на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

На сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границОбзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 июля 2019 г. № ОГ-Д23-6853 “Относительно увеличения площади земельного участка при уточнении местоположения его границ в ходе выполнения комплексных кадастровых работ в связи с принятием Федерального закона от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования;

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Обращаем внимание, что указанные положения Закона N 221-ФЗ применяются исключительно при выполнении комплексных кадастровых работ (статьи 42.1, 42.2 Закона N 221-ФЗ), при выполнении кадастровых работ в индивидуальном порядке положения главы 4.1 Закона N 221-ФЗ применению не подлежат.

Порядок образования земельных участков и оформления прав на них установлен соответственно главами I.1 и V Земельного кодекса Российской Федерации.

Обзор документа

Минэкономразвития разъяснило действия исполнителя комплексных кадастровых работ в случае, когда в результате изменения местоположения границ земельного участка уточненная площадь участка превышает допустимые пределы.

Исполнитель устанавливает местоположение границ участка, включает сведения об объекте в проект карты-плана территории и готовит информацию о возможности образования участка в фактически существующих границах. Сведения вместе с картой-планом передаются заказчику работ.

Эти правила в индивидуальном порядке не применяются.

Источник

На сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

Статья 42.8. Особенности уточнения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

1. Уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, местоположение границ этих земельных участков определяется с использованием утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в границах такой территории документа (при наличии данных проектов или документа), а также с учетом требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 17.06.2019 N 150-ФЗ, от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований, не должна быть:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель комплексных кадастровых работ:

1) устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 настоящей статьи и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории;

2) готовит информацию о границах фактического использования земельных участков, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков в случае, если сведения о таких границах не могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и если для указанной цели требуется образование новых земельных участков в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 4 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

5. В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, в том числе в случае исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое меньше значения площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, и отсутствует возможность соблюдения требований пункта 1 части 3 настоящей статьи, сведения о таком земельном участке включаются в карту-план территории при наличии письменного согласия правообладателя такого земельного участка с результатами комплексных кадастровых работ, которое входит в состав приложения к соответствующей карте-плану территории.

(часть 5 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

Источник

Уточняем границы участка: можно ли увеличить площадь, в каких случаях осуществляется, какие проблемы могут возникнуть?

Уточнение границ земельного участка очень часто является вынужденной мерой, даже если ранее они были определены в основных документах, но не были вынесены в натуру.

В этом случае может потребоваться выполнение межевых работ, целью которых станет уточнение имеющихся границ.

Однако, при определённых условиях, площадь участка может увеличиться, если при этом не пострадают интересы владельцев смежных участков.

Законодательное регулирование

Все вопросы, связанные со сферой земельных правоотношений, находятся в ведении крупнейшего в этой отрасли нормативного акта — Земельного Кодекса.на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

В соответствии с его положениями, закреплёнными в статьях 11.9-11.10, при образовании или перестройке существующих земельных наделов, а также при составлении специальных кадастровых документов (например, если речь идёт о схеме расположения участка на кадастровом плане территории) необходимо учитывать расположение границ конкретного участка.

В том случае, если такой информации нет, границы необходимо будет уточнять.

на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границЭтот закон, кроме регулирования вопросов, связанных с определением порядка проведения межевых работ, поясняет, что при определённых условиях собственник рассматриваемого земельного участка может позволить себе увеличить площадь своего надела.

Однако для этого должны быть соблюдены все необходимые условия, главным из которых будет считаться учёт интересов владельцев смежных участков.

Указанные два нормативных акта считаются ключевыми в отношении регулирования вопросов землеуправления в данном случае. При этом, говорить о регулировании этой сферы правоприменения на уровне субъектов федерации не приходится ввиду того, что такие вопросы не рассматриваются в региональном законодательстве.

В каких случаях можно увеличить площадь участка при уточнении границ

Однако в этом случае следует сразу определить, что внесение таких изменений никак не ущемит их права. Это обусловлено тем, что законом разрешено увеличить площадь земельных участков при уточнении границ только в нескольких случаях.

К таким случаям будут относиться:на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

Допустимые пределы увеличения площади участка

на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границДействующее законодательство, в частности, Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”, определил, в каких случаях и на какое количество квадратных метров можно увеличить площадь участка при уточнении границ.

Так, если увеличение будет происходить за счёт участка, принадлежащего тому же собственнику, что и увеличиваемый, например, путём их объединения, никаких ограничений в этом плане нет.

Если же речь идёт об увеличении площади участка, которое осуществляется за счёт свободных земель, прилегающих к исследуемому наделу, то здесь необходимо помнить, что существует ряд ограничений на увеличение площади:на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

Если такой размер не установлен, то площадь присоединяемой территории не должна превышать десять процентов от площади исследуемого участка.

Способы увеличения площади участка при уточнении границ

на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границТак как увеличение площади участка при уточнении его границ считается с юридической точки зрения одним из способов получения нового участка, законодатель предпринял попытку ограничить количество вариантов, в которых увеличение площади участка, являющееся, по сути, самозахватом территории, возможно осуществить.

К таким случаям будут относиться:

В том случае, если увеличение площади участка происходит при выполнении межевых работ, это будет возможно только тогда, когда собственник исследуемого участка сможет доказать, что площадь его владения в конкретном случае составляет количество квадратных метров меньшее, чем предусмотрено по закону.

Если в процессе уточнения границ выясняется, что к существующему участку можно присоединить другой, находящийся также в собственности у владельца основного, то увеличение площади будет вполне законным.

Долгосрочная аренда земельного участка позволит развить полноценный бизнес. Подробнее о данном виде аренды читайте в этой статье.

Для выписки умершего из квартиры необходимо собрать пакет определенных документов. Об этом подробно можно узнать здесь.

Возможные проблемы

При увеличении площади земельного участка, если оно происходит при уточнении границ, могут возникнуть определённые сложности с узакониванием полученного участка.

Среди наиболее распространённых следует рассмотреть:на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

В том случае, если возникла какая-либо из перечисленных проблем, решением их может стать только повторное уточнение границ с учётом тех сложностей, которые возникли ранее.

Существует ограниченный перечень случаев, когда это можно осуществить. Если при выполнении этих работ были нарушены требования законодательства, в постановке на учёт такого участка будет отказано.

Источник

На сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границ

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

на сколько можно увеличить земельный участок при уточнении границОбзор документа

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2015 г. N 18-КГ15-144 Ранее вынесенные судебные акты, которыми отказано в отмене решения государственного органа об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, отменены, по делу вынесено новое решение об удовлетворении заявленного требования, поскольку государственный орган был не вправе требовать документов, свидетельствующих об увеличении площади земельного участка, в случае если это увеличение не превысило установленный минимальный размер земельного участка для размещения объектов индивидуального жилищного строительства в зоне малоэтажной жилой застройки сельского типа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Проценко Л.Н. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 июля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2014 года, которыми отказано в удовлетворении её заявления об оспаривании решения Геленджикского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права.

Данное решение принято на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно указанной норме в государственной регистрации права может быть отказано в случае, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации права.

Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 июля 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Проценко Л.Н. просит данные судебные постановления отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении её требований.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2015 года кассационная жалоба Проценко Л.Н. с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает принятые по настоящему делу судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций неправильными и подлежащими отмене.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался пунктами 1 и 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, предусматривающими перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о правомерности оспариваемого решения Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

С приведёнными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда.

Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает данные выводы ошибочными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что при кадастровом учёте в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учёта также в случае, если в результате данного кадастрового учёта площадь этого земельного участка, определённая с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешённого использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, осуществление кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка возможно в случае, если в результате кадастрового учёта площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, но не более чем на установленную величину.

В силу части 3 статьи 24 Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утверждённых решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года N 466, в зоне малоэтажной жилой застройки сельского типа (Ж-1) минимальный размер земельного участка для размещения объектов индивидуального жилищного строительства равен 300 м2.

Поэтому оспариваемое Проценко Л.Н. решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю является незаконным и подлежит отмене.

Исходя из абзаца 1 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 данного Федерального закона, если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещённых в дело правоустанавливающих документов.

Геленджикским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю в оспариваемом решении иных причин для отказа в государственной регистрации права указано не было.

В таком случае Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает требование заявительницы об обязании Геленджикского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать её право собственности на принадлежащий ей земельный участок обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

отменить решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 июля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2014 года.

Принять по административному делу новое решение, которым заявление Проценко Л.Н. об оспаривании решения Геленджикского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права удовлетворить.

ПредседательствующийХаменков В.Б.
СудьиГорчакова Е.В.
Калинина Л.А.

Обзор документа

Гражданке было отказано в регистрации ее права собственности на землю.

Поводом для отказа стало несовпадение данных о площади участка в представленных документах.

СК по административным делам ВС РФ сочла отказ неправомерным и указала следующее.

В данном деле гражданка оформляла права на землю по упрощенной процедуре (в порядке т. н. «дачной амнистии»).

Среди прочего она представила в регистрирующий орган акт главы местной администрации о предоставлении ей участка определенной площадью.

Вместе с тем в соответствии с кадастровым паспортом этого же участка его площадь составляла большую величину.

Поскольку документы о выделении гражданке дополнительной земли не были представлены, регистрирующий орган пришел к выводу о наличии оснований для отказа.

Закон о госкадастре недвижимости устанавливает, когда принимается решение об отказе при кадастровом учете в связи с уточнением границ участка.

В частности, отказ возможен, когда в результате данного учета полученная площадь участка будет больше той величины, сведения о которой относительно этой земли уже содержатся в кадастре недвижимости.

Причем такое расхождение составит определенную величину.

Это величина большая, чем предельный минимальный размер участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

Если же такой размер не установлен, то это величина составляет более чем 10% площади, сведения о которой относительно данного участка содержатся в госкадастре недвижимости.

Таким образом, проведение кадастрового учета в связи с уточнением границ участка возможно в случае, если в результате такого учета площадь участка будет больше того значения, сведения о котором есть в госкадастре недвижимости, но не более чем на упомянутую величину.

В рассматриваемом случае расхождение в данных о площади участка было обусловлено уточнением его границ. Несовпадение не превысило упомянутую величину. Соответственно, оснований для отказа не имелось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *