какого числа выборы в армении 2021 досрочные
Пашинян объявил дату досрочных парламентских выборов в Армении
Досрочные выборы в парламент Армении пройдут 20 июня, сообщил сегодня, 18 марта, на своей странице в Facebook премьер-министр Никол Пашинян.
Как отметил глава правительства, ранее в четверг он встретился с лидером оппозиционной партии и одноимённой фракции «Процветающая Армения» (располагает второй по численности депутатской группой в законодательном органе республики) Гагиком Царукяном. По итогам консультаций стороны зафиксировали, что лучший выход из сложившейся тяжёлой внутриполитической ситуации — проведение досрочных парламентских выборов.
«Учитывая мои обсуждения с президентом Армении, (парламентской) фракцией (большинства) „Мой шаг“, лидером (оппозиционной) фракции „Просвещённая Армения“, 20 июня этого года в Армении пройдут досрочные парламентские выборы», — объявил Никол Пашинян.
Напомним, Армения с ноября 2020 года, когда по итогам боевых действий в зоне карабахского конфликта республика столкнулась с серьёзной военной неудачей, переживает острый внутриполитический кризис. Вопрос проведения в Армении досрочных парламентских выборов появился в политической повестке республики сразу после войны в Карабахе минувшей осенью. В конце прошлого года Пашинян заявлял о начале консультаций по данному вопросу, предлагая двум оппозиционным парламентским фракциям — «Процветающей Армении» и «Просвещённой Армении» — подписать с властями меморандум о том, что в случае отставки премьера они не будут выдвигать своих кандидатов в премьеры, что приведёт к роспуску парламента и назначению внеочередных выборов. Тогда обе оппозиционные фракции отказались подписывать такой меморандум, а «Просвещённая Армения» указала, что выдвинет своего лидера Эдмона Марукяна в главы переходного правительства. Затем это условие со стороны «просвещённых» было снято.
Объединённая в «Движение спасения Родины» (включает 16 партий) оппозиция временным премьер-министром предложила бывшего главу правительства Вазгена Манукяна. Внепарламентская оппозиция вместе с тем отвергла идею проведения досрочных выборов при нахождении у власти Пашиняна. Восприняв это как фактический отказ оппозиции от досрочных выборов, парламентская фракция большинства «Мой шаг», которая поддерживает действующего премьера, в феврале сочла вопрос проведения досрочных выборов «закрытым», заявив, что в обществе нет запроса на проведение внеочередной избирательной кампании.
В конце прошлого месяца произошло новое обострение на общественно-политическом поле страны — 25 февраля Генштаб ВС Армении во главе с генерал-полковником Оником Гаспаряном потребовал отставки премьер-министра Никола Пашиняна. После этого вопрос о проведении внеочередной избирательной кампании вновь стал одним из главных в армянской политической повестке.
«Революционные» против «старых»: чего ждать от выборов в Армении
В воскресенье, 20 июня, в Армении пройдут досрочные выборы в парламент, которые определят, кто станет премьер-министром страны. Основных кандидатов два — и.о. главы правительства Никол Пашинян и второй президент республики Роберт Кочарян. Голосование фактически будет дуэлью между ними — двумя непримиримыми противниками, самыми яркими представителями революционных и так называемых старых властей. Согласно последним опросам общественного мнения, шансы у них практически равны.
Следующему премьер-министру Армении придется решать многочисленные вопросы экономики и безопасности — через 4,5 года истечет мандат российских миротворцев в Нагорном Карабахе, а по трехстороннему соглашению, остановившему войну, они обязаны будут покинуть регион, если одна из сторон не согласится на продление миссии.
В марте этого года, когда Пашинян объявил о проведении досрочных выборов, он был безальтернативным фаворитом, чья победа выглядела неизбежной. Тогда за премьерский блок «Мой шаг», несмотря на поражение в войне, готовы были проголосовать почти 32% опрошенных, а за Роберта Кочаряна и его блок «Армения» — около 6%. Сейчас ситуация изменилась радикально — рейтинги партий Пашиняна и Кочаряна сравнялись. По данным последнего опроса, проведенного 5–7 июня социологической служба MPG (партнер Gallup International в Армении), за блок и.о. премьера готовы проголосовать 23,8% опрошенных, за союзников второго президента — 24,1%.
Всего в выборах примут участие 25 политических сил — 21 партия и четыре блока, баллотируются все президенты независимой Армении с 1991 года, включая первого президента Левона Тер-Петросяна. Помимо двух основных претендентов, еще одна сила имеет шанс преодолеть порог — блок третьего президента страны Сержа Саргсяна «Честь имею» (7,4%).
Важная особенность предстоящих в Армении выборов заключается в правиле, по которому голоса за силы, не преодолевшие барьер (для блоков — 7%, для партий — 5%), пропорционально распределяются между более успешными кандидатами. Конституция Армении также предполагает проведение второго тура голосования, если после распределения голосов ни у одной из партий, блока или коалиции в парламенте не будет большинства в 54%.
Итоговый результат будет сильно зависеть от явки, объясняет армянский политолог Александр Искандарян. «Электорат Пашиняна мобилизован. Они в любом случае придут за него голосовать. А многие люди, которым не нравится Пашинян, не собираются идти на выборы. Задача Кочаряна привести их на участки, — сказал он РБК. — Если явка будет минимальной, то [после пересчета] 30% Пашиняна могут сразу превратиться в 40%. А если учитывать, что 22 из участвующих в выборах сил не преодолеют барьер, и если они соберут хотя бы по полпроцента, то эти 40% могут превратиться уже и в 50%. На это и расчет Пашиняна. Серж Саргсян оставил блестящую Конституцию для любой правящей партии». При Саргсяне в 2015 году были разработаны и приняты на референдуме поправки в Конституцию, введшие парламентскую форму правления.
Из-за того, что практически все силы, идущие в парламент, готовы сформировать коалицию с Кочаряном, у Пашиняна шансов на то, чтобы возглавить правительство, намного меньше, не согласен армянский политолог Степан Даниелян. Он предполагает, что, помимо блока Саргсяна, в парламент могут также пройти «Процветающая Армения» миллиардера Гагика Царукяна и «Просвещенная Армения» во главе с Эдмоном Манукяном — они следующие в рейтинге. И обе эти партии склонны войти в коалицию со вторым президентом.
Почему Пашинян теряет популярность
Один из главных факторов, который повлиял на изменение предвыборных рейтингов 46-летнего Пашиняна в послевоенный период, стало обострение на армяно-азербайджанской границе — в Сюникской и Гегаркуникской областях. 12 мая туда зашли азербайджанские военные и с тех пор отказываются покидать территории, которые Армения считает своими суверенными, в связи с этим страна даже обращалась в ОДКБ. 25 мая там в результате перестрелки погиб армянский военный. А 27 мая Баку заявил о пленении шести армян, которые минировали территорию. Причем Никол Пашинян заявлял, что пленение произошло на территории Армении, а не в азербайджанском тылу.
На рейтинге Пашиняна сказывается и неспособность решить вопрос с военнопленными, которых в Азербайджане остается не менее 150. Правда, на этом направлении за последнюю неделю произошли изменения — 12 июня Армении были переданы 15 человек взамен на карты минных полей на одном из участков в Карабахе (хотя до этого Азербайджан отрицал наличие у себя пленных). Популярности и.о. премьер-министра не добавляют и агрессивные заявления Баку и Анкары о намерении получить «зангезурский коридор», который свяжет Азербайджан с Нахичеванью. Трехстороннее соглашение, остановившее войну в ноябре прошлого года, не подразумевает создание коридора, как некоей отчуждаемой полосы, а только разблокировку транспортных коммуникаций. Тем не менее упоминание Азербайджаном этой формулировки позволяет оппонентам Пашиняна обвинять его в возможном предательстве интересов страны.
Вторая основная причина падения популярности Пашиняна — распад государственных институтов, отмечает Александр Искандарян. В конце мая посты покинули глава МИД Армении Ара Айвазян и ряд высокопоставленных дипломатов — в министерстве остался только один и.о. замминистра. Глава дипломатического ведомства в стране меняется уже второй раз за прошедшие после окончания войны полгода. Его предшественник Зограб Мнацаканян ушел из-за разногласий с премьер-министром еще в ноябре. МИД оставался последним институтом, который сохранил относительную целостность и преемственность после поражения в войне, ранее говорили РБК собеседники-дипломаты в Ереване. До этого в феврале, после того как Генштаб страны, включая его главу Оника Гаспаряна, призвал Пашиняна к отставке, была заменена почти вся военная верхушка страны.
Почему набирает популярность Кочарян
66-летний Роберт Кочарян в последнюю перед выборами неделю, наоборот, усиливается и получает знаковых союзников. 18 июня его поддержал экс-глава Генштаба страны Оник Гаспарян, он призвал сделать так же всех военных. До этого, 14 июня, к Кочаряну примкнул бывший премьер-министр страны Карен Карапетян. Его назначили на эту должность в 2016 году, а в мае 2018 года вместе с третьим президентом Сержем Саргсяном он ушел в отставку. Несмотря на работу в правительстве свергнутого президента, Карапетян сохранил репутацию успешного менеджера и технократа. Он должен был заменить Саргсяна на посту президента после начала волнений в 2018 года, но власти опоздали с транзитом — в результате массовых протестов Саргасян ушел в отставку с поста премьера, правительство возглавил Пашинян.
Кочарян пользуется расположением Москвы — в апреле, только начав свою кампанию, он сразу напомнил о наличии контактов с российским президентом Владимиром Путиным (об их теплых дружеских отношениях не раз говорил представитель Кремля Дмитрий Песков). После этого он дал с десяток интервью российским СМИ, в основном государственным. В них он подчеркивает отсутствие альтернативы России как главного военного союзника Армении, противопоставляя себя Николу Пашиняну, который, по его убеждению, является антироссийским кандидатом. «После апрельских событий 2018 года реальные отношения с Россией несколько перевесили, затмили и закамуфлировали антироссийскую составляющую его настроений, но сейчас это так или иначе начинает проявляться», — сказал он в недавнем интервью «РИА Новости». Хотя Никол Пашинян на митингах призывает к углублению сотрудничества с Россией.
На возражения, почему Москва, главный союзник Еревана, не помогла остановить войну раньше, Кочарян отвечает, что Россия сделала все возможное, но всему виной несговорчивость Пашиняна. «Не получилось [остановить войну] по какой причине? Армянская сторона отказывалась. Насколько я знаю, это можно было сделать (остановить горячую фазу. — РБК) буквально на первой неделе начала военных действий. Россия сделала предложение, армянская сторона последовательно завела этот процесс в тупик. Армянские власти привели ситуацию к войне и поставили Россию в такое неловкое положение и как посредника, и как, с другой стороны, военно-политического союзника», — заявил он в интервью «Коммерсанту».
«Недовольство в обществе [недостаточной ролью России] есть. Тем, что не поддержала во время войны так, как армянам хотелось бы. Но, с другой стороны, понятно, что выбора особо нет, и стратегическое сотрудничество с Россией на сегодняшний день безальтернативно. Российская, а не армянская армия сейчас обеспечивает физическую безопасность жителей армянской части Нагорного Карабаха, — говорит Искандарян. — Теперь просто стало понятно широким массам, а не только экспертам, что интересы России и Армении не совпадают на 100%. Есть, конечно, люди которые говорят, что нужно выйти из ОДКБ и вступить в НАТО, выйти из ЕАЭС и вступить в ЕС. Но это не те силы, которые сегодня имеют хоть какой-то шанс войти в парламент».
Что будет после выборов
Важнее не то, что произойдет 20 июня в день голосования, а что будет на следующий день и 22 июня, считает Искандарян. Он предсказывает, что 21 июня утром обе силы объявят о своей победе, учитывая, что перед голосованием по замерам они шли более менее ровно, и попробуют вывести людей на улицы. Кочарян заявил, что после объявления результатов в Армении могут начаться уличные столкновения. При этом он не сказал, при каком результате люди выйдут на улицы, будут это его сторонники или Никола Пашиняна. Но этого не произойдет, если «ЦИК, избирательные комиссии на местах проведут свою работу четко, в рамках закона», только добавил он.
Степан Даниелян считает, что если победит Кочарян, то сторонники и.о. премьер-министра будут слишком деморализованы для масштабных уличных акций. В этом смысле он меньше сомневается в сторонниках Кочаряна — если волнения и будут, то в случае переизбрания Пашиняна.
Партия Пашиняна выиграла выборы в Армении. Но это не позволяет ему вновь стать премьер-министром
По итогам внеочередных парламентских выборов в Армении партия и.о. премьер-министра Никола Пашиняна «Гражданский договор» набрала большинство голосов — 53,92 процента. Ближайший соперник «Гражданского договора», партия «Армения» экс-президента Роберта Кочаряна, набрала 21,04 процента голосов.
Другие политические силы, не смогли преодолеть проходной барьер, который составлял семь процентов для блоков и пять процентов для партий. Однако, по законам Армении, в случае, если в парламенте оказываются всего две партии, такое право приобретает и партия, оказавшаяся на третьем месте по итогам голосования. Ей оказался блок экс-президента Сержа Саргсяна «Честь имею», набравший 5,2 процента голосов.
Фото: Areg Balayan / AP
«Гражданский договор» получил конституционное большинство в парламенте — 72 из 105 мандатов.
Однако Никол Пашинян уже заявил, что его партия все равно сформирует новое правительство во главе с ним. Политик поздравил граждан страны со своей победой еще во время подсчета голосов, назвав произошедшее очередной «стальной» революцией.
Партия «Армения» экс-президента Кочаряна отказалась признать итоги голосования еще до оглашения финальных результатов. В заявлении указано, что на фоне «многолюдных митингов оппозиции» последних месяцев в Армении такие итоги выглядят подозрительно.
Последние опросы перед выборами предсказывали примерно равные результаты «Гражданского договора» и «Армении» — 23 и 24 процента соответственно.
Конец метаниям. Армения устала от Пашиняна. Восстановит ли страна прежние отношения с Россией после выборов?
Досрочные парламентские выборы в Армении состоятся уже в ближайшее воскресенье — 20 июня. Они станут итогом многомесячного противостояния политических сил, начавшегося после болезненного поражения в войне за Нагорный Карабах. И действующая власть, и оппозиция сходятся во мнении, что только новые выборы могут разрешить политический кризис. В первую после «бархатной революции» битву за власть вступили 26 политических партий и блоков. Но реальная борьба, как показывают результаты последних опросов, развернется между двумя ключевыми игроками — исполняющим обязанности премьер-министра Николом Пашиняном («Мой шаг») и вторым президентом Армении Робертом Кочаряном («Армения»). «Лента.ру» разбиралась, какую роль играет «российский фактор» в предвыборной гонке и как предстоящие выборы скажутся на отношениях Армении и России.
Кризисный период
Еще 25 апреля премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что уходит в отставку, продолжая временно исполнять свои обязанности до досрочных выборов в парламент. Их цель — вывести страну из политического кризиса. Отставки Пашиняна оппозиция продолжает требовать с осени 2020 года, когда Армения и Азербайджан при посредничестве России заключили соглашение о перемирии в Нагорном Карабахе. Оно было подписано в тот момент, когда ситуация для Армении стала катастрофической. Вооруженные силы были загнаны в угол и вынуждены отступить на нескольких фронтах, в то время как азербайджанские военные угрожали столице непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) — городу Степанакерту.
Формальный уход Пашиняна явно не устраивает оппозицию, как и значительную часть населения, которое разочаровалось курсом политика-популиста. Дело даже не в том, что ход с отставкой позволил сохранить ему на время выборов административный ресурс и дал возможность влиять на ситуацию в стране. Недовольство населения вызывает поствоенная политика Пашиняна — от скандала с российскими оперативно-тактическими ракетными комплексами (ОТРК) «Искандер» до неспособности выстраивать отношения с союзниками на международной арене. Кроме того, спустя более полугода после прекращения огня по-прежнему нестабильной остается ситуация на границах Армении. Нерешенными, в частности, являются два болезненных вопроса: делимитация и демаркация границ и судьба армянских военнопленных, часть из которых была захвачена на территории Армении после прекращения боевых действий.
Требования армянской стороны, впрочем, привели к некоторым результатам, хотя на границе до сих пор сохраняется напряженность. 12 июня Азербайджан при посредничестве Грузии и США передал Армении 15 пленных. Их освободили после того как Ереван предоставил Баку карты с расположением 97 тысяч противотанковых и противопехотных мин в Агдамском районе. «Хочу попросить прощения у тех родителей, чьи сыновья вернутся не сегодня, за то, что их возвращение вновь затягивается. Надеюсь, они отнесутся к этому с пониманием», — заявил Пашинян после возвращения пленных на родину.
Но несмотря на попытку выстроить диалог с населением, ситуация продолжает вызывать обоснованное негодование в Армении. Ведь в Азербайджане ранее заявляли, что 140 удерживаемых лиц не подлежат обмену, поскольку либо были захвачены после окончания боевых действий, либо обвиняются по статьям «наемничество», «терроризм» и «военные преступления». «Азербайджан манипулирует списком армянских пленных и отказывается признавать факт удержания в плену армянских военнослужащих даже при наличии доказательств и видеоматериалов, опубликованных азербайджанскими пользователями в соцсетях», — заявили в Министерстве иностранных дел Армении.
Геополитические метания
На фоне безрезультативных попыток вернуть пленных и обезопасить границы, менее чем за неделю до выборов Пашинян призвал углубить военное и стратегическое сотрудничество с Россией в ответ «на агрессивную политику Азербайджана». Но в Кремле пока наблюдают за развитием ситуации и ждут результатов парламентских выборов. Очевидно, что Пашинян не рассматривается российской стороной как сильный и системный игрок, с которым можно выстраивать долгосрочный диалог. Время показало — ориентация на Россию отошла во время правления Пашиняна на второй план, тогда как редкие пророссийские заявления были связаны исключительно с попыткой справиться с внешнеполитическими вызовами.
Впрочем, Россия несмотря ни на что продолжает играть роль миротворца, в то время как Европейский союз и США де-факто исключены из игры по Нагорному Карабаху, даже несмотря на все попытки вернуться в нее. Так, принимая с официальным визитом армянскую делегацию в Елисейском дворце, президент Франции Эммануэль Макрон призвал к деэскалации и возобновлению диалога, настаивая на том, что пограничные вопросы должны решаться путем переговоров. Однако даже Минская группа ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция, за последние годы окончательно продемонстрировала свою неспособность найти политическое решение кризиса.
В этой ситуации именно от позиции российской стороны зависит то, как быстро Армения сможет выйти из политического тупика и восстановиться после войны в Нагорном Карабахе. Как верно отметил первый президент Армении Левон Тер-Петросян, ключ к решению проблемы находится в руках у России. Более того, сама история доказывает, что поступательное развитие Армении зависит от стратегического партнерства с Россией — главным миротворцем в Закавказье. Поэтому разворот в сторону России, который могут поддержать миллионы армян, выглядит самым логичным решением после проведения досрочных парламентских выборов.
«Российский фактор» действительно играет чуть ли не главную роль в предвыборной гонке в Армении. Во внутриполитических баталиях тема будущего армяно-российских отношений связана с позицией России по конфликту в Нагорном Карабахе и ее нежеланием предоставлять дополнительную военную помощь Армении помимо уже существующей поддержки. Во многом это объясняется отсутствием доверия Кремля к Пашиняну, который стал заложником своей довоенной политики и общественных настроений. Выстраивая свой образ как демократа, не связанного с постсоветскими элитами, он вынужден был действовать радикальнее любого националиста, использующего антироссийскую риторику. В итоге это привело к стратегическому недоверию России к нынешнему правительству Армении.
Разнонаправленную деятельность Пашинян демонстрировал с самого начала восхождения на политический олимп Армении. Его стратегия построена на том, чтобы играть на противоречиях между державами и одновременно сделать Армению объектом этих самых противоречий
Вывести из застоя
Естественно, до парламентских выборов 20 июня никаких подвижек в вопросе урегулирования ситуации на границе Армении и Азербайджана ожидать не стоит. Что-либо изменить в нынешнем положении и вывести страну из сегодняшней депрессии удастся лишь после подведения итогов голосования и формирования нового правительства. Вероятность второго тура на выборах достаточно велика. Впрочем, если ни одна из партий или блоков не наберет достаточное количество голосов, в Армении может быть создана коалиция против правящей партии.
Так или иначе, за голоса избирателей поборются 26 партий и блоков. Кампания в Армении действительно уникальна — в ней участвуют сразу три бывших президента и действующий руководитель страны в статусе исполняющего обязанности премьер-министра. Первый президент Левон Тер-Петросян возглавляет список партии «Армянский национальный конгресс». Второй президент Роберт Кочарян — лидер блока «Армения». Третий президент Серж Саргсян не присутствует в партийных списках, но его «Республиканская партия» вошла в блок «Честь имею», а сам политик активно ведет агитацию.
Но основная борьба за власть развернется именно между политическими блоками Пашиняна и Кочаряна. Как свидетельствуют результаты последнего исследования, проведенного армянской дочкой компании Gallup International Association, за блок «Мой шаг» готовы проголосовать 23,8 процента опрошенных. В марте этот показатель составлял около 30 процентов, но сейчас положение дел серьезно изменилось. Популярность продолжает набирать блок «Армения», рейтинг которого вырос с начала весны более чем на 15 процентов. За политическую силу Кочаряна готовы проголосовать уже 24,1 процента опрошенных.
Существенно отстает от двух политических сил блок «Честь имею» (7,4 процента), лидером которого является бывший глава Службы национальной безопасности Артур Ванецян. По последним данным, еще две партии имеют возможность попасть в обновленный парламент — это «Процветающая Армения» (3,7 процента) предпринимателя Гагика Царукяна и «Просвещенная Армения» (3,1 процента) правозащитника Эдмона Марукяна.
Как итог, Пашинян крайне ослаблен перед выборами, его политический курс открыто оспаривается частью государственного аппарата, в том числе высшими военными кругами.
По мнению научного сотрудника Института экономики Российской академии наук политолога Александра Караваева, в Армении реваншистские настроения продолжат укрепляться вне зависимости от того, кто победит. Он при этом подчеркивает, что победа Пашиняна более предпочтительна для Азербайджана. «Пашинян оказался хорош для Азербайджана тем, что довел ситуацию до войны, в которой Армения проиграла. С другой стороны, он уже в какой-то мере отыгранная карта для Баку. Из него будет сложно выжать что-то еще», — сказал политолог и добавил, что устойчивость Пашиняна более выгодна для Азербайджана с точки зрения исполнения договоренностей о прекращении войны в Нагорном Карабахе.
В ожидании перемен
Кочарян, который, судя по опросам, уже опережает Пашиняна по уровню общественной поддержки, напротив, настаивает на выстраивании жестких, прагматичных отношений с Азербайджаном и Турцией, с одной стороны, и стабильном политическом союзе с Россией — с другой. Как отметил сам политик, среди основных целей прихода его команды к власти — обеспечение безопасности страны, восстановление экономики и нейтрализация внутриполитического напряжения.
Интересны последние заявления Кочаряна. Он считает, что Армения сама должна решать свои проблемы и предпринимать шаги для обеспечения безопасности своих границ, а не только ожидать помощи от союзников. Именно поэтому политик пообещал решить вопрос с боеспособностью Вооруженных сил Армении. В ходе агитационной кампании он напомнил, что в августе 1992 года за считанные месяцы удалось из добровольческих отрядов сформировать регулярную армию, что стало залогом успеха. Нынешнее правительство, считает Кочарян, сделало все наоборот — вернулось к началу 1992 года, что и стало одной из основных причин поражения в войне за Нагорный Карабах.
На восполнение потерь вооружения уйдет три года. Это наши сроки
Действующая власть во главе с Пашиняном виновата и в нынешнем обострении на границе с Азербайджаном, подчеркивает Кочарян. Он считает, что правительство ничего не сделало для укрепления рубежей, разместило позиции глубоко в тылу, а теперь, когда Азербайджан продвинулся вперед, — «кричит на весь мир» и просит о помощи. При этом почти у всех стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) гораздо лучшие отношения с Азербайджаном, который не является ее членом, чем с Арменией.
Безусловно, такое положение дел требует проведения серьезных внутренних реформ. «Сам факт моего прихода к власти уже закрутит все эти колеса. Будут достаточно сжатые сроки, и на следующий день все почувствуют, что маховик стал крутиться, управляемость восстановлена», — сказал Кочарян в интервью изданию «Коммерсантъ». Он согласен, что та же ситуация на границе с Азербайджаном должна разрешиться в первую очередь путем переговоров, но если Армения «не покажет зубы противнику», — то есть не восстановит боеспособность армии, — то после урегулирования этого инцидента аналогичная ситуация может возникнуть на других участках границы.
Материалы по теме
Российский вектор.
В чем сила?
Так или иначе, Кочарян сумел собрать вокруг себя убедительную политическую команду, в которую вошли его давние соратники и представители партии «Дашнакцутюн» — старейшей в Армении политической силы. Ставка сделана на профессионалов и управленцев, которые смогут изменить вектор развития Армении. Как внешний, связанный с выстраиванием более тесных отношений с Россией, так и внутренний, направленный на реформирование Вооруженных сил Армении и проведение реформы для оздоровления экономики.
Что интересно, Кочарян уже заявил о легальных возможностях закрытия политического проекта Пашиняна при проигрыше исполняющего обязанности премьер-министра. Кочарян рассказал о намерении бороться с деятельностью фонда «Открытое общество» американского бизнесмена Джорджа Сороса. Он отметил, что есть две модели: «Или запрет, или они признают себя иностранными агентами. Если они готовы выступать в качестве иностранных агентов, то окажутся под строгим контролем. Это модель, применяемая в других странах».
Мы просто сформируем законодательное поле, после чего будут либо жесткие ограничения, либо прямой запрет на деятельность такой организации
Последние десятилетия истории Армении оказываются по-настоящему трагическими. Стратегический курс после распада Советского Союза далек от того, чтобы называть его успешным, даже несмотря на противоположные ощущения, которые царствовали в стране с 1994 года, после победы над Азербайджаном. Все это осталось в прошлом. В нынешний период своего развития Армении необходимо в политическом смысле переключиться с эмоций на стратегические расчеты.
Вполне возможно, что именно внеочередные парламентские выборы станут началом нового периода армянской государственности. В перспективе Армения может оправиться от военного поражения, но только за счет экономического роста и налаживания союзнических связей на международной арене — единственных средств от потери территорий в Нагорном Карабахе. Однако для этого необходимо меньше верить в громкие политические лозунги, меньше играть эмоциями и научиться смотреть на себя без самоуверенности — злейшего врага благополучия.
Последние дни предвыборной гонки в Армении разворачиваются на фоне сложнейших внутренних и международных противоречий. Перед избирателями стоит не просто вопрос о том, какая партия придет к власти. Важно, что 20 июня армяне выберут пути решения острейших проблем. Продолжит ли страна свой путь к сближению с Россией, как того желают сторонники Кочаряна, или вернется к политике многовекторности, которой придерживался Пашинян? Какие отношения Армения установит со своими соседями, «потомственными врагами» Азербайджаном и Турцией?
Ответить на эти и другие болезненные вопросы попытаются сами избиратели, которым ничего не остается, кроме как проголосовать и выбрать дальнейший путь развития страны. Иные варианты, в том числе смена власти через улицу, могут лишь усугубить политический кризис и привести Армению на край пропасти. Ведь реальная цена этих парламентских выборов, проходящих в один из самых сложных моментов в современной истории Армении, — сохранение государства.