ординатура терапия кем можно работать
Специальность «Терапия» (ординатура)
Степень: Врач-терапевт
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Принимаются абитуриенты, имеющие высшее медицинское образование.
Содержание
Если дословно переводить слово «терапия» с греческого языка, то под ним подразумевают лечение, оздоровление. Когда же говорят о медицинской науке, то подразумевают отрасль, которая занимается заболеваниями внутренних органов. Специальность 31.08.49 «Терапия» предполагает первичный прием больных, которых врач осматривает, а в случае необходимости передает их к медикам более узкого профиля.
Компетенции такого специалиста очень широкие и разнообразные. Он способен выполнять любые задачи, которые связаны с установкой диагноза, назначением лечения. Чем выше квалификация и больше опыт работы этого врача, тем меньше вероятность, что понадобится вмешательство его коллег. По сути, единственное, чем не может заниматься хороший терапевт – это осуществлять хирургическое вмешательство. В остальных вопросах, связанных со здоровьем, он способен оказать больному помощь и порекомендовать конкретные профилактические либо лечебные меры.
Условия поступления
Направление воспитывает врачей-терапевтов, обучая их широким медицинским знаниям и важным практическим умениям. Для поступления в ординатуру необходимо сначала получить высшее образование по лечебной специальности.
В вузы Москвы принимают на учебу будущих терапевтов на конкурсной основе. Какие именно нужно сдать предметы, об этом можно узнать на кафедре университета.
Будущая профессия
Такая специальность предполагает, что студент обладает широкими познаниями по анатомии и физиологии человека. От него требуется желание погрузиться в изучение медицинских дисциплин, чтобы всесторонне разбираться в физиологических процессах, протекающих в организме. Квалифицированный врач сможет провести опрос и осмотр пациента и уже после этого сделать определенные выводы насчет его состояния. Кабинет терапевта отличается от места работы узко профильного врача тем, что в нем практически нет специальной аппаратуры, но это никак не влияет на круг его компетенций. Специалист обязательно разбирается в современных диагностических методиках, чтобы уметь выбирать из них самые актуальные для конкретной ситуации. Он же назначает лечение после постановки диагноза и отслеживает, как оно протекает, корректируя в случае необходимости.
Куда поступать
Одно из самых востребованных направлений доступно в следующих учебных заведениях:
Срок обучения
Программа ординатуры рассчитана на два года учебы.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Врач-терапевт во время учебы изучает следующие предметы:
Приобретаемые навыки
После окончания ординатуры выпускник становится компетентным в сфере следующих задач:
Перспективы трудоустройства по профессии
Врач-терапевт – едва ли не самая востребованная специальность в медицине. Он необходим буквально в каждой клинике, государственной и частной. Хороший специалист может открывать собственный кабинет, трудиться в санаторно-курортных, оздоровительных и рекреационных учреждениях, реабилитационных центрах.
Кем работают после ординатуры:
Эта профессия неплохо оплачивается. Минимальная отметка – это зарплата в 30 тысяч рублей. Но профиль позволяет зарабатывать в разы больше, например, сочетая трудоустройство в частной и государственной поликлинике.
Преимущества профессионального совершенствования
Перспективы профессионального роста и заработков для врача-терапевта зависят от его квалификации, компетенции и опыта. Чтобы расширить возможности для самореализации, есть смысл продолжить знакомство с тематикой в аспирантуре. Научные исследования – это один из путей дальнейшей карьеры. Но можно заниматься преподавательской деятельностью.
Почему учиться в медицинском вузе сложно
Почему врачи так долго учатся, в каких медицинских вузах Москвы преподаватели строже и как школьникам подготовиться к студенческой жизни.
Где учиться, чтобы работать врачом
Если вы хотите работать клиническим врачом, который имеет право обследовать пациентов, ставить диагнозы, назначать и проводить лечение, для начала нужно поступить на лечебный или педиатрический факультет медицинского вуза. Программы этих факультетов во многом похожи — студенты лечебного факультета изучают теорию применительно ко взрослым пациентам, студенты педиатрического — и к детям, и ко взрослым.
Через шесть лет обучения они сдают выпускные экзамены и получают диплом. Дальше — ещё три экзамена по аккредитации и получение сертификата. За каждый из экзаменов по аккредитации вы получаете определенное количество баллов, с которыми можете поступить в ординатуру. Но при наличии диплома и сертификата можно сразу пойти работать в поликлинику участковым терапевтом или педиатром.
Раньше перед ординатурой был еще год интернатуры, но её сейчас отменили. Многие преподаватели и студенты не одобряют эти изменения и жалеют, что нет дополнительного обучения.
Мой личный рейтинг медицинских вузов в Москве выглядит так:
Сейчас я смотрю на ординаторов, с которыми работаю, и вижу, что более опытные специалисты окончили первый и второй мед. Я училась во втором — этот университет дает качественное образование, у него сильный преподавательский состав и внушительная научная база. Но в нём очень строгое отношение к студентам. Лично я испытывала большой стресс от многочисленных дисциплинарных требований. Для сравнения: в первом медвузе студенты сдавали один выпускной экзамен, а мы — три. Если бы я поступала сейчас, выбрала бы первый медвуз — образование там дают хорошее, но учиться было бы комфортнее.
Зачем поступать в ординатуру и как это лучше сделать
После шести лет в медицинском вузе вы можете работать только участковым врачом. В крупных московских поликлиниках у таких специалистов хорошие зарплаты — около 100 тысяч рублей на полной ставке, но без окончания ординатуры их карьерные возможности будут ограничены.
Если вы хотите работать более узким специалистом (неврологом, кардиологом, хирургом, УЗИ-диагностом и т.д.), нужно отучиться ещё два года в ординатуре.
Для поступления в ординатуру нужны высокие баллы за экзамены, которые вы сдаете во время аккредитации. Документы можно подавать только в три ординатуры, не больше. В каждой из них можно выбрать только две специальности.
Предположим, после вуза вы хотите стать кардиологом или неврологом и пока не определились, кем именно. Можно подать документы в три разных вуза, в каждом из них выбрать специальность «кардиолог» и «невролог». Дальше вы можете выбрать форму обучения — платную или бесплатную. Если в результате на кардиологию вы поступаете бесплатно, а на неврологию платно, то вам нужно будет решить, что вам интереснее и готовы ли вы оплачивать обучение.
Если вы совсем не определились с направлением, советую поступить в ординатуру на специальность «терапия». Там дают хорошие базовые знания. После этого факультета можно работать терапевтом и в больнице, и в поликлинике. Вы не будете ограничены как участковый терапевт, сможете расти. После такой ординатуры можно получить вторичную специализацию по любой профессии за полгода. Но если вы отучились в ординатуре на кардиолога, но решили стать неврологом, придется учиться заново — два года.
Что делают в ординатуре
В ординатуре так же, как и в первые шесть лет в университете, проходят лекции, конференции, клинические разборы и их посещение обязательно, но таких занятий существенно меньше. Самая главная часть здесь — практика, её очень много.
Где может работать студент медицинского вуза
После третьего курса можно сдать экзамен на сестринское дело и получить соответствующий сертификат. Экзамен непростой, но после него на последних курсах можно работать медсестрой — так вы накопите стаж и получите дополнительные баллы, которые будут учитываться при поступлении в ординатуру. Совмещать такую работу с учебой физически очень сложно.
Как решить – поступать в медицинский вуз или нет
Уделите больше внимания биологии и химии, оцените, насколько вам эти предметы интересны, сможете ли вы по ним сдать ЕГЭ и дополнительные вступительные экзамены. Расскажите школьным учителям по этим предметам, что хотите поступать в медицинский вуз и вам нужна помощь. Запишитесь на курсы, чтобы эффективнее готовиться к экзаменам.
Также очень советую прийти на Пироговскую научную медицинскую конференцию, которая проходит каждый год. Она ориентирована на студентов медицинских вузов, но в качестве слушателя может участвовать любой желающий. На этом мероприятии есть возможность пообщаться со студентами разных медвузов, профессорами, врачами, послушать блестящие доклады и понять, насколько вам близка эта сфера.
Мне кажется, еще один хороший способ проверить себя — устроиться работать в больницу санитаром. Там вы сможете оценить, готовы ли вы к работе с людьми, бессонным ночам.
Учёба в медицинском вузе — это очень сложно, и не каждый с ней справится. Важно быть готовым к серьёзным физическим и умственным нагрузкам, заручиться поддержкой семьи, знать, что во время обучения кто-то из близких сможет обеспечивать вас финансово. Но если вы решитесь на это и дойдёте до конца, то получите невероятную профессию, в которой можно расти и развиваться всю жизнь. Вам в ней никогда уже не будет скучно.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Ординатура терапия кем можно работать
Еще с третьего курса в моей голове начали роиться мысли по поводу будущей специализации. Масла в огонь подливали педагоги, которые с завидной настойчивостью задавали нам один и тот же вопрос: «Ну что, определились со специальностью?». Единственный преподаватель, чьи слова отложились очень крепко на подкорке, вел у нас курс пропедевтики внутренних болезней: «Запомните, доктора, после шестого курса вы должны определиться с самым основным вопросом: кто вы – терапевты или хирурги. Дальше уже будет проще».
Мне повезло иметь наставников в лице руководителей школы мастерства по терапии Сеченовского университета, к мнению которых я почти всегда прислушивалась. Было решено окончить ординатуру по терапии и заниматься далее наиболее «любимой» специальностью. И начался мой путь врачебный в качестве терапевта: два года в ординатуре на кафедре факультетской терапии №1, цикл профессиональной переподготовки по кардиологии и три года в аспирантуре.
У сегодняшнего выпускника медицинского вуза, решившего связать свою судьбу с терапией, не так уж и много вариантов, и они достаточно понятны и просты:
В те времена, когда я поступала в ординатуру, проекта вроде Ordinatura.org, естественно, не существовало и скудные отзывы от более старших коллег передавались неохотно. О моей ординатуре можно точно сказать: «тяжело в учении, легко в бою», а некоторые преподаватели называли ее коротко: «армия». Нет, дедовщины не было (почти). Несмотря на то, что это была работа не в скоропомощном госпитале с постоянным цейтнотом, контингент пациентов был соответствующий для того, чтобы охватить многие нозологии, отработать многие протоколы ведения.
Нахождение в жесткой сцепке со своим доктором и кафедральным наставником, возможность «разобрать по косточкам» своего пациента позволило еще сильнее укрепить основательно тот фундамент знаний, который был заложен ранее. Клиническое мышление, о котором постоянно твердят и которое было в зачаточном состоянии перед ординатурой, наконец-то начало развиваться.
Следует отметить, что на втором году учебы появилась возможность уделить внимание больше той специальности, к которой «лежала душа». А к концу обучения в ординатуре по терапии появилось осознание, по каким специальностям работать точно не хочется. Возможно, именно вы окажетесь на поле боя в городском скоропомощном стационаре и поймете, что терапия точно не для вас и надо скорее двигаться в более узкую специальность.
Очередное распутье ожидало меня после окончания ординатуры по терапии:
А можно продолжить путь обучения «от общего к частному», что я в принципе и сделала. Часть меня, страстно желающая стать преподавателем, не могла просто на просто обойти аспирантуру. А знания и опыт, полученные именно в клинической ординатуре по терапии, оказались очень к месту будущему преподавателю факультетской терапии.
Сразу оговорю минусы того, что сначала вы пройдете терапию, а далее пойдете в узкую специальность.
#1 – оплата обучения. Представим, что вас взяли на работу в государственное бюджетное учреждение. Если повезет, вы амбициозны и активны, звезды сошлись так, что в вашей клинике требуется специалист более узкого профиля, тогда вас отправляют на обучение за счет бюджетных средств. А как быть тем, кто устроился в клиники, работающие с платными и ДМС-пациентами?
Там, где я работала, нужен был исключительно врач-терапевт. За счет средств клиники по вашему желанию никто не отправит вас на обучение, если штат укомплектован и им не требуются узкие специалисты. Но при этом было время, когда клиника остро нуждалась в гематологах, тогда руководство было готово взять на себя ответственность за оплату всего обучения.
#2 – качество обучения. Да, безусловно, сравнивать три-шесть месяцев обучения (в основном это лекции и небольшое количество семинаров) и полноценную ординатуру – неправильно и странно. И, если бы не аспирантура, то я бы чувствовала себя немного «неполноценным» специалистом. Многие вещи прошли мимо меня, ведь нереально впихнуть в трехмесячный цикл то, чему обучают два года.
Ординаторы-кардиологи с легкостью расшифровывали суточные мониторы артериального давления и ЭКГ, проводили практически самостоятельно нагрузочные тесты и даже имели базовые знания по ультразвуковой диагностике. Другой момент, что для будущей работы кардиологом (приветствуется и во многих местах требуется), в настоящее время требуется, сертификат функционального диагноста. И в моем случае, пройдя очередное обучение, можно было бы навсегда избавиться от «комплекса неполноценности».
#3 – банальная затягивающая рутина/отсутствие свободного времени для прохождения специализации. Только представьте: вы окончите ординатуру, устроитесь в поликлинику и вас поглотят работа и сложный этап адаптации. Вам просто на просто не будет хватать сил и времени. Возможно, вас это не коснется, если вы не собираетесь работать, а планируете продолжать обучение.
Многие коллеги меня поддержат в том, что профессию «терапевт» окружает определенная специфическая аура. Мало от кого я видела и слышала, что они мечтают стать исключительно терапевтами и связать навеки свою жизнь с терапией. В основном это какая-либо узкая специальность: кардиология, гастроэнтерология, пульмонология и т.д. Вас обязательно будут преследовать вопросы от коллег и даже родственников «ну что, дальше куда/кем», удивления и местами непонимания. Подобные вопросы и меня не обошли стороной.
Что будет с тем, кто решит посвятить жизнь свою полностью терапии? У вас может сразу рисоваться в голове совсем нерадужная картинка: старые коридоры с обшарпанными стенами и скрипучими полами какой-нибудь районной поликлиники, где сидит такая себе дама преклонных лет с метаболическим синдромом, выгоревшая и смирившаяся, а иногда орущая на пациентов, которые посмели спросить что-то лишнее у нее. На конференциях, которые нужны исключительно, чтобы получить баллы НМО, она обычно отсыпается или пребывает в очереди с такими же коллегами на кофе-брейке. Страшно? Не хочется так? Все в ваших руках: развивать и совершенствовать свои скиллы или деградировать.
Но есть и сценарии жизни врачей-терапевтов, которые довольны своей жизнью. Вы целеустремленный, активный, вам нравится окружать себя единомышленниками, руководить. А может, вы новатор и регулярно преподносите оригинальные идеи, как улучшить систему? Тогда есть большие шансы на то, чтобы начать осваивать карьерную лестницу. В частной клинике, где я работаю, создана благодатная почва и регулярно предлагается стать наставником для новопришедших сотрудников или заявить о себе, чтобы попасть в кадровый резерв.
Возможно, что в бюджетном учреждении все еще могут существовать, где не так просто можно пробиться. Однако и молодых коллективов предостаточно, где твою активность и целеустремленность обязательно заметят и отметят. Не воспринимайте свою работу как «это навсегда и на всю жизнь». Не бойтесь уходить и закрывать двери там, где вы чувствуете себя некомфортно или вы перестали развиваться.
У меня есть большое количество коллег, которые работают в амбулаторном звене терапевтом и получают удовольствие от работы. Их прием хорошо оплачивается, на больного отводится от 20 до 40 минут, есть постоянные благодарные пациенты. Такие врачи воспринимаются как семейные врачи, их работа ценится и от пациентов нет отбоя. Сказка? Да вовсе нет. Есть подобные вакансии в частных сетях клиник с прекрасными условиями. Да, туда не возьмут врача с нулевым опытом и без публикаций/иных заслуг. Вы должны соответствовать этому месту и зарплате.
Ну и вернемся к амбулаторному ОМС звену. Да, работа нелегкая, на пациента отводится всего лишь 12 минут, на вас лежит ворох документации, которую иногда придется забирать с собой домой, т.к. не будете успевать ее дописать. Но данная работа может очень хорошо оплачиваться, а значит, вы не будете «голодать» при имеющейся ипотеке/кредитах.
Итак, стало вам не так сильно страшно за свою судьбу при имеющемся только за спиной сертификате об окончании ординатуры по терапии?
Терапевт является многопрофильным специалистом, который занимается широким спектром внутренних болезней. Список огромный: острые респираторные инфекции, бронхит, бронхиальная астма, нейроциркуляторная дистония, гипертоническая болезнь, хроническая сердечная недостаточность и многие другие.
Если вы будете работать в поликлинике ОМС или там, где оказывают платные медицинские услуги, будьте готов к тому, что к вам придет больной как с любой терапевтической патологией, так и с просьбой его сориентировали, к какому специалисту обратиться. Это могут быть пациенты с ушибом копчика, подозрительным образованием на коже или болью в спине. Будьте готовы быть распределительными пунктом.
Расскажу еще о минусах, с которыми я столкнулась во время работы терапевтом в частной клинике. Увы, но не все исследования вы можете назначить пациенту, и рано или поздно вам его придется направить далее к профильному специалисту. Никто кроме руководства не в курсе, что я кардиолог. И мои назначения пациенту кардиологического профиля могут с легкостью и быстро быть переписаны кардиологом, к которому пациент отправится за направлением от меня, допустим, на суточное мониторирование ЭКГ. И снова, увы, но пациент может к вам более не вернуться, ведь логично, что дальнейшее ведение с гипертонической болезнью или ишемической болезнью сердца будет проводиться у кардиолога.
Можно подумать, что вышесказанное я отношу к минусам работы терапевта, но есть и определённые плюсы: с каждым годом возможности врача расширяются и благодаря достаточным знаниям и компетенциям вы можете проводить диагностику и лечение пациента, не направляя сразу же к профильному специалисту.
На мой взгляд, врач, который учился первоначально в ординатуре по терапии, имеет определенные преимущества перед узкопрофильным коллегой. И здесь скорее идет речь о закладке определенных фундаментальных знаний и способности рассматривать человека как единое целое, а не по системам органов. Врач-терапевт постоянно пребывает в тонусе, ведь в любую минуту могут потребоваться знания в эндокринологии, гематологии, расшифровке ЭКГ или спирометрии.
И напоследок: с сертификатом терапевта вы без работы никогда не останетесь. В первый же день публикации моего резюме в интернете я получила 10+ откликов от потенциальных работодателей, а поиск работы/собеседования занимали у меня обычно не более 1-3 дней. В то же время моя коллега кардиолог искала активно работу около полугода. Опыт у нас был нулевой – мы обе только что окончили ординатуру.
Кроме того, с сертификатами по терапии и любой другой узкой специальности при желании и возможности вы можете быть внутренним совместителем, а значит, иметь более высокий доход.
Ординатура терапия кем можно работать
Тенденция последних лет видна четко: бюджетных мест в ординатуру мало, платить готовы не все, а правительство подстёгивают молодых врачей идти в поликлиники в поисках баллов.
Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что большинство студентов-медиков собираются сразу после получения диплома поступить в ординатуру. А если у них не получается – они считают это провалом. Но так ли это?
В этой статье собрали мнение четырех человек из медицины о работе в первичном звене и поступлении в ординатуру. А еще попробовали самостоятельно выделить плюсы и минусы gap-year после специалитета.
Мое мнение такое: в ординатуру нужно идти, только если у вас есть стопроцентная внутренняя уверенность, что это та специальность, в которой вы видите себя, и вам будет интересно этим заниматься ближайшие 10-15 лет.
Если у вас есть какие-то сомнения и вы выбираете, например, между дерматологией, колопроктологией и спортивной медициной – абсолютно разными направлениями, – то это значит, что вы сами пока до конца не понимаете, что вам нужно.
В таком случае лучше где-то год поработать в первичном звене – это будет только в плюс. Вы получите деньги, опыт, реальное понимание клинической практики и баллы, которые помогут попасть в бюджетную ординатуру. А идти в платную ординатуру, если вы сомневаетесь, точно не стоит: вы потратите деньги, которые могут не окупиться.
Если упростить мой ответ на вопрос «Вы за gap-year или против?», то я скорее за, чтобы лучше понять, чего вы хотите
У меня была возможность поступать в ординатуру на бюджет сразу после медвуза – этой возможностью я и воспользовался.
Как и у любого абитуриента, иногда проскакивали сомнения в духе: «а вдруг не поступлю?». Стоит сказать, что такой исход меня совсем не пугал. В отличие от аналогичной ситуации при поступлении в университет, тут год не «пропадает».
Я абсолютно уверен, что год (а может быть, и два) в поликлинике можно провести с большим профитом: это не только отличный и максимально приближенный к реальной жизни опыт в терапии (вижу только плюсы в том, чтобы уметь «лечить бабулек»), но и вполне приемлемая зарплата, а также более глубокое понимание работы системы здравоохранения в амбулаторном звене: что там вообще происходит, кто и как там работает и т.д.
Иногда я даже жалею, что такого опыта у меня не было. Но из-за того, что моя специальность (офтальмология) – одна из самых изолированных от соматики, то опыт работы участковым терапевтом все же пригождается сравнительно редко. Однако для тех, кто собирается в терапевтическую специальность (или, если так можно выразиться, в любую «соматическую»), такое время пойдет только на пользу.
Если вы, как и я в свое время, не до конца уверены в качестве и количестве практических знаний, которые вы получили за шесть лет учёбы на специалитете, — есть несколько способов эти знания получить.
Работа в поликлинике. Вариант действенный, несколько экстремальный, но с хорошим заработком и перспективами для получения дополнительных баллов или возможностью накопить на платную ординатуру. Искренне не вижу в этой работе ничего плохого или тем более стыдного. Напротив, я абсолютно уверена, что огромное количество проблем, с которыми врачам приходится сталкиваться в стационаре, можно было бы решить на амбулаторном этапе. При условии, конечно, качественного оказания амбулаторной помощи. Особенно это актуально в педиатрии, где работа врача поликлиники — наблюдать за ростом и развитием малыша с самого рождения.
Два года ординатуры. Способ более мягкий и безопасный. Тут ты делишь ответственность с врачом и заведующим (моральную, в первую очередь, так как юридической силы твоя подпись в истории болезни не имеет), всегда есть возможность посоветоваться, хотя в хорошем коллективе в поликлинике так тоже можно.
Однако самая большая проблема ординатуры в целом — то, что за такую возможность придется заплатить двумя годами работы минимум 40 часов в неделю с заработком порядка 8-10 тысяч в месяц, если повезёт. Также есть особая форма рабства: работать в отделении и платить за это самому 300-500 тысяч в год.
Выбор первого или второго пути — очень индивидуальный вопрос. На него будут влиять и финансовые возможности, как ваши личные, так и вашей семьи, наличие жилплощади (если нет необходимости искать ординатуру с общежитием, это несколько увеличивает спектр вариантов, ведь больницы чаще всего общежитие не предоставляют), а также необходимость получения общепедиатрических (или терапевтических) знаний. Тут тоже всё будет зависеть от того, какую специальность вы рассматриваете в дальнейшем. Если вы хотите, например, в хирургию, то смысла тратить несколько лет на участке, пожалуй, нет.
Начну с мизансцены: летом 2021 года я оканчиваю Сеченовский университет и обучение по программе «Школа профессионального роста», что означает две вещи. Во-первых, я могу работать врачом-терапевтом первичного звена без ординатуры. Во-вторых, я должна работать участковым в течение двух лет по условиям вышеупомянутого проекта.
Помимо стремительно надвигающихся блестящих карьерных перспектив мне хотелось продолжить обучение по не клинической специальности, а именно по профилю организация здоровья и общественное здравоохранение. Поэтому получилось то, что получилось: сейчас я работаю на 1.0 ставки участковым терапевтом и очно учусь в ординатуре по ОЗЗ во второй половине дня.
После месяца работы в поликлинике у меня сложилось первое впечатление об этом деле, которым я сейчас и поделюсь.