на что можно жаловаться в еспч
Жалоба в ЕСПЧ по уголовному и гражданскому делу
Инструкция: как обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в России?
Европейский суд по правам человека — это международный суд. Его юрисдикция распространяется на страны, ратифицировавшие Конвенцию о защите по защите прав человека и основных свобод (далее «Конвенция»).
Из этого следует, что при нарушении Конвенции страной, ратифицировавшей её, у пострадавшего появляется право обжаловать действия страны-нарушителя. Соответственно возникает множество вопросов о том, как подать в суд по правам человека.
ЕСПЧ — очень бюрократизированный орган. Поэтому, подавая жалобу по гражданскому или уголовного делу, нужно строго соблюсти требования суда к жалобе. В противном случае она будет признана неприемлемой и не будет рассмотрена.
Важно понимать, что ЕСПЧ — это не элемент какой-то национальной судебной системы. Европейский суд — совершенно самостоятельный суд, он не является одной из ступеней обжалования судебного акта, принятого судами России. Поэтому подача жалобы в ЕСПЧ непохожа на обжалование судебного акта в один из российских судов.
Как подать жалобу в Европейский суд?
Жалобу может написать и подать лицо, которое считает, что государством нарушены его права, установленные Конвенцией и протоколами к ней. Госпошлина про подаче жалобы в ЕСПЧ не взимается.
При этом неважно, в каком именно процессе нарушены эти права: уголовном, гражданском или административном. Важен сам факт нарушения прав.
Кто может подать жалобу и против кого она подаётся?
Это установлено ст. 34 Конвенции «Индивидуальные жалобы». Жалобу могут подавать:
При этом заявителю-физическому лицу необязательно быть гражданином того государства, против которого он подаёт жалобу.
Важно помнить: при подаче жалобы по уголовному или гражданскому делу ответчиком всегда является государство, нарушившее права, изложенные в конвенции. ЕСПЧ не примет жалобу против фирмы или физического лица; ответчиком может быть только государство.
Подать жалобу может только само лицо, право которого нарушено или его представитель. Подать жалобу на «абстрактное» нарушение права невозможно. Заявитель должен быть пострадавшим.
Условия подачи жалобы в ЕСПЧ по гражданскому и уголовному делу
ЕСПЧ принимает жалобы, когда исчерпаны все внутренние правовые способы защиты. То есть прежде, чем идти в ЕСПЧ, нужно пройти все возможные внутренние суды, но здесь есть оговорки. Позвольте пояснить подробнее.
Когда можно обратиться в ЕСПЧ по уголовному делу?
По уголовному делу в ЕСПЧ можно обратиться уже после апелляции. Здесь можно усмотреть противоречие: «как же так, только что сказали, что нужно пройти все ступени юридической защиты в России, и тут же пишем, что можно обращаться в ЕСПЧ уже после апелляции, ведь есть ещё кассация?».
Дело в том, что ЕСПЧ не считает кассационный этап в уголовном процессе эффективным средством защиты прав в России. Причина этого в том, что глава 47.1 Уголовно-процессуального кодекса «Производство в суде кассационной инстанции» не содержит сроков подачи кассационной жалобы.
Поэтому ЕСПЧ принимает жалобы на нарушение Конвенции по уголовным делам уже после апелляции.
Когда можно обратиться в ЕСПЧ по гражданскому делу?
Здесь в полной мере реализуется правило, что перед подачей жалобы в Страсбургский суд нужно пройти все внутренние судебные инстанции, то есть:
Если отправлять в ЕСПЧ жалобы по гражданскому делу до решения Судебной коллеги во второй кассации, ЕСПЧ не будет рассматривать жалобу по существу.
Срок подачи жалобы в ЕСПЧ
Срок подачи жалобы прописан в ст.35 Конвенции «Условия приемлемости». Жалобу можно подать в течение 6-ти месяцев с момента вынесения национальным судом окончательного решения по делу
Как собирать доказательства для подачи жалобы в ЕСПЧ?
В идеале нужно готовиться к подаче жалобы в ЕСПЧ уже с первой инстанции.
Суть в том, что заявитель жалуется на действия государства, нарушившие его права. Важно зафиксировать действия государства, которыми нарушены права. Как это можно сделать?
Пример: идёт судебный процесс по уголовному делу. Защита подсудимого заявляет ходатайство о проведении судебно-психологической экспертизы свидетеля со стороны обвинения. Судья отказывает в этом, мотивируя, что ходатайство заявлено преждевременно. Нужно требовать занести факт ходатайства и отказа в протокол. Отказ судьи может стать одним из доказательств нарушения права на справедливое судебное разбирательство.
После решения суда первой инстанции подаётся апелляция. Важно отразить в апелляционной жалобе те нарушения, которые допустил суд первой инстанции. Это даёт апелляционному суду возможность исправить эти нарушения. Если апелляция не исправит нарушения, для ЕСПЧ это будет аргументом в пользу заявителя.
Важно: часто податели жалоб в Европейский суд просто копируют кассационную жалобу (если речь про уголовное дело, ведь кассационная жалоба подаётся после апелляции) или жалобу, направляемую во вторую кассацию. Но жалобу в ЕСПЧ пишутся совершенно иначе, чем жалобы в суды России.
Далее вы можете видеть формуляр жалобы в ЕСПЧ. Формуляр — это единственно возможный вариант подачи жалобы (хотя есть ещё вариант отправки жалобы по факсу, но о нём сейчас не будем). Именно в формуляре следует указать всю информацию, которую заявитель считает необходимым довести до сведения Европейского суда.
Формуляр жалобы в ЕСПЧ и как его заполнять
Заполнять формуляр следует при помощи компьютера. Можно заполнить на русском языке. Внимательно просматривайте каждый лист. Все галочки должны быть проставлены. Если на первом листе не заполнить, например, графу «пол», при том, что пол заявителя явно следует из имени и фамилии, то жалоба будет признана неприемлемой.
Страница 1 — о заявителе, его гражданстве, адресе и телефоне
Если жалоба подаётся от имени человека, то есть физического лица, то следует заполнять раздел А.1. Если заявитель — организация, то А.2.
Здесь не должно возникнуть сложностей. В строке адрес необходимо указать адрес регистрации.
1-ый лист формуляра
Страница 2 — против какого государства подаётся жалоба
Здесь всё ещё проще. Просто нужно поставить «галочку» в чекбоксе нужной страны. В нашем случае это «RUS — Российская Федерация».
2-ой лист формуляра
Страница 3 — представитель заявителя, когда заявителем является физическое лицо
3-ий лист посвящён представителю физического лица. Если представителя нет, то есть заявитель пишет и отсылает жалобу сам, то нужно пропустить этот лист.
Если заявителя представляет человек, не являющийся адвокатом, например, супруг или супруга, то надо заполнять блок С.1. Если представляет адвокат, то С.2.
В блоке С.3. заявитель и его представитель должны поставить подписи и даты. Этот блок предназначен для того, чтобы заявитель согласился уполномочить представителя действовать от его, заявителя, имени.
3-ий лист формуляра
Страница 4 – представитель заявителя-организации
4-ий лист — о представителях компании-заявителя. Физические лица не заполняют этот лист.
4-ый лист формуляра
Страницы 5, 6, 7 — суть жалобы (изложение фактов)
На 5-ой, 6-ой и 7-ой страницах нужно изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке. Необходимо стремиться к лаконичности и относимости фактов именно к описываемому нарушению. Нет большого смысла описывать ситуацию с самого начала, т.к. вы потратите место и не опишите по настоящему важные факты описывающие причины обращения в ЕСПЧ: какие действия государства и как ущемили права заявителя.
Итак, еще раз: нужно излагать факты. Эмоций и описаний моральных переживаний в этом разделе быть не должно.
Страницы 8 и 9 – какие статью Конвенции были нарушены
На страницах 8 и 9 надо дать юридическую оценку фактам, изложенным на страницах 5, 6 и 7.
Нужно изложить, каким образом, и какие нормы Конвенции нарушила Россия своими действиями.
Страница 10 — о соответствии жалобы условиям приемлемости
На 10-ой странице формуляра жалобы в ЕСПЧ нужно указать, какими средствами восстановления прав пользовался заявитель: обращался в суды, но те не смогли признать (прекратить) нарушение прав заявителя.
Требуется указать, когда заявитель получил окончательное решение суда: от этой даты отсчитывается 6-месячный срок, когда можно подавать жалобу в ЕСПЧ.
Страница 11 – три вопроса об исчерпанности средств защиты
11-ая страница сводится к трём вопросам:
Страница 12 — список приложенных документов
К формуляру нужно приложить копии документов, подтверждающих факты, изложенные заявителем.
Нужно прилагать копии, т.к. ЕСПЧ не возвращает материалы заявителю.
Для каждого дела будет свой набор документов, подтверждающих факты заявителя. Обращаем ваше внимание: документы нужно указывать в хронологическом порядке.
Страница 13 — комментарий, подпись и контактное лицо
На 13-ой странице можно добавить комментарий. Необходимо подписаться и указать адрес для ведения переписки.
После того, как формуляр будет заполнен, его нужно распечатать и отправить в ЕСПЧ почтой. По электронной почте жалобы не отправляются.
Отправлять нужно со следующими реквизитами:
Кому: The Registrar
Куда: European Court of Human Rights, Council of Europe
Город: Strasbourg — CEDEX
Страна: France
Индекс: F-67075
Обращение в ЕСПЧ – это ответственное дело. При заполнении формуляра по гражданскому или уголовному делу всегда возникают вопросы. Позвоните нам, и мы проясним неясные для вас моменты.
Хочу обратиться в ЕСПЧ. Что нужно знать?
Задумались об обращении в ЕСПЧ, но вопросов больше, чем ответов? Честно рассказываем обо всём, чтобы вы могли принять взвешенное решение.
В каких случаях можно обращаться в Европейский суд?
Европейский суд рассматривает не любые нарушения ваших прав, а только такие, которые предусмотрены специальным документом — Европейской конвенцией по правам человека.
То есть пожаловаться на Россию в Европейский суд можно только в том случае, если она нарушила какое-то ваше право, предусмотренное Европейской конвенцией.
Определить, есть ли в вашем деле нарушения Конвенции (а значит, есть ли у вас перспективы обращения в ЕСПЧ) поможем мы. Это бесплатно, нужно лишь предоставить все необходимые документы в сканированном виде или в виде фотографий. Напишите нам, мы сообщим, какие документы потребуются в вашем случае.
В течение какого срока нужно подать жалобу?
Подать жалобу в Европейский суд можно тогда, когда будут исчерпаны все внутренние средства защиты и только в течение шести месяцев после того, как российские власти вынесут по вашему делу окончательное решение.
Поскольку подавляющее большинство споров в нашей стране могут быть переданы на рассмотрение суда, то вы обязательно должны обратиться со своей проблемой в российский суд, а если он откажет вам, то следует обжаловать это решение до тех пор, пока вам в России не будет отказано окончательно.
Например, если решение или приговор по делу, которое нарушает Европейскую конвенцию, вынес мировой судья, то вы должны подать апелляционные жалобы в районный суд, если же их вынес районный суд, то следует подать жалобы в областной (краевой) суд и т.д. Обращаться же с кассационными или надзорными жалобами в Верховный суд или в президиум областного суда не обязательно — ЕСПЧ считает их неэффективными инстанциями и не требует их прохождения.
Обратите внимание, шестимесячный срок — это очень важное условие, и его несоблюдение влечет за собой гарантированный отказ в рассмотрении жалобы!
Если вы не знаете или не понимаете, пропущен ли шестимесячный срок на обращение в Европейский суд — обратитесь к нам, мы бесплатно изучим ваше дело и проверим сроки обжалования.
Какие полномочия есть у ЕСПЧ? Чем он может помочь?
Если Европейский суд сочтет жалобу обоснованной, то он принимает решение об устранении Россией допущенных нарушений, а в случае необходимости присуждает пострадавшей стороне справедливую денежную компенсацию.
Таким образом, суд может принять решение, которое повлечет за собой восстановление ваших нарушенных прав. Например, может быть пересмотрен или отменен ваш приговор или решение властей в отношении вас.
Кроме того, вы получите право на справедливую денежную компенсацию — обычно от нескольких сотен до тысяч евро.
Как долго Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы? Когда будет рассмотрена моя жалоба?
Скорость работы — это, пожалуй, единственный значимый минус в работе ЕСПЧ. На сегодняшний день рассмотрение дела там длится от шести месяцев до 2-3 лет. Иногда встречаются случаи, когда речь идет о срочных проблемах (например, когда дело касается здоровья или жизни людей). В таких случаях суд может придать приоритет жалобе и рассмотреть её быстрее.
Не так давно была проведена реформа Страсбургского суда, которая должна была ускорит его работу, но из-за огромного количества жалоб, ежедневно приходящих в Европейский суд, сроки рассмотрения дел все еще остаются довольно большими.
Запаситесь терпением — если все ваши документы в порядке, то жалоба будет обязательно рассмотрена. Юристы «Правовой инициативы» будут держать вас в курсе и информировать о том, как продвигаются ваши дела в ЕСПЧ.
Почему обращение в ЕСПЧ требует помощи профессионального юриста, специализирующегося на таких делах?
Начнем с того, что сам ЕСПЧ выступает против того, чтобы заявитель защищал себя сам. Правила суда требуют, чтобы на стадии подготовки дела было обеспечено участие представителя.
Но это не главное. Основная трудность заключается в том, что документы, которые нужно будет подготовить в ЕСПЧ, являются сложными для написания. Особенно это относится к такому документу, как меморандум заявителя. Не являясь профессиональным юристом, не зная практику ЕСПЧ и не имея опыта работы с ним, подготовить эти документы правильно с первого раза практически невозможно. По сути, на этой стадии заявитель должен самостоятельно подготовить проект постановления ЕСПЧ.
Неправильно составленные документы однозначно гарантируют вам отказ в принятии и рассмотрении вашей жалобы. Юристы «Правовой инициативы» сталкиваются с десятками случаев, когда российские граждане, пытаясь сэкономить и подготовить документы сами, проигрывают даже очень простые и очевидно выигрышные дела. После отказа ЕСПЧ исправить ошибки и подать документы ещё раз не получится — истекут сроки давности, а обжаловать отказ нельзя.
Я ещё не уверен, стоит ли обращаться в ЕСПЧ, помогут ли мне там?
Зачастую ЕСПЧ — это последняя возможность добиться справедливости даже в самых сложных, безнадежных делах, которые окончились неудачей в российских судах. Однако стоит прагматично подходить к обращению туда — заранее оценить свои шансы, правильно составить жалобу и другие документы, собрать и предоставить доказательства.
Рекомендуем посмотреть видеосюжет о Европейском суде по правам человека (на русском языке).
Не нашли здесь ответ на свой вопрос? Напишите нам, мы будем рады вам помочь.
Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ | Условия обращения в ЕСПЧ
Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ
Более 90% жалоб не принимаются ЕСПЧ из-за несоответствия критериям приемлемости – обязательным требованиям, предъявляемым к обстоятельствам дела, жалобам и порядку их подачи. К этому приводят процессуальные нарушения, наличие материальных оснований неприемлемости и выход за пределы юрисдикции.
Причины нарушений условий приемлемости жалобы в ЕСПЧ
Основные причины нарушений:
Критерии приемлемости жалобы в Европейский суд по правам человека
Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ (условия приемлемости) определены в Статье 35 Конвенции, и многие заявители полагают, что достаточно соблюсти только то, что указано в этой норме. Это – ошибочный подход.
Указанные в ст. 35 условия и требования, безусловно, обязательны для выполнения. Но если положиться только на них и не проверить соответствие дела другим статьям Конвенции и практике ЕСПЧ, вы с высокой долей вероятности попадете в те самые 90% отклоненных жалоб.
Наиболее глубокое рассмотрение критериев приемлемости приводится в Практическом руководстве по критериям приемлемости, подготовленном ЕСПЧ. Но этот документ носит исключительно рекомендательный характер, а для самого Европейского суда – необязателен для применения. В то же время для заявителей и юристов Руководство – самый эффективный практический инструмент для подготовки дела к рассмотрению ЕСПЧ. Его важная особенность – обратный подход, с акцентом на подробном анализе оснований неприемлемости жалобы, то есть всего, что может повлечь отказ в ее приеме Европейским судом. Это – своего рода настольная книга и чек-лист.
Условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ (ст. 35 Конвенции)
Обозначенные в ст. 35 Конвенции условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ – обязательные требования для всех заявителей и для любых жалоб:
Проверку на эти базовые критерии жалобы в ЕСПЧ проводят по любым делам. Что касается более глубокой проверки – на абсолютно все условия обращения в ЕСПЧ и практику их применения, то она осуществляется, как правило, когда дело носит неординарный характер, выходит за пределы обычной практики Европейского Суда, когда есть сомнения в правильности трактования и использования базовых критериев применительно к обстоятельствам конкретного дела или какие-то его аспекты носят спорный характер.
Проверка соответствия жалобы установленным критериям – глубокая аналитическая работа. Она строится на проверке соответствия дела и его обстоятельств всем положениям Конвенции, а не только каким-то отдельным пунктам. Обязательно должна учитываться прецедентная практика ЕСПЧ по аналогичным и схожим делам. С практической точки зрения целесообразно по любым делам использовать Руководство по критериям приемлемости, подготовленное Службой юрисконсульта ЕСПЧ, и другие рекомендации и разъяснения Европейского суда, даже если они не имеют обязательной силы. Важный момент – недопущение универсального подхода. Каждое дело, каждая жалоба подлежат комплексному, системному и индивидуальному анализу на соблюдение всех условий обращения в ЕСПЧ. Этим должны заниматься профильные юристы, и это ключевая задача грамотной подготовки дела к передаче на рассмотрение Европейского Суда, поэтому наша рекомендация — не занимайтесь самодеятельностью и обратитесь к специалистам.
По данной ссылке вы можете скачать неофициальное пособие подготовленное специалистами Европейского суда по правам человека
(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ
Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке
Жалоба в Европейский Суд по правам человека: мифы и реальность
О жалобах в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) есть два противоположных мнения. Первое: в ЕСПЧ можно жаловаться на что угодно, как угодно и когда угодно, а после положительного исхода в Страсбурге российский суд обязан отменить своё решение и пересмотреть дело. Второе: Европейский Суд неэффективен, он долго рассматривает дела, Россия его постановления не исполняет, жаловаться в ЕСПЧ не имеет смысла. Оба мнения ошибочны. Рассмотрим базовые вопросы, которые необходимо знать прежде, чем планировать подачу жалобы в ЕСПЧ.
Очень важно правильно его рассчитать: пропущенный срок не восстанавливается, а жалоба, поданная за его пределами, не рассматривается. Жалоба, поданная ранее необходимого срока, также не отвечает критерию приемлемости.
Жалобы на нарушения при рассмотрении судом уголовных дел по существу, а также на меры пресечения по уголовным делам должны быть поданы в течение 6 месяцев после рассмотрения апелляционной жалобы на приговор (для жалоб на меры пресечения – на постановление о продлении срока содержания под стражей или домашним арестом). Таким образом, если Вы работаете «под ЕСПЧ» – дело должно пройти либо через областной/краевой/республиканский суд (когда приговор выносил районный или городской суд), либо через районный/городской суд (когда приговор выносил мировой судья).
Жалобы на нарушения при рассмотрении гражданских дел должны быть поданы в течение 6 месяцев после прохождения обеих кассационных инстанций.
Нельзя просто так взять и подать жалобу в ЕСПЧ, если в российских судах вы молчали о нарушениях, говорили не о тех нарушениях или не так, как это следовало бы делать. Например, рассчитывая подавать в Европейский Суд жалобу на такое нарушение как допрос свидетеля, засекреченного без достаточных оснований, необходимо сначала аргументировано ходатайствовать о рассекречивании личности свидетеля в суде первой инстанции, а при отрицательном результате – заявлять об этом нарушении в суде апелляционной инстанции.
Важно смотреть на защиту по уголовному делу или ведение гражданского дела стратегически: какие процессуальные поводы дают следователи и суды, как это можно использовать и чем «обставить» для повышения шансов на успех в ЕСПЧ. Разумеется, для этого вы должны знать и практику ЕСПЧ, и российское правоприменение, и особенности составления процессуальных документов для наиболее удачной фиксации нарушений.
Жалоба в ЕСПЧ – это жалоба на нарушения, допущенные государством в лице сотрудников правоохранительных органов, судов и т.п. В ЕСПЧ не имеет смысла жаловаться, например, на мошенника, который вас обманул при купле-продаже квартиры.
Самые распространённые жалобы в Европейский Суд по правам человека, которые при правильной подготовке имеют хорошие шансы на положительный результат:
а) Жалобы на необоснованное продление сроков содержания под стражей и под домашним арестом. При формальном подходе российских судов к мерам пресечения и использовании в постановлениях типовых формулировок можно жаловаться практически на каждое второе-третье продление сроков содержания под стражей.
б) Жалобы на провокацию сбыта наркотиков. Россия имеет системную проблему и с правовым регулированием проверочных закупок, и с их фактическим проведением без достаточных к тому оснований, с «подталкиванием» к совершению преступления. Европейским Судом наработана хорошая практика по этим вопросам, которую необходимо использовать адвокатам и в российских судах при рассмотрении уголовных дел по ст.228.1 УК РФ, и при подготовке материалов для международного разбирательства.
Факт пыток не всегда можно доказать по стандартам ЕСПЧ, но часто можно доказать неэффективность расследования российскими правоохранительными органами заявлений о пытках. Чтобы подготовить хорошую жалобу для Европейского Суда по этим основаниям лучше собрать больше материалов, свидетельствующих о том, что при проверке заявления допускалась волокита, бездействие, формализм и т.п.
г) Жалобы на содержание в клетках, стеклянных кабинах («аквариумах») при рассмотрении уголовного дела в суде, а также на условия этапирования и содержания в СИЗО и исправительных учреждениях ФСИН. Здесь важно учитывать следующее: удовлетворение ЕСПЧ жалобы осуждённого на содержание в клетке или «аквариуме» во время судебного разбирательства никак не влияет на приговор, здесь можно рассчитывать только на получение денежной компенсации. Кроме того, при подаче осуждённым жалоб на условия содержания в колонии, где он до сих пор находится, нужно быть готовым к тому, что после этого на него, скорее всего, будет оказано давление сотрудниками ФСИН.
д) Жалобы на оглашение показаний неявившихся в суд свидетелей и допрос «засекреченных» свидетелей. Если показания свидетеля являются ключевым доказательством по делу, сам он не явился в суд для допроса, судом не были предприняты все возможные меры для обеспечения его явки, а при этом обвиняемому раньше не предоставлялась возможность задать ему вопросы – это может послужить хорошим основанием для жалобы в ЕСПЧ.
Отдельное основание – допрос свидетелей обвинения, которых засекречивают без достаточных к тому оснований, а затем допрашивают в судах таким образом, чтобы уберечь их от «неудобных» вопросов стороны защиты о сотрудничестве с правоохранительными органами и т.п. Как правило, российские суды не проверяют должным образом основания для засекречивания свидетелей, чем создают предпосылки для последующего обжалования в Европейский Суд.
Европейский Суд давно прекратил практику приёма так называемых «предварительных» жалоб, которые сначала подавались в свободной форме, а затем на формуляре. Теперь все жалобы подаются только на формуляре, который должен быть правильно заполнен. Подача жалобы в свободной форме или с неправильно заполненным формуляром влечёт неприемлемость жалобы: она просто не будет рассматриваться.
Большинство жалоб отсеивается именно на этапе проверки правильности заполнения формуляра. Формуляр можно заполнять на русском языке.
Большинство дел против России являются типовыми, и Европейский Суд по ним наработал обширную практику. Тенденция последних лет по таким делам – либо заключение по инициативе государства своего рода «мирового соглашения» с выплатой компенсации (очень распространено по жалобам на меры пресечения), либо объединение однотипных жалоб в одно производство. Поэтому вопреки расхожему мнению о четырёх–, семи–, десятилетнем сроке рассмотрении жалоб можно получить положительный результат гораздо раньше. Другое дело, если Ваша ситуация нестандартна и Европейский Суд либо не имеет практики по этому вопросу, либо имеет старую позицию, которая может быть пересмотрена с учётом изменившихся реалий. Тогда жалоба будет рассматриваться сравнительно долго.
В постановлениях ЕСПЧ могут быть сформулированы выводы трёх типов:
а) о присуждении компенсации;
б) о пересмотре конкретного дела;
в) о необходимости решить системную проблему в стране.
В постановлении по конкретному делу может быть сформулирован как один, так и несколько выводов. Россия в целом нормально исполняет постановления ЕСПЧ о выплате компенсаций и о пересмотре дела в отношении конкретного человека. Например, после вынесения ЕСПЧ постановлений о провокации сбыта наркотиков российские суды пересматривают уголовные дела по новым обстоятельствам (в порядке главы 49 УПК РФ) и прекращают производство по ним либо направляют дела на новое рассмотрение.
Постановления, которые касаются исправления системных проблем, исполняются значительно хуже. Например, в постановлении по делу «Ананьев и другие против России» от 10.01.2012 года неоправданное и чрезмерное применение меры в виде содержания под стражей указано в качестве структурной проблемы России. На сегодняшний день системное решение этой проблемы отсутствует, российские суды удовлетворяют 90% ходатайств о заключении под стражу, 98% – о продлении срока содержания под стражей. В такой ситуации жалобы в ЕСПЧ на длительность содержания под стражей – способ, как минимум, получить компенсацию за действия властей, а, как максимум, добиться освобождения из-под стражи.