наиболее общим способом разделить науки по объектам исследования можно на

109. Наиболее общим способом разделить науки по объектам

исследования можно на.

А) науки о космосе и науки о микромире

Б) науки, основанные на неоднородной структуре мирозданья

В) науки о предметах окружающего мира и о человеке

Г) науки о живой природе и науки о неживой природе

Д) науки, основанные на изучении плотной материи и тонкой материи

110. Наиболее слабым видом взаимодействия (слабой силой) в

современной физике считают.

А) силу, которая действует на крайне коротких расстояниях (около 10-

15 м) между частицами в атомных ядрах и обеспечивает «склейку ядер»

Б) силу, которая возникает между субатомными частицами

(обуславливает β- распад)

В) электромагнитное взаимодействие, радиус которого практически

Д) силу, связывающую атомы в молекулы

А) при преобразовании части энергии в механическую работу

Б) по мере перехода от хаоса к порядку

В) в сложно динамических системах, которые под воздействием

определенных процессов переходят из одного устойчивого состояния

Г) при процессах, происходящих в открытых системах

Д) при самопроизвольных процессах в закрытых системах, имеющих

112. Диссипативные структуры ( от лат. «dissipatio»

А) новые структуры, требующие для своего становления кинетической

энергии движущегося тела

Б) новые структуры, требующие для своего становления энергии

В) новые структуры, требующие для своего становления большого

Г) прерывистые структуры

Д) структуры с измененной формой в результате внешнего

А) превращение устойчивых химических элементов в неустойчивые

Б) превращение неустойчивых элементов в устойчивые

В) превращение неустойчивых химических элементов в устойчивые,

сопровождающееся выделением энергии

Г) самопроизвольное превращение неустойчивых элементов в

устойчивые, сопровождающееся испусканием элементарных частиц

или излучением энергии

Д) природное свойство стабильных изотопов

114. Иону Sе 2- соответствует электронная конфигурация.

115. Главная и основная причина деградации окружающей

А) в нарушении основного закона цивилизации 21 века, то есть в

нарушении баланса между возможностями и потребностями а)

общества и природы, б) между государствами, в) между людьми

Б) в нарушении процессов синтеза и распада соединений биогенных

элементов, управляемых биотой, за счет которой биосфера является

самоподдерживающей и самовосстанавливающейся системой

В) во всеобщем экологическом кризисе

Г) во всеобщем духовном кризисе (кризисе образа жизни и идеологии)

Д) в ценностных установках человеческой деятельности, в

соответствии с которыми природа рассматривается как средство

достижения экономических целей. При этом забывается, что

перспектива выживания человечества связана с взаимным совместным

Источник

22. Анализ текстовой информации

Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Блок: Человек и Общество

Портрет традиционного общества

Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.

Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.

Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой — обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее — стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все — и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

22. Опираясь на авторский текст, приведите три проявления патриархальности традиционных обществ.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В правильном ответе должны быть приведены элементы:

Приведены три проявления патриархальности традиционных обществ, например:

1) Власть в сельской общине, составляющей основу общества, принадлежит и осуществляется старейшинами;

2) Общины связаны с государством и воспринимают правителей как отцов отечества;

3) Взаимоотношения людей, общин и власти не носят формализованного характера, опираясь на традиции и неписанные обычаи. Могут быть названы другие проявления.

Указаны три проявления

Указаны два проявления

Указано одно проявление ИЛИ ответ неправильный

Наука и научное познание

. Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т. е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое.

В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

22. Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

а) под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

б) под методом науки понимаются приемы, способы исследования, «как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

а) естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

б) общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

а) физика (изучает неживую природу);

б) биология (изучает законы развития живой природы);

в) политология (изучает властные отношения в обществе) и т.д.

Могут быть приведены иные примеры.

Даны ответы на вопросы, приведена классификация наук, приведен пример.

Даны ответы на вопросы, приведена классификация наук, без приведения конкретного примера ИЛИ Даны ответы на вопросы, классификация приведена в неявной форме, но приведен пример ИЛИ ответы на вопрос и классификация наук приведены в неявном виде, но правильно приведен пример.

Даны ответы без классификации ИЛИ приведена только классификация ИЛИ ответ неправильный.

Источник

2.7. Научное познание

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на этот вопрос, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос, как исследуется, какими приемами – метод исследования. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, в том числе социально-экономические, а также самого человека как существа социального (гуманитарные науки).

Предмет науки влияет на ее методы, то есть приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных методов исследования является эксперимент, а в общественных науках – абстракция, обобщение, статистика. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал – итоги наблюдений и экспериментов и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах.

Анализ понятия науки предполагает разграничение особенностей познания мира человеком. Следует различать познание обыденное (стихийно-эмпирическое) и научное. Функцией обыденного познания является отражение человеком чувственно воспринимаемых явлений, вещей окружающей действительности. Поэтому познание и называется стихийно-эмпирическим, что при этом не ставятся специальные познавательные задачи; явления объективного мира классифицируются по внешнему признаку, оцениваются с позиций повседневных нужд. Функция обыденного познания проявляется в повседневной практике каждого человека; функция научного познания проявляется в изучении закономерностей окружающего мира, сущности его процессов.

Специфика собственно научного познания проявляется в следующем:

1. Научное познание – это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные задачи.

2. Оно характеризуется определенными фермами и методами познания.

3. Ему соответствует точность, строгая определенность.

4. Цель научного познания – получение новых, более глубоких знании.

Научное знание начинается тогда, когда за СОВОКУПНОСТЬЮ факторов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними.

Это позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Кроме обыденного и научного знания существует еще художественное отражение окружающего мира. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей строгостью, четкостью. Наука – это мышление в понятиях, а искусство – в художественных формах, образах.

Таким образом, научное познание представляет собой объективное изучение мира таким, каков он есть, вне и независимо от человека.

Научное познание характеризуется:

относительной самостоятельностью (т. е. оно развивается по своим собственным законам и только в конечном счете определяется общественной практикой);

системным подходом, специфическим языком и только ему присущими методами и формами познания.

В своих исследованиях научное познание использует определенные методы.

Методом научного познания является определенный способ, прием решения познавательных задач.

Существует область теоретического знания, которая исследует методы и формы научного познания. Это – методология.

Методы научного познания можно разделить на:

всеобщий метод (это философия, которая теоретически обобщает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления);

общенаучные методы (это те, которые используют большинство или все науки. Например, системно-структурный, вероятно-статистический методы и др.);

частные методы (это те, которые различаются в зависимости от предмета познания. Например, в физике – радиоспектральный, в биологии – метод препарирования и т. д.).

Рассмотрим общенаучные методы познания. К ним относятся:

анализ – это метод, сущность которого состоит в мысленном расчленении объекта на составляющие элементы с последующим их познанием;

синтез – это метод, который делает возможным соединение расчлененных в анализе составных частей целого;

индукция – логический метод перехода от частных посылок (фактов) к общим выводам (обобщениям);

дедукция – представляет собой такой метод научного исследования и способ рассуждения, в которых из обобщенного знания выводится конкретное;

аналогия – как метод исследования основывается на познании объектов и явлений путем сравнения.

Моделирование – метод познания свойств объектов посредством моделей. Модель – это объект, воспроизводящий реальные свойства предмета.

Модели бывают двух видов: материальные (предметные) и идеальные (логические). Сегодня все большее значение имеет метод математического моделирования.

Для анализа частных методов научное познание делится на уровни:

эмпирический (от греч. empeiria – опыт) – его основная задача заключается в том, чтобы выводить все знания из чувственного опыта;

теоретический – фиксирует получаемые знания в форме принципов, законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущнocть познаваемых объектов и явлений.

На каждом из уровней научного познания – эмпирическом и теоретическом – существуют свои методы исследования:

К эмпирическим методам познания относятся:

наблюдение (т. е. целенаправленное восприятие явлений объективного мира. Наблюдение – не только чувственное познание, так как включает в себя и рациональные компоненты – выбор объекта, оценку результатов);

эксперимент (т. е. такой метод познания, при котором субъект воздействует на изучаемый объект с целью получения научных результатов).

К теоретическим методам познания относятся:

гипотеза – это форма познания, основанная на предположении, которое в дальнейшем развитии науки либо подтверждается, либо опровергается;

теория это систематизированное и обобщенное знание, которое объединяет всю совокупность понятий, суждений и других форм познания в единую систему.

Источник

Подготовка к ОГЭ вопрос 1

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РОЛЬ БИОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

В группу общих биологических наук входят:

В группу частных биологических наук были объединены:

цитология – наука о клетке

— гистология – наука о тканях (группы клеток)

— морфология – наука, изучающая внешнее и внутреннее строение живого организма;

— этология — наука о поведении животных

— палеонтология – наука о вымерших организмах

2) ботаника – наука о растениях;

микология (наука о грибах), альгология (наука о водорослях), бриология (наука о мхах)

гельминтология (о паразитических червях), арахнология (о паукообразных), энтомология (о насекомых); ихтиология (о рыбах), герпетология (о пресмыкающихся и земноводных), орнитология (о птицах), териология (о млекопитающих)

— антропология – комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека.

В группу комплексных биологических наук были объединены:

— биотехнология — совокупность промышленных методов, позволяющих использовать живые организмы и их части для производства продуктов

— селекция — наука о методах создания сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.

— иммунология – наука об иммунной (защитной) системе организма

— паразитология – наука о паразитических формах

У. Гарвей открыл механизм кровообращения; изготовил микроскоп заложили основы современной анатомии и физиологии.;

Р.Гук описал клеточное строение пробки(растения) ; ввел термин «клетка»;

А.Левенгук наблюдал под микроскопом (увеличивающим в 300 раз) простейших, бактерии,сперматозоиды;

К.Бэр наблюдал яйцеклетку млекопитающих;

Р.Броун открыл клеточное ядро;

К. Линней создал систему классификации растений и животных;

Т.Шванн, М.Шлейден независимо друг от друга сформулировали клеточную теорию,

Р.Вирхов создал учение о клеточной патологии, ввел постулат: «каждая клетка из клетки»;

Ч. Дарвин создал эволюционную теорию;

Г.Мендель открыл закон наследования признаков, что способствовало рождению генетики как науки;

Л.Пастер открыл принцип вакцин, заложил основы микробиологии и иммунологии;

Чарльз Дарвин создал целостную теорию эволюции путём естественного отбора.

И.Мечников сформулировал фагоцитарную теорию,

И.Павлов – учение о рефлексе

А. Гумбольдт исследовали взаимодействие организмов с окружающей средой и его зависимость от географии

К.Ландштейнер открыл группы крови человека,

Грегор Мендель, законы генетики

Дж. Уотсон и Ф.Крик расшифровали структуры ДНК

В.И.Вернадский о связях живых организмов с неживой природой (учение о биосфере)

МЕТОДЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Наиболее общими методами исследования биологии являются:

наблюдение (позволяет описать биологические явления),

сравнение (дает возможность найти общие закономерности в строении и жизнедеятельности разных организмов),

эксперимент, или опыт, моделирование (помогает изучать свойства биологических объектов в контролируемых условиях, имитируются многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения),

исторический метод (позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы)

БИОСИСТЕМЫ И ИХ СВОЙСТВА

Биосистема, или биологическая система — это живая система. Она может включать в себя как живые, так и неживые компоненты (например, в состав экосистем входит местообитание).

1. Молекулярный. Представлен различными неорганическими (вода и минеральные вещества) и органическими веществами (липиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты и т. д.). Этот уровень организации наименее специфичен: одни и те же вещества входят в состав различных организмов.

2. Клеточный. Клетка — основная единица структуры и функции живых организмов; это самая простая система, для которой характерен феномен жизни во всей его полноте.

3. Органно-тканевой. Составные части сложного организма — ткани, органы, системы органов. В зависимости от особенностей изучения той или иной системы этот уровень можно рассматривать как единый или разделять на несколько уровней.

4. Организменный. Уровень отдельного живого существа, относительно самостоятельно взаимодействующего со средой своего обитания. Именно организм является единицей отбора и обычно выживает или гибнет как единое целое. Именно на этом уровне взаимодействуют различные системы органов и функциональные системы.

5. Популяционный. Популяции — группы особей одного вида, способных к свободному скрещиванию и образованию плодовитого потомства, населяющие определённые местообитания. Системным свойством этого уровня является потенциальное бессмертие: способность к воспроизведению себе подобных может продолжаться бесконечно долго, пока условия окружающей среды это позволяют.

6. Биогеоценотический. Уровень совокупностей организмов и среды обитания, связанных обменом веществ, энергии и информации.

7. Биосферный. Оболочка Земли, развивающаяся под действием живых организмов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМАТИКИ

Разнообразие организмов изучается систематикой — биологической наукой, основы которой были заложены ещё Аристотелем.

Систематика — раздел биологии, задачей которого является описание и разделение по группам (таксонам) всех существующих ныне и вымерших организмов, установление родственных связей между ними, выяснение их общих и частных свойств и признаков.

Многие принципы современной систематики восходят к исследованиям К. Линнея, который применил принципы бинарной номенклатуры (ранее использованной К. Баугином и Дж. Реем) ко всем организмам.

Разделами биологической систематики являются биологическая номенклатура и биологическая классификация.

Биологическая номенклатура заключается в том, что каждый вид получает название, состоящее из родового и видового имён. Классификация организмов использует иерархические таксоны (систематические группы). Таксоны имеют различные ранги (уровни). Ранги таксонов можно разделить на две группы: обязательные (любой классифицированный организм относится к таксонам этих рангов) и дополнительные (используемые для уточнения взаимного положения основных таксонов). При систематизировании различных групп используется разный набор дополнительных рангов таксонов.

В табл. 1.1 показаны различия между основными рангами (выделены курсивом) таксонов в зоологии и ботанике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *