на какую сумму можно списать сразу приобретенное основное средство

Как отражать основные средства стоимостью до 100 000 рублей в налоговом учете

Федеральный стандарт «Основные средства», который был утвержден еще в 2016 году, применяется с 1 января 2018 года. Изменения коснулись основополагающих терминов, понятий, классификационных признаков, как и некоторых стоимостных показателей, принимаемых за основу, в том числе и при ведении налогового учета.

Статьи затрат, из которых складывается стоимость ОС по ПБУ 6/1, по-прежнему актуальны. Документ содержит и абсолютно новые понятия:

Соответственно, в одном случае применяется привычная оценка по фактическим затратам, в другом возникает понятие «справедливая стоимость ОС».

Оценка ОС с помощью определенного показателя прописывается в учетной политике. Списание ОС стоимостью 10-40 тыс. рублей разрешается произвести сразу или пролонгировано в обеих учетных системах, а стоимостью ниже – вывести за баланс.

Федеральный стандарт «Основные средства» движется по пути приближения показателей бухгалтерского учета к аналогичным, рассчитанным по стандартам НК РФ. Цель — максимально упростить расчеты и учет как таковой.

Учет основных средств менее 100 тыс. рублей в налоговом учете

Налоговый кодекс (ст. 256, п. 1) с целью исчисления налога на прибыль декларирует следующие объекты:

Они должны быть использованы, чтобы получить доход, иметь срок полезного использования выше 12 месяцев и начальную стоимость от 100 тыс. рублей. В налоговом учете указанное имущество считается амортизируемым.

Отталкиваясь от изменений, продиктованных новым стандартом, основные средства меньше 100 тыс. рублей стоимости можно:

Отметим при этом, что в бухучете имущество от 40 до 100 тыс. рублей также нельзя будет списать сразу при вводе в эксплуатацию, как и ранее. Таким образом, при учете объектов основных средств стоимостью 40-100 тыс. рублей появляются временные разницы.

Рассмотрим пример. Предприятие общественного питания совершило покупку электрической промышленной мясорубки стоимостью 50 тыс. рублей (без НДС). В затраты включены транспортные расходы — доставка сторонней организацией — в сумме 2 тыс. рублей без НДС, а кроме того, расходы по установке и наладке оборудования — 3 тыс. рублей (без НДС). Эксплуатировать агрегат начали 1.02.2018 г. согласно приказу руководителя. Выбран линейный метод амортизации.

Корреспонденции счетов (в феврале 2018 года):

Полезное использование, согласно классификации основных фондов (средств), установлено на срок 60 месяцев. Сумма амортизационных отчислений помесячно – 1000 рублей (60000/60). В налоговых регистрах учета зафиксировано единовременное списание стоимости мясорубки. Далее формируются проводки:

Каждый месяц имеет место временная разница в 1000 рублей. При формировании проводки Дт 77 Кт 68 – 200 руб. (1000*20%) отложенное налоговое обязательство погашается в течение 60 месяцев: 200*60=12000 рублей.

Ст. 254 НК РФ (п. 1 пп. 3) говорит о правах налогоплательщика самостоятельно выбирать способ списания имущества, которое Налоговой кодекс к основным средствам не относит. Следовательно, возможно в НУ списывать стоимость ОС в течение определенного времени. Это позволяет обойтись без появления учетных разниц. Следует зафиксировать в учетной политике соответствующий способ списания основных фондов стоимостью 40-100 тыс. рублей в НУ.

Обратите внимание! Если имущество введено в эксплуатацию 1.01. 2016 г. и позднее, при чем стоимость оного выше 100 тыс. рублей, то такой объект подлежит амортизации. Более дешевые объекты есть возможность списать единовременно. Это следует из ст. 256 НК РФ.

Одновременно имущество, эксплуатирующееся ранее, принадлежит к объектом ОС, если стоит больше 40 тыс. рублей.

УСН «доходы минус расходы»

Ст. 346.17 НК РФ утверждает, что организация, применяющая УСН и учитывающая при расчете оба показателя, признает расходную часть одновременно с погашением задолженности перед контрагентом. Следовательно, исходя из примера выше, покупка промышленной мясорубки уменьшит налоговую базу в 1 квартале.

Если стоимость агрегата оказалась бы выше лимита, мясорубка отразилась бы в учете как основное средство. Стоимость ее следовало распределить поквартально, равными частями, до конца года, что следует из п 2, пп. 4 ст. 346.17 НК РФ.

После произведенных расчетов делаются стандартные проводки:

УСН «доходы»

Приобретенное оборудование до 100 тыс. рублей учитывается как материальные запасы. Выбор налогового режима не позволяет организации уменьшать налогооблагаемую базу за счет МПЗ.

Разграничение по стоимости объектов не играет роли при определении налоговых показателей. Однако в ситуации, когда налогоплательщик совмещает ЕНВД с другими режимами, придется вести налоговый учет ОС. Критерий отнесения объектов к основным фондам либо запасам прежний: стоимость в 100 тыс. рублей.

Совмещение «вмененки» с иными системами налогообложения, в частности, ОСНО, должно включать в себя все нюансы учета, присущие смежным налоговым режимам. Это имеет отношение и к налоговому учету основных фондов стоимостью до 100 тыс. рублей.

Итоги и выводы

Учет основных средств, начиная с 2018 года, подчиняется обновленным правилам, в частности, Федеральному стандарту, значительно сближающему нормы бухгалтерского и налогового законодательства. Имущественные объекты до 100 тыс. рублей не является по нормам НК РФ основными средствами, на которые необходимо начислять амортизацию.

Налоговый учет объектов в стоимостном интервале 40-100 тыс. рублей позволяет списать их двояко: целиком в момент ввода в эксплуатацию либо на протяжении определенного времени. Целесообразно избрать второй вариант, поскольку исключаются временные разницы и необходимость фиксировать их дополнительными проводками, если в организации применяется ОСНО.

Налоговый учет основных фондов организаций, использующих иные системы налогообложения, в основе своей остался прежним. При этом налогоплательщики учитывают лимит стоимости ОС, содержащийся в Налоговом кодексе.

Источник

На какую сумму можно списать сразу приобретенное основное средство

на какую сумму можно списать сразу приобретенное основное средство

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

на какую сумму можно списать сразу приобретенное основное средство

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

на какую сумму можно списать сразу приобретенное основное средство

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с началом применения ФСБУ 6/2020 компании следует списать объекты, которые в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе основных средств, но в соответствии с ФСБУ 6/2020 таковыми не являются. При этом установленный Организацией лимит стоимости малоценных активов должен сравниваться с первоначальной стоимостью этих активов.
Списание балансовой стоимости малоценных объектов на счет 91.02 «Прочие расходы» в анализируемой ситуации противоречит нормативным документам по бухгалтерскому учету.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Добавим, что рассмотренные выше корректировки не должны оказывать влияния на налогообложение прибыли.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет «малоценных» основных средств;
— Разъяснения Минфина о применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (М.А. Липина, журнал «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

на какую сумму можно списать сразу приобретенное основное средство

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

на какую сумму можно списать сразу приобретенное основное средство

Учет основных средств при УСН: основные моменты

Обратимся к ПБУ 6/01 (приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Оно касается любых организаций и ИП, ведь фирмы на УСН, выбравшие объект «доходы минус расходы», имеют право учитывать траты на покупку, сооружение и изготовление ОС (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Отметим самые важные моменты:

ВАЖНО! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020. Если хотите применять новый стандарт в 2021 г., напишите об этом в учетной политике.

Как организации перейти на учет основных средств и капитальных вложений по ФСБУ 6/2020, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Фирмы и предприниматели на УСН не являются плательщиками НДС, поэтому при покупке основных средств с выставленным НДС они принимают его к учету в стоимости ОС (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Основные средства при УСН «доходы»

Самый важный момент налогового учета: организации, выбравшие вариант начисления единого налога только на сумму доходов, не имеют права списывать расходы на приобретение ОС.

Бухгалтерский учет ОС для организаций на УСН обязателен (с 2013 года) и осуществляется на общих правилах, независимо от выбранного объекта налогообложения.

Основные средства при УСН должны соответствовать условиям, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01. Активы, которые предназначены для перепродажи, для личного использования индивидуальным предпринимателем (или для нужд организации), не предполагающие получение выгоды и которые не планируется использовать дольше 1 года, в качестве ОС признаны быть не могут. Если же имущество соответствует всем условиям, перечисленным в ПБУ 6/01, но его стоимость меньше установленного на сегодняшний день лимита (пока это все еще 40 000 руб.), оно принимается к учету как материально-производственный запас.

ВНИМАНИЕ! Согласно ФСБУ 6/2020, обязательного к применению с 2022 года, лимит будет устанавливать налогоплательщик самостоятельно.

Существенный вопрос — НДС по основным средствам. «Упрощенцы» не являются плательщиками данного налога, поэтому, в отличие от организаций, работающих на общей системе налогообложения, принимают ОС к учету по первоначальной стоимости, включая НДС.

Стоимость ОС «упрощенцами» с объектом налогообложения «доходы» погашается стандартно — посредством амортизационных отчислений. Методика начисления амортизации выбирается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике.

Дт 08 Кт 60 — имущество оприходовано без учета НДС.

Дт 19 Кт 60 — учитывается НДС.

Дт 08 Кт 19 — НДС включен в стоимость оборудования.

Дт 01 Кт 08 — имущество включено в состав ОС.

Дт 44 Кт 02 — амортизация (проводка делается ежемесячно).

В целом учет основных средств при УСН ведется точно так же, как и в предыдущие годы.

О нюансах учета основных средств при УСН пошагово описано в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Списание затрат на покупку ОС

Затраты на ОС при УСН «доходы» списать нельзя. Эта возможность есть только у тех, кто выбрал УСН «доходы минус расходы». Причем те «упрощенцы», кто приобрел имущество уже будучи на УСН, могут погасить стоимость ОС намного быстрее, чем работающие на общей системе.

Расходы на приобретение ОС можно принять к учету, только если:

Любая крупная покупка ИП на УСН должна иметь четкое обоснование. Налоговые органы внимательно относятся к этому, и случаи, когда принятие ОС в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу, было признано неправомерным, нередки.

Санкции за любые действия, повлекшие занижение суммы налоговой базы, наказываются приличным штрафом — 20% от неуплаченной суммы, но не меньше 40 000 руб. (ст. 120 НК РФ).

Списание основных средств при УСН, приобретенных во время действия этого режима, производится исходя из суммы всех затрат на их приобретение:

Если организация приобрела основное средство после перехода на УСН

Когда ОС приобретается в период применения УСН, его стоимость следует списывать с момента ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ) в течение календарного года (один налоговый период) равными долями, учитывая их в последнее число каждого квартала (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Однако если ОС оплачено не полностью, в расходы в течение отчетного (налогового) периода будут приниматься только фактически оплаченные суммы (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо ФНС России от 06.02.2012 № ЕД-4-3/1818).

Например, актив стоимостью 400 000 руб. был оплачен и введен в эксплуатацию в начале года, следовательно, каждый квартал, начиная с первого, то есть в конце марта, июня, сентября и декабря, следует принимать к налоговому учету по 100 000 руб. Если то же самое средство было введено в эксплуатацию и оплачено в 3 квартале, его стоимость нужно поделить на 2 и учесть каждую часть в конце 3 и 4 квартала.

Чтобы установить момент принятия ОС в качестве расходов, следует определить, в каком квартале имущество было оплачено, введено в эксплуатацию.

ВАЖНО! С 29.09.2019 ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, списываются по общим правилам. Дожидаться подачи документов на госрегистрацию больше не требуется. Данное требование из п. 3 ст. 346.16 НК РФ исключено (закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

По сравнению с амортизационным методом, при котором списание актива растягивается на гораздо больший срок, отнесение стоимости ОС на расходы при УСН делается в течение достаточно короткого периода.

Как списывать расходы на ОС, если оно было приобретено до момента перехода на УСН

Например, компания перешла с общей системы налогообложения на УСН. Стоимость основного средства (остаточная стоимость на момент перехода) в таком случае может списываться по-разному. Способ списания зависит от срока полезного использования ОС. Стоимость также делится равными долями, но опять же не всегда.

Если срок использования составляет меньше 3 лет, то списание равными долями происходит в первый год по схеме, действующей для ОС, приобретенного или созданного в период применения УСН. Если же срок использования лежит в границах от 3 до 15 лет, то в течение первого года работы на УСН нужно списать 50% его стоимости, на следующий год — 30%, на третий год — 20%. Если срок использования больше 15 лет, то актив списывается равными частями ежегодно в течение 10 лет (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Грузовик «Газель» был приобретен до перехода на УСН. Для его отнесения к конкретной амортизационной группе нужно знать технически допустимую максимальную массу и тип двигателя: бензиновый или дизельный (указывается в паспорте на ТС). Технически допустимая максимальная масса данной модели — 1500 тонн, тип двигателя бензиновый. Следовательно, транспортное средство относится к 3 группе.

Бухгалтер принял решение, что срок использования этого авто — 5 лет. На момент перехода на УСН его остаточная стоимость (первоначальная — 700 000 руб.) составила 525 000 руб. Следовательно, списание его остаточной стоимости нужно провести следующим образом: в первый год после перехода на УСН — 262 500 руб., во второй — 157 500 руб., в третий — 105 000 руб.

При переходе с общего режима на УСН также возникает необходимость восстановить налог, принятый к вычету. НДС восстанавливается не полностью, а пропорционально остаточной стоимости ОС в последнем квартале перед переходом и учитывается как прочие расходы.

Что делать, если основное средство было куплено до регистрации ИП на УСН

Четкого запрета на включение стоимости такого средства в расходы в НК РФ нет. Однако сложившаяся практика ясно показывает, что включать его в расходы опасно. А вот его продажа — совсем другое дело, и заплатить налог с доходов, полученных от продажи такого основного средства при УСН, необходимо.

Как списывать стоимость ОС в расходы, если изменился объект налогообложения

Например, компания перешла с объекта «доходы» на «доходы минус расходы». Можно ли списать стоимость актива на расходы, если оно было приобретено еще до перехода? Это действительно возможно, но только если ОС было принято к эксплуатации либо было оплачено уже после перехода.

Как продавать ОС с точки зрения выгод налогового учета

«Упрощенцы» оказались в выгодном положении при списании затрат на покупку ОС. То есть совершать крупные покупки им выгодно, чего не скажешь о продаже ОС.

Если вы решили продать основное средство (например, компьютер; 2 амортизационная группа согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1) ранее 3 лет с момента учета расходов по нему, то единый налог на УСН подлежит пересмотру. Расходы на такое средство, за исключением амортизации, нельзя учитывать для уменьшения налоговой базы.

Если ОС решено продавать, а 3 года еще не прошло, следует подать корректировочные декларации УСН и перечислить суммы налога, недоплаченные ранее.

Это касается всех средств с периодом полезного использования меньше 15 лет. Если период полезного использования имущества больше 15 лет, нежелательно продавать его в течение 10 лет с момента списания его стоимости в расходы.

Все это относится к случаям не только продажи имущества, но и его передачи.

Пересчет налога при реализации ОС на УСН — довольно сложная операция. Он производится за весь период использования ОС начиная с момента его полного принятия к учету в расходах. Эта процедура существенно осложняется при оплате стоимости ОС частями, ведь в расходы можно списать только оплаченную часть стоимости.

Например, организация на УСН «доходы за вычетом расходов» приобрела компьютер. Как и полагается при данном режиме, в первый год после покупки его стоимость была полностью списана на расходы. Списание завершилось 31.12.2020. С этого момента и следует начинать трехлетний отсчет. Таким образом, продать этот компьютер без пересчета налогов можно будет только после 31.12.2023.

Официальные разъяснения Минфина России или ФНС РФ по вопросу, от какой даты следует отсчитывать 3 года, отсутствуют. Очевидно, что отсчет этого срока от последнего дня отчетного периода, в котором завершается списание в расходы стоимости ОС, не вызовет претензий налоговиков. Так что безопаснее начинать его от этой даты.

Если возникнет необходимость продать ОС раньше, необходимо будет исключить его стоимость из расходов, а вместо нее принять в расходы суммы амортизации по данному ОС.

Посмотреть пример, как осуществляется перерасчет налога в случае досрочной продажи основного средства, можно в статье «Продажа автомобиля при УСН «доходы минус расходы» (нюансы)».

Итоги

Каких либо изменений в учете основных средств в 2021 году пока не произошло. По-прежнему учесть стоимость основных средств в расходах по УСН можно только при применении объекта налогообложения «доходы минус расходы». Порядок признания затрат на основные средства в расходах зависит от периода их приобретения, а для объектов, приобретенных до перехода на УСН, – от срока полезного использования. Реализуя ранее установленного срока учтенные в расходах по УСН основные средства, нужно помнить о необходимости перерасчета налога, подачи уточненных деклараций и уплате пени с возникающей недоимки. А вот с 2022 года ФСБУ 6/2020 внесло ряд правок в порядок учета ОС.

Источник

ФСБУ 6/2020 Основные средства: рекомендации к применению

на какую сумму можно списать сразу приобретенное основное средство

Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета 6/2020 «Основные средства». Вообще он вступает в силу с 1 января 2022 года. Однако организация может принять решение о его применении до указанного срока, то есть и с 2021 года.

По сравнению с действующим ПБУ 6/01(который утратит силу с 01.01.2022) новый Стандарт как вводит много новых понятий, так и дает организации большую свободу действий в той или иной ситуации.

Поэтому, по моему мнению, можно часть положений ввести в действие уже с 2021 года, а с чем-то подождать и до 2022 года (или не применять их вообще).

Все «фишки» нового ФСБУ в рамках одной публикации разобрать достаточно сложно, поэтому предлагаю вниманию читателей разбор только нескольких нововведений, которые (опять-таки по моему мнению) можно применять уже с 2021 года, закрепив это в своей учетной политике.

Термин «основные средства»

В части определения самого термина «основное средства» ничего нового, по сравнению с тем, что уже имеется, не дано.

Добавлено, правда, что данный актив должен иметь материально-вещественную форму (подп. «а» п. 4 ФСБУ 6/2020), однако к чему дано такое уточнение, не совсем понятно. Ведь испокон веку другой формы у основных средств не имелось, и иметься не может.

Возможно, что при разработке этого ФСБУ и при планировании последующих у авторов были какие-то мысли на перспективу, но нам сие не ведомо*.

*После ухода начальника отдела методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности Минфина России пока еще неизвестно (по крайней мере на дату подготовки материала в печать), кто займет эту вакансию**.

**Как автору на днях заявили в дружеской беседе: — А кто пойдет на такую зарплату?

Но уже есть мнение (неофициальное), что столь стремительное и неуклонное приближение российского бухучета к международным стандартам следует немного притормозить. И есть вероятность, что в уже принятые ФСБУ будут вноситься изменения. Хорошо это, или плохо, и к чему это в итоге приведет, пока не ясно.

Лимит стоимости

Но вернёмся к ФСБУ 6/2020. Организация, которая начнет по нему работать, будет самостоятельно определять лимит стоимости, выше которого актив признается основным средством, а ниже — оборотным активом (инструментом, хозяйственным инвентарём и т. п.) (п. 5 ФСБУ 6/2020).

Какое экономически обоснованное решение примет по этому вопросу руководство организации, такое и будет правильным. И никто не вправе будет заявить, что оно (это решение) неверное.

И, исходя из принятого руководством решения, возможны следующие варианты.

Первый.Решено установить лимит стоимости основных средств в сумме, равной 100 тыс. руб.

Таким образом, по активам, приобретенным после начала применения ФСБУ 6/2020, исчезнет разница между их отражением в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли.

И бухгалтеру не нужно будет возиться с начислением отложенных налоговых обязательств, а затем с их погашением при приобретении различного инвентаря, инструментов, и других, относительно недорогих активов стоимостью от сорока до ста тысяч рублей.

И даже если наши законодатели через год, или там через два, опять повысят лимит стоимости основных средств для целей налогообложения прибыли, никто не может запретить организации самостоятельно сделать тоже самое.

Для организаций малого и среднего бизнеса, это, возможно, оптимальный выход.

Но при этом следует учесть, что балансовая (в девичестве — остаточная) стоимость основных средств ниже нового установленного лимита должна быть списана в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль (п. 49 ФСБУ 6/2020).

Допустим, что организация приняла решение применять положения ФСБУ 6/2020 с 01.01.2021.

В ноябре 2020 были приобретен (и введен в эксплуатацию) объект основных средств стоимостью 72 тыс. руб. (без учета НДС), которому был установлен срок полезного использования 2 года (24 месяца).

Для целей налогообложения прибыли в ноябре же его стоимость была списана на расходы. Это привело к начислению отложенного налогового обязательства в размере 14 400 руб. (72 000 руб. Х 20%).

Таким образом, принятие в ноябре к учету этого объекта следует отразить проводками:

С декабря в регистрах бухгалтерского учета будет начисляться амортизация по этому объекту по 3000 руб. (72 000 руб. : 24 мес.) в месяц.

Одновременно следует на 600 руб. (3000 руб. х 20%) восстановить начисленное месяцем раньше отложенное налоговое обязательство проводкой:

Таким образом, по состоянию на 31.12.2020 остаточная (а с 01.01.2021 — балансовая) стоимость этого объекта будет равна 69 000 руб. (72 000 руб. — 3000 руб.), а величина ОНО по нему — 13 800 руб. (14 400 руб. — 600 руб.).

И одними из первых проводок за январь будут:

И так нужно будет поступить по всем приобретенным в 2019-2020 году недорогим основным средствам (дешевле 100 руб.), стоимость которых еще не была перенесена на расходы по состоянию на 31.12.2020.

От такой корректировки могут себя освободить только организации, имеющие право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, то есть субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить обязательный аудит (п. 51 ФСБУ 6/2020).

Они будут учитывать подобные объекты, еще не полностью самортизированные, как основные средства.

Кроме того, надо будет еще и прикинуть, как такой вариант (особенно когда большинство закупаемых средств труда в организации приходится на этой ценовой сегмент: 40 тыс. руб. — 100 тыс. руб.) отразится на стоимости чистых активов к концу года. А чистые активы — это и сумма начисленных и выплаченных дивидендов, и красивый баланс для банка, в котором надо получить кредит. и много чего ещё.

Второй. Руководство организации принимает решение оставить для новых основных средств тот же самый лимит — 40 тыс. руб., или, допустим, увеличить его до 60-ти, или там, до 80-ти тыс. руб.

Возможно, что это решение для данной конкретной организации экономически целесообразно по целому ряду причин.

У бухгалтерии забот в этом случае прибавится. Кроме корректировки по объектам, которые перестанут быть основными средствами, надо будет вести обособленный учет объектов, стоимостью 60 (или 80)-100 тыс. руб.,

Но не всегда то, что удобно для бухгалтерии, выгодно для организации.

Третий (чисто теоретический, но все же). Организация принимает решение установить лимит стоимости основных средств в сумме, превышающей установленный лимит для целей налогообложения, допустим 120, или там 150 тыс. руб.

Вот здесь количество проблем резко вырастет.

Возникает (и довольно много) лиц, задающих вопрос: — а с какого перепуга вы приняли такое экзотическое решение? И если от просто любопытствующих можно отмахнуться, и попросить не совать нос в дела организации, то от банка, инвесторов, аудиторов, а то ещё и налоговиков просто так отделаться уже не получится.

Так что, еще раз повторим, это вариант больше теоретический, но он тоже не запрещен. И какой из рассмотренных выше двух (или двух с половиной) выбрать — на усмотрение руководства организации.

Со стоимостью вроде разобрались. Идем дальше.

Срок полезного использования объекта основных средств

Это период, в течение которого его использование будет приносить экономические выгоды (доход) организации (п. 8 ФСБУ 6/2020).

Для отдельных объектов основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств (там же).

И, согласно п. 9, срок полезного использования определяется из:

По большому счету, существенной разницы между определением срока полезного использования в ФСБУ 6/2020 и в ПБУ 6/01 (п. 4 и п. 20) я не обнаружил. Да, есть некоторые стилистические отличия, но не более.

На мой взгляд, большинство организаций, как и раньше, за руководство к действию будут брать Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Напрямую в ФСБУ 6/2020 об этом не сказано, на раз не запрещено, значит — разрешено.

Хотя ничто не мешает воспользоваться и другой информацией — рекомендациями изготовителей, документально подтвержденным и технически обоснованным заключением комиссии по основным средствам, и т.д.

Учет объектов основных средств

Принятие объекта к учету производится на основании распорядительного документа. За образец, как и раньше, можно взять Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) или Акт о приеме-передаче здания (сооружения), формы которых (ОС-1 и ОС-1а) были утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

И в очередной раз обращаю внимание, что оформлением указанных документов должна заниматься не бухгалтерия, а соответствующие инженерно-технические службы организации. Это в их компетенцию должна входить оценка технического состояния приобретенного (созданного) объекта, степени пригодности его к эксплуатации, срока полезного использования и пр.

Единицей учета объектов основных средств, как и ранее, является инвентарный объект (п. 10 ФСБУ 6/2020). Больших разниц в определении этого понятия по сравнению с данным в п. 6 ПБУ 6/01 также выявить не удалось.

И точно так же при наличии у одного объекта основных средств нескольких частей, стоимость и сроки полезного использования которых существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом, каждая такая часть признается самостоятельным инвентарным объектом.

Такая ситуация, к примеру может возникнуть, при принятии к учету какого-нибудь супернавороченного компьютера (для графических, верстальных, монтажных и т.п. работ), для работы с которым понадобятся еще монитор, клавиатура и пр.

И монитор с клавиатурой, стоимость которых в десятки раз меньше стоимости системного блока, можно принять к учету, как отдельные инвентарные объекты, точнее, как хозяйственный инвентарь.

Можно привести еще не один пример комплексов конструктивно сочлененных предметов, стоимость и срок полезного использования частей которых существенно отличаются.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *