название этого музея можно перевести как место уединения хижина отшельника
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
Слово «Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «хижина отшельника». Подобные сооружения были широко распространены в XVIII веке. Павильон Эрмитаж в Екатерининском парке Царского Села – один из самых необычных и пышных. И сегодня мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию по нему.
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
История строительства павильона Эрмитаж
Царскосельский Эрмитаж композиционно связан с Екатерининским дворцом, от которого к нему ведет широкая аллея.
Екатерининский дворец в Царском Селе, вид со стороны павильона Эрмитаж
Строительство было начато в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в начале 1740-х годов. Первоначальный проект был составлен главным архитектором императорского двора Михаилом Земцовым (1688-1743).
После его смерти в 1743 году руководство работами перешло к Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), главному представителю елизаветинского барокко. Также в работах принимали участие архитекторы Андрей Квасов (до 1720-после 1777) и Савва Чевакинский (1709 или 1713 – между 1774 и 1780 или после 1783). Продолжалось строительство до середины 1750-х годов.
Павильон Эрмитаж в саду Царского Села, гравюра А.А.Грекова, 1760-е годы
Здание окружают 64 белоснежные колонны. Бирюзовые стены, золоченые украшения – все создавало здесь атмосферу праздника и веселья. Между колонн на фасаде были установлены 16 статуй. Также были установлены 8 статуй у основания купола и 4 на кровлях боковых кабинетов. К сожалению, до нашего времени они не дошли. На постаментах колонн сохранились барельефы «игры амуров». Эрмитаж находился на площадке, окруженной рвом. Однако в 1777 году по указу Екатерины Великой ров был засыпан, поскольку его так и не удалось заполнить водой.
Павильон Эрмитаж в Царском Селе Павильон Эрмитаж в Царском Селе Павильон Эрмитаж в Царском Селе
Интерьеры павильона Эрмитаж
На втором этаже Эрмитажа расположен центральный зал, от которого диагонально расходятся четыре галереи, заканчивающиеся кабинетами.
Центральный зал в павильоне Эрмитаж Галерея и кабинет в павильоне Эрмитаж Кабинет в павильоне Эрмитаж
В зале расположено пять столов – один большой и четыре маленьких, оснащенные подъемными механизмами. С помощью специальных тросиков и колокольчиков на конце сообщали слугам о необходимости смены блюд; название нужного блюда при необходимости писали мелом. После окончания трапезы столы опускались вниз, отверстия в полу закрывались специальными щитами и зал превращался в танцевальный. На серии фотографий ниже можно увидеть, как поднимаются и опускаются отдельные блюда, а также как весь стол опускается вниз.
Блюдо, поднимающееся с I этажа с помощью подъемного механизма Блюдо, которое опускается вниз с помощью подъемного механизма Весь стол опускается вниз Отверстие в полу с помощью механического приспособления закрывается паркетной плитой
Все здание наполнено светом, который многократно отражается в многочисленных зеркалах и играет в позолоте. Потолки украшены плафонами с росписями на мифологические сюжеты. К сожалению, никакая фотография не передаст этого внутреннего сияния.
Плафон на потолке центрального зала Эрмитажа Павильон Эрмитаж, фрагмент отделки Вензель императрицы Роспись потолка одной из галерей в павильоне Эрмитаж Центральный зал павильона Эрмитаж Сервировка стола в Эрмитаже
Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили устраивать здесь вечеринки для узкого круга приближенных. Здесь же проходили неформальные встречи с послами, на которых решались важные политические вопросы.
Центральный зал павильона Эрмитаж, из окна видна аллея и Екатерининский дворец
Хитроумные подъемные механизмы внутри здания позволяли обходиться без видимого присутствия слуг. Кроме того, в первоначальном проекте не было и лестниц: гости поднимались на второй этаж при помощи специальных кресел — канапе, прообраза лифта.
Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж
С середины XVIII века павильон Эрмитаж не перестраивался и потому дошел до нас практически в своем первозданном виде. Внутри сохранилась подлинная резьба, позолота и подъемные механизмы эпохи императрицы Елизаветы Петровны. Уже в наше время Эрмитаж находился на длительной реконструкции и был открыт только в 2010 году к 300-летию Царского Села. Реставраторы воссоздали ров и балюстраду вокруг него.
Площадка у павильона Эрмитаж Павильон Эрмитаж в Царском Селе Павильон Эрмитаж в Царском Селе
Эрмитажная кухня
На некотором отдалении от Эрмитажа находится Эрмитажная Кухня, которую с павильоном связывал подземный ход. Было сделано это для того, чтобы запах готовящейся пищи не проникал в парадные помещения. Эрмитажная кухня была построена в 1774 году в готическом стиле по проекту архитектора В.Неелова.
Эрмитажная кухня в Царском Селе
Посещение павильона Эрмитаж
Билеты в Эрмитаж покупаются отдельно. Посещение возможно только в составе экскурсии, которая набирается на месте. Возможно, вам придется какое-то время подождать ее начала.
Павильон Эрмитаж в Царском Селе
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Павильон Эрмитаж в Петергофе
Слово эрмитаж в переводе с французского ermitage означает «место уединения» или «хижина отшельника» и по своему расположению, а также планировке павильон полностью отвечает этому названию.
Идея создания павильона Эрмитаж пришла к Петру Первому после его визита в Восточную Пруссию, где он увидел подобный павильон.
Режим работы Петергофского Эрмитажа в 2021 году
Стоимость билетов в Петергофский Эрмитаж в 2021 году
Описание
Павильон Эрмитаж в Петергофе представляет собой двухэтажное строение высотой 11 метров, построенное на сплошном стилобате.
Особенностью здания являются окна и застекленные двери, благодаря которым второй этаж кажется прозрачным, а все строение похоже на игрушечный домик.
Здание предназначалось для встреч небольшого числа важных особ в уединенной обстановке, здесь решались государственные дела, проходили обеды и литературные вечера, а также увеселительные мероприятия.
Эрмитаж стал действительно укромным местом — вокруг здания был вырыт ров, который наполнили водой, поступающей из Марлинского пруда. По приказу Петра в 1724 году по периметру рва был сделан зеленый газон и балюстрада, а со стороны радиальной аллеи установили подъемный мост, который существовал до конца XVIII века.
На первом этаже располагались служебные помещения, в том числе:
Пол первого этажа был покрыт мрамором.
Весь второй этаж занимал Парадный зал площадью 80 кв. метров, в котором проходили обеды и переговоры императрицы с приближенными лицами и гостями. Зал был украшен картинами европейских живописцев XVII–XVIII веков в шпалерной развеске, то есть полностью закрывающей стену— между картинами располагались лишь золоченные профилированные бруски.
Пол второго этажа покрыли паркетом, рисунок которого повторял рисунок паркета Монплезира.
Попасть на второй этаж можно было только на подъемном кресле.
Существует легенда, согласно которой Павел I застрял в этом кресле между первым и вторым этажом, после чего кресло было заменено на лестницу.
Особенностью Парадного зала было то, что в нем располагался стол с подъемным механизмом, рассчитанный на 14 персон. У каждого прибора находился шнурок с колокольчиком. При необходимости сменить блюдо или убрать тарелку гость звонил в колокольчик и средняя часть стола при помощи канатов и блоков опускалась на кухню, а затем вновь поднималась.
Свое пожелание о блюде можно было сообщить, написав записку и отправив ее на кухню. Такая планировка комнат и конструкция стола позволяли важным особам трапезничать без слуг и держать в тайне свои секреты.
Интересно то, что Петергофский подъемный стол был единственным в России.
История
Павильон был возведен в 1721–1725 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна.
Все работы по возведению здания и его наружная отделка были завершены к осени 1724 года. Внутренние интерьеры создавались после смерти Петра Первого в соответствии с его указом, написанным в октябре 1724 года, в котором он четко определил, как должен быть украшен верхний зал.
В годы Великой Отечественной войны в здании были размещены немецкие орудия. Мебель и картины были вывезены в тыл России, вместе с тем, от взрывов пострадала северная стена постройки, а также дубовые панели и отделка здания, а подъемный стол был уничтожен.
Благодаря труду инженеров, архитекторов и реставраторов, в 1952 году павильон Эрмитаж был воссоздан, здесь открылся музей, причем, это был первый музей в Петергофе, принявший в послевоенное время посетителей.
В июле 2009 года был восстановлен механизм стола и сейчас его могут увидеть гости музея.
В XVIII веке Эрмитаж был обязательным строением любого регулярного сада, но павильон Эрмитаж в Петергофе стал первым в России.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Отрада все записи автора Эрмитажи в России: Их «изюминка», история создания и дальнейшая судьба.
Для многих сегодня слово «Эрмитаж» ассоциируется с крупнейшим музеем Санкт-Петербурга. Но на самом деле эрмитажи возникли гораздо раньше, и предназначение их было совершенно иным.
Слово «hermitage» имеет французское происхождение и переводится, как «пустынь, убежище отшельника». Впервые «эрмитажем» назвал пещеру для уединения, сооруженную в своем поместье, кардинал Карл Бурбон из Верхней Нормандии в конце XVI века. А в XVII-XVIII веках в Европе возникла мода на подобные сооружения, и европейские аристократы стали во множестве возводить их на территории своих парков.
В 1716-18 годах Петр I отправился в длительную поездку по Европе. Преследуя в том числе и цель скорейшего завершения Северной войны, он нанес визит и королю Дании Фредерику IV. К удивлению датского правителя, русского царя совсем не интересовали никакие развлечения, гораздо больше времени он проводил, осматривая верфи или государственные учреждения. Но однажды его все-таки удалось заинтересовать охотой, и для этого компания отправилась в небольшое поместье, в котором находился двухэтажный охотничий домик. А в этом домике был удивительный подъемный стол, сервировка которого производилась на первом этаже, затем он с помощью системы тросов и блоков поднимался на второй этаж. По мере необходимости смены блюд это могло делаться несколько раз. Таким образом, трапеза проходила в приватной обстановке, без слуг. Петр, любивший всякие новшества, был в полном восторге от такого стола.
Павильон «Эрмитаж» в Петергофе
Вид на павильон с одной из аллей Нижнего парка
В 1721 году в Петергофе, на берегу Финского залива, был заложен павильон «Эрмитаж». Идею его строительства Петр вынашивал несколько лет, возникла она у царя во время его поездки по европейским странам.
Хотя Петр и не дожил до окончания строительства ( закончилось оно в 1725 году ), при жизни он активно участвовал в этом процессе, давая указания и озвучивая свои пожелания архитектору И. Браунштейну и строителям. Павильон изначально был задуман как приватная столовая, и самым главным предметом в ней должен был стать подъемный стол на 14 персон.
Интерьер второго этажа
Подъемный стол на втором этаже павильона
Пешеходный мостик к павильону
Все эти устройства успешно работали долгое время, пока не случился казус. Однажды, когда в Петергоф прибыл император Павел, трос подъемного устройства оборвался, и император застрял между этажами. Пришлось ему спускаться с помощью переносной лестницы. После этого по приказу разозленного императора механическую систему разобрали и заменили лестницей.
Вид на павильон с востока
Вид павильона со стороны Финского залива
В дальнейшем в этом же столетии по образцу петровского павильона в России стали строиться и другие эрмитажи.
Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе
Самым известным из них был павильон, который построила в Царском селе, будучи императрицей, дочь Петра, Елизавета Петровна.
Павильон Эрмитаж в саду Царского Села, гравюра А.А.Грекова, 1760-е годы
Первоначально строительством павильона занимался М. Г. Земцов, но в 1749 году его переделали уже по проекту Растрелли. Было решено не придерживаться упрощенной концепции «хижины», а построить здание, оформленное, как роскошный дворец. При его декоре использованы такие цвета, как белый, лазоревый и золотой, что весьма гармонично сочетается с оформлением главного Царскосельского дворца.
Эрмитаж в Царском Селе
Хотя для расположения павильона было выбрано достаточно уединенное место.
Эрмитаж в Царском Селе
Внутри здания интерьер поистине царский.
В центре главного зала находится обеденный стол, который может опускаться как полностью, так и по частям. Может отдельно опускаться даже каждая тарелка.
В углах стоят еще четыре механических стола, уже меньшего размера и разной формы.
Блюдо поднимается с первого этажа
Опускается весь стол
Чтобы сделать заказ, гости должны были написать название блюда на специальной дощечке. После этого дощечка опускалась и вновь поднималась уже вместе с заказанным блюдом.
«Подле каждого прибора, по накрытии и поднятии стола вверх, по левую сторону находится тарелка с аспидной доской и грифелем или бумаги лист с карандашом; стоит только написать, чего пожелаете, хлеба, соли или какого напитка, положив опять на тарелку, дернув за веревочку, зазвенеть колокольчиком; тарелка с написанным сама собой опускается и мгновенно представляет требуемое Вами.»
А выбрать высоким гостям было из чего: жареная рысь, разварная лапа медведя, рябчики по-испански, жареная в меду с маслом кукушка, лосиные губы. И все заказы в точности исполнялись. Лишь однажды большой переполох на кухне случился из-за Суворова, заказавшего щи да кашу.
Подъемные механизмы
После обеда столы исчезали, и парадная столовая превращалась в танцевальный зал.
Именно в этом павильоне после большого официального мероприятия в Петербурге был устроен семейный праздник по случаю бракосочетания царя Николая Павловича и Александры Федоровны.
Эрмитаж в Царском Селе практически не перестраивался, поэтому его интерьеры остались такими, какими они были еще при Елизавете.
Павильон «Эрмитаж» усадьбы Кусково
Елизавета была одержима манией строительства эрмитажей. Вслед за ней их начинают возводить у себя и многие вельможи.
Уютный павильон в Кусково также был построен графом Шереметевым для приватных встреч, и в нем тоже был подъемный стол, что избавляло от присутствия прислуги на втором этаже.
Интерьеры усадьбы Кусково.
.Интерьеры усадьбы Кусково.
Рубрики: | архитектура |
Метки: архитектура эрмитаж
Процитировано 5 раз
Понравилось: 14 пользователям
Приют отшельника, или История Эрмитажей в России
Музей
История
Первый Эрмитаж в России был построен архитектором Иоганном Фридрихом Браунштейном в Петергофе по приказу Петра I в 1721-1725 года. На первом этаже располагались хозяйственные постройки, кухня и буфетная, там же находился механизм подъемного стола и лебедки, которые приводили в действие стол. А на втором этаже располагалась диковинка – овальный подъемный стол на 14 персон, позволявший обедать без слуг и без придворных церемоний. Это устройство современники называли «стол-машина» (taffelmaskine), «стол желаний» и даже «самобранка» (tischlein-deck-dich).
Гости попадали в обеденный зал с помощью подъемного кресла, которое было демонтировано при Павле I. Дело в том, что в 1797 году Павел Петрович с семейством не смог покинуть Эрмитаж, так как подъемное кресло вдруг (!) сломалось. Поэтому августейшим особам пришлось покидать павильон весьма неграциозным образом – через балкон по приставной лестнице. Поэтому кресло демонтировали и заменили лестницей.
Петровский Эрмитаж стал родоначальником моды на уединенные сооружения, которые быстро стали элементом русской усадебной культуры XVIII столетия. Русские Эрмитажи строились для интеллектуальных, творческих занятий или для дружеских застолий. В них соединялись, казалось бы, две несовместимые противоположности – развлечение и уединение. В парадоксальный XVIII век это удивительным образом сливалось в гармоничное целое.
Вслед за императрицей Елизаветой собственные эрмитажи бросились заводить в своих усадьбах ее приближенные. Самые знаменитые российские эрмитажи – это, конечно, Эрмитаж на Каменном острове в имении канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, Эрмитаж в резиденции графов Шереметевых Кусково, в петербургских имениях Ивана Григорьевича Чернышова, в Гостилицах Алексея Григорьевича Разумовского. Швейцарский астроном Иоганн Бернулли, путешествуя по России, писал о русских Эрмитажах: «В их эрмитажах вы не найдете ничего общего с нашими – это престижные дворцы императрицы и аристократов, предназначенные для конфиденциальных обедов». Эдакие приюты не отшельников, но гурманов и гастрономов.
В усадьбе Монрепо тоже был свой Эрмитаж. Правда, Людвиг Николаи назвал Эрмитажем не уединенную постройку, а скальный остров.
Утес, заросший лесом, средь потока встал.
Он словно в тростнике бредет неторопливо,
Подставив обнаженный бок укусам волн…
И в завершенье оголенную вершину
Руины замка придавили…
О своем намерении построить на скале готический замок Людвиг Николаи писал сыну: «Этой зимой придётся побеспокоить камни на скале Эрмитажа – ты знаешь, как их много и какие они большие – так как готический замок, который будет строиться у верхнего края крутой скалы, надо строить из этих скальных обломков». Замысел был интересным, проекты замка-руины были заказаны и Гонзаго, и Мартинелли, и Тома де Томону. Но, то ли времени не хватило, то ли проекты оказались слишком дорогостоящие, но замок так и не был построен. Уже после смерти Людвига Николаи Пауль переименовал Эрмитаж, назвав остров в честь отца – Людвигштайн.
Когда Европу охватил культ естественности и сентиментальной меланхолии, на смену роскошным павильонам в русские сады пришли бревенчатые «домики монахов», берестяные «хижины отшельников».
За рощей луг есть с мягкою травой,
За ним глухая местность. Там, в ее глубинах
Сокрыта хижина, в которой жил монах,
Он благочестьем славился. Воздвиг
Ее отшельник из деревьев павших,
Обшил берестою и ликами святых,
Повесил колокольчик деревянный.
Один из посетителей Монрепо в 1851 году писал: «Через красивые мостики, иногда очень маленькие, переброшенные чрез ручейки и канавки, шириною не более четверти аршина, дошли мы до хижины, в которой, по местному преданию, спасался один отшельник. Хижина очень маленькая и в ней стоит небольшой столик и кровать, устланная высохшим камышом…». Этот уголок парка очень любила супруга Людвига Николаи, Иоганна- Маргаретта. Она писала сыну в июне 1804 года: «Знаете ли Вы, где я чаще всего теперь встречаюсь с Вами во время моих прогулок? В Эрмитаже и в Вашей бане, где мы чуть не утонули. Там поставлена скамейка, которая Вас всё время ожидает. Что касается Эрмитажа, то он очень хорошо сохранился, потому что мы его всё время держим закрытым для посетителей, которые такие же наглые, как всегда. Представьте, в один прекрасный день сторож отлучился на минуту (так как в воскресенье и в праздничные дни везде нужен сторож), и кто-то снял замок и украл его».
Материал подготовила младший научный сотрудник
Музея-заповедника «Парк Монрепо» Наталья Лисица
Архив ГИАПМЗ «Парк Монрепо». Письма от 12 июня 1798; 15 сентября 1798; 14 июня 1804.