какое значение имеет словосочетание скорбный труд

Не пропадет ваш скорбный труд

Не пропадет ваш скорбный труд
Из стихотворения «Во глубине сибирских руд. » (1827) А. С. Пушкина (1799-1837).
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

В современной речи цитируется шутливо-иронически, как способ поощрить, приободрить, пожелать успеха в решении каких-либо задач.

Из искры возгорится пламя — Из стихотворения «Струн вещих пламенные звуки» (1828, опубл. 1857) ссыльного поэта декабриста Александра Ивановича Одоевского (1802 1839). Эти стихи, которые иногда еще называют «Ответом декабристов», были написаны в ответ на пушкинское… … Словарь крылатых слов и выражений

ПРОПАСТЬ — пропаду, пропадёшь, прош. пропал, пропала, сов. (к пропадать). 1. Потеряться, затеряться, исчезнуть неизвестно куда вследствие кражи, небрежности и т. п. «И молва трезвонить стала: дочка царская пропала!» Пушкин. Пропала книга. Пропало письмо.… … Толковый словарь Ушакова

ДЕКАБРИСТЫ — рус. революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества (назв. получили по месяцу восстания). Д. были дворянскими революционерами, их клас. ограниченность наложила печать на движение, к рое по лозунгам было… … Советская историческая энциклопедия

СТРЕМЛЕНИЕ — СТРЕМЛЕНИЕ, стремления, ср. Настойчивое влечение, решительная направленность к чему нибудь, к достижению какой нибудь цели. Стремление к славе. Дурные стремления. «Натуральную школу обвиняют в стремлении всё изображать с дурной стороны.»… … Толковый словарь Ушакова

ДЕКАБРИСТЫ — Дворянские (см. дворянин*) революционеры, члены тайных обществ, поднявшие восстание против самодержавия и крепостничества в декабре 1825 г. Отсюда название декабристы. Многие декабристы были блестяще образованными людьми из высших слоев общества … Лингвострановедческий словарь

Пушкин Александр Сергеевич — (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография • Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. • Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. • Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

Источник

Урок по литературе на тему «Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд. » (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство Образования и науки РД

г.Хасавюрт МКОУ «Гимназия №3»

Урок литературы в 7 классе

«Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «КЧаадаеву», «Во глубине сибирских руд. «.

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы: Багатова Саида Ильясовна

Тема. А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».

выявить особенности творчества А.С.Пушкина петербургского периода, художественные идеи стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…»;

формировать навыки выразительного чтения, работы с терминами, учебником, иллюстрациями, лексической работы;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация, видеоролик «Биография А.С.Пушкина».

І. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы завершили изучение Творчества Дмитрия Ивановича Фонвизина, прочитали и проанализировали комедию «Недоросль», а также написали сочинение по данному произведению.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.А.С.Пушкин после лицея. Петербургский период.

— Я предлагаю вам посмотреть видеоролик о «Жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкине» и вспомнить то, что вы узнали о нём в 6 классе.

2.2. Обращение к учебнику. Чтение фрагмента из романа Ю.Н. Тынянова «Пушкин» и материалов рубрики «Для вас, любознательные!».

— Как передает автор эмоциональное состояние лицеистов в первый день после окончания Лицея?

— «Семьи не было, — пишет Ю.Н. Тынянов. — Была Арина, и был Лицей». Согласны ли вы с таким утверждением писателя? Как вы его поняли?

— Есть ли в этой главе свидетельства верности лицейской дружбе?

2.3. Обращение к иллюстрации в учебнике. Комната А.С. Пушкина.

— Обратите внимание на иллюстрацию (стр. 160) «Комната А.С.Пушкина в Царскосельском лицее». Опишите её. Каково её убранство?

В конце XVIII — начале XIX в. в образовании дворянина главной целью было воспитание гармонически развитой личности. В непременный набор общепринятых представлений входило обязательное владениенесколькими иностранными языками, наличие познаний в области философии, истории, литературы, умение музицировать, танцевать, фехтовать, ездить верхом. Рисованию (кистью, карандашом, пером) начинали обучать с раннего возраста.

А.С. Пушкин оставил огромное графическое наследие. Несколько тысяч рисунков, из которых большинство — портретные изображения и наброски. Слово сменялось графическим образом и изображением, а они — словом. Рисунки либо повторяли текст, либо подчеркивали его, усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее произведении.

После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году), коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов. Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском, псковском имении матери. Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года). После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой «Руслан и Людмила», которую он начал писать в последний год лицея. Литературная обстановка после окончания лицея Пушкиным изменилась.

Если последний год лицея прошел идеологическим влиянием «Арзамаса», то теперь, когда Пушкин, наконец, получил возможность непосредственного участия в заседаниях этого общества, оно вдруг прекратило свое существование. Пушкин окончил лицей как раз в период реорганизации тайных обществ.

3. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву».

3.1. Сообщение учащегося о П.Я. Чаадаеве.

Пётр Я́ковлевичЧаада́ев (1794—1856) — русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.

Родился в старинной зажиточной дворянской семье Чаадаевых, по материнской линии внук академика, историка М. М. Щербатова, автора 7-томного издания «Истории Российской от древнейших времен». Рано остался сиротой — его отец умер на следующий год после его рождения, а мать через три года. Его и старшего брата Михаила, совсем маленьких, забрала из Нижегородской губернии в Москву тётка — княжна Анна Михайловна Щербатова, у неё они и жили в Москве. Опекуном Чаадаевых стал их дядя — князь Д. М. Щербатов, в доме которого Чаадаев получил свое образование.

Чаадаев был весьма известной личностью в обществе. По воспоминаниям современников, что он является «неоспоримо (…) и без всякого сравнения самым видным (…) и самым блистательным из всех молодых людей в Петербурге». Его дружбы искали и ею гордились. В 1819 году Пушкин сравнивает с ним Евгения Онегина, желая характеризовать своего героя как настоящего дЕнди: «Второй Чадаев, мой Евгений…».

В 1829—1831 П.Я.Чаадаевсоздает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.

3.2. Обращение к портрету П.Я. Чаадаева в учебнике.

— Рассмотрите портрет П.Я.Чаадаева.

3.3. Выразительное чтение стихотворения.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

3.4. Выявление первоначальных впечатлений.

— Выпишите слова, в которых заключаются главные мысли послания.

Любви, надежды, тихой славы, обман, туман, власть роковая, отчизна, вольность святая, свобода, честь, прекрасные порывы, Россия вспрянет, звезда пленительного счастья, на обломках самовластья.

Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. Оно рассчитано на широкий круг читателей.

3.7. Выразительное чтение первых 4 строф.

— Какой образ создан в этих строчках?

Образ разочарованного, утратившего иллюзии человека.

— В чем разочаровался лирический герой?

Герой не верит в любовь, в возможность безмятежного счастья, утратил надежду. Эти понятия названы «забавой», «обманом», подобные утреннему туману.

Слово «слава» у Пушкина обычно связывается с идеями военной опасности, героизма. В данном случае слово «тихий» означает «мирный». Пушкинский словарь дает одно из значений слова тихий: «лишенный тревог, спокойный, безмятежный». Первая строка в целом рисует идеал мирной, идиллической жизни.

— Какое значение приобретает слово «нежил» в контексте фрагмента?

Мечты о «тихой» славе, любви «нежили», т.е. берегли, оставляли в неведении, ограждали от реальности.

3.9. Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Но в нас горит ещё желанье. » до слов «Минуты верного свиданья».

— Назовите слова, передающие движение души лирического героя. Укажите эпитеты и метафоры, сравнения.

Горит еще желанье (метафора); нетерпеливою (эпитет) душой;ждем с томленьем упованья; как ждет любовник молодой (сравнение).

— Как меняется интонация и настроение лирического героя в данном фрагменте?

Интонация становится иной — оптимистичной, уверенной. Душа лирического героя исполнена страсти, энергии. Он противопоставлен образу разочарованного человека, который появляется в первых строках стихотворения.

Метафора «горит желанье» передает пламенное чувство, горячее, как огонь.

— Что противостоит состоянию лирического героя?

«Гнёт власти роковой» — гибельной, смертельной, несущей горе, несчастье, страдания, бедствия.

— Как вы понимаете фразу «отчизны внемлем призыванье»?

Слышим мольбу родной страны.

— Почему Пушкин называет вольность «святой»?

Свобода и духовная чистота — для поэта близкие по значению понятия, являющиеся высшей нравственной ценностью.

В пушкинскую эпоху три главные христианские добродетели «Вера, Надежда и Любовь» нерасторжимы. Упомянув в первой строке стихотворения любовь и надежду, Пушкин явно ожидал, что в сознании читателя возникнет и слово «вера», но заменил его «тихой славой». Далее он сконцентрировал ряд слов, производных от «веры»: «верь», «верный», или же семантически близких к нему: «святая». Таким образом, свободе был придан признак высшей нравственной ценности.

3.11.Обращение к статье учебника «Поразмышляем о прочитанном».

— Какая трактовка кажется вам наиболее верной?

— Почему на обломках самовластия должны написать имена Чаадаева, «двадцатилетнего с небольшим молодого человека, который ничего не написал, ни на каком поприще ничем себя не отличил», и Пушкина, ничем еще себя не заявившего в политической жизни?

Эти строки могут быть поняты лишь в свете героических и честолюбивых планов поэта. Именно в этих планах Пушкин нашел точку опоры в одну из самых горьких минут своей жизни.

3.12. Чтение учащимися фрагмента из книги М.Ю. Лотмана «Пушкин» от слов «Странность этих стихов для нас скрадывается тем. » до слов «Здесь он нашел успокоение. ».

3.13. Чтение статьи учебника «Для вас, любознательные!».

— О чем свидетельствуют строчки из письма А.С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории предков, какой нам Бог ее дал»?

А.С.Пушкин учит нас любить родину не только в дни ее величия и благоденствия, но и в годину бед и вставать на ее защиту, давая отпор врагу. Он напоминает о ее великой истории, учит гордиться своим отечеством.

4.Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

4.1.Сообщение «историка» о восстании декабристов.

Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года.

В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России.

Познакомившееся с политическими движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости Российского государства является крепостное право.

В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)

В 1818 г. в Москве была создана организация «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах.

В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе с П.И.Пестелем, который был автором программного документа «Русская Правда».

В Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева было создано «Северное общество».

Началась подготовка к вооруженному восстанию.

Смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю I осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.

Политическим руководителем восстания избрали князя Трубецкого, который в последний момент отказался от участия в восстании.

Утром 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышел Лейб-гвардии Московский полк. К нему присоединились Гвардейский морской экипаж и Лейб-гвардии гренадерский полк. Всего собралось около 3 тысяч человек.

Однако Николай I, уведомленный о готовящемся заговоре, заранее принял присягу Сената и, стянув верные ему войска, окружил восставших. После переговоровНиколай I приказал применить артиллерию. Восстание в Петербурге было разгромлено.

По делу декабристов было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.КаховскийМ.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.

4.2. Выразительное чтение учащимися стихотворения «Во глубине сибирских руд…»

Во глубине сибирских руд.

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

— Каким чувством проникнуто стихотворение?

4.4.Выразительное чтение учащимися первой строфы.

4.4. Лексическая работа: терпенье.

— В каком значении употреблено слово терпенье в данной строфе?

Слово «терпенье» здесь употреблено не в смысле примирения с существующим положением вещей, не в смысле смирения. Пушкин говорит о гордом терпении, подразумевая при этом стойкость, мужество, сопротивление.

— Что, по мысли поэта, должно придать силы декабристам?

Не упасть духом, хранить гордое терпенье они смогут, сознавая, что их «. скорбный труд// И дум высокое стремление» не пропадет.

4.6. Выразительное чтение учащимися второй строфы.

— Какое время называет «желанной порой» поэт?

«Желанная пора» — время освобождения декабристов.

Высказывания Пушкина после декабрьского периода свидетельствуют том, что после поражения восстания декабристов он разуверился в возможности изменить существующий общественно-политический строй революционным путем. «Желанная пора» — освобождение декабристов — должна наступить не в результате вооруженного переворота, а по приказанию царя.

4.8. Выразительное чтение учащимися третьего четверостишия.

— Кикой эпитет повторяется дважды в стихотворении?

— В каком значении употреблено слово?

— Какой смысл заключен в словосочетании «свободный глас»?

Новый царь заявил, что освобождает поэта от цензуры. Освобождение кажется поэту залогом будущего освобождения декабристов.

4.10. Выразительное чтение учащимся четвертого четверостишия.

— Какие настроения, господствовавшие в общественной жизни, нашли отражение в стихотворении А.С. Пушкина?

Послание Пушкина не только выражение его личного отношения к декабристам. Оно явилось отражением настроений оппозиционных слоев передового русского общества.

III. Подведение итогов урока.

— С какими произведениями А.С.Пушкина мы познакомились на уроке?

— Кому они посвящены?

— Каким чувством они проникнуты?

Источник

Значение слова «скорбный»

какое значение имеет словосочетание скорбный труд

2. Устар. Больной, немощный. Сеня быстро начал увеличиваться в силе, но зато, к несчастию, в той же мере был скорбен главою. Гл. Успенский, Учителя. Аксинья Захаровна, сказывала мать Таифа, оченно скорбна, разболелась вся, на ладан, слышь, дышит. Мельников-Печерский, На горах.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ско́рбный

1. связанный с глубокой печалью, скорбью, вызывающий это чувство или испытывающий его ◆ Скорбное молчание. ◆ Скорбный взгляд.

Делаем Карту слов лучше вместе

какое значение имеет словосочетание скорбный трудПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: омываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Конспект урока по теме «А. С. Пушкин. Исторические темы в литературе. «Во глубине сибирских руд», «Туча»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок. Литература. 8 класс. 03.11.2020

Цели: выявить особенности творчества А.С.Пушкина петербургского периода, художественные идеи стихотворений «Во глубине сибирских руд…», «Туча»; формировать навыки выразительного чтения, работы с терминами, учебником, иллюстрациями, лексической работы;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Задачи : познакомить учащихся с теми, кому адресовано стихотворение (декабристами), рассказать об исторической эпохе и связях поэта с декабристами, учиться работать с текстом, обучать лингвистическому анализу поэтического текста, закрепить знания учащихся о приёмах художественной изобразительности; развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение исследовать поэтический текст; воспитывать стремление к сотрудничеству, сохранению дружбы, бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Учитель : Сегодня поговорим с вами о А. С. Пушкине, а именно об исторических темах в его произведениях. Проанализируем его стихотворения «Во глубине сибирских руд», «Туча». Но, прежде чем мы приступим, давайте вспомним о самом писателе.

Ответьте на вопросы:

1) Годы жизни писателя (1799-1837);

2) Кто обучил русскому языку Пушкина? (бабушка и няня); \3) В каком лицее учился Пушкин? (Царскосельском);

4) Как называют период расцвета творчества Пушкина? (Болдинская осень);

5) Как закончилась жизнь поэта? (дуэлью);

6) Какие произведения Пушкина вы уже знаете?

Подготовка к изучению нового материала

Пушкина интересовали разные стороны жизни. Истории также была неотъемлемой частью его жизни. Писателя интересовали народные движения, столкновения государственного и личного, переломные моменты в истории. Большое значение он придает силе народного мнения.

Стихотворения, которые мы сегодня рассмотрим, отображают события 1825 года. А чтобы мы поняли, что там происходило, перед нами сейчас выступит «историк» со своим докладом.

Учитель : Итак, какая тема освещена в стихотворении? (тема декабристского восстания)

Пушкин был тесно связан с многими декабристами, дружил с ними, поэтому свою боль он изложил в стихотворении «Во глубине сибирских руд». Давайте зачитаем его внимательно. (выразительное чтение стиха)

Какие эпитеты употребил Пушкин в стихотворении, как он передает нам настроение? (гордое терпенье, скорбный труд, мрачные затворы и др.)

Как описывается край изгнанников? (мрачное подземелье, темницы, оковы)

Что противопоставлено темницам? (бодрость, веселье, любовь, свобода)

Хорошо. Чуть позже вы поработаете самостоятельно с этим стихотворением. Пока перейдем к «Туче». Откройте учебник на стр.223 (ученик зачитывает текст). И ознакомимся со стихотворением (ученик выразительно читает стихотворение).

Прослушав стихотворение, как вы думаете, какие темы звучат в нем? (тема обновления жизни, природы, свежесть после дождя)

На самом деле в этом стихотворении два плана. Первый, как вы заметили, это состояние природы; второй – отклик на декабристское восстание. Как называется литературный прием, когда используется иносказательное изображение предмета? (аллегория).

Поработаем над анализом стихотворения. Прочитаем еще раз первое четверостишье.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури!

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Что необычного в построении строк вы заметили? (единое начало, анафора)

Что стоит за образом тучи? (восстание декабристов)

Как вы понимаете, что такое ясная лазурь? (жизнь)

Давайте поработаем в тетради. Записываем вопросы в тетради.

Что хотел передать автор в стихотворении «Во глубине сибирских руд», какие настроения? (сочувствие, сопереживание, веру в человека и его свободу)

Что, по мысли поэта, должно придать силы декабристам? (гордое терпенье, вера в свободу)

Какое значение имеет словосочетание «скорбный труд»? (тяжелый, каторжный)

Какой эпитет повторяется в стихотворении дважды? (мрачный; мрачное подземелье, мрачные затворы)

В чем сила любви и дружбы, по мнению Пушкина? (поддержка, сила, утешенье)

Как видим, стихотворения Пушкина выражают не только его личное отношение к декабристам, но и передают настроение русского общества тех годов.

Что нового вы сегодня узнали?

Какие вопросы у вас возникли?

Постановка домашнего задания

Выучить наизусть стихотворение «Во глубине сибирских руд», отрывок из стихотворения «19 октября»

Источник

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Во глубине сибирских руд»

«Во глубине сибирских руд» – произведение, тесно связанное с русской историей, общественным движением первой половины ХІХ века. Оно изучается школьниками в 9 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Во глубине сибирских руд» по плану.

Полный текст стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкин А. С.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Анализ стихотворения «во глубине сибирских руд» Пушкин А. С.

Вариант 1

Стихотворение «Во глубине сибирских руд» А. С. Пушкина увидело свет в 1827 году. Этот поэтической труд – акт высокого гражданского мужества человека, поэта.

«Во глубине сибирских руд» — искреннее, горячее послание Пушкина отбывающим ссылку декабристам. В нём автор выразил надежду на скорую амнистию декабристам, которая реально имела место лишь в 1855 году.

Стихотворение появилось на волне энтузиазма, который был вызван решительным поступком-подвигом немалой части жён декабристов. Они пренебрегли всем — положением в свете, богатством, знатностью, и отправились вслед за своими мужьями в ссылку.

Особенно тронула Пушкина прощальная встреча с Марией Раевской, которую он некогда любил. Теперь она уезжала в числе первых, в качестве супруги С. Г. Волконского. Наказание Волконского измерялось двадцатью годами каторжных работ.

В стихотворении «Во глубине сибирских руд» доминирует гражданская тема, тема верности идеалам юности. Цель, которую ставил перед собой поэт: укрепить и поднять дух не только двух бывших выпускников Царскосельского лицея – Пущина и Кюхельбекера, а весь состав декабристов, обречённых на тяжёлый труд «в каторжных норах» забайкальских Нерчиских рудников, вселить в них надежду на лучшее. Вера в то, что всё плохое скоро закончится – именно этим обуславливается эмоционально насыщенный тон произведения.

Восстание декабристов потерпело крах. Но при той расстановке сил в обществе, которая была на тот момент времени, оно не могло не закончится неудачей.

Но не могли и не выступить декабристы. Слишком сильны были их освободительные помыслы, высоки гражданско-патриотические чувства. И хотя положительного результата декабристы не достигли, всё произошедшее было не напрасно.

После подавления декабрьского восстания, Пушкин был возвращён Николаем I из ссылки. Они имели долгую и продолжительную беседу с глазу на глаз. Николай уверил поэта в том, что он искренне желает использовать свою власть во благо и процветание народа и просил Александра Сергеевича помочь ему своим творчеством в этом.

Пушкин, безусловно, прислушался к мнению царя, но от своих прежних убеждений не отказался. Как не отрёкся и от своих друзей-декабристов. После разговора, ещё более подвергая себя опасности, он посылал им в Сибирь проникновенные, полные надежд, стихи. Поэт надеялся на то, что его личные старания в содействии скорому освобождению томящихся в ссылке людей, будут иметь успех.

Жанр произведения «Во глубине сибирских руд» — гражданское и дружеское послание. Послание – один из любимых пушкинских жанров.

Используемые средства поэтической выразительности

«Оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы» – терминология, связанная с восстанием и его последствиями.

Эпитеты, используемые в работе — «скорбный труд», «гордое терпенье», «затворы мрачные», «свободный глас».

Сравнение, имеющее место в стихотворении «Во глубине сибирских руд»:

«Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас».

Для придания стихотворению большей насыщенности, твердости и решительности, Пушкин применяет метод аллитерации (аллитерации на «Р»).

«Во глубине сибирских руд,

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье».

Стихотворение «Во глубине сибирских руд» написано четырёхстопным ямбом.

Вариант 2

Братство, сложившееся в стенах Царскосельского лицея, где учился Александр Сергеевич Пушкин, сохранилось до последних дней каждого из лицеистов. Неслучайно ежегодно 19 октября все выпускники Лицея собирались, если появлялась такая возможность. А Пушкин почти на каждую годовщину писал очередное стихотворение. Поэтому для него личной трагедией стало известие о восстании декабристов в 1825 году, когда на Сенатскую площадь вышли офицеры, в числе которых были и бывшие соученики — Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин.

Когда основных участников восстания сослали в Сибирь, Пушкин проявил изрядную смелость и написал знаменитое послание «Во глубине сибирских руд…». Многие товарищи поэта состояли в тайных обществах, но не посвящали в планы восстания Александра Сергеевича, который и так уже конфликтовал с властью и дважды бывал в ссылке. Однако, когда его вызвали к самому Николаю I для личной аудиенции, Пушкин заявил, что если бы он 14 декабря 1825 года был в Петербурге, то «непременно встал бы в мятежное каре».

Своим стихотворением «Во глубине сибирских руд» молодой поэт хотел подбодрить сосланных декабристов, следуя лицейским традициям, мечтал поддержать их веру в окончательное торжество свободы. Он обращается к декабристам как товарищ, который вынужденно остался на свободе, но по-прежнему разделяет их «дум высокое стремленье». Написано это стихотворение было в годовщину декабрьского восстания — в начале января 1827 года.

Первоначальный вариант этого послания был размещен в семейном альбоме княгини Е. А. Ростопчиной. В дальнейшем поэт поменял вторую и третью строфы, и стихотворение еще больше озарилось надеждой, а любви и дружбе придавалось еще большее значение. В Сибирь попал второй вариант этого стихотворения: поэт переслал его с Александрой Муравьевой, которая уехала в Сибирь к мужу.

Послание написано высоким стилем: особую торжественность придают ему слова, записанные с заглавной буквы, — Надежда, Любовь, Свобода, Несчастье. Поэт понимал, что его друзья-декабристы, лишенные свободы, чести и достоинства, нуждаются, прежде всего, в моральной поддержке своих товарищей. Именно поэтому Пушкин осмелился не только написать такое стихотворение, но и переправить его друзьям в Сибирь. Обращаясь к ним, поэт уверен: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Автор считает, что идеи декабристов все же найдут свое воплощение в жизни, ведь идея свободы является определяющей в творчестве Пушкина.

Тему свободы и верности декабристским идеям Пушкин сохранит в своих последующих стихотворениях: «Арионе», «Стансах», «Пророке». Однако именно в стихотворении «Во глубине сибирских руд» наиболее ярко нашла воплощение мысль о героизме и мужестве. Отсюда такая лексика: «каторжные норы», «мрачные затворы», «свободный глас». Поэт Александр Одоевский ответил на послание Пушкина стихотворением, в котором содержались строки, ставшие девизом революционеров начала ХХ века: «Из искры возгорится пламя!»

Вариант 3

Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в тайных обществах, однако не желали посвящать Пушкина в свои планы. Объяснялось это просто: будущий классик русской литературы постоянно конфликтовал с властями и к 1925 году успел дважды побывать в ссылке. Но это не умерило его пыла, и Пушкин непременно бы стал участником восстания, если бы заранее знал о том, что оно произойдет.

Однако судьба распорядилась иначе, и во время декабрьских событий 1825 года поэт находился в Михайловском, где фактически пребывал под домашним арестом. Впоследствии поэт будет вспоминать об этом с сожалением, отмечая, что в душе он поддерживает начинания своих товарищей. Подтверждением этому является стихотворение «Во глубине сибирских руд…», написанное по случаю годовщины восстания декабристов. При жизни поэта оно так и не было опубликовано, однако Пушкину удалось переправить его друзьям в Сибирь и даже получить стихотворный ответ от Одоевского.

Поэт сильно рисковал, когда уговаривал супругу Муравьева доставить это произведение декабристам. Но он понимал, что его друзья, обесчещенные и униженные, сейчас как никогда нуждаются в моральной поддержке. Именно поэтому Пушкин все же отважился не только написать это стихотворение, но и переправить его товарищам. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Этой фразой автор предсказывает, что идеи декабристов в будущем все же воплотятся в жизнь, и Россия избавится от монархии.

Пытаясь утешить своих друзей, многим из которых уже не суждено будет вернуться из Сибири, Пушкин обещает: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Автор убежден, что о подвиге декабристов люди будут помнить и спустя столетия. В то же время поэт выражает надежду, что судьба окажется к героям более благосклонной, чем царское правительство.

«Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа», — отмечает Пушкин. Однако этому предсказанию так и не суждено было сбыться, так как спустя четверть века амнистию получили лишь немногие декабристы, которые смогли дожить до этого момента и вернулись домой глубокими стариками, беспомощными, одинокими, лишенными всех титулов и никому не нужными.

Вариант 4

Выполняя анализ стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд», нужно учитывать, что история создания этого произведения неразрывно связана с произошедшими в России событиями: декабрьским восстанием на Сенатской площади и казнью участников этого восстания. Это произведение — послание единомышленникам, друзьям, оказавшимся в сибирской каторге после неудавшейся попытки государственного переворота. Стихотворение, как и большинство других вольнолюбивых произведений Пушкина, распространялось в списках.

Два события подтолкнули Пушкина на написание этого произведения. Первое – годовщина восстания, и второе: он узнал об отъезде А.Г. Муравьевой. Велико было желание поэта поддержать людей, с которыми его связывала духовная близость, а с некоторыми из декабристов – дружба.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, но в нем присутствует идея гражданского долга. Тема стихотворения — дружба и свобода.

Послание написано эмоционально. Состоит из 4‑х строф. Несмотря на эпитеты — скорбный, мрачный, тяжкие, каторжные, оно дышит верой в светлое будущее. В нем присутствует возвышенная лексика: оковы, свобода, глас.

В первой строфе поэт призывает осужденных на каторгу к терпению и вере в то, что все может измениться. В последующих строфах он показывает, какие могут произойти перемены: придет желанная пора; Любовь и дружество… дойдут сквозь мрачные затворы, и наконец,

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Когда Пушкин писал это стихотворение, он прекрасно понимал, что при существующей власти оно не может быть опубликованным в открытой печати. Своим посланием поэт стремился быть услышанным узниками царского режима. Он переживал от того, что в столь важный для страны день он не мог быть там, где была вся передовая молодежь Санкт-Петербурга.

Все стихотворение построено на антитезах, то есть, на противопоставлениях: скорбный труд – высокое стремленье, несчастье – веселье, каторжные норы – свободный глас, темницы – свобода.

Ритмика стихотворения изложенного четырех степным ямбом, придает произведению энергичность, бодрость. Стопы двухсложные с ударением на втором слоге. В стихотворении применена комбинированная рифмовка: в 1‑й строфе – перекрестная, во 2 и 4‑й – охватная, в 3‑й строфе использована смежная рифмовка.

Возвышенной энергетике стихотворения способствует также ассонанс и аллитерация – особая звуковая организация текста, при которой повторяются гласные (при ассонансе) и согласные (при аллитерации) звуки.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Аллитерация на звук «р» придает произведению твердости и решительности.

Основная идея стихотворения направлена на будущее. Будущее общества, страны, каждого из декабристов в отдельности.

Была ли нужна эта жертва стране? В какие социальные катаклизмы вылилось развитие освободительного движения, растянувшееся на сто лет, ни Пушкин, ни декабристы, ни Герцен, которого декабристы разбудили, никогда не узнали. Они просто верили в то, что действовали во благо страны и порабощенного народа.

Стихотворение «во глубине сибирских руд» Пушкин – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Для русской литературы первой половины XIX века актуальными были проблемы свободы, движений за нее. В творчестве А. С. Пушкина они занимают почетное место. Стихи поэта хранились в декабристских архивах, хоть сам он не был участником восстания. В декабре 1825 года Александр Сергеевич пребывал в ссылке в Михайловском.

В июле 1826 г. вступил в действие приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них был Кюхельбекер, Рылеев, Пущин. Участников восстания хотели казнить, но потом заменили приговор и отправили их на каторжные работы.

В 1826 г. Пушкин вернулся в Москву, а вскоре приехал и в Петербург. Он всячески поддерживал друзей, пытался оправдать их действия. В это время он встречался с Николаем І, но даже после разговора с царем поэт не покинул друзей. Под угрозой ссылки он оправляет им письма со стихами.

Такая и история создания анализируемого произведения, написанного в 1827 г. Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его доставила А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов.

В произведении автор раскрывает тему памяти о тех, кто был сослан на каторгу за свои высокие стремленья. В связи с темой развивается идея о том, насколько важна поддержка друзей и крепкая надежда на освобождение. Поэт уверен, что надежда способна пробуждать в человеке радость и веселье даже, когда он находится в «темнице».

Лирический герой стиха обращается к людям, которые пребывают в заточении. Он не указывает, кем ему приходятся адресанты, создавая сборный образ людей, пребывающих «во глубине сибирских руд». Он уверен, что действия и помыслы заточенных обязательно дадут свои плоды.

Адресант пытается подбодрить пленников, говоря, что надежда найдет их даже в мрачном подземелье. За нею придут и любовь, и «дружество». Лирический герой уверен, что оковы не вечны, и когда они «падут», освобожденные снова смогут бороться за права, причем уже с поддержкой «братьев», которые были на свободе.

Композиция

Композиция стихотворения условно делится на две части: краткое описание людей пребывающих в темнице, их высоких помыслов, пророчество лирического героя о скором освобождении каторжников. Переход между частями плавный, сопровождается переменами настроения от мрачного до радостного, возвышенного. Произведение состоит из четырех катренов, которые продолжают содержание друг друга.

Жанр анализируемого произведения – послание, так как автор адресует свои слова другим людям. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием. Поэт использует разные виды рифмовки: перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Послание Пушкина пестреет художественными средствами. Тропы помогают поэту выразить свои переживания за друзей, поддержать товарищей в трудную минуту.

Больше всего в тексте метафор: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут», «свобода примет вас радостно у входа». При помощи этого языкового средства поэт оживляет абстрактные понятия. Эпитеты служат для создания Сибирской атмосферы, поэтому большинство из них мрачные: «скорбный труд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «оковы тяжкие».

Сравнение в тексте одно, но оно занимает целую строфу: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

В некоторых строфах используется аллитерация, например, в первых строчках нанизывание слов с согласным «р» указывает на непоколебимость духа каторжников, их силу воли: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье».

Вариант 2

Год 1825 – время надежд, споров и разочарований. Заговорщики, состоящие из некоторых представителей русского дворянства, имели разные взгляды на достижение основной своей цели – свержения самодержавия и отмены крепостного права. Именно в этих двух особенностях России декабристы видели причину отсталости страны. Взгляды на изменения были от радикальных до умеренных.

Поддерживал ли Пушкин декабристов? Скорее, он им просто сочувствовал, поскольку среди декабристов было несколько его приятелей и друзей, всего около двадцати человек из 120-ти высланных в ссылку. Стихотворение «Во глубине сибирских руд» было доставлено на каторгу А.Г. Муравьевой, женой декабриста Н. Муравьева, и являет собой послание поэта своим друзьям, как письменная поддержка их в тяжелых условиях, ободрение и напоминание о надежде скорого освобождения. Амнистия декабристам, однако, произошла лишь через 30 лет после их восстания – и оставшиеся в живых к тому времени, наконец, смогли выйти на свободу.

Главная тема стихотворения

Поэт понимал, что публикация «Во глубине сибирских руд» невозможна. Он преследовал другую цель при написании этого произведения, предназначенного для узкого круга читателей – поддержать и ободрить своих ссыльных друзей.

Доминирует тема дружбы и верности идеалам юности – «Храните гордое терпенье». Автор призывает не отчаиваться и держаться. Словами «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье» поэт говорит, что трагическое событие, в результате которого погибли 1 271 человек плюс казнены пятеро заговорщиков, обошлось дорогой и печальной ценой. Но оно не окажется напрасным, поскольку привлекло внимание к проблемам самодержавия и крепостного права. Так и произошло – этот заговор получил в российском обществе сильнейший резонанс. Случившееся в 1825 году оказало немалое влияние на общественно-политическую жизнь эпохи правления Николая I.

Пушкин сосредотачивает внимание на том, что «Придет желанная пора» — освобождение из ссылки. «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы» — это обещание помощи в приближении амнистии для бунтовщиков, просьб за них перед императором со стороны родных и друзей декабристов.

Все произведение наполнено эмоционально насыщенным тоном, цель которого – возместить в скором окончании плохого в жизни ссыльных дворян и поднять их дух. И стихотворение Пушкина действительно многим помогло выжить в нелегких условиях, тем более, что быстрого освобождения не последовало, и ссылка декабристов длилась несколько десятилетий.

Структурный анализ «Во глубине сибирских руд»

Это творение Пушкина написано в жанре гражданского лирического послания – одного из любимых жанров поэта. Состоит из 4‑х строф со следующими способами рифмовками: 1‑я перекрестная, 2‑я и 4‑я охватная, 3‑я – смежная.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Все предложения бессоюзные, сложносочиненные.

В произведении активно используется выразительная терминология «темницы, оковы, затворы, подземелья, каторжные норы», показывающая последствия неудачного восстания. Начинаясь с образа каторги, стихотворение постепенно переходит к образу свободы, четко видимому в конце.

Во второй и третьей строфах просматривается акцент на оптимистичных словах «разбудит», «дружество». Эмоциональная насыщенность подчеркнута методом аллитерации на букву «Р», динамична и ведет от скорби к уверенности, что вскоре им вернут прежние права и дворянские привилегии — («И братья меч вам отдадут»; меч – символ дворянского достоинства и чести).

Вселяло надежду

История декабристов, поначалу начинавшаяся так романтично, оказалась трагичной – поломалось немало судеб. Многие из заговорщиков раскаялись в радикализме, другие поняли бесперспективность их неподготовленного должным образом восстания, но всем им пришлось принять свою новую судьбу – примирить оппозицию с императором не получилось.

И приняли они свою судьбу с достоинством: изучали земли Сибири, занимались педагогической деятельностью, писали стихи. Конечно, зависело это от внутреннего стержня каждого человека. Но и написанное специально для них Пушкиным стихотворение-поддержка в первые годы ссылки существенно укрепило дух декабристов и вселило надежду на восстановление в правах, пусть и не такое скорое, как желал поэт.

Вариант 3

Этот литературный труд создавался поэтом в 1827 году, как простое послание к бунтовщикам. Все это происходило в 1825 году, многих друзей Пушкина арестовали и отправили по этапу. Конечно, декабристы потерпели полное фиаско. Но Александр Сергеевич очень сильно переживал все это.

Стиль у стихотворения возвышенный. Здесь большое количество образов абстрактного вида: свобода, ненастье, любовь, надежда на будущее. Пушкин надеялся на то, что очень скоро его товарищи будут освобождены. Каждый имел большое гражданское и патриотическое чувство. И хоть они потерпели поражение, все их действия не прошли просто так.

Образы в стихотворении, представленные такими словосочетаниями, как «темницы», «оковы тяжкие», «мрачное подземелье», создают атмосферу трагедии, которая произошла с его друзьями. Но здесь противопоставлена мрачным образам и вера, и надежда. Ведь без этих двух составляющих нельзя будет пережить все невзгоды. С каждой строчкой приближается будущее. Сначала сменятся духовные ценности «любовь и дружество», а потом свобода изнутри выходит наружу «Оковы тяжкие спадут».

В стихотворении поэт не только имел в виду свободу в общем ее понимании, но и от деспотичности царской власти.

Человек, имеющий внутреннюю стойкость, сможет дойти до окончания пути, отстаивать свои идеальные образы. И в этом случае он становится непобедим. Это и является главной идеей стиха. Создавался он стихотворным ямбом в четыре стопы. Автор применяет много разных средств выразительности для создания образа.

Используются эпитеты: труд скорбный, терпение гордое, стремление высокое, метафоры, например, свобода будет с радостью принимать у входа всех. Чтобы стихотворение стало более ярким и побуждающему к действию, используют прием повтора согласных звуков «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье». Это небольшая литературная зарисовка относится к такому стилю, как послание гражданского и дружеского вида.

Автор любил писать такие виды произведения. Он считал, что самое время оказать поддержку своим друзьям. Строками своего произведения он говорил о том, что наступит время и они смогут реализовать сои заветные мечты.

Краткий анализ стиха «во глубине сибирских руд»

Вариант 1

Трагический 1825 год, последующие тяжелые годы не смогли подавить в Пушкине страстной жажды свободы, надежды на ее достижение. В 1827 году он пишет послание «В Сибирь» и передает его с женой декабриста Н. Муравьева, которая отправилась к мужу, чтобы разделить его судьбу.

Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию.

Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество.

Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта.

Однако лирический герой уверен, что у несчастья всегда есть верная сестра – надежда. И он надеется, он верит в человека, в борца, который способен в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника способны поддержать ссыльных, помочь им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться:

оковы тяжкие падут, темницы рухнут –

и Свобода вас встретит радостно у входа,

и братья меч вам отдадут.

Финал стихотворения звучит оптимистично, он полон надежды и веры.

Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их, было одним из немногих радостных событий их каторжной жизни.

Вариант 2

Данное стихотворение можно рассматривать как великолепный пример лирики вольности и протеста и одновременно — лирики любви и дружбы, ведь здесь Пушкин обращается к декабристам, которые были осуждены за попытку приблизить час освобождения народа и родины от ига самодержавия (как они считали), многие из которых были его друзьями. Послание Пушкина, переданное ей поэтом лично, привезла к ссыльным декабристам А. Г. Муравьева, которая разделила судьбу своего мужа.

Послание Пушкина “Во глубине сибирских руд…” (1827) по тональности близко одам Ломоносова, здесь тот же торжественный стиль, та же чеканная строка, та же возвышенная лексика: “скорбный труд”, “дум высокое стремленье”, “любовь и дружество”. Вместе с тем, обращение Пушкина к людям, которых он считал героями, проникнуто скорбью, вызванной тем, что эти достойные люди находятся в столь страшном положении: “мрачное подземелье”, “оковы тяжкие”, “каторжные норы”, “мрачные затворы”, — в этих образах ощущается неприкрытый трагизм и сочувствие к тем, кому адресовано послание.

Однако общий тон стихотворения всё же оптимистичен, поскольку лирический герой уверен, что в конечном итоге восторжествует справедливость, он верит, что его “свободный глас”, что “любовь и дружество” окажутся сильнее “затворов”, и “дум высокое стремленье” будет вознаграждено по достоинству: “Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут”. Можно сказать, что лирический герой верит в историческую справедливость, которая восторжествует в свободной стране.

Послание Пушкина к декабристам имело огромное значение не только для адресатов, оно сыграло выдающуюся роль в утверждении свободомыслия, осмыслении роли людей, вышедших на Сенатскую площадь, в российской истории, моральном оправдании тех, кто мечтал о лучшей судьбе своей Родины.

Вариант 3

Декабрьское вооружённое восстание на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году разделило историю России на «до» и «после». После был скорый на расправу суд. Пятеро были повешены, остальные сосланы в ссылку. И вот уже спешат телеги по этапу. На них везут закованных в кандалы декабристов в далёкую Сибирь на пожизненную каторгу. Восстание всколыхнуло всю Россию. До сих пор невиданное событие — не угнетённые крестьяне, а военные высокого ранга, титулованные родовитые дворяне выступили против политики царя.

Пушкин был лично знаком со многими из них. И только по счастливой случайности не оказался с ними на площади. Жены декабристов оббивают пороги чиновников, требуя разрешения поехать в ссылку к мужьям. Некоторым это удаётся. Воодушевлённый их подвигом, через год поэт пишет это стихотворение, чтобы морально поддержать своих друзей, лишённых всех гражданских прав и привилегий. Его отвозит в ссылку жена одного из декабристов, которая отправляется к мужу. Его не опубликовали, но люди передавали из уст в уста. Декабрист Одоевский написал на него ответ.

Всего шестнадцать строчек, но как много в них вложено. Пушкин убеждён, что подвиг декабристов был не напрасным, не пропадёт идея освобождения России от тирана. «Дум высокое стремление» — высокие идеи просвещения народа.

Во втором четверостишии речь идёт о надежде, о том, что надо надеяться и верить в лучшие времена. У несчастья всегда рядом верная сестра — Надежда.

В третьем четверостишии Пушкин пишет о том, что любовь преданных жён, поддержка друзей преодолеют все препятствия на своём пути и достигнут цели. Поэт уверен — в каторжных норах Нерчинских рудников прочтут его стихотворение и воспрянут духом.

В последнем четверостишии поэт пишет, что с них снимут кандалы, откроют камеры, и выпустят на свободу. Но лишь немногие дожили до амнистии и вернулись домой старыми, больными людьми. Их осталось в живых тридцать четыре человека.

Жанр стихотворения можно определить, как, дружеское послание. Пушкин любил этот жанр. Он использует сильные сравнения такие, как «скорбный труд», «гордое терпение», «каторжные норы». Чтобы придать стихотворению больше твёрдости и решительности, он использует слова с твёрдой буквой «р» — труд, гордое, затворы, руд, каторжные, терпенье.

Стихотворение написано любимым размером поэта — ямбом, строки рифмуются через одну. Легко, плавно читается, быстро запоминается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *