перед причастием можно кушать или нет
Что можно есть и делать, а что нельзя перед причастием
Благодаря причащению православный соединяется с Богом.
Таинство Евхаристии, или Святого Причащения, – серьезный и важный момент в жизни любого православного. Но как это часто бывает, подобное действие «обросло» суевериями и забабонами типа того, что перед причастием нельзя чистить зубы или даже вообще умываться.
Если задать такой вопрос священнику, тот будет по меньшей мере удивлен: ведь это элементарные правила гигиены, разве разумно приступать к святому таинству не очищенным не только духовно, но и физически? Рассмотрим упомянутый момент подробнее.
Чистить зубы
Трудно сказать, откуда «ноги растут» у подобной точки зрения, ведь каноны Православной Церкви содержат правило, согласно которому, если человек, готовящийся к Причащению, «измывая уста», нечаянно проглотил воду, может причаститься. В противном случае «сатана, обретши случай удалити его от причащения, чаще будет делати тожде».
Это говорит о том, что люди даже в древности, готовясь к Таинству Причащения, к принятию Тела и Крови Христовых, желали принять их, будучи предельно очищенными. Считалось даже, что человек не только может, но должен и умываться, и чистить зубы.
Есть и пить
Батюшка может сократить пост перед причастием. Что касается евхаристического поста: вопрос о его продолжительности перед Причащением довольно распространен. Но в каждом конкретном случае лучше решать с духовником или священником храма, который чаще всего посещается. Обычно рекомендуется держать пост три дня.
Однако это зависит и от состояния здоровья – духовного и физического – причастника, а также от того, как часто человек приступает к Святым Тайнам. Если он регулярно посещает богослужения, исповедуется и причащается, батюшка может благословить на одно- или двухдневный пост.
Многие священники придерживаются вполне здравой точки зрения относительно поста перед Причастием для воцерковленных прихожан: для них достаточно четырех длительных постов в течение года и постных среды и пятницы каждую неделю. В специальном евхаристическом посте они не нуждаются.
Какие продукты разрешены: можно ли кушать рыбу и что еще?
В течение евхаристического поста следует исключить пищу животного происхождения:
При строгом посте запрещено есть и рыбу. Речь может идти лишь о пище растительного происхождения.
Однако и количество разрешенных постных продуктов также должно быть умеренным, то есть попросту нельзя объедаться.
Есть несложные рекомендации по постному меню в дни перед Причастием:
С полуночи и до самого Причастия ни есть, ни пить уже нельзя.
Время перед отходом ко сну следует посвятить усиленной молитве, а утром, до выхода в церковь, почитать специальное Последование ко Причащению. Конечно же, завтрак исключен.
Можно ли перед Причащением принимать лекарства: таблетки или микстуры? В последнее время в Церкви сложился такой взгляд на вещи: если прием медпрепаратов жизненно важен – давление, высокая температура, то он не будет являться грубым нарушением установленного поста, но во время исповеди следует сказать об этом батюшке.
Пить чай или нет: как быть с напитками?
Во время поста горячительные напитки употреблять запрещено. С полуночи и до Таинства Евхаристии нельзя пить даже воду, не говоря уж о чае или традиционном утреннем кофе.
Согласно религиозным воззрениям, тело человека должно служить храмом душе, поэтому правила евхаристического поста предусматривают его содержание бодрым и трезвым. А пища, выходящая за рамки поста, и тем более алкоголь (причем неважно, сколько в нем градусов, – вино это или даже пиво), не способствуют молитвенному настрою.
Что еще нельзя?
Курить перед таинством нельзя. Налагается запрет и на курение. Воздержание от него – малая жертва никотинозависимой личности.
Можно ли заниматься сексом перед причастием? Во время евхаристического поста супругам следует воздерживаться от секса. Не могут причащаться женщины в критические дни.
Что касается мирских развлечений: смотреть телевизор, сходить в кино и т.д., то лучше все это отложить. Ведь пост касается не только тела и желудка, но и ума, зрения, слуха. Их тоже надо хранить от мирской шелухи.
Время подготовки логичнее уделить работе и хозяйственным делам, а еще лучше – молитвам и чтению душеполезной литературы. Другое времяпрепровождение не приветствуется.
Для кого может быть ослаблен пост?
Не все люди могут поститься в одинаковой мере, и священник вправе ослабить пищевые ограничения для больных, беременных женщин и кормящих мам, а также для детей.
Будущие мамы
Беременным следует отказаться от мясных продуктов. Что касается беременных, то здесь выбор можно оставить за самой женщиной – насколько уверена она в своем физическом состоянии.
Врачи-гинекологи против соблюдения будущими мамами поста: ведь у них уже не один организм, а два.
В церкви в свою очередь предлагают облегченный вариант: с благословения батюшки вполне достаточно не есть мясо-колбасные продукты и в эти дни отказаться от сладостей, а при нормальном самочувствии поголодать с полуночи.
Не у всех беременность проходит без осложнений. Нередко бывает, что на голодный желудок ярко проявляется токсикоз. Тогда перед Причастием позволен легкий завтрак, о чем необходимо на исповеди поставить в известность священника.
Очень часто дети привыкают к одному режиму питания, завтракают рано. Таинство Причащения бывает в храме значительно позже, и малыш просит есть. Можно ли кормить ребенка перед причастием? До 3-х лет таких ограничений не существует. Грудных младенцев можно спокойно кормить. Лучше, конечно, делать это часа за полтора до Причастия или хотя бы за 30 минут, – во избежание срыгивания после принятия Святых Даров.
После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду, а вопрос о приеме лекарств можно задать священнику.
В больших церквях в воскресенья и праздники бывает две Литургии – ранняя и поздняя. Первая обычно завешается к восьми часам утра, и ребенка хорошо бы привести на нее. В отсутствии такой возможности покормить можно.
Грудничков можно и нужно кормить. Что касается предварительного поста, то поститься перед Причащением необязательно малышам до трех лет.
Когда же в семье верующих ребенок постарше уже имеет представление, что такое Причащение и зачем нужен пост, можно начать приобщать его к этому, начиная с, так сказать, «детского поста», налагая ограничения на конфеты и мороженое, на просмотр мультфильмов, компьютерные игры.
В этом возрасте ребенок должен научиться с помощью родителей приносить своеобразную жертву, лишаясь не самых необходимых вещей. Те продукты, которые нужны для его роста и формирования, исключать не следует. Приучать сначала к евхаристическому посту (а позже и к посту вообще) и соблюдению правил перед Причастием надо постепенно.
Подготовка к Таинству Евхаристии должна проходить осознанно и благоговейно. Это своеобразное испытание для человека, для чего необходимо прежде всего исследовать свое сердце, свои жизненные ценности, поступки и устремления. Это поможет не только увидеть зло внутри себя, но и породит желание побороть его, одновременно заставит поразмыслить о том, как соблюдать заповеди Божьи и творить добро.
Пост перед Причастием
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.
Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.
В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.
Что едят в пост перед причастием?
Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?
Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.
Можно ли морепродукты в пост перед причастием?
Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.
Можно ли кофе в пост перед причастием?
Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.
Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.
Пост перед причастием в сплошную седмицу
И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.
Как подготовиться к причастию?
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Как готовиться к причастию ребенку? Какие молитвы нужно прочитать? Возможно ли соблюсти все требования беременным или кормящим мамам? Масса недоумений возникает у тех, кто впервые решился сам или с детьми участвовать в главном таинстве православной Церкви.
Мы попросили ответить на несколько самых популярных вопросов опытных священников.
Как готовиться к причастию: что читать?
В православном молитвослове, даже самом кратком, вы найдете последование ко Святому Причащению, состоящие из канона и нескольких молитв. Все это нужно прочитать накануне вечером или утром, перед Божественной литургией. Дополнительно читают три канона: Спасителю, Богородице и Ангелу-Хранителю. Их можно читать в течение нескольких дней перед Причастием. Молитвенное правило христианина может быть скорректировано священником, принимающим исповедь, в зависимости от жизненных обстоятельств. По окончании литургии нужно выслушать в храме или прочесть по молитвослову благодарственные молитвы по святом причащении.
Обычная подготовка к причастию включает пост (отказ от пищи животного происхождения, развлечений и супружеских отношений от 1 до 3-х дней), исповедь (раскаяние в грехах в присутствии священника и получение прощения), вечернее богослужение, чтение последования ко причащению и канонов. Тем, кто пришел в храм впервые, священник во время исповеди может скорректировать индивидуальную подготовку к причастию: меру поста или вид молитвенного правила.
Как готовиться ребенку к причастию?
Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва
Чтобы подготовить детей к причастию, прежде всего важно объяснить им, что это такое. Здесь правильно будет говорить правду, а именно то, что причастие – это Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это ребенку стоит объяснить с самого начала. Неправильными являются слова, которые употребляют некоторые родители: «хлебушек с вином», «сладкий хлебушек». Таких слов говорить детям не нужно, потому то это неправда.
Важно рассказать ребенку, что причастие – это Божественный свет, огонь Божественной любви, который может очистить и освятить душу. Если же приступать к причастию без специальной подготовки, то этот огонь может душу обжечь.
Подготовка ребенка к причастию состоит прежде всего из работы души: нужно примириться со всеми, попросить прощения за наши плохие поступки у Бога и людей. Если ребенок уже взрослый, то для того, чтобы просить прощения у Бога, он может участвовать в таинстве исповеди. Возраст, с которого дети начинают исповедоваться, и частота исповеди обсуждаются родителями с духовником семьи, без которого будет трудно найти правильное решение. В целом дети с 7 до 10 лет начинают участвовать в исповеди, но могут причащаться и без нее.
Многие вопросы, касающиеся подготовки ребенка к причастию, обсуждаются в документе, принятом архиерейским совещанием Русской Православной Церкви «Об участии верных в евхаристии». Особенно подчеркивается важность того, чтобы родители приступали к Чаше вместе с детьми. Правильному отношению ребенка к причастию способствует то, что он видит подготовку своих родителей, их благоговение к таинству. Детский пост перед причастием, конечно, отличается от взрослого. Начиная с трех лет юного христианина можно приучать к тому, что причащаться нужно натощак, чтобы к 7 годам он был готов к этому. Маленьким детям можно часто причащаться – каждое воскресенье или каждый раз, когда они приходят в храм. К переходному возрасту важно, чтобы причастие стало осознанным.
Важным элементом подготовки детей к причастию является личная молитва к Богу. С 7 лет стоит хотя бы одну молитву читать, можно начинать с тех, которые читает священник перед Чашей: «Верую, Господи, и исповедую…» и «Вечери твоея тайныя днесь». И обязательно объяснить их смысл, который может быть не всегда ими сразу воспринят. С возрастом молитвенное правило перед причастием может увеличиваться, с учётом возраста, духовного и интеллектуального развития ребенка.
Как готовиться к причастию беременной?
Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва
Беременность – особый период в жизни семьи, в первую очередь женщины. В это время важна внутренняя жизнь беременной, поскольку то состояние, в котором она находится, в какой-то степени влияет и на развивающего в ее утробе младенца. Конечно, для христианки участие в таинстве причастия является важнейшей встречей со Христом, возможной здесь, на земле. Оно может происходить так часто, насколько это для нее посильно.
Если до наступления беременности женщина привыкла поститься строго, учитывать в молитвенном правиле не только последование ко причащению, но и три канона, то теперь это может оказаться невозможным. И вместо того, чтобы причащаться чаще, она, чувствуя, что не может исполнить все, станет причащаться реже, что, конечно, будет неправильно. Об этом говорится в документе, принятом архиерейским совещанием Русской православной Церкви 3 года назад, «Об участии верных в евхаристии». Для тех христиан, кто приступает к Чаще раз в неделю или раз в 2 недели, правило для подготовки должно быть несколько иным: достаточным считается пост в течение дня накануне причастия, а молитвенная подготовка включает проследование ко причастию (канон и молитвы). Если эта практика относится ко всем, кто часто причащается часто, то для женщины во время беременности возможны ещё бОльшие послабления: пост может быть вовсе отменен или же ограничиваться невкушением мясной пищи, если это не приводит к нежелательным последствиям для здоровья (если нет анемии, например).
Во время молитвы не обязательно стоять – будущей маме вполне можно молиться сидя. И приходя в храм нужно не стесняться и сесть. Если женщина чувствует себя нехорошо, задача близких помочь, чтобы ей было по силам присутствие в храме.
Если беременная христианка лежит на сохранении (дома или в больнице) и не имеет возможности прийти в храм на исповедь и причастие, то, конечно же, нужно пригласить священника. Очень важно, чтобы женщина могла исповедаться и причаститься, и не стоит думать, что это невозможно вне стен храма.
Как готовиться к причастию кормящей?
Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва
Когда женщина становится матерью, для нее участие в богослужениях, таинствах, становится значительно более сложным, чем даже в период беременности, если, конечно, беременность протекала в штатном режиме. Для того, чтобы прийти на исповедь, причаститься, маме с ребенком нужно приложить особые усилия.
В идеале, конечно, было бы прийти на службу не в праздничный, а в будний день, заранее узнав расписание на сайте храма и уточнив по телефону, то в этот день будет исповедь. Договориться со священником об исповеди заранее проще, если есть духовник. Было бы здорово прийти в храм не одной, а с мужем или бабушкой, которые могли бы побыть с ребёночком, пока мама будет исповедоваться. Важно ребеночка приготовить к тому времени, чтобы ему было посильно провести эти 20 минут без мамы: хорошенько накормить, переодеть, чтобы он либо спал в коляске, либо в крайнем случае был на руках у мамы, сытым и довольным.
Нужно понимать, что для женщины рождение ребенка, его кормление и воспитание, является служением Богу и Церкви. Поэтому не нужно смущаться тем, что мало времени остается на молитву, не всегда успеваешь прочитать утреннее и вечернее правило, редко получается прийти целиком на литургию. Это время, когда женщине важно молиться Богу, помнить о Нем, и свою веру и любовь к Богу постараться ребеночку передать с молоком.
Мне кажется, что главное – желание мамы причаститься. Если оно есть, то можно все естественные сложности, связанные с материнством, преодолеть.
Как готовиться к причастию молодой маме?
Протоиерей Андрей Ромашко, клирик храма Казанской иконы Богородицы п. Краснообск, руководитель православного подросткового клуба «Ковчег», отец 8 детей, Новосибирская область
Подготовка к причастию мирян четко описана в документе «Об участии верных в Евхаристии». Например, перед причастием необходимо быть на вечернем богослужении и не опаздывать на литургию, а исключение возможно для инвалидов и родителей с маленькими детьми. А недавно родивших и кормящих мам, безусловно, можно отнести к ним.
Итак, звоним в храм (отправляем туда мужа, маму, свекровь) с вопросом: как причаститься молодой маме? Вы говорите, например, «я кормящая мама, у меня трое погодков, помощников нет, приду одна со всеми детьми!» Желательно услышать ответ от священника, а если его нет от библиотекаря, катехизатора или свечницы. Помните, что не все работники храма одинаково компетентны: сторож или уборщица могут сказать совсем не то, что нужно. А вам необходимо получить ответы на три принципиальных вопроса:
1. Когда прийти на исповедь? Реально ли в вашей конкретной ситуации (дети, кормление грудью, беременность) сделать исключение и исповедаться не во время богослужения, чтобы не оглашать храм плачем младенца?
2. Какие молитвы читать перед Причастием? Минимум это Последование ко Святому Причащению, как оно напечатано в Молитвослове. Если вам совсем некогда, найдите в планшете или смартфоне аудио этих молитв и слушайте. Можно сесть или прилечь, если кормите. Главное внимательно слушать и молиться.
3. Как поститься? Для беременных и кормящих мам есть послабления: только один день или вообще без поста. Что потребуется в вашей конкретной ситуации нужно выяснить заранее.
Если вы не беременны, не кормите, есть с кем оставить детей – действуйте как все, не давая себе лишних послаблений. Ну, а если вам реально сложно, а особых поблажек вам порекомендовали не делать – не расстраивайтесь, просто ваш батюшка в душе хирург. Вы справитесь, разберетесь или найдете батюшку-«терапевта». Главное начать, а дальше Господь поможет!
Памятка причастникам
Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435) говорил о причащении: «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к Нему для исцеления души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше лекарства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми…
Гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый День Господень принимали их для исцеления наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы и после годичного срока бываем достойны принятия их1.
Главными условиями участия в Евхаристии являются крещение, вера и жизнь по заповедям Христовым. Мученик Иустин Философ отмечал: «пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего, омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос» (Апология, п.66).
Необходимым моментом подготовки к Евхаристии является также евангельское ( Мф.5:23-24 ) требование примирения с ближними, с членами христианской общины. В древнем христианском памятнике «Дидахе» (Учение двенадцати апостолов) христианам указывается: «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша». (Дидахэ, 14,1–2).
Кроме того, не следует забывать о таком важном моменте христианской жизни и подготовки к причастию как дела милосердия. Это еще одна древняя форма подготовки к Евхаристии, без которой вообще трудно говорить о христианской жизни. Проявления его разнообразны, но если говорить о рассматриваемом нами аспекте подготовки, это дары ближним, которые в древности обязательно приносились вместе с дарами для Таинства: «Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у предстоятеля, и он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о пришедших в нужде» 2.
Подготовка к причащению состоит из внутренней, и внешней подготовки. Мы, говоря здесь об условиях участия в Евхаристии, не рассматриваем во всей полноте эту подготовку, а говорим лишь о безусловных причинах, препятствующих Причащению, и в тех вопросах внешней и внутренней подготовки, которых мы здесь не коснемся, человек сам самовластен в принятии ответственного решения приступать ко Причастию или нет.
Внешняя подготовка включает в себя выполнение благочестивых предписаний: очистка совести через исповедание греховных поступков и помыслов на исповеди; большее в подготовительный период участие в богослужении и меньшее в развлечениях; увеличение ежедневного молитвенного правила; дополнительных аскетических упражнений (пост, поклоны, чтение Св. Писания, помощь нуждающимся) и т.д.
Во внутренней подготовке первое и самое главное – желание причаститься, жажда Бога, живое чувство невозможности жизни без и вне Христа. Понимание того, что соединяясь в Таинстве с Ним мы обретаем жизнь и крайнее желание этого соединения. Это не просто чувство как спонтанная эмоция, возникающая и пропадающая. Это постоянное состояние души, когда она ощущает себя недостаточной без Христа, и только с Ним и в Нем обретает и полноту жизни, и упокоение, и радость, и мир, и смысл своего существования. Это состояние души, вообще говоря, есть, с одной стороны, как раз то, на что направлены духовные усилия человека, все его религиозные труды, как внешние (такие как воздержание, молитвословие, хождение в Церковь, доброделание) – так и внутренние (молитва, богомыслие).
С другой стороны, это благодатное состояние, ибо никто не может придти ко Христу, если не Отец привлечет его ( Ин.6:44 ). Характеризуется это состояние наличием определенных религиозных (глубоко связанных с Богом) чувств: покаяния, смирения, благодарения Богу, страха Божия (сыновнего благоговейного ощущения Бога). Из всего этого естественно рождается жажда Бога, которая и удовлетворяется совершеннейшим образом в Таинстве евхаристии.
Если у человека в душе ничего этого нет – или, что, как правило, бывает, есть, но в слабой, почти исчезающей мере – то первое и главное условие внутренней подготовки к Причастию и будет создание в себе, хоть в малой мере, этого настроения души, этого желания.
Наряду с этими очевидными религиозными истинами, православному христианину, желающему приступить к святому Таинству Причащения, надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение», ему необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий.
Сущностные условия определяют само отношение человека к сути Причащения и являются следующими: осознание смысла Таинства, искреннее желание приступить к нему, душевный мир (мир с Богом, Церковью, ближними и с собственной совестью), церковность, искреннее и ответственное стремление к богообщению и духовной жизни.
Выработке дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви. К ним в настоящее время могут быть отнесены: трехдневный пост, прочитывание определенного молитвенного правила перед Причащением, посещение вечернего богослужения накануне, исповедь. Дисциплинарные условия в особых случаях (например, болезни человека, опасной или непростой жизненной ситуации и т.д.) корректируются или даже совсем не исполняются.
Дисциплинарные условия не должны перекрывать собою сущностные, и становится своеобразным «билетом» на причастие. Радость встречи со Христом в Евхаристии не должна затмеваться или омрачаться невозможностью исполнить предписываемую внешнюю традицию в полноте, главное это внутренняя подготовка сердца христианина к принятию Спасителя. Заметим, что такой акцент на внутреннем, не означает, что неважно внешнее. Православное христианство целостно и не есть «голый спиритуализм»; оно охватывает всего человека, всю его жизнь – и, прежде всего, внутреннюю, но и внешнюю также; внутреннее выражается во внешнем, отражается им, оформляется внешним. Но очень важно все иметь на своих местах. Главное – это внутреннее; внешние формы только тогда имеют значение, когда выражают это внутреннее, а не наоборот.
1. Осознание смысла. Христианин должен ясно осознавать, что причащается он Тела и Крови Христовых для того, чтобы соединиться с Господом Иисусом Христом, вступить в богообщение, вкусить вечерю Господню для освящения и очищения от грехов, для соединения во Христе со всей Церковью, – а не только исполнить некий непонятный для него религиозный обряд.
2. Искреннее желание. Христианину необходимо иметь искреннее, глубокое и непринужденное желание причащения. Это желание должно быть соединено с благоговением и чуждо всякого лицемерия. Христианин должен помнить, что «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней ( 1Кор.11:27 )».
3. Душевный мир. Христианин, подходящий к Чаше, должен всеми силами стремиться к душевному миру и примирению со всеми своими ближними. Без такого стремления подойти к Таинству для христианина невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23-24 ).
4. Церковность. Христианин не должен нарушать церковные каноны (или отрицать церковные догматы), отлучающие его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых церковной, пастырской и канонической традицией рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения тяжких грехов – прежде Причащения воссоединиться с Церковью в таинстве Покаяния.
5. Духовная жизнь. Христианская жизнь, к которой призван каждый верующий, невозможна без стремления исполнять заповеди Божьи. Духовная жизнь включает в себя постоянное понуждение себя к деланию добрых дел, а также противление возникающим в душе греховным помыслам и соблазнам. Наряду с непрерывным нравственным самоиспытанием и самоконтролем духовная жизнь невозможна без молитвы к Богу, чтения Евангелия Христова, проявлениями любви к ближним, истинного покаяния и воздержания. В каких бы аспектах духовная жизнь не проявлялась, она должна иметь своим основанием искренние личные отношения с Богом.
Из указанных сущностных условий вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие приобщению к Богу и ведению правильной духовной жизни.
6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, который заключается в том, что приблизительно с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо с древности принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет не менее 6 часов перед причащением.
Часто возникает вопрос: если кто-нибудь утром в день причащения, умываясь, чистя зубы или принимая душ, случайно проглотил немного воды, может ли он причаститься? Святитель Тимофей Александрийский в своём авторитетном в каноническом отношении послании отвечает так: «Он должен причаститься. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же».
Важно отметить, что приём необходимого для жизни или нормальной жизнедеятельности организма лекарственного средства утром перед приобщением ни в коей мере не является препятствием для принятия Святых Таин. Поскольку прием некоторых препаратов необходимо сопряжен с принятием пищи или воды, эта пища или вода ни в коем случае не должны рассматриваться как нарушение литургического поста.
7. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви включает в себя предварительную исповедь перед причастием. Священное Писание говорит нам: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:28-29 ). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, так и утром непосредственно перед Литургией. В некоторых случаях (например, накануне больших церковных праздников) исповедь на приходах проходит за несколько дней до причащения верующих (из-за загруженности священников). На некоторых приходах также существует традиция, когда христианин причащается чаще, чем исповедуется (например, причащается за каждой литургией, а исповедуется раз в 2–4 недели); этой традиции следует и большинство приходских священников (особенно, если они одни на приходе). В этом случае, при условии отсутствия тяжких грехов, верующий подходит к Чаше без предварительной исповеди непосредственно перед Причащением.
8. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому Таинству. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться, а по возможности должен быть сосредоточен на предстоящей радостной для всякого христианина встрече со Христом в Таинстве Евхаристии.
Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни в дни подготовки к Таинству является, наряду с молитвой пост (в церковной практике такой пост называется говением). По традиции предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием может продолжаться до нескольких дней. Общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Например, если человек причащается каждый воскресный день, то он не постится вовсе (или накануне в субботу воздерживается лишь от мясной пищи), несколько раз в год – постится три дня. А если человек причащается еще реже то призван говеть неделю.
Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд, трудный рабочий график и т.п.), и в этих условиях естественно снижается.
Отметим, что в соответствии с канонами Православной церкви пост перед Причастием полностью отменяется во время Светлой пасхальной седмицы и в праздничные дни других Святок.
9. Участие в богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии, накануне Причащения человеку надо постараться придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва в этот день включает в себя, кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение «Последования ко Святому Причащению».
Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона Ангелу-хранителю, однако обязательным прочтение их является лишь в случае отсутствия на вечернем богослужении накануне. По традиции христиане могут также читать эти каноны в течение нескольких дней перед Причастием.
Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие молитвы, например, «Акафист Иисусу Сладчайшему» или другие. Однако мера молитвенной подготовки в любом случае должна отвечать своей задаче: духовно настроить человека к приобщению к Богу и вызвать покаянные и в то же время радостные чувства, и не должна превращаться в неприятную обязанность, неисполнение которой полностью или частично может отлучить человека от любви Божией.
10. Супружеские отношения. Древняя аскетическая традиция, подкрепленная авторитетными церковными правилами, предписывает в ночь перед Причащением отказаться от телесных супружеских отношений. Также действует совет без особой необходимости мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам – во время так называемых «женских дней». Однако в этих вопросах есть много тонкостей, во многом аналогичных тому, что говорит святитель Тимофей о случайном поглощении воды: «ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же». Поэтому данное дисциплинарное правило (впрочем как и все прочие) надо применять, сообразуясь с ритмом и навыком церковной жизни конкретного христианина.
Причащение младенцев и детей. Для младенцев (маленьких детей дошкольного возраста) в зависимости от возраста в той или иной мере отменяются все условия, как дисциплинарные, так и сущностные. Происходит это под одним условием. Церковь крестит и причащает неразумных младенцев по вере их родителей. В древней Церкви крещение младенцев происходило только тогда, когда доподлинно было известно о христианской жизни их родителей, а также об их членстве в той или иной христианской общине. Дополнительным гарантом за церковность семьи выступали восприемники (крестные) детей. Основным мотивом, который допускает подобную практику является то, что в семье где все причащаются Христа и живут церковной жизнью младенец, не имеющий возможности соединиться со Христом, предстает как некое досадное «средостение» в семье между причащающимися родителями. Поэтому крайне желательно, чтобы причащение младенцев совершалось совместно с семьей или хотя бы вместе с одним из родителей. Ситуация, когда регулярно и часто причащают маленьких детей, а родители причащаются несколько раз в год, или не причащаются вовсе – не должна признаваться нормой. Для Церкви очень важно участие в Евхаристии всей семьи. Если в семье есть дети, то очевидно дисциплинарные требования для обоих родителей (а особенно для мам) значительно смягчаются. А для кормящих и многодетных матерей, в случае необходимости, они могут быть и полностью отменены.
По сложившейся традиции дисциплинарные условия в полноте не распространяются и на детей более старшего возраста. Исповедь происходит, как правило, не раньше семилетнего возраста (а в случае индивидуальной неготовности ребенка и позже, например, в 9 или 10 лет). Меру телесного и литургического поста, молитвы, участия детей в богослужении необходимо определять родителям, согласовываясь со священником. Важно постепенно и мягко воспитывать в ребенке стремление и возможность воздержаться от приема пищи и по возможности воды перед Причащением, сообразуясь при этом с физическим, моральным состоянием ребенка, с временем, потраченным на дорогу к храму, с продолжительностью богослужения, с усталостью ребенка. Литургический (а тем более телесный) пост не должен быть ни физически, ни морально обременителен для маленького христианина и затмевать его радость встречи со Христом.
Важно воспитывать в ребенке собственную волю в этих вопросах подготовки, пускай ребенок откажется даже от самого малого или ничтожного, но сделает это сам, собственной волею, чем он что-то будет делать подчиняясь родителям или «из под палки».
Недопустимо причащение младенцев (маленьких детей) в случае явного их нежелания и противления. Необходимо в этом случае, успокоить ребенка, а в следующий раз лучше подготовить к приему этого великого Таинства.