общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Учитель всех предметов

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 1. Что такое общество

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос, поставленный в названии параграфа, несложно. Действительно, слово «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. К примеру, «общество книголюбов», «дворянское общество», «педагогическое общество». В данном случае под обществом мы понимаем определённую группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но возможен и другой ряд связанных понятий: «первобытное общество», «феодальное общество», «французское общество». Здесь уже, употребляя слово «общество», мы имеем в виду определённый этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с такой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом может быть и человечество в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли. Иными словами, общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Данное определение раскрывает понятие «общество» в широком смысле. Попробуем разобраться в этом более обстоятельно.

Общество как совместная жизнедеятельность людей

Начнём со второй части приведённого определения. Общество — это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между её участниками.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы её умерший хозяин.

Отметим, что животные к окружающей среде приспосабливаются. При этом они могут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитивные орудия с помощью лап и зубов. Животные используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие живые существа.)

В свою очередь, деятельность человека носит практически-преобразовательный характер. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в его жизни. (Вспомните, например, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) Однако приспособление — не предел человеческих возможностей. В процессе своей жизнедеятельности человек преобразует окружающую среду. Для этого используются не только природные предметы, но и прежде всего средства, созданные самим человеком (орудия труда).

И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с определённой целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадётся к жертве — его поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе его поведения — биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Таким образом, целеполагание присуще только человеческой деятельности.

Человеческая деятельность — это первооснова, исходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.

Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребёнка в человека требует нахождения его в среде людей, общения с себе подобными. Выживание человека в отрыве от общества возможно лишь при использовании им предметов, созданных в ходе совместной деятельности людей, или по крайней мере знаний и опыта, полученных в обществе.

Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения. Поэтому общество может быть понято не только как совокупность отдельных видов совместной деятельности людей, но и как совокупность различных форм их объединения для этой деятельности: первичных коллективов, социальных групп, общественных организаций, а также как сеть отношений между ними.

Каждая сфера общественной жизни также сложное образование. Составляющие её элементы дают представление и об обществе в целом.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек также входит и в более крупные общности людей — социальную группу, класс, нацию.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придётся предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. И через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения — устойчиво повторяющиеся взаимосвязи, возникающие между людьми, их группами, организациями и общностями в процессе реализации важных сторон жизнедеятельности людей — и называются общественными.

К изучению общества мы ещё вернёмся. А теперь рассмотрим отношения между обществом и природой.

Общество и природа

Общество — это исторически сложившаяся и обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чём же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само понятие культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Всё это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». К чему привела эта установка сегодня, хорошо известно. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человечества.

Сегодня важно осознать неразрывную связь природы и общества.

С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.

С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор, как и прекрасные рощи на островах Тихого океана, — дело рук человека. Вместе с тем известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали молодые побеги. Например, об античной Греции говорили, что её могущество «съели» расплодившиеся козы.

Видный итальянский учёный и общественный деятель А. Печчеи (1908—1984) писал: «Хорошо известно, что, увеличив свою власть над Природой, человек сразу же вообразил себя безраздельным господином Земли и тут же принялся её эксплуатировать, пренебрегая тем фактом, что её размеры и биофизические ресурсы вполне конечны. Сейчас уже поняли также и то, что в результате такой бесконтрольной человеческой деятельности жестоко пострадала некогда щедрая и обильная биологическая жизнь планеты, оказались частично истреблены её лучшие почвы, а ценные сельскохозяйственные земли всё более застраиваются и покрываются асфальтом и бетоном дорог, что уже полностью использованы многие наиболее доступные минеральные богатства, что вызываемое человеком загрязнение можно теперь найти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне Океана, и что теперь последствия всего этого проявляются и на климате, других физических характеристиках планеты.

Конечно, всё это вызывает глубокое беспокойство, однако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается равновесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволюции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собственную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы можем реально рассчитывать и сколько возобновимых ресурсов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку «пропускная способность* Земли явно не безгранична, то, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще его присутствия на планете».

Итак, возвращаясь к тому определению понятия общества, с которого мы начинали свои рассуждения, уточним: говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду присущие ему особенные черты, но не оторванность от природы и процессов её естественного развития.

Общество и культура

Слово «культура» используется столь же часто, как и слова «общество* и «природа». При этом под культурой чаще всего понимают какие-либо достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное поведение. Культурный человек — это человек образованный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся высокохудожественными произведениями искусства и т. п.

Такое толкование культуры вполне уместно. Однако, как и в случае с обществом, это понятие многосмысловое. Рассуждая о взаимодействии общества и природы, мы уже упомянули о культуре, определив её как сотворённую человеком «вторую природу». Таким образом, в наиболее широком смысле слова культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Это более соответствует первоначальному смыслу данного слова, которое происходит от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование.

Что же мы отнесём к созданному, «возделанному» человеком? Это и построенные здания, и написанные книги, и засеянные поля, и средства связи и коммуникации, и сложившиеся традиции, и общепринятые моральные нормы, и личные убеждения, и многое, многое другое. Таким образом, мир культуры — это и материальные, и духовные результаты деятельности человека.

Из сказанного очевидно: без культуры мы не были бы людьми, а оставались лишь сообществом особей определённого биологического вида. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, обычаев и традиций), меняются под воздействием культурных ценностей (вспомним «воспитательный» смысл слова «культура»), накапливают и передают другим поколениям достижения культуры, создают её новые формы и значения.

Даже естественные проявления нашей жизни преображаются под влиянием культуры. Например, потребность в пище мы удовлетворяем именно теми способами, которые закреплены в современном обществе определёнными нормами: в большинстве случаев мы покупаем продукты в магазине (кто-то использует возможности личного хозяйства), обрабатываем (если это не готовый продукт) их на плите, в печи, подаём приготовленное блюдо на тарелке и едим его, используя по крайней мере ложки.

Культура характеризуется историчностью и огромным многообразием. Для более глубокого изучения мира культуры исследователи выделяют её типы, формы, компоненты и создают различные классификации. Общепринятым является деление культуры на материальную (здания, транспортные средства, предметы быта, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, символы, ценности, правила и нормы и многое другое).

Это деление достаточно условно. Понятно, что за каждой вполне материальной вещью стоят определённые формы организации труда, замысел создателей, нередко сложные расчёты и математические выкладки, т. е. явления, относящиеся к духовной культуре. В то же время плоды духовной деятельности чаще всего овеществляются: художественные образы оживают на страницах книги, религиозная идея воплощается в строительстве храма.

Множество народов, населявших нашу планету в прошлом и живущих сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего своей самобытной культурой. И это относится не только к языковым различиям, религиозным взглядам или художественному творчеству. Своеобразие проявляется в традициях и обрядах, в семейном укладе и отношении к детям, в манере общения и предпочтениях в еде и во многом другом. При этом понять отдельные элементы культуры конкретного общества можно только в рамках всей его культуры. Один американский социолог приводит следующий пример: люди западных стран отличаются особо трепетным отношением к гигиене полости рта. На взгляд представителя другой культуры ритуал регулярной чистки зубов «пучком щетины с нанесённым магическим порошком» выглядит не менее странно, чем обычай некоторых племён выбивать у себя передние зубы для красоты или с той же целью выпячивать губы с помощью особых пластин.

Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи некоторые общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями. К ним, в частности, относится наличие языка с определённым грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы. Во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях. Почти у всех народов существует запрет на инцест — сексуальные отношения между близкими родственниками. Но даже эти немногочисленные универсалии по-своему преломляются в культуре разных обществ. Так, большинство из них сегодня отвергает многожёнство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.

О многих культурах «внутри» национальной культуры вы узнаете из последующих глав учебника.

Науки об обществе

Общественная жизнь, как мы уже убедились, сложна и многогранна, поэтому её изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и др.). Каждая из них рассматривает определённую область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики — законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом дают такие науки, как философия и социология.

Мы уже отмечали, что общество в сравнении с природой имеет свою специфику. «Во всех областях природы… господствует определённая закономерность, независимая от существования мыслящего человечества», — писал крупнейший учёный-физик М. Планк (1858—1947). Общество же — это не что иное, как совокупность людей, наделённых волей и сознанием, совершающих действия и поступки под влиянием определённых интересов, мотивов, настроений.

Действуют ли в социальной действительности объективные, т. е. независимые от сознания людей, законы развития? Можно ли изучать общественную жизнь, отвлекаясь от многообразия взглядов, интересов, намерений людей? Если нет, то можно ли признать обществознание наукой, дающей точные и объективные знания о мире?

Эти вопросы давно встали перед исследователями общественной жизни. И ответы на них давались и даются различные. Так, некоторые философы исходят из того, что социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, и в их познании можно использовать точные методы социального исследования, а социология как наука должна быть свободна от связей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от их субъективных оценок. В рамках другого философского направления предпринята попытка устранить противостояние объективных явлений и познающего их человека. Сторонники этого направления стремятся осмыслить социальный мир в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей. Таким образом, в центре изучения оказываются сам «переживающий» человек и его восприятие мира через призму отношения к нему индивида.

Кто же прав в этом споре?

Не будем спешить с ответами.

Словарь

Общественные отношения — отношения, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

Общество — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Практические выводы

1. Изучая общество, следует помнить: первым условием выработки собственной позиции по различным вопросам общественного развития является понимание того, что социальные проблемы возникают и решаются в результате взаимодействия индивидов, групп, организаций. Важно разобраться в направленности совместных действий людей, выявить характер отношений между ними.

2. Изучая общество, нельзя забывать, что оно во многом зависит от природы. Природные условия, в которых находятся разные страны и народы, космические явления, стихийные бедствия, имеющие разрушительные последствия, эпидемии, охватывающие целые континенты, — всё это оказывает воздействие на жизнь общества. Но нельзя не учитывать и результатов воздействия общества на природную среду, имеющих гибельные последствия для человечества.

3. Культура даёт возможность обществу противостоять опасностям. Чем лучше человек владеет достижениями культуры, тем успешнее он способен решать возникающие перед ним задачи.

4. Общественные науки не только позволяют удовлетворить присущую людям любознательность, но и помогают человеку, овладевшему их основами, ориентироваться в сложном, быстро меняющемся мире, точнее определять возможности и пути достижения успеха в жизни и деятельности.

Документ

Размышления об обществе русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина (1889—1968) из книги «Человек. Цивилизация. Общество».

Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагаем наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не составляет. Значит, общество означает прежде всего совокупность нескольких единиц (индивидов, существ, особей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество не только означает совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д.), но и предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества предполагает не только наличность нескольких единиц, но требуется ещё, чтобы единицы взаимодействовали между собой.

…Все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) «неорганические» взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые «органические» взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) наконец, взаимодействующие центры, одарённые психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками.

Вопросы и задания к документу

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемДенис Цыгальский

Похожие презентации

Презентация на тему: » ОБЩЕСТВО – ОПРЕДЕЛЕННАЯ ГРУППА ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНИВШИХСЯ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И СОВМЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ КАКОЙ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.» — Транскрипт:

2 ОБЩЕСТВО – ОПРЕДЕЛЕННАЯ ГРУППА ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНИВШИХСЯ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И СОВМЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ КАКОЙ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 ОБЩЕСТВО – КОНКРЕТНЫЙ ЭТАП В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАКОГО- ЛИБО НАРОДА ИЛИ СТРАНЫ.

4 ОБЩЕСТВО – ОБОСОБИВШАЯСЯ ОТ ПРИРОДЫ, НО ТЕСНО С НЕЙ СВЯЗАННАЯ С НЕЙ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, КОТОРАЯ СОТОИТ ИЗ ИНДИВИДУМОВ, ОБЛАДАЮЩИХ ВОЛЕЙ И СОЗНАНИЕМ, И ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ И ФОРМЫ ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ.

6 СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СОСТОВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯЗАВОДЫ, РЫНКИ, БАНКИ, ДЕНЬГИ ПРОИВОДСТВО НЕОБХОДИМЫХ ВЕЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКАЯОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ ДУХОВНАЯКУЛЬТУРА, НАУКА, РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ СОЗДАНИЕ НОВЫХ МАШИН, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, РЕЛИГИЯ СОЦИАЛЬНАЯМАГАЗИН, МЕТРО, ТЕЛЕФОН, ПОЧТА ОХВАТЫВАЕТ ПОВСЕДНЕВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

7 ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО

8 АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО – СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА, В КОТОРОМ ПРЕОЛАДАЕТ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО – СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА, В КОТОРОМ ПРЕОБЛАДАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ ГЛАВНУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ.

9 ПЕРВОБЫТНО- ОБЩИНАЯ РАБОВЛА- ДЕЛЬЧЕСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ КАПИТАЛИ- СТИЧЕСКАЯ КОММУНИ- СТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ ПЕВИЧНАЯ ВТОРИЧНАЯ АРХАИЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРЕТИЧНАЯ СОГЛАСНО ФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДВИЖЕТСЯ ОТ ОДНОЙ СТАДИИ К ДРУГОЙ, БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ, КАК ПО ЛЕСТНИЦЕ

Источник

Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Краткая и наглядная – в виде схем и таблиц – форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова — это:

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);

отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);

человечество в целом.

Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:

— производство материальных благ и услуг;

— распределение продуктов труда (деятельности);

— регламентация и управление деятельностью и поведением;

— воспроизводство и социализация человека;

— духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество — это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне — и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем, в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

A1. Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1. постоянное развитие

2. часть материального мира

3. обособление от природы

4. способы взаимодействия людей

Тема 2. Общество и природа

Природа (от гр. physis и лат. natura — возникнуть, быть рожденным) — одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

C6. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно-энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

Тема 3. Общество и культура

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура».

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

B3. Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Тема 5. Социальные институты

Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;

упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).

Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

C5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.

Тема 6. Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

— экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:

— как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);

— как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

— как синоним культуры (например, А. Тойнби);

— как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889–1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Тема 7. Понятие общественного прогресса

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития

Французские просветители — история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

Религиозные течения — преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби — движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

Современные исследователи — положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Тема 8. Процессы глобализации и становление единого человечества

В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.

Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализацияпроцесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.

Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.

Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:

— Единство человечества — только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

— Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

— Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое — как биологический вид, но и социальное — объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное — поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?

А. Глобализация способствует целостности мира и его развитию.

Б. Глобализация способствует распространению ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тема 9. Глобальные проблемы человечества

Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

общество как группу людей объединившихся для совместной деятельности можно определить как

С учетом наличного уровня общественного развития и особой остроты стоящих перед человечеством глобальных проблем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:

Пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») связаны с тем, что разрешить глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления таких мер, которые реализовать практически невозможно (например, приостановка роста населения, отказ от технического и технологического прогресса, снижение уровня потребления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества.

Умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм») обосновывают тем, что научно-технические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проблем. Условием для этого является принятие мировым сообществом концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природной среды существования человечества.

B4. Найдите в приведенном ниже списке глобальные проблемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) проблема образования народных масс

2) демографическая проблема

3) продовольственная проблема

4) торговая проблема

5) проблема использования космоса

6) научная проблема

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *