на какой срок можно заключить договор с самозанятым 2021

Что надо знать учреждению при заключении договора с самозанятым физлицом?

на какой срок можно заключить договор с самозанятым 2021
pressmaster / Depositphotos.com

Налог на профессиональный доход относится к специальным налоговым режимам и введен в порядке эксперимента отдельным Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Применять этот спецрежим могут физические лица, в том числе ИП, при получении доходов от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также дохода от использования имущества.

С 1 июля 2020 года режим НПД может применяться на территории всех субъектов РФ, а не только в тех, которые прямо упомянуты в Законе. Для этого регионам следует соблюсти ряд условий:

На сегодняшний день режим НПД уже применяется в большинстве субъектов РФ, полный перечень.

Рассмотрим основные вопросы, связанные с заключением договора с самозанятым физлицом – плательщиком НПД:

Как оформить оформить договор с налогоплательщиком НПД?

Оказание услуг или выполнение работ для учреждения самозанятым лицом, являющимся плательщиком НПД, как правило, оформляется гражданско-правовым договором с соблюдением простой письменной формы. В таком договоре целесообразно указать, что исполнитель применяет режим НПД, и обязать последнего незамедлительно уведомлять заказчика об изменении данного статуса.

Обратите внимание, что договор не должен содержать признаки трудового.

Как проверить, действительно ли физлицо применяет НПД?

Сам плательщик НПД может подтвердить свой статус, сформировав в мобильном приложении «Мой налог», а также в веб-кабинете «Мой налог», размещенном на официальном сайте ФНС России, справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим НПД.

Проверить информацию о постановке контрагента – физлица на учет в качестве плательщика НПД можно на сайте ФНС в сервисе «Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход: https://npd.nalog.ru/check- status/.

Информация о статусе физического лица, с которым заключен договор гражданско-правового характера, необходима прежде всего для правильного исчисления налогов и страховых взносов.

Какие ограничения установлены для применения режима НПД?

Не вправе применять режим НПД физлица:

Обратите внимание, что режим НПД не может применяться бывшим работником учреждения, если с момента его увольнения прошло менее двух лет.

Можно ли заключить договор оказания услуг с физлицом, который зарегистрирован как плательщик НПД в другом субъекте РФ, а в регионе местонахождения учреждения режим НПД еще не применяется?

Да, можно. Законом не запрещено ведение деятельности в нескольких регионах. Если физлицо оказывает услуги как в субъекте РФ, включенном в эксперимент, так и в не участвующих в нем, и при регистрации в качестве налогоплательщика НПД им выбран субъект, включенный в эксперимент, то при соблюдении остальных ограничений, предусмотренных Законом, такое физлицо вправе применять НПД в отношении всех доходов, являющихся объектом налогообложения НПД. При этом физлицо может оказывать услуги дистанционно.

Надо ли уплачивать НДФЛ и страховые взносы с выплат плательщикам НПД?

По выплатам плательщику НПД учреждение не является налоговым агентом по НДФЛ, так как плательщик НПД освобожден от НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД. Следовательно, на учреждение, заключившее договор с указанным лицом, не возлагаются обязанности налогового агента (по исчислению, удержанию и уплате налога, а также по предоставлению отчетности по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ).

Учреждение также не является страхователем по страховым взносам, включая взносы на «травматизм», если договор не предусматривает обязанности уплачивать эти взносы. Обязательным условием для неначисления взносов является наличие чека, выданного плательщиком НПД.

На основании каких документов можно признать расходы, в том числе в целях налога на прибыль?

Для подтверждения расходов необходимо наличие чека, сформированного плательщиком НПД.

Акт может быть дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги, для целей учета расходов покупателя, например, при наличии предоплаты. При этом акт не заменяет чек, а только дополняет его.

В какой срок плательщик НПД обязан предоставить или направить чек покупателю или заказчику?

Чек должен быть сформирован самозанятым и передан покупателю или заказчику в момент расчета наличными денежными средствами и/или с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю или заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом – месяцем, в котором произведены расчеты.

Плательщик НПД утратил право на применение этого спецрежима. Можно ли учесть расходы на основании выданного им чека?

Утрата физлицом права на применение режима НПД или аннулирование налоговым органом его постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД не является основанием для непризнания в составе расходов затрат, осуществленных покупателем или заказчиком, при условии наличия чека, подтверждающего оплату товаров, работ, услуг и соответствующего требованиям.

На каком аналитическом счете счета 302 00 отражать расчеты по договорам оказания услуг с плательщиком НПД?

Действующие редакции Инструкций по ведению бухгалтерского и бюджетного учета не регулируют порядок расчетов с самозанятыми лицами. Разъяснений Минфина России по этому вопросу пока тоже нет. Но, принимая во внимание разъяснения ФНС России относительно договорных отношений плательщиками НПД, мы считаем, что расчеты по договорам с самозанятыми физлицами следует отражать с применением счета 0 302 26 000, поскольку счет 0 302 11 000 может быть применим лишь при выплатах в соответствии с законодательством РФ о государственной/ муниципальной службе или трудовым законодательством

Что делать, если самозанятый вернул деньги и аннулировал чек?

В такой ситуации заказчику-чреждению потребуется внести изменения в бухгалтерский учет и, если договор был заключен в рамках приносящей доход деятельности, скорректировать сумму расходов, учитываемых при расчете налоговой базы.

Источник

Как компаниям работать с самозанятыми

на какой срок можно заключить договор с самозанятым 2021

С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.

В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.

В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?

Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.

Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.

Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.

Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?

Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.

Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:

Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.

Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:

Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?

В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.

При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.

Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.

Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:

ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.

Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы

Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.

Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».

Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.

Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?

Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.

Требуется ли распечатка чеков?

Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.

Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.

Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.

Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.

Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.

Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.

Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?

ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.

ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?

Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.

Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.

Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.

Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?

Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».

Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).

В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как оформить договор с самозанятым лицом

на какой срок можно заключить договор с самозанятым 2021

Кто такие самозанятые лица и какие нормативные акты приняты для регулирования их деятельности

2019 год ознаменовался появлением в законодательстве новой экономической единицы — самозанятое лицо. С 2021 года налоговый режим для самозанятых действует на всей территории России. Первоначальный планируемый срок его реализации составляет 10 лет, т. е. продлится он без изменения ставок до 2028 года включительно. Деятельность самозанятых лиц регламентирует закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Что же представляет собой самозанятое лицо?

Это физическое лицо в статусе ИП или без такового, оказывающее услуги (выполняющее работы, продающее товары) прочим физическим лицам, в т. ч. ИП, и юридическим лицам, зарегистрированное соответствующим образом в налоговой инспекции и уплачивающее с полученных доходов так называемый налог на профессиональный доход (далее — НПД) по ставке 4% или 6% — в зависимости от того, кем является покупатель/заказчик.

Самозанятые лица освобождены от уплаты НДФЛ, единого налога по УСН в части тех доходов, с которых уплачивается НПД.

НПД будут рассчитывать налоговики исходя из данных, поступающих через личный кабинет «Мой налог», и высылать уведомление налогоплательщикам. Сдача отчетности на этом режиме не предусмотрена.

Самозанятое лицо вправе не уплачивать фиксированные страховые взносы на ОПС и ОМС. Это положение касается и индивидуальных предпринимателей. Однако по желанию эти лица могут перечислять взносы, чтобы обеспечить себе страховую пенсию.

Как правильно составить договор между юридическим лицом и самозанятым (ИП и самозанятым)

Оказание услуг, выполнение работ, продажу товаров самозанятыми лицами можно оформлять договором. Особенно это касается ситуаций, когда самозанятые оказывают услуги хозяйствующим субъектам, ведь в бизнесе любые отношения подлежат письменному оформлению.

Стандартный договор между ИП и самозанятым на выполнение работ, оказание услуг (или между юрлицом и самозанятым) должен содержать:

При необходимости в текст договора с самозанятым можно включить прочие дополнительные условия.

На другие важные моменты, которые нужно учитывать при заключении договора с самозанятым, обратили внимание эксперты КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно.

Дополнительные условия и налоги в договоре с самозанятым лицом

Если ИП или юрлицо решит заключить гражданско-правовой договор с самозанятым лицом, то в нем желательно уточнить некоторые моменты, касающиеся уплаты налогов и страховых взносов.

Дело в том, что в общих случаях, принимая на работу физлиц без предпринимательского статуса, работодатель (компания или ИП) выступает в качестве налогового агента по НДФЛ и плательщика страховых взносов с выплат, произведенных в пользу работника.

Однако самозанятый уплачивает с доходов не НДФЛ, а налог на профдоход. В связи с этим компании/ИП не нужно рассчитывать и перечислять подоходный налог с выплат, производимых в пользу самозанятого лица. Кроме того, заказчик освобождается от обязанности уплачивать страховые взносы с указанных выплат. Но данные освобождения действуют лишь при получении соответствующего чека от самозанятого. Кстати, чек является одним из оснований для учета в расходах пробитых сумм.

Исходя из вышесказанного, желательно сделать в тексте договора для самозанятых граждан оговорку о том, что они являются плательщиками налога на профдоход. Также можно прописать их обязанность письменно сообщать компании/ИП о снятии с «самозанятого» учета с указанием сроков отправки такого сообщения и ответственности за его неотправку. Нелишним будет и включение в текст условия о санкциях, например компенсации НДФЛ, взносов, пеней, штрафов, которые свалятся на заказчика в случае неинформирования исполнителем об утере самозанятого статуса.

Итоги

Самозанятые лица — это физические лица без предпринимательского статуса. Они могут оказывать услуги, выполнять работы, продавать товары как простым физическим лицам, так и зарегистрированным в качестве ИП, а также юрлицам.

При взаимодействии с юрлицами и предпринимателями может потребоваться заключение договора, в котором кроме стандартных условий, соответствующих условиям договора гражданско-правового характера, желательно обговорить моменты, касающиеся именно деятельности самозанятого. Среди них: уплата последним налога на профдоход, получение от него чека при осуществлении расчетов, отсутствие обязанности у заказчика уплачивать страховые взносы.

Источник

Гражданско-правовой договор для самозанятых

Зачем самозанятому заключать договоры и о каких особенностях нужно не забывать

Самозанятый — это физическое лицо или индивидуальный предприниматель, применяющие налог на профессиональный доход (специальный налоговый режим). Суть режима состоит в том, что лицо, осуществляющее определённую профессиональную деятельность, сам уплачивает налог 4 или 6 процентов с полученного дохода. Более никакие обязательные страховые взносы или другие налоги с данного дохода платить не нужно.

Таким образом, самозанятость позволяет вести предпринимательскую деятельность на законных основаниях, уплачивая совсем небольшой налог и не тратя ресурсы на ведение бухгалтерии, предоставления отчётностей в налоговую и фонды, подключение онлайн-кассы.

Зачем самозанятому заключать договор с клиентами

Для ведения предпринимательской деятельности самозанятому необходимо фиксировать взаимоотношения между ним и его контрагентами. Если контрагентом выступает физическое лицо и сумма сделки менее 10000 рублей — в таком случае допускается наличие устных договорённостей без фиксации их в письменной форме.

Но стоит отметить, что договор, оформленный в письменном виде, является гарантией на случай возможных претензий и споров. Наличие зафиксированных в документе прав и обязанностей сторон, срока и суммы оплаты выступает страховкой исполнения данных обязательств.

В случае судебных разбирательств письменное соглашение будет главным доказательством в суде. Предоставляя переписку в соц. сетях или ссылаясь на телефонные разговоры доказать какие-либо факты будет затруднительно.

Приведём небольшой пример: Вы кондитер и выпекаете на заказ торты. От клиента поступает заказ на торт с определённым дизайном и начинкой. Вы закупаете материалы и продукты, но тут заказчик решает, что в торт нужно внести определённые изменения, которые повлекут для вас дополнительные затраты. Вы идете ему на уступки, но при получении заказа клиент решает, что торт не соответствует его ожиданиям и платить отказывается.

Основываясь на устных договорённостях работает большинство самозанятых. Но если бы между кондитером и заказчиком был подписан договор, то в нём можно было бы прописать все характеристики заказа, также можно было бы приложить изображение с дизайном торта и установить ответственность сторон за неисполнение предусмотренных обязанностей.

Какой договор можно использовать

Договор — это составленное в письменной форме соглашение сторон, фиксирующие их взаимные обязательства.

Гражданин как самозанятый может работать только по гражданско-правовому договору (ГПХ). При этом он может быть и наёмным работником по трудовому соглашению, но в этом случае для данной организации он не может осуществлять деятельность как самозанятый.

Также есть некоторые виды ГПХ соглашений, которые недоступны для самозанятых, а именно:

Самые распространённые гражданско-правовые соглашения, по которым ведут свою деятельность самозанятые — это договоры подряда и оказания услуг. Но также иногда используют сделки купли-продажи, авторского заказа, перевозки, хранения.

Особенности при заключении самозанятым ГПХ договоров

Договор с самозанятым заключается между юридическим или физическим лицом с одной стороны, и гражданином (физическим лицом или ИП), применяющим налог на профессиональный доход, с другой стороны.

Такое соглашение должно содержать как общие правила, установленные для гражданско-правовых договоров, так и специфические нормы, необходимые для работы с самозанятым.

Есть ряд положений, которые включаются в любой из разрешённых договоров:

Также помимо стандартных условий в договоре нужно прописать специфические положения для самозанятых, а именно:

Что необходимо учесть при ведении договорных отношений самозанятым

Для составления договора не нужно тратить своё время. Через сервис Документовед вы можете получить готовый документ за 10-15 минут.

Вам нужно лишь заполнить все нужные строки и ответить на несколько вопросов. Готовый договор сформируется сразу же после указания вами данных.

При возникновении любых вопросов, в том числе для определения категории необходимого договора, вы сможете обратиться в сервис Документовед и получить консультацию профессионального юриста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *