какого цель побега мцыри

Какова цель побега Мцыри

какого цель побега мцыриПоэма «Мцыри» была создана Лермонтовым во время его пребывания на Кавказе в 1839 году. На старой военно-грузинской дороге поэт познакомился с монахом, который рассказал ему свою историю. Когда-то он был пленен русскими и увезен из родного аула. По дороге он сильно заболел и офицер, ехавший мимо Мцхеты в Тбилиси, решил оставить его в старом монастыре, в котором, возможно он остановился на отдых. Мальчик вырос при монастыре, стал служкой. Только рассказчик остался в монастыре и продолжал в нем служить, а Лермонтов, изменил сюжет в духе романтизма, которым были увлечены поэты первой половины XIX века. Он заставляет юношу бежать из монастыря, подвергая его тяжким испытаниям.

Лермонтову близки чувства и мысли главного героя. Он, как и главный герой поэмы «Мцыри», был оторван от родины и родных ему людей.

Мцыри было 6 лет, когда его увезли из родного аула. Возраст для ребенка, когда он все осознает, и помнит. Он с болезненной остротой вспоминал родную мать, отца, разговоры горцев, вернувшихся с удачных набегов, разговоры о мужестве, воле. Все это он хранил в своей душе, пока рос. И всегда мечтал, что когда вырастет, он найдет дорогу в родной аул, найдет своих односельчан, родственников. В монастыре ему все было чуждо. Он принял веру внешне, исполнял все обряды со смирением, но в душе он жаждал свободы. И однажды он исчез из монастыря.

Он воспользовался грозой, которой почему-то боялись остальные монахи. Юношу гроза не пугала. Напротив, она скрыла его исчезновение. До утра никто не заметил, что он пропал. Оказавшись на свободе, он наслаждался буйством природы.

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Мцыри признается исповедовавшему его монаху, что он давно хотел увидеть жизнь за стенами монастыря, он мечтал понять, для чего он был рожден.

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

За три дня, прожитые на свободе он успел испытать такую бурю эмоций и чувств, какие не испытывал за все годы жизни в монастыре. Он испытал страх, увидев, что спал фактически на краю обрыва, восторг, наслаждаясь грозой, усталость после долгого бега.

Спустившись в ущелье к роднику, он увидел молодую девушку-грузинку и она взволновала дремавшие в его груди чувства. Он испытал нечто, подобное любви. Потом, когда уставший он лег спать, эта девушка снилась ему.

Победив в неравном бою разъяренного барса, он испытал радость и наслаждение победы над поверженным врагом.

Мцыри вела мечта оказаться в родном краю. Но углубившись в лесную чащу и потеряв из виду горные хребты, он утратил ориентир и заблудился. Лес коварен тем, что человек, не имея ориентиров, возвращается туда, откуда ушел. То же произошло и с Мцыри. Услыхав колокольный звон, он понял, что вернулся назад и потерял сознание. В таком состоянии его и нашли монахи.

Целью побега Мцыри из монастыря было возвращение в родные края. Его вела мечта найти своих близких, родных. Вдохнуть воздух свободы и стать полноценным членом своего свободолюбивого племени.

Правда, нигде не говорится, из какого племени его забрали. Был ли он осетином, черкесом, кабардинцем, или кем-то другим. Северный Кавказ заселяют десятки разных народностей. Но если бы он услышал родной язык, родную речь, он бы вспомнил ее. Только не довелось свободолюбивому юноше увидеть родную землю, родник, с которым он играл когда-то. В заключение приведем цитату Белинского о главном герое:

“Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности”.

Источник

Какова цель побега мцыри?

Главная причина побега Мцыри — стремление обрести утраченную родину — не является единственной. Он хочет узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», то есть задается философскими вопросами бытия. Кроме того, Мцыри стремится познать самого себя, ибо спокойное и безопасное течение жизни среди монастырских стен не может дать ему ответа на этот вопрос. И только дни, проведенные на воле, несмотря на подстерегающие героя опасности, дали ему полноту ощущения и понимания жизни.

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Исключительность, сила духа, неистовость чувств Мцыри заставляют его смело идти навстречу своей мечте через трудности и соблазны.

Открывшийся мир ошеломил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх «грозящей бездны на краю», и жажду, и «страданье голода», и смертельную схватку с барсом. Эти трудности и опасности символизируют те жизненные препятствия, которые встают на пути каждого человека, испытывая его физические и духовные силы. «Могучий дух» Мцыри помогает ему преодолеть физическую слабость. Особенно ярко раскрывается это в битве с барсом, которая стала его самым жестоким испытанием. Хрупкий и слабый, он становится богатырем. Им владеет не страх, а жажда победы, которая и помогает ему одолеть опасного противника, ощутить сладость битвы и восторг победы.

Каким же страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме. Здесь им впервые овладевает отчаяние, так как он осознал безнадежность своего положения, когда «на родину следа не проложить уж никогда».

И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал.

Источник

какова цель побега Мцыри?

Главная причина побега Мцыри — стремление обрести утраченную родину — не является единственной. Он хочет узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», то есть задается философскими вопросами бытия. Кроме того, Мцыри стремится познать самого себя, ибо спокойное и безопасное течение жизни среди монастырских стен не может дать ему ответа на этот вопрос. И только дни, проведенные на воле, несмотря на подстерегающие героя опасности, дали ему полноту ощущения и понимания жизни.

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Исключительность, сила духа, неистовость чувств Мцыри заставляют его смело идти навстречу своей мечте через трудности и соблазны.

Открывшийся мир ошеломил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх «грозящей бездны на краю», и жажду, и «страданье голода», и смертельную схватку с барсом. Эти трудности и опасности символизируют те жизненные препятствия, которые встают на пути каждого человека, испытывая его физические и духовные силы. «Могучий дух» Мцыри помогает ему преодолеть физическую слабость. Особенно ярко раскрывается это в битве с барсом, которая стала его самым жестоким испытанием. Хрупкий и слабый, он становится богатырем. Им владеет не страх, а жажда победы, которая и помогает ему одолеть опасного противника, ощутить сладость битвы и восторг победы.

Каким же страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме. Здесь им впервые овладевает отчаяние, так как он осознал безнадежность своего положения, когда «на родину следа не проложить уж никогда».

И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал.

Источник

Побег Мцыри из монастыря и его цель сочинение рассуждение

Первый вопрос: цель побега Мцыри. Мцыри бежал, чтоб “узнать, прекрасна ли земля”, “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы” и чтоб “пройти в родимую страну”. Что увидел Мцыри? Ответ в строфах 6-й, половине 9-й, 10-й и 11-й. Убежав во время грозы, Мцыри увидел мир, закрытый от него ранее, монастырскими стенами. Поэтому так жадно вглядывается он в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно отмечает все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе. Нельзя не узнать в описанных героем картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: “пышные поля”, холмы с высокими травами, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о растительности Грузии: о высоких травах ее долин (строфа 9), о богатых виноградниках (строфа 11), о спутанных плющом терновниках и густых вечных лесах (строфа 15). Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картины кавказской природы мотивировано тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором развертывается действие, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, то есть оказывается одним из способов создания романтического образа. Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому. Каждое проявление жизни радует юношу, хотя прямо он и не говорит об этом Когда он вспоминает о животных, встретившихся ему в горах, у него появляются особые, как будто специально выбранные слова (“запели птички”, шакал “плачет, как дитя”, змея скользит, “играя и нежатся”). Мцыри воспринимает природу такой, какая она есть. Он видит в ней и безмятежные, почти идиллические картины, когда мир кажется ему “божьим садом”, и грозные, суровые: “груды темных скал”, разделенные потоком и простершие в воздухе каменные объятия, страшный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но он вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, н черные ночи, когда мир делается темным и молчаливым. Эта противоречивость не пугает юношу, она не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то, что Мцыри умеет воспринять природу в ее цельности, говорит о душевной широте героя. В рассказе Мцыри природа предстает не как нечто отвлеченное, она конкретна, зрима. Но вместе с тем нетрудно увидеть, что самый отбор картин и предметов изображения своеобразен. Внимание обращено на то, что говорит о красоте природы, ее величии, грандиозности; реальные картины не приукрашиваются, но из виденного рисуется лишь то, что утверждает героя в мысли о совершенстве мира природы. Поэтому пейзаж в “Мцыри”, несмотря на правдивость и конкретность, не может быть назван реалистичным. Реальные картины предстают в романтическом освещении через восприятие героя. Романтичность пейзажа усиливается от того, что Мцыри, говоря о виденном л природе, стремится передать свое впечатление о ней. Это придает эмоциональность описанию природы. Конкретные образы теряют свои реальные очертания, приобретают слегка абстрактный эмоциональный рисунок. В создании представления о предметах я явлениях природы значительную роль играют эпитеты. Часто именно благодаря им реальный образ предстает в новом качестве. В большинстве случаев эпитеты носят ярко выраженный эмоциональный характер: “горящая бездна”, “сердитый вал”, “волшебные голоса” и т. д. Даже в тех случаях, когда эпитет подчеркивает признак предмета, он не теряет эмоциональной окраски. Так, например, “прозрачная зелень листов”реалистический образ, и в то же время он эмоционально насыщен, вызывает впечатление молодости, свежести, чистоты. Эмоциональность образов часто усиливается при помощи сравнений. Например, “хребты, причудливые, как мечты”; деревья, шумящие “толпой, как братья в пляске круговой” и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя. “Как братья в пляске круговой”- образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; “причудливые, как мечты” – образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми. Лермонтов не стремится к оригинальным изобразительным средствам, нередко он пользуется привычными, сложившимися в романтической литературе и устной народной поэзии. Отсюда большое количество таких ординарных сравнений, как “стройна, как тополь”, “горящих, как алмаз”, “плакал, как дитя” и т. д. и таких эпитетов, как “юность вольная”, “объятья жадные”, “родина святая”. Но они усиливают выразительность монолога героя, взволнованность общего тона поэмы. Наблюдения над характером изобразительных средств в поэме, накапливая представления учащихся об особенностях романтического стиля, помогают ярче понять отношение героя к тому миру, который раскрылся ему во время скитаний. Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало Мцыри ответ на первый вопрос, “прекрасна ли земля?”. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа юноши о виденном. Его монолог – гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полок красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: затем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы – вот вывод. На воле человек счастлив, и Мцыри называет три проведенных вне монастыря дня “блаженными”, он говорит, что его жизнь без этих дней “была б печальней и мрачней бессильной старости” Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.

Вариант 2

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была опубликована в 1840 году. События, описываемые в романе, происходят на Кавказе. Лермонтов, бывавший в этих краях, считал эту местность особенной. Абсолютная свобода и вольность производили на свет людей, способных противостоять превосходящим их силам природы и стихии.

История мальчика, вывезенного русским генералом из горного селения, легла в основу поэмы. По дороге маленький пленник заболел. И генерал вынужден был оставить его на попечение монахам. Так Мцыри оказался в монастыре, в котором он воспитывался и рос. Жизнь вдали от родины, недостаток солнечного света были тяжелы для него. Он чувствовал себя узником, вынужденным жить в заточении.

Несмотря на тоску по родине, Мцыри начал незаметно привыкать к непривычной для себя жизни. Он выучил чужой для себя язык и, казалось бы, готов жить по традициям, навязанным ему. Его окрестили согласно православной традиции, и он должен был принять монашеское послушание. И вдруг, словно по мановению, в душе юноши начало зреть чувство протеста. Как будто в сознании его что-то поменялось и взбунтовалось против уготовленной ему судьбы.

Улучив момент, Мцыри сбежал из монашеской обители. Он не знает дороги. Его ноги ведут его туда, куда зовёт сердце. Внезапно ему вспомнилось всё, что, казалось бы, он забыл навсегда. Память возвращала его в детство. Перед глазами у него стоял родной дом в горном ауле, череда родных лиц: отца, братьев и сестёр. Он вспомнил и то, что в детстве он говорил на другом языке. Слова из родной для него речи вспоминались им.

Не желая жить взаперти, молодой горец делает сознательный выбор между смертью и жизнью в неволе.

Особенности монастырской жизни

какого цель побега мцыри

Чтобы проникнуться идеей поэмы и понять причины побега Мцыри, нужно знать, как возникло христианство, и в каких условиях формировался быт монахов. Первыми послушниками стали люди, которые объединялись, чтобы было легче защитить свою веру, когда вокруг были идолопоклонники и язычники. Те, кому были близки идеалы христианства, строили здания и жили в них, отгородившись от внешнего мира. Они отказывались от плотских утех, трудились, выращивали растения, которые служили им пропитанием, и молились.

В то время, когда были построены первые монастыри, церковь существовала отдельно от государства. Тогда монахами становились только те, кто этого хотел. Через несколько десятилетий произошло объединение государства и церкви. В монастыри стали отправлять людей, которых нужно было наказать.

Согласно уставу, постриг принимался добровольно, а на практике дела обстояли иначе. Среди монахов оказывались неугодные политики, женщины, от которых нужно было избавиться, а также люди, приговорённые к казни. В некоторых случаях лишение жизни заменяли пожизненным заточением. Было ещё много причин, почему человека могли отправить за стены церковного заведения.

Монастыри символизировали неволю, ведь покинуть их было очень сложно, а побег зачастую означал гибель.

Сочинение на тему Побег Мцыри из монастыря

Героем поэмы является грузинский мальчик, который все детство провел в монастыре в окружении религиозных монахов.

Мцыри вырос одиноким юношей в мире молитв и постов, постоянно тоскующим по родной земле и мечтающим вернуться в семью. Перед принятием монашеского обета Мцыри решает совершить побег из ненавистного для него места.

Мысли о побеге посещали юношу с момента, когда привезли в монастырь, и она всегда думал о возможности добраться до родины и надеялся увидеть огромный мир, которого был лишен все годы детства в монастыре. В своих фантазиях Мцыри представлял кавказские горы, зеленые поля, родное село, близких людей.

Наконец, мечта юноши осуществляется, в ночную грозу он покидает стены монастыря.

Несколько дней Мцыри блуждает по лесным дебрям, страшась людей, страдая от холода и голода, не имея возможности нигде переночевать. И, несмотря на физические страдания, он ощущает в это время огромный прилив счастья, поскольку осознал воочию, что представляет собой свобода. Мцыри воодушевлен исполнившейся главной цели своей жизни – обретением свободной жизни.

Но перед юношей стоят и второстепенные цели, которые он хочет достигнуть, убежав из монастыря. Мцыри, являясь истинным романтиком, желает познать все прелести земной жизни и насладиться ими в полном объеме. Он тонко чувствует красоту природы и впечатлен внезапно охватившим его родством с земной стихией.

Независимый характер юноши всегда подсказывал ему, что жизнь в закрытом монастыре не была предначертана для него, он родился на этой земле для свободной жизни. Нахождение в монастыре ощущается им как тюремное заключение, а гордая душа рвется на волю беспрестанно.

За то время, которое молодой человек проводит вне монастыря, он обретает физические и духовные силы.

В один момент на одинокого мужчину нападает хищный барс и Мцыри, прежде слабый и робкий юноша, вступает в смертельную схватку с животным. В этой битве Мцыри одерживает победу, но хищник оставляет на теле юноши раны, несовместимые с жизнью.

Пытаясь найти дорогу из леса и преодолевая боль пот полученных ран, Мцыри снова натыкается на монастырские стены, где в бреду перед самой кончиной признается старому служителю монастыря о самых счастливых днях своей недолгой жизни.

К сожалению, юноше не удалось добраться до родной земли и увидеть близких людей, но это время, что он провел вне монастыря, он прожил независимым человеком, ощутившим в полной мере, что значит дышать вольно, легко и свободно.

Рассказав о судьбе свободолюбивого молодого человека, поэт раскрыл в произведении всегда влекущую его тему стремления к свободе, независимости, а также человеческой возможности обретения счастливой жизни. Свобода – жизненно необходимое качество живого организма и пускай она будет недолгое время присутствовать в жизни человека, на самая главная цель каждого – ощутить ее и постичь.

История создания поэмы

Михаил Лермонтов был болезненным ребёнком, поэтому бабушка возила его на Кавказ. Целебный воздух и минеральные воды способствовали укреплению здоровья, а великолепные пейзажи будоражили воображение. Маленький Миша слушал увлекательные легенды, знакомился с обычаями кавказских народов, и постепенно в его голове возникла идея изложить в поэтических строках историю героя, готового погибнуть за высокие идеалы.

В дневниковых записях, относящихся к тому периоду, когда М. Ю. Лермонтов был подростком, исследователи нашли наброски. Они явно указывают на сюжет и тему будущей поэмы. В дневниках есть такие строки:

От возникновения идеи до написания поэмы прошло более 10 лет. Всё это время Михаил Юрьевич не мог найти идеалы, достойные того, чтобы главный герой был готов за них погибнуть. Уже будучи взрослым, он неоднократно приезжал на Кавказ, впитывал впечатления, любовался величественной природой, но не мог найти основу для сюжета.

В одну из поездок поэт познакомился с монахом, который рассказал, как ему пришлось вырасти среди послушников и со скольки лет он жил в неволе. В детстве его привезли в монастырь и оставили на послушание. Ребёнок болел, поэтому генерал Ермолов не мог везти его дальше. Когда сирота вырос, он делал попытки убежать, но все они оказались неудачными. Во время одного побега он чуть не погиб. Оставшись в монастыре, он посвятил свою жизнь служению Богу.

Рассказ поразил Михаила Лермонтова. Он понял, насколько близки ему переживания маленького мальчика, которому пришлось стать монахом. Так в его воображении возник целостный образ романтического произведения.

В 1837 г. монах рассказал ему свою печальную историю, а в 1839 г. была написана поэма «Мцыри».

Популярные сегодня темы

Мцыри в монастыре

Во время войны между Грузией и Россией погибли родители одного мальчика. Русский генерал Ермолов забрал ребёнка с собой, но вскоре тот тяжело заболел. Гибель семьи произвела на ребёнка такое сильное впечатление, что здоровье не выдержало. Генералу пришлось оставить грузинского мальчика в монастыре среди христиан. Он надеялся, что служители достойно проводят ребёнка в мир иной, когда тот скончается. Вот как Мцыри попал в монастырь. Однако он быстро пошёл на поправку, ведь монахи хорошо ухаживали за ним. Доброе отношение, молитвы, питание — всё это поспособствовало выздоровлению.

Монахи не думали о том, какой веры ребёнок. Они окрестили его, и мальчик стал христианином. Шли годы, сирота проводил всё время в молитвах и трудах, при этом он всё чаще задумывался о побеге. Жизнь в монастыре Мцыри совсем не прельщала, он мечтал дышать полной грудью и совершать подвиги.

Цели побега

Послушники и монахи не знали мирских радостей. Живя среди них, Мцыри понял, что нужно совершить побег. Если он этого не сделает, придётся принять постриг и прожить среди религиозных людей до конца дней. Избавиться от навязанных правил, вдохнуть глоток свежего воздуха — вот какова цель побега Мцыри. Мечты мальчика занимали простые вещи, например:

Стены церкви герой поэмы Лермонтова воспринимал как тюрьму, да иначе и быть не могло. Грузин, рождённый на воле, не мог смириться с духовными оковами. Цели побега Мцыри из монастыря были такими:

По сюжету Мцыри совершает побег во время грозы. Можно считать, что пленник достиг своей цели. За 3 дня он увидел немало, в том числе ему пришлось столкнуться с барсом. Юноша вышел победителем из жестокой схватки. Израненный когтями зверя, он вернулся к стенам монастыря. Казалось бы, побег закончился неудачей, но это не так: пленник почувствовал, как волнительна свобода, ощутил её сладость и насладился полнотой жизни.

Он понял, что «в краю отцов» мог бы стать героем, но судьбой предназначено другое. Из того, сколько дней Мцыри отсутствовал в монастыре, следует, что ему пришлось пройти длинный путь. Юноша убедился, что всё, о чём он думал, находясь за стенами церковного здания, оказалось правдой. Свобода именно такая, какой представлялась, и самое важное то, что главному герою всё же удалось осуществить свою мечту — вырваться из оков.

Источник

Цель побега Мцыри

Поэма «Мцыри» повествует о судьбе грузинского юноши, совсем маленьким привезенного в монастырь и там выросшего. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью. Мцыри одиноко скитался в монастырских стенах, «гоним неясною тоской / По стороне своей родной». Привычный с детства мир служб, молитв и постов все же казался ему неполным, а порою даже враждебным. «…Будто кто-нибудь / Железом ударял мне в грудь» — так герой отзывается о монастырском колоколе, неизменно развеивающем его мечты об утраченных близких и «дикой воле степей». Поэтому неудивительно, что незадолго до пострига, который окончательно сделает его пленником монастыря, Мцыри решается на побег. Юноша задумал бежать давным-давно, возможно, еще в те дни, когда его умирающим привезли сюда: «Давным-давно задумал я / Взглянуть на дальние поля», и цель побега Мцыри полностью ясна. Он стремится добраться на родину, которой был лишен, и познакомиться с тем огромным миром, который был скрыт от его глаз. Не оставляет его и другая надежда: добраться до кавказских гор, откуда его забрали, взглянуть на родной аул, отыскать семью, виденную Мцыри лишь в мечтах.

В грозовую страшную ночь Мцыри выходит «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Следующие три дня он бродит среди лесов, прячется, «как змей», от людей, голодает и не имеет ночлега. Но, тем не менее, это время Мцыри ценит больше, чем всю свою предыдущую жизнь, ведь он впервые узнал, что такое свобода. Так благодаря побегу исполняется одна цель Мцыри — стать вольным.

Помимо поисков свободной жизни, герой преследует и другие цели, как он сам говорит, он стремится «узнать, прекрасна ли земля, / Узнать, для воли иль тюрьмы /На этот свет родимся мы». Мцыри, как и любой романтический герой, задается философскими проблемами, стремится проникнуть в тайны бытия. Время, прожитое им за пределами монастыря, помогает ему понять жизнь, насладиться всей ее полнотой. Теперь Мцыри твердо убежден в том, что ранее знал только подсознательно — вокруг монастыря лежит прекрасный мир, в котором и должен существовать человек. Темница же является абсолютно неестественной средой обитания для гордых душ наподобие Мцыри, более того, даже недолгая жизнь взаперти способна погубить человека, рожденного для свободы, как это и происходит с главным героем поэмы. За несколько дней на воле Мцыри вырастает физически и духовно. Прежде слабый и бледный, он находит в себе силы победить страшного хищника — барса, и понимает, что «быть бы мог в краю отцов / не из последних удальцов». Но самая главная победа Мцыри — победа духовная. Несмотря на свою кажущуюся неудачу: дорога через лес выводит его обратно к ненавистным монастырским стенам, а жестокие раны от когтей барса не дают продолжить путь, Мцыри не сдается. Побег Мцыри из монастыря можно назвать удачным, ведь он обрел внутреннюю свободу. Он не побоялся бросить вызов судьбе, с детства обрекавшей его на плен в монастыре, и прожил последние дни своей жизни именно так, как хотел, на свободе, в поиске и борении. Благодаря этому побег Мцыри, приведший к разрушению внутренней тюрьмы, стал символом вольности как для современников Лермонтова, так и для последующих поколений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *