назовите инструменты которые можно использовать для создания стратегии управления рисками
Методы управления рисками на предприятии
Управление рисками, понижение уровня их действия представляют приоритетное направление менеджмента организации в условиях влияния разнообразных обстоятельств на работу компании.
Принципы системы по управлению рисками
Выстраивание системы для управления угрожающими и проблемными ситуациями основывается на некоторых принципах:
Приемы и методы управления
Методы управления рисками отличаются разнообразием, обусловленным многочисленными вариантами ведения предпринимательской деятельности, но их можно объединить в несколько однородных групп.
Какие существуют приемы и методы управления рисками кредитных потребительских кооперативов?
Приемами и средствами для разрешения проблемных ситуаций, применяемыми на предприятии, считаются методы:
Выявленные проблемы анализируются с количественных и качественных позиций по шансам на их появление и величине потенциального ущерба. После чего определяется степень толерантности для организации, то есть максимальный размер ущерба (наибольший риск), который в силах понести предприятие в конкретный момент. По мере развития организации и в зависимости от ее стратегических направлений указанный показатель следует постоянно пересматривать.
Выбирая метод, направленный на понижение степени угрозы, важно выдерживать оптимальное соотношение между предельными расходами для реализации идеи и их соответствием предельной выгодности. В реальности чаще придерживаются критерия наименьших затрат для понижения уровня угрозы до приемлемого показателя.
Внимание! Инструменты, применяемые при управлении рисками, имеют разную эффективность. Поэтому на практике используют комбинации указанных инструментов, отдавая предпочтение более выгодным в каждый конкретный момент деятельности.
Управления рисками на предприятии
Определяя конкретное направление и способы для разрешения проблемы, предприятие должно придерживаться соблюдения следующих условий:
Управление рисками начинается с выяснения целей. Для этого используются методы, сочетающие прогнозирование возможностей и потребностей организации и анализ рынка, конъюнктуры, планов развития бизнеса.
На основе полученных сведений разрабатываются экономико-математические модели функционирования организации, проводится анализ полученных статистических данных по качественным и количественным параметрам. На конечном этапе в ходе сопоставления действенности различных вариантов развития и методов действия выбирается оптимальный набор мер для управления рисками.
Важно! Итоговые показатели, формируемые на определенном этапе исследования и управления, используются в качестве начальной информации для следующих аналогичных процедур, образуя непрерывную и поступательную систему по принятию решений. Подобная организация процесса позволяет своевременно корректировать комплекс применяемых методов воздействия на проблемы, обеспечивая тем самым максимальный эффект в достижении производственных целей организации.
Служба риск-менеджмента на предприятии
В начальный период дополнение структуры организации системой по управлению рисками включает создание подразделения риск-менеджмента, выявления его места в организационной структуре предприятия, обязанностей и прав работников.
В качестве главных функций указанного подразделения в организации следует выделить:
Получая необходимую для анализа информацию о текущем состоянии и прошлых периодах работы, служба риск-менеджмента производит реальную оценку динамики показателей работы предприятия при постоянном влиянии разного вида факторов внутри и извне (экономических, политических).
В ходе анализа определяются потенциальные зоны рисков, сопутствующих работам в организации, прогнозируются потенциальные выгоды и негативные изменения от воздействия выявленных проблемных факторов.
Использование конкретного метода для анализа связано с рядом факторов:
Итогом разностороннего анализа служит вероятностный прогноз рыночной конъюнктуры с учетом возникновения ряда рисков.
Продолжением аналитической работы соответствующего подразделения выступает создание программы мер и процедур по управлению вероятностными угрозами, учитывающей:
Подготовленная программа в обязательном порядке проходит утверждение руководством компании и учитывается при подготовке финансовых и производственных планов организации.
Важно! При реализации утвержденных мероприятий подразделение риск-менеджмента должно проводить непрерывный анализ эффективности исполняемых мероприятий, а при необходимости использовать меры для корректировки процедур и минимизации угроз.
При исполнении утвержденного комплекса мер следует накапливать всю информацию о недостатках и сбоях в программе, возникающих в ходе работы, с передачей в службу менеджмента. Данный подход на базе использования возникающей новой информации обеспечивает разработку следующих программ по уменьшению угроз на более высоком качественном уровне.
Методы управления рисками: сфера применения, преимущества и недостатки
При запуске нового бизнеса или проекта необходима подготовка к форс-мажорным ситуациям. Грамотные методы управления рисками помогут свести убытки к минимуму и не упустить прибыль даже в критической ситуации. Поэтому грамотный риск-менеджмент в финансовой сфере на вес золота. С какими рисками можно столкнуться в бизнес-среде и какие методы их «укрощения» использовать — разберемся в материале.
Какие риски существуют в жизни предприятия?
Чтобы управлять рисками, их вначале выявляют и измеряют. Для каждой организации набор присущих ей угроз отличается зависимо от рода деятельности, окружающей обстановки. Необходимо их идентифицировать, проанализировать, а потом подбирать подходящие методы борьбы с ними.
В зависимости от последствий выделяют 2 группы рисков:
В деятельности предприятия зачастую встречаются следующие угрозы:
Это лишь краткий перечень опасностей, которые угрожают бизнесу. В каждой сфере хозяйствования присутствуют свои специфические. Нужно знать, как их оценить и разработать стратегию реагирования.
Хотите получить навыки построения карты рисков, анализа способов реагирования на риски?
Записывайтесь на курс и пройдите обучение по собственному графику!
Общие методы управления рисками
Методы риск-менеджмента — это направленные действия по снижению степени существующих угроз и возможных убытков. Они работают только тогда, когда выбраны правильно. По механизму все методы делятся на 4 большие группы.
1. Уклонение: преимущества и недостатки метода
Из названия понятно, что метод уклонения предполагает избегание опасных ситуаций:
Такая стратегия, возможно, избавит от множества непредвиденных опасностей, но она будет тормозить развитие компании и станет причиной упущения многих выгодных инвестиционных решений.
Страхование — один из популярных методов уклонения, когда ответственность за возмещение убытков передается страховой компании. Он позволяет решить вопрос неопределенности и финансовой устойчивости компании. Но у этого защитного механизма есть свои недостатки:
2. Локализация: при каких условиях используется
Метод локализации применяется только для угроз, которые легко предугадать и можно в какой-то степени изолировать. Отдельные высокоопасные этапы, участки работы передаются подразделениям, где над ними устанавливается жесткий контроль. На практике применяются следующие механизмы:
3. Рассеивание (диссипация): гибкий инструмент управления
Диссипация или рассеивание предполагает распределение существующих угроз между бизнес-партнерами. При этом создаются концерны, акционерные общества, другие формы кооперации.
Популярной формой метода диссипации является диверсификация — снижение концентрации опасностей за счет расширения линейки продукции, сфер деятельности, рынков продажи, списка поставщиков. Если по какому-нибудь направлению предприятие понесет потери, оно сможет компенсировать их за счет других.
4. Методы компенсации: разработка механизмов предупреждения убытков
Методы компенсации самые многочисленные и часто применяемые, но требуют глубокого анализа, тщательного планирования деятельности предприятия. Они позволяют предупредить опасные ситуации и смягчить финансовые потери.
Также к методам компенсации относится хеджирование — заключение сделок, контрактов с учетом возможных изменений в курсе валют и ценовой политике. Такой подход позволяет застраховаться, сделать доходы и убытки предсказуемей, но при этом размер возможной прибыли снижается.
Для примера рассмотрим аграрную компанию. Она заключает контракт на поставку пшеницы, но самого урожая еще нет. Есть угроза срыва сделки и, чтобы застраховаться, компания приобретает опцион на точно такую же партию пшеницы.
Кадровые риски: сложно предсказать, еще сложнее управлять
Кадровые риски сложно прогнозируемы и сильно влияют на благополучие организации. В условиях современной, основанной на знаниях, экономики квалификация и опыт персонала отыгрывают одну из ключевых ролей в развитии компании. Человеческие ресурсы наиболее непредсказуемы. В отличие от остальных активов они могут в один момент уйти, унося за собой ценные знания и умения.
Главная сложность состоит в том, что в поведении людей всегда присутствует фактор иррациональности. Поэтому объективную картину опасностей сформировать сложно. Важно также учесть вероятность, размер возможных убытков каждой из них.
Оптимизация управления кадровыми опасностями предполагает:
Перечисленные меры работают на предупреждение и используются для управляемых угроз. Но на некоторые повлиять практически невозможно. Для них предусмотрены следующие механизмы защиты:
Управление рисками — ключ к финансовой стабильности компании
Грамотно выстроенная система риск-менеджмента на предприятии позволит извлечь из любой угрозы выгоду для предприятия и достойно справиться с кризисными ситуациями. Риск-менеджер должен уметь подбирать подходящие методы управления опасностями и быстро принимать нестандартные, но стратегически выверенные решения.
Управление рисками проекта
Повсеместная конкуренция, сокращение производственного цикла, увеличение производственной гибкости — все это сеет неопределенность при контроле проектов и повышает необходимость мышления, направленного на оценку рисков. Необходимо предупреждать опасности, тщательнее планировать свои действия и анализировать текущую деятельность, чтобы понять, какие риски могут преследовать и какие возможности можно раскрыть, если от них избавиться. Таким образом, риск-менеджмент становится важной частью принятия управленческих решений.
Конечно, можно рискнуть и жить без лишнего планирования и прогнозирования. Но тогда есть вероятность, что не только проект не будет правильно реализован: вся деятельность компании будет под угрозой. Такой поворот вряд ли устроит адекватного руководителя или владельца бизнеса.
Планирование управления рисками
Управление рисками — это деятельность, сопровождающая все этапы проекта. Работа не должна вестись от случая к случаю, она должна быть хорошо спланирована. Управление рисками требует множества ресурсов.
Планирование управления рисками подразумевает поиск работающих подходов к процессу. Оно помогает:
План состоит из нескольких элементов:
Идентификация рисков
Этот процесс связан с выявлением рисков, которые могут испортить проект или оказать на него необратимое воздействие. Повторять выявление рисков нужно на всех этапах проекта — ведь на протяжении его существования могут возникать разные новые сложности.
Идентификационные данные могут браться из различных источников. Например, это может быть база знаний, которая есть практически в каждой организации. В ней могут содержаться данные об аналогичных проектах, которые были в компании. На основании этой информации можно сделать вывод о вероятных рисках в новых проектах.
Еще один источник информации — научные работы, маркетинговая аналитика и другие данные, находящиеся в свободном доступе. Если проект не уникален, то можно равняться на опыт других аналогичных работ, созданных другими компаниями. Обычно они рассказывают о своем пути в формате кейсов. Там содержатся подробные данные о цели работы, связанных с ней трудностях и способах их преодоления.
Все проекты строятся на гипотезах и предположениях. Обычно все неточные данные указываются с пометкой. Другие же, считающиеся достоверными, принимаются как данность. Риски могут возникнуть из-за неверно обозначенных допущений, поэтому на них нужно обращать внимание и детально анализировать каждую неточность.
Сбор информации выполняется способами, которые требуют разного времени на подготовку:
Методы оценки рисков и инструменты управления рисками
Теоретические аспекты управления риском говорят, что методов оценки множество и каждый из них работает с использованием своих инструментов. Такими инструментами могут быть организационные, технические и другие действия, позволяющие обеспечить безопасность и безошибочность проекта. Количество инструментов никак не регулируется, их можно быть крайне много.
Классификация ведется по разным признакам: управленческим методам, сферам деятельности, выгодам, производственным фазам и т.д.
В соответствии с другой классификацией воздействие на риски состоит из нескольких этапов:
Этапы управления рисками
Мониторинг и контроль
Этот этап мы решили вынести в отдельный пункт, так как он по важности стоит не на последнем месте. При каждом новом проекте будут возникать свои риски, поэтому контроль должен быть регулярным. Важно быстро корректировать выбранную стратегию и подстраиваться под ситуацию — не всегда выбранный в начале путь оказывается эффективным. Для этого нужен мониторинг.
Каждый этап управления рисками связан с другими ступенями в единую цепь. Поэтому нельзя обращать внимание на один и не замечать другой. Ситуацию нужно анализировать и контролировать со всех сторон, тщательно углубляясь в детали и рассматривая их с точки зрения деятельности компании в целом.
В мире нет проектов, которые бы шли так, как их запланировали создатели на пути прописывания в документах. Возникают моменты, которые не были предусмотрены и под которые нужно подстраиваться здесь и сейчас. И не всегда эти моменты имеют положительный оттенок, чаще всего они связаны с серьезными рисками как в рамках реализации проекта, так и в деятельности всей компании. Это серьезный стресс для тех, кто работает. Поэтому надо быть готовым к таким проблемам и уметь их правильно решать.
Управление рисками проекта помогает подумать и определить угрозы заранее, понять как их избежать и продолжать работать в изменяющихся условиях. Предотвратить последствия проще, чем разбираться с измененной ими реальностью. Поэтому стоит как можно больше ресурсов выделять на управление рисками проекта и не лениться проводить исследования для выявления вероятных проблем.
Инструменты управления рисками
Общие классификации инструментов риск-менеджмента. Согласно теории управления риском риск-менеджмент в самом общем виде базируется на ряде методов. Каждый метод включает совокупность некоторых мер (инструментов) — конкретных организационных, технических, финансовых, правовых и иных действий, осуществляемых участниками для управления рисками. Количество таких конкретных мер (инструментов), имеющихся в арсенале участников деятельности, может быть достаточно большим.
Инструменты управления рисками можно классифицировать по следующим основаниям:
• по методам управления;
• фазам проектного цикла;
• видам получателей выгод (бенефициариев).
Содержательно эта классификация будет рассмотрена далее. Одна из возможных классификаций способов воздействия на риск в процессе риск-менеджмента включает снижение, сохранение и передачу риска (рис.2).
Рис. 2. Классификация способов воздействия на риск |
Снижение уровня риска означает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Чаще всего оно достигается при помощи предупредительных организационно-технических мероприятий, например усиления безопасности зданий и сооружений, установки систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, обучения персонала поведению в экстремальных ситуациях и т.д.
Исключение (упразднение) риска означает отказ от данного вида деятельности или такую существенную (радикальную) трансформацию деятельности, после которой данный риск устраняется.
Снижение интенсивности факторов риска (или снижение вероятности возникновения риска) — это организация деятельности таким образом, чтобы участники проекта могли максимально влиять на факторы риска, предотвращать и контролировать риск через снижение вероятности наступления неблагоприятного события; контролирование риска включает комплекс мер, направленных на ограничение потерь, если неблагоприятное событие все-таки наступило.
Сохранение риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотрена (на рис. 2 — «Без финансирования»). Предприятие может создать специальные резервные фонды (самострахования или риска), из которых будет компенсировать убытки при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием — резервированием средств самих участников деятельности на покрытие ущербов в случае наступления определенных событий. Взаимное страхование — одна из форм страхования защиты, при которой каждый страхователь является одновременно членом страхового общества. Чаще всего взаимное страхование организуется структурами, связанными между собой единым характером деятельности (например, сельское хозяйство, морской и речной транспорт, управление недвижимостью (домовладение) и др.), распространяясь как на общие, так и на специфические риски, присущие данной сфере хозяйствования.
К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также отнесены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и др.
Меры по передаче (диверсификации, поглощению) риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся:
• страхование — передача риска страховой компании за определенную плату;
• поручительства и другие договоры (торговые контракты и т.д.).
Поглощение риска — это такой способ ведения деятельности, при котором ущерб в случае реализации риска ложится полностью на его участников. Этот метод управления риском обычно применяется, когда вероятность риска невелика или ущерб в случае его реализации не оказывает сильного влияния на участников деятельности.
Любая, даже достаточно простая деятельность сопряжена не с одним, а со многими рисками, поэтому в отношении одних рисков может применяться метод поглощения, в отношении других — страхование, третьих — предотвращение и/или контролирование. В рамках метода страхования, например, может использоваться совместное (взаимное) страхование, перестрахование, самострахование и традиционное страхование с участием профессиональных страховых компаний. В рамках предотвращения и контроля рисков возможна разработка планов и программ превентивных мероприятий, а также ситуационного плана.
По времени мероприятия по управлению рисками могут быть структурированы на дособытийные и послесобытийные (табл. 4).
Таблица 4. Классификация по времени
|
На практике в настоящее время используют различные методы снижения финального уровня рисков: методы уклонения от риска, локализации риска, диссипации, компенсации риска (рис. 3).
Методы управления рисками. По методам управления рисками можно выделить инструменты упразднения, предотвращения и контролирования, страхования и поглощения рисков.
Поскольку упразднение рисков осуществляется на основе анализа рисков, можно сказать, что к первой группе инструментов относятся меры по качественному анализу (их идентификация) и по количественному анализу (базирующиеся на использовании различных методик оценки рисков) рисков.
Инструменты предотвращения и контроля рисков включают чрезвычайно большое количество разнообразных практических мер по профилактике неблагоприятных событий:
• создание систем мониторинга;
• закупка и установка специального оборудования;
• контроль технологических процессов;
• сервисное обслуживание технологического оборудования компанией-производителем;
• передача объекта инвестиционной деятельности профессиональной компании-оператору;
• проверка оборудования на заводе-поставщике;
• создание систем контроля за качеством материалов, сырья и полуфабрикатов;
• наем заказчиком проекта инженера-консультанта для надзора за ведением работ и т.д.
Рис. 3. Методы управления риском |
Многие профилактические меры трудно квалифицировать как самостоятельные инструменты управления рисками.
Во-первых, эти меры предусмотрены на самых ранних этапах и могут рассматриваться в качестве органической части самого предприятия (например, использование в деятельности мало- и безотходных технологий, что способствует предотвращению многих экологических рисков; закупка оборудования для контроля за концентрацией метана в шахте в рамках проекта разработки угольного месторождения шахтным методом для предотвращения взрывов и т.д.).
Во-вторых, некоторые меры стали обычной нормой деятельности (например, контроль за качеством сырья, материалов и полуфабрикатов; использование инженеров-консультантов для надзора за деятельностью подрядчиков и т.д.).
В этой связи обоснованно включение в группу инструментов управления рисками только мероприятий, дополнительных по отношению к изначальному проекту (т.е. проекту на момент выбора методов и мер управления проектными рисками), а также соответствующих сложившейся на этот момент времени практике проектной деятельности.
Сказанное в равной степени относится и к контрольным мероприятиям.
Контрольные меры включают действия, направленные на локализацию и в целом минимизацию последствий (ущербов) реализации рисков деятельности. Примерами таких мер может служить создание аварийно-спасательных служб в рамках проектов по добыче нефти и газа на морском шельфе или аварийноремонтных и пожарных служб в рамках многих других проектов.
Группу инструментов метода поглощения рисков можно разделить на подгруппы:
• создание резервных фондов как отдельными участниками деятельности, так и общих резервных фондов в рамках проекта (самострахование и взаимное страхование);
• расширение круга участников деятельности для снижения «рисковой нагрузки» в расчете на одного участника;
• гарантии, предоставляемые одними участниками экономической деятельности другим участникам;
• другие способы распределения и перераспределения рисков между участниками экономической деятельности (прежде всего залог).
Такие инструменты, как гарантия, поручительство, залог, обычно выполняют не только компенсирующую функцию (возмещение ущерба бенефициару в результате реализации того или иного проектного риска), но и стимулирующую должника к выполнению своих обязательств по проекту.
Многие инструменты распределения и перераспределения рисков между участниками деятельности в той или иной мере выполняют одновременно функции превентивно-профилактические. Эти инструменты (поручительство, гарантия, залог, удержание имущества должника, задаток) таковы, что невыполнение участником проекта своих обязательств создает ущерб не только для остальных, но и для него самого. Наиболее ярко превентивно-профилактическая функция выражена в таком инструменте, как неустойка (лишь в некоторых случаях уплата штрафов и пеней может компенсировать (частично) ущербы от реализации риска, если по каким-либо причинам не срабатывают основные компенсирующие механизмы). Одним из инструментов поглощения риска являются резервные фонды, которые могут создаваться как одним участником проекта, так и несколькими или всеми участниками.
В тех случаях, когда основным методом управления риском по тем или иным причинам оказывается поглощение риска и оцененный риск в расчете на одного участника проектной деятельности оказывается непомерным, можно использовать расширение круга участников.
Инструменты управления рисками по сферам деятельности. Критерием классификации методов управления рисками может быть сфера действий (деятельности), предпринимаемых участником (участниками) проекта для управления рисками. В сферы действий (деятельности) входят:
• коммерческая сфера и др.
В соответствии с этими сферами можно выделить инструменты (меры) управления рисками (табл. 5).
Таблица 5
|
Некоторые действия (операции) по снижению рисков захватывают одновременно несколько сфер этой деятельности. Например, создание в рамках проекта специальной группы или службы управления рисками (организационная мера) неотрывно от такой кадровой меры, как подбор специалистов для этой группы (с возможным последующим их обучением).
Создание системы сбора и анализа информации (информационно-аналитическая мера) неизбежно влечет за собой создание материально-технической базы такой системы (техническая мера) и укомплектование ее специалистами (кадровая мера).
В самой тесной взаимосвязи находятся договорно-правовые и финансовые меры (инструменты). Использование практически любого финансового инструмента требует соответствующего ему правового (юридического) оформления и контроля за реализацией юридических документов. Такая же органическая связь существует между договорно-правовыми и коммерческими инструментами, поскольку большинство коммерческих инструментов имеет форму контрактов (договоров, соглашений).
Инструменты управления рисками по фазам предпринимательского цикла. На разных фазах и этапах проектного цикла общий объем рисков и их конкретные виды меняются. В соответствии с этим меняется и набор применяемых инструментов управления риском. С этой точки зрения инструменты можно классифицировать по фазам предпринимательского цикла.
1.Пред инвестиционная фаза. Используются инструменты, связанные с анализом проектных рисков, но можно использовать и некоторые другие (договорно-правовые, страховые и т.д.). Так, при подготовке консультантом (проектной организацией) обоснования инвестиций заказчик может потребовать от исполнителя полис страхования от риска профессиональной ответственности. Договор между консультантом и заказчиком должен предусматривать гарантии надлежащего исполнения работ по подготовке обоснования инвестиций в проект. На пред инвестиционной фазе могут подготавливаться предварительные и окончательные договоры по вопросам финансирования поставок инвестиционных товаров и подрядных работ, закупок проектной продукции для подписания сторонами — участниками проекта.
2.Инвестиционная фаза. Первостепенное значение приобретают такие инструменты (меры), как гарантия завершения проекта (для кредиторов); гарантия надлежащего исполнения контракта (контрактов) на проведение строительно-монтажных работ и поставку оборудования (для заказчика проекта); страхование строительных рисков (для подрядчиков), грузов (для поставщиков оборудования и материалов) и т.д.
3.Производственная фаза. Используются такие инструменты, как страхование имущества (активов) проектной компании; гарантия погашения задолженности по кредиту; контракты типа «бери и плати»; валютные свопы, хеджирование от коммерческих рисков; страхование гражданской ответственности и т.д.
4.Фаза закрытия проекта. Особое значение имеют резервные фонды, средства из которых необходимы для демонтажа (консервации) объекта, ликвидации экологических последствий производственной деятельности, погашения задолженности участников проектной деятельности перед третьими лицами и т.д. Формирование резервных (страховых) фондов должно происходить планомерно на протяжении всей производственной фазы проектного цикла.
Использование инструментов по фазам имеет ряд особенностей:
• при переходе от одной фазы к другой наблюдается значительная сменяемость инструментов (более тонкий анализ на уровне этапов показывает смену некоторых инструментов также при переходе от одного этапа к другому в рамках одной фазы). Это означает, что процесс управления рисками достаточно непрерывен и остается существенным на протяжении всего проектного цикла;
• в использовании ряда инструментов наблюдается определенная преемственность. Гарантия завершения проекта, требуемая банками-кредиторами на инвестиционной фазе, в дальнейшем (на производственной фазе) может быть трансформирована (переоформлена) в обьгчную гарантию погашения задолженности по кредиту;
• некоторые инструменты функционируют пролонгированно. Несвоевременное, запоздалое использование этих инструментов чревато тяжелыми последствиями. Так, на фазе закрытия проекта могут потребоваться достаточно крупные резервные фонды и их формирование должно начинаться непосредственно после ввода объекта в эксплуатацию, когда проект начинает генерировать денежные потоки. Своевременное осуществление некоторых мер можно пропустить. Например, неполучение от консультанта (проектной организации) полиса страхования от рисков профессиональной ответственности при заключении контракта на подготовку обоснования инвестиций (или проектной документации) лишает заемщика в дальнейшем (на инвестиционной фазе) права на возмещение ущерба, вызванного ошибками в обосновании проекта.
Инструменты управления риском по видам бенефициаров. Некоторые инструменты управления риском имеют достаточно четкую «персональную» направленность, т.е. используются в интересах конкретного участника деятельности. С этой точки зрения инструменты управления риском можно классифицировать по видам бенефициаров (т.е. выгодополучателей).
Бенефициар (выгодополучателъ) | Виды инструментов |
Кредитор | Статьи и оговорки, включаемые в текст кредитного договора; гарантии завершения проекта и/или погашения долга по выданному кредиту; залоги в обеспечение платежных обязательств заемщика и др. |
Заказчик | Статьи и оговорки, включаемые в текст контрактов с подрядчиками, консультантами, поставщиками; всевозможные гарантии, дополняющие эти контракты (гарантия по авансовому платежу, гарантия надлежащего выполнения контракта и др.); страхование имущества (активов) проекта, ответственности (в связи с производственной деятельностью); контракты, обеспечивающие гарантированный сбыт проектного продукта и закупку сырья и других производственных ресурсов; страховые (резервные) фонды и т.д. |
Исполнители (подрядчики, поставщики, консультанты и др.) | Страхование строительных рисков, грузов в пути, рисков неплатежа со стороны заказчика, разные гарантии оплаты контракта и т.д. |
В данном случае был рассмотрен минимальный круг участников деятельности. В реальной жизни в схемах проектного финансирования участвуют еще многие другие: покупатели проектного продукта, компании-операторы, поставщики сырья и полуфабрикатов, консультанты (на стадии подготовки проекта) и др. Они тоже прибегают к тем или иным специфическим инструментам защиты от рисков.
Страхование рисков. Большинству крупных проектов свойственна задержка в их реализации, что может привести для заказчика к увеличению стоимости работ, превышающему первоначальную стоимость проекта.
Выход из такой ситуации заключается в том, что к участию в проекте необходимо привлекать страховые компании.
Менеджер, ответственный за управление риском, выбирает для этого методы, способные сильнее других повлиять на общий потенциал реализации проекта. Он должен решить, выгодно ли прибегнуть к традиционному общему страхованию или необходимо использовать какую-либо иную форму страхования, чтобы наиболее надежно обеспечить покрытие возможных убытков и в наименьшей степени ущемить финансовые интересы компании. В конечном итоге наилучшим решением может оказаться сочетание нескольких методов.
Менеджер, ответственный за управление риском, должен отличать страхуемые риски от нестрахуемых. Внешние страховые компании неохотно дают обещания оплатить убытки, если у них нет достаточных оснований полагать, что им удастся этого избежать.
Нестрахуемый риск — это такой риск, который практически ни одна страховая компания не согласится взять на себя. Страховые компании весьма неохотно рассматривают возможность сотрудничества в тех случаях, когда риск связан с акциями правительства или общей экономической ситуацией. Такие неопределенные факторы, как изменения законодательства и экономические колебания, выходят за рамки страхования.
Иногда нестрахуемые риски становятся страхуемыми — когда набирается достаточно данных для точной оценки предстоящих убытков. Изначально страховые компании неохотно страховали авиапассажиров, но десятилетия спустя этот риск стал предсказуемым. Теперь компаниям доступна также страховка от захвата иностранным государством заводов, шахт или офисов, находящихся на территории этих стран.
Страхуемый риск — тот, для которого легко определим уровень допустимых убытков и потому страховая компания готова их возместить.
Страхование риска есть, по существу, передача определенных рисков страховой компании. Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное и от несчастных случаев.