какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

Этот день в истории: 1708 год — губернская реформа Петра I

какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

29 декабря 1708 года указом Петра I территория Российской империи была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.

Губернская реформа Петра I диктовалось необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды — округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Такой порядок был неэффективен: уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны — иногда очень крупные, иногда очень маленькие.

Впоследствии Пётр увеличил число губерний еще на три, образовав Рижскую, Астраханскую и Нижегородскую, а Смоленскую ликвидировал как самостоятельную, поделив её между Московской и Рижской губернией.

Во главе губерний были поставлены губернаторы, на которых не возлагалось никаких задач по устройству местного благосостояния. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок.

После первой петровской реформы губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. В 1710—1713 годах они были разделены на доли (административно-фискальные единицы), которые управлялись ландратами.

В 1727 году губернии стали делиться не только на провинции, но и на уезды, были выделено 7 новых губерний. В 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская и Оренбургская — общее количество губерний достигло 16, при этом прибалтийские губернии вместо провинций и уездов делились на дистрикты.

Поскольку империя продолжала расширяться, к 1766 году количество губерний увеличилось до 20, а к 1775 — до 23. 7 ноября 1775 года Екатерина II подписала указ, в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний внутри них были выделены области) и изменена нарезка уездов.

Позже были учреждены наместничества. Екатерининская реформа была завершена в 1785 году, и в её результате территория Российской империи стала делиться на 38 наместничеств, 3 губернии (Петербургскую, Московскую и Псковскую) и 1 область на правах наместничества (Таврическую). К концу царствования Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область.

Источник

Реформы Петра I. Административная реформа.

какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

Административная реформа.

Цели реформы:

максимальная централизация управление и усиление личной власть монарха;

совершенствование центральной системы власти;

совершенствование системы местной власти, подчинение её центральным органам власти.

Время проведения: 1699-1721 гг.

Содержание реформы.

Реформа центральных органов власти.

Губернская реформа.

Разделение России на 8 губерний (к 1714 г.- 11): Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую.

К каждой губернии были приписаны военные части.

1719-1721 г. – губернии были поделены на 50 провинций, во главе- воевода.

Провинции делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами.

Пётр 1 – император.

1721 г.- принятие Петром I императорского титула.

какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

Табель о рангах.

Всего было 14 классов (чинов, рангов) для гражданских служащих и военных.

Потомственным дворянином мог стать чиновник, получивший 8 класс по штатской службе.

Все земли предавались по наследству лишь одному из сыновей (чаще- старшему). Остальные должны были служить.

Местное самоуправление.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

Административные реформы Петра I

какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

С. Кириллов «Думы о России»

Говоря о реформаторской деятельности Петра I, нельзя забывать о том, что вся его деятельность не являлась только его личной прихотью или причудами характера – она была обусловлена всем предшествующим развитием России.

Как считает историк С. Соловьев, в жизни каждого государства, как и в жизни каждого человека, происходит переход из одного возраста в другой. И переход этот не всегда гладкий и беспроблемный, чаще бывает наоборот. Соловьев отмечает, что допетровское время было для России временем, когда преобладает чувство. Петр I взошел на трон в то время, когда Россия переходила в возраст, в котором господствует мысль.

Другое дело, что необходимость реформ для страны Петр воспринимал как личное дело, оттого они проводились насильственным методом. Но безусловным является то, что они были необходимы. Под лежачий камень, как известно, вода не течет.

какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

Схема административных реформ Петра I

В.О. Ключевский писал: «Преобразование управления — едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность». Следует отметить, что Ключевский относился к деятельности Петра довольно критически, считая, что реформы управления проводились Петром наспех, бессистемно, основной целью их проведения было более эффективное изъятие денег у народа для все растущих военных расходов, т.к. сам Петр называл деньги артерией войны. Как говорил один американский исследователь, «Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат». Но если команды Петра были четкими и ясными, то их исполнение не соответствовало такой характеристике: часто установления и приказы сводились на нет постоянными переменами в госучреждениях, иногда одни и те же функции дублировались разными учреждениями, многие учреждения и должности поменяли лишь свои названия: старорусские на европейские, но по сути они остались теми же, ведь люди в них работали по прежнему принципу, а царь, хоть он и был Петром I, за всем лично уследить не мог.

Упразднение Боярской думы

Но стиль и методы управления постепенно менялись: вместо Боярской думы решения стала принимать команда, составленная из ближайших сподвижников Петра I. Сначала главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, которого современники характеризовали как «злого тирана, пьяного по вся дни».

В 1699 г. было создано особое ведомство городов. Указами было введено самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Власть воевод отменялась — судом и сбором налогов стали ведать выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, которую выбирали купцы Москвы. В ведении Ратуши находились поступления государственных доходов с городов и общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавлял Ратушу обер-инспектор ратушного правления (первым стал в этой должности бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов). Но вскоре Петр утрачивает доверие к Ратуше и приходит к решению перенести большую часть управления на места, т.к. «человеку трудно за очи все разуметь и править».

какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

1707 год – начало новой реформы: создаются губернии, которые делятся на провинции. Всего образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская (позже Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе пограничных губерний назначались генерал-губернаторы, а во главе остальных — губернаторы. Во главе провинций стояли воеводы. При губернаторах и воеводах состояли земские канцелярии. С 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами.

Губернаторы имели в помощниках заместителя (вице-губернатора), ландрихтера (судебного служащего), провиантмейстера и др. чиновников.

В 1710 г. проводится подворная перепись населения и устанавливается особая платежная единица, обеспечивающая одну «долю» средств для покрытия военных расходов.

Но эта реформа не оправдала ожиданий: Северная война затягивалась, денег не хватало, а это всегда создает благодатную почву для махинаций. Кроме того, создалось непонятное положение со столицей: Петербург ею еще не стал, а Москва уже перестала ею быть, а власть по-прежнему была сосредоточена в руках петровской команды, которую он называл то ближней канцелярией, то «консилией министров».

Учреждение Сената

Наконец, Указом от 2 марта 1711 г. был создан новый орган государственной власти – Сенат. Вначале Сенат состоял из 9 ближайших сотрудников Петра. Это был высший государственный орган власти.

Для контроля над управлением в 1711 г. Петр создает систему фискалов, которые подчиняются обер-фискалу. Их обязанности: доносить Сенату и царю о злоупотреблениях и нечестных поступках чиновников. Фискалы получали половину имущества виновного, если их донос подтверждался.

Вот откуда растут ноги у современной коррупции!

какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

Но в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора — руководить фискалами. Генерал-прокурор должен был надзирать за Сенатом, тем самым роль Сената понижалась.

Образцом для реформы государственного управления Петр взял шведское государственное устройство, которое строилось на принципах камерализма (устройство учреждения на основе коллегиальности, регламентации деятельности чиновников, единообразия штатов и жалования). Но никогда чужой опыт не может быть перенесен полностью на другую почву. Петр также внес изменения, обусловленные особенностями России, Указом от 28 апреля 1718 г.: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть».

Создание коллегий

В 1712 г. Петр создает по шведскому образцу коллегии: Иностранных дел, Адмиралтейскую, Воинскую, Камер-коллегию и Коммерц-коллегию. Петр определил их компетенции, укомплектовал составом и назначил президентов и вице-президентов коллегий.

Таким образом, прекращали существование многие из сохранившихся приказов, но некоторые вошли в состав новых учреждений: в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. В коллегиальной системе стало четче разграничение деятельности, осуществлялся совещательный порядок ведения дел. Петр отмечал: «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит».

В 1722 г. Берг- и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной.

В 1720 г. с принятием Генерального регламента окончательно разграничивались функции и компетенции коллегий. Коллегиальная система просуществовала почти сто лет – до 1802 года.

Образование Синода

В 1721г. была образована Духовная коллегия — Синод, который выводился из подчинения Сената. Патриаршество упразднялось. Во главе Святейшего Синода становился обер-прокурор.

Реформа местного самоуправления

По шведскому образцу Петр реформировал и местное самоуправление. Губернии теперь делились на провинции, а провинции – на дистрикты, во главе дистриктов стояли земские комиссары, которые назначались Камер-коллегией.

Посадское население делилось на три гильдии: 1-я гильдия (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-я гильдия (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд». Орган городского самоуправления назывался магистратом. Правом выбора в магистрат обладали только члены гильдий. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, созданный в 1720 г.

Были проведены также преобразования в отношении некрепостного населения: его объединяли с государственными крестьянами. Холопство было ликвидировано путем слияния его с крепостными крестьянами.

Таким образом, в России образовался мощный дворянско-бюрократический аппарат.

Введение Табели о рангах

какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

Оригинал Табели о рангах

Итогом административной реформы было принятие в 1722 г. Табели о рангах. Это свод законов о порядке государственной службы. Все дворяне обязаны были служить, служба объявлялась единственным способом получения государственного чина. Она открывала возможность продвижения по службе, в том числе и людей из «подлого люда». Петр говорил: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

В соответствии с Табелью, все должности делились на шесть частей: военные (сухопутные, артиллерия, гвардия, морские), статские и придворные и на 14 классов, или рангов.

Табель о рангах просуществовала с многочисленными изменениями до самой революции 1917 г.

какое звено отсутствовало в петровской административно территориальной системе

Петр Первый. Мозаичный портрет, набранный М. Ломоносовым на Усть-Рудицкой фабрике

Изменение системы престолонаследия

В феврале 1722 г. Петром I был подписан Указ о престолонаследии. Он отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии появился в связи с борьбой Петра I с сыном, царевичем Алексеем, который группировал вокруг себя оппозицию. После гибели царевича Алексея (1718 г.) Пётр не хотел передавать власть внуку Петру Алексеевичу, т.к. опасался, что к власти придут противники реформ, надеясь решить вопрос о престолонаследии в духе абсолютизма. С этим указом Петра связана обстановка борьбы за престол и в дальнейшем дворцовых переворотов.

Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 г.

Ко всем петровским реформам нет однозначного отношения, особенно это касается административных реформ. Историк В.Я. Уланов пишет: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим… не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне петровского времени».

Источник

Новое административно-территориальное деление в соответствие с указом Петра I

К концу XVII века административное деление страны во многом устарело, территория государства делилось на уезды, различные по своему статусу и размерам. Проведение областной реформы было обусловлено упорядочением системы административно-территориального управления страной, увеличением сбора денежных средств, поступающих в казну, необходимых для обеспечения военных нужд в условиях ведения Северной войны 1700-1721 годов. Кроме того, наряду с этим некоторые авторы выделяют такие причины проведения областной реформы, как неэффективная борьба с бегством крестьян, неспособность предотвращения Астраханского и Булавинского движения.

Реформа административно-территориального деления России началась в 1707 году. Её первый этап завершился в 1719 году. Было создано трехуровневое деление страны: губерния — провинция — уезд. Местное самоуправление в стране претерпело значительную реорганизацию. В 1702 году органы губного самоуправления были ликвидированы (на местах, олицетворяющих классовое представление). Их функции были повсеместно переданы воеводам, в помощь которым был создан совет дворян.

Губернии Российской Империи были довольно внушительны по своим размерам и охватывали сразу несколько современных регионов РФ. Например, Московская губерния включала в свой состав не только современную Московскую область, но и прилегающие к ней области – Ярославскую, Владимирскую, Костромскую, Тульскую и Калужскую. Вместе с тем столь обширные территориальные единицы были по-прежнему поделены на множество мелких уездов. Ввиду такой непропорциональности отдельных частей вскоре возникла необходимость сформировать новую территориальную единицу, которая стала бы промежуточным звеном. С 1711 г. начинается планомерное объединение уездов в провинции (ранее это производилось эпизодически для решения определенных местных задач). К примеру уезды Московской губернии были объединены в 8 провинций. Вследствие территориальной неоднородности молодой Империи, все губернии различались в зависимости от их фискальных возможностей. Главным признаком дифференциации в данном случае выступало общее количество тяглых дворов. Если в центральной Московской губернии число дворов доходило до четверти миллиона (247 тыс. дворов), то в какой-нибудь Азовской губернии их количество едва насчитывало 42 тысячи.

Провинции возглавляли воеводы. Финансовые дела в провинциях проводились земскими камерирами, в подчинении которых были земские комиссары. Дистрикт возглавлял комиссар, подчиненный воеводе и земскому камериру. У всех чиновников были канцелярские служители.

Реформа местного управления уничтожила старый принцип назначения на должности как «государево пожалование». Все должностные лица местного управления стали чиновниками абсолютной монархии, действующими по общегосударственным законам и распоряжениям. Принципы комплектования бюрократического аппарата закрепила «Табель о рангах».

Губернской реформой 1708 г. было отменено прежнее различие в управлении русскими землями. Россия была в основном унитарным государством, но сохранила некоторую автономию для Украины, Ингерманландии, Эстляндии, Ливонии и части Карелии, сохранившая черты управления и правового регулирования, стала территорией России. В вассальной зависимости от России оказались северо-кавказские ханства.

К 1718 году накал Северной войны спал, Россия гарантированно побеждала в ней, ожидалось подписание мирного договора. Настало время обратиться к дальнейшим реформам во внутренней политике. С 1719 г. начинается второй этап реформ, направленных на улучшение управления территориями государства, который продлился пять лет – 1719-1724 гг.

Одной из причин начала нового этапа реформы стало учреждение коллегий в 1718 году. Приказы были ликвидированы. Деятельность региональных учреждений координировалась из центра. Губернаторов назначал непосредственно Петр I, а воевод и других должностных лиц Сенат, при этом они подчинялись коллегиям. Некоторые коллегии имели своих назначенных представителей (камериров) в администрациях провинций.

Подытожим вышесказанное. В результате губернской реформы была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт (уезд). Организовано снабжение и пополнение боевых частей армии и флота, что стало одной из причин победы в Северной войне со Швецией; увеличена численность бюрократического аппарата; произошла унификация системы административных органов. Вместе с тем судебные органы не были до конца отделены от административных. Дворяне, занимающие абсолютное большинство административных должностей, укрепили власть.

Одним из важных результатов губернской реформы явилось образование целостного унифицированного имперского пространства с единой централизованной бюрократической системой управления, то есть установление определенного единообразия в управлении страной. Новое территориальное деление России позволило создать некоторый аппарат управления на местах, а учреждение коллегий обеспечило переход к отраслевому принципу организации центрального управления. Во многих сферах внутренней политики произошел отход от насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократии. В этот период была выбрана форма правления, определившая дальнейшее развитие отношений между центром и регионами и превращение России в унитарное государство. По нашей оценке, основным достоинством данного этапа стала четкая регламентация нового устройства и управления, а также исправление ранее сделанных ошибок.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Новое административно-территориальное деление в соответствие с указом Петра I

Новое административно-территориальное деление в соответствие с указом Петра I

Источник

Административные реформы Петра

Вы будете перенаправлены на Автор24

Административные реформа Петра – это комплекс мер, направленных на строительство эффективной системы органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их функционирования

Петр I вошел в историю как великий реформатор, но многие историки говорят о том, что во многом его реформы не были его личной инициативой, все эти преобразования были обусловлены предшествующим развитием страны. В жизни каждого государство случается переходный период, так вот в России это случилось во время правления Петра.

Петр I полностью преобразовал систему государственного управления, были созданы специальные коллегии, прообразы будущих министерств: военная, морская, торговых дел, юстиции, иностранных дел. Во время правления Петра I страна вышла на путь реформ. Большое значение, в реформаторской деятельности Петра, имели его административные реформы.

Упразднение Боярской думы

В самом начале своего царствования Петр I сталкивается с медленной бюрократией в лице Боярской думы, её деятельность была очень нерешительной для эффективного управления страной, такой расклад, конечно, не устроил государя, это и положило начало масштабной административной реформе.

Первое время Петр упразднял приказы или менял их на новые, так появляется Ближняя канцелярия – учреждение, осуществляющее контроль над финансовой деятельностью приказов. Боярская дума перестала существовать в 1704 году, а вся реальная власть сосредоточилась в руках канцелярий.

Рисунок 1. Петр I. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С приходом к власти Петра I стиль и методы управления начали видоизменяться, и если раньше многие решения принимала Боярская дума, то теперь этим занималась команда ближайших сподвижников царя. В 1699 году было собрано особое ведомство городов. Указом было установлено самоуправление для городского купечества и для населения приморских городов. Была отменена власть воевод, теперь судить и собирать налоги могли лишь выборные бурмистры.

Готовые работы на аналогичную тему

Возглавила новую систему органов Московская ратуша, которую выбрали московские купцы, в её ведении находились поступления доходов с городов государства и всеобщий надзор за деятельностью органов самоуправления. Возглавил московскую Ратушу обер-инспектор ратушного правления Алексей Курбатов, постепенно Петр утратил доверие к Ратуше и пришел к решению перенести большую часть управления на места, так как посчитал, что человеку «сложно одному глядеть за всем».

В 1707 году, был издан указ, согласно которому происходит территориальное разделение земель, начинают образовываться губернии, после их появления начинается реформа областного управления, которая завершилась лишь в 1719 году.

Страна была разделена на губернии, всего их было 8, в свою очередь эти губернии делились на провинции, а провинции на уезды. В каждой губернии главой был губернатор, наделенный административными полномочиями, он также командовал войсками, которые были закреплены за губернией.

Возглавлял губернию губернатор, который был наделен административно – судебными полномочиями и являлся главнокомандующим прикрепленных к его губернии войск. Провинции возглавляли воеводы. В уездах же бал правил земский комиссар, который избирался из дворян. Количество приказов продолжало сокращаться, а их функции переходили к губернаторам.

Коллегии при Петре

В 1712 году с помощью участия иностранных советников была сделана попытка создать Торговую коллегию, лучшие чиновники и юристы из европейских стран были приглашены в Россию для работы в государственных учреждениях, а образцом для выработки собственных правил была выбрана шведская система коллегий, которая в то время считалась одной из самых продуктивных во всей Европе.

Каждая коллегия состояла из нескольких чиновников, которые подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий. Создание коллегиальной системы завершило процесс централизации власти и бюрократизации государственного аппарата, распределение ведомственных функций, одинаковые нормы деятельности (по регламенту) – всё это сильно отличало новый аппарат от предыдущей приказной системы.

В марте 1711 года Петр создаёт Правительственный сенат, который представлял из себя собрание из 9 человек, которых назначал царь, позже Сенат станет собранием президентов коллегий – сенаторов, его основной функцией было управление страной во время отсутствия царя, после он становится постоянным учреждением.

Табель о рангах

В 1722 году были введены должности генерал–прокурора и обер-прокурора Сената, эти должности должны были стать правой рукой государя и вести надзор за Сенатом, который был наделен судебной, административной и законодательной властью.

Важное место в административных реформах Петра занял закон, который был принят в этом же году. Это закон «Табели о рангах». Табель выделял три рода госслужбы:

Служба становится единственным способом на пути к государственным чинам. Табель о рангах, был некой карьерной лестницей того периода, всего было 14 рангов, так простолюдин получивший офицерский чин или 8 ранг на гражданской службе автоматически становился дворянином, в этом плане Табель о рангах был весьма неплохим законом.

Значение административных реформ

Во время царствования Петра I абсолютная власть монарха в стране заметно укрепилась, а в 1721 году Петр I получил титул Императора, Россия с этого времени начинает именоваться Империей, это еще сильней укрепило самодержавие в стране. Несмотря на это, многие исследователи и историки считают административные реформы Петра самым слабым местом во всех его преобразованиях. Все реформы следовали друг за другом, но население страны при этом жить лучше не стало, материальное положение простых людей оставляло желать лучшего.

Петр относился к государственным учреждениям как к военной системе. К законам и указам как к уставу. К чиновникам как к солдатам. Сам Петр предпочитал повседневной одежде военную форму – и думал часто как солдат. Отсутствие системы при проведении административных реформ и спешка сбивали его с толку, одни приказы заменяли другими или вовсе отменяли их, а учреждения в основном дублировали деятельность друг друга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *