на чем можно экономить в бизнесе

Оптимизация расходов: на чем экономить, чтобы спасти компанию

на чем можно экономить в бизнесе

Нынешний кризис отразился на работе буквально каждой компании, но в разной степени. Одни бизнесы продолжают работать в удаленном режиме, пытаясь устоять, удержать клиентов и выйти хотя бы на обороты предыдущего года. У других деятельность парализована почти полностью. И те, и другие принимают разные меры по сокращению затрат.

Прежде всего предпринимателям, оказавшимся сегодня в сложной ситуации, стоит лучше изучить меры поддержки бизнеса, которые предложило государство. Точно следует знать о том, что Постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409 для организаций, ИП и микропредприятий перенесены сроки уплаты налогов (авансовых платежей).

Кроме того, бизнес может претендовать на кредитные каникулы, условия для такой меры поддержки подробнее описаны на сайте ЦБ.

Еще одна мера, которой сейчас активно пользуется пострадавший бизнес, — это беспроцентный кредит на выплату зарплаты. Заявление на получение такого кредита можно подать в электронном виде, но для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.

Получите беспроцентный кредит на выплату зарплат на срок до 6 месяцев. Кредит выдаст банк, а Контур поможет отправить онлайн-заявление и покажет статус решения.

Если вы ведете бизнес в Москве, то обратите внимание на меры поддержки столичного бизнеса. В каждом регионе такие меры свои, поэтому ищите нужные на официальных государственных сайтах.

Проведите аудит всех расходов

В бизнесе всегда можно найти несколько строчек расходов, которые каждый месяц незаметны, но в итоге могут привести к проблемам. Поэтому, считает сооснователь digital-агентства «Сделаем» Павел Молянов, стоит постоянно контролировать всё вплоть до копейки, иначе можно получить кассовый разрыв.

Если до кризиса вы не вели финансовой учет, лучше начать сейчас. Даже без специализированных программ, в обычном Excel. Добавляйте в расходную часть всё, включая незначительные траты на канцелярию, сотовую связь, обеды и проезд.

Например, CEO Jetlend Роман Хорошев рассказал, что его компания смогла сэкономить 15 000 руб. в месяц, отказавшись от необязательных SMS-рассылок клиентам и сократив текст в обязательных сообщениях. И это лишь одна из строк расходов. Если собрать все, получится весомая для маленького бизнеса сумма.

Основатель ProStore by Lubivaya Оксана Любивая в первую очередь приостановила все второстепенные закупки — оргтехники для офиса, дополнительного оборудования для склада, ПО.

Подумайте о релокации и переведите сотрудников на удаленную работу

CEO сервиса по автоматизированному документообороту и расчету с удаленными командами Solar Staff Павел Шинкаренко рассказал, что из-за кризиса ему пришлось сначала отказаться от аренды офиса в Амстердаме, затем договориться о снижении цены аренды за московский офис, а после и вовсе перевести часть сотрудников в локации с более низкой стоимостью жизни.

«Мы закрыли офис в Амстердаме и перевели сотрудников на работу в нашу кипрскую компанию, — рассказывает Шинкаренко. — Сейчас мы, по сути, переходим на осадное положение, сдвигая планы на экспансию в США. После карантина наступит длинный экономический спад, поэтому будем нанимать людей не в Европе, а в Москве. Это связано с более низкой (не удивляйтесь, это правда так) стоимостью жизни в Москве, чем в Европе».

Перенести опыт на малый бизнес можно так:

Наконец, не стоит забывать о переводе сотрудников на удаленную работу. Из дома может работать практически любой офисный персонал, если обеспечить его необходимыми инструментами. Если у вас небольшие команды, то приличное количество сервисов для удаленной работы обойдутся вам бесплатно.

Платите больше своим сотрудникам

Если в структуре расходов есть оплата услуг внешних подрядчиков, то в кризис можно попробовать отказаться от них, чтобы сэкономить. Например, малый и средний бизнес нередко пользуются следующими услугами:

Смысл сокращения издержек в данном случае понятен: расходы на услуги сторонней компании обычно выше. Если вы готовы обходиться силами собственных специалистов, то самое главное — заручиться их согласием на дополнительную работу. Заставить их выполнять что-то сверх того, что входит в перечень их должностных обязанностей согласно кадровым документам, вы не можете. Это запрещает Трудовой кодекс.

В начале апреля основатель «Додо пиццы» Федор Овчинников сообщил о том, что 90 работников компании согласились на уменьшение зарплат в течение трех месяцев в обмен на акции сети на сумму снижения выплаты. За счет этого удалось сэкономить 6,67 млн руб. в месяц. Сам предприниматель урезал себе зарплату до 20 000 руб. в месяц.

Общайтесь с поставщиками и партнерами

В бизнесе все друг с другом взаимосвязаны. Если кто-то один идет ко дну, за ним тянутся все остальные. Понимая это, многие предпринимали уже ведут переговоры с поставщиками и партнерами на предмет скидок, отсрочек или изменения условий.

Генеральный директор компании «Поставщик счастья» Дмитрий Коробицын согласен, что это нужно делать обязательно. Из-за кризиса у его компании возросли траты на персонал, появились расходы на транспорт, доставку еды и прочее. Чтобы не перекладывать их на конечных клиентов, Коробицын договорился поделить расходы пополам с поставщиками. Большинство предоставили дополнительные скидки до 1 июня.

Оксана Любивая считает, что нужно не затягивать с переговорами с арендодателями и не цепляться за конкретное помещение — рынок недвижимости будет падать, найти новый вариант по хорошей цене будет проще.

Избавьтесь от дорогих привычек

У вашего юриста может быть оформлена дорогая подписка на справочный сервис. Это оправданно, если он постоянно сталкивается с необходимостью отслеживать большое количество изменений. Но если это не так, то на 2-3 месяца можно отказаться от сервиса и искать нововведения на государственных сайтах.

Другой пример — подписка на Office и другие программы. Ими удобно пользоваться по привычке, но в период кризиса высвободившиеся денежные ресурсы лучше добавить в фонд оплаты труда. А вместо Word и Excel попробовать бесплатные аналоги от Google Docs.

Не открывайте новые вакансии

В кризисные времена бизнес часто перепрофилируется. Например, сейчас рестораны и кафе переходят на доставку, а торговые компании пытаются организовать интернет-магазины. Для этого нужны новые сотрудники, но вместо того, чтобы открывать новые вакансии, лучше предложите эти функции уже имеющимся в штате специалистам.

В текущих условиях оставшиеся без работы официанты пробуют работать курьерами или помощниками повара, а менеджеры становятся комплектовщиками.

Компании готовы обмениваться сотрудниками. Так, например, сеть «Магнит» трудоустраивает в свои магазины сотрудников ресторанов, которые приостановили работу. В магазины сети они выходят в качестве универсальных работников торгового зала.

Зарабатывайте на том, на чем можете

Когда наступил период самоизоляции, фитнес-студии начали сдавать тренажеры в аренду. Например, сайкл-студии предлагают снять тренажер на неделю за 3 000 — 5 000 руб. Мы позвонили по нескольким объявлениям — все устройства оказались уже занятыми.

В аренду сдают оборудование сервисные центры, фотостудии, видеоцентры, музыкальные студии. Главное — составить договор с ответственностью за порчу имущества.

Один из самых неожиданных примеров того, как можно пытаться заработать на непрофильной деятельности, продемонстрировала компания «Уральские авиалинии». Она запустила доставку блюд из бортового рациона для жителей Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Блюда планируется сервировать по правилам авиационной кухни.

Использовать имеющиеся ресурсы для заработка смогут не все, но вот несколько вариантов:

Понятно, что у каждой сферы ситуация уникальная, но есть универсальный совет — больше общайтесь с коллегами-предпринимателями, смотрите, какими активностями они заняты.

Создайте задел на будущее

Владелица туристического и ивент-агентства KtoWay Камила Велибекова направила усилия на будущую прибыль, так как её отрасль полностью перестала функционировать.

«Сейчас мы занимаемся тем, до чего не доходили руки из-за обилия заказов: корректируем сайт, готовим авторские новые программы путешествий, разрабатываем предложения по мероприятиям, — делится опытом предпринимательница. – До этого организация мероприятий в компании была второстепенным направлением, сейчас появилась возможность проработать его и сделать полноценным. Получается, расходы мы сейчас только увеличиваем».

В текущей ситуации в режиме укрепления связей с целевой аудиторией работают магазины одежды и обуви, ювелирные бренды. Продажи у них сильно просели, но они продолжают поддерживать активность в соцсетях — устраивают конкурсы, запускают прямые эфиры с консультантами, объявляют скидки.

Проявите жесткость

Любой неполученный рубль в кризис — это потерянный рубль. Оксана Любивая признается, что ее компания взяла под жесткий контроль всех контрагентов. «Если кто-то задерживает платежи — сразу же прекращаем отгружать товар со склада или оказывать услуги, — говорит она. — Например, если курьерские службы задерживают возврат средств за выкупленные посылки, мы останавливаем взаимодействие с ними до момента возврата долга».

Не менее серьезно бизнесу придется проанализировать и все свои бизнес-процессы. Сейчас, как никогда ранее, важно повышать клиентоориентированность, отрабатывать входящие звонки, не терять заявки — одним словом, устранять «узкие горлышки» на всех участках работы.

Что точно не стоит делать

Сегодня бизнес оказался в очень непростых условиях, некоторые прибегают к очень рискованным методам решения проблем. Но мы хотим напомнить, что по-прежнему нельзя вынуждать сотрудников увольняться по собственному желанию или переводить их на договоры ГПХ.

Резкий перевод сотрудников с трудовых договоров на договоры ГПХ может заинтересовать трудовую инспекцию. Серьезные проблемы могут возникнуть и при попытке сократить сотрудников без положенных по трудовому законодательству выплат или желание отправить их в неоплачиваемый отпуск.

Оксана Любивая советует бизнесу избегать демпинга, потому что считает этот способ оптимизации расходов ошибкой. Использовать демпинг стоит только в ситуации на грани банкротства, когда компании нужно срочно распродать остатки, чтобы обеспечить ликвидность для платежей.

Еще один случай, когда демпинг может быть оправдан — снижение цен на «товары-магниты» (те, которые привлекают людей в магазины и помогают продать другие товары, с хорошей наценкой). Но и здесь нужно быть аккуратнее, лучше держать цены на уровне рентабельности.

Вернуться на прежний уровень после демпинга всегда очень сложно.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

На чем можно экономить в бизнесе

на чем можно экономить в бизнесе на чем можно экономить в бизнесе

Мнения экспертов: на чем можно и нельзя экономить при создании компании

Если компания находится на начальном этапе, вовсе не обязательно снимать офис с видом на Кремль. Это ясно и так. Самое главное создать качественный продукт и на него жалеть средств, конечно, не стоит. Мы решили выяснить у экспертов, как можно урезать свои расходы на старте бизнеса. Они не понаслышке знают на чем можно и нельзя экономить, поскольку сами сталкивались с проблемой нехватки финансов.

основатель рекрутингового ресурса GalimaHR

Будучи минималистом, я придерживаюсь принципов ресурсосбережения, экологичного подхода и эссенциализма. Не только в жизни, но и в бизнесе. Усложнять просто, а вот упрощать сложно. Моя личная религия называется bootstraping, что в буквальном смысле означает “затянуть пояс”. Такая концепция экономии подразумевает развитие своего бизнеса при очень незначительном финансировании извне или при полном его отсутствии.

Особенную актуальность bootstraping приобретает в кризис, когда пересмотр инфраструктуры помогает избавиться от лишних раcходов, а оптимизация становится необходимостью. Как говорил Уоррен Баффет — если вы хотите что-то оптимизировать, поручите это самому ленивому сотруднику.

У нас в компании действует правило если какое-то действие повторяется более двух раз, для него необходимо разработать скрипт, шаблон или плагин. На чем экономить я бы не рекомендовала так это на программном обеспечении. Сегодня на рынке существует огромное количество облачных сервисов, которые помогают автоматизировать все то, на что расходуется драгоценное время и силы ваших сотрудников электронная бухгалтерия, программы для общения с клиентами, службы поддержки, мониторинг и сбор аналитики, рассылки, постинг и многое-многое другое. Богатый функционал и возможности сторонних сервисов помогут вам экономить бюджет, а главное, вместо ежедневной рутины, ваши сотрудники смогут сфокусироваться на стратегических задачах компании.

Как рекрутер, в качестве ресурсосберегающих HR-стратегий могу рекомендовать переход на удаленную работу, которая помогает сэкономить на содержании офиса, избавляя вас тем самым от дорогостоящей аренды. Для совместной работы небольшой команды достаточно одной-двух встреч в неделю: для постановки целей и подведения промежуточных итогов. Если статусный офис вам все же необходим для проведения встреч с клиентами воспользуйтесь услугами дневной аренды клубного офиса. Сотрудников неключевых компетенций можно отправить на аутсорс: услуги юристов, бухгалтеров и курьеров заказывайте по мере необходимости.

на чем можно экономить в бизнесеРоман Гуров,

директор по работе с ключевыми клиентами CallbackHunter

На чем экономить нельзя:

1) Продукт
Старайтесь всегда дорабатывать свой продукт: оцените рынок, проводите исследования, опрашивайте клиентов и, как можно скорее, вносите доработки и изменения. Всегда старайтесь быть самими технологичными и продвинутыми.

2) Команда
Не экономьте на команде. Все хотят менеджеров подешевле, маркетинг подешевле, программистов недорогих. Да, действительно, хороший программист, менеджер по продажам или директор по маркетингу стоят очень больших денег. Но ещё больше денег они принесут в компанию по итогам своей работы. Крутые специалисты могут творить “магию” из ничего.

3) Бизнес-процессы
Если вы хотите построить эффективный и прибыльный бизнес, не жалейте денег на оптимизацию бизнес-процессов. Внедряйте CRM-системы, IP-телефонию, систему управления проектами и другие подобные вещи. Они позволят сделать вашу работу максимально эффективной, что особенно важно, если вы хотите сделать масштабируемый бизнес.

На чем экономить можно:

1) Офис
На начальных этапах развития нет необходимости в огромном офисе с ремонтом в вашем корпоративном стиле, потому что ещё и корпоративного стиля нет, и денег тоже. Аренда офиса первый срезаемый кост.

2) Оборудование
Пусть ваши менеджеры говорят, что на “маках за 200к” им продаётся лучше, да и вообще “это по фен-шую.” Не стоит верить в эту закономерность. Второй по важности срезаемый кост.

3) Реклама
Увы, 95% рекламы в интернете убыточно. Именно поэтому вам необходимо четко отслеживать эффективность каждого рекламного канала, моментально отрезать неэффективные, и перемещать средства на более прибыльные. Старайтесь использовать бесплатные способы продвижения: полезные статьи, видео и тд.

на чем можно экономить в бизнесеНикита Зиберов, основатель NIKI.FILINI

На чем экономить нельзя:

На начальном этапе я собственноручно разрабатывал сайт, дизайн и маркетинг киты, которые даже друзьям показать было стыдно. Конверсия была соответствующая. Но, в один прекрасный день, я, наконец, понял, что необходимо доверить эту работу профессионалам.

1) Итак, мой первый инсайт не стоит экономить на дизайне и верстке сайта, поскольку это ваше лицо, которое помогает клиенту сформировать первичное мнение.

2) Не экономьте на продукте, его качестве и дизайне. Старайтесь превзойти ожидания ваших клиентов. Довольный покупатель это отличное “сарафанное радио”.

3) Не тратьте свое время, развозя заказы самостоятельно. Если позволяют финансы, начните сотрудничать с курьерской службой доставки. Это поможет изначально выстроить правильную логистику и методы работы.

На чем можно экономить:

При старте бизнеса можно немного сэкономить на сотрудниках. Делать основную работу самому и искать новые возможности для продвижения бренда. Придется много вкалывать, но, такая практика поможет вам выстроить правильную систему обучения будущих сотрудников, адекватно ставить задачи и отслеживать их работу. Станет понятно, кто действительно трудится, а кто просто жалуется на плохие заявки.

И последнее. Торгуйтесь со своими подрядчиками, они изначально завышают цены и, при грамотной беседе, можно выбить хорошие скидки.

Источник

Правильная экономия в бизнесе

Итак, о сокращении издержек. Первое, что Вам нужно научиться делать — отличать экономию от скупости. «В чем же разница?!» — можете спросить Вы, и я отвечу так: Экономный сокращает издержки, отказываясь от ненужного, и покупает самый дешевый товар из тех, что соответствуют минимальным требованиям к качеству. Скупой же, чтобы не тратить деньги, отказывается даже от необходимого, и покупает самый дешевый товар, даже если тот недостаточно хорош. И потому платит дважды.

Отделите расходы от инвестиций

Прежде, чем начать сокращать расходы, Вам следует разделить их на две части.

Первая часть — «быстрорастворимые» инвестиции. Деньги, вложение которых быстро приносит Вам еще больше денег. Например, вложения в эффективную рекламу, когда каждый рекламный рубль приносит Вам на три рубля продаж. Или агентские выплаты торговым представителям за полученные ими заказы.

Вторая часть — собственно расходы. Деньги, которые тратятся для поддержания работы фирмы, от арендной платы за офис до затрат на канцтовары, но при этом нет прямой связи между этими затратами и чистой прибылью.

Так вот, постарайтесь как можно сильнее урезать вторую часть. Бейтесь за каждый доллар. Сократите штат, прогните поставщиков, переедьте в меньший офис на окраине, не тратьте три рубля там, где можно обойтись двумя…

Не режьте курицу, несущую золотые яйца.

Сомневаетесь? Откажитесь!

Если Вы сомневаетесь, является ли какая-то категория трат необходимой — Вы можете проверить это, временно отказавшись от этих расходов, и посмотрев, что произойдет.

Снова повторю, что речь ни в коем случае не идет о расходах-инвестициях, напрямую создающих прибыль.

Очень часто оказывается, что отказ от тех или иных покупок вообще не сказывается на работе фирмы. Если же Вы увидите, что каких-то трат не избежать, можно попробовать восстановить их в неполном объеме. И тогда нередко обнаруживается, что для работы вполне достаточно тратить лишь 30%, 50% или 70% от привычного Вам объема затрат по этой статье.

Проверьте рыночные цены — и попросите скидку

Проведите мониторинг рыночных цен по всем основным статьям расходов. Сейчас многие поставщики сбросили цены, однако они не спешат рассказывать об этом тем, кто охотно платит по более высокому старому прайс-листу. Поэтому тщательно проверьте, не платите ли Вы по 200 рублей за то, что все остальные давно покупают по 150 или даже дешевле?

Это касается цен как у Вашего поставщика, так и у его конкурентов.

Но даже если окажется, что Вы платите именно рыночную цену — это совсем не значит, что цену нельзя сбить. Попросите у поставщика большую скидку — и затем, если он станет торговаться, поскрипите, поворчите, и согласитесь на половину от этой скидки.

Вы удивитесь тому, как часто работает этот подход.

Сколько подарков Вы делаете сотрудникам?

Нет, я не имею в виду подарки на Новый год или на восьмое марта (хотя и от них можно избавиться). Задумывались ли Вы когда-нибудь, сколько всего получают за счет фирмы Ваши сотрудники?

Например, если работнику нужно позвонить в другой город или даже за границу по личным делам — сделает ли он это со своего мобильного телефона, или же воспользуется офисным, чтобы Вы заплатили за этот звонок?

Не выписывают ли Ваши сотрудники за Ваш счет интересующие их газеты и журналы? Не покупают ли книги для домашней библиотеки, говоря, что это для работы? Не летают ли первым классом там, где вполне сошел бы и эконом? Не ездят ли Ваши сотрудники на дачу на рабочих автомобилях? Не обзавелись ли они привычкой заказывать на бизнес-ланч форель в вине или красную икру, списывая эти расходы на Ваш счет? Не стоит ли недавно купленная супер-дорогая видеокарта на домашнем компьютере Вашего сисадмина?

Проверьте, где и как сотрудники Вашей фирмы запускают руку в Ваш карман, используя деньги из бюджета на личные нужды. Эта статья расходов может оказаться гораздо более существенной, чем Вы думаете.

С другой стороны, слишком уж увлекаться «охотой на ведьм» не стоит. Если сотрудник порой уносит с работы шариковую ручку или изредка звонит домой, чтобы проверить, как дела у ребенка — на это проще закрыть глаза, разовую трату в полдоллара Ваш бюджет выдержит даже в кризисные времена. Однако когда счет идет уже на сотни, тысячи или десятки тысяч рублей — это следует пресечь, и как можно быстрее.

Отечественные менеджеры почему-то нередко предпочитают бороться с подобным использованием бюджета фирмы с помощью карательных мер — угроз, увольнений, штрафов и т. п. Однако гораздо проще бывает просто «отключить» возможность злоупотреблений. Например, чем бороться со звонками не по делу, куда проще заблокировать выход на межгород для телефонов тех сотрудников, которым это не нужно по работе. И так далее.

Источник

Как выбрать, на чём сэкономить в первую очередь

Можно потратить несколько часов на поиск нового поставщика салфеток и сэкономить несколько сотен рублей. А можно потратить это же время на поиск нового поставщика молока и сэкономить несколько тысяч. Разберёмся, как посчитать, на чём бизнес сэкономит сильнее всего, чтобы эффективно снижать затраты.

Это статья из цикла о финансах бизнеса. Читайте остальные в удобное время ↓

У Максима пекарня в спальном районе, из которой он хочет сделать прибыльный бизнес. Одна из задач Максима — оптимизировать расходы. Затрат у него много, а вот времени — не очень. Поэтому он хочет понять, где начать экономить в первую очередь, чтобы сохранить как можно больше денег.

Максим выписал основные статьи расходов, на которые он может повлиять. Получилось 528 000₽ в месяц:

СтатьяРасход в месяцСтоимость за едИтого в месяц
Мука10 000 кг16 ₽/кг160 000 ₽
Начинка400 кг162 ₽/кг64 800 ₽
Дополнительные расходники200 кг80 ₽/кг16 000 ₽
Аренда45 м²2000₽/м²90 000 ₽
Зарплаты900 ч200 ₽/час180 000 ₽
Коммуналка и хоз платежи15 000 ₽

Максим может найти новых поставщиков, изменить ставку сотрудникам, передоговориться об аренде или сделать размер итоговой выпечки меньши, но не уверен, с чего начать. Сейчас Максим не думает о моральной стороне, а просто хочет посчитать, что даст ему большую выгоду. Для этого ему нужно посчитать долю каждой статьи в суммарных расходах и понять, на сколько он может изменить каждую статью. Пойдём по порядку.

1. Посчитать долю каждой статьи в расходах

Долю статьи в расходах нужно знать, чтобы понимать, какой вес изменение этой статьи имеет в изменении суммарных расходов. То есть, на сколько изменятся общие расходы при изменении расходов по этой статье. Чтобы это посчитать, нужно разделить расходы по этой статье на общие расходы. Вот, что получается у Максима:

СтатьяДоля в расходах
Мука160 000 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 30%
Начинка64 800 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 12%
Мука + Начинка(160 000₽ + 64 800₽) / 525 800₽ * 100% = 42%
Дополнительные расходники16 000 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 3%
Аренда60 000 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 17%
Зарплаты180 000 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 35%
Коммуналка и хоз платежи15 000 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 3%

Самые большие доли у муки, аренды и зарплат. Допустим, Максим найдёт поставщика муки за 14,4 ₽/кг. Тогда расходы на муку составят не 160 000 ₽, а 144 000 ₽ — снизятся на 10%. А общие расходы составят 509 800 ₽ — снизятся на 3%. То же самое Максим получит, если просто умножит изменение в 10% на долю в 30% — 10% * 30% = 3%. Доля статьи в расходах влияет на то, как изменение затрат на эту статью отразиться на общих расходах.

Для тех, у кого Эвотор

Посчитайте долю каждой статьи в общих расходах. Изменения в статьях с самой высокой долей могут сильнее всего повлиять на итоговые затраты.

2. Оценить возможность изменения каждой статьи

Бывает, что статьи с высоким весом в общих расходах сложно оптимизировать. Можно потратить много сил, а расходы по статье снизятся незначительно и, в итоге, не повлияют на общие расходы. Так что лучше предварительно оценить, как сильно реально можно изменить расходы по каждой статье.

Статья расходов с самой большой долей — зарплаты сотрудников. Но сильно снизить их Максим не может: сотрудники не оценят такой жест и уйдут. Если опустить ставку ниже рынка, найти новых пекарей будет сложно. Так что возможности для оптимизации у Максима немного — изменить ставку он может в лучшем случае на 10 ₽/час → 5%.

Похожая ситуация с арендой. Манёвр ограничен: собственнику невыгодно сдавать помещение ниже рынка. Если Максим попросит сильно снизить ставку, будет проще найти другого арендатора. Допустим, Максим в хороших отношениях с владельцем и сможет договориться о снижении аренды на 5%, до 1900 ₽/м².

С ингредиентами проще — поставщиков много. Максим может найти ингредиенты другого качества и по другой цене. Допустим, выбрать муку на 10% дешевле, снизить цену закупки начинки на 15% и сэкономить на дополнительных расходниках 20%.

Максим может попробовать уменьшить размер выпечки и сэкономить одновременно на муке и начинке. Для этого не придётся искать новых поставщиков, нужно только обновить технические карты. Но если размер булочек снизиться сильно, то клиенты это не оценят. Максим думает, что можно уменьшить их на 5%.

С коммунальными и платежами и хоз расходами тоже можно ужаться — на 10%. Сведём всё в табличку:

СтатьяНа сколько можно изменить, %
Мука10%
Начинка15%
Мука + Начинка5%
Дополнительные расходники20%
Аренда5%
Зарплаты5%
Коммуналка и хоз платежи10%

В первом пункте мы посчитали, как каждая статья влияет на расходы, во втором пункте — насколько Максим может их менять. Теперь оценим, с какой статьи начать оптимизацию.

3. Понять реальное влияние статей на общие расходы

Для каждой статьи расходов Максим составил два значения: долю этой статьи в общих затратах и возможное изменение. Первое значение показывает, как сильно эта статья влияет на общие затраты. Второе — как сильно его реально можно поменять. Теперь нужно их перемножить, чтобы понять, насколько реально каждая статья может оптимизировать общие расходы. Объединим всё в одну таблицу:

СтатьяДоля в расходахВозможное изменениеКак оптимизирует общие расходыРазмер оптимизации
Мука30%10%30% * 10% = 3%3% * 525 800₽ ≈ 15 800₽
Начинка12%15%12% * 15% = 1,8%1,8% * 525 800₽ ≈ 9500₽
Мука + Начинка42%5%42% * 5% = 2,1%2,1% * 525 800₽ ≈ 11 000₽
Дополнительные расходники3%20%3% * 20% = 0,6%0,6% * 525 800 ≈ 3150₽
Аренда17%5%17% * 5% = 0,85%0,85% * 525 800 ≈ 4500₽
Зарплаты35%5%35% * 5% = 1,75%1,75% * 525 800 ≈ 9200₽
Коммуналка и хоз платежи3%10%3% * 10% = 0,3%0,03% * 525 800 ≈ 1577₽

Максим видит, что лучше всего начать с муки — найти чуть более дешёвого поставщика с сопоставимым качеством. Так он практически не проиграет в качестве продукта и начнёт экономить по 16 000 ₽ в месяц.

На зарплатах тоже можно заметно сэкономить, но есть риск конфликта с пекарями. Так что с этой статьёй нужно работать осторожно. Как и с начинками — можно снизить затраты почти на 9500 ₽ в месяц, но, если вкус булочек с повидлом слишком изменится, клиенты не оценят.

Уменьшить размер изделия тоже выгодно — это можно сделать быстро, а экономия заметная. Но в пекарне Максима много лояльных покупателей, которые привыкли и хорошо знают выпечку, такое изменение может их спугнуть.

А вот экономия на аренде и дополнительных расходниках или коммуналке практически не повлияет на расходы, экономия меньше 5000 ₽. Но при этом можно испортить продукт и разругаться с собственником помещения.

На поиск нового поставщика муки и нового поставщика соли Максим потратит примерно одинаковое время. Но в первом случае результат для бизнеса будет намного интереснее. Так что начать стоит именно с муки.

Дальше Максим может посмотреть на статьи расходов более глубоко: оценить влияние отдельно сыров, мяса и джемов, разделить аренду, коммунальные и хозяйственные расходы, посчитать возможную экономию на каждом сорте муки. Но принцип тот же — понять долю в расходах и умножить на возможное изменение.

Эти расчёты не значат, что не нужно пытаться оптимизировать затраты на аренду и коммуналку. Но если по силам они отнимут столько же, сколько поиск поставщика муки, то лучше взяться за них во вторую очередь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *