т. е. торговые, прочие кредиты и т. д.), а не прямые инвестиции. Причиной этого является, в том числе, и то, что некоторые законодательные решения имели негативное влияние на инвестиционные процессы в России.

Одновременно с существенным снижением ставки по налогу на прибыль была отменена 50-процентная налоговая льгота по капиталовложениям, которая позволяла предприятиям не уплачивать налог на прибыль с сумм инвестиций, направляемых в производственную сферу. В результате отмены этой льготы производители были лишены стимула к осуществлению капиталовложений в производственную сферу, а значит, к обновлению собственных основных фондов. Причем эти меры были предприняты в условиях масштабного износа основных фондов, состояние которых постепенно ухудшается из-за сокращения инвестиций в основной капитал предприятий.

Отмена инвестиционной льготы стала одной из главных причин того, что в 2002 г. объем инвестиций, направляемых в основные фонды предприятий, сократился по сравнению с предыдущим периодом на 15 млрд. руб. Причем 70% сокращений пришлось на производственную сферу.

Для высвобождения оборотных средств предприятий и направления их в инвестирование собственного производства явно недостаточно снижения ставки НДС с 1 января 2004 г. на 2 процентных пункта. Необходимо было сократить ставку как минимум на 4 процентных пункта. Это можно было сделать без потерь для консолидированного бюджета путем сохранения налога с продаж, который является одним из главных источников формирования доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

В борьбе с оборотными налогами забыли о достижении поставленной цели. Вместо устранения оборотного характера налога на пользователей автомобильных дорог, который был основным источником финансирования дорожного строительства, отменили его вообще. В результате вместо активизации хозяйственной деятельности получили «разбитые» дороги, замедлилось развитие малого бизнеса, который, в основном, весь свой грузооборот осуществляет автомобильным транспортом.

При рассмотрении упрощенной системы налогообложения для предприятий малого бизнеса установлен слишком низкий размер порога (дохода), предельно допустимый для перехода на упрощенную систему (15 млн. руб.). Столь низкий порог препятствует переходу многих малых предприятий на упрощенную систему. 5

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *