перед причащением можно пить воду

Соблюдаем каноны, или можно ли пить воду перед причастием

Многие православные христиане интересуются темой того, можно ли что-либо употреблять перед Таинством Святого Причастия. К сожалению, насчет этого вопроса собрались различные «слухи».

Более того, священнослужители и сами по-разному отвечают на данный вопрос. Именно поэтому могут появляться недопонимания правил, которые необходимо осуществлять перед причастием.

Попробуем разобраться, можно ли пить воду перед причастием и исповедью?

Стоит ли перед причащением и исповедью?

Общие правила повествуют о том, что перед Таинством Евхаристии не следует употреблять воду. Более того, христиане должны выдерживать пост, и не употреблять определенные продукты в течение недели, иногда трех дней или суток.

Но если христианин собирается лишь на исповедь, то вовсе не обязательно ограничивать себя в употреблении воды. Это никак не запрещено церковными канонами.

Утоление жажды или необходимость?

перед причащением можно пить воду. Смотреть фото перед причащением можно пить воду. Смотреть картинку перед причащением можно пить воду. Картинка про перед причащением можно пить воду. Фото перед причащением можно пить водуСовременная православная церковь разрешает употреблять лекарственные препараты и запивать их водой перед причастием, так как такие вещества не являются пищей.

Все православные каноны написаны для здоровых людей. Болеющие могут иметь послабления.

В некоторых случаях больным разрешается и употребление животной пищи в пост и в период подготовки перед причастием. Но для этого должны быть медицинские показания.

За сколько времени до таинства нужно прекратить прием жидкости?

Если человек собирается посетить священное служение в утренние часы, то употребление воды нужно прекратить ночью после полуночи. Сохранять подобное необходимо вплоть до вкушения Таинств Христовых.

Стоит заметить, что священнослужители пришли к такому выводу, что людям, которые соблюдают все четыре больших поста, достаточно просто причаститься на голодный желудок.

Существуют ли различия в правилах в отношении различных видов H2O?

перед причащением можно пить воду. Смотреть фото перед причащением можно пить воду. Смотреть картинку перед причащением можно пить воду. Картинка про перед причащением можно пить воду. Фото перед причащением можно пить водуПо православным канонам запрещается употреблять какую-либо жидкость в течение 6-8 часов перед причащением.

Большинство священников не рекомендуют употреблять и святую воду перед таинством.

Чай, кофе и любые другие виды воды также не стоит выпивать при подготовке к причастию.

Исключения, при которых разрешается

Употребление воды разрешается, когда человек имеет тяжелое заболевание и ему необходимо запивать лекарственные препараты.

Советы, как справиться с желанием попить?

Жажда является обычным биологическим процессом. Чтобы побороть это чувство и правильно подготовиться к принятию Тела и Крови Христа, можно следовать следующим советам:

Дополнительная информация. Стоит отметить, что некоторые священнослужители рекомендуют употребить небольшое количество воды утром перед причастием, если мысли о воде никак не отпускают и мешают читать молитвы.

Они обосновывают это тем, что гораздо важнее то, как человек осознает и готовится духовно к принятию Святых Даров, чем простое следование физическим запретам.

Все, что необходимо знать об употреблении воды, найдете в этом разделе.

Заключение

Евхаристия или причастие – это то, что приближает людей к Богу. В процессе подготовки к таинству человека могут посещать различные мысли, которые будут мешать ему в процессе подготовки.

В статье представлены некоторые способы, которые могут помочь уменьшить физиологическое желание употребить воду.

Источник

Памятка причастникам

Памятка хри­сти­а­нину, жела­ю­щему подойти к Святой Чаше для при­ча­ще­ния живо­тво­ря­щего Тела и Крови Христа Вла­дыки

Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин († 435) гово­рил о при­ча­ще­нии: «Мы не должны устра­няться от при­ча­ще­ния Гос­подня из-за того, что сознаем себя греш­ни­ками; но еще более и более с жаждою надобно поспе­шать к Нему для исце­ле­ния души и очи­ще­ния духа, однако ж с таким сми­ре­нием духа и верою, чтобы считая себя недо­стой­ными при­ня­тия такой бла­го­дати, мы желали больше лекар­ства для наших ран. А иначе и в год одна­жды нельзя достойно при­ни­мать при­ча­ще­ние, как неко­то­рые делают, кото­рые живя в мона­сты­рях, досто­ин­ство, освя­ще­ние и бла­го­твор­ность небес­ных таинств оце­ни­вают так, что думают, что при­ни­мать их должны только святые, непо­роч­ные; а лучше бы думать, что эти таин­ства сооб­ще­нием бла­го­дати делают нас чистыми и свя­тыми

Гораздо пра­виль­нее было бы, чтобы мы с тем сми­ре­нием сердца, по кото­рому веруем и испо­ве­дуем, что мы нико­гда не можем достойно при­ка­саться Святых Таин, в каждый День Гос­по­день при­ни­мали их для исце­ле­ния наших неду­гов, нежели, пре­воз­нес­шись сует­ным убеж­де­нием сердца, верить, что мы и после годич­ного срока бываем достойны при­ня­тия их1.

Глав­ными усло­ви­ями уча­стия в Евха­ри­стии явля­ются кре­ще­ние, вера и жизнь по запо­ве­дям Хри­сто­вым. Муче­ник Иустин Фило­соф отме­чал: «пища эта назы­ва­ется у нас Евха­ри­стией, и никому дру­гому не поз­во­ля­ется участ­во­вать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего, омылся омо­ве­нием в остав­ле­ние грехов и в воз­рож­де­ние, и живет так, как предал Хри­стос» (Апо­ло­гия, п.66).

Необ­хо­ди­мым момен­том под­го­товки к Евха­ри­стии явля­ется также еван­гель­ское ( Мф.5:23-24 ) тре­бо­ва­ние при­ми­ре­ния с ближ­ними, с чле­нами хри­сти­ан­ской общины. В древ­нем хри­сти­ан­ском памят­нике «Дидахе» (Учение две­на­дцати апо­сто­лов) хри­сти­а­нам ука­зы­ва­ется: «В день Гос­по­день собрав­шись вместе, пре­ло­мите хлеб и бла­го­да­рите, испо­ве­давши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, име­ю­щий распрю с другом своим, да не при­хо­дит вместе с вами, пока они не при­ми­рятся, чтобы не осквер­ни­лась жертва ваша». (Дидахэ, 14,1–2).

Кроме того, не сле­дует забы­вать о таком важном моменте хри­сти­ан­ской жизни и под­го­товки к при­ча­стию как дела мило­сер­дия. Это еще одна древ­няя форма под­го­товки к Евха­ри­стии, без кото­рой вообще трудно гово­рить о хри­сти­ан­ской жизни. Про­яв­ле­ния его раз­но­об­разны, но если гово­рить о рас­смат­ри­ва­е­мом нами аспекте под­го­товки, это дары ближ­ним, кото­рые в древ­но­сти обя­за­тельно при­но­си­лись вместе с дарами для Таин­ства: «Между тем доста­точ­ные и жела­ю­щие, каждый по своему про­из­во­ле­нию, дают, что хотят, и собран­ное скла­ды­ва­ется у пред­сто­я­теля, и он имеет попе­че­ние о сиро­тах и вдовах, о всех нуж­да­ю­щихся вслед­ствие болезни или по другой при­чине, о нахо­дя­щихся в узах, о при­шед­ших в нужде» 2.

Под­го­товка к при­ча­ще­нию состоит из внут­рен­ней, и внеш­ней под­го­товки. Мы, говоря здесь об усло­виях уча­стия в Евха­ри­стии, не рас­смат­ри­ваем во всей пол­ноте эту под­го­товку, а гово­рим лишь о без­услов­ных при­чи­нах, пре­пят­ству­ю­щих При­ча­ще­нию, и в тех вопро­сах внеш­ней и внут­рен­ней под­го­товки, кото­рых мы здесь не кос­немся, чело­век сам само­вла­стен в при­ня­тии ответ­ствен­ного реше­ния при­сту­пать ко При­ча­стию или нет.

Внеш­няя под­го­товка вклю­чает в себя выпол­не­ние бла­го­че­сти­вых пред­пи­са­ний: очистка сове­сти через испо­ве­да­ние гре­хов­ных поступ­ков и помыс­лов на испо­веди; боль­шее в под­го­то­ви­тель­ный период уча­стие в бого­слу­же­нии и мень­шее в раз­вле­че­ниях; уве­ли­че­ние еже­днев­ного молит­вен­ного пра­вила; допол­ни­тель­ных аске­ти­че­ских упраж­не­ний (пост, поклоны, чтение Св. Писа­ния, помощь нуж­да­ю­щимся) и т.д.

Во внут­рен­ней под­го­товке первое и самое глав­ное – жела­ние при­ча­ститься, жажда Бога, живое чув­ство невоз­мож­но­сти жизни без и вне Христа. Пони­ма­ние того, что соеди­ня­ясь в Таин­стве с Ним мы обре­таем жизнь и край­нее жела­ние этого соеди­не­ния. Это не просто чув­ство как спон­тан­ная эмоция, воз­ни­ка­ю­щая и про­па­да­ю­щая. Это посто­ян­ное состо­я­ние души, когда она ощу­щает себя недо­ста­точ­ной без Христа, и только с Ним и в Нем обре­тает и пол­ноту жизни, и упо­ко­е­ние, и радость, и мир, и смысл своего суще­ство­ва­ния. Это состо­я­ние души, вообще говоря, есть, с одной сто­роны, как раз то, на что направ­лены духов­ные усилия чело­века, все его рели­ги­оз­ные труды, как внеш­ние (такие как воз­дер­жа­ние, молит­во­сло­вие, хож­де­ние в Цер­ковь, доб­ро­де­ла­ние) – так и внут­рен­ние (молитва, бого­мыс­лие).

С другой сто­роны, это бла­го­дат­ное состо­я­ние, ибо никто не может придти ко Христу, если не Отец при­вле­чет его ( Ин.6:44 ). Харак­те­ри­зу­ется это состо­я­ние нали­чием опре­де­лен­ных рели­ги­оз­ных (глу­боко свя­зан­ных с Богом) чувств: пока­я­ния, сми­ре­ния, бла­го­да­ре­ния Богу, страха Божия (сынов­него бла­го­го­вей­ного ощу­ще­ния Бога). Из всего этого есте­ственно рож­да­ется жажда Бога, кото­рая и удо­вле­тво­ря­ется совер­шен­ней­шим обра­зом в Таин­стве евха­ри­стии.

Если у чело­века в душе ничего этого нет – или, что, как пра­вило, бывает, есть, но в слабой, почти исче­за­ю­щей мере – то первое и глав­ное усло­вие внут­рен­ней под­го­товки к При­ча­стию и будет созда­ние в себе, хоть в малой мере, этого настро­е­ния души, этого жела­ния.

Наряду с этими оче­вид­ными рели­ги­оз­ными исти­нами, пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину, жела­ю­щему при­сту­пить к свя­тому Таин­ству При­ча­ще­ния, над­ле­жит пом­нить, что для того, чтобы При­ча­стие Гос­поду не было «в суд и осуж­де­ние», ему необ­хо­димо выпол­нить ряд сущ­ност­ных и дис­ци­пли­нар­ных усло­вий.

Сущ­ност­ные усло­вия опре­де­ляют само отно­ше­ние чело­века к сути При­ча­ще­ния и явля­ются сле­ду­ю­щими: осо­зна­ние смысла Таин­ства, искрен­нее жела­ние при­сту­пить к нему, душев­ный мир (мир с Богом, Цер­ко­вью, ближ­ними и с соб­ствен­ной сове­стью), цер­ков­ность, искрен­нее и ответ­ствен­ное стрем­ле­ние к бого­об­ще­нию и духов­ной жизни.

Выра­ботке дис­ци­пли­нар­ных усло­вий послу­жил боль­шой опыт жизни Церкви. К ним в насто­я­щее время могут быть отне­сены: трех­днев­ный пост, про­чи­ты­ва­ние опре­де­лен­ного молит­вен­ного пра­вила перед При­ча­ще­нием, посе­ще­ние вечер­него бого­слу­же­ния нака­нуне, испо­ведь. Дис­ци­пли­нар­ные усло­вия в особых слу­чаях (напри­мер, болезни чело­века, опас­ной или непро­стой жиз­нен­ной ситу­а­ции и т.д.) кор­рек­ти­ру­ются или даже совсем не испол­ня­ются.

Дис­ци­пли­нар­ные усло­вия не должны пере­кры­вать собою сущ­ност­ные, и ста­но­вится свое­об­раз­ным «биле­том» на при­ча­стие. Радость встречи со Хри­стом в Евха­ри­стии не должна затме­ваться или омра­чаться невоз­мож­но­стью испол­нить пред­пи­сы­ва­е­мую внеш­нюю тра­ди­цию в пол­ноте, глав­ное это внут­рен­няя под­го­товка сердца хри­сти­а­нина к при­ня­тию Спа­си­теля. Заме­тим, что такой акцент на внут­рен­нем, не озна­чает, что неважно внеш­нее. Пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство целостно и не есть «голый спи­ри­ту­а­лизм»; оно охва­ты­вает всего чело­века, всю его жизнь – и, прежде всего, внут­рен­нюю, но и внеш­нюю также; внут­рен­нее выра­жа­ется во внеш­нем, отра­жа­ется им, оформ­ля­ется внеш­ним. Но очень важно все иметь на своих местах. Глав­ное – это внут­рен­нее; внеш­ние формы только тогда имеют зна­че­ние, когда выра­жают это внут­рен­нее, а не наобо­рот.

1. Осо­зна­ние смысла. Хри­сти­а­нин должен ясно осо­зна­вать, что при­ча­ща­ется он Тела и Крови Хри­сто­вых для того, чтобы соеди­ниться с Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, всту­пить в бого­об­ще­ние, вку­сить вечерю Гос­подню для освя­ще­ния и очи­ще­ния от грехов, для соеди­не­ния во Христе со всей Цер­ко­вью, – а не только испол­нить некий непо­нят­ный для него рели­ги­оз­ный обряд.

2. Искрен­нее жела­ние. Хри­сти­а­нину необ­хо­димо иметь искрен­нее, глу­бо­кое и непри­нуж­ден­ное жела­ние при­ча­ще­ния. Это жела­ние должно быть соеди­нено с бла­го­го­ве­нием и чуждо вся­кого лице­ме­рия. Хри­сти­а­нин должен пом­нить, что «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Гос­подню недо­стойно, вино­вен будет против Тела и Крови Гос­под­ней ( 1Кор.11:27 )».

3. Душев­ный мир. Хри­сти­а­нин, под­хо­дя­щий к Чаше, должен всеми силами стре­миться к душев­ному миру и при­ми­ре­нию со всеми своими ближ­ними. Без такого стрем­ле­ния подойти к Таин­ству для хри­сти­а­нина невоз­можно. Гос­подь наш Иисус Хри­стос сказал: «Итак, если ты при­не­сешь дар твой к жерт­вен­нику и там вспом­нишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жерт­вен­ни­ком, и пойди прежде при­ми­рись с братом твоим, и тогда приди и при­неси дар твой» ( Мф.5:23-24 ).

4. Цер­ков­ность. Хри­сти­а­нин не должен нару­шать цер­ков­ные каноны (или отри­цать цер­ков­ные дог­маты), отлу­ча­ю­щие его от При­ча­ще­ния и Церкви, то есть нахо­диться в допу­сти­мых цер­ков­ной, пас­тыр­ской и кано­ни­че­ской тра­ди­цией рамках веры и нрав­ствен­ной жизни, так как «бла­го­дать дару­ется тем, кото­рые не нару­шают пре­де­лов веры и не пре­сту­пают пре­да­ний отцов» (Посла­ние к Дио­гнету). А в случае отступ­ле­ния от веры и совер­ше­ния тяжких грехов – прежде При­ча­ще­ния вос­со­еди­ниться с Цер­ко­вью в таин­стве Пока­я­ния.

5. Духов­ная жизнь. Хри­сти­ан­ская жизнь, к кото­рой при­зван каждый веру­ю­щий, невоз­можна без стрем­ле­ния испол­нять запо­веди Божьи. Духов­ная жизнь вклю­чает в себя посто­ян­ное понуж­де­ние себя к дела­нию добрых дел, а также про­тив­ле­ние воз­ни­ка­ю­щим в душе гре­хов­ным помыс­лам и соблаз­нам. Наряду с непре­рыв­ным нрав­ствен­ным само­ис­пы­та­нием и само­кон­тро­лем духов­ная жизнь невоз­можна без молитвы к Богу, чтения Еван­ге­лия Хри­стова, про­яв­ле­ни­ями любви к ближ­ним, истин­ного пока­я­ния и воз­дер­жа­ния. В каких бы аспек­тах духов­ная жизнь не про­яв­ля­лась, она должна иметь своим осно­ва­нием искрен­ние личные отно­ше­ния с Богом.

Из ука­зан­ных сущ­ност­ных усло­вий выте­кают после­ду­ю­щие дис­ци­пли­нар­ные усло­вия, кото­рые Цер­ковь пред­ла­гает как спо­соб­ству­ю­щие при­об­ще­нию к Богу и веде­нию пра­виль­ной духов­ной жизни.

6. Литур­ги­че­ский пост. Перед при­ча­стием по древ­ней­шей тра­ди­ции Церкви необ­хо­дим так назы­ва­е­мый литур­ги­че­ский пост, кото­рый заклю­ча­ется в том, что при­бли­зи­тельно с полу­ночи нака­нуне перед при­ча­стием ничего не едят и не пьют, ибо с древ­но­сти при­нято при­сту­пать к Святой Чаше нато­щак. В дни празд­нич­ных ночных служб (на Пасху, Рож­де­ство и т.д.) сле­дует пом­нить, что про­дол­жи­тель­ность литур­ги­че­ского поста состав­ляет не менее 6 часов перед при­ча­ще­нием.

Часто воз­ни­кает вопрос: если кто-нибудь утром в день при­ча­ще­ния, умы­ва­ясь, чистя зубы или при­ни­мая душ, слу­чайно про­гло­тил немного воды, может ли он при­ча­ститься? Свя­ти­тель Тимо­фей Алек­сан­дрий­ский в своём авто­ри­тет­ном в кано­ни­че­ском отно­ше­нии посла­нии отве­чает так: «Он должен при­ча­ститься. Ибо иначе сатана, обретя случай уда­лить его от При­ча­ще­ния, чаще будет делать то же».

Важно отме­тить, что приём необ­хо­ди­мого для жизни или нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти орга­низма лекар­ствен­ного сред­ства утром перед при­об­ще­нием ни в коей мере не явля­ется пре­пят­ствием для при­ня­тия Святых Таин. Поскольку прием неко­то­рых пре­па­ра­тов необ­хо­димо сопря­жен с при­ня­тием пищи или воды, эта пища или вода ни в коем случае не должны рас­смат­ри­ваться как нару­ше­ние литур­ги­че­ского поста.

7. Испо­ведь. Тра­ди­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви вклю­чает в себя пред­ва­ри­тель­ную испо­ведь перед при­ча­стием. Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит нам: «Да испы­ты­вает же себя чело­век, и таким обра­зом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недо­стойно, тот ест и пьет осуж­де­ние себе, не рас­суж­дая о Теле Гос­под­нем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало уми­рает» ( 1Кор.11:28-29 ). Испо­ведь перед При­ча­ще­нием может про­ис­хо­дить как нака­нуне вече­ром, так и утром непо­сред­ственно перед Литур­гией. В неко­то­рых слу­чаях (напри­мер, нака­нуне боль­ших цер­ков­ных празд­ни­ков) испо­ведь на при­хо­дах про­хо­дит за несколько дней до при­ча­ще­ния веру­ю­щих (из-за загру­жен­но­сти свя­щен­ни­ков). На неко­то­рых при­хо­дах также суще­ствует тра­ди­ция, когда хри­сти­а­нин при­ча­ща­ется чаще, чем испо­ве­ду­ется (напри­мер, при­ча­ща­ется за каждой литур­гией, а испо­ве­ду­ется раз в 2–4 недели); этой тра­ди­ции сле­дует и боль­шин­ство при­ход­ских свя­щен­ни­ков (осо­бенно, если они одни на при­ходе). В этом случае, при усло­вии отсут­ствия тяжких грехов, веру­ю­щий под­хо­дит к Чаше без пред­ва­ри­тель­ной испо­веди непо­сред­ственно перед При­ча­ще­нием.

8. Телес­ный пост. Жела­ю­щий при­ча­ститься должен поста­раться достойно при­го­то­виться к этому свя­тому Таин­ству. Ум не должен рас­се­и­ваться по мело­чам житей­ским и раз­вле­каться, а по воз­мож­но­сти должен быть сосре­до­то­чен на пред­сто­я­щей радост­ной для вся­кого хри­сти­а­нина встрече со Хри­стом в Таин­стве Евха­ри­стии.

Сред­ством к такой более сосре­до­то­чен­ной духов­ной жизни в дни под­го­товки к Таин­ству явля­ется, наряду с молит­вой пост (в цер­ков­ной прак­тике такой пост назы­ва­ется гове­нием). По тра­ди­ции пред­пи­сы­ва­ется воз­дер­жа­ние и огра­ни­че­ние в пище (мясной и молоч­ной). Телес­ный пост перед при­ча­стием может про­дол­жаться до несколь­ких дней. Общее пра­вило здесь таково: чем реже чело­век при­ча­ща­ется, тем строже и больше должен быть телес­ный пост, и наобо­рот. Напри­мер, если чело­век при­ча­ща­ется каждый вос­крес­ный день, то он не постится вовсе (или нака­нуне в суб­боту воз­дер­жи­ва­ется лишь от мясной пищи), несколько раз в год – постится три дня. А если чело­век при­ча­ща­ется еще реже то при­зван говеть неделю.

Мера телес­ного поста также обу­слав­ли­ва­ется семей­ными и соци­аль­ными обсто­я­тель­ствами (жизнь в нецер­ков­ной семье, тяжё­лый физи­че­ский и интел­лек­ту­аль­ный труд, труд­ный рабо­чий график и т.п.), и в этих усло­виях есте­ственно сни­жа­ется.

Отме­тим, что в соот­вет­ствии с кано­нами Пра­во­слав­ной церкви пост перед При­ча­стием пол­но­стью отме­ня­ется во время Свет­лой пас­халь­ной сед­мицы и в празд­нич­ные дни других Святок.

9. Уча­стие в бого­слу­же­нии и домаш­няя молитва. Так как хра­мо­вое бого­слу­же­ние поз­во­ляет лучше под­го­то­виться к литур­гии, нака­нуне При­ча­ще­ния чело­веку надо поста­раться придти в храм и помо­литься вместе со всеми на вечер­нем бого­слу­же­нии. Домаш­няя молитва в этот день вклю­чает в себя, кроме обыч­ных утрен­них и вечер­них молитв, чтение «После­до­ва­ния ко Свя­тому При­ча­ще­нию».

Рус­ская тра­ди­ция преду­смат­ри­вает также чтение трёх кано­нов: пока­ян­ного ко Гос­поду, молеб­ного ко Пре­свя­той Бого­ро­дице, и канона Ангелу-хра­ни­телю, однако обя­за­тель­ным про­чте­ние их явля­ется лишь в случае отсут­ствия на вечер­нем бого­слу­же­нии нака­нуне. По тра­ди­ции хри­сти­ане могут также читать эти каноны в тече­ние несколь­ких дней перед При­ча­стием.

Жела­ю­щие, по лич­ному усер­дию, могут про­чи­ты­вать также и другие молитвы, напри­мер, «Ака­фист Иисусу Слад­чай­шему» или другие. Однако мера молит­вен­ной под­го­товки в любом случае должна отве­чать своей задаче: духовно настро­ить чело­века к при­об­ще­нию к Богу и вызвать пока­ян­ные и в то же время радост­ные чув­ства, и не должна пре­вра­щаться в непри­ят­ную обя­зан­ность, неис­пол­не­ние кото­рой пол­но­стью или частично может отлу­чить чело­века от любви Божией.

10. Супру­же­ские отно­ше­ния. Древ­няя аске­ти­че­ская тра­ди­ция, под­креп­лен­ная авто­ри­тет­ными цер­ков­ными пра­ви­лами, пред­пи­сы­вает в ночь перед При­ча­ще­нием отка­заться от телес­ных супру­же­ских отно­ше­ний. Также дей­ствует совет без особой необ­хо­ди­мо­сти муж­чи­нам воз­дер­жи­ваться от При­ча­ще­ния в день после ноч­ного непро­из­воль­ного исте­че­ния, а жен­щи­нам – во время так назы­ва­е­мых «жен­ских дней». Однако в этих вопро­сах есть много тон­ко­стей, во многом ана­ло­гич­ных тому, что гово­рит свя­ти­тель Тимо­фей о слу­чай­ном погло­ще­нии воды: «ибо иначе сатана, обретя случай уда­лить его от При­ча­ще­ния, чаще будет делать то же». Поэтому данное дис­ци­пли­нар­ное пра­вило (впро­чем как и все прочие) надо при­ме­нять, сооб­ра­зу­ясь с ритмом и навы­ком цер­ков­ной жизни кон­крет­ного хри­сти­а­нина.

При­ча­ще­ние мла­ден­цев и детей. Для мла­ден­цев (малень­ких детей дошколь­ного воз­раста) в зави­си­мо­сти от воз­раста в той или иной мере отме­ня­ются все усло­вия, как дис­ци­пли­нар­ные, так и сущ­ност­ные. Про­ис­хо­дит это под одним усло­вием. Цер­ковь кре­стит и при­ча­щает нера­зум­ных мла­ден­цев по вере их роди­те­лей. В древ­ней Церкви кре­ще­ние мла­ден­цев про­ис­хо­дило только тогда, когда допод­линно было известно о хри­сти­ан­ской жизни их роди­те­лей, а также об их член­стве в той или иной хри­сти­ан­ской общине. Допол­ни­тель­ным гаран­том за цер­ков­ность семьи высту­пали вос­при­ем­ники (крест­ные) детей. Основ­ным моти­вом, кото­рый допус­кает подоб­ную прак­тику явля­ется то, что в семье где все при­ча­ща­ются Христа и живут цер­ков­ной жизнью мла­де­нец, не име­ю­щий воз­мож­но­сти соеди­ниться со Хри­стом, пред­стает как некое досад­ное «сре­до­сте­ние» в семье между при­ча­ща­ю­щи­мися роди­те­лями. Поэтому крайне жела­тельно, чтобы при­ча­ще­ние мла­ден­цев совер­ша­лось сов­местно с семьей или хотя бы вместе с одним из роди­те­лей. Ситу­а­ция, когда регу­лярно и часто при­ча­щают малень­ких детей, а роди­тели при­ча­ща­ются несколько раз в год, или не при­ча­ща­ются вовсе – не должна при­зна­ваться нормой. Для Церкви очень важно уча­стие в Евха­ри­стии всей семьи. Если в семье есть дети, то оче­видно дис­ци­пли­нар­ные тре­бо­ва­ния для обоих роди­те­лей (а осо­бенно для мам) зна­чи­тельно смяг­ча­ются. А для кор­мя­щих и мно­го­дет­ных мате­рей, в случае необ­хо­ди­мо­сти, они могут быть и пол­но­стью отме­нены.

По сло­жив­шейся тра­ди­ции дис­ци­пли­нар­ные усло­вия в пол­ноте не рас­про­стра­ня­ются и на детей более стар­шего воз­раста. Испо­ведь про­ис­хо­дит, как пра­вило, не раньше семи­лет­него воз­раста (а в случае инди­ви­ду­аль­ной него­тов­но­сти ребенка и позже, напри­мер, в 9 или 10 лет). Меру телес­ного и литур­ги­че­ского поста, молитвы, уча­стия детей в бого­слу­же­нии необ­хо­димо опре­де­лять роди­те­лям, согла­со­вы­ва­ясь со свя­щен­ни­ком. Важно посте­пенно и мягко вос­пи­ты­вать в ребенке стрем­ле­ние и воз­мож­ность воз­дер­жаться от приема пищи и по воз­мож­но­сти воды перед При­ча­ще­нием, сооб­ра­зу­ясь при этом с физи­че­ским, мораль­ным состо­я­нием ребенка, с вре­ме­нем, потра­чен­ным на дорогу к храму, с про­дол­жи­тель­но­стью бого­слу­же­ния, с уста­ло­стью ребенка. Литур­ги­че­ский (а тем более телес­ный) пост не должен быть ни физи­че­ски, ни морально обре­ме­ни­те­лен для малень­кого хри­сти­а­нина и затме­вать его радость встречи со Хри­стом.

Важно вос­пи­ты­вать в ребенке соб­ствен­ную волю в этих вопро­сах под­го­товки, пускай ребе­нок отка­жется даже от самого малого или ничтож­ного, но сде­лает это сам, соб­ствен­ной волею, чем он что-то будет делать под­чи­ня­ясь роди­те­лям или «из под палки».

Недо­пу­стимо при­ча­ще­ние мла­ден­цев (малень­ких детей) в случае явного их неже­ла­ния и про­тив­ле­ния. Необ­хо­димо в этом случае, успо­ко­ить ребенка, а в сле­ду­ю­щий раз лучше под­го­то­вить к приему этого вели­кого Таин­ства.

Источник

Можно ли пить лекарства перед Причастием, вкушением просфоры и святой воды?

В евха­ри­сти­че­ской тра­ди­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви содер­жит­ся пред­став­ле­ние о посте перед при­ня­ти­ем Свя­тых Даров. Обще­при­ня­тым счи­та­ет­ся, что пост начи­на­ет­ся с полу­но­чи и про­дол­жа­ет­ся до само­го Таин­ства. Исклю­че­ние дела­ет­ся для мла­ден­цев и тяже­ло­бо­ля­щих, уми­ра­ю­щих людей.
Одна­ко, у мно­гих людей воз­ни­ка­ет про­бле­ма в про­ве­де­нии тако­го поста в свя­зи с необ­хо­ди­мо­стью при­е­ма лекарств нато­щак. Как быть в такой ситу­а­ции? Мож­но ли при­ча­щать­ся или луч­ше оста­вить Таин­ство до выздо­ров­ле­ния? Для отве­та на эти вопро­сы пред­ла­га­ем кос­нуть­ся цер­ков­ной истории.

В пер­вые века хри­сти­ан­ской Церк­ви выра­же­ни­ем люб­ви и хри­сти­ан­ско­го еди­не­ния в вере были так назы­ва­е­мые вече­ри люб­ви или ага­пы. На них чле­ны Церк­ви соби­ра­лись для совер­ше­ния Евха­ри­стии, молит­вы и общей тра­пезы. Для нас инте­ре­сен тот факт, что на таких собра­ни­ях хри­сти­ане сна­ча­ла вку­ша­ли пищу — общий обед, — а толь­ко потом в завер­ше­нии Тра­пезы при­ни­ма­ли Свя­тые Дары.

То есть, при­ча­ще­ние после обе­да было для хри­сти­ан обыч­ным делом.
Такая прак­ти­ка про­дол­жа­лась бы и сей­час, если бы не частые зло­упо­треб­ле­ния со сто­ро­ны недоб­ро­со­вест­ных хри­сти­ан. Слу­чи­лось так, что более бога­тые чле­ны общи­ны ста­ли жад­ни­чать и избе­гать того, что­бы уго­стить бед­ных собра­тьев. Осуж­де­ние это­го поро­ка мы встре­ча­ем у св. Апо­сто­ла Пав­ла, кото­рый гово­рит: “Раз­ве у вас нет домов на то, что­бы есть и пить?” ( 1 Кор. 11:22 ).

В ходе даль­ней­шей исто­рии зло­упо­треб­ле­ния толь­ко уси­ли­ва­лись, и уже было труд­но сохра­нять чисто­ту Таин­ства Евха­ри­стии. Поэто­му при­ча­стие было пере­не­се­но на нача­ло про­ве­де­ния агап, а обед на вто­рое место. С это­го вре­ме­ни берет нача­ло евха­ри­сти­че­ский пост. Вско­ре ага­пы исчез­ли из цер­ков­но­го упо­треб­ле­ния, а Евха­ри­стия ста­ла само­сто­я­тель­ным бого­слу­же­ни­ем. По это­му пово­ду были изда­ны цер­ков­но-кано­ни­че­ские доку­мен­ты, кото­рые посвя­ща­лись обос­но­ва­нию постов перед при­ча­ще­ни­ем и запре­ще­нию совер­шать агапы.

Таким обра­зом, ста­но­вит­ся понят­но, что запрет при­ни­мать пищу перед при­ча­сти­ем не име­ет абсо­лют­но­го характера.

перед причащением можно пить воду. Смотреть фото перед причащением можно пить воду. Смотреть картинку перед причащением можно пить воду. Картинка про перед причащением можно пить воду. Фото перед причащением можно пить воду Из фото­аль­бо­ма свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на Пархоменко

В совре­мен­ной цер­ков­ной прак­ти­ке соглас­но недав­но издан­но­му поло­же­нию о Евха­ри­стии, тяже­ло­боль­ным людям раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние необ­хо­ди­мых лекар­ствен­ных средств перед при­ча­сти­ем. Пото­му как лекар­ства это не еда.

К сожа­ле­нию, наши болез­ни зача­стую ста­но­вят­ся хро­ни­че­ски­ми. Мы посто­ян­но ищем источ­ни­ки здо­ро­вья и дол­го­ле­тия для себя и сво­их близ­ких. Сего­дня суще­ству­ет мно­же­ство лечеб­ных схем, в осно­ве кото­рых лежит при­ем лекар­ствен­ных средств нато­щак. Это могут быть раз­лич­ные тра­вя­ные настои или же, напри­мер, дока­зан­ный китай­ский спо­соб очи­ще­ния кро­ви посред­ством при­е­ма тер­то­го зуб­чи­ка чес­но­ка натощак.

Мож­но ли при­ча­щать­ся тем, кто при­дер­жи­ва­ет­ся дан­ных лечеб­ных курсов?
На мой взгляд, в ситу­а­ции, не тре­бу­ю­щей сроч­но­го вве­де­ния лекар­ствен­ных средств в орга­низм, мож­но воз­дер­жать­ся от сопут­ству­ю­щих лече­нию про­фи­лак­ти­че­ских или обще­укреп­ля­ю­щих мер. Навер­ное, ино­гда мож­но поз­во­лить Гос­по­ду посе­тить и исце­лить нас. Ведь при­ча­ща­ем­ся мы не толь­ко во остав­ле­ние гре­хов, но и для исце­ле­ния. Ред­кий при­хо­жа­нин име­ет воз­мож­ность при­ча­щать­ся часто. Думаю, сто­ит в эти свя­тые дни соче­та­ния со Хри­стом оста­вить место для нашей веры и для посе­ще­ния нас Богом.

С дру­гой сто­ро­ны, каж­дый хри­сти­а­нин счи­та­ет сво­им дол­гом каж­дый день при­ни­мать часть свя­той просфо­ры и свя­той воды. Как быть с соче­та­ни­ем при­е­ма лекар­ствен­ных средств натощак?
В такой ситу­а­ции име­ет смысл раз­де­лить во вре­ме­ни при­ем лекарств и свя­тых просфо­ры и воды.
В любом слу­чае, будет полез­но посо­ве­то­вать­ся с духов­ни­ком по это­му пово­ду, кото­рый даст инди­ви­ду­аль­ные сове­ты и рекомендации.

Автор: Свя­щен­ник Алек­сандр Денисов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *