навыки что можно с ними делать

Какие навыки ценятся больше всего в любых профессиях

История из жизни: Сергей — самый опытный специалист технического отдела. Все самые трудные, «заковыристые» задания поручают ему, потому что никто лучше него не знаком со сложной программой, в которой работает отдел. Но по карьерной лестнице его почти не продвигают. На освободившееся место руководителя отдела в компании, в которой он проработал восемь лет, назначили молодого «выскочку», который пришел сюда всего два года назад. Когда Сергей прямо спросил босса — почему, тот ответил, что Сергея, конечно, очень ценит, но «выскочка» гораздо лучше него выстраивает отношения с людьми, умеет объяснять сложные технические вещи руководителям других отделов простым языком и на первом году работы предложил решение, которое оптимизировало работу всего отдела.

Сергей обиделся. А вместо этого стоило бы прислушаться к начальнику и заняться развитием тех навыков, которые тот назвал. Если представить, что еще лет через пять технологии и программа, с которыми работает компания Сергея, устареют и компания перейдет на совершенно новые, то уникальный опыт Сергея, а сам он как специалист потеряют ценность.

Узкопрофессиональные знания и опыт уже не так ценны в глазах работодателей, как раньше, если они не подкреплены универсальными навыками.

Что такое универсальные, или гибкие навыки

Сегодня, какой бы профессией вы ни обладали, недостаточно один раз освоить нужные узкоспециализированные знания, лет за пять отточить их применение на практике, а дальше просто наращивать репутацию. Всё вокруг стремительно меняется: бизнес-процессы усложняются, потоки информации в любой профессиональной среде растут, привычные подходы к работе и общению между людьми во время работы заменяются новыми, всё, что можно автоматизировать, — автоматизируется.

Если раньше можно было работать по одним и тем же стандартам десятилетиями, привычно выполняя одни и те же функции в рамках своей должности, то сейчас подходы к работе могут сильно измениться не один раз за год.

Работодатели теперь особенно ценят людей, которые легко и без лишних вздохов адаптируются к любым переменам, быстро осваивают новые правила и технологии. Еще ценнее те, кто способен заметить новые полезные тренды раньше других и предложить применять их в работе, не дожидаясь, пока такое указание поступит сверху.

В условиях, когда многие специализированные профессиональные знания быстро устаревают и заменяются новыми, на первый план выходит не обладание этими уникальными знаниями и опытом, а нечто другое. Что же это?

Это базовые навыки, которые важны абсолютно для любой сферы. В английском языке для них устоялся термин soft skills («мягкие навыки»), поэтому у нас их тоже чаще всего называют мягкими или гибкими.

Любая современная рабочая функция — это набор самых необходимых для нее гибких навыков плюс специализированные знания («твердые» навыки или hard skills). Всё чаще бывает, что гибкие навыки выходят на первый план по сравнению со специализированными знаниями, потому что последние быстро устаревают и проще научить им с нуля человека с подходящими гибкими навыками, чем переучивать профессионала, не обладающего нужными навыками.

Гибкие навыки — это, например, логическое и критическое мышление, креативность, умение выстраивать отношения с людьми, адаптивность к изменениям и так далее. Банально? Увы, мало кто обладает нужным «банальным» набором в достаточной степени.

Какие гибкие навыки работодатели ценят уже сейчас и будут ценить еще больше

Согласно докладу Всемирного экономического форума (World Economic Forum) «Будущее рабочих мест», уже к 2020 году десятка самых ценных для работодателей «мягких» навыков будет выглядеть так:

В 2018 году hh.ru совместно с компанией Micrоsoft завершили исследование «Качества и навыки работников ХХI века», которое тоже позволило выделить самые перспективные «мягкие» навыки:

Чего требуют современные условия работыКакие гибкие навыки для этого нужны
Быть готовым постоянно учиться чему-то новомуСамообучаемость, знание языков, кроссфункциональность
Быть на «ты» с машинами и технологиямиТехнологическая грамотность, навыки программирования
Способность действовать в ситуации неопределенностиКреативность, предприимчивость, умение сотрудничать с другими людьми
Справляться с нарастающей сложностью мираСтрессоустойчивость, поддержание своего психологического и физического здоровья
Свободно ориентироваться в больших потоках информацииУметь отделить главное от частного, нужное от ненужного, аналитические навыки
Мыслить рационально, целостно и системноДизайн-мышление, проектное мышление, системное мышление
Уметь то, что не умеют машиныЭмоциональный интеллект

Ирина Шишкина, консультант по процессному и проектному управлению и руководитель студии креативного консалтинга «Не просто идея», в числе главных профессиональных навыков называет цифровой менеджмент, то есть умение управлять процессами с помощью гаджетов и программного обеспечения. Также, по ее наблюдениям, ценится способность анализировать данные и использовать инструменты для их визуализации, чтобы наглядно представлять собранную информацию и свои идеи.

Кроме того, Ирина советует развивать эмоциональный интеллект, творческое мышление, позволяющее искать разные решения для одной и той же задачи (такое мышление называют дивергентным), и навыки межкультурных коммуникаций. Последние необходимы, чтобы успешно строить профессиональные отношения в командах с разнообразным составом.

Гибкие навыки для конкретных профессий

Указанные выше качества важны для любой современной профессии. Но и каждой конкретной профессии тоже присущ определенный набор гибких навыков.

Так, по итогам упомянутого выше исследования hh.ru и Micrоsoft были выделены следующие гибкие навыки:

Для маркетологов: умение анализировать и интерпретировать большие массивы данных, действовать в режиме многозадачности, системно мыслить, обладать менеджерскими качествами и креативностью, иметь развитые коммуникативные навыки.

Для HR-специалистов: те же навыки, что и для маркетологов (потому что им нужно уметь продвигать имидж работодателя и «продавать» вакансии кандидатам), и сверх того — искусство нетворкинга, умение мотивировать людей, вовлекать их в рабочие процессы.

Для аналитиков: аккуратность, внимательность, гибкое мышление, умение работать с большими массивами данных в сжатые сроки, презентационные навыки и умение визуализировать данные, умение работать в команде и адаптивность.

Для разработчиков: системное, рациональное мышление, гибкий ум, аккуратность, стремление к постоянному самообучению и желание делиться новыми знаниями с коллегами, умение работать в команде и неконфликтность, проектное мышление.

Для инженеров-технологов: организационные навыки и нацеленность на результат, навыки работы со стандартами и нормативами — а значит, аккуратность и внимательность, умение находить и обрабатывать нужную информацию. Общение с заказчиками, внутренними или внешними, предполагает коммуникативные навыки и способность уловить задачу, даже если заказчик не может сформулировать ее техническим языком.

Как узнать, какие гибкие навыки у вас развиты, а какие требуют внимания

Если вы доверяете мнению коллег и не боитесь услышать правду о себе, которая может оказаться для вас неожиданной и не слишком приятной, можно спросить у них, насколько вы сильны или, наоборот, слабы в тех или иных навыках. Другой путь — обратиться к специалисту по карьерному консультированию.

Еще один вариант — пройти тестирование. В том числе для этого подойдут подробные, серьезные профориентационные тесты. Они обычно ориентированы как раз на выявление наиболее сильно развитых «мягких» навыков, и исходя из этого подбирают наиболее подходящую профессиональную область, в которой эти способности больше всего пригодятся.

Например, в результатах теста «Профориентация» не просто приводится перечень подходящих профессий, но и довольно подробно разъясняется, какие качества для соответствующих профессий у вас уже хорошо развиты, а над какими стоит еще поработать, и даются практические рекомендации по их развитию.

Источник

Как быстро развивать новые навыки

навыки что можно с ними делать

Найдя правильный подход, почти всегда можно добиться большего за то же самое время. Этот подход, по сути, набор привычек, которые нужно развить в себе. С ними вы быстрее усваиваете информацию, лучше ее обрабатываете и используете.

Да, учиться чему-нибудь новому нелегко. Это требует силы воли, настойчивости и преднамеренной практики. Но ничто не сможет остановить вас, если вы достаточно решительны. Думайте о том, что обучение — это инвестиция в самого себя. Все усилия окупятся, если применять знания в работе.

Составьте список навыков, которые хотите изучить

Сядьте, возьмите лист бумаги и перечислите все навыки, которые вы хотели бы освоить. Вероятно, таковых наберется 10-15.

По логике, вы не можете освоить все сразу. В лучшем случае можно начать изучать 2-3 навыка одновременно, например, на работе и в свободное время.

Итак, вопрос заключается в том, как определить приоритетные навыки. Существует несколько важных критериев:

Оцените каждый навык по этим критериям по шкале от 1 до 10. Сложите все числа и посмотрите, за какой навык нужно взяться прежде всего.

Полезные привычки в обучении

Эти привычки нацелены на то, чтобы сэкономить время или улучшить понимание.

Утренний обзор

Все, что вы изучали вчера, нужно просмотреть сразу после пробуждения. Это важно для того, чтобы вспомнить и лучше усвоить информацию. Проснитесь на полчаса раньше и перечитайте все ключевые моменты, которые записали вчера. Это могут быть цитаты, понятия, формулы, правила. Заведите себе блокнот обучения для каждого навыка.

Проходите тридцатидневные испытания

Популярный блогер Стив Павлина утверждает, что если чем-нибудь заниматься в течение месяца, это станет привычкой. Неважно чем: изучать иностранный язык, бегать по утрам или прекратить жаловаться. Поставьте своей целью придерживаться плана на протяжении 30 дней, без отговорок.

Используйте подход «Три в одном»

Это значит, что, обучаясь, вы задействуете разные ресурсы:

Делая так, вы закрепите все ключевые понятия на разных уровнях сознания, что положительно скажется на скорости приобретения навыка.

Моментально связывайте навык с повседневной жизнью

Нет ничего лучше объединения теории и практики. Многие люди боятся переносить знания в реальную жизнь, пока не достигнут определенного уровня. И это самая большая ошибка, которую можно совершить.

Прекратите считать, что если наделаете ошибок, то будете выглядеть глупым. Неудачи на начальном этапе — это нормально и даже правильно. Только стоит всегда понимать, где именно произошла ошибка.

Читайте книги по теме

Особенно важно читать те книги, которые косвенно касаются вашего навыка. Почему? Так вы сможете найти пересечение в областях, что положительно сказывается на понимании.

Можно даже перечитывать русскую классику и находить то, что так или иначе связано с вашим навыком. Это увлекательно и позволяет всегда помнить об учебе.

Пишите как можно больше

Несмотря на развитие технологий в образовании, именно писать от руки — самый важный навык. Это полезно потому, что вы записываете мысль и параллельно ее усваиваете.

Записывайте все, что вызывает затруднения. Мы часто что-то не понимаем лишь потому, что не записали понятие и не проанализировали его. Делите фразу на части и пытайтесь осмыслить каждую из них.

Перефразируйте новые понятия своими словами

Чтение ради чтения не очень-то способствует запоминанию: оно не оставляет неизгладимого впечатления в долговременной памяти. Перефразируйте то, что узнали, своими словами. Именно этот прием свяжет новые знания с тем, что вы уже знаете.

Как быстро изучать новые навыки?

Следующие советы будут не только практическим руководством, но и хитростями, которые вы можете применить сразу же.

Вложите эмоции, деньги и время

Сначала спросите себя: «Зачем?».

Всегда задавайте себе этот вопрос. Когда вы осознаете истинную причину (эмоциональный стимул для улучшения), то сможете преодолеть все препятствия на пути к цели. Когда позитивные эмоции примешаны к какой-либо деятельности, человека не остановить.

Есть очень много «зачем?», которые могут добавить скорости в изучении навыка. Вот наиболее распространенные из них:

Но бывает и так, что у вас может быть очень сильная причина учиться, но вы все равно лежите на диване и ничего не делаете. Что делать? Создать четкий пошаговый план действий, а не жалеть себя. Купите календарь или скачайте приложения для тайм-менеджмента. Пока не включите эту задачу в список, дело не сдвинется с мертвой точки.

И конечно, нельзя забывать о старом трюке: если вы покупаете что-либо, то принимаете на себя обязательство. Шансы на то, что вы просмотрите курс или прочтете книгу возрастают в несколько раз. Глупо терять деньги никто не любит.

Создайте подходящую среду

Окружающая среда так же важна, как и способности в обучении. Лучше выделить несколько часов и правильно ее настроить, чем потерять значительно больше из-за того, что постоянно будете отвлекаться.

Имея это в виду, каковы характеристики идеальной среды обучения? Прежде всего, ваша учебная среда должна способствовать легкости и расслаблению, однако не настолько, чтобы вызывать сонливость.

Создание расслабляющей учебной среды требует объединения визуальных, слуховых и физических объектов, которые естественным образом расслабляют и способствуют более глубокому познанию.

Ваша среда должна в то же время мотивировать и вдохновлять вас на достижение новых высот и уровней совершенства. Звучит фантастически, верно? Но стоит лишь заняться каждым элементом отдельно, окажется, что все это вполне реально.

Окружающая среда с низким уровнем стресса

Прежде всего, вы должны удалить все раздражители из помещения. Это могут быть физические объекты, звуки, запахи и все остальное, что отвлекает от цели. Обратите внимание на цвета: слишком яркие (например, красные и желтые) стимулируют мышление, однако могут повысить уровень стресса. Темные цвета являются нежелательными, если вы хотите улучшить концентрацию.

Подлинная и привлекательная учебная среда

Ваша учебная среда должна быть приятной для чувств. Наиболее идеальными цветами, которые способствуют длительному изучению, являются пастельный блюз и зеленые оттенки. Это успокаивающие цвета, которые помогут получить вдохновение и сосредоточиться. Кроме того, они также поощряют творческие мысли.

Как создать подлинность? Если вы находите вдохновение в естественных чудесах нашей Земли, вешайте на стены панорамы, картины и плакаты природы. Вы ограничены лишь своим воображением.

навыки что можно с ними делать

Среда, что способствует вашему личному стилю обучения

Мы помним 20% того, что читаем, 30% того, что слышим, 40% того, что видим, 50% того, что нам говорят, и 60% того, что делаем.

Окружающая среда должна быть спроектирована таким образом, чтобы естественным образом улучшать способность воспринимать знания с использованием вашего личного стиля обучения. Это предполагает эффективное использование пространства и инструментов при организации вашей среды разумными способами, что делают обучение более интересным и приятным.

Среда, имеющая правильную подачу воздуха, хорошее освещение и чистую воду

Воздух, которым мы дышим, свет, который получаем, и вода, которую потребляем, жизненно важны для организма. Без этих основ мы не можем функционировать и просто перестанем существовать.

Если в вашей учебной среде не будет достаточного количества всех трех ингредиентов, тогда производительность, скорее всего, пострадает.

Вдыхаемый кислород должен быть высокого качества. Сидение в душной среде приведет к тому, что мозг перестанет функционировать оптимально. Откройте окно — это поможет улучшить его деятельность.

Свет — еще один важный компонент эффективного обучения. По сути, организм ищет естественный свет, который исходит от солнца. Если ваша комната темная и мрачная, это повысит усталость, прокрастинацию и лень. Поэтому всегда следите за тем, чтобы у вас было достаточное естественное освещение.

Наконец, не душите свое тело кофеином или энергетическими напитками, пока учитесь. Пейте чистую, свежую воду.

Хорошо организованное пространство

Выделите время на организацию своего пространства таким образом, чтобы повысить производительность. Неорганизованная среда усложняет процесс обучения.

Более того, неряшливость означает, что вы будете тратить драгоценное время на поиск вещей, которые были случайно потеряны или выброшены. Это тот случай, когда к вам незаметно подкрадывается прокрастинация.

Очистите стол от ненужных предметов и купите все, что может понадобиться для текущей задачи: словарь, канцелярские товары и прочие материалы. Убедитесь, что у вас есть все инструменты, необходимые для обучения, на расстоянии вытянутой руки.

Минимальное количество отвлекающих факторов

Нужно убрать все посторонние шумы и визуальные отвлекающие факторы. Если есть возможность, закройте дверь, чтобы никто не смог вас побеспокоить. Предупредите домашних, что будете заняты.

От некоторых шумов (звуки соседского ремонта) избавиться невозможно, поэтому наденьте наушники и включите музыку без слов. Она позволить отфильтровать все лишнее, создав щит между желательными и нежелательными звуками.

Подпитывайте мозг и тело

Нет никаких сомнений в том, что наше здоровье и благополучие тесно связаны с ясностью мыслей. Поэтому сейчас мы рассмотрим тему еды и стимуляторов, что направляют и преобразуют наши модели мышления. Мы также обсудим упражнения и то, как они приносят пользу мозгу.

Мы должны быть осознанными и не потреблять продукты и напитки, которые заставят нас чувствовать себя вялыми, а также снизят концентрацию. Кофеин, сладости, алкогольные напитки, крахмал вам никак не помогут, а то и наоборот. Они притупляют чувства и приводят к усталости. Несмотря на то, что кофеин изначально работает как стимулятор, он вскоре дает супрессивный эффект и обезвоживает тело.

Нельзя забывать и о физических упражнениях, потому что есть прямая связь между работой мозга и тела. Утренняя зарядка обязательна. Если же вы хотите получить максимум от обучения, тогда начинайте бегать и плавать.

И последнее: упражнения для мозга. Его нужно тренировать каждый день, чтобы намного эффективней схватывать сложные правила и концепции. На нашем сайте вы можете найти большой арсенал логических и творческих игр, которые станут отличным фитнесом для мозга.

Задавайте как можно больше вопросов

Мы часто чувствуем себя неловко, когда надо публично задать вопрос и что-то уточнить. И переносим эту плохую привычку и на самообразование.

Не имеет значения, занимаетесь ли вы с репетитором или же в одиночку, всегда задавайте вопросы. Такой подход очень полезен потому, что ответ вы, скорее всего, запомните лучше, чем просто «потребив» информацию. Говорят, что раньше память у людей была лучше — и все потому, что им приходилось искать ответы на свои вопросы в огромных словарях и энциклопедиях. Никому не хотелось ворочать эти «кирпичи» дважды ради одного и того же.

Вы можете также завести дневник, в котором будете записывать все вопросы. Когда накопится около ста, можно будет пригласить друга на ужин, который разбирается в теме, и получить все ответы за один раз. Задумайтесь: на сто белых пятен станет меньше.

Никогда не занимайтесь обучением бессознательно, всегда будьте активны.

Войдите в состояние обучения

Изменить свое состояние — это также навык, который требует практики. Крайне сложно заставить себя садиться за учебники, если вы только что посмотрели фильм ужасов или плотно пообедали. Но все возможно: если расставить правильные триггеры, то можно превратить себя в идеальную машину для обучения.

Безусловно, нужно начать с целей. Пока что не было придумано ничего значительно лучшего, чем SMART. Цели должны быть: конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными по времени. Помимо этого пользуйтесь визуализацией: закройте глаза и представьте, что изучили навык.

После этого расслабьтесь и успокойтесь. Войти в новое состояние можно лишь тогда, когда вы отпустите старое. А для этого нет ничего лучше, чем небольшой отдых. Избавьтесь от стресса — это враг памяти.

Источник

Развитие умений и навыков: этапы и общие правила

навыки что можно с ними делать

Чем обусловлен жизненный результат и успех человека? Конечно же, это умения и навыки, которыми он обладает. При этом крайне важно понимать, что овладевать ими и развивать их можно и нужно в любом возрасте, ведь чем больше мы способны делать, тем большего количества самых разных целей можем достигать. Сегодня мы хотим поговорить как раз о том, каким образом формируются умения и навыки и из каких этапов состоит этот процесс, а также дать несколько рекомендаций по их развитию, которыми сможет воспользоваться каждый.

Немного об умениях и навыках

Ученые умы всего мира до сих пор ведут серьезные споры о том, что составляет верхушку иерархии в системе формирования у человека новых знаний, навыков и умений, которые характеризуют его интеллектуальное развитие. Одни исследователи говорят, что более важны навыки, а другие считают, что важнее умения. Давайте разберемся в отличиях.

Навык можно назвать наивысшим уровнем сформированности какого-либо действия – когда оно совершается автоматически и человеку не нужно осознавать промежуточные этапы. Умением же является способность к действию, которое совершается сознательно и пока не достигло высшего уровня сформированности.

Например, когда человек учится выполнять какое-то действие с конкретно целью, сначала он делает его максимально осознанно, сосредотачиваясь на каждом промежуточном шаге, и каждый этот шаг откладывается в сознании. Процесс освоения действия осознан и развернут. Это значит, что в первую очередь формируется умение.

Далее – когда человек систематически тренируется и продолжает работать над собой – его умение совершенствуется. Время на выполнение действия сокращается, часть промежуточных этапов начинает выполняться неосознанно, автоматически. И здесь уже можно говорить о том, что происходит формирование полноценного навыка выполнения действия.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что навык – это усовершенствованная форма умения. Если, к примеру, ребенок учится читать, изначально ему трудно «делать» слова из отдельных букв, и на освоение этого умения уходит масса сил и времени. Но взрослый человек в процессе чтения считывает буквы и слова автоматически, контролируя только смысловой аспект.

Это и значит, что благодаря долгим и упорным упражнениям и тренировкам умение читать превратилось в навык. Точно так же происходит и развитие речевых умений у дошкольников, развитие творческих и социальных умений, формирование навыков делового письма и т.д.

Навык представляет собой деятельность, сформированную посредством многократного повторения и доведения до автоматизма. Показателем же того, что у человека есть навык, является то, что перед выполнением действия он не думает заранее о том, как именно он будет его выполнять, а при выполнении действует точно и быстро.

Формирование и развитие умений и навыков – это достаточно долгий процесс, занимающий много времени. Зачастую на это уходит несколько лет, если речь идет о сложном действии. А что касается совершенствования навыков и умений, то это происходит вообще в течение всей жизни человека. Вот что говорит об умениях и навыках психология.

Этапы формирования навыков

Процесс формирования навыка предполагает прохождение четырех основных этапов:

А вот как можно отобразить процесс формирования (и наличия) навыка схематично:

навыки что можно с ними делать

Если по какой-то причине человек в деятельности, связанной освоенным навыком, берет перерыв, навык может деавтоматизироваться, т.е. «забыться». Но это не так страшно, как может показаться, ведь после небольшого времени дополнительных тренировок он довольно быстро восстанавливается.

Нельзя забывать, что основным и самым важным условием формирования любого навыка является многократное повторение действия, и не имеет значения, чего это касается: умения водить автомобиль, делать «вертушку» ногами, быстро читать или решать сложные задачи. Посредством многократных повторений действия переходят на новый уровень, теряют сознательную направленность, становятся автоматизированными и превращаются в навыки.

Это основная информация, которую необходимо знать о развитии навыков, чтобы уловить саму суть механизма этого процесса. Далее мы хотим перейти к конкретным рекомендациям, но советуем вам дополнительно почитать наши статьи «Как быстро развивать новые навыки», «Развитие интеллекта» и «Развитие мышления», в которых вы тоже найдете немало полезного на эту тему.

Развитие умений и навыков: основные рекомендации

Представленным ниже рекомендациям вы можете с успехом следовать сами, либо использовать их для формирования навыков у детей, у дошкольников, у школьников и т.д. Вот лишь несколько областей, для которых они прекрасно подходят:

Всего же мы предлагаем десять рекомендаций:

На первоначальном этапе этих рекомендаций будет вполне достаточно, чтобы развитие умения и формирование навыка, который вас интересует, происходило быстрее и давало лучшие результаты. Но все же мы хотим дать еще несколько советов на тему того, какие инструменты саморазвития нужно взять на вооружение:

Выбирайте любой из этих вариантов и успех будет вам гарантирован. А еще лучше, если вы вообще начнете использовать их все, хотя это не так важно. Намного важнее постоянно и систематически тренироваться – лишь в этом случае знание, как делать что-либо, превратится в умение, а умение станет навыком.

Ну а для тех, кто решил во что бы то ни стало не останавливаться на достигнутом, мы предлагаем несколько вариантов, как развить любой навык еще быстрее. Эти советы, как и раньше, подойдут для развития социальных, творческих, учебных и других умений. Для детей и для школьников это тоже актуально.

навыки что можно с ними делать

Развитие умений и навыков в короткие сроки

Сегодня можно встретить множество разнообразных способов, методов и техник развития навыков и умений в любой сфере жизнедеятельности. На эту тему написано немало книг и статей, существуют разные пособия, в том числе и специализированные. Однако любой вариант будет основываться на четырех правилах, соблюдать которые нужно неукоснительно.

Правило первое: один период времени – один навык

Чтобы развитие умения было эффективным, а само оно прочно укоренилось в сознании и жизни, стало автоматизированным, важно уделять ему как можно больше внимания, и на это есть весомые причины.

Детский возраст – этот период, в котором человек может схватывать на лету невероятное количество информации и знаний. Посмотрите на детей: в одно и то же время они учатся управляться с предметами, говорить, ходить, застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Но даже несмотря на то, что сознание ребенка открыто всему новому, на освоение каких-то базовых с точки зрения взрослого навыков у него уходят месяцы.

С возрастом подобные способности к впитыванию новых знаний и одновременному освоению разных навыков уже не так остры. Зачастую даже какой-то один сложный навык оказывает на наш организм и психику стрессовое воздействие.

В дополнение к этому, если осваивать несколько навыков одновременно, наше подсознание будет пытаться связать их воедино, отчего они станут проявляться комплексно. А это в свою очередь может послужить причиной самых неожиданных результатов. Например, если по какой-то причине один из двух изучаемых вами навыков вам никак не дается или у вас просто отпадает необходимость в нем, «связанный» с ним второй навык может «исчезнуть» вместе с ним.

Если вы взялись за развитие умения какого-либо рода, если оно важно для вас, уделяйте время только ему. Он должен осваиваться вами в концентрированной форме. Если это так, вы сможете овладеть им быстро и качественно, а после уже можно начинать осваивать следующий навык, и далее по аналогии.

Правило второе: первые тренировки – на количество, а не на качество

Примите к сведению, что в большинстве случаев у человека, осваивающего новый навык, ничего не получается очень хорошо, как бы он ни старался. Если вы будете с самого начала делать ставку на качество выполняемых действий, вы тем самым замедлите свое развитие.

На начальном этапе гораздо эффективнее работать на количество. Будет лучше, если вы станете делать 50 повторений со средним результатом, чем 10 повторений – с хорошим. Только после полноценного освоения техники можно приступать к ее оттачиванию.

Даже научные исследования подтверждают тот факт, что при систематических и регулярных интенсивных тренировках ошибки и недочеты устраняются сами собой. Вам даже не нужно ничего делать, чтобы стать лучше, – просто продолжайте работать.

Примите за истину: человек учится в десятки раз быстрее, просто повторяя одни и те же действия, чем если бы он раз за разом пытался довести их до идеала с первых попыток. А что касается усложнения задач для себя, то обязательно почитайте нашу статью «Состояние потока».

Правило третье: многократная практика нового навыка

Допустим, вы сходили на какой-то замечательный тренинг или мастер-класс, где была практика. У вас все отлично получалось, и даже дома в тот же вечер вы демонстрировали родным впечатляющие результаты. Но вот проходит несколько дней, вы были заняты работой и посторонними делами, и когда вы решаете вновь сделать то, чему научились, у вас получается либо очень плохо, либо не получается вообще.

Это наблюдение вы можете провести и сами, и убедитесь в его правдивости. А происходит так по той причине, что на семинаре ваш организм и психика были в стрессовой ситуации, внутренние резервы активизировались. Плюс к этому энтузиазм и немного эйфории – и все шло, как по маслу. В обычной же жизни все происходит иначе.

Чтобы новое умение начало формироваться в навык, чтобы оно развивалось и его применение приносило плоды, ему необходимо уделять постоянное внимание. Представьте, что знание – это зерно, которое вам нужно взрастить. Росток – это умение, а цветок – это ваш навык. Если за зернышком не ухаживать, не поливать его, ничего не вырастет.

Точно так и с навыками: заботьтесь о том, чтобы они не пропадали зря и увядали, даже не успев распуститься. Постоянный труд, максимум практики и системность – вот что, нужно, чтобы новые умения закреплялись и набирали силу, становились совершеннее. Добавьте к этому терпение – и у вас обязательно все получится.

Правило четвертое: не применять новый навык в важных делах

Естественно, это касается лишь этапа освоения нового навыка. Представьте себе, что вы только что впервые сходили на тренировку по боксу. Вам все понравилось и неплохо получалось. И вот вы сразу же решаете выйти на ринг против профессионального боксера. Что получится, как думаете? Вы окажетесь в нокдауее в первую минуту боя.

Пока вы только осваиваете новый навык, практикуйтесь, но не спешите пытать свои силы в «бою». Здесь имеют место многие факторы: неопытность, важность события, стресс от выполнения непривычных действий и т.д. Все это, скорее всего, приведет к печальным последствиям.

Поэтому сначала – только тренировки и наработки. Постепенно начинайте внедрять новый навык в жизнь, пробуя применять его в несложных ситуациях, близких к обыденным. А когда наберетесь немного опыта, используйте его для более серьезных ситуаций, планомерно продвигаясь в самым трудным.

Уверены, теперь ваша копилка знаний неплохо пополнилась, а развитие умений и навыков станет хотя бы немного проще и быстрее. Желаем вам успехов!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *