11 июля день памяти жертв волынской резни

День «Волынской Резни»

11 июля день памяти жертв волынской резни

Это массовое уничтожение людей носило ярко выраженный характер организованной этнической чистки. Однако, само название резолюции Сейма указывает на то, что националисты убивали не только поляков. Они были нацелены на уничтожение всех, кто не разделял политическую идеологию ОУН и нелояльно относился к ее руководству — включая этнических украинцев. Причем, образцом для этих геноцидных действий явились организованные нацистами еврейские погромы, в которых участвовали летом 1941 года представители вспомогательной немецкой полиции, рекрутированной из числа членов ОУН — которые и составили затем костяк будущей Украинской повстанческой армии.

«Наше восстание должно не только изменить политический строй. Оно должно очистить Украину от чужого, вражеского элемента и собственного, родного плохого элемента. Только во время восстания будет возможность вымести буквально до последнего польский элемент с западно-украинских земель и таким образом покончить с польскими претензиями на польский характер этих земель. Польский элемент, который будет оказывать сопротивление, падет в борьбе, а остальных надо затерроризировать и принудить к бегству за Вислу. Потому что нельзя допустить, чтобы после овладения западно-украинскими землями польский элемент мог бы жить тут рядом с украинцами. Западно-украинские земли в будущем украинском государстве должны быть очищены под национальным контролем, потому что эти земли имеют особое значение для будущего украинского государства, и поэтому не будет времени для борьбы с польским элементом, если бы такой сохранился еще не уничтоженным до конца после восстания».

Симптоматично, что об этом ярко высказался накануне своей смерти известный блогер Антон Носик, который также затронул тему «Волынской резни»:

Услышьте меня. Любые события в ОРДЛО — детская чушь по сравнению с Волынской резней. Это был совершенно сознательный геноцид гражданского населения. Россия извинилась за Катынь, Россия осудила катынский расстрел, где погибли 21 857 человек. Украина не извинилась за убийство 60 000 этнических поляков на Волыни. Если вы не сознаёте своей вины, если вы думаете, что можно называть улицы именем Шухевича, и с этим лезть в Евросоюз, то, слава Богу, Польша вас поправит. Нельзя. Либо вы признаете эти преступления, либо вы — нераскаявшиеся нацисты. Тогда забудьте про Евросоюз. В мире нет второй страны, МИД которой одобрил бы гитлеровские зверства. Вы такие одни».

Очень похоже, что эта позиция однажды станет общей для всех стран, которые поддерживают отношения с нынешней Украиной.

Источник

Преступление без срока давности. 11 июля 1943 года началась «Волынская резня»

11 июля день памяти жертв волынской резни

Образовавшаяся в феврале 1940 года после раскола Организации украинских националистов (ОУН) её бандеровская фракция имела чётко определённую нацистскую программу «Украина для украинцев». Бандеровцы начали планировать этнические чистки, как только были проинформированы о высокой вероятности нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Уже в мае 1941 года, когда организация разрабатывала план действий после немецкого вторжения, ОУН(б) дала наставления своим отрядам об очистке местности от враждебных элементов: «Во времена хаоса и смятения разрешается ликвидация нежелательных польских, русских и еврейских активистов, особенно сторонников большевистского российского империализма».

11 июля день памяти жертв волынской резни

Но главные планы ОУН(б) касались удаления поляков с территории Волыни и Восточной Галичины. Бандеровцы решили проводить политику «свершившихся фактов» и зачистить спорные земли от поляков, рассчитывая на то, что этнически однородная территория станет аргументом на возможных международных переговорах о границах. Самый авторитетный специалист по польско-украинским отношениям, профессор Гжегож Мотыка, приводит слова одного из руководителей ОУН(б): «Что касается польского вопроса, то это не военная проблема, а проблема меньшинства. Мы решим его, как Гитлер решил еврейский вопрос. Разве что они уберутся сами».

17-23 февраля 1943 года в сёлах Теребежи и Волуйки (на территории современного посёлка Олеско Львовской области) состоялась III конференция ОУН(б). По мнению польских историков Чеслава Патрача и Владислава Филяра, именно там было принято решение об уничтожении поляков на всех землях, которые бандеровцы считали украинскими. Однако польский Институт национальной памяти, а также Гжегож Мотыка считают, что на этом собрании было лишь решено создать вооружённые партизанские структуры, которые должны начать боевые действия в «нужное время», а решение о начале крупномасштабной партизанской операции против поляков было принято самостоятельно на Волыни, вопреки решениям конференции. Собственно, именно в польском села Паросля Первая на Волыни (ныне Сарненский район Ровенской области Украины) ещё 9 февраля 1943 года бандеровцы убили 173 поляка, именно этот день в Польше считают формальным началом «Волынской резни».

Вопреки попыткам нынешних героизаторов ОУН-УПА* представить события на Волыни как некий «польско-украинский конфликт», речь шла о заранее спланированном массовом преступлении. По мнению Мотыки, решение о геноциде поляков приняли трое людей из руководства ОУН(б): Дмитрий Клячковский («Клим Савур»), «проводник» организации на Волыни, Василий Ивахив, военный референт ОУН(б), и Иван Литвинчук, командующий силами УПА* в северо-восточной части Волыни. Последний, согласно показаниям свидетелей, был инициатором и самым активным организатором убийств поляков.

В марте-апреле 1943-го по команде ОУН(б) к УПА* присоединились около 5 тысяч украинских дезертиров из подразделений немецкой вспомогательной полиции, базировавшихся на Волыни. Именно с этого периода началась волна нападений на польские сёла, систематически двигавшаяся с востока на запад края. Истребление польского населения до июня 1943 года охватило всю, кроме Любомльского повета, территорию Волыни. В июне 1943 года «Клим Савур» издал секретную директиву территориального штаба УПА* на Волыни в отношении проведения крупной акции по ликвидации польского мужского населения в возрасте от 16 до 60 лет.

11 июля день памяти жертв волынской резни

11 июля день памяти жертв волынской резни

Польские историки признают: от окончательного уничтожения поляков на территории нынешней Западной Украины спас «обмен населением» между УССР и ПНР. В ходе реализации «Соглашения между Правительством Украинской Советской Социалистической Республики и Польским Комитетом Национального освобождения об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР» от 9 сентября 1944 года из Украины в Польшу было переселено более 800 тысяч поляков. На территории Украины, по разным данным, осталось от 150 до 250 тысяч граждан польской национальности, большинство из которых вынуждены были покинуть свои родные места. При этом нападения боевиков УПА* на польские и нелояльные русинские (лемковские) сёла продолжались на территории нынешней Польши до проведения «Операции Висла».

22 июля 2016 года Сейм Республики Польша года признал 11 июля Днём памяти жертв геноцида, совершенного в отношении граждан Второй Речи Посполитой украинскими националистами (боевиками ОУН, УПА*, дивизии «СС Галичина» и других украинских формирований во время Второй мировой войны). В документе, принятом польскими депутатами, утверждается, что во время геноцида в 1943-1945 годах были убиты более ста тысяч поляков, в основном крестьян. Президент Украины Пётр Порошенко заявил в тот день, что сожалеет о таком решении польских депутатов. Да, Порошенко призвал «вернуться к заповеди Иоанна Павла II (Папы Римского. — Ред.) — прощаем и просим прощения», однако просьба о прощении с его стороны так и не прозвучала.

Хотя за две недели до этого решения Сейма, 8 июля 2016-го, Порошенко, принимавший участие в саммите НАТО в Польше, возложил цветы к памятнику жертвам Волынской резни на кладбище Жолибож в Варшаве. Президент Украины зажёг лампадку возле монумента в знак уважения к памяти погибших, встал перед мемориалом на колени и перекрестился. Хотя памятник был установлен в 2013-м, до этого ни один из украинских высокопоставленных чиновников, которые были с визитом в Варшаве, даже не приближался к монументу. Однако действия Порошенко не были восприняты в Польше как шаг к примирению — ведь за день до того городской совет Киева переименовал Московский проспект в проспект Степана Бандеры.

До сих пор геноцид поляков на территории нынешней Украины является главным конфликтным моментом в польско-украинских отношениях. Де-факто польские власти готовы смириться даже с героизацией лидеров ОУН* и УПА* на Украине, и признать могилы боевиков этих организаций в Польше военными захоронениями, но никогда согласятся не восстановление снесённых памятников бойцам УПА* на территории Польши — по крайней мере, без проведения исследований относительно того, кто именно и когда похоронен на местах их возведения, и были ли там могилы вообще.

11 июля день памяти жертв волынской резни

Хотя его обещал отменить ещё Пётр Порошенко во время встречи со своим польским коллегой Анджеем Дудой в декабре 2017-го, проблема до сих пор не решена. Во время общения Дуды уже с новым президентом Украины Владимиром Зеленским в июне 2019-го ничего конкретного по этому поводу сказано не было. Ожидать отмены моратория до ожидаемого в начале сентября визита Зеленского в Польшу на мероприятия в связи с началом Второй мировой войны можно только в том случае, если к тому времени будет сформировано новое правительство Украины — ведь именно оно назначает руководителя Института национальной памяти.

* Деятельность организации с таким названием запрещена в РФ

Источник

11 июля день памяти жертв волынской резни

11 июля день памяти жертв волынской резни

В Польше 11 июля отмечается День памяти и скорби по согражданам, которые погибли в ходе антипольской акции украинских националистов, получившей название Волынской резни. О жестокости тех событий написано немало. В Польше собрали воедино список издевательств, которым подвергались жертвы украинского террора. Таковых набралось 136.

В воскресный день, 11 июля 1943 года, поляки должны были отправиться в костел на традиционную молитву. Этим воспользовались палачи.

Вот какие воспоминания об 11 июля 1943 года сохранил Ян Липиньский. Он жил по соседству с волынским селом Кисилин, где разыгралась одна из драм:

До сих пор ведется дискуссия о числе погибших в событиях 1943–1945 годов. Авторитетный польский исследователь «волынской трагедии» Гжегож Мотыка называет такую цифру: сто тысяч человек.

Одно из первых зверств украинских националистов описал в своих воспоминаниях боец местной польской самообороны на Волыни Чеслав Пиотровский. События имели место 8 февраля 1943 года в местечке Бутейки, где были убиты шесть человек, включая двухлетнего ребенка и беременную женщину.

Волынская резня оставляет у всех людей, которые прикасались к этой теме, много вопросов. Одни из самых распространенных: откуда у украинских националистов взялась такая жестокость по отношению к польским крестьянам, с которыми они столетиями жили по соседству?

Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Никакие исторические обиды не могут оправдать зверство и то остервенение, с которым бандеровцы и другие откровенные бандиты, прикрывавшиеся украинской национальной идеей, резали своих вчерашних соседей.

Нет четкого объяснения этим преступлениям и в научной литературе Украины; проще о них умолчать или переложить вину на кого-нибудь еще. Однако утаить правду не удается: сохранилось много страшных воспоминаний тех кровавых событий.

Польский исследователь Александр Корман, родившийся в Западной Украине и переживший описываемые события, издал книгу-фотоальбом, где запечатлены жертвы со следами жестоких пыток и казней. От взгляда на некоторые из этих снимков может не выдержать психика. Этот автор свел воедино список всех бесчеловечных пыток, которые практиковали украинские националисты в отношении польского населения Волыни, а затем Галиции и юго-востока Польши. Всего Корман насчитал 136 видов пыток и казней, отмеченных в источниках и исследованиях.

Здесь можно найти самые разные способы членовредительства — от отрубания конечностей, нанесения колотых и резаных ран до сложных извращенных процедур, представить которые просто невообразимо в ХХI веке.

Вот только некоторые из отмеченных Александром Корманом. Под цифрой 46 в этом списке значится «Разрезание живота беременной женщине, помещение вместо плода, например, живого кота или собаки, затем зашивание живота». Эта дикость имела разные варианты: вместо животных в живот могли залить кипяток или насыпать битого стекла.

Приводится в списке целый ряд казней и пыток для детей. Например, прибивание ножом к столу за язык маленького ребенка, так, чтобы он ногами не касался пола.

Описан случай, когда к возу привязывали за одну ногу мать, а за другую к ней привязывали старшего ребенка, далее таким же способом двух младших. Так изверги волокли несчастную семью по улицам.

Из многочисленных свидетельств следует, что зачастую именно женщины, старики и дети находились в центре удара украинских националистов.

Так описал внутренний интерьер дома своих родственников житель Волыни Зыгмунт Магуза:

А такое свидетельство оставил очевидец последствий погрома в местечке Манево уже в Подкарпатском воеводстве Польше в 1944 году:

«Везде на полу и на стенах была кровь. Тела были изуродованы и продырявлены ножами, более того, у женщин были отрезаны груди».

В описании казней часто фигурирует сельскохозяйственный инвентарь. Это связано с тем, что к своим акциям члены ОУН-УПА (обе организации запрещены в РФ) привлекали, в том числе принудительно, широкие массы местного украинского крестьянства. Польский историк Гжегож Мотыка объясняет это тем, что по задумке оуновского руководства эта массовость должна была создать видимость всеукраинского характера антипольского движения, всенародной ненависти к полякам. Поэтому не удивляет обилие жестоких казней с использованием вил, топоров, пил и кос. С помощью орудий крестьянского труда изверги разрезали жертв от паха до горла, насаживали на вилы, рубили на куски.

В числе казней, описанных в источниках, присутствует использование домашнего скота. Например, жертве разрезали живот, засыпали внутрь корм для голодных свиней, которые съедали его вместе с внутренностями человека.

А вот каким нашел свой дом житель села Грабовцы Тернопольской области после «визита» украинских националистов:

После истязаний некоторых жертв палачи оставляли в живых. Толпы изувеченных людей на улицах Владимира-Волынского увидел уже упоминавшийся Зыгмунт Магуза:

«Когда я прибыл во Владимир, он уже был переполнен беженцами. Они представляли страшный вид. Они были в крови, с отрубленными руками, а некоторые — с выколотыми глазами».

Отдельные выходцы из смешанных украинско-польских семей в качестве такого обряда инициации убивали своих родных: мать-польку или отца-поляка, жену или ребенка.

Некоторым казням в принципе также была присуща обрядовость. Описаны случаи сжигания людей на кострах, вокруг которых украинские девушки пели и танцевали под звуки гармони.

Есть факты, которые говорят, что после жестоких казней палачи продолжали издеваться над телами своих жертв. Описаны случаи, когда части тел развешивали снаружи домов или по деревьям, для того чтобы еще больше запугать местное население. Некоторые привязывали останки замученных жертв к телегам и разъезжали по окрестным селам. Бывало, отрубленные головы служили вместо мяча украинским детям.

Волынская резня до сих пор является одной из незаживающих ран в украинско-польских отношениях. Интерес к этой теме в Польше не пропадает.

Ежегодно там издаются новые книги воспоминаний и исследований, до сих пор обсуждается вышедший в 2016 году на экраны фильм «Волынь» режиссера Войцеха Смажовского.

События 1943 года лежат в основе конфликта исторической памяти между официальными Украиной и Польшей. Одна сторона героизирует деятелей ОУП-УПА, другая признает их действия в отношении польских граждан геноцидом. Официальные власти Киева и Варшавы заявляют о необходимости преодолеть эту проблему.

Остается вопрос: смогут ли поляки забыть этот страшный кошмар и протянуть руку людям, считающим их палачей героями?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Источник

Истребление поляков на Украине. Волынская резня

Из опубликованных уже в послевоенные годы внутренних документов ОУН-УПА* следует, что врагами украинской государственности считались не только евреи и русские, но и поляки. При этом проведение этнических чисток польского населения планировалось еще до начала Второй мировой войны. К примеру, в военной доктрине украинских националистов, которая была разработана весной 1938 года, содержатся тезисы о необходимости «вычищения с западноукраинских земель чужого польского элемента» вплоть до последнего человека. Так украинские националисты хотели положить конец польским притязаниям на данные территории, которые на протяжении столетий входили в состав разных государств. При этом приступить к реализации своих планов украинским националистам сначала помешала Красная армия, которая заняла территорию Западной Украины в 1939 году. Правда, отсрочка для поляков продлилась недолго.

В 1941 году ОУН-УПА* издает очередную инструкцию о своей деятельности и борьбе. «Народной милиции» данный документ приписывал проведение «нейтрализации» поляков, которые не отреклись от своей мечты о создании Великой Польши, включающей в свой состав земли, расположенные на северо-западе Украины. В том числе историческую область – Волынь.

11 июля день памяти жертв волынской резни

Необходимо отметить, что Волынь – это древний регион, который еще в X веке входил в состав Киевской Руси (Волынское, а затем Владимиро-Волынское княжество). Позднее данные земли отошли Литовскому княжеству, а затем Польше. После нескольких разделов Речи Посполитой данный регион вошел в состав Российской империи. В 1921 году западная часть Волыни отошла Польше, а восточная – Украинской ССР. В 1939 году Западная Волынь также была присоединена к Украинской ССР. В годы Великой Отечественной войны данная географическая область оказалась оккупирована гитлеровскими войсками.

Накопленный на протяжении многих веков исторический бэкграунд, этническая разобщенность региона и многочисленные старые обиды друг на друга, возможно, стали своеобразным запалом, который поджог пороховую бочку и привел весь регион, в первую очередь его мирное население, к настоящей катастрофе. К концу первой трети XX века сложилось стойкое польско-украинское территориальное и идеологическое противостояние. Обе стороны за многовековую историю успели многократно совершить в отношении друг друга многочисленные зверства, которые, впрочем, не выходили за рамки обычной практики того временного периода. В то же время события, произошедшие на Волыни в годы Второй мировой войны, по своей кровавости и жестокости затмевали собой средневековую историю.

Украинские националисты в полной мере пользовались собственной безнаказанностью. После отступления Красной Армии противостоять бандам ОУН-УПА* было практически некому. Советское партизанское движение было наиболее массовым на территории Белоруссии, а у самих поляков не находилось достаточного количества хорошо вооруженных отрядов, которые могли бы оказать украинским националистам достойное сопротивление.

11 июля день памяти жертв волынской резни

Польское население истреблялось украинскими националистами по всей территории Западной Украины по одному сценарию: несколько вооруженных банд окружали польские поселения, всех жителей собирали в одном месте и планомерно уничтожали. Американский историк Тимоти Снайдер отмечал, что украинские националисты научились технологии массового уничтожения у немцев. Поэтому все этнические чистки, которые проводились силами УПА*, были настолько кошмарными. И именно поэтому в 1943 году волынские поляки оказались практически столь же беспомощными, как и волынские евреи в 1942 году, отмечает историк.

11 июля день памяти жертв волынской резни

Особенно массовые и кровавые события произошли на Волыни в ночь на 11 июля 1943 года, когда многочисленные отряды УПА* напали одновременно на 150 польских сел, деревень и хуторов. Только за один день тогда погибло больше десяти тысяч человек. К примеру, 11 июля 1943 года в Киселине было убито сразу 90 человек, которые собрались на мессу в местном костёле, в том числе был убит и ксёндз Алексей Шавлевский. Всего же в Волынской резне, по разным оценкам, погибло до 60 тысяч поляков (непосредственно на территории Волыни), а общее количество убитых поляков на всей территории Западной Украины оценивается примерно в 100 тысяч человек. В ходе Волынской резни было уничтожено почти все польское население данного региона.

Зверства со стороны националистов ОУН-УПА* не могли не получить ответа со стороны поляков. К примеру, подразделения Армии Крайовой также совершали налеты на украинские села, в том числе проводили собственные акции возмездия. Считается, что они уничтожили несколько тысяч украинцев (до 2-3 тысяч гражданских). Общее же количество погибших украинцев может достигать 30 тысяч. При этом следует учитывать, что значительная их часть могла быть убита своими соотечественниками – украинскими националистами. Бойцы УПА* убивали украинцев, которые пытались оказать полякам помощь и спасти их, также они требовали от украинцев, имеющих смешанную семью, совершать убийства ближайших родственников-поляков. В случае отказа – убивали всех.

Массовые убийства поляков и украинцев были остановлены лишь после того, как вся территория Украины была освобождена бойцами Красной Армии. При этом даже тогда примирить два народа между собой уже не представлялось возможным. Именно поэтому в июле 1945 года СССР и Польша заключили совместное соглашение об обмене населением. Поляки, которые проживали на территориях, вошедших в состав Советского Союза, переезжали на территорию Польши, а украинцы, жившие на польских землях – отправлялись на территорию Украинской ССР. Операция по переселению получила кодовое название «Висла» и продлилась почти два года. За это время удалось переселить более 1,5 миллионов человек. Такое «переселение народов» позволило снизить градус напряженности между поляками и украинцами. При этом на протяжении всей советской истории данную больную тему старались лишний раз не вспоминать и не трогать. Волынская резня не имела широкой огласки в СССР, а в Польской Народной Республике в те годы вышло всего несколько работ, посвященных данной трагедии. Вновь к этим событиям историки и широкая общественность вернулись лишь в 1992 году, уже после распада СССР.

11 июля день памяти жертв волынской резни

Политика нового киевского руководства в последние годы обострила многие исторические вопросы между Польшей и Украиной. Так, Варшава последовательно осуждает Киев за героизацию членов ОУН-УПА*, а также регулярные акты вандализма, которые проводятся в отношении польских мест памяти. В июле 2016 года сейм Польши признал 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида граждан Польской Республики, совершенного украинскими националистами. При этом премьер-министр Польши не так давно заявил о том, что окончательное примирение между польским и украинским народом станет возможным лишь тогда, когда будет признана правда о Волынской резне.

В то же время, по данным РИА «Новости», власти Украины настаивают на пересмотре положения польского закона Об институте национальной памяти, которое касается украинцев. Данный закон, вступивший в силу весной 2018 года, предусматривает уголовную ответственность за пропаганду «бандеровской идеологии» и отрицание Волынской резни.

*Экстремистские организации, запрещенные в Российской Федерации.

Источник

Реки крови. Как украинские националисты устроили Волынскую резню

Сегодня поляки впервые на государственном уровне отмечают Национальный день памяти жертв Волынской трагедии 1943 года, во время которой отряды ОУН-УПА массово убивали поляков. Год назад Польский сейм признал те трагические события геноцидом польского народа. Украинские политики геноцид не признают — конфликт Киева и Варшавы в оценке событий 1943 года может сильно осложнить евроинтеграцию Украины.

Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons// РИА Новости

Возрождение Польши

Первая мировая война и революции в ряде стран-участниц привели к тотальному изменению политического ландшафта Восточной Европы. Австро-Венгрия и Российская империя распались, вся Восточная Европа пылала, десятки конфликтов, как гражданских, так и межгосударственных, длились несколько лет. Только к началу 20-х годов ситуация стала успокаиваться и стали проявляться очертания новых государств.

Пожалуй, главным триумфатором смутного времени можно назвать Польшу. Поляки не только восстановили независимость, но и отхватили большие куски от своих неудачно заболевших революцией соседей: Галицию у Австро-Венгрии и Волынь у Российской империи.

Но если в случае с Галицией речь шла о регионе с очень значительной долей польского населения (до революции 60% населения региона составляли украинцы и 40% — поляки и евреи), то Волынь поляки забрали уже у коммунистической РСФСР. Поляков там было немного (менее 10% населения, тогда как украинцев почти 80%), регион был крестьянский и довольно бедный. Тот самый случай, когда политики откусили больший кусок, чем могли проглотить.

Волынь только добавила новому государству, ещё не очень устойчивому, головной боли. Денег на развитие края не было, как и желания его развивать, отношение поляков к украинцам и украинцев к полякам было далеко от дружественного, бонусов от владения этой землёй никаких, за исключением имиджевых (возврат к границам Речи Посполитой 200-летней давности).

Полонизация

Польская администрация не придумала ничего лучше, чем начать на новых землях политику полонизации. Поначалу поляки планировали совершить великодушный жест и предоставить Восточной Малопольше, как именовались новые земли, автономию. Сейм даже принял соответствующий закон. Но, как это часто бывает, по ходу действия всё решили переиграть, закон «заболтали», и вместо автономии началась полонизация.

Проводилась она в двух направлениях: культурного наступления и колонизации. Под всевозможными предлогами сокращалось количество украинских школ, вместо них открывались польские. Учительский состав отбирался преимущественно из поляков.

Колонисты отбирались в основном из среды бывших военных и людей с военным опытом. Этих людей называли осадниками (поселенцами). Предполагалось, что государство будет выдавать им землю бесплатно, а гражданским колонистам — предоставлять льготные кредиты на приобретение земли. Эти люди должны были стать опорной базой поляков в религиозно и этнически чуждом регионе.

На Волыни было немало земли, которая лишилась своих хозяев из-за событий предыдущих лет. Церковные владения и казённые земли Российской империи, а также крупные поместья были брошены ещё во время Первой мировой из-за наступления немцев. Но в связи с распадом России прежние хозяева на эти земли так и не вернулись.

Эти участки были лакомым куском для местных крестьян, но в итоге им не достались. Приобретать землю им запрещалось (до 1924 года), тогда как поляки имели на неё преимущественное право. Более того, из-за экономического кризиса государство не справлялось с кредитованием осадников и фактически закрывало глаза на самочинные захваты земель приезжающими поляками.

Волынь — крестьянский край, и, как и во всех обществах подобного типа, там была очень высокая рождаемость. Земли даже на местных уже не хватало, а тут ещё приехали поляки и стали заселять регион, что вызвало очень серьёзное недовольство местного населения.

11 июля день памяти жертв волынской резни

Война

На меры польской администрации украинские националисты ответили террором и акциями саботажа. Они поджигали польские дома, уничтожали имущество, совершали покушения на государственных служащих. Эпицентром сопротивления стала Галиция, Волынь была затронута этим в гораздо меньшей степени.

За 18 лет проживания в одном государстве отношения поляков с украинским меньшинством достигли крайней точки. Окончательно все барьеры рухнули уже с началом Второй мировой войны.

С началом войны и прекращением существования Польши Галиция и Волынь снова оказались в разных странах. Галиция вошла в состав генерал-губернаторства (так называлась территория Польши, вошедшая в состав Третьего рейха). Волынь была включена в состав Рейхскомиссариата Украина.

11 июля день памяти жертв волынской резни

В рейхскомиссариате влияние немецкой администрации было значительно меньшим, чем в генерал-губернаторстве. На Волыни вообще полуавтономно действовал со своей партизанской армией Боровец-Бульба, который договорился с немцами о частичном самоуправлении в обмен на действия против советских партизан и охрану порядка и одновременно договорился с советскими партизанами о нейтралитете, который соблюдался до 1943 года.

Базой движения была выбрана Волынь, на которой контроль немцев был слаб. Фактически хоть какой-то контроль с немецкой стороны оставался только в нескольких крупных волынских городах и на стратегически важных коммуникациях. Но Волынь — регион сельский, поэтому на большей его части де-факто власти не было, за исключением претендовавшего на неё Боровца, который действовал против всех, за исключением немцев, которых боялся злить.

Резня

11 июля день памяти жертв волынской резни

По мере установления контроля за Волынью убийства учащались. Вскоре информация о них дошла до польских партизан из Армии Крайовой, находившихся в подчинении польского правительства в изгнании.

Вместе с офицерами Маркевичем и Добровольским он прибыл в расположение украинцев, но никаких переговоров не было.

Их схватили, три дня пытали ради развлечения, а 10 июля казнили, привязав к четырём лошадям и пустив их в разные стороны. На следующий день началось истребление поляков.

Развитие конфликта

11 июля день памяти жертв волынской резни

В конфликт вмешались немцы, которые придали ему новый импульс. Некоторое время немцы не обращали внимания на разборки между различными партизанами, если они не вступали с ними в прямой конфликт. Всё же положение на фронте было сложным, так что отвлекаться было не с руки. Но к осени они наконец решили навести порядок, тем более что фронт уже приближался к местности.

Эти нападения вызвали ответные акции возмездия со стороны украинцев, которые вновь сожгли ряд польских сёл и убили 250 человек в монастыре в Подкамене.

Конец бойни

С целью борьбы с подпольем, а также прекращения этнических столкновений сразу после войны было начато массовое переселение поляков из УССР в Польшу и украинцев из Польши в УССР, что окончательно положило конец кровавым столкновениям.

В советское время история Волынской резни была практически неизвестна широким слоям. Кровавые этнические чистки плохо вписывались в декларируемую дружбу народов. Кое-какие исследования в Польше проводились, но без рекламы.

В постсоветской Польше этой теме уделяется большое внимание. Правда, польские и украинские историки до сих пор не могут выяснить, кто же виноват в случившемся больше. Украинские исследователи в большинстве своём винят поляков, которые «первые начали» обижать украинское меньшинство ещё до войны и убивать украинцев в 1942 году. Поляки уверяют, что в 1942 году их подпольщики убивали исключительно украинских коллаборационистов, а мирное население первыми начали убивать бандеровские отряды.

В 2009 году Польский сейм постановил считать Волынскую резню этнической чисткой с элементами геноцида. В день 70-летия резни (в 2013 году) Сейм пытался принять резолюцию об объявлении её геноцидом, но этот вариант не прошёл. Только в 2016 году Сейм наконец принял резолюцию, устанавливающую 11 июля Днём памяти жертв геноцида, совершённого украинскими националистами.

* Организация запрещена в России Верховным судом РФ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *