каталитический нейтрализатор что это

каталитический нейтрализатор что это

Всё об автомобильных каталитических нейтрализаторах

Надеемся, статья вам понравится. Приятного чтения.

История: от первых экспериментов до массового внедрения

Идея очистки выхлопных газов появилась еще задолго до внедрения стандартов, ограничивающих содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобильного транспорта. Промышленные очистные установки, сходные по принципу действия с современными автомобильными катализаторами, массово ставились еще в 80-х годах. Особенно на предприятиях, расположенных в непосредственной близости к жилым кварталам.

каталитический нейтрализатор что это

В 1988 году был официально подписан стандарт ЕВРО-0. Он регламентировал количество окисей углерода и азота, а также содержание летучих углеводородов в выхлопных газах бензиновых авто. Существовал этот стандарт формально и практического применения не имел. То есть на автомобильной индустрии никак не отразился.

Ситуация несколько изменилась в 1992 году. Тогда вышел новый экологический стандарт ЕВРО-1, который распространялся уже и на дизельные моторы. Несмотря на ужесточение требований к выбросам, существенных изменений в технологии производства двигателей не произошло. Почти все автопроизводители без проблем вписались в рамки нового экологического класса. В некоторых моделях авто были изменены настройки топливных систем. Но глобальных переработок уже созданных двигателей и их систем питания не потребовалось.

В 1995 году был введен следующий класс: ЕВРО-2. И здесь многие автопроизводители не смогли вложиться в нормы, прописанные в стандарте. Разрабатывать принципиально новые системы питания или существенно модернизировать имеющиеся было экономически нецелесообразно. Также это требовало некоторого времени. Решение нашлось в оснащении системы выпуска специальным устройством: каталитическим конвертером-нейтрализатором.

После 1999 года, с вводом стандарта ЕВРО-3, катализаторы ставились на все вновь производимые легковые авто в Европе, Японии и Америке. Хотя, как показывали исследования, некоторые новые автомобили и без систем очистки вписывались в нормы.

Сегодня все современные авто оснащаются катализаторами выхлопных газов.

Конструкция

Конструктивно каталитический конвертер-нейтрализатор устроен довольно просто. Это приспособление состоит из двух частей:

Основание нейтрализатора по форме чаще всего делается цилиндрической или эллипсоидной формы. Иногда встречаются основания в форме параллелепипеда. Изготавливаются они из термостойкой керамики или металла.

В основании по всему объему выполнены сквозные каналы, которые имеют диаметр до 2 мм. Эти каналы изнутри покрыты напылением из благородных металлов или их сплавов. Общая площадь всех каналов должна соответствовать диаметру участка выпускного тракта, в котором уложено тело катализатора. Это предотвращает перепад давлений в системе выпуска и позволяет отработавшим газам проходить без завихрений.

Корпус по форме повторяет контур тела катализатора. По всей внутренней поверхности корпуса укладывается эластичный негорючий материал. Обычно это минеральная вата. Служит этот материал для предотвращения хрупкого разрушения от воздействия вибрации или при ударных нагрузках. Особенно уязвимо к механическому воздействию керамическое основание.

Принцип работы

Для полного понимания всей картины, какую роль в автомобиле играет каталитический нейтрализатор и как его работа связана с другими узлами авто, рассмотрим отдельно некоторые аспекты функционирования системы питания и ее взаимодействие с устройством очистки отработавших газов.

Система питания современных авто

В качестве примера рассмотрим классический вариант бензинового автомобиля с непосредственным впрыском.

В первую очередь нужно понимать, что в современном авто педаль газа в лучшем случае механически связана только с дроссельной заслонкой (иногда даже эта связь отсутствует). То есть нажатие на акселератор лишь увеличивает или уменьшает количество подаваемого в цилиндры воздуха. За подачу топлива полностью отвечает электроника.

И здесь второй момент, который важно не упустить для полного понимания картины: все системы питания современных авто, особенно зарубежного производства, заточены на максимально безопасную для экологии работу и минимальное потребление бензина. Именно поэтому электронный блок управления двигателем ( ЭБУ ) стремится создать смесь, максимально близкую к стехиометрическому соотношению.

Стехиометрическое соотношение — это такая пропорция воздуха и топлива, при которой происходит полное сгорание бензина со связыванием всего свободного кислорода. Эта пропорция для бензина составляет 14,7 к 1. То есть на 14,7 масс воздуха требуется одна масса бензина.

Для того чтобы блок управления смог понять, сколько топлива нужно подать в данный момент в цилиндры и при этом максимально приблизиться к стехиометрическому соотношению, современный двигатель оснащен большим количеством различных датчиков. Рассмотрим кратко эти датчики.

Количество подаваемого топлива при исправной работе всех датчиков (как минимум, если так считает электронный блок управления, то есть сигналы с датчиков соответствуют ожиданиям ЭБУ) рассчитывается на основании заложенного в алгоритм уравнения.

В этом уравнении показание датчиков учитывается через коэффициент. У каждого датчика есть своя доля в общем влиянии на количество подаваемого топлива. Например, датчики массового расхода воздуха и температуры двигателя обычно оказывают большее влияние, чем датчик кислорода. Расчет необходимой порции осуществляется за сотые доли секунды. ЭБУ формирует управляющий сигнал, который открывает форсунку в строго определенное время и подает строго отмеренное количество топлива.

Если какой-либо из датчиков отказывает или показывает некорректные или неприемлемые значения, и ЭБУ замечает это — современный двигатель в большинстве случаев сохранит свой функционал, но начнет работать по другому алгоритму.

Для аварийного режима в ЭБУ предусмотрены статичные электронные таблицы, по которым готовится смесь на основании рабочих датчиков. Например, если выходит из строя ДМРВ, то за основу берутся показания с датчика положения дроссельной заслонки. И, согласно импульсу от этого датчика, подается определенное количество топлива, взятое из статичной таблицы. На более современных авто эти значения также пропускаются через уравнение, но уже другого вида, в которых учитываются только показания исправных датчиков.

Катализатор

Выхлопные газы содержат в своем составе много различных химических соединений, которые вредны для окружающей среды.

Вся суть работы каталитического нейтрализатора заключена в названии. В присутствии благородных металлов и их сплавов опасные химические вещества преобразовываются в относительно безопасные. При этом сами активные компоненты не участвуют в химических преобразованиях, а лишь инициируют и ускоряют их. То есть являются катализаторами химических процессов.

каталитический нейтрализатор что это

Ниже приведены примеры разложение вредных веществ (в общем виде, без учета уравнительных коэффициентов).

Сложно переоценить полезный для природы эффект от использования каталитических нейтрализаторов. Особенно в современном мире, где автотранспорт ежедневно выбрасывает в воздух сотни тонн выхлопных газов.

Разрушающие факторы

Каталитический нейтрализатор, особенно современной конструкции, рассчитан приблизительно на 150–200 тысяч км пробега. А в благоприятных условиях может отработать больше.

Фактически катализаторы, как показала практика, отрабатывают меньше заложенного в них ресурса. Причин этому несколько.

Это основные разрушающие факторы. Их исключение или минимизация существенно повысит ресурс катализатора.

Распространенные неисправности

Известно несколько неисправностей каталитических конвертеров-нейтрализаторов. Рассмотрим только основные.

Еще к неисправностям катализатора относят другие проблемы в системе контроля. Электронный блок управления выдает ошибку даже при временном нарушении контакта в цепи от датчика до ЭБУ.

Диагностика

Известно несколько методов диагностики каталитических нейтрализаторов. Рассмотрим их, начиная с самых простых и не затратных.

Сегодня диагностика каталитического нейтрализатора в основном проводится двумя методами: проверкой ЭБУ на ошибки и визуальным осмотром напрямую.

Варианты ремонта системы выхлопа

После осмотра нейтрализатора и оценки его состояния выбирается один из путей ремонта. В зависимости от степени повреждений, марки автомобиля и его экологического класса, алгоритма контроля в ЭБУ и предпочтений автовладельца ремонт идет по одному из нижеперечисленных сценариев.

Все способы, связанные с удалением тела катализатора из выхлопной магистрали, подразумевают модификацию системы контроля. В противном случае ЭБУ выдаст ошибку.

Решение проблем с ошибкой после удаления катализатора

Электронный блок управления непременно заметит, что очистка выхлопных газов остановилась, и выдаст ошибку на приборную панель. Сначала кратко рассмотрим, как работает механизм слежения, а затем разберем пути изменения системы контроля над работой катализатора для решения этой проблемы.

Принцип работы системы контроля над работой катализатора

Начиная со стандарта ЕВРО-3, каталитический нейтрализатор оснащается дополнительным, контрольным датчиком кислорода. Устанавливается диагностический лямбда-зонд сразу после нейтрализатора. Служит он для оценки содержания кислорода в выхлопных газах после очистки.

Из вышеприведенных формул химических преобразований видно, что для нейтрализации большинства опасных соединений требуется кислород. И чем лучше работает механизм разложения этих соединений, тем меньше свободного кислорода останется в выхлопах после прохождения нейтрализатора.

Принцип работы датчика кислорода основан на создании ЭДС (приблизительно 0,9–1 В) в электроде, покрытом оксидом цинка. При нагревании между контактами лямбда-зонда появляется разность потенциалов. А при попадании кислорода на чувствительный цинковый элемент напряжение лавинообразно уменьшается.

Электронный блок управления сравнивает показания двух датчиков. Алгоритмы обработки этих данных в современных ЭБУ довольно сложны. Однако в целом принцип такой: напряжение на первом, системном датчике, должно быть значительно меньше, чем на контрольном. Если катализатор неисправен, то разница напряжений минимальна или вообще отсутствует. Что и приводит к ошибке.

Варианты обхода системы контроля

Известно несколько способов, которые сегодня позволяют довольно успешно вводить в заблуждение ЭБУ и убеждать его в том, что катализатор есть, и он функционирует исправно:

Обманки подразделяются на две категории: механические и электронные. Механические, в свою очередь, бывают с калиброванным отверстием и с элементом катализатора. Электронные делятся на резисторные и микропроцессорные.

Механическая обманка с калиброванным отверстием представляет собой переходник между отверстием в выпускном тракте и датчиком кислорода. Она лишь ограничивает поток выхлопов на лямбда-зонд. За счет этого на контрольный датчик попадает меньше кислорода. Соответственно, ЭБУ считает, что выхлопы очищаются. Такая обманка нормально работает только на авто со стандартами ЕВРО-3 и на некоторых с ЕВРО-4.

Обманка с частицей катализатора также выполняется в виде переходника, в тело которого уложен небольшой фрагмент каталитического нейтрализатора. Газы очищаются от выхлопов локально, непосредственно перед попаданием на лямбда-зонд. Срабатывает на авто стандартов ЕВРО-3 и почти на всех ЕВРО-4 (при подборе правильной конфигурации обманки).

Электрическая обманка на основе резистора и конденсатора. В разрыв сигнального провода датчика вживляется резистор. Параллельно с минусовым проводом устанавливается конденсатор. Такая схема искажает сигнал и делает его похожим на показания работоспособной системы очистки. Хорошо срабатывает на авто ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Функционирует с периодическим успехом на некоторых машинах ЕВРО-5.

Микропроцессорный модулятор способен успешно ввести в заблуждение ЭБУ стандартов ЕВРО-5 и ЕВРО-6. Стоит дорого, монтируется сложно. Обычно устанавливается в разрыв сразу двух датчиков или подключается таким образом, чтобы иметь возможность считывать показания с системного датчика. В режиме реального времени имитирует показания диагностического лямбда-зонда на основании показаний программного.

Прошивка ЭБУ — спорная процедура. Здесь важно не ошибиться с выбором версии ПО для блока управления. Иногда, кроме удаления всей информации о наличии катализатора, такие прошивки содержат в себе изменения алгоритма работы смесеобразования или критичные ошибки. И после установки плохо проработанной прошивки в ЭБУ могут проявиться непредсказуемые последствия: падение мощности авто, перерасход топлива, перегрев и даже полный отказ двигателя. Поэтому устанавливать ПО рекомендуется только при полной уверенности в том, что создано оно было компетентной организацией или знающим человеком. Обычно такие прошивки стоят немалых денег. А их изготовители выдают персональные сертификаты, подтверждающие безопасность реализованного ПО.

Под каждой машиной находится (или, по крайней мере, должна) металлическая банка, задачей которой является снижение токсичности выхлопных газов. Такая банка работает спокойно и выполняет свою роль до тех пор, пока не сломается. Сколько стоит катализатор? Для чего он? Какие проблемы может вызвать? Каковы симптомы отказа катализатора? Как отремонтировать каталитический нейтрализатор автомобиля? Это можно сделать дешево?

каталитический нейтрализатор что это

Независимо от того, потребляет ли автомобиль дизель, бензин или газ, у каждого есть выхлопная система. Его первой задачей является удаление всех примесей, возникающих при сжигании топлива. А во-вторых, нейтрализации их достаточно, чтобы представлять наименьший риск для здоровья. И это то, для чего используется наш катализатор, установленный в металлическом цилиндре под машиной.

Первые автомобили, оснащенные катализаторами, появились на европейском рынке в 1986 году. Автомобили, оснащенные каталитическими нейтрализаторами, гордо носили специальную маркировку. С введением стандартов выбросов Евро (Евро 1 с 1993 года) использование катализаторов стало обязательным. Кто не имел катализатора, не получил одобрения и не мог продавать автомобили в ЕС. Сам дизайн развивался. Чем строже были стандарты, тем больше работы должны были выполнять катализаторы.

Катализаторы, используемые в бензине и абсцессах, различаются по структуре активного покрытия, поскольку их состав отработавших газов также отличается.

Строение катализатора?

Катализатор состоит из четырех основных элементов:

Каталитически активное покрытие покрыто редкими и дорогими элементами. Например, типичный трехходовой катализатор использует платину, родий и палладий. И теперь мы знаем, почему катализаторы были украдены или почему они были куплены. Извлекать из них платину после серии процедур.

Ранее мы упоминали, что катализаторы в дизельных и бензиновых автомобилях немного отличаются.

Где в машине установлен катализатор? Чаще всего десятки сантиметров позади выпускного коллектора. Есть еще один метод, так называемые картриджи, устанавливаемые в выпускном коллекторе.

Более новые автомобили, которые соответствуют строгим стандартам выбросов, используют два или три катализатора.

Как катализатор работает на практике?

Лямбда-зонды (лямбда-значения, определяющие соотношение топлива и воздуха), датчики, измеряющие процент содержания воздуха в выхлопных газах, размещены перед катализатором и прямо за ним. Датчики подают сигнал на компьютер, который управляет двигателем. Если содержание выхлопных газов слишком высокое, это означает, что двигатель работает на ненасыщенной смеси. Компьютер увеличивает количество впрыскиваемого топлива. И наоборот. Если содержание кислорода в смеси слишком низкое, доза топлива уменьшается.

Давайте посмотрим, как катализатор очищает выхлопные газы на практике (источник: журнал Autoexpert 10/2007)

Введение новых стандартов радикальных выбросов означает, что одних катализаторов уже недостаточно для очистки выхлопных газов дизельных двигателей. Также стало необходимым использовать сажевые фильтры DPF / FAP (от Евро 4) и системы селективного каталитического восстановления SCR (от Евро 6). Кроме того, обязательна система рециркуляции выхлопных газов EGR, снижающая содержание оксидов азота (для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями).

Автомобильный каталитический нейтрализатор подвергается очень тяжелым рабочим условиям. Выхлопная система вибрирует во время работы, и при движении по неровной поверхности возникает дополнительная вибрация.

Катализатор подвергается очень высоким тепловым перегрузкам. Выхлопные газы двигателя достигают температуры до 600 градусов по Цельсию (в зависимости от скорости и долговечности вождения), а с другой стороны, на его корпус влияет температура наружного воздуха (минус зимой). Кроме того, из-за расположения под автомобилем он подвержен механическим повреждениям и коррозии.

Катализатор обладает определенной прочностью. Каталитически активное покрытие стареет в процессе эксплуатации. Трудно определить, когда это произойдет. Тем не менее можно предположить, что он колеблется от 180 до 200 тысяч. км пробега.

Однако существует ряд факторов, которые могут значительно сократить технический срок службы катализатора.

И чаще всего они являются причиной его отказа и, следовательно, необходимости замены. Например:

Есть несколько симптомов, которые указывают на отказ / износ катализатора:

В случае сбоя не все перечисленные выше симптомы возникают всегда.

Какие решения есть у водителя?

Давайте посмотрим на все решения.

Удаление катализатора

Можно ли снять автомобильный каталитический нейтрализатор? Нет. Удаление запрещено законом. Если диагност обнаруживает, что в машине отключен каталитический нейтрализатор, он не должен подписывать технический осмотр. Автомобиль без каталитического нейтрализатора не соответствует нормам выбросов и не должен быть допущен к движению.

Стоит помнить о катализаторе при покупке подержанного автомобиля. Может случиться, что предыдущий владелец отключит его, и у покупателя будут незапланированные расходы.

Это самое дорогое решение, но в то же время самое надежное и долговечное.

При правильных условиях они могут выдержать до 200 000 км пробега, как те, что использовались для первой сборки. Сколько стоит такой катализатор? Все зависит от модели автомобиля и версии двигателя.

Они довольно долговечны.

Универсальные катализаторы в зависимости от размера и нормы выбросов являются самыми дешевыми. Однако они не очень долговечны.

Для катализаторов, установленных внутри выпускного коллектора, приобретаются специальные вкладыши. К сожалению, обмен довольно дорогой, потому что механик должен снять коллектор, разрезать его и попасть во вставку. Сам корпус также иногда приходится разрезать, чтобы вставить в него новую вставку.

Как происходит замена:

Дополнительные расходы могут возникнуть во время замены, потому что выхлопная система может быть сильно изношена. Неосторожный механик также может перекрутить лямбда-зонд (иногда вам нужно открутить его, когда он установлен в корпусе катализатора) или сломать его кабель.

Как выбирается автомобильный катализатор? Вам нужны данные, такие как:

Как снизить стоимость замены катализатора на новый? Старый, разобранный катализатор можно продать. Работает много компаний, которые их покупают. Цена зависит от уровня истощения.

Замена катализатора на использованный

Это метод ремонта с наибольшим риском. Использованные катализаторы чаще всего покупают на шротах или онлайн-аукционах. Они не самые дешевые, и за их установку нужно платить столько же, сколько и за установку новых.

Если ваш автомобиль показывает признаки износа каталитического нейтрализатора автомобиля

Если вы хотите заменить катализатор на новый оригинальный или универсальный

Если вам нужна помощь в выборе и покупке катализатора

Каталитический нейтрализатор — его функция в автомобиле

Выхлоп автомобиля содержит много токсичных веществ. Чтобы предотвратить их выброс в атмосферу, используется специальное устройство, называемое «каталитический нейтрализатор» или «катализатор». Устанавливается на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями внутреннего сгорания. Знание того, как работает каталитический нейтрализатор, может помочь вам понять важность его работы и оценить последствия, которые может вызвать его удаление.

каталитический нейтрализатор что это

Устройство катализатора

Каталитический нейтрализатор является частью системы выпуска отработавших газов. Он расположен сразу за выпускным коллектором двигателя. Каталитический нейтрализатор состоит из:

каталитический нейтрализатор что это

Основная функция каталитического нейтрализатора — нейтрализация трех основных токсичных компонентов выхлопных газов, отсюда и название — трехкомпонентный. Это ингредиенты, которые следует нейтрализовать:

Как работает каталитический нейтрализатор

На практике трехкомпонентный каталитический нейтрализатор работает по следующему принципу:

Если автомобиль оснащен дизельным двигателем, рядом с каталитическим нейтрализатором всегда устанавливается сажевый фильтр. Иногда эти два элемента можно объединить в один элемент.

каталитический нейтрализатор что это

Рабочая температура каталитического нейтрализатора имеет решающее влияние на эффективность нейтрализации токсичных компонентов. Фактическое преобразование начинается только после достижения 300°C. Предполагается, что идеальная температура с точки зрения производительности и срока службы составляет от 400 до 800°C. Ускоренное старение катализатора наблюдается в интервале температур от 800 до 1000°C. Длительная эксплуатация при температурах выше 1000°C отрицательно влияет на каталитический нейтрализатор. Альтернативой высокотемпературной керамике является металлическая матрица из гофрированной фольги. Платина и палладий выступают катализаторами в этой конструкции.

Ресурс каталитического нейтрализатора

Средний срок службы каталитического нейтрализатора составляет 100 000 километров пробега, но при правильной эксплуатации он может нормально работать до 200 000 километров. Основными причинами преждевременного износа являются поломка двигателя и качество топлива (топливовоздушная смесь). Перегрев происходит при наличии бедной смеси, а если она слишком богатая, пористый блок забивается несгоревшим топливом, препятствуя протеканию необходимых химических процессов. Это означает, что срок службы каталитического нейтрализатора значительно сокращается.

Другой частой причиной выхода из строя керамических каталитических нейтрализаторов являются механические повреждения (трещины) из-за механических нагрузок. Они провоцируют быстрое разрушение блоков.

В случае неисправности производительность каталитического нейтрализатора ухудшается, что фиксируется вторым лямбда-зондом. В этом случае электронный блок управления сообщает о неисправности и выводит на приборную панель ошибку «ПРОВЕРИТЬ ДВИГАТЕЛЬ». Дребезжание, повышенный расход топлива и ухудшение динамики — тоже признаки поломки. В этом случае его меняют на новый. Катализаторы не подлежат очистке или восстановлению. Поскольку это устройство дорогое, многие автомобилисты предпочитают его просто снимать.

Можно ли снять каталитический нейтрализатор

После снятия катализатора его очень часто заменяют пламегасителем. Последний компенсирует поток выхлопных газов. Его рекомендуется устанавливать, чтобы исключить неприятные шумы, которые образуются при снятии катализатора. Кроме того, если вы хотите его удалить, то лучше удалить устройство полностью и не прибегать к рекомендациям некоторых автолюбителей, чтобы пробить отверстие в устройстве. Такая процедура только на время улучшит ситуацию.

В автомобилях, соответствующих экологическим нормам Евро 3, помимо удаления каталитического нейтрализатора должен быть перепрошит электронный блок управления. Его необходимо модернизировать до версии без каталитического нейтрализатора. Также можно установить эмулятор сигнала лямбда-зонда, чтобы исключить необходимость прошивки ЭБУ.

Лучшее решение в случае выхода из строя каталитического нейтрализатора — замена его оригинальной деталью в специализированном сервисе. Таким образом вмешательство в конструкцию автомобиля будут исключены, а экологический класс соответствовать указанному производителем.

Катализатор и всё, что важно о нём знать

каталитический нейтрализатор что это

Что такое катализатор

Выхлопные системы двигателей всех современных автомобилей оснащены каталитическими нейтрализаторами или просто катализаторами, как их называют в народе.

На самом деле называть каталитический нейтрализатор катализатором не совсем верно, так как катализатор это не само устройство, а химическое вещество ускоряющее реакцию, но при этом не расходующееся в процессе этой реакции.

В каталитическом нейтрализаторе автомобиля в качестве катализатора обычно используются платина, родий, палладий или золото. Все эти вещества относятся к драгоценным металлам, что делает каталитические нейтрализаторы совсем недешёвыми и на чём успешно наживаются различного рода мошенники, предлагающие удалить каталитический нейтрализатор совершенно бесплатно.

Как устроен катализатор и для чего он в автомобиле

Большинство каталитических нейтрализаторов представляют собой металлический корпус, внутри которого находится чаще всего керамический и реже металлический элемент со сквозными отверстиями. Стенки этих отверстий изнутри покрыты тонким слоем упомянутых выше драгоценных металлов и когда выхлопные газы проходят сквозь эти отверстия, происходит химическая реакция, в ходе которой не сгоревшие в цилиндрах двигателя вредные соединения сгорают, а из выхлопной трубы автомобиля выходят менее вредные диоксид углерода, азот и вода. То есть каталитический нейтрализатор в автомобиле необходим для снижения токсичности выхлопных газов.

Чем катализатор вреден для двигателя

На первый взгляд каталитический нейтрализатор устройство вроде полезное, но многие автолюбители с этим не согласны. Более того, некоторые так и вовсе стараются как можно скорее от него избавиться, поскольку, по их мнению, именно каталитический нейтрализатор не редко становится причиной серьёзных проблем с двигателем.

Всё дело в том, что свою функцию каталитический нейтрализатор выполняет только тогда, когда нагревается до 300 и более градусов Цельсия. Поэтому, чтобы каталитический нейтрализатор как можно быстрее нагревался до рабочей температуры, некоторые автопроизводители начали размещать его как можно ближе к двигателю, в частности сразу за выпускным коллектором. В результате столь близкого соседства с двигателем каталитические нейтрализаторы не просто очень быстро прогреваются до рабочей температуры, но и перегреваются, что в свою очередь существенно сокращает их ресурс.

От перегрева находящийся внутри каталитического нейтрализатора керамический элемент в лучшем случае плавиться, а в худшем разрушается, после чего частицы отколовшейся керамики попадают в цилиндры двигателя, где образуют задиры.

Каков ресурс катализатора

Ресурс каталитических нейтрализаторов расположенных под днищем автомобиля обычно составляет 300 и более тысяч километров пробега, а у расположенных в непосредственной близости к двигателю редко превышает 150 тысяч километров пробега.

Причины сокращения ресурса катализатора

Нахождение каталитического нейтрализатора в непосредственной близости к двигателю это хоть и основная, но далеко не единственная причина его перегрева и последующего оплавления или разрушения керамического элемента.

Плохое качество топлива или топливо с более низким октановым числом, чем рекомендовано автопроизводителем, тоже является причиной перегрева каталитического нейтрализатора. В этом случае блок управления двигателем переключается на позднее зажигание, вследствие чего топливная смесь полностью не сгорает в цилиндрах двигателя и догорает в каталитическом нейтрализаторе, нагревая его сверх нормы, от чего плавится керамический элемент.

Так же причиной перегрева каталитического нейтрализатора является неправильная работа системы зажигания. При пропусках зажигания не сгоревшая в одном или нескольких цилиндрах топливная смесь, как и в предыдущем случае, догорает в каталитическом нейтрализаторе.

Неисправность датчика кислорода тоже может быть причиной перегрева каталитического нейтрализатора, так как в этом случае в цилиндры двигателя подаётся неправильная по составу топливная смесь.

Ещё одна причина перегрева каталитического нейтрализатора и оплавления керамического элемента это использование не сертифицированных или не предназначенных для двигателей оснащённых каталитическим нейтрализатором топливных присадок.

Резкий перепад температуры, например, попадание на раскалённый корпус каталитического нейтрализатора холодной воды, провоцирует образование трещин в керамическом элементе и его разрушение.

Ну и так как керамика штука хрупкая, то основной причиной её разрушения является механическое воздействие. Таким механическим воздействием могут быть как удары по корпусу каталитического нейтрализатора, так и повышенная вибрация двигателя.

Признаки неисправного катализатора

О том, что каталитический нейтрализатор в вашем автомобиле неисправен, могут свидетельствовать следующие признаки:

Важно, что на неисправность каталитического нейтрализатора указывает наличие сразу нескольких из перечисленных выше признаков, а не только один из них.

Что делать с неисправным катализатором

В идеале неисправный каталитический нейтрализатор следует заменить новым, но в виду его высокой стоимости от него чаще всего просто избавляются, заменяя его пламегасителем. Тех, кто так делает, я ни в коем случае не осуждаю, поскольку далеко не каждый может себе позволить замену неисправного каталитического нейтрализатора новым.

Тем не менее, неисправный каталитический нейтрализатор можно отремонтировать. Для этого необходимо заменить установленный внутри него керамический элемент универсальным, который обычно металлический, в силу чего более долговечный. Такая замена тоже не дешёвая, но намного дешевле полностью нового каталитического нейтрализатора.

Стоит ли удалять катализатор

Избавляться от каталитического нейтрализатора в новом автомобиле определённо не стоит, так как, во-первых, вы лишитесь гарантии автопроизводителя, а во-вторых, зачем избавляться от того, что новое и исправно работает?

Да, некоторые новые автомобили оснащаются каталитическими нейтрализаторами настолько низкого качества, что их керамические элементы начинают рассыпаться ещё до 50 тысяч километров пробега и это, пожалуй, единственный случай, когда от каталитического нейтрализатора в новом автомобиле лучше избавиться сразу, но перед тем, как это сделать, лучше изучить статистику и опыт других владельцев конкретного автомобиля, дабы убедиться, что проблема имеет место быть.

В заключение отмечу, что при соблюдении всех правил эксплуатации автомобиля максимум, что может произойти с его каталитическим нейтрализатором, это его засорение, что не представляет серьёзной угрозы для двигателя автомобиля, но откладывать решение этой проблемы тоже не стоит.

Ещё публикации по теме:

Понравилась публикация? Поделись!

Каталитический нейтрализатор

Каталитический конвертер — нейтрализатор (англ. catalytic converter ) — устройство в выхлопной системе, предназначенное для снижения токсичности отработанных газов посредством восстановления оксидов азота и использования полученного кислорода для дожига угарного газа и недогоревших углеводородов. Основным требованием к успешной работе катализатора является стехиометрическое соотношение топлива и кислорода.

Содержание

Вредные выбросы

Задачей автомобильного катализатора является снижение количества вредных веществ в выхлопных газах. Среди них:

Принцип работы

Катализатор расположен либо на приемной трубе, либо сразу после нее. Внутри корпуса каталитического нейтрализатора находятся керамическая сотовая конструкция. Соты нужны для того, чтобы увеличить площадь контакта выхлопных газов с поверхностью, на которую нанесен тонкий слой платиноиридиевого сплава. Недогоревшие остатки (CO, CH, NO) касаясь поверхности каталитического слоя, окисляются до конца кислородом, присутствующим также в выхлопных газах. В результате реакции выделяется тепло, разогревающее катализатор и, тем самым, активизируется реакция окисления. В конечном итоге на выходе из катализатора (исправного) выхлопные газы содержат в основном N2 и СО2.

Катализаторы в дизельных двигателях

Источники

Ссылки

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Каталитический нейтрализатор» в других словарях:

каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя автомобиля — каталитический нейтрализатор Ндп. каталитический дожигатель каталитический конвертер каталитический очиститель Устройство для нейтрализации отработавших газов двигателя автомобиля методом каталитического воздействия. [ГОСТ 17.2.1.02 76]… … Справочник технического переводчика

Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя автомобиля — 18. Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя автомобиля* Каталитический нейтрализатор Ндп. Каталитический дожигатель Каталитический конвертер Каталитический очиститель D Katalytischer Abgasreiniger Е. Catalytic converter F… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Каталитический конвертер — Каталитический конвертер нейтрализатор (англ. catalytic converter) устройство в выхлопной системе, предназначенное для снижения токсичности отработавших газов посредством восстановления оксидов азота и использования полученного… … Википедия

ГОСТ 17.2.1.02-76: Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов двигателей, автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин — Терминология ГОСТ 17.2.1.02 76: Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов двигателей, автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно дорожных машин оригинал документа: 9. Белый дым отработавших газов… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ — самодвижущееся четырехколесное транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозок небольших групп людей по автодорогам. Легковой автомобиль, обычно вмещающий от одного до шести пассажиров, именно этим, в первую очередь, отличается… … Энциклопедия Кольера

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Глушитель (акустический фильтр) — У этого термина существуют и другие значения, см. Глушитель (значения). Глушитель устройство для снижения шума от выходящих в атмосферу газов или воздуха из различных устройств. В системах вентиляции используются шумоглушители для снижения… … Википедия

ХИМИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ЯВЛЕНИЙ — изучает химические силы, действующие на поверхности. В общем случае химия поверхности рассматривает свойства трех состояний вещества твердого (Т), жидкого (Ж) и газообразного (Г) и дает описание вещества как фазовой системы. Однако если два… … Энциклопедия Кольера

Opel — Adam Opel AG Тип … Википедия

Mercedes-Benz G-класс — Mercedes Benz G класс … Википедия

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *