оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить с помощью ответ на тест

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Профстандарт педагога

Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.

Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие в статье 195.1 новые понятия – «квалификация» и «профессиональный стандарт».

Во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны следующие ведомственные нормативные правовые акты:

—приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2013 г. № 28489);

—приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2013 г. № 28534);

Письмо Минобрнауки России от 02.11.2015 № АК-3192/06 «О пилотном введении профессиональных стандартов».

Минтрудом России были утверждены профессиональные стандарты в сфере образования: Федеральным институтом развития образования организовано профессиональное обсуждение профессионального стандарта руководителя образовательной организации

Профессиональные стандарты применяются:

Информационное сопровождение введения профстандартов

С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Структура профстандарта для педагогов

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

Новые компетенции педагога:

Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

Содержание профстандарта педагога отражает:

Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:

Размещение информации о профессиональных стандартах на информационных стендах

1 ШАГ
Подготовка к внедрению профессиональных стандартов

Внедрение профессиональных стандартов невозможно, если за этот процесс будет отвечать только один человек или кадровые службы, так как в профессиональных стандартах много вопросов, касающихся сверки трудовых функций.

Состав рабочей группы

Порядок формирования и деятельность рабочей группы

В компетенцию рабочей группы входят следующие виды деятельности:

Сбор и анализ информации о профессиональных стандартах

3 ШАГ
Сверка целей профессионального стандарта и должностей, проверка трудовых функций

4 ШАГ
Проверка работников на соответствие требованиям профессионального стандарта

Проверка данных по конкретными работникам:

Уровни группировки профессиональных ролей (должностей) в профессионально-квалификационные группы с учетом трудовых функций и профессиональных действий профстандарта педагога:

В рамках стандарта устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его работы.

В рамках этой работы преподаватель должен: Владеть методами и формами организации экспедиций, походов, экскурсий. Использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей. Владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности. Эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности. Оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления. Устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам. Осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения. Уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их.

Моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка. Выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.). Создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей, преподавателей, школьников.

Поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка. Сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей. Анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу. Защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации. Поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.

Педагог должен обладать: Готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения. У преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем. Способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития. Готовностью взаимодействовать с другими специалистами. Способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы. Умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.). Способностью составлять индивидуальные программы развития. Специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы. Умением отслеживать динамику. Способностью защитить детей, которых не принимает коллектив. Знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников. Умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный). Способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия. Одним из ключевых требований выступает также наличие у педагога знаний о закономерностях семейных отношений. Они позволят наиболее эффективно строить взаимодействие с родителями.

Источник

Как проверить, соответствует ли квалификация педагога требованиям профстандарта

оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить с помощью ответ на тест

До конца года школам и детским садам надо будет перейти на работу по профстандартам.

Перед оценкой квалификации педагога убедитесь, что его надо проверять на соответствие профстандарту, согласно закону или нормативному акту школы или детского сада. Далее составьте список сотрудников, чью квалификацию необходимо проверить на соответствие профстандарту. Проверку можно провести тремя способами: оценить документы педагога, провести независимую оценку квалификации или аттестацию. По результатам проверки примите решение – уволить сотрудника или направить на обучение.

Когда надо проверить соответствие квалификации педагога профстандарту

Проверять, соответствует ли квалификация сотрудника профстандарту, необходимо в двух случаях. Первый – если применять профстандарт обязательно по закону (ст. 57, 195.3 ТК). Поручите кадровым специалистам проверить, предусматривает ли ТК, федеральный закон или иной нормативный акт применение профстандарта. Второй случай, когда надо применять профстандарты, – если школа или детский сад ввели профстандарты в практику работу и закрепили правила в локальных актах. Тогда применение профстандарта является обязательным, даже если закон не установил требования к квалификации работников, компенсации, льготы или ограничения в связи с определенной работой. Если вы применяете профстандарт в вашей школе или детском саду, то сравнивайте с его требованиями каждого, кто будет занимать соответствующую должность.

Когда будете сверять квалификацию сотрудника, убедитесь, что образование и опыт сотрудников соответствуют требованиям закона и профстандартов (ст. 195.3 ТК).

Если закон установил льготы, компенсации и ограничения, проверьте, чтобы образование и опыт сотрудников соответствовали требованиям профстандарта (ст. 57 ТК). В этом случае льготы, компенсации и ограничения должны быть связаны именно с выполнением определенной работы.

Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь. Успейте за летние каникулы пройти обучение и получить соответствующие документы.

ООО «ИНТехнО» подготовил для педагогов порцию полезных материалов, которые можно бесплатно скачать.

Кого проверять на соответствие профстандарту

Вы не обязаны оценивать квалификацию сотрудников, если они начали работать в школе или детском саду до утверждения профстандартов. Вы должны проверить, соответствует ли квалификация требованиям профстандарта в отношении кандидата на вакантную должность, если для нее профстандарт обязателен по закону или решению школы или детского сада. Однако лучше сверять с требованиями профстандарта квалификацию уже работающих сотрудников. Это поможет понять, кого надо направить на обучение и надо ли переводить сотрудника на другую должность.

Вы можете отказать в приеме на работу кандидату, чья квалификация не соответствует требованиям профстандарта. Если профстандарт обязателен по закону, вы должны отказать неподходящему кандидату.

Если вы отказываетесь заключать трудовой договор с кандидатом, а он требует письменный отказ, опишите, какие требования вы предъявляли и почему кандидат им не соответствует. Ссылайтесь на положения профстандарта и объясняйте, что вы обязаны их учитывать. Чтобы отказ был законным, укажите требования профстандарта к квалификации кандидата уже в описании вакансии.

Как проверить квалификацию сотрудника

Для проверки квалификации работника вы можете оценить его документы, провести независимую оценку квалификации или провести аттестацию. Лучше использовать комбинацию из двух способов или же все три способа.

Оценка документов. Чтобы сравнить требования профстандарта к подготовке и опыту работы с образованием и стажем конкретного сотрудника, проверьте его трудовую книжку и документы об образовании, обучении, переобучении, повышении квалификации. Это самый быстрый способ оценить квалификацию сотрудника.

В этом случае работник не обязан знать, что вы проводите проверку и сопоставляете информацию из его личных документов с требованиями профстандарта. Вам не нужно в этом случае уведомлять и получать согласие на обработку персональных данных, так как вы проводите оценку в интересах сотрудника и в целях, которые предусмотрены законом.

Независимая оценка квалификации. Вы можете направить сотрудника на независимую оценку квалификации, если он даст письменное согласие (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ). В этом случае школа или детский сад должны оплатить процедуру, освободить сотрудника от работы на время экзамена и дороги, сохранить за ним средний заработок и оплатить командировочные расходы в случае необходимости (ст. 187, 196 ТК).

После того как сотрудник сдаст профессиональный экзамен, центр оценки квалификации подтвердит соответствие квалификации сотрудника требованиям профстандарта и выдаст свидетельство об этом. Если заключение комиссии будет отрицательным, то работник не получит свидетельства.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой в помощь педагогам и школьникам предлагает электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, уроки русской словесности, уроки для дошкольников, уроки по иностранным языкам.

Аттестация. Чтобы проверить квалификацию, вы можете провести аттестацию или квалификационный экзамен. Для этого вы должны предусмотреть процедуру в локальных нормативных актах.

Проводите аттестацию или квалификационный экзамен в тех случаях, когда не можете установить по документам сотрудника, соответствует ли его квалификация требованиям профстандарта. Проводите аттестацию, если не можете направить сотрудника на независимую оценку квалификации. Аттестация – это допустимый способ проверить квалификацию сотрудника (письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14/0/10/В-2253, постановление Конституционного суда от 14.11.2018 № 41-П).

Регламент проведения аттестации зависит от ситуации, в которой вы ее проводите. Если вы проводите аттестацию в первый раз, то разработайте и утвердите локальные нормативные акты, которые устанавливают процедуру аттестации и порядок, в котором руководитель будет принимать решения по ее итогам.

Сформируйте аттестационную комиссию. Утвердите график аттестации и ознакомьте с ним сотрудников под подпись. Аттестационная комиссия оценит квалификацию сотрудников и закрепит свое решение в протоколе. Руководитель получает все документы по аттестации и принимает итоговое решение.

Если вы проводите аттестацию не впервые, то по необходимости внесите изменения в локальные нормативные акты. Назначьте внеочередную аттестацию для проверки соответствия квалификации работника требованиям профстандарта. Далее проведите процедуру как обычно. Протоколы, которые оформит аттестационная комиссия, помогут доказать, что квалификация работника соответствует требованиям профстандарта, даже если у него нет необходимых документов об образовании или стаже работы по специальности. Если аттестационная или квалификационная комиссия придет к выводу, что квалификация сотрудника не соответствует занимаемой должности и требованиям профстандарта, сможете его уволить (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК).

Какое принять решение по итогам оценки квалификации

Если по итогам квалификации педагога вы поняли, что он не соответствует требованиям профстандарта, вы можете принять два решения. Можно либо уволить сотрудника, либо отправить его на обучение.

Внимание!

Директор школы может нанять учителя без педагогического образования. Если у учителя есть среднее профессиональное или высшее образование в своей предметной области, он вправе работать в школе (письмо Минпросвещения от 28.03.2019 № ТС-817/08)

Как уволить сотрудника. Единственный законный способ уволить сотрудника, если он не отвечает требованиям профстандарта, – подтвердить на заседании аттестационной комиссии, что его квалификация недостаточна для выполнения работы (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК). Чтобы сотрудник не обжаловал ваше решение в суде, не увольняйте его за то, что квалификация не соответствует требованиям профстандарта, даже обязательного. Прекратите договор потому, что он не может продолжать работу из-за недостаточной квалификации.

Убедитесь, что у вас есть все документы, вы провели процедуру аттестации на законных основаниях, а комиссия приняла объективное и взвешенное решение. Докажите, что сотрудник не справлялся с порученной работой из-за недостаточной квалификации. Если же он много лет успешно работал и справлялся с обязанностями, то вы не можете уволить сотрудника за то, что его квалификация не соответствует требованиям профстандарта (постановление Конституционного суда от 14.11.2018 № 41-П).

Пример. Сотрудницу уволили за то, что ее квалификация не соответствует требованиям обязательного профстандарта. Заниматься педагогической деятельностью могут граждане, которые:

1) имеют среднее профессиональное или высшее образование;

2) отвечают квалификационным требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профстандартах (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Квалификация работницы не соответствовала требованиям профстандарта, при этом она успешно много лет работала воспитателем детского сада. На работу поступила до того, как эти требования Законаоб образовании вступили в силу. Конституционный суд признал увольнение незаконным.

Как отправить на обучение. Если на работника распространяются требования обязательного профстандарта, но у него нет документов об образовании и квалификации или документы свидетельствуют о недостаточном уровне образования, вы обязаны направить его на обучение. Если вы сравниваете квалификацию с необязательным по закону профстандартом, то вы не обязаны отправлять сотрудника на курсы повышения квалификации. Работодатель сам определяет необходимость профессионального образования или обучения сотрудников (ч. 1 ст. 196 ТК). Однако если образование определенного уровня – одно из условий выполнения сотрудником работы, школа или детский сад обязаны проводить профессиональное обучение или обеспечить дополнительное профессиональное образование (ч. 4 ст. 196 ТК). Учтите, что вы должны оплачивать обучение сотрудников. Сотрудники не обязаны проходить курсы повышения квалификации за свой счет.

Объясните сотруднику, что он должен пройти обучение, чтобы получить документы и подтвердить, что его квалификация соответствует требованиям профстандарта. Если сотрудник согласится учиться, заключите с ним договор об обучении и пропишите в нем его обязанность отработать в компании определенное время после обучения. Так вы сможете вернуть затраты, если сотрудник уволится раньше (ст. 249 ТК).

К СВЕДЕНИЮ

Как проверить знания, умения и навыки сотрудников и кандидатов

Знания, умения и навыки по документам проверить невозможно. По ним вы установите только опыт работы и образование. Для проверки знаний и умений проводят аттестацию.

Выявить знания сотрудника помогут опросники и тесты, теоретические задания. Умения работника можно оценить по решению кейсов и ситуационных задач. Навыки сотрудники демонстрируют, когда выполняют практические задания. Если вы хотите проверить знания, умения и навыки кандидатов на работу, установите вступительные испытания: кейсы, тестирования, задания.

Мы помогаем открыть потенциал сотрудников, эффективно использовать все кадровые ресурсы, что способствует персональному профессиональному росту каждого члена коллектива и всей организации в целом!

Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов.

Скорее оформляйте подписку, скачивайте необходимые материалы, записывайтесь на обучение и получайте полезные знания!

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

© Материал из Справочной системы «Образование»

Источник

«Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122)

к письму Общероссийского

ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ

Вопрос. Какими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации следует руководствоваться при применении профессиональных стандартов?

Ответ. Основополагающими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:

— статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

— часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;

Пунктом 1 постановления N 584 установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профессиональных стандартов.

Вопрос. Что подразумевается под «поэтапностью» применения профессиональных стандартов?

Ответ. Согласно пункту 2 постановления N 584 реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.

Таким образом, поэтапность предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия.

Вопрос. Кто утверждает план по организации применения профессиональных стандартов?

Ответ. На основании пункта 1 постановления N 584 план по организации применения профессиональных стандартов утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением) с учетом мнения представительного органа работников.

Вопрос. Что должен включать план по организации применения профессиональных стандартов?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 постановления N 584 план по организации применения профессиональных стандартов должен включать:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Вопрос. Как сформировать список профессиональных стандартов, подлежащих применению?

Ответ. Список профессиональных стандартов, подлежащих применению, зависит от кадрового состава организации, которая формирует такой список. При составлении списка необходимо иметь в виду следующее:

— список не может быть единым для каждой организации, т.к. его наполнение зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции образовательной организации;

— в список включаются профессиональные стандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только педагогических работников;

— в список не включаются профессиональные стандарты, которые существуют еще в виде проектов (в частности, проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)»;

— в список не включается профессиональный стандарт, дата вступления в силу которого не наступила.

Вопрос. Как определить потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников?

Ответ. Подпунктом «б» пункта 1 постановления N 584 предусмотрено получение сведений о наличии такой потребности на основе анализа:

— квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах;

— квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников).

Пример 1. Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия.

Пример 2. Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профессиональному образованию.

Вопрос. Как установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании работника и требованиями к образованию и обучению, установленными соответствующим профессиональным стандартом?

Ответ. Необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:

— от 05.06.2014 N 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355» (в части среднего профессионального образования).

Перечисленные объемные документы размещены в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» и содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупненным группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки».

Вопрос. Как и на каких условиях можно обеспечить право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование?

Ответ. Рекомендуется руководствоваться разъяснениями «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23.03.2015 N 08-415/124 ).

Разъяснения содержат обзор трудового законодательства по вопросам дополнительного профессионального образования и, в частности, следующие выводы:

— работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором;

— работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Вопрос. Какие локальные нормативные акты и другие документы организации подлежат изменению с учетом положений профессиональных стандартов?

Ответ. В настоящее время требуется внести изменения только в те документы, которыми регулируется проведение мероприятий по образованию и обучению, обусловленное сведениями о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников. К числу соответствующих документов могут относиться, в частности:

— коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников);

— локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

— дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности);

— должностные инструкции конкретных работников, являющиеся приложением к трудовому договору (в части изменения требований к квалификации);

— договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ст. 197 ТК РФ).

Вопрос. Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?

Ответ. На основании части третьей статьи 195.3 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Как следует из письма, при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:

— письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ст. 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г. );

— письмо не является нормативным правовым актом ;

Перечень трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлен статьей 5 ТК РФ и включает, в частности, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом на основании пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается.

Таким образом, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию «квалификация» и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профессиональный стандарт. В связи с этим к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения профессионального стандарта при определении работодателем должностных обязанностей работников.

С учетом изложенного при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

Вопрос. Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при аттестации педагогических работников?

Пункт 2 постановления Правительства РФ от 13.05.2016 N 406 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23».

Подпункт «в» пункта 5 изменений, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 406.

Согласно пункту 2 приказов Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, от 24.07.2015 N 514н, от 08.09.2015 N 608н и от 08.09.2015 N 613н профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

— от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» ;

— от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» ;

— от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ;

Учитывая, что согласно статье 5 ТК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации, профессиональные стандарты не могут применяться работодателями при аттестации педагогических работников.

При аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Как следует из пункта 1 указанного Порядка, правила проведения аттестации определяются самим Порядком.

Таким образом, к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения какого-либо инструментария, разработанного для применения профессиональных стандартов при аттестации педагогических работников.

Вопрос. Как следует применять профессиональные стандарты в части положений, не являющихся обязательными для применения?

Ответ. Форсирование применения профессиональных стандартов в части положений, не являющихся обязательными для применения (к примеру, в части использования наименований должностей, не предусмотренных номенклатурой должностей ), не рекомендуется по следующим причинам:

— положения профессиональных стандартов (за исключением требований к квалификации) не являются обязательными, остаются предметом острой профессиональной дискуссии, поскольку содержат неопределенности, необоснованно предоставляющие право работодателю по своему усмотрению применять любые трудовые функции к работникам с различными наименованиями должностей, рекомендуемыми в профессиональных стандартах, что может привести к нарушению прав работников.

— в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в ряд профессиональных стандартов, в том числе в целях существенной переработки их содержания (в частности, с учетом задачи сопряжения требований профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными стандартами, а также поручения Президента Российской Федерации о формировании национальной системы учительского роста ).

Подпункт «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23.12.2015 (протокол от 02.01.2016 N Пр-15ГС).

Вопрос. Какими полномочиями в сфере применения профессиональных стандартов организациями обладают их учредители и контрольно-надзорные органы?

Ответ. На основании пункта 3 постановления N 584 органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в данном постановлении, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:

а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению, то есть лишь в части норм, являющихся обязательными для применения;

б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *