на чем можно плавать на ладоге

Маршрут вокруг Ладожского озера — лучший летний роудтрип: пляжи, история, безлюдные острова, шхеры и хорошие отели

на чем можно плавать на ладоге

на чем можно плавать на ладоге

Организовать крутой роудтрип в России всегда сложно: расстояния большие, а чем дальше от городов, тем хуже инфраструктура. Хороших круговых маршрутов в стране и вовсе почти нет. Редкое исключение — это Карелия. Здесь вы можете собрать себе поездку хоть на четыре дня, хоть на две недели.

Мы давно планировали и по результатам двух экспедиций собрали больщущий маршрут вокруг Ладожского озера. Тут будут и заброшенные кирхи, и песчаные дюны, и хорошие гостиницы, и пустынные острова с пляжами, и симпатичные города, включая один из трех лучших городов в списке малых городов России по мнению редакции. Но самое главное — интересные места будут встречаться буквально каждый час, ведь их концентрация вокруг озера запредельна.

на чем можно плавать на ладоге

на чем можно плавать на ладоге

на чем можно плавать на ладоге

Этот маршрут мы подготовили совместно с Toyo Tires. Это знаменитый японский бренд шин с широким диапазоном предложений под любые нужды — от оффроад-приключений до поездок между городами по трассам. Мы в редакции много перемещаемся на автомобиле и уже несколько лет используем шины Toyo и его дочернего бренда Nitto.

Для путешествия вокруг Ладожского озера мы выбрали шины модели Proxes TR1. Они великолепно держат дорогу даже на снятом асфальте в условиях перманентных российских ремонтов, ассиметричный протектор здорово отводит воду при поездке в дождь, боковые края специально крепкие, чтобы можно было не бояться обтереть бордюр.

Но в первую очередь Proxes — шины для асфальта: сразу чувствуется плавность хода и надежное сцепление при поворотах на скорости. А еще вы заметите, что сократился расход топлива. Кстати, именно эта модель шин заслужила любовь автовладельцев. На «Яндекс.Маркете» только отличные отзывы и многие пишут, что за 20 лет это первые шины, которые их полностью устроили.

Маршрут вокруг Ладожского озера. Как составить?

Выезжать вы, скорее всего, будете из Санкт-Петербурга. Остановитесь в нем на пару дней, погуляйте по любимым кафе и барам, докупите всякие мелочи типа газа для горелки и отправляйтесь в путь.

Мы специально разбили маршрут на участки, а не на дни. Уместить все места в один день не получится, да это не очень-то и нужно.

Совет. На эту часть можно заложить день или два, но имейте в виду, что за день все места вы либо не успеет посмотреть, либо очень устанете.
Общее расстояние — 420 километров, есть участки без асфальта.

Совет. Это тоже насыщенная часть, заложите на этот участок минимум два дня.
Общее расстояние — 180 километров, есть бездорожье.

на чем можно плавать на ладоге

Совет. На этот участок достаточно одного дня, если вы не поедете в Рускеалу, и двух, если поедете. Поездка на водопады отнимет много сил, потому что там семь километров небыстрого грейдера и три километра откровенного бездорожья, по которому придется ползти со скоростью 10 километров в час.
Общее расстояние — 270 километров, есть ремонт дорог и бездорожье.

Совет. На этот отрезок маршрута можете закладывать один день, большую часть которого стоит провести в отличном музее-крепости «Старая Ладога».
Общее расстояние — 370 километров до Санкт-Петербурга. Есть бездорожье.

на чем можно плавать на ладоге

Чем хорош круговой маршрут? На нем все в порядке с инфраструктурой!

Часть первая. Петербург — Приозерск

Захватите из города перекус и отправляйтесь на южную часть Ладожского озера. Здесь есть сразу несколько важных общероссийских достопримечательностей разных эпох и стилей.

Шлиссельбург

Для начала доезжайте до видов на крепость Шлиссельбург. Самые классные будут из села Шереметьевка. Ставьте в «Яндекс.Картах» точку 59.952843, 31.025929, не пугайтесь легкого бездорожья и ухабов, проезжайте по первой линии, останавливайтесь там, где нравится! В конце этого проезда — причал поселка имени Морозова, от которого каждые 15 минут отправляются катера к крепости Орешек. Переправа работает в дневное время, стоимость на одного взрослого человека — 350 рублей за поездку туда-обратно. Подробности ищите на удобном сайте petrokrepost.ru.

на чем можно плавать на ладоге

«Разорванное кольцо»

Следующая остановка в 20 минутах пути на автомобиле. Монумент «Разорванное кольцо» посвящен Дороге жизни — единственному пути, который связывал блокадный Ленинград и остальную страну. Две арки символизируют блокаду, а просвет между ними — ту саму дорогу, которая спасала город в войну.

на чем можно плавать на ладоге

Рядом уже появляются хорошие пляжи, если не терпится искупаться, делайте это в Коккореве. Но мы рекомендуем проезжать этот заполненный людьми пляж и поехать дальше.

«Разорванное кольцо»
Координаты: 60.081490, 31.067375

Источник

Поход по Ладожским шхерам на байдарке с ребенком – делюсь опытом

на чем можно плавать на ладоге

Мы организовали все самостоятельно. У нас с женой есть походный опыт и необходимое снаряжение. Если у вас этого нет, я в конце расскажу, где взять снарягу и как пойти в поход без опыта.

Куда мы ездили

Ладожские шхеры — это район на западе Ладоги. Там много скалистых островов и проливов. На некоторых островах есть песчаные пляжи, в лесу растёт черника, а в озере ловится рыба.

Маршрут мы подготовили заранее — кольцом по проливам и протокам между островов.

Старались выбирать места, где поуже, хотя в шхерах составить маршрут из одних только узостей сложно. Стартом и финишем выбрали поселок Вятиккя в бухте Терву. Весь маршрут лежал севернее бухты.

на чем можно плавать на ладогеНаш маршрут на карте

Мы ездили в последнюю неделю июля — первую неделю августа. Нас было трое: я, моя жена и наш сын. На момент похода ему было 2,5 года.

Почему именно в Ладожские шхеры

Потому что там красиво и есть пара преимуществ по сравнению с отдыхом на берегу реки или озера.

на чем можно плавать на ладогеРыбалка на закате на одной из стоянок

Шхеры — это группа небольших скалистых островов вблизи берега.

Более подробно про Шхеры читайте в Википедии

Там лучше, чем на реке потому, что нет течения и завалов из упавших деревьев. Если течение прижмет байдарку боком к упавшему дереву, то выбраться из этой засады не окунувшись в воду очень сложно. Хоть один из экипажа, но промокнет обязательно. Да и байдарка от веток портится.

По сравнению с обычным озером в шхерах много островов, которые расположены близко друг к другу. Это выглядит очень красиво, поход на байдарке не будет скучным, когда у вас всю дорогу с одной стороны берег, с другой вода. В шхерах все время меняется пейзаж и условия.

К тому же, на большом водоеме и волны могут быть большими. Здесь же острова прикрывают проливы от ветра и волн.

Как добраться

Проще всего на машине.

От Приозерска на Сортавалу построили новую хорошую дорогу.

Больше не надо трястись по пыльному грейдеру и ждать, что вот-вот от машины отвалится что-нибудь важное.

До поворота на Куркийоки мы долетели быстро. На этом «быстро» заканчилось.

Там начинается тот старый грейдер с рельефом «стиральная доска». Езда по нему сильно изматывает нервную систему. Как бы не подбирал водитель комфортную скорость, вибрирует все вокруг. Вещи в салоне бренчат и двигаются, занимая удобные им места. Скоростью можно разве что регулировать частоту колебаний. Проехать в таком состоянии нужно будет чуть больше 20 км.

В Куркийоки есть магазин и Краеведческий музей в старинном здании. Поселок красивый и очень старый. Все здесь построено еще финнами и, в лучшем случае, отремонтировано при СССР.

Потом еще немного «стиральной доски» до Вятиккя и мы на месте. Приехали мы уже вечером.

В Вятиккя решили не ночевать, а на моторке уйти вместе с вещами и байдаркой на второй пляж на Койонсаари. Трансфер на моторной лодке стоил 1500 руб.

На пляже народу много, но он огромный и свободного места тоже полно.

на чем можно плавать на ладогеНаш лагерь на Койонсари — первое утро в походе

Останавливаться лучше именно на втором пляже, он шире и места там больше.

Первый тоже хороший, но в некоторых местах есть огромные муравейники под землей. Третий пляж дальше.

До Койонсаари можно добраться и на машине. На сам остров заезжать нельзя, все оставляют автомобили перед мостом в Вятиккя и дальше идут пешком.

На следующее утро ставим байдарку на воду, складываем в нее вещи. Вдоль длинного песчаного пляжа, мимо отдыхающих, уходим в северном направлении. Пляж заканчивается высокой скалой, за которой пролив и следующий остров.

Наконец-то начался поход.

Отпуск без машин, самолетов, телефонов. Не нужно бронировать отель и регистрироваться на рейс. Не нужно торопиться: хочешь, сиди на острове, а хочешь, греби дальше. Мы давно так не отдыхали. Целая неделя прошла без связи с цивилизацией.

Единственная электроника — это фонарик на батарейках и походный навигатор, который включали всего пару раз, когда сомневались куда идти дальше. Даже часов у нас не было.

Как добраться без машины

Прямого сообщения с Вятиккя нет. Нужно пересаживаться на такси в Приозерске или Сортавале.

На электричке с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга до Приозерска или станции Кузнечное. Билет стоит от 350 руб.

Оттуда на такси до Вятиккя. Список служб такси с телефонами есть на сайте Rentalkayak: rentakayak.ru

Можно доехать и до Сортавалы и взять такси там или сесть на автобус.

На автобусе № 805 «Санкт-Петербуг — Сортавала».

В Питере автобус стартует с Северного автовокзала. Выходить нужно у поворота на Вятиккя (Терву), оттуда по дороге пройти около 10 км до места.

Есть еще автобус «СПб — Куркиёки». В 9:20 уходит с Северного вокзала. Билет стоит 600 руб. Однако от Куркиёки до Вятиккя остается еще 15 км — тоже нужно будет брать такси или идти пешком.

Где оставить машину

Машину мы оставляли в поселке Вятиккя на турбазе «Аннушкин причал».

Кроме них в шхерах полно турбаз, на которых можно оставить машину на стоянке. Например, в Березово. Цены: 250-270 руб за сутки.

Где остановиться

На островах переночевать можно только в палатке. В Вятиккя есть гостевые дома на турбазах. За ночь берут от 2500 руб.

Наше жилье было всегда с нами.

Мы ночевали в двухместной палатке. Пока ребенок маленький, мы втроем туда хорошо помещаемся.

Ночевка в шхерах происходит так: ближе к ужину начинаем присматривать на островах стоянку, причаливаем к ней и ставим лагерь.

Поставить палатку где попало не получится. Острова скалистые, и для ночевок подходят только определенные места.

Как правило, они уже давно обжиты туристами: камнями выложены места для костров, из бревен сложены скамейки или даже столики. На некоторых стоянках есть песчаные пляжи. На одной даже газоны обложены камнями.

Стоянок очень много, но и желающих на них переночевать тоже. Обычно выбирать приходится не ту, что нравится, а ту, что свободна.

Чем питаться

Мы брали с собой запас еды на неделю.

Перед походом составили меню на каждый день, по нему сделали список продуктов для похода в магазин. Закупили все за один раз. Вышло где-то на 4000 руб.

В байдарке еда хранилась в двух ящиках, которые стояли на дне.

Наше меню вы можете посмотреть здесь в формате pdf

Связь

Сотовый телефон в шхерах бесполезен. Связи там нет вообще.

Билайн ловил эпизодически на втором и первом пляжах на острове Койонсаари, больше нигде. В Вятиккя тоже не было сети.

Можно ориентироваться по оффлайн картам, если в телефоне есть настоящий GPS. Но это подойдет, если вы пошли максимум на выходные и взяли с собой powerbank. В недельном походе телефон не зарядить. У нас они просто валялись выключенными в бочке.

Для связи между собой у нас были небольшие рации.

Если кому-то захотелось погулять по острову, он берет рацию и периодически сообщает в лагерь о своих перемещениях. Но, в основном, ими игрался ребенок.

Что интересного можно увидеть в шхерах

Остров Койонсаари

Остров с огромными песчаными пляжами.

Здесь всегда много народу. Сюда приходят пешком по мосту или по воде на лодках. На машине на остров заезжать нельзя, их оставляют у моста в Вятиккя.

На Койонсаари 3 больших пляжа.

Все примерно одинаковые: широкий песчаный берег, который постепенно сменяется стройным хвойным лесом с мягкой подстилкой из мха.

На 2-пляже у нас была ночевка перед стартом и перед финишем по дороге назад.

Через несколько часов после выхода с Койонсаари причаливаем на полуострове Терву к небольшой поляне. У ребенка по расписанию обед и дневной сон.

По пути проходим мимо Скалы на острове Хауккасаари — на соседнем с Койонсаари острове есть красивая высокая скала с северной стороны.

Пролив Кискансалми

Одно из самых красивых мест на маршруте.

на чем можно плавать на ладогеХороших фотографий в Кискансалми сделать не получилось, ребенок все время пытался отобрать фотоаппарат

После сна идем дальше в узкий и длинный залив Кискансалми, который на карте обозначен как пролив.

На самом деле до пролива ему не хватает примерно 50 м, которые пришлось идти с байдаркой в руках по тропинке. Наверное, когда уровень воды поднимается, эту тропинку затапливает, но в конце июля он не самый высокий.

Мы вошли в пролив уже вечером, когда солнце опустилось к горизонту.

Ветер стих и вода в узком заливе превратилась в гладкое зеркало. Кое-где глазам сложно было понять, где заканчивается скала, уходящая под воду, и начинается ее отражение. Идеальную гладь нарушали только всплески массивных рыбьих хвостов.

Солнце еще освещало скалы на западном берегу Терву.

Вода здесь казалась не водой, а киселем, который растекся между серых скал. Гладкую его поверхность резал нос нашей байдарки. Скалы стеной тянутся вдоль всего залива. На них, из мягкого зеленого мха, растут темные стволы сосен.

Немного расстраивала только перспектива перетаскивать вещи и лодку через волок в конце залива. Но он оказался короче, чем мы думали.

Стоянка на острове Руокосалонсаари

Бухта среди красивых скал.

Там очень красиво: плоские волнообразные скалы, выходящие из воды, соединяют основной остров с еще одним маленьким полуостровом, покрытым мхом и соснами. Мы встали чуть в стороне от этого места, там где скала закрывает нас от ветра с Ладоги.

Скальная коса и полуостров образуют небольшую тихую бухту. Стоянка здесь тесная, но 1-2 палатки расположить получится. Чуть глубже в лес стоит деревянная баня, а еще дальше домик с кроватью. Я думаю, что это какое-то рыбацкое зимовье.

В глубине острова на плоских скалах растет черника. Там ее очень много.

Стоянка в бухте Ванхалахти

Красивая стоянка с пляжем среди сосен.

Сначала мы хотели встать на соседнем острове Каувонсаари, на стоянке с песчаным пляжем. Но там было уже занято и мы прошли чуть дальше. Ванхалахти — это последняя бухта, за которой начинается широкая Ладога, но она закрыта от нее мысом. Бухта мелкая, с песчаным дном.

Сама стоянка напоминает небольшой сквер с собственным пляжем и соснами. Небольшие островки растительности на поляне туристы обложили камнями наподобие клумб. С юго-востока к стоянке примыкает песчаный пляж, на котором есть каркас туристической бани. Среди сосен у берега есть столик с лавками и место для костра, выложенное камнями.

Если вы смотрите на бухту с воды, то сначала увидите пляж. Стоянка будет чуть левее. На пляже останавливаться не очень удобно.

На этой стоянке мы сделали день отдыха: ловили рыбу, выложили камнями еще две клумбы, устроили банный день.

Финский наблюдательный пункт, навигационные знаки и маяк

Еще тут есть несколько объектов, созданных человеком.

На восточной оконечности острова Лауватсаари на горе Суримяки есть останки финского наблюдательного пункта. Он стоит там со времен Зимней войны. К нему от берега можно подняться по тропинке.

Иногда на береговых скалах встречаются бетонные основания старых финских навигационных знаков. Мы видели два.

На островах Лоуккионсаарет со стороны большой Ладоги есть маяк. Это просто небольшая металлическая сварная конструкция с лампочкой. Ничего интересного из себя не представляет.

Как ориентироваться (навигация)

Мы использовали распечатанные бумажные карты.

Печатали на цветном принтере в типографии на листах А3. Потом складывали пополам в прозрачный файл и заклеивали скотчем. Полностью герметично сделать не получится, но от брызг защищает. В интернете полно способов заламинировать походные карты в домашних условиях.

Карты я скачал с сайта nakarte.me

Еще у нас был с собой туристический навигатор Garmin.

Он не понадобился. Возили его на всякий случай, если заблудимся среди островов. Он на батарейках, а заряжать их в походе негде. Прекрасно справились с бумажными картами.

Компас тоже не потребовался. Ориентиры хорошо читаются по бумажным картам, всегда можно понять, где ты находишься и куда дальше идти.

Хорошо помог бинокль. С ним удобно высматривать стоянки с воды.

Погода на Ладоге и когда лучше ехать

Лучше всего ехать в Карелию в конце июля.

В это время там тепло, но уже мало комаров и клещей. Мы ездили в последнюю неделю июля и комаров почти не было. Всю неделю стояла жара и ясная солнечная погода. Дождь прошел лишь пару раз за все время.

Как поехать на остров Кижи зимой и как добраться летом

В последние 2 дня похода после обеда дул сильный ветер с озера.

На широких разливах поднимаются приличные (по байдарочным меркам) волны. Оба раза приходилось причаливать и ждать пока волны утихнут. Поэтому не удалось дойти до финиша примерно километр — сильным ветром байдарку разворачивало за привязанную на корме бочку.

Нас постоянно ставило носом против ветра. И когда вода уже начала забрызгивать через нос, мы бросили попытки идти куда надо и пошли против ветра до берега. Там и закончили поход.

Впечатления

В этом походе я впервые попробовал ловить рыбу.

Я не рыбак и никогда этим не увлекался, но поехать в Карелию без удочки — непростительная ошибка. Я купил спиннинг, катушку и взял у друга несколько блесен.

Три окуня и одна щука за весь поход — наверное, не очень удачный улов для рыбака, но для меня это целое достижение. Щуку мы отпустили, она была еще маленькая, а из окуней сделали котлеты.

Больше про Карелию узнаете из нашего путеводителя

Безопасность

Мы думали о том, что что-то может пойти не по плану и готовились к этому.

У нас с собой было две аптечки:

Для подачи сигналов была ракетница «Сигнал охотника» и несколько свистков.

В аварийном наборе:

Для каждого было 3 комплекта одежды на любые погодные условия:

Дополнительно брали по комплекту теплой одежды, включая пуховики. Все вещи были герметично упакованы в гермомешки и пластиковые бочки с герметичной крышкой (синие с хомутом).

И, конечно, на воде только в спасжилетах.

Перед походом у ребенка был недельный карантин: мы не ходили в гости к бабушкам, не кормили его тем, что он обычно не ест, не делали того, что обычно не делаем.

Он должен был пойти в садик. Мы спланировали поход так, чтобы сад начинался после. Чтобы он не подцепил там болезнь, которая проявится в походе.

Опасности в шхерах

Погода

За погодой сложно следить на стоянках на островах.

На острове вы видите только одну половину неба — со стороны озера, и не знаете ничего о том, что происходит с другой стороны острова. Если оттуда приближается дождь, вы о нем не узнаете пока не закапает.

Из-за погоды можно застрять на каком-нибудь острове.

Острова по краю шхер, которые выходят на широкую Ладогу, ничем не закрыты от волн и ветра. Если будет плохая погода, придется сидеть на острове. Стоянки в глубине проливов в этом плане более безопасные.

Еще в Карелии много змей.

на чем можно плавать на ладогеЭто фото сделано несколько лет назад на горе Хийденвуори — милые, безобидные ужи

Почему-то все спрашивают про медведей и никто не задумывается о змеях. Крупных животных в шхерах нет, а вот змей полно. Встретить гадюку можно запросто. Поэтому нужно смотреть под ноги. В этом походе мы встретили только двух ужей, которые от нас тут же уползли.

Клещей и комаров в Карелии тоже много.

Комариный пик обычно приходится на первую половину лета. Потом их становится заметно меньше. Мы за весь поход видели только одного клеща. Комаров почти не было.

Скалы

В шхерах крутые скалы, покрытые мхом.

Мох влажный, скользкий и слабо держится за скалу. Вес человека он не выдерживает.

Наступать на мох на склонах не нужно. Старайтесь ходить по голым скалам.

Поэтому же нужно следить за детьми.

На стоянках с крутыми скалами мы не останавливались. К воде с ребенком только за руку. Прогулки за пределы лагеря — только за руку. На скалы с ребенком не ходили.

Подводные скалы (для моторок)

Для байдарок они неопасны, а вот налететь на такую скалу на моторной лодке можно запросто. Они никак не отмечены. Если волны есть, то скалы заметно по тому, как по ним перекатывается вода. Если вода спокойная, то их не видно.

Вечером, катаясь на байдарке около бухты Ванхалахти, мы вдруг заметили, что посреди залива под нами вместо глубокой черноты огромная скала на глубине всего несколько сантиметров.

Моторные лодки

Это скорее неприятно, чем опасно.

Около Койонсаари движение очень оживленное. Очень неприятно, когда мимо тебя проносится моторка, поднимая волну. И надо успеть прошмыгнуть в какой-нибудь пролив перед следующей. При этом непонятно, как она на тебя отреагирует, с какой стороны обойдет, может они там нас вообще не видят.

Другая неприятность от моторок — это волны.

Подошли к стоянке, разгружаем байдарку, мимо проходит моторка и волны от нее начинают тереть байдарку о береговую скалу. Поэтому лучше побыстрее разгружаться и вытаскивать лодку на берег или привязывать её, и в процессе разгрузки отпинывать от берега, когда приходят волны.

Сколько стоит

Весь поход, включая дорогу до Карелии (бензин), обошелся нам в 20 000 руб:

Советы и нюансы

Если нет байдарки

В Вятиккя есть аренда: rentakayak.ru

на чем можно плавать на ладогеБайдарка «Ильмень»

Например, аналогичный нашему «Ильмень» стоит 3100 руб в сутки. «Таймень» чуть дороже. Если идете с ребенком, советую брать именно «Ильмень» — в него помещается больше вещей и благодаря надувным бортам лучше остойчивость.

Пластиковый морской каяк стоит от 2400 руб/сутки.

Готовый тур по шхерам с инструктором можно купить вот тут: vpoxod.ru

У них есть несколько туров по шхерам разной продолжительности. Например 7-ми дневный поход обойдется в 14 500 руб на человека. В цену уже включена аренда каяка, работа инструктора, спасжилет, гермомешки и питание.

Как распределить все вещи по байдарке

Это пазл, который складывается одним определенным образом.

У нас поместилось не все, одна бочка стояла на корме у меня за спиной. Для того, чтобы ее там закрепить, пришлось немного доработать байдарку — приклеили к бортам 4 шайбы для леера, за которые привязывали бочку.

У такого варианта размещения есть минус — парусность. Несмотря на то, что загруженная байдарка по курсу идет как поезд по рельсам, при сильном ветре нас все равно разворачивало носом против ветра.

Нюанс про ветер и весла

Весло с углом лопастей 90 градусов почти не парусит на ветру. Я только на Ладоге это заметил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *