Ульриха бека что такое глобализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:15, лекция

Краткое описание

Ульрих Бек пишет, что постоянные споры о глобализации достигли Германии и потрясли её с некоторым опозданием. В Великобритании, вот уже более десяти лет ведут оживленные и плодотворные споры все политические партии с участием ученых-экономистов, социологов, политологов и историков. Тем неожиданнее оказался шок глобализации в Германии.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Бек У. «Что такое глобализация.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Факультет Дистанционного Образования

ПО МЕЖКУЛЬТУРНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ №1

УЛЬРИХ БЕК «ЧТО ТАКОЕ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ»

Преподаватель Самкова В.А.

Студент гр. № ГО-17032Д Щетко С.Л.

Основная идея произведения Ульриха Бека – это идея в том, что интеграция Европы должна спасти Европейский континент от негативных эффектов глобализации (возвращение дикого капитализма, социальная поляризация и др.) и предотвратить, по выражению Ульриха Бека, «бразилизацию» Старого Света. Таким образом, именно в данном произведении обозначился социальный аспект евроинтеграционной идеологии.

Наряду с этим можно назвать еще четыре причины политического шока, вызванного глобализацией и охватившего Центральную Европу, Францию, Австрию, Швейцарию, Италию и особенно Германию.

Шок глобализации как шок денационализации ставит под сомнение не только ключевые категории послевоенной идентичности немцев, корпоративную «Германию как модель» с её специфической социальной системой. Этот опыт и вызов, в-четвертых, плохо согласуется, в конечном счете, с теми спорными проблемами, которые были вызваны объединением двух Германий. Ведь драма объединения (кое в чем напоминающая супружескую драму) обернулась тем, что немцы стали заниматься собой и задаваться вопросом, что осталось от «немецкой» общности после полувековой жизни врозь и какие элементы этой общности заслуживают того, чтобы идентифицировать себя с ними? Другими словами можно сказать, что глобализация является неустранимым условием человеческой деятельности в конце XX века.

В этом смысле крах Восточного блока был также событием культурной глобализации. «Железный занавес» и военная контрразведка в век телевидения ушли в небытие. К примеру, рекламные телепередачи, которые на Западе столь часто подвергались критике с позиций культуры, в среде дефицита и регламентированного распределения потребительских товаров превращались в некое обетование, в котором сливались потребление и политическая свобода.

Модель транснационального государства есть промежуточная, гибридная модель, в которой основные признаки по-новому комбинируются и сливаются в виде идеального типа, причем эти признаки в обыденном понимании могут показаться взаимоисключающими. Дело в том, что транснациональные государства являются, во-первых, не национальными государствами, а значит, также и не территориальными государствами (во всяком случае, в узком смысле). Они должны пониматься как единственное опровержение, как контрмодель контейнерной теории государства и общества.

Во-вторых, модель «транснациональное государство» хотя и отрицает национальное государство, но утверждает государство (как понятие). Понимание государства освобождается из территориальной западни теории национального государства и открывает путь к такому понятию государства, которое:

а) признает глобальность в ее многомерности как необратимое базовое положение дел;

б) делает определение и организацию транснационального ключом для нового определения и возрождения политического (не только в аспекте государства, но также и в аспекте гражданского общества).

Источник

Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию

Ульриха бека что такое глобализация

I. Виртуальные налогоплательщики

II. Национальное государство между мировой экономикой и индивидуализацией утрачивает свой суверенитет: что делать?

III. Шок глобализации: запоздалая дискуссия

Часть II. ЧТО ИМЕЕТ В ВИДУ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ? ИЗМЕРЕНИЯ, КОНТРОВЕРЗЫ, ДЕФИНИЦИИ

IV. Открытие мирового горизонта: к социологии глобализации

Социология как интеллектуальная дисциплинирующая сила: контейнерная теория общества

Транснациональные социальные пространства

Логики, измерения, последствия глобализации

а) Капиталистическая мировая система: Уоллерстайн

б) Постинтернациональная политика: Розенау, Джилпин, Хелд

в) Мировое общество риска: экологическая глобализация как принудительная политизация

г) Почему ложен тезис о макдоналдизации мира: парадоксы культурной глобализации

д) Глокализация: Роланд Робертсон

е) Власть воображаемой возможной жизни: Архун Аппадураи

ж) Глобализованное богатство, локализованная бедность: Зигмунт Бауман

з) Капитал без труда

V. Транснациональное гражданское общество: как возникает космополитический взгляд на вещи

Промежуточные итоги: «методологический национализм» и его опровержение

Символически инсценированный массовый бойкот: инициативы граждан мира и глобальная субполитика

Полигамия в плане местожительства: полилокальный брак с несколькими местожительствами открывает ворота глобализации в частной жизни

Возможна ли межкультурная критика?

а) «Мудрость, полная плутоватой шутливости» б) Контекстуальный универсализм

VI. Контуры мирового общества: конкурирующие перспективы

Третьи культуры или глобальное гражданское общество?

Капиталистическое мировое общество

Мировое общество риска: клетка модерна открывается

Мировое общество как недемократически легитимированная политика

Перспективы: транснациональное государство

Часть III. ЗАБЛУЖДЕНИЯ ГЛОБАЛИЗМА

Метафизика мирового рынка

Так называемая свободная мировая торговля

В области экономики мы имеем дело (еще) с интернационализацией, а не глобализацией

Отсутствие политики как революция

Критика катастрофического мышления

Часть IV. ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Транснациональное государство или «инклюзивный суверенитет»

Участие в капитале

Переориентация образовательной политики

Являются ли транснациональные предприниматели не-демократичными, анти-демократичными?

Союз за гражданский труд

Что придет на смену нации, экспортирующей «Фольксваген»? Новые культурные, политические и экономические целеполагания

Экспериментальные культуры, нишевые рынки и общественное самообновление

VII. Европа как ответ на глобализацию

VIII. Перспективы. Гибель а lа carte: бразилизация Европы

ПОСЛЕСЛОВИЕ. А.Филиппов. Печальная глобализация: локальное без границ, глобальное без места

Источник

Бек Что такое глобализация

В работе «Что такое глобализация?» Бек вводит категорию транснационального социального про- странства, которая позволяет ему объединить под общим названием «глобализация» процессы в сферах политики, экономики, культуры, экологии и др., которые, по его мысли, обладают собственной внутренней логикой. Глобализация характеризуется как «не связанные границами повседневные действия в различных измерениях экономики, информации, экологии, техники, транскультурных конфликтов и гражданского общества…» В экономике глобализация подразумевает наступление дезорганизованного капитализма, ключевыми элементами которого являются выходящие из-под национально-государственного контроля ТНК и спекуляции на транснациональных финансовых потоках. В культуре глобализация означает глокализацию, то есть взаимопроникновение локальных культур в транснациональных пространствах. Бек приспосабливает разработанную прежде теорию общества риска к анализу процессов глобализации. В результате он конструирует модель мирового общества риска. Основное положение теории общества риска «опасности создают общество» в свете глобализации звучит следующим образом: «глобальные опасности создают глобальное общество». Новые риски, не ограниченные местом их появления, уравнивают и объединяют людей, даже помимо их воли и независимо от географического и социального положения. Превращение общества риска в глобальное Бек считает наступлением качественно нового состояния той эпохи, которую он именует «второй современ- ностью». В период «рефлексивной модернизации» сегодняшнего дня индивид теряет свои прежние свойства завершенности, является становящимся, научные средства и возможности не выступают как единственный источник легитимации развития и подвергаются при своем применении критической рефлексии. Многовариантность развития и отсутствие монополии на истину становятся нормой. Экономика мирового рынка, по мнению Бека, обладает такой принудительной динамикой, что изменились даже правила политики. Таким образом, власть принадлежит сегодня глобальному капиталу. Оппонентом капитала должно выступить глобальное гражданское общество, сила которого покоится на фигуре политического потребителя. Протесты потребителей, говорит Бек, транснациональны. «Потребительское общество – это реально существующее мировое сообщество. Потребление не признает никаких границ – ни границ производства, ни границ потребления». Но контрвласть потребителей должна быть организованной: «без акторов, защищающих интересы гражданского общества, контрвласть потребителей бессильна. Возможности противостояния потребителей зависят от их организованности. Покупательский бойкот адресуется не членам той или иной организации, его трудно организовать, ему нужна целенаправленная драматургия в средствах массовой информации, инсценировка символической политики, при отсутствии внимания со стороны общественности он потерпит крах. Предпосылкой были и остаются деньги. Без покупательской способности нет власти потребителей.. В основе глобального гражданского общества – стремление обеспечить права человека, противопоставляя их кажущейся самоочевидности национально-государственного устройства, согласно которой государства в своих пределах могут поступать так, как им вздумается. Наилучший способ осуществления глобальных обязательств справедливости Бек находит в создании глобализированных моделей социального сотрудничества, при которых базовые структуры транснационального социального сотрудничества, производящие и воспроизводящие несправедливость между народами, могут быть демонтированы и заменены новыми. «В этом смысле адвокатские движения глобального гражданского общества суть защитники, творцы и судьи глобальных ценностей и норм. Они создают и обостряют восприятие одновременно повседневных, локальных и глобальных ценностей, раздувая общественные страхи, подогревая возмущение мировой общественности по поводу скандальных нарушений норм, причем на конкретных примерах – будь то экологические скандалы, трагические, потрясающие мировую совесть биографии людей, подвергшихся пыткам. Они атакуют преступников, средствами правдивой информации запуская (в идеальном случае) перед глазами мировой общественности судебное разбирательство, на котором они являются одновременно обвинителями, мировой общественностью (читай: потребителями) и судьями. А затем они могут и должны непосредственно приводить в исполнение свой приговор с безграничной легкостью непокупания». Итак, Ульрих Бек высказывает предположение о возникновении социальных движений, поддерживающих гражданские инициативы в глобальном масштабе. Именно с ними, он полагает, будет связана в конечном итоге трансформация форм государства и политики во Втором модерне.

Источник

Что такое глобализация?

Эссе по книги Ульриха Бека «Что такое глобализация?»

Ульрих Бек родился в 1944 г. в г. Штольп (Померания), вырос в Ганновере, а в 1966 г. начал изучать социологию, философию, психологию и политологию в Мюнхенском университете. В 1972 г. он с отличием защитил диссертацию по социологии в Мюнхене, в 1979 г. стал доцентом социологии своего университета. Позднее он был профессором социологии в университетах Мюнстера и Бамберга, а в 1992 г. был призван в Мюнхен в качестве профессора и директора Социологического института Мюнхенского университета. Кроме того, Бек является консультантом Федерального правительства, издает журнал «Социальный мир» и серию «Второй модернизм» в издательстве «Зуркамп». Он почетный доктор наук университета в Ювескиле (Финляндия) и профессор Лондонской школы экономики и политологии.

В своей книге «Что такое глобализация?» (1997 г.) Ульрих Бек описывает последние тенденции развития глобализации. С позиций социологии он показывает, что перед современным обществом стоят такие проблемы, которые требуют новых принципов построения государства и общества. Классическое национальное государство все больше теряет свою роль политического и общественного инструмента разграничения и организации и уступает транснациональным образованиям. Ульрих Бек убежден, что глобальный капитализм подрывает основы демократических свобод, усиляя социальное неравенство и устраняя принципы социальной справедливости и безопасности. Бек наглядно показывает, используя примеры из жизни и истории человества, действия глобализации во всех сферах человека: экологическая, экономическая, културная сферы, сфера организации труда, гражданского общества. В своей книге «Что такое глобализация?» Ульрих Бек намечает перспективы практической политической работы, «противопоставляя десяти заблуждениям глобализма десять ответов».

До прочтения данной книги меня всегда удивляло, что так называемые «антиглобалисты» проводят митинги, протестуют против интеграции стран и сфер жизни человека в нечто единое и общие. Я в этом видел в большенстве своем исключительно положительные свойства для стран и человека в частности. Основные тезисы в протест глобализации которые часто упоминаются и были мне известны, что глобализация уничтожает особенную и уникальную культуру страны, а в экономической сфере глобализация препятствуют развитию отечественных производителей. Но подобные тезисы, по моему мнению, не столь ужасны и критичны. То что культура отдельной страны впитывает в себя частички других культур, не является плохим, наоборот культура развивается, в неё привносится что-то новое и не всегда плохое. И как бы то ни было она все равно остается особенной и отличной от культур других стран, хоть и получает некоторые общии компоненты. Что касается развитие отечественных производителей, так на этот счет мне кажется что если предприятие может производить хорошие и конкуретноспособные товары, то никакая глобализация не является ему помехой, а скорее наоборот, благодаря той же глобализации отечественный производитель может расширять свою сферу влияния и осуществлять продажу своих товаров на других мировых рынках. Если же компания не способна осуществить производство товаров способных составить конкуренцию, то и не стоит обманывать покупателей и ограничивать продажу более качественных или дешевых зарубежных товаров.

После прочтения книги я получил несколько везких для меня аргументов, чтобы не считать глобализацию исключительно положительным явлением в современном мире. Автор книги указывает некоторые последствия глобализации, как те, что транснациональные компании становятся нечто более сильным и влиятельном в мире, чем правильства государств. Компания, располагая свои отделения и офисы по всему миру может выбирать страны в которых она хочет платить налоги, страны в которых она хочет вести свое производство, а соответственно нанимать рабочих, предоставлять места для трудоустройства. Многие ТНК уводят свое производство из высокоразвитых стран и переводят его в страны с низким уровнем оплаты труда, тем самым увеличивая число безработицы, лишая страну большого числа рабочих мест. Так же, подобные действия влекут уменьшение сборов налогов с крупных компании, а следовательно «налоговый удар» приходится по малому и среднему бизнесу. По моему мнению, между государствами возникает некая конкуренция, борьба за транснациональные компании, чтобы привлич их производство в конкретную страну, правительство идет на некие уступки: налоговые или политические. То есть компании, имея в своих руках материальные ресурсы, такие как капитал, налоги, которые они могли бы заплатить государству, рабочие места, могут манипулировать и влиять на национально-государственную политику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *