какого числа день рождения николая чудотворца
Рождество святителя Николая Чудотворца – какого числа в августе 2021 года
Фото с сайта Новосибирской Митрополии РПЦ
Русская православная церковь празднует Рождество Николая Чудотворца 11 августа. Николай Чудотворец – один из самых почитаемых святых. В ежегодном календаре несколько дат в его честь. Так, 11 августа верующие люди отмечают день рождения святого Николая, зимой, 19 декабря – проходят богослужения по случаю его смерти, а весной, 22 мая – день перенесения мощей в Бари. Отсюда праздник получил названия в зависимости от времени года, когда он отмечается: Никола Осенний, Зимний и Вешний.
Святой Николай родился в городе Патаре, в 258 году. Младенец Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей славы великого чудотворца. Первое чудо он явил при самом своём рождении, исцелив свою мать от тяжёлой болезни. Также новорождённый младенец ещё в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. С младенчества Никола вёл постническую жизнь, он принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
Став старше, он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Будучи постоянно в трудах и молитве, Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздавал все свои имения нищим. Сам он вёл простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.
Изначально торжество проходило в Патаре, откуда Николай родом, и в Мирах Ликийских (Малая Азия), где он служил архиепископом. Чуть позднее празднование распространилось в Никейскую империю и, предположительно, оттуда в 9 веке пришло в Киевскую Русь. Праздник отмечался всеми православными народами, заселявшими территорию русов. Так было, пока по неизвестной причине Екатерина II не упразднила эту дату – возможно, потому, что её не было в календарях других поместных церквей. Начиная с 2004 года РПЦ торжественно отмечает три дня рождения: Рождество Христово, Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.
11 августа верующие христиане чтят память о Николае, читают молитвы в церкви либо молятся дома перед Святым ликом. Также в святой день можно пожертвовать на благотворительность, чтобы не только угодить Угоднику, но сделать доброе дело и помочь нуждающимся.
В этот день нельзя работать в саду и огороде, не положено шить, вязать и вышивать, нельзя ругаться и ссориться с близкими, заниматься стиркой и уборкой в доме, лучше провести праздник в гармонии с собой, занявшись духовным развитием.
Мы выделили некоторые приметы, которые актуальны в святой праздник Николая Чудотворца: если в этот день утром стоит туман, будет хороший урожай ячменя и овса; если утром 11 августа нет заморозков, то и начало осени будет тёплым; если на Чудотворца овёс зазеленеет во второй раз, то осень будет дождливой; туман 11 августа – беда пчёлам, так как он вреден для них.
Ранее Сиб.фм рассказывал о предстоящих в августе православных праздниках: 14 августа – Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас, 29 августа – Ореховый Спас.
Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:
Святой Николай Чудотворец: биография, житие, даты праздников, чудеса, мощи святого
Святой Николай Чудотворец
Имя: Святой Николай, Николай Чудотворец, Николай Угодник, святитель Николай, Николай Мир Ликийских, Санта-Клаус
Родился: около 270 года; по одним сведениям 15 марта 270 года, по другим 11 августа (29 июля по старому стилю). Документально дата рождения и год не подтверждены, так, что и 15 марта и 11 августа не являтся подтверждленными днями рождения Николая.
Умер: около 340 года (6 декабря 343 года)
Место рождения: город Патара (территория современной Турции) Ликийская область (греческая колония Римской империи)
Деятельность: епископ, архиепископ, православный святой, чудотворец
Национальность: грек
Рост: 168 см (предположительно)
Семейное положение: холост, женат не был
Место смерти: город Мира, провинция Ликия (город Демре, современная Турция)
Место захоронения: первоначально город Миры, затем в 1087 году 65% мощей было перенесено в Италию город Бари, в 1098 году другие 20% мощей перенесено в Венецию на остров Лидо, остальные 15% мощей разнесены по миру
Почитается: православной, католической, англиканской, лютеранской и древневосточной церквями
Покровитель: моряков, путешественников, невинно осужденных, детей
Праздники в честь Святого Николая
(9) 22 мая – день перенесения мощей Святого Николая. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Этот день еще называют Микола Вешний (весенний) или Микола Летний.
К XI веку город Миры и всю Ликийскую страну захватили сарацины. Развалины храма с гробницей святителя Николая были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Так как мусульмане покушались уничтожить мощи великого угодника Божия, сам святитель Николай в 1087 году явился во сне одному священнику города Бари и повелел перенести его мощи в этот город. В 1087 году пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Достигнув города Миры, они вооружились и отправились в храм святителя Николая, где связали сторожей, разбили гробницу, переложили мощи в заготовленный ковчег и привезли их в Италию. 9 мая мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь Святого Стефана, расположенную на берегу моря. Тогда в 1087 г. барийцы похитили из храма византийского города Миры не все мощи св. Николая. В спешке и суете они оставили в саркофаге около 20% мощей, которые через 9 лет вывезли из Мир Ликийских венецианцы.
(29 июля) 11 августа – день Рождества святого Николая Чудотворца (Русская Православная Церковь). Этот день еще называют Микола Осенний.
6 (19) декабря – рождество святого Николая, день памяти святого Николая Чудотворца. Этот день еще называют Микола Зимний.
Содержание
Биография святого Николая Чудотворца. Жизнеописание святителя Николая Чудотворца.
Святой Николай Чудотворец
Вряд ли сегодня найдется человек, который бы не слышал об одном из самых почитаемых в христианском мире святых — святителе Николае Чудотворце.
Слава его велика, его иконы одни из самых востребованных в православных церковных лавках. Но при всем этом, единицы знают истинную биографию и житие святого Николая.
Мир знает Святого Николая под различными именами: Николай Чудотворец, Николай Угодник, святитель Николай, Николай Мирликийский и даже Санта-Клаус.
К сожалению, до нас практически не дошло никаких подтвержденных исторических сведений о биографии, жизни и деятельности Николая Чудотворца, а те, что дошли, вызывают массу вопросов из-за смешения в них житий двух разных святых — Николая Мирликийского и Николая Сионского Патарского.
Первый и единственный древний источник, в котором приводится житие святого Николая, — это свод рукописей, написанный в VI веке и известный как «Деяния о стратилатах».
«Деяния о стратилатах» представляют собой десяток рукописей, выдержавшие пять редакций. Именно в самой первой и самой древней рукописи «Деяний о стратилатах» впервые рассказывается о жизни Николая Угодника, причем в ней, в отличие от последующих редакций, приведен наиболее лаконичный и лишенный какой-либо пышности и детализации рассказ о Николае Чудотворце. Все последующие редакции — это дальнейшая переработка первой, с добавлением всевозможных новых фактов и чудес из жизни святителя Николая. Самая подробная и пафосная — третья редакция, написанная гораздо позже. Интересно, что до сегодняшнего дня перевода «деяний» на русский язык не существует.
Таким образом, и по сегодняшний день среди десятка различных биографий Николая самыми известными из них остаются «Деяниях о стратилатах», а также «Житие святого Николая», составленное в X веке Симеоном Метафрастом.
Краткая биография Николая Чудотворца
Николай Чудотворец. Икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век
Как рассказывают «Деяния», Николай жил в III–IV веках нашей эры. И это, пожалуй, все, что на сегодня мы знаем о времени жизни святого: точные даты рождения и смерти (день и год) Николая Чудотворца неизвестны и до сих пор представляют собой предмет споров историков. Так что, к великому сожалению, все приводимые в литературе даты, связанные с биографией Николая, весьма и весьма приблизительны и не могут быть подтверждены документально.
Тем не менее, опираясь на «деяния», принято считать, что Николай родился около 270 года нашей эры. Семья Николая жила в городе Патара, на территории современной Турции (сейчас город Демре) на берегу Средиземного моря. В те времена это была одна из самых богатых греческих колоний римской империи.
Родители Николая по национальности были греками и имели хороший достаток. «Деяниях» называют имена родителей Николая — Феофан (Епифаний) и Нона. Однако историки ставят под сомнение это утверждение, считая, что Феофан и Нона были родителями другого Николая, тоже архиепископа и тоже чудотворца — Николая Сионского. По мнению историков, эта ошибка закралась из-за того, что в VI веке в «деяниях» просто напросто смешали биографии двух Николаев Чудотворцев (Николая Мирликийского и Николая Сионского). Как бы там ни было, но святой Николай Мир Ликийских Чудотворец, реально существовавшая историческая личность.
Николай родился, когда его родители были уже в преклонном возрасте. С ранних лет он получил хорошее образование, умел писать и читать, был набожен и стремился к изучению Святого писания.
Когда Николай достиг юношеских лет его дядя, местный епископ Николай Патарский, видя христианское рвение племянника, сначала поставил Николая чтецом, а через некоторое время возвел его в сан священника.
Со временем дядя Николая, стал так доверять племяннику, что отлучаясь в поездки, и вовсе оставлял на него управление епархией.
Далее в «деяниях» можно прочитать, что родители Николая скончались, когда тот был еще в юношеских годах.
После смерти родителей Николай унаследовал большое состояние, но выбрав служение Богу, раздал свое наследство нуждающимся людям.
В епископстве города Патары Николай прослужил священником примерно с 280 года по 307 год.
Все последующие 30 лет до самой своей кончины Николай провел свою жизнь в этом городе Мира, где он и умер около 340 года.
Где похоронен святой Николай?
Сведения о месте захоронения Николая Чудотворца не изобилуют разнообразием и указывают, что святой Николай был похоронен в церкви «Святого Николая» в городе Демре (бывший Мира).
Но для вдумчивого читателя жития святого здесь и начинают возникать вопросы, а как это было? И перед нашими взорами разворачивается целая детективная история с похоронами Чудотворца в храме «Святого Николая».
Могила святого Николая Чудотворца
LiveJournal Церковь Святого Николая в Мире Ликийской(Демре)
Итак, когда примерно в 334 году Николай Чудотворец умер, то храма «Святого Николая» еще не существовало и естественно возникает вопрос — где же было первоначальное захоронение Николая, если храма еще не существовало?
Все источники приводят данные, что храм «Святого Николая» был построен только в IV веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца. И это автоматически означает, что сначала Николай Чудотворец был похоронен где-то в другом месте, а лишь затем, после окончания строительства храма, его мощи были перенесены в храмовый саркофаг. Ведь не могли же строители воздвигать храм, топчась по могиле епископа.
Но оказывается, ответ на это вопрос есть — тело епископа Николая было захоронено в самой обычной могиле около церкви Святого Сиона, в которой он служил долгие годы.
Надо сказать, что ко времени погребения святителя в христианстве просто напросто еще не существовало обычая хоронить людей в стенах церкви. Этот обычай был узаконен только в 419 году на Карфагенском соборе. По всей видимости, примерно тогда же и было принято решение о перезахоронении останков Николая в сенах нового храма.
Первое же строение над могилой святого Николая было воздвигнуто в 336 году стратилатами (римскими военачальниками) прибывшими в Миры, чтобы почтить Николая, о смерти, которого они не знали.
«они разыскали место, где лежало его честное тело. [и] почтили Николая, соорудив портик»
Предположительно это была часовня над могилой епископа Мир Ликийских Николая Чудотворца.
Храм «Святого Николая»
Храм «Святого Николая»
Вообще то и к храму «Святого Николая» есть немало вопросов.
Начнем с того, что при посещении этого храма экскурсоводы рассказывают, что церковь «Святого Николая» была построена на фундаменте эллинского (языческого) храма Артемиды и показывают сохранившуюся на полу мозаику, принадлежавшую древнему храму.
Интересно, что в некоторых трудах разрушение этого, тогда еще языческого, храма приписывают лично Николаю Угоднику, возводя это действо чуть ли не в ранг чудес совершенных Николаем на посту епископа.
Но историки опровергают, что Николай вообще мог участвовать в разрушении храма Артемиды и указывают на то, что храм Артемиды был разрушен за 200 лет до рождения Николая банальным землетрясением, произошедшим во втором веке.
История умеет удивлять. И мощам святого Николая суждено было покоиться в христианском храме, построенном на фундаменте языческого храма греческой богини Артемиды.
Но покой храму только снился — храм «Святого Николая» постоянно подвергался разграблениям и разрушениям, да и сами мощи святого не имели покоя.
Уже через 100 лет после окончания строительства и перенесения мощей Николая в V веке храм, он был разрушен землетрясением.
В VI веке его восстановили. Но восстановленный храм тоже недолго простоял нетронутым, в VII веке он вновь был разрушен арабами во время очередного набега.
Следующие сто лет храм простоял полуразрушенным, пока в VIII веке не отстроили новый храм «Святого Николая».
Прошло 600 лет, и в XIV веке храм вновь был разрушен. Сильное землетрясение вызвало смену русла местной речки Мирос и храм «Святого Николая» был погребен под тоннами ила и грязи и на долгие века исчез от людских глаз вплоть до XIX века. И только в XIX веке случайность позволила обнаружить остатки храма и приступить к его раскопкам.
Раскопки храма так же изобилуют детективными подробностями и интригами.
Когда во время Крымской войны, в 1853 году, русские оказались в Турции, то они заинтересовалась церковью «Святого Николая». Вскоре от имени княгини Анны Голицыной, русские выкупили эту землю у Османской империи и образовали там русское поселение.
На месте храма начались раскопки и реставрация. На постоянное место жительства, на выкупленную землю потянулись русские переселенцы. Туркам это не понравилось, и они решили расторгнуть сделку, вернуть выкупленные русскими земли, а переселенцев вернуть в Россию.
Вскоре правительство Османской империи отменило сделку, выгнало с этой территории всех русских поселенцев, но взятые за продажу деньги вернуть забыло. Сегодня на просьбу вернуть затраченные средства Турция отвечает, что, дескать, землю покупали у Османской империи вот у нее и требуйте возврата денег.
Раскопки храма русскими прекратились в 1860 году и следующие раскопки практически полностью находящейся в толще наносов церкви «Святого Николая» начались только через 100 лет в 1956 году и продолжались до 1989 года.
Сегодня церковь «Святого Николая» не является действующим храмом, а является платным музеем, и только раз в году 6 декабря здесь проводятся церковные службы в память о кончине Николая Чудотворца (считается, что Николай умер 6 декабря 343 года).
К счастью ко времени затопления храма рекой, мощей Николая Чудотворца в них уже не было, к этому времени мощи святого уже почти три века назад были перевезены в Италию.
При посещении этого храма «Святого Николая» туристам показывают саркофаг, в котором якобы покоились мощи святого.
Интересно, что на саркофаге явно видны языческие рисунки и символы, и по всему видно, что этот саркофаг изготовлен еще в языческие времена для захоронения какого-то важного язычника.
Получается, что или этот языческий саркофаг повторно использовали, но уже для упокоения тела святителя или попросту Николай просто напросто не мог быть погребен в древнем языческом гробу. Загадки, загадки.
Другой факт, заслуживающий внимания это то, что после похищения мощей в 1087 году, ни в одной из хроник тех лет нет упоминания о каком-то саркофаге, наоборот итальянцы хвастались своим намерением в церкви святого Николая «разбить помост ея и унести священное тело». Как писал в XIX веке архимандрит Антонин Капустин в 1087 году «барийские матросы не видели в церкви никаких гробниц».
Перенос мощей Николая Чудотворца в Итальянский город Барии и на остров Лидо
Перенос мощей Николая Чудотворца в Итальянский город Барии и на остров Лидо
Между тем перенос мощей святого Николая в Италию в XI веке был банальным воровством, правда, благодаря которому мощи святого Николая сохранились для нынешних поколений.
После смерти святого Николая Чудотворца, почитающие могилу стали замечать, что после посещения храма «Святого Николая» и поклонения его мощам, они стали получать исцеление. Естественно весть о чудесных свойствах мощей Николая Чудотворца разлетелась по Византии.
Итальянцы не могли пройти стороной около такой важной святыни и захотели заполучить ее себе. И в XI веке могила Николая чудотворца подверглась разграблению итальянскими купцами. Могилу святого итальянские купцы грабили дважды — в 1087 и 1099 годах.
Сегодня это похищение принято называть праздником перенесением мощей Николая Чудотворца, который христиане отмечают 22 (9) мая.
Так, благодаря банальному разграблению могилы, в XI веке большая часть мощей Николая (практически 85 процентов) оказалась в двух итальянских городах — в городе Бари, и на острове Лидо, где они находятся и по нынешний день.
Конечно, называя вещи своими именами подобное перенесение мощей можно смело назвать обычным воровством. Но, как говорится, нет худа без добра — и большинство историков сходятся во мнении, что, если бы, не это принудительное перенесение мощей святого, то, скорее всего, впоследствии мощи Николая Чудотворца были бы полностью разорены во время одного из позднейших османских набегов или затопления храма.
По смерти Николай Чудотворец был погребен в его родном городе Мира (ныне — город Демре на территории современной Турции) и его останки мирно пролежали там более 700 лет, пока в 1087 году не сложились обстоятельства позволившие итальянцам украсть мощи Николая и перевезти их в Италию.
В X веке христианство в Италии переживало рассвет — вера прочно вошла в жизнь, строились новые храмы и святыни. Но была одна проблема — все древние святые мощи находились на Востоке. К этому времени слава мощей Николая Чудотворца гремела по всей Италии.
Это было смутное время, турки-сельджуки захватывали все новые и новые территории и итальянские купцы, благословленные святой церковью под предлогом забрать «и уберечь» мощи святителя Николая отправились в экспедицию.
В это время христиане, жители Мир, переселились в более безопасное место, находящееся в трех километрах от старого города Мир. В самом же храме остались служить всего лишь несколько монахов. По легенде в 1086 году святой Николай :
«явился в видении трем человекам, приказывая им объявить жителям города Миры, которые, боясь турок, ушли отсюда на гору, чтобы они возвратились жить и стеречь город, или знали, что он переселится в другое место»
Затем в 1087 году Николай Чудотворец явился во сне одному из священников города Бар и велел ему:
«Иди и скажи людям и всему собору церковному, чтобы они пошли и взяли меня из Мир и положили в городе этом, ибо не могу там пребывать на месте пустом. Богу так угодно»
Утром священник поведал о своем видении и все радостно воскликнули:
«Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш, ибо удостоил нас принять мощи Его святого Угодника Николая»
Празднества венецианцев в день переноса мощей св. Николая. Гвидо Рени (1575—1642), Лувр
Для исполнения воли Чудотворца итальянцы под прикрытием торговой миссии спешно подготовили экспедицию из трех кораблей для переноса мощей святителя. Интересно, что имена всех участников этой экспедиции сохранились до наших дней, как и сохранился подробнейший отчет о том как она проходила.
И вот 20 апреля 1087 года три купеческих корабля пришвартовались у берегов современной Турции. Моряки высадились в порту города Мира. На разведку в храм «Святого Николая» было отправлено всего два человека, которые вернувшись, доложили, что в храме с мощами святителя, находятся всего четыре монаха. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм. Для начала купцы пытались решить вопрос полюбовно и предложили монахам 300 золотых монет за то, что они заберут мощи святителя. Но монахи не приняли предложения купцов и собирались оповестить город об опасности. Но итальянцы не дали им этого шанса, они связали монахов и в спешке разграбили саркофаг с мощами святителя. Завернув похищенные мощи в обычную одежду, купцы, нигде не задерживаясь, быстро добрались до порта и тут же отчалили, взяв курс на Италию. Освободившиеся монахи подняли тревогу, но было поздно, итальянский корабль, увозящий мощи святого, был уже далеко.
8 мая 1087 года корабли благополучно прибыли в город Барии, «радостная» весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая были торжественно перенесены в церковь святого Стефана. По свидетельству очевидцев торжественное перенесение мощей сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями хворых, что возбуждало ещё большее благоговение к Николаю Чудотворцу. Ровно через год, специально для хранения мощей святителя Николая, папой Урбаном II была освящена, построенная в честь святителя церковь «Святого Николая».
Тем временем жители города Мира, горюя об утрате святыни, занялись переносом мелких фрагментов мощей святого Николая, оставшихся от разграбления. А дело было в том, что во время спешного похищения итальянские купцы забрали не все мощи, а только самые крупные фрагменты (около 80 %), оставив все мелкие фрагменты тела в саркофаге.
Но, как оказалось впоследствии, эта мера не уберегла мощи святого от окончательного разграбления.
Вскоре, другие итальянские купцы из Венеции, зная о том, что в Мира продолжают храниться мощи святого, решают довершить дело соотечественников. И в 1099 году во время первого крестового похода венецианцы похищают практически все оставшиеся мощи святого, оставив в саркофаге совсем мелкие фрагменты тела святого.
Похищенные мощи также были доставлены в Италию, но уже в Венецию, где были помещены на острове Лидо в церкви «Святого Николая».
В последующие годы из Миры исчезли и разошлись по миру последние из уцелевших мельчайших фрагментов святых мощей.
Так, в результате разграбления могилы, в родном храме Николая не осталось ни одной из мощей святого.
Проведенные в 1957 и 1987 экспертизы показали, что мощи находящиеся в Бари и Венеции принадлежат одному человеку.
Установление праздника переноса мощей святого Николая
Папа Урбан II/ в миру — Эд (Одо) де Шатильон де Лажери (итал. Odon (Otho, Otto) de Lagery), ок. 1042 — 29 июля 1099) — Папа Римский с 12 марта 1088 года по 29 июля 1099 года. Инициатор начала Крестовых походов.
Праздник переноса мощей святого Николая был установлен папой Урбаном II, который в 1088 году официально установил литургическое празднование перенесения мощей святого Николая на 9 мая. Греки и византийский восток этот праздник не принял, а на Руси он получил широкое распространение и празднуется по наши дни.
Где сегодня хранятся мощи святого Николая Чудотворца?
Мощи св. Николая Чудотворца в базилике г. Бари, Италия
Сегодня мощи святого Николая Чудотворца хранятся в различных местах и вызвано это тем, что в свое время гробница с мощами святителя подвергалась разграблению несколько раз.
Основная часть мощей Николая Чудотворца (около 65%) хранятся хранятся в католической базилике Святого Николая в итальянском городе Бари, под престолом алтаря крипты, в полу которого сделано круглое отверстие в гробницу с мощами Николая святител. Через это отверстие один раз в год, на праздник перенесения мощей 9 мая, местные священнослужители извлекают миро, выделяемое мощами Николая Угодника.
Гробница Николая Чудотворца в Бари
Другие 20 % мощей Николая Чудотворца хранятся в раке над престолом католического храма «Святого Николая» на острове Лидо в Венеции.
Базилика, где почивают мощи Святого Николая, возвышается в самом сердце старого города Бари (Citta Vecchia). Построена она в честь Святого Николая, епископа города Мира в Малой Азии (сегодня на территории Турции) в период правления императора Константина (306-337).
Остальные 15 % процентов частей мощей Святого Николая разнесены по всему миру и хранятся в различных храмах и частных коллекциях. Все эти 15% процентов мелких фрагментов мощей святого не имеют подтверждения генетической экспертизы на их соответствие мощам, хранящимся в городе Барии.
В 1992 году была проведена антропологическая (важно: не генетическая) экспертиза в результате, в процессе которой были сопоставлены визуальные сопоставления на предмет соответствия мощей святого Николая, хранящиеся в Бари и в Венеции. После визуального осмотра мощей, ученые сделали вывод, что части скелета принадлежат одному и тому же человеку и венецианская часть мощей дополняет те части скелета, которые отсутствуют в Бари.
По некоторым сведениям часть мощей Николая (фрагменты челюстей и черепа) находяся в археологическом музее Антальи.
В 2005 году британские учёные-антропологи попыталась по черепу реконструировать внешний облик Святого Николая. Оказалось, что Святой Николай был крепкого телосложения, для того времени высокого роста, примерно 168 см, у него был высокий лоб, выступающие скулы и подбородок.
В 2017 году турецкие археологи сенсационно заявили, что останки, хранящиеся в Италии принадлежат вовсе ни Николаю Угоднику, а совсем другому человеку, что якобы доказывают последние раскопки в результате которых была найдена могила с останками истинного Святого Николая.
Чудеса святого Николая Чудотворца
Тициан Вечеллио. Святой Николай Чудотворец, 1563г.
Особое место в «деяниях» уделено чудесам Николая Чудотворца:
— стояние в младенческом возрасте во время крещения в купели без чьей бы то ни было поддержки на протяжении трех часов;
— принятие молока только из правой груди матери;
— принятие материнского молока по средам и пятницам всего один раз и только вечером, в девятом часу;
— спасение отца и трех девушек от грехопадения;
— посещение Святых мест, во время которого перед святым ночью сами собой открылись двери всех храмов;
— изгнание дьявола с корабля;
— усмирение силой молитвы бури;
— воскрешение моряка, упавшего с мачты во время бури;
— спасение трех невинно осужденных горожан от казни;
— спасение от смерти без вины оклеветанных римских военачальников;
— спасение родного города Миры от голода;
— к посмертным чудесам относят мироточение мощей святого.
Святого Николая Чудотворца принято считать защитником моряков и покровителем путешествующих, защитником и спасителем заключённых и невинно оклеветанных, а также сирот и детей.
Кроме того к Николаю принято обращаться за помощью в здоровье и исцелением.
Среди христиан бытует мнение, что Николай Чудотворец — это самый быстро откликающийся святой на просьбы просящих о помощи и заступничестве.
Православная церковь отмечает торжества в честь Святителя Николая Чудотворца трижды в год — 11 августа в день его рождения, 19 декабря, в день его кончины и 22 мая — в память о перенесении мощей святого в город Бари.
Николая Чудотворца принято считать прообразом современного Санта-Клауса. Случилось это после того, когда Николай чудесным образом спас трёх девушек от грехопадения — на протяжении трёх ночей он для каждой из девушек клал по мешочку с золотом в сушившийся носок. Именно отсюда и пошла традиция рождественских подарков которые принято класть в рождественский носок.
Santa Claus в переводе с английского звучит не иначе, как Святой Николай.
В чем помогает Николай Чудотворец
Святой Николай Чудотворец Угодник почитается как помощник и защитник моряков и путешественников, торговцев, защитник несправедливо осужденных и помощник детей.
Даты праздников Николая Чудотворца
Христиане отмечают три праздника в честь святого Николая Чудотворца.
Каждый из праздников имеет свою гимнографию.
Православные и католики отмечают эти праздники в разные дни — это связано с использованием в службах православными и католиками различных календарей (юлианского и грегорианского соответственно).
Праздники в честь святого Николая непереходящие, то есть даты этих праздников фиксированы и каждый год отмечаются в одни и те же дни.
Первым в году отмечается день прибытия мощей Святого Николая в итальянский город Барии — православные его отмечают 22 мая, католики 9 мая — «Никола Весенний».
Затем христиане отмечают день рождения святого Николая Чудотворца — православные отмечают 11 августа, католики 29 июля — «Никола Летний».
В конце года христиане почитают день смерти Святого Николая Угодника — православные отмечают 19 декабря, католики 6 декабря — «Никола Зимний».
В каких документах упоминается Николай Чудотворец?
Существуют всего два главных документа, описывающих житие и деяния святителя Николая, причем в основе второго документа лежат событии, описанные в первом источнике.
Первый письменный документ, свидетельствующий о жизни и деяниях святителя Николая, найден в записях константинопольского пресвитера Евстратия. Этот документ был написан через 200 лет после смерти чудотворца в VI веке. Между тем записи Евстратия есть не что иное, как небольшой фрагмент рукописей под названием «Деяния о стратилатах» (Praxis de stratelatis).
Время составления рукописей под названием «Деяния о стратилатах» также относятся к VI веке. Впоследствии эти рукописи постоянно переписывались и дополнялись, существует порядка 10-и редакции «Деяния о стратилатах».
Таким образом, на сегодня не существует других сколь либо известных письменных памятников о святом Николае, кроме «Деяния о стратилатах».
«Деяния о стратилатах» по своему жанру относятся к прижизненным чудесам. оно сообщает нам самые ранние данные о жизни и деяниях святителя Николае Мирликийского.
Следующий значимый документ, проливающий свет на деяния и житие святителя Николая появился только в начале X века, когда блаженный Симеон Метафраст по приказу Константина Порфирородного составил из предшествовавших ему источников, в том числе и рукописей «Деяния о стратилатах», полное житие святителя Николая.
Но есть одно. Это, но, связано с тем, что часть жизненных событий и деяний описанных в биографии Николая Чудотворца не имеют к нему никакого отношения. Мало того, многие деяния Николая попросту полностью идут в разрез с историческими датами.
В своих трудах архимандрит Антонин писал, что древние агиографы в своих рукописях допустили непростительную ошибку, смешав житие двух чудотворцев с одинаковым именем Николай.
Один из чудотворцев был жил в Ликии и был архиепископом гора Миры в IV веке (это наш Николай Чудотворец).
Другой чудотворец также жил в Ликии и его тоже звали Николай, только жил он уже в VI веке и был настоятелем Сионского монастыря, архиепископом Пинарским.
При изучении документов о житии Николая Пинарского оказалось что его родителей звали Епифаний и Нона, и у него тоже был дядя, и тоже епископ Николай, построивший Сионский монастырь.
Также в житие Николая Пинарского есть рассказ о его крещении и о том как но во время крещения простоял два часа в купели.
Вот как писал преподобный архимандрит Антонин (Капустин):
«Можно дивиться, каким образом, два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, а один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя. И так два было святителя Николая ликийских».
Чудеса Николая Чудотворца
Паоло де Маттеис. Святой Николай Барийский, срубающий дерево, заселенное демонами. Около 1727 года High Museum of Art
Чудеса Николая Чудотворца. Чудо о Спасении моряков
Джентиле да Фабриано «Спасение моряков» ок.1425 Пинакотека Ватикана
Путешественники из далекой страны плыли морем на поклонение мощам и никак не могли доплыть, — то шторм, то буря, то болезни мешали им в дороге.
Когда моряки отчаялись и собирались повернуть назад, им явился Николай.
Николай сказал, что на корабле есть бочонок с елеем, полученный от бесов, когда они выльют елей в море, то благополучно доплывут до Мир.
Чудеса Николая Чудотворца. Чудо об отрочати
Икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца Образ, именуемый «Никола Мокрый».Свято-Тихоновский женский монастырь, г. Торопец
В Украине молодая семья с младенцем возвращалась с праздника в Вышгороде на лодке по Днепру.
Когда женщина задремала, младенец выпал из ее рук в воду и утонул.
Родители обратились с молитвой к Николаю Чудотворцу.
На следующее утро в киевском Софийском соборе был найден мокрый, как только что из воды, ребенок.
Икона, перед которой был найден утонувший, была названа «Николой Мокрым».
Чудеса Николая Чудотворца. Воскресение моряка
Чудеса Николая Чудотворца. Воскресение моряка
Во время одного из своих первых морских путешествий из Миры в Александрию, куда он ездил на обучение Николай Чудотворец воскресил моряка, сорвавшегося с корабельной мачты и разбившегося насмерть.
Чудеса Николая Угодника. Приданое для девиц
Биччи ди Лоренцо. Святой Николай, дарующий приданое. 1433–1435 годы The Metropolitan Museum of Art
Однажды Николай спас целую семью.
В его родном городе жил разорившийся купец, который из-за отсутствия приданого не мог выдать своих дочерей замуж.
Не найдя ничего лучшего, чтобы поправить свое бедстственное положение, купец решает отправить своих взрослых дочерей на заработки — заниматься проституцией.
Узнав об этом решении, Николай решает спасти несчастную семью.
Ночами он тайно трижды подбрасывает купцу в окно мешочки с золотом. Купец, на полученное золото, восстанавливает не только свое благополучие, но и выдает дочек замуж.
По преданию один из мешочков с золотом, брошенный Николаем в окно купца, попадает прямо в носок, оставленный для просушки.
Именно благодаря этому случаю, сегодня и существует обычай класть подарки для детей в специальные носки для подарков от Санта-Клауса, коим сегодня и считают Николая Чудотворца.
Чудеса Святого Николая. Путешествие в Иерусалим
Во время одного из своих путешествий Святого Николая к святым местам в Иерусалим также происходили чудеса.
При подъезде к морю, Николай увидел, что на корабль готовящейся к отплытию всходит дьявол, желающий вызвать бурю, чтобы потопить корабль и матросов.
Тогда Николай принялся усердно молиться, и ему силою своей молитвы изгнать дьявола с корабля, усмирить бурю и спасти матросов от неминуемой смерти.
Другие же чудеса произошли непосредственно в самом Иерусалиме. После того как Святой Николай вошел в город, той же ночью на Сионской горе перед ним сами собой открылись запертые двери всех храмов допуская Николая ко всем святым местам.
После посещения святых мест Николай вдруг принимает решение удалиться в пустыню, но тут же, Божественный глас останавливает его и наказывает ему вернуться домой, чтобы продолжать свое служение Господу.
«Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое»
Чудеса Святого Николая. Чудесное становление Святого Николая епископом города Миры
В то время когда Николай нёс службу в своём родном городе Патара, в соседнем городе Мира умирает архиепископ Иоанн и встаёт вопрос о выборе нового епископа города Миры. Приходит день выбора нового епископа. В стане выбирающих нет согласия. Вновь происходит чудо — одному из епископов Собора во сне приходит видение, в котором Господь указывает на Николая, как нового епископа, чтобы тот мог в архиерейском сане продолжать свое служение. Наутро Собор единогласно принимает решение о назначение Николая епископом города Мира.
Чудеса Святого Николая…Чудесное спасение Святым Николаем оболганных горожан
Илья Репин. Николай Мирликийский спасает от казни трех невинно осужденных. Около 1890 года Харківський художній музей
Еще одно из чудес, совершенным Святым Николаем — это спасение от смерти трех неправедно осужденных горожан, которых оболгал корыстолюбивым градоначальник города.
Во время казни, когда палач уже занёс меч над головами несправедливо осуждённых, Святой Николай взошел на эшафот, рукой удержал занесенный меч и остановил казнь. Посрамленный градоначальник, пал ниц перед Николаем, раскаялся и просил Святого Николая о его прощении.
Чудеса Святого Николая. Чудесное спасение Святым Николаем трех римских военачальников
Ян Коссиерс. Святой Николай спасает пленников. 1660 год Palais des Beaux-Arts de Lille
Следующее чудо — это чудесное спасение трех римских военачальников, которых император хотел казнить по ложному доносу.
Когда Николай спасал от смерти оклеветанных горожан, за несостоявшейся казнью наблюдало три римских военачальника. Они, увидев, как Николай остановил казнь и посрамил лживого градоначальника, прониклись к нему верой и уважением.
По возвращению домой им пришлось предстать перед императором с докладом. Поначалу император был ими весьма доволен, но после того как завистники оклеветали их приписав им заговор против императора, сменил милость на гнев и приказал их казнить.
По приказу императора военачальников арестовывают, помещают в темницу с тем, чтобы поутру казнить. Сидя в тюрьме, военачальники вспоминают о святом Николае и о чуде, которое тот им явил, накануне остановив казнь невинных горожан. Тогда они начинают горячо молиться Николаю, прося того о заступничестве.
И чудо не замедлило произойти. Этой же ночью Николай во сне является и перед императором и перед префектом Аблабией. Николай под страхом смерти наказывает освободить оклеветанных военачальников.
Проснувшись утром, император приказывает провести новое расследование, которое подтверждает невиновность оклеветанных военачальников.
Убедившись, что военачальники были оклеветаны, император милует осуждённых и дарит им подарки — золотое Евангелие, золотое кадило украшенное каменьями, два светильника и наказывает им передать эти дары святому Николаю в храм города Миры.
Военачальники отправляются в город Миры и предают дары для храма, горячо благодаря своего заступника Николая Чудотворца.
Чудеса святого Николая…Чудесное спасение Святым Николаем города Миры от голода
Чудо с зерном. Фрагмент внутренней росписи церкви Святой Марии в Мюльхаузене, Германия. 1485 год
Однажды Святому Николаю довелось спасти родной город Миры от голода. Когда в городе осталось совсем мало запасов еды и казалось, что помощи было ждать уже не откуда, Николай творит новое чудо, котрое спасает город.
Во сне он является одному из итальянских купцов, во сне рассказывает ему о терпящем голод городе и просит привезти продовольствие, обещая при этом щедро заплатить.
Утром проснувшийся купец находит зажатыми у себя в ладони три золотых, которые святитель Николай послал ему в качестве предоплаты за продовольствие.
Откликнувшись на просьбу святого, купец тут же без промедления снарядил корабль с продовольствием. Так от святой Николай спас от голода целый город.
Бил ли святитель Николай по щеке Ария?
Суть вопроса
В 325 г. в городе Никее проходил Вселенский собор.
Во время собора важнейшим вопросом было обсуждение божественной сущности Иисуса Христа – если Христос есть сын Давидов, то каким образом он в то же время является и Господом Давида? и, однако, этот Господь отличается здесь от Господа — «Сказал Господь Господу моему».
В Евангелии от Иоанна Слово, которое было Богом и которое сделалось плотью, отличается в то же время от Бога.
Вопрос состоял в том что делать? либо отвергнуть истинное Божество сына Давидова и признать его простым человеком, либо, признавая его истинным Богом, не отличать его от Сына Божия и от Бога Отца.
Тогда на соборе большинством голосов учение Ария об Иисусе как всего лишь сыне Бога Яхве было признано лжеучением, арианство было осуждено, Арий изгнан, его книги были сожжены.
Николай, присутствовавший на соборе как архиерей города Мир ударил по щеке Ария.
Сцена пощечены изображена на фреске XVIII века с внешней стены скального монастыря Панагия Сумела в Турции.
Николай был осужден за этот поступок, лишен святительского сана и посажен в темницу. Но после видений отцам церкви, в которых сам Иисус вручает Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица одевает на него омофор, Николаю вернули сан и воздали честь как великому Божьему угоднику.
Арианство – учение, утверждавшее изначальную сотворённость (тварность) Бога-Сына, позднее — неединосущность его с Богом-Отцом (антитринитаризм).
На Никейском соборе было принято учение о единосущности Сына Отцу (триединство Бога).
Николай присутствовует на соборе как архиерей города Мир и бьет по щеке Арияэта, сцена изображена на фреске XVIII века с внешней стены скального монастыря Панагия Сумела в Турции.
Впервые факт пощечины, которую Николай отвесил Арию описана в XVI веке греческим митрополитом Дамаскина Студита (митрополит Навпактский и Артский.
В своей книге «Сокровище» он изложил сцену Никейского Вселенского собора, в которой Николай во время спора с Арием о сущности Иисуса «ударил по щеке» своего оппонента.
На сегодняшний день описание пощечины греческим митрополитом Дамаскина Студита является единственныи и нет ни одного документа подтверждающих этот факт.
Совершенно непонятно какими документами или фактами руководствовался Дамаскин Студит описывая этот факт.
Дело в том, что на сегодняшний день кроме его работы (книга «Сокровище») нет ни единого документа подтверждающего присутствие Николая на этом Никейском Вселенском соборе, как нет и подтверждения спора между Николаем и Арием и факта пощечины.
Пе́рвый Нике́йский собо́р — собор Церкви, созванный императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.
На соборе был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.
Профессор церковной истории В. В. Болотов пишет:
«Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».
Кроме того факты пощечины Николаем Арию и суда над Николаем полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, данный факт отсутствует и в житии Николая, написанном в греческом Синаксаре, нет этого факта и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века.
В русской агиографии описание пощечины впервые появляется в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.
Заключение:
Факт пощечины Николаю Арию является спорным и основан на единственной работе греческого митрополита Дамаскина Студита XVI века.
Икона Святого Николая
На иконах Святого Николая принято изображать с митрой на голове, символом его епископства.
Примечание
Город Мира — Турция провинция Анталия современный город Демре.
Арианство — одно из ранних течений в христианстве утверждавшее неединосущность Бога-Отца и Бога-Сына. Просуществовало с IV по VI века н. э.