пдд где можно разворачиваться в городе
Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?
Большинство водителей предпочитают не совершать разворот без особой надобности, предпочитая проехать квартал-другой. Причины этого кроются в позиционировании разворота как сложного и опасного маневра, с одной стороны, и незнании правил разворота, с другой. И если с первым постулатом можно соглашаться, то второе объяснение не выдерживает критики. Правила надо знать и четко выполнять их предписания, дабы не бояться ответственности.
Попробуем восполнить пробел в знаниях некоторых водителей по вопросу правил разворота.
Принципы разворота: требования знаков и разметки
Дорожные знаки, регламентирующие разворот
В ПДД есть специальные дорожные знаки, указывающие на участок, где можно совершить этот маневр: «Место для разворота» (6.3.1), «Зона для разворота» (6.3.2).
Обозревая данные знаки, водитель должен понимать: «Вот оно законное место для осуществления разворота!». И ничего опасаться не надо.
Главное помнить, что разворот в таком месте должен начинаться из крайне левого положения на крайне левой полосе.
Однако в ПДД большее место занимают не правила осуществления разворота, а нормы, запрещающие это делать. Существует специальный дорожный знак, категорически запрещающий указанный маневр, – «Разворот запрещен» (3.19).
Он устанавливается перед перекрестками и запрещает маневр как раз на этом участке.
Запрещают разворот и семейство предписывающих знаков, исключающих левый поворот (а, следовательно, и разворот):
— «Движение прямо» (4.1.1);
— «Движение направо» (4.1.2);
— «Движение прямо и направо» (4.1.4).
Не предоставляет право разворота и дорожный знак «Дорога с односторонним движением» (5.5), ибо, развернувшись на таком участке, водитель автоматически попадает на полосу (или полосы), которые предназначаются только для встречных ТС.
Исключают маневр разворота еще два дорожных знака — «Направления движения по полосам» (5.15.1) и «Направления движения по полосе» (5.15.2). Если, конечно, из крайне левой полосы будет запрещен левый поворот.
Разметка, регламентирующая разворот
С горизонтальной дорожной разметкой проще, чем со знаками: маневр разворота запрещается на участках дорог, на которых нанесены:
— двойная сплошная (1.3);
— двойная (сплошная, рядом прерывистая) – со стороны сплошной (1.11).
Запрещают разворот и те варианты горизонтальной разметки 1.18 (говорящие о направлениях движения по полосам), которые не позволяют из крайне левой полосы совершать левый поворот.
Прерывистые линии разметки разрешают выполнять интересующий нас маневр (если он не запрещен иными требования ПДД).
Общие правила разворота: требования раздела 8 ПДД
Перед началом разворота водителю предписывается заранее занять крайне левое положение на крайне левой полосе. (На двусторонней дороге – крайне левое положение на «своей» полосе).
Если на дороге присутствуют трамвайные пути, размещающиеся слева от водителя, то разворот на таком участке необходимо проводить с предварительным выездом ТС на трамвайные пути, предназначенные для попутного направления (при несоздании, конечно же, помех для движения трамвая).
Но надо помнить, что, если знаками «Направления движения по полосам» (5.15.1), «Направления движения по полосе» (5.15.2), а также разметкой 1.18 предписывается какой-то другой порядок движения (в иных направлениях, исключающих поворот налево либо разворот), то предварительный выезд на трамвайные пути перед разворотом категорически запрещается.
Водитель обязан исполнять предписания разметки либо знаков.
Из данного правила есть исключение.
Если размеры (габариты) ТС или ширина дороги (проезжей части) не предоставляют возможности выполнить разворот из крайне левой полосы и крайне левого положения, то на участке ВНЕ ПЕРЕКРЕСТКА разрешается совершать разворот даже из правого положения, а также обочины (если подобный маневр не запрещает разметка либо знаки).
Как это парадоксально и не звучит, но в 8 разделе ПДД нет норм, которые специально регламентировали бы траекторию разворота. То есть траектория движения при развороте законодательно не определена. Главное, не нарушать имеющихся требований.
Условия запрещения разворота: положения п.8.11 ПДД
Запрет выполнения маневра разворота в реальной практике дорожного движения может регламентироваться не только знаками или разметкой. Согласно п.8.11 Правил, есть шесть участков дорог, на которых безоговорочно и категорически запрещается выполнять разворот. Рассмотрим эти участки.
1. Пешеходные переходы.
Запрет разворота на пешеходных переходах (регулируемых и нерегулируемых) объясняется тем, что в процессе выполнения маневра можно создать опасность для пешеходов, пересекающих проезжую часть по переходу и пользующихся на нем преимуществом.
2. Места остановок маршрутного транспорта.
При развороте на автобусных остановках и в непосредственной близости от них существует опасность смещения траектории маневра и наезда на пешеходов (будущих пассажиров), стоящих на остановках.
3. Железнодорожные переезды.
Запрет на разворот на ж/д переезде обусловлен опасностью такого участка дороги, а также узостью проезжей части, когда невозможно развернуться без применения движения задним ходом и потери времени.
4. Мосты, путепроводы, эстакады и участки дороги под ними.
Опасность искусственных сооружений состоит в ограниченности пространства, необходимого для разворачивания на 180 градусов, поэтому ошибка в планировании разворота может привести к выходу за пределы участка и даже вылету с большой высоты.
5. Тоннели.
Ограниченность пространства и низкая способность к маневрированию объясняет данный запрет разворота.
6. Условия ограниченной видимости.
При наличии 100-метровой дистанции водитель встречного авто может вовремя среагировать на неправильный разворот и – тем самым – избежать ДТП. При ограниченности обзора такая возможность пропадает.
Прочие случаи, запрещающие разворот
Разворот запрещается на автомагистрали (знак 5.1) и дороге для автомобилей (знак 5.3): запрещается использоваться для этого технологические разрывы, созданные в разделительной полосе.
Разворот на таких дорогах разрешен только в специально отведенных местах, оснащенных уже известными знаками — «Место для разворота» (6.3.1) и «Зона для разворота» (6.3.2).
Осуществление разворотов на перекрестках
Особо выделим разворот на перекрестке. Это необходимо сделать потому, что многие обыватели и даже сами водители полагают, что «в чистом виде» на перекрестке разворачиваться запрещается.
Это в корне неверно. Если взять общие правила разворота, то ПДД не регламентирует ни разрешения, ни запрета такого маневра. Значит, — разворот на перекрестках разрешен (если при его применении не используется задний ход, запрещенный на перекрестках).
ПДД не затрагивают и вопроса о «правильной» траектории разворота. Любая траектория возможна при соблюдении двух требований:
1) перед разворотом надо занять крайне левое положение на крайне левой полосе (кроме случаев разворота на перекрестках с круговым движения);
2) при выезде с перекрестка нельзя будет оказаться на «встречке».
Отметим только два существенных момента.
1. Разворот на «кольце» (круговом движении) возможен только при проезде всего «кольца».
2. А вот как быть в этой ситуации (на рисунке ниже)?
Некоторые водители совершают ошибку, двигаясь по любой траектории. Это неверная позиция. Попробуем пояснить.
На рисунке представлен не разворот, а два последовательных левых поворота. Первый поворот, затем движение в разрыве разделительной полосы, второй поворот. А согласно п.8.6 Правил, при выезде с левого поворота нельзя оказываться на полосе-«встречке».
Поэтому движение на перекрестке (похожее на разворот, но являющееся двойным левым поворотом) возможно только по траектории А.
Административная ответственность за нарушение правил разворота
В КоАП РФ отражены санкции, которыми «вознаграждаются» водители за нарушение правил разворота. Таких санкций – 3 вида.
Вместо заключения
Таким образом, ПДД крайне незначительно отражает вопрос о развороте ТС. Доподлинно известно, что в подавляющем числе случаев водитель должен принять как можно левее для разворота. Что касается траектории совершения маневра, то разворот в этом сегменте никак не регламентируется. При завершении маневра нельзя оказаться на встречных полосах.
Таковы теоретические выкладки ПДД, связанные с разворотом. А опыт придет к Вам в процессе непосредственного движения по дорогам.
Правильные развороты, ПДД, обязан знать каждый водитель!
В каких случаях можно выполнить разворот на дороге?
Можно ли развернуться, не доезжая до перекрестка
Данный маневр не относится к запрещающим, поэтому – можно (р. 8 п. 8.8). Необходимо выбрать участок дороги с наименьшим движением и хорошим обзором. Поворот можно осуществлять в один, два или три приема.
Разворот в один прием осуществляется в такой последовательности:
1. Определитесь с местом для разворота.
2. Включив правый поворот и контролируя движение сзади, прижмитесь к правому бордюру.
3. Включив левый поворот, следите за движением со всех сторон.
4. Выбрав безопасный момент и вращая руль перехватом, разворачивайтесь.
5. Выровняйте колеса, увеличьте скорость, выключите левый поворот.
Важно! Включение поворотов при осуществлении разворота является обязательным.
Разворот в два приема осуществляется в такой последовательности:
1. Включив правый поворот, приближайтесь к правому краю бордюра.
2. Остановитесь сразу за въездом.
2. Выберите безопасный момент, включите заднюю передачу и заезжайте задним ходом во въезд.
4. После остановки выключите поворот.
5. Выберите безопасный момент, включите левый поворот и завершите разворот.
Разворот в три приема осуществляется в такой последовательности:
1. Остановитесь возле правого бордюра.
2. Включив левый поворот и оценив безопасность движения, поверните влево руль и двигайтесь вперед до противоположного бордюра.
3. Остановившись, вращайте рулевое колесо вправо.
4. Включите заднюю передачу и правый поворот. Оцените безопасность движения.
5. Включите левый поворот, переднюю передачу и завершите разворот.
Правилами дорожного движения (Р.8, п.8.5) регламентируется осуществление разворота на проезжей части в случае, если слева находятся трамвайные пути. Поэтому, если есть трамвайные рельсы, то разворот нужно начинать с них, если это, конечно, не запрещено ПДД. Запретным фактором может стать разметка и дорожные знаки. В таком случае, вам необходимо уступать дорогу только встречным автомобилям и трамваю.
На дороге без трамвайных рельс разворот должен начинаться с крайней левой полосы проезжей части.
При этом вы уступаете дорогу только встречному транспорту. Если ширина дороги небольшая, и водитель не может осуществить разворот с крайнего левого положения, то ПДД (Р.8, п.8.7) предусмотрено осуществление разворота с правого крайнего положения или даже с обочины. В таком случае необходимо уступать дорогу и попутным, и встречным автомобилям.
Осуществляя разворот с крайней правой полосы на дороге, следите, чтобы не было знаков, запрещающих остановку транспорта в данном месте, поскольку перед разворотом автомобиль нужно остановить.
Когда разворот строго запрещен.
Правилами дорожного движения разворот запрещен согласно п. 8.11:
— На пешеходных переходах. Если разметки на пешеходном переходе не видно или вообще нет, тогда эта зона находится между знаками «Пешеходный переход». В случае отсутствия других запрещающих факторов, осуществлять разворот можно перед и после пешеходного перехода.
— На железнодорожных переездах. Границы железнодорожного переезда определены шлагбаумами или дорожными знаками «Однопутная дорога», «Многопутная дорога».
— На мостах, путепроводах, эстакадах, а также под ними;
— В тоннелях;
— На остановках маршрутных транспортных средств. Эта зона относится к зоне повышенного внимания, поскольку она является местом возможного появления пешеходов. Разворот запрещен в зоне остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутных средств. Если место стоянки обозначено одним знаком, то эта зона ограничена 15 м от знака в каждую сторону, если знаком и изображенной на дороге разметкой, то от концов разметки по 15 м в каждую сторону (р.12 п. 12.4).
— В местах с плохой видимостью дороги (менее 100 м в одном направлении).
Согласно правилам дорожного движения, запрещается осуществление разворота через сплошную линию разметки на дороге.
При развороте, водитель должен обращать внимание на указатели дорожного движения и четко знать, какие знаки разрешают разворот, а какие нет. Запрещающие знаки (знак «Поворот направо запрещен», знак «Поворот налево запрещен», знак «Разворот запрещен»)
К запрещающим знакам относятся те, что имеют форму круга с красным ободом. Они запрещают только один маневр, а не серию маневров (3.18.2). Но если запрещен поворот налево, разрешен ли разворот? Осуществить разворот можно, если нет других запрещающих обстоятельств.
Предписывающие знаки
Дорожные знаки этой категории изображены на голубом фоне. К любому из них можно дописать слово «только». Например, «только прямо», «только налево». Следует знать, что не только знак «Поворот налево запрещен» разрешает разворот. Предписывающие знаки, которые разрешают поворот налево, также разрешают и разворот (п. 5.15.2).
Помните, если знак показывает «только направо» или «только налево», то этот маневр нельзя осуществлять с любой полосы. «Только прямо» можно со всех полос, «только направо» можно с крайней правой полосы, «только налево» — с крайней левой полосы. Легко запомнить.
Важно! Действие предписывающих знаков распространяется непосредственно на тот поворот, перед которым они установлены.
Если перед перекрестком стоит предписывающий знак «Движение прямо», то разворот на таком перекрестке запрещен. Но если пересекаемая дорога на данном перекрестке имеет две проезжие части, то с левой полосы на второй проезжей части можно сделать разворот.
Что будет за нарушение правил разворота
За нарушения правил дорожного движения при исполнении разворота, в России предусмотрены следующие виды штрафов (статьи КоАП 12.13; 12.14):
— Водитель не уступил дорогу транспортному средству, которому обязан уступить – 1000 рублей.
— За выезд на перекресток, на котором образовался затор – 1000 рублей.
— За отсутствующий сигнал поворота – 500 рублей.
— За неправильное положение на дороге перед разворотом – 500 рублей.
— За разворот на пешеходном переходе, на железнодорожном переезде, на мосту, в тоннеле, путепроводе, эстакаде и под ней, в местах с плохой видимостью – 500 рублей.
Незнание правил дорожного движения может привести не только к штрафу, но и к ДТП. Помните об этом.
От себя хочу добавить — соблюдайте ПДД, не усложняйте дорожные ситуации.
Надеюсь для кого-то было полезно и кому-то нравится)
Разворот по ПДД: где можно, а где нельзя выполнять маневр
Необходимость осуществить разворот может возникнуть на любом отрезке дороги. Однако выполнять подобный маневр можно далеко не везде. Разворачивающееся авто может создавать препятствия для движения других ТС, провоцируя аварийные ситуации. Поэтому водителям следует знать, в каких местах запрещен разворот. Об этом мы и поговорим в данной статье.
Особенности выполнения разворота
Водитель может развернуться в любом месте, если подобный маневр не запрещен ПДД. Ориентироваться следует на разметку и дорожные указатели.
При езде по дорогам общего пользования, водитель может выполнить два варианта разворота:
Оба случая нужно рассмотреть подробнее.
Разворот на перекрестке
Этот маневр выполняется в соответствии с пунктом 8.5 ПДД. В нем указано, что перед поворотом или разворотом водителю следует занять крайнее положение на проезжей части, чтобы двигаться по минимальной траектории. Исключение составляют перекрестки с круговым движением.
Например, разворот на перекрестке должен осуществляться из крайнего левого положения. Соответственно, машина должна находиться как можно ближе к центру проезжей части. Так при совершении маневра, она создаст минимальные преграды движению других ТС.
К распространенным ошибкам при выполнении разворота на перекрестке относится:
Разворот вне перекрестка
В этом случае правила будут несколько иными:
Таким образом, текст ПДД не запрещает водителям разворачиваться от правой обочины на прямых участках дороги.
Где разворот запрещается
Планируя выполнить разворот, водитель должен быть полностью уверен в том, что ПДД не запрещают ему сделать это. Ниже будут рассмотрены случаи, когда разворачиваться запрещено.
Пешеходные переходы
Речь идет об участках дороги, на которых присутствует «зебра». Такие зоны обозначаются указателем перехода. Он выполнен в виде синего квадрата, на котором изображен белый треугольник с пешеходом. Разворачиваться в этих зонах категорически запрещено. Допустим разворот перед пешеходным переходом, но не на нем.
Тоннели
В ПДД тоннели обозначаются указателем 1.31. Ввиду ограниченного пространства, разворачиваться здесь нельзя.
+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Мосты, эстакады, путепроводы
Такие участки дороги также обозначаются специальной разметкой и знаками. Чтобы случайно не развернуться в неположенном месте, водителю следует обращать внимание на дорожные указатели. Например, насыпь может внезапно перейти в эстакаду, где запрещен разворот.
Железнодорожные переезды
Относительно правил дорожного движения, границы переездов обозначаются следующим образом:
Места с плохой видимостью
Если видимость составляет менее 100 метров, то разворачиваться запрещается. В противном случае водитель может спровоцировать ДТП. Подобные места редко оснащаются специальными дорожными указателями, поэтому водителю необходимо ориентироваться на личные ощущения. Например, если хорошему обзору препятствуют ветви деревьев, то разворачиваться не следует.
Маневр запрещается в зоне действия знаков, предупреждающих о резком повороте или уклоне.
Остановки
На остановках общественного транспорта разворот запрещается. Речь идет о зонах, где установлены следующие обозначения:
При наличии знаков
Разворот запрещен при наличии следующих знаков:
При наличии разметки
Выполнение маневра запрещают следующие виды разметки:
Следует понимать, что разворачиваться можно только в тех местах, где на асфальт нанесена прерывистая белая линия.
Как развернуться на дороге с оживленным движением
Казалось бы, в выполнении разворота нет ничего сложного. Однако на оживленной трассе водитель может столкнуться со следующими проблемами:
Вышеописанные факторы осложняют выполнение стандартного маневра. Поэтому развернуться можно, используя прилегающую территорию. Это может быть парковка, двор, АЗС и т. д. Желательно, чтобы прилегающая территория находилась слева от дороги. Это объясняется тем, что выехать из двора направо будет куда проще, чем налево.
Если пространства на прилегающей территории недостаточно, можно въехать на нее, остановить машину и сдать назад, вернувшись на основную дорогу. Этот маневр описывается в ПДД. Если же речь идет о больших площадках, то проще развернуться на прилегающей территории, выехав на дорогу передом. Так можно выбрать удобное место для разворота, не препятствуя движению других ТС.
Еще одна хитрость – объехать вокруг квартала. Делается это следующим образом:
Этот способ возможен лишь в прямоугольных кварталах. В районе с хаотичной застройкой развернуться таким образом не удастся.
Штрафы
Размеры штрафных санкций за нарушение правил разворота указаны в статьях 12.14 и 12.16 КоАП. В зависимости от степени правонарушения, водитель может быть оштрафован на сумму от 500 до 1500 рублей. Инспектор также может ограничиться предупреждением.
5 неочевидных правил проезда перекрестка, о которых вы могли забыть
В правилах проезда перекрекрестков всего 13 пунктов. Для тех, кто их забывает, возможны штрафы, разбирательства с ГИБДД, потерпевшими в ДТП и страховой компанией. В худшем случае — судебные разбирательства.
В этом материале напоминаем, как правильно проехать перекресток, чтобы избежать неприятностей и не потерять деньги.
Преимущество у того, кто едет по асфальтированной дороге
Это если нет светофора, регулировщика или знаков приоритета. В случае если водитель не видит, по какой дороге он едет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.
Уступать всем дорогу не всегда приятно, но так требует пункт 13.13 ПДД
На перекрестке равнозначных дорог преимущество у того, кто справа
Но есть исключение: трамвай всегда имеет преимущество, независимо от направления движения.
Не уступить трамваю — значит нарушить пункт 13.11 ПДД. Штраф — 500 Р
Водитель не может ехать сразу на зеленый сигнал светофора
Пешеходов, которые не успели перейти дорогу, придется пропустить
У автомобилей на перекрестке с круговым движением всегда преимущество
Как быть в курсе автоновостей?
Подборка для тех, кто хочет освежить свои знания ПДД:
Mikhail, только если в основной секции красный или желтый свет.
Mikhail, ага, так штраф получил, давно правда. Мало кто знает это правило.
Ослик, не внимательно читаете, у автора написано:
Водители разъезжаются по тем же правилам, что и на другом перекрестке.
Т.е. руководствуясь знаками.
Игорь, невнимательно читаете, знак круга там может присутствовать
Более актуальное тут написать про стрелку для поворота направо.
Если в прямом направлении горит красный, то перед поворот направо по зелёной стрелке следует пропустить сначала тех, кто разворачивается, двигаясь в перпендикулярном направлении, даже при том, что вы будете для них помехой справа.
90% всех аварий из-за того, что у всех водителей куриная слепота и они видят только свой светофор, а не перекресток в целом и стартуют как на гоночном треке, как только загорится зеленый. Вторая часть дураков летит на моргающий зеленый или желтый.
Ну и отдельная часть людей, которая забывает, что если затор на перекрестке, то туда нельзя выезжать.
Дима, не забывает, а плевать на это хотела. Отдельный котел еще тем, кто начинает сзади сигналить и подгонять, типа чего не выезжаешь (взлететь мне что ли).
Чёт не увидела тут правила про вафельную разметку.
darya, так вафельной разметки в России нет ещё. Только в маааскве.
Сергей, не встречал. Может, где-то на севере? Я там практически не езжу.
Roman, да! Богатырский&Коломяжский!
Roman, И в Астрахани
Вопрос по пункту 13.8 ПДД :
если автобыдло выезжает на перекресток через 3 секунды после зажигания красного для них, нужно ли их пропускать? Считается ли это маневром.
Валерий, можно не пропускать. Как там? «Дави их, блд. «
У вас разве есть выбор? Естественно, что у них нет никаких прав, но дайте дорогу дураку
Сергей, заблуждаетесь, не всегда. У нас вот спуск с моста упирается в кольцо, поэтому движущийся транспорт с моста придется пропустить
Сам сдал на права полгода назад с первого раза, работаю в автошколе. Этот вопрос с преподавателями и инструкторами неоднократно обсуждался