какого числа распяли иисуса христа в пятницу 13
Страшный день календаря. Трискадефобия
Сегодня пятница, 13-е. Многие уверены, что в такой день ничего хорошего произойти не может
Вечерняя Москва 13.01.2006
Однако суеверие, связанное с этим днем, пришло значительно раньше – из глубокой древности. Еще в древневавилонском календаре символом 13-го числа месяца был символ смерти ворон, в Таро 13 – карта смерти.
Согласно древним поверьям в такие дни на шабаш слетались 12 ведьм, а тринадцатым в самый разгар веселья являлся сам сатана. Пифагор говорил: «Это число содержит зловещее таинство вещей».
Страх перед пятницей, 13-го, так распространен, что для него психиатры придумали особый термин: параскевидекатрияфобия. Потом его упростили до «трискайдекафобии» и в конце концов остановились на «трискадефобии».
Суеверным людям, страдающим такой фобией, для сохранения душевного спокойствия врачи советуют не планировать на пятницу, 13-го, серьезных и ответственных дел. Нет, с точки зрения современной науки причина боязни не в возможных неудачах, которые случаются в этот день, не в самом магическом числе, а в психологии людей, которые накануне «черной пятницы» уже негативно себя настраивают. Специалисты отметили, что согласно последним исследованиям каждый четвертый европеец испытывает определенный страх перед этим днем.
Известно, что многие знаменитые и образованные люди действительно испытывали страх перед пятницей, 13-го. Отрицательно относилась к «черной» пятнице и числу 13 английская королева Елизавета. Когда в 1965 году она приезжала в Германию, организаторы заметили, что поезд прибывает на 13-й путь вокзала в Дуйсбурге! Срочно поменяли нумерацию: поезд королевы благополучно прибыл на путь 12-а.
Среди композиторов, которые испытывали панический страх перед числом 13, кроме модерниста Шонберга, были и классики – Россини, Вагнер, Шопен.
Иоганн Вольфганг Гете пятницу 13-го числа обычно проводил в постели. Наполеон никогда не проводил сражений в этот день, Бисмарк не ставил свою подпись даже под самым безобидным текстом. Американский президент Франклин Делано Рузвельт уклонялся от того, чтобы отправляться в поездки в 13-й день каждого месяца, даже если это был безобидный вторник. Итальянский писатель Габриэль Д’Аннунцио все свои письма 1913 года датировал 1912+1.
Сегодня суеверие вокруг цифры 13 широко популярно в Германии. Поэтому в самолетах немецких авиакомпаний 13-го ряда нет. Даже ВМС США в этот день воздерживаются от спуска новых кораблей на воду. В Америке во всех небоскребах после 12-го этажа следует 14-й, в госпиталях нет палат под номером 13, а немногочисленные квартиры, имеющие этот номер, сдаются за полцены.
Многие всерьез считают, будто над Америкой тяготеет проклятие, о котором свидетельствует… банкнота достоинством в один доллар! Ведь на ее обратной стороне слева изображена усеченная 13-этажная пирамида, орел справа держит в одной лапе пучок из 13 стрел, а в другой – лавровую ветвь с 13 листочками, а над головой орла видны… опять же, 13 звезд.
Но далеко не во всех странах число 13 имеет дурную славу. Это суеверие привилось только на Западе. Востоку оно глубоко безразлично. А древние евреи его даже уважали: когда-то Израиль был разделен на 13 частей, и иудеи верят, что 13-го числа придет мессия. А у древних египтян число 13 символизировало благосклонность богов и само бессмертие! Православная церковь, которая упорно борется, но так и не может победить суеверия, ставшие платой России за десятилетия безбожия, не видит в этом дне никаких дурных знамений, считая, что символика числа 13 извращена и опошлена.
На самом же деле, число 13 – это основополагающее, замечательное число, поскольку 13-м среди 12 апостолов был не Иуда, а сам Христос. Поэтому число 13 – это полнота Церкви, это начало бытия Церкви. Да и страстная пятница на самом деле послужила доказательством бессмертия души и тела Иисуса, свидетельством тщетности любых страхов и страданий перед лицом истинной любви.
Мифы пятницы 13-го: распятый Иисус и изгнанный из церкви Кастро
Лидер революции родился в пятницу 13-го, а вирус «Иерусалим» устроил компьютерную эпидемию.
Мистический день пятницы 13-го числа, наверное, тысячелетиями обрастал страшными мифами и ужасными легендами.
Существует версия, что черная пятница стала мистической, так как в этот день распяли Иисуса Христа, а зло и нечистая сила завладела миром, пока он не воскрес.
И хотя зло после воскресения и потеряло власть, но суеверные жители США боятся выходить из дому в пятницу 13-го, а экономика теряет миллионы долларов.
День казни
Вполне возможно, что миф о страшной пятнице возник со времен древней Римской империи. Пятница была традиционным днем для казней. А наказание смертью в Риме были самыми разнообразными и осуществлялись в основном публично.
Рабов распинали на крестах, приговаривали к борьбе с тиграми и медведями, забивали кнутом до смерти и сжигали заживо. Так древние римляне оправдано до смерти боялись приближения пятницы, хоть и не 13-го числа.
Распятие Иисуса в пятницу
Есть гипотеза, что пятницу 13-го приобрела страшное и демоническое значение после того, как именно в этот день распяли Иисуса Христа.
По лунному еврейскому календарю Иисуса казнили в пятницу, которая выпала на 13-й день месяца нисана 31 года нашей эры. Согласно Евангелию, на следующий день, т.е. в субботу, евреи праздновали Пейсах, а он всегда празднуется 14 нисана.
После смерти Иисуса злые силы захватили землю и руководили ею, пока Спаситель не воскрес спустя три дня. Поэтому пятница 13-го осталась в истории, как день, когда нечистая сила изрядно нагулялась на земле.
Черный доллар США
Больше всего от пятницы 13-го страдают США, которые в этот день теряют миллионы долларов. Ведь суеверные американцы внезапно заболевают и просят дать им отгул, а смельчаки, которые таки пришли на работу просто отсиживают день.
В начале ХХ века в США даже был создан «Клуб тринадцати», который испытывал суеверия «на прочность». В черную пятницу 13-го они собирались в доме под номером 13, здоровались через порог, рассыпали соль, били зеркала и пришивали пуговицы на себе. И вроде никто из участников клуба от этого не умер.
Демонический Фидель с Кубы
Лидер кубинской революции Фидель Кастро родился в пятницу 13 августа 1926 в зажиточной семье. Его отец Анхаль Кастро был богатым землевладельцем. Фидель получил хорошее образование и работал адвокатом.
Да и революция и свержение диктатуры генерала Батисты тоже прошла успешно. Но в 1962 году Папа Иоанн ХХІІІ отлучил Фиделя Кастро от церкви. Рожденный в пятницу 13-го лидер остался без покровительства духовников из-за собственных коммунистических взглядов.
Компьютерная пятница 13-го
В пятницу 13 октября 1987 года в компьютерном мире наступила одна из крупнейших на то время компьютерных эпидемий. Вирус под названием «Иерусалим» заразил и вывел из строя тысячи компьютеров.
Маленькая программа при каждом запуске программ добавляла к ним свой код и увеличивала их размер. Таким образом, программное обеспечение просто выходило из строя из-за собственных гигантских килобайтов, которые не помещались в памяти.
Корабль «Пятница»
Моряки в Великобритании считают пятницу, а тем более 13-го числа, не лучшим днем для начала путешествий. Существует легенда, что в ХІХ веке командование Королевского флота однажды решило продемонстрировать, что ничего страшного в пятницу нет.
В пятницу 13-го новый корабль под названием «Пятница» отправился в свое первое путешествие. А командовал им капитан Джеймс Фрайдей. Судно отплыло в море, и больше его никто не видел с тех пор.
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Пятница, 13-е
Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
(Гал. 5: 1)
Еще в начале этого, 2016 года стал свидетелем такого разговора:
– Удачным должен год стать. Всего одна пятница с 13-м числом, да и то в месяце, когда все маются, – в мае.
И действительно – проверил дома – одна пятница, отношение к которой столь неоднозначное. Только успокоения этот факт не принес, ведь это далеко не единичный пример, когда суеверие становится духовным руководителем.
О пустых ведрах, стуканье по дереву, тяжелом понедельнике и черной кошке вообще говорить не надобно, ибо они в общепринятом употреблении, как говорят, притча во языцех. У моего соседа по лестничной клетке тоже персональная особенность есть, к сожалению, со мной грешным связанная. Где-то он услышал, что если с утра попа встретить, то весь день насмарку, поэтому всегда ждет, горемычный, пока я в храм уйду, или раньше меня старается на работу отправиться.
Суеверие – болезнь всех времен и народов, независимо от их социального, исторического или технического уровня.
Именно болезнь, которая, к сожалению, имеет свое реальное физическое отражение. Не столь давно обратился ко мне врач-хирург с просьбой, каким-то способом помочь его другу, также медику, избавиться от предсказания гадалки-цыганки. В уже далекие 1980-е ему было данной «прорицательницей» скороговоркой указано, что «проживешь ты, милок, до 57 лет и помрешь». И вот грядет год, когда окончится отмерянное гадалкой время жизни, и врач стал разительно похож на героя сказки А.С. Пушкина, который ни спать, ни есть не может, так как «время идет, и срок уж близенько».
Казалось бы, просвещенный век, технологии будущего, наука, пытающаяся все объяснить, – и вдруг дремучее невежество. Отчего же раз за разом слышим: «не так звезды сложились» или «день несчастливый»? Почему же столь живуч этот грех, который не только «портит настроение», наносит душевную рану, но еще и откровенно гробит наше физическое здоровье? Почему утверждения и предупреждения всех монотеистических религий (христианства, ислама и иудаизма) о пагубности суеверий лишь «горох об стену», выстроенную лукавым?
Вопросы эти повсеместны и постоянны, хотя ответ элементарен и прост: отсутствие веры в Бога или ее наивное понимание.
Это не рудимент языческого прошлого, а вполне реальная сила, паразитирующая на философии потребления
Сегодня в любом граде и любой веси маковки храмов увидеть не сложно, но главный ветхозаветный грех – многобожие – по-прежнему живуч и силен. Это не рудимент нашего языческого прошлого, а вполне реальная сила, паразитирующая в недавнем прошлом на безбожии, а нынче на философии общества потребления. Здесь никакие гаджеты и научные достижения не помогут. Человеку, не желающему, как пел А. Галич, «выйти на поиски Бога», хочется закрепить свое благополучие, получить уверенность в дне завтрашнем иным способом – обычно более легким. Как только данное желание определяется, тут же обязательно появляется ловкий советчик, который будет прост, современен и убедителен. Он предложит ворох «простых решений», которые в сути своей имеют магическую составляющую, то есть путь, где Богу места не находится.
Добавим к этим стараниям лукавого «дельца» нашу внутреннюю, часто неосознанную и неосмысленную приверженность к непонятно откуда взявшимся «преданьям старины глубокой». Наверное, каждый слышал знаменитое «так все делают», хотя кто эти «все» и почему делают именно «так», не объясняется. Своего рода аксиома, которую не нужно истолковывать.
Суеверия имеют свойство трансформироваться, преобразовываться и приспосабливаться. За примерами далеко ходить не надо, достаточно побеседовать с теми, кто пребывает в серьезной алкогольной зависимости. Если в не столь давние времена они активно общались с племенем гоголевских потусторонних сущностей, то нынче ведут полемику и дискуссии с гуманоидами всех мастей, а также с «живыми объектами» из компьютерных и экранных страшилок.
Или иной пример: мой компьютер регулярно приводит в порядок хороший мастер, которого знаю уже много лет; и перед тем, как начинать восстанавливать эту электронную машину после моего безобразного к ней отношения, он ставит рядом с ней прозрачный кристалл-пирамидку.
– От вирусов и поломок, – отвечает компьютерщик.
Так что говорить о том, что суеверны лишь малообразованные, непросвещенные и невежественные люди, не следует.
За повседневными службами, требами и проповедями к «прочитанному Евангелию» или празднику не нужно забывать, но постоянно, регулярно, ежедневно и ежечасно напоминать: любое суеверие есть отречение от Бога, а вера в любую примету – отказ от помощи Божией. Да и строчку из нашей главной молитвы «но избави нас от лукавого» почаще растолковывать.
Вот тогда и не будем считать тринадцатые пятницы.
Время распятия Христа, размышление Пастыря
В какой день недели и в котором часу был распят Христос? В какой день недели была Вечеря?
19.03.2011 В какой день недели и в котором часу был распят Христос?
В какой день недели была Вечеря?
Эти вопросы вызвали живое обсуждение в блоге главного редактора «Международной христианской газеты» Андреаса Патца. Предлагаем вашему вниманию две точки зрения – точнее, два интересных размышления на эту тему. Как всегда, мы остаёмся открыты для дискуссии, обмена мнениями – как в блоге, так и на страницах нашей газеты. Главное, чтобы эти обсуждения приближали нас к нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу, помогли лучше понять пророческие строки Писаний.
Уверен в одном: Искупитель мой жив!
На первый взгляд, все лежит на поверхности, но стоит только открыть Новый Завет. Евангелисты говорят – пятница. Но тогда, если Христа распяли в пятницу и положили в гробницу при последних лучах солнца, а воскрес он в воскресенье рано на рассвете, то выходит, что в гробнице Он находился около 40 часов, т.е. чуть более полутора суток. Но ведь речь должна идти о трех днях и трех ночах. Это сказал сам Христос: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12:40). Как же объяснить подобное несоответствие?
Если посчитать вечер пятницы, полную субботу и начало воскресенья, то можно назвать это тремя днями. Так действительно могло быть. Более того, слова Иисуса о Себе: «. И в третий день воскреснет» (Матф. 20:19) или фраза учеников, возвращающихся в Эммаус: «. Уже третий день ныне, как это произошло» (Луки 24:21) – могут указывать на пятницу как день смерти.
Но есть одно «но» – две вместо трех ночей. Если Христос был распят в пятницу, Он не мог быть «в сердце земли» три ночи. Только две. Конечно, если тьму окутавшую Иерусалим на три часа, в день казни Иисуса Христа, назвать ночью, то у нас будет три дня и три ночи. Может и так, но мне не верится. Ведь Христос не был в могиле во время этого жуткого знамения. Более того, Он был еще жив (Матф. 27:45-50). Так что версия замещения недостающей ночи трехчасовой тьмой кажется притянутой «за уши».
Есть и еще один вариант, он подойдет тем, кто увлекается аллегорическими толкованиями. Третья ночь – это период от смерти Христа на кресте до момента, когда воскреснут все умершие верующие. Цепочка размышлений примерно такая: верующие являются Телом Христовым, но верующие умирают, поэтому воскресение началось, но не завершилось, а завершится с воскресением всех верующих, и тогда в фразе «три ночи» будет поставлена точка.
Для себя я делаю промежуточный вывод. Либо фразу «три дня и три ночи» не нужно понимать буквально, а стоит отнестись к ней как к некоему фразеологическому обороту, либо Христос был распят не в пятницу, а в четверг.
В котором часу распяли Иисуса? «Был час третий и распяли Его» (Марка 15:25). Но в Евангелии от Иоанна зафиксировано время суда у Пилата: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой» (19:14). Как мог Пилат судить Иисуса в шесть часов, если в три Христа распяли? Марк, Лука и Матфей пользуются греческим (римским?) временем, а Иоанн – еврейским? Еврейское считает часы дня от рассвета, и, соответственно, шесть часов по еврейскому времени – это у нас полдень. А греки считают от полуночи и от полудня, так что три часа дня – это 15.00 у нас (или три часа ночи). И тогда получается, что в полдень (шесть часов по еврейскому, у Иоанна) состоялся суд у Пилата, а в 15.00 (три часа у Марка) началось распятие.
Но, во-первых, почему Марк, Лука и Матфей используют греческое время? Ну, ладно – Марк, а Матфей, который писал евреям? Во-вторых, даже если это так, т.е. Марк по-гречески, а Иоанн по-еврейски, все равно остается проблема. Чтобы ее увидеть, нужно задать вопрос: а в котором часу тогда зашло солнце? Ответить поможет знание длительности светового дня и времени восхода солнца. Длительность светового дня должна быть близкой к 12 часам, потому что, во-первых, это южные широты, а, во-вторых, весна, день весеннего равноденствия где-то рядом. Так что день занимает ровно половину суток, или 12 часов. А в котором часу рассвет? Логично предположить, что в шесть часов утра «по-нашему», и тогда закат, соответственно, в 18.00.
Теперь нужно посчитать. Как я уже писал, в 12.00 (шесть часов по-еврейскому у Иоанна) состоялся суд у Пилата, а в 15.00 (три часа у Марка) началось распятие. Через три часа, т.е. в 18.00, Иерусалим на три часа – до 21.00 погрузился во тьму («от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого»; «в шестом часу настала тьма и продолжалась до часа девятого», Марка 15:33). Примерно в это время – в 21.00 Христос испустил дух.
Если это так, тогда никакого чуда с тьмой не было, просто зашло солнце – и все. Да и Христа погребли уже после захода солнца, т.е. в день Пасхи. Судя по всему, эта теория совершенно не жизнеспособна и не выдерживает критики.
А что, если было наоборот? Иоанн, как написавший более позднее Евангелие (при этом, скорее всего, живя не в Иерусалиме), использовал греческий вариант счета времени, а Марк и Матфей – еврейский? Иоанн в своем Евангелии о времени говорит в первой главе, описывая встречу Андрея и еще одного ученика Иоанна Крестителя с Иисусом: «Они пришли и увидели, где Он живет и пробыли у него день тот. Было около десятого часа». Могло ли это быть еврейское время, т.е. 16.00 по-нашему? С большой натяжкой. Скорее всего это было 10 часов утра, т.е. 10 часов после полуночи, по-гречески, и ученики пробыли с Иисусом весь день.
Второй раз Иоанн говорит о времени в четвертой главе: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» – это известная встреча с самарянкой. Если по-еврейски, то 12.00 у нас, а если по-гречески, то шесть часов – либо утра (что мало вероятно), либо вечера, что весьма логично, учитывая учеников, озабоченных поисками еды и удивленных реакцией Иисуса на принесенные продукты.
Мог ли суд у Пилата состояться в шесть утра, т.е. чуть ли не на рассвете? Учитывая жаркий климат, в котором все важные дела принято делать, пока не припекло солнце, а также не забывая о том, как торопились враги Иисуса, желая успеть разделаться с Ним до Пасхи, думаю, что мог и состоялся.
Я остановлюсь на полпути если не подниму вопрос о последней Вечере Христа с учениками. Принято считать, что Вечеря была в четверг. Но если Пасха – в субботу, то начинать праздновать нужно в пятницу после захода солнца, разве не так? Но в пятницу Христа уже распяли.
Что побудило Христа начать пасхальную трапезу раньше?
1. Христос предвидел, что в пятницу Он будет распят, пригласил учеников на день раньше, пренебрегши канонами (как Он делал это ранее в отношении субботы).
2. Поскольку в тот год Пасха пришлась на субботу (Пасха, с ее подвижным графиком, могла выпасть на любой день недели), празднование, по мнению некоторых иудеев, можно было перенести на день раньше. А чем плоха суббота для празднования Пасхи? В субботу нельзя разжигать огонь, а, по канонам, нужно было сжечь кости ягненка, оставшиеся от вечерней трапезы. Получалось, что одни иудеи праздновали с вечера четверга и в пятницу, а другие – с вечера пятницы в субботу.
3. Между Галилеей и Иудеей существовала разница в религиозном календаре в отношении празднования Пасхи (как-то это связанно с ессеями). Поэтому галилеяне, а именно к ним относился Иисус и большинство учеников, праздновали по-своему. Возможно, что даже не в четверг, а в среду или вторник. Эта точка зрения не очень распространена, появилась сравнительно недавно, благодаря свиткам Мертвого моря, но в одной из своих проповедей нынешний наместник римского престола Бенедикт XVI озвучил именно ее.
Не могу сказать, что по всем этим вопросам я имею железобетонную уверенность. Но уверен в одном: Искупитель мой жив! И это для меня главное, а остальное – вещи с ограниченной ценностью.
Пастор Мирослав КОМАРОВ
г. Луганск, Украина
Календари и история, библейская и светская
Вопросов здесь множество, и чтобы ответить на каждый из них и рассмотреть все возможные варианты, наверное, можно написать книгу. Хотя в ваших вопросах можно найти и ответы. Самое главное, на что хотелось бы обратить внимание и в чем вы убеждены, что есть «вещи с ограниченной ценностью». То есть их хорошо и полезно знать, но они не влияют на наши отношения с Богом. Самое главное – верить в Иисуса Христа как своего личного Спасителя, жить по тем принципам, которые Он предлагает и принимать то служение, которое Он, будучи сегодня живым, совершает для нас на небе.
Но все же хочу продолжить рассуждения над поставленными вопросами. Несколько слов о календарях вообще. Измерять время – давняя потребность любого народа. В древности многие народы имели свои календари, которые не всегда могут быть понятны нам сегодня. В наше время большинство народов мира пользуется солнечным календарем, практически унаследованным от древних римлян. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте один из исследователей сказал: «хуже было некуда». В календарь постоянно вносились различные изменения и поправки. Неразбериху и хаос, господствовавшие в римском календаре того времени, французский философ Вольтер охарактеризовал такими словами: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось».
Сегодня невозможно перечислить множество календарных исчислений, которыми пользовались разные народы даже в одной местности. Можно назвать несколько наиболее известных календарных исчислений: по олимпиадам или консулам, от основания города Рима или мира вообще и др. Древние календари были слишком несовершенны, а системы датирования слишком запутаны.
Специалист по хронологии Э.Бикерман писал: «Календарь – это такая вещь, которую ни логика, ни астрономия не в силах объяснить». Сегодня нужно быть очень внимательным, когда читаем описание тех или иных исторических событий, обращая внимание на то, каким календарем пользовался писатель. Например, в книге «Календарь и хронология» И.А.Климишин приводит пример, когда два автора описывают одно и то же событие, но используют различные календари. Так, описывая разрушение Иерусалимского храма, Леон Фейхтвангер в своем произведении «Иудейская война» использует еврейское исчисление, а Иосиф Флавий, еврейский историк, рассказывая о том же событии в своем сочинении «О войне Иудейской», использует не еврейский календарь, а македонский. Если не знать всех деталей, можно подумать, что в датировке события допущена ошибка.
Конечно, сегодня между календарем и хронологическим счетом времени существует определенная гармония. Используемый в повседневной жизни календарь достаточно точный, и для этого проводились различные реформы. Известна реформа календаря, которую в 46 г. до Р.Х. предпринял государственный деятель, полководец и писатель Юлий Цезарь. Позже этот календарь стали называть юлианским, пользовались им до 1560 г., когда папа Григорий ХІІІ осуществил новую реформу. Его календарная система получила название григорианской (новый стиль). Юлианский календарь стали называть, соответственно, старым стилем.
Для чего нужно знать историю календарей? Чтобы мы могли понять, что каждый, кто описывал то или иное событие, происшедшее в жизни Иисуса Христа, мог пользоваться тем исчислением времени, которое было ему близко и понятно. Это вовсе не свидетельствует о том, что в описании жизни Иисуса Христа в Евангелиях допущены противоречия. Не владея информацией о том, каким отсчетом времени пользовался каждый писатель Евангелия, мы может тратить время на ненужные споры, забывая о главном – нашем Спасителе Иисусе Христе.
Подавляющее большинство исследователей Библии приходят к заключению, что события в последний день земной жизни Иисуса Христа происходили в следующем порядке:
1. В четверг вечером Христос вместе с учениками ел Пасху. После этого служения ученики и Христос пошли в Гефсиманию, где Христос молился.
2. В полночь Спаситель был приведен во двор первосвященника, сначала был допрос у Анны, а потом у Каиафы, и там были некоторые члены синедриона.
3. Некоторое время Иисус провел в темнице при доме первосвященника, где над Ним надругались, били Его.
4. Ранним утром, приблизительно в пять часов по нашему времени, Он был приведен на суд в синедрион, откуда был отправлен к Пилату.
5. По окончанию суда у Пилата и Ирода и после вторичного суда у Пилата Христос был выдан на распятие. По нашему времени это было приблизительно девять часов утра. В последующие часы совершилось распятие Христа.
6. Потом наступила тьма, по-нашему с полудня до 15-го часа, когда Христос висел на кресте. По прошествии этого времени Он испустил дух и умер.
7. Снятие с креста и погребение было закончены к закату солнца, так как начиналась суббота, когда такие действия запрещены.
Это приблизительный порядок жизни последнего дня Иисуса Христа. Конечно, прочитав такой порядок произошедших событий, у кого-то могут возникнуть вопросы. Но исследователи считают, чтобы понять все различия, особенно между евангелистами Марком и Иоанном, следует принять во внимание, что в древние времена время считали только приблизительно. Тогда еще не существовало часов, которые сегодня каждый из нас носит на руке и с точностью до секунды может определить каждое событие.
Когда Марк писал свое Евангелие, прошло более 30-ти лет, а когда писал Иоанн – около 60-ти лет после смерти Христа. Поэтому сегодня трудно определить, какой отсчет времени использовали евангелисты. И еще одно замечание: важно ли было для самих учеников точное время всего происходящего? Для них более важен был сам факт случившегося со Христом. Важно также знать, что под словом «вечер» понимается время после обеда до наступления темноты. Так, вечерняя жертва приносилась в 15 часов по нашему времени.
Ученые прилагают множество усилий, чтобы узнать, в какое время происходили все события в жизни Христа. Приведу интересный комментарий из «Библейской энциклопедии Брокгауза»: «В новозаветный период как день, так и ночь, делили на 12 часов, т.е. 12 часов от восхода солнца до заката и 12 часов от заката до следующего восхода. Из этого следует, что летний дневной час был длиннее 60 минут, а ночной – короче, зимой же – наоборот. Поэтому, когда мы читаем в Новом Завете «третий» или «десятый час», то необходимо, помимо этого, знать, в какое время года происходило данное событие.
…Когда Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы сказал, что еще только третий час дня (Деян. 2:15), то это нельзя просто отождествлять с девятью часами, – читаем дальше в энциклопедии. – Это, скорее, означает, что два часа (или два из 12-ти), в течение которых солнце в этот день стоит над горизонтом, уже прошли, и идет третья из 12-ти частей дня. В том же часу произошло и распятие Иисуса (Марка 15:25). От шестого (полдень) до девятого часа в этот день было затмение «по всей земле», а около девятого часа Иисус испустил дух.
Если в Иоан. 19:14 упоминается, что разбирательство у Пилата происходило в шестом часу, то речь идет о римском отсчете времени, которое начиналось от полуночи. Тогда этот шестой час предшествует третьему часу, отсчитываемому от восхода солнца». Примерно такое же разъяснение можно прочитать и в других известных комментариях.
Теперь несколько слов о том, в какой день ел Христос Пасху. Снова нужно принять во внимание, что это событие связано с календарем и могут быть различные мнения. Подавляющее большинство исследователей соглашаются, что Христос ел Пасху в четверг, а в пятницу умирал как «истинный Агнец».
Почему ел Пасху на день раньше?
Существует несколько мнений:
1. Празднование Пасхи совершалось по лунному календарю, который состоял из 12-ти месяцев и не соответствует солнечному календарю. Хотя Пасха была в числе, относительно нашего календаря она ежегодно передвигалась. Через три года добавлялся 13-й месяц.
Как евреи согласовывали лунный календарь с солнечным, в настоящее время неизвестно. Поэтому невозможно представить с абсолютной точностью день недели, даже месяц – по нашему исчислению, в который совершалась последняя Пасха Иисуса Христа на земле. Приходится основываться исключительно на данных Библии.
Известно также, что между фарисеями и саддукеями происходили споры относительно календаря. Поскольку лунный месяц имеет 29,5 дней, то эту половинку можно было приобщить или к прошлому, или к наступающему месяцу. И на этой почве возникали споры и разделения, поэтому последователи одного и другого мнений праздновали Пасху с разницей в 24 часа. Считают, что одни ели Пасху в четверг, а другие – в пятницу вечером. Поэтому Христос ел Пасху с учениками в четверг – с одной группой людей, а умирал, когда Пасху ела другая группа.
2. В день Пасхи приносили несколько тысяч агнцев. Иосиф Флавий называет число 256,5 тысяч. Само же приготовление пасхального агнца занимало некоторое время, поэтому допускают, что некоторые делали это на день раньше, особенно если Пасха выпадала на субботу. Но важно отметить, что Христос никогда не нарушал законов, которые даны в Слове Божьем. А после разрушения Титом в 70 г. Иерусалимского храма жертвы больше не приносили, и многие обычаи постепенно были забыты.
И последний вопрос: что означает выражение «три дня и три ночи»? Большинство исследователей считает, что речь здесь образная, и не нужно искать буквальных трех дней и трех ночей. Слово «третий день» означает не всегда точно три, а будущее или множество. Это можно увидеть из ответа Иисуса, когда Ему сказали, что Ирод хочет Его убить: «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Луки 13:32).
Но сегодня существует еще одно интересное мнение, которое имеет право на существование. Читая выражение: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи», некоторые исследователи Священных Писаний задают вопрос: а почему сердцем земли считать могилу, в которой похоронен Христос? Сердце – один из самых важных органов человека. Почему же могила – сердце земли? Что самое важное на земле для Бога? Это человек. И можно считать три дня и три ночи с того момента, когда Иисус, после молитвы в Гефсиманском саду, был схвачен и люди могли делать с Ним, что хотели. Таким образом, быть в сердце земли – значит быть в руках и во власти людей.
Но «пришел час Его перейти от мира сего к Отцу. » (Иоан. 13:1). Его служение на земле закончилось, и после молитвы в Гефсиманском саду Христос был схвачен, и люди били Его, смеялись, плевали на Него, издевались, как только могли, а потом распяли и положили в гроб. С момента воскресения люди уже не имели власти над Христом. Ни большой камень, ни римская печать, приложенная ко гробу, ни воины не имели значения. Поэтому выражение «в сердце земли» некоторые понимают – быть в руках людей, которые сделали свою страшную работу, т.е. убили Спасителя. И если считать такое мнение правильным, тогда получается фактически три дня и три ночи.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что изучить все исторические события, которые произошли в далеком прошлом, и поставить их в точный хронологический ряд – дело сложное. Мы знаем допущенные ошибки в хронологии, но живем с ними. Начало нашей эры мы называем «от Рождества Христова». Получается, сегодня прошло 2010 лет от рождения Христа. Но это не так. Христос родился минимум на четыре года раньше нашей эры, а, возможно, и на пять лет. Никто не может установить точной даты рождения Христа. Известно, что Ирод, царь иудейский, при котором родился Христос, умер в 4 г. до н.э. А по евангельской истории Христос родился при жизни Ирода. Так что от рождения Христа прошло более 2014 лет. Однако мы до сих пор пользуемся таким выражением.
Хотя невозможно установить для каждого события точную дату, это никоим образом не подрывает авторитет Священного Писания. Если какое-то событие записано в Священном Писании, оно действительно произошло, даже если об этом умалчивает история. В прошлые годы историки подвергали критике реальность некоторых событий, записанных в Библии, но не отмеченных в светской истории. Но благодаря новым археологическим открытиям все больше и больше людей признают истинность записанного в Библии. Исаак Ньютон в свое время сказал: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». С его мнением нельзя не согласиться.
Опубликовано в Международной Христианской Газете