какое значение имеет организация какие функции выполняет

Организация

какое значение имеет организация какие функции выполняет

Организа́ция (от греч. ὄργανον — инструмент) — это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Необходимо отметить, что организация, входящая в более крупную организацию, является для последней ресурсом.

Появление и развитие организаций исторически неразрывно связано созданием и развитием государства и изменением социальности людей. Человек, как часть социума, всю свою жизнь является составляющей частью организаций. Современный человек рождается, учится, работает и умирает при прямом участии организаций.

Содержание

Классификации

Единой классификации организаций нет. Возможна классификация по цели, ресурсам и их сочетанию и объединению, а также по деятельности связанной с целью.

Организации разделяются на формальные и неформальные.

Организации, имеющие целью выпуск конечного продукта или услуг, называются производственными организациями.

Организации, имеющие целью оказание услуг, чаще всего называют предприятиями сферы обслуживания.

Организации, оказывающие услуги двум и более организациям (или физическим лицам) и при этом выполняющие роль третьего лица, называют посредническими организациями.

К наиболее распространённым непроизводственным организациям относятся:

Существуют организации смешанного характера, где нижестоящие организации входят в вышестоящие как ресурс (например: трест, объединение, министерство).

К организациям смешанного характера следует отнести государство. Цели государства, как организации, частично изложены в конституции, а также военной доктрине и других документах.

В области общественных наук организация изучается несколькими дисциплинами, наиболее распространёнными из которых являются социология, экономика, политология, психология. В более широком значении организациями занимаются такие науки, как организационные исследования, организационное поведение и организационный анализ. Таким образом, существуют несколько различных теорий, причём некоторые из них совместимы, некоторые являются конкурирующими.

Само слово происходит от греческого слова органон, означающего «инструмент». Этот термин используется в повседневной речи и научной терминологии в нескольких значениях.

Организацией могут называть:

Другие подходы к классификации

В российском законодательстве

По российскому законодательству [16] организации подразделяются на российские и иностранные, а также [17] на коммерческие и некоммерческие:

Примечания

См. также

Ссылки

какое значение имеет организация какие функции выполняет

Полезное

Смотреть что такое «Организация» в других словарях:

организация — Компания, корпорация, фирма, предприятие или учреждение, или их подразделения, объединенные или нет, общественные или частные, выполняющие самостоятельные функции и имеющие администрацию. Примечание Настоящее определение применимо к стандартам на … Справочник технического переводчика

ОРГАНИЗАЦИЯ — организации, ж. 1. только ед. Действие по глаг. организовать (книжн.). «…Дело идет об организации по новому самых глубоких, экономических, основ жизни десятков и десятков миллионов людей.» Ленин. «Разве история революционного движения не… … Толковый словарь Ушакова

ОРГАНИЗАЦИЯ — (ново лат., от organum орган). Устройство чего либо, соединение в стройное целое. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРГАНИЗАЦИЯ новолатинск. organisatio, от organum, орган. Состав, устройство.… … Словарь иностранных слов русского языка

организация — См. строение, устройство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. организация … Словарь синонимов

организация — и, ж. organisation. 1. Физическое или психофизическое строение отдельного организма. БАС 1. Членосоставие, образ, коим тело организовано, утроено, одарено чувствами, чувственными орудиями. Ян. 1806. Наш нрав, благоразумие, и все, что ни есть в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ОРГАНИЗАЦИЯ — (франц. organisation, от позднелат. organize сообщаю стройный вид, устраиваю) 1) внутр. упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением.… … Философская энциклопедия

организация — (психологический аспект) дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ. Различают организацию формальную, имеющую административно юридический статус и ставящую… … Большая психологическая энциклопедия

Организация — [organization] 1. Организация системы совокупность структуры системы и способов функционирования ее эле­ментов. (Определение это не единственное: в ряде работ термины «О.» и «структура» в этом смысле отождествляются).… … Экономико-математический словарь

ОРГАНИЗАЦИЯ — (в патологии), процесс замещения посредством живой «организованной» ткани какого нибудь мертвого материала. Последний может образоваться в самом организме (напр. тромбы, кровоизлияния, эксудаты, инфаркты, очаги некрозов) или же… … Большая медицинская энциклопедия

Организация — (от лат. organizo устраиваю; англ. organization; фр. organisation) 1) в широком смысле совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой либо задачи на основе разделения труда, обязанностей и наличия иерархической (управленческой)… … Энциклопедия права

ОРГАНИЗАЦИЯ — ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ организация, осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями Федерального закона «О лекарственных средствах» … Юридическая энциклопедия

Источник

Функция организации: значение и сущность

какое значение имеет организация какие функции выполняет какое значение имеет организация какие функции выполняет какое значение имеет организация какие функции выполняет какое значение имеет организация какие функции выполняет

какое значение имеет организация какие функции выполняет

какое значение имеет организация какие функции выполняет

Эта функция является базисной функцией менеджмента. В широком смысле – это вид деятельности управленческого персонала, направленный на обеспечение нормального функционирования предприятия (фирмы, корпорации).

Функция организации может быть определена как процесс создания такой структуры предприятия, которая даст возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Эта структура включает определенное сочетание людских, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения намеченных планов.

Таким образом, функция организации самым тесным образом связана с планированием: она является первым шагом в реализации стратегических и текущих планов. А задачи, определенные в планах, становятся ориентирами организационного процесса в фирме. Этот процесс включает следующие стадии работы:

— определение целей и задач предприятия;

— определение видов работ, которые следует выполнить, чтобы решить поставленные задачи;

— оценку имеющихся человеческих ресурсов, рабочей силы;

— группировку функций (видов работ) и человеческих ресурсов в организационные структуры (функционализация и департаментация);

— выявление и оценку степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала различных уровней;

— выявление специфических видов деятельности на предприятии;

— оформление и утверждение должностных инструкций, схем, нормативов.

Как можно видеть из приведенного перечня стадий, организационная деятельность менеджмента включает два существенных аспекта:

— разделение работ, функций, подразделений по выполняемым целям (стадии 2, 3, 4);

— разделение работ по степени их интеллектуальной значимости (стадия 5).

Первое разделение наиболее очевидно. Это функциональное разделение по видам выполняемых работ (специализация). Так, на малом предприятии главные функции выполняет один человек (сам предприниматель). По мере роста объема работ предприниматель вынужден нанимать еще людей для их выполнения. Привлечение дополнительных работников — начало функционализации этого предприятия.

Такое функциональное разделение происходит сначала по вертикали и предполагает наличие не менее двух уровней менеджмента: руководителей и исполнителей (подчиненных).

Как правило, фирмы и корпорации имеют многоуровневый менеджмент, представляющий собой иерархическую систему управления. На вершине такой иерархии стоит, например, главный управляющий, а на более низких ступенях (третьей, четвертой и т. д.) – конкретные исполнители конкретных трудовых процессов.

Однако разделение труда по вертикали (подчиненности) не может продолжаться бесконечно. Если организация продолжает расти, то возникает новый вид разделения функций — по горизонтали. Это процесс внутреннего разделения труда на части, выполнение которых более узкими специалистами дает лучшие результаты. Горизонтальное разделение возникает также, когда требуется увеличить персонал отдела из-за увеличения объема работ. Горизонтальное разделение не требует такой высокой степени подчиненности, как вертикальное.

Департаментация — это группировка родственных функций или главных видов работы в управляемые организации (отделы). Они создаются в целях более эффективной координации всех ресурсов предприятия.

Важным аспектом организационной деятельности менеджера является делегирование полномочий.

Источник

Вопрос 3. Содержание и значение функции «организация»

Функция «организация» следует за функцией «планирование» и дает ответ на вопрос: кто и как будет реализовывать план действий, управлять организацией.

Функция «организация»заключается в обеспечении деятельности предприятия (организации) путем координации действий работников ее трудового коллектива, с учетом имеющейся формальной и неформальной ее структурой и корпоративным духом. В центр внимания при этом менеджмент ставит человека, работника.

Осуществляя организационную деятельность, менеджер действует в условиях сложной структуры предприятия, главными компонентами которой являются : (формальная организация, неформальная организация, работник, трудовой коллектив).

Неформальная организация.Как уже отмечалось, каждое предприятие, кроме формальной структуры (цех, отдел) объединяет в себе ряд неформальных социально-психологических образований (микрогрупп), сформированных на основе разных психологических факторов. Размеры таких групп, как правило, составляют 2-5 человек (диады, триады, квартеты и тому подобное).

Неформальные группы имеют место в каждой организации, в любом коллективе. Причины их возникновения разные: дружба, потребность в общении, симпатии, дефицит информации и так далее.

Неформальная структура предприятия возникает и развивается спонтанно. Она крепнет с увеличением общения людей. Неформальные группы создаются вне компетенции руководства: администрация не может противостоять образованию таких групп.

Неформальная структура организации характеризуется наличием в каждой образованной группе своего лидера. Неформальные лидеры могут приносить как пользу, так и вред предприятию. Это в значительной степени зависит от руководителя. Если руководитель имеет авторитет в коллективе, умеет организовать его деятельность, то неформальные группы направляют свою деятельность в интересах всего коллектива и наоборот.

Мировая практика формирования предпринимательских структур свидетельствует, что целесообразнее всего в основу кооперации между большими и мелкими фирмами положить систему франчайзних договорных отношений. Термин «франчайза» заимствованно из французского языка. Он означает соглашение больших корпораций (франчайзеров) с малыми фирмами (франчайзы), или отдельными предпринимателями на принципах системы взаимовыгодных льгот и привилегий.

Вопрос 4. Структурное построение организации. Типы организационных структур и их характеристика.

Структурное построение организаций— это их разделение на подразделения в соответствии с целями и стратегией организации. В зависимости от того, каким будет это структурное построение, будет иметь свою специфику и функция «организация».

Организационные структуры представляют собой базовые блоки, которые положены в основу всей организации. Специалисты считают, что в иерархическом построении те уровни управления, которые отображают производственно-хозяйственную структуру организации, образуют линейную структуру управления. Необходимость переработки информации, установления связей обусловили появление функциональных служб, то есть штабов в системе управления, которые создали функциональную структуру управления.

Именно совокупность линейных и функциональных органов составляет формальную организационную структуру управления предприятием (организацией>.

Построение организационной структуры управления предприятием зависит прежде всего от его масштабов (объемов изготавливаемой продукции, ее видов, технологической и конструктивной сложности и тому подобное).

Преимуществами линейной структуры управления являются:

-получение подчиненными непротиворечивых между собой заданий и распоряжений;

— полная ответственность каждого руководителя за результаты работы;

— простота, четкость и понятность взаимоотношений звеньев и работников управления;

— отсутствие потребности в большом штате управленцев.

Недостатками данной структуры управления являетсято, что она :

— требует высокой компетентности линейных руководителей по всем вопросов;

— чрезмерная загрузка руководителей всемифункциями управления;

— наличие организационного неравенства руководителей через различные их статусы (низовые звенья управления социально не защищены).

Линейная структура управления может использоваться только в условиях относительно простой системы организации труда а постоянными условиями и заданиями менеджменту.

Функциональная структура управления базируется на иерархии органов, которые обеспечивают выполнение каждой функции управления на всех уровнях.

К преимуществам функциональных структур управления следует отнести:

-частичное высвобождение линейного руководителя от некоторых функций управления для осуществления общего руководства;

В то же время функциональные структуры имеют такие недостатки:

— слабая координация между функциональными звеньями;

— рост аппарата управления и расходов по его содержанию.

Попытка избежать недостатков линейной и функциональной структур привела к образованию комбинированных структур управления, среди которых наибольшее распространение получили: линейно-функциональные, матричные и дивизионные.

В линейно-штабной структуре при линейных руководителях создаются штабы (службы), которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций (работ). Они не владеют правами принятия управленческих решений, а лишь способствуют их разработке. Право принятия решений остается за линейным менеджером. Недостатком такой структуры является наличие тенденции к увеличению работников штабных служб.

Соответствующий линейный руководитель, получив решения различных функциональных подразделений согласуетих по важности и срокам выполнения, не допуская при этом накладок. Затем решения передаются низовым звеньям по линейной цепочке.

Преимущества линейно-функциональной структуры :

— возможность применения на крупных и средних по масштабу предприятий:

— сохранение принципа единоначалия в управлении, а значит повышение ответственности руководителей и исполнителей;

-частичное высвобождение линейного руководителя от отдельных функций управления для общего руководства;

— повышение качества управленческих решений, т.к. их принимают специалисты (работники функциональных подразделений).

Недостатки линейно-функциональной структуры :

— большой аппарат управления и расходы по его содержанию;

— для линейного руководителя усложнение подфункции «координация и регулирование»(согласование решений функциональных подразделений по важности и срокам выполнения).

Матричная структура может быть целесообразной в таких случаях:

— «двойная» концентрация усилий предопределена внешними условиями. Конкуренция, нормативные акты, специфика спроса могут требовать от организации не только разработки большого количества продуктов, но и обеспечения высокого технического уровня изделий. Такого рода «двойное давление» предусматривает, что одинаковое внимание должно быть уделено как продукту, так и его техническому качеству;

— необходимость обработки больших объемов информации. В условиях нестабильной конъюнктуры нужно обрабатывать большие объемы информации, которая быстро изменяется. Распределение ответственности за отдельные виды работ и их техническое обеспечение позволяет быстрее передавать информацию;

— необходимость наиболее эффективного использования ресурсов. Организация не имеет возможности выделить оборудование и сотрудников для обеспечения производства каждого вида продукции, потому приходиться дойти до общего использования ресурсов.

К преимуществам матричной структурыотносятся:

— возможность оперативного выполнения всех запросов в условиях переменной конъюнктуры;

— эффективное использование ресурсов. Достигается необходимая ротация кадров, когда каждый участвует в работе нескольких проектов;

-развитие профессиональной подготовки кадров(за счет участия в разных проектах работники могут разнообразить свою профессиональную подготовку). Кроме того, в процессе ротации кадров в них формируются и необходимые управленческие навыки;

— усиливается мотивация сотрудников. Особенный акцент на принятии решений в пределах отдельных программ предоставляет подчиненным большую свободу участия в процессе выработки решений;

— концентрация усилий высшего руководства на решание заданий стратегического планирования, Высшее руководство маг в наличии необходим запас времени для организации стратегического планирования, поскольку рутинные оперативные решения принимаются функциональными и линейными менеджерами.

К недостаткам матричных структур следует отнести:

— обостряется борьба за власть. Функциональный менеджер может отстаивать технический уровень изделия во вред срокам освоения производства; линейный руководитель может предоставлять преимущество соблюдению графика, не учитывая снижения качества работ;

— при матричной организации управления происходят большие потери времени (необходимо слишком часто проводить совещания для координирования деятельности исполнителей);

— возникает необходимость в максимальном совместительстве работников;

— матричная организация обречена на провал, если среди исполнителей присутствующие агрессивность, замкнутость, недоверие;

— резко растут общие затраты на реализацию проекта. Возникает потребность дополнительно нанимать менеджеров программ и штабных руководящих работников.

Дивизионная структура предопределяет децентрализацию процессов принятия решений; обязанности и ответственность делегируются на уровне руководителей отдельными подразделениями. Эти менеджеры могут полноценно учитывать специфику в организации производства и сбыта продукции в каждом подразделении.

К плюсам дивизионных структур принадлежат:

— адаптация к нестабильным внешним условиям. Каждое легко может приспосабливаться к изменениям в системе разработки продукции, потребностей покупателей или к региональной специфике;

— высокая координация отдельных функций. Работники идентифицируют себя со всем производственным процессом, а не и тем отделом, к которому они принадлежат в силу формальных должностных функций. Интенсивнее становятся контакты, налаживается сотрудничество между отделами;

— четко определенная ответственность за функционирование фирмы. Каждое подразделение решает коммерческие задания, в связи с чем на него можно положить реализацию соответствующих стратегических целей корпорации. Высшее руководство может специально проанализировать деятельность каждого подразделения и установить, на каком участке удалось достичь наибольших успехов;

— обеспечение подготовки менеджеров. Менеджеры отделов па практике учатся координации и контроля нескольких подведомственных служб. Менеджеров можно переводить и другие отделы для изучения специфики производственного процесса.

У дивизионных структур есть следующие недостатки:

— низкий уровень профессиональной подготовки. Сокращение числа работников приводит к снижению уровня их специализации, им придется овладевать более широким спектром профессиональных навыков в убыток специальной подготовке. Ограничивается и сфера узкопрофессиональных контактов в середине корпорации;

— концентрация на целях подразделения. Координация деятельности подразделений чаще всего усложнена. Работники подразделений сосредоточиваются на целях своих структурных единиц, игнорируя более масштабные задания своей организации.

Следовательно, все, рассмотренные выше организационные структуры управления, имеют свои конкретные условия применения, характеризуются позитивными и негативными сторонами.

Вопрос 5. Составляющие успеха организации(для самостоятельного изучения).

Желание добиться успеха характерно для многих. Считается, что организация действует успешно лишь тогда, когда достигла своей цели.

Каковы же составляющие успеха организации?

1. Выживание.Некоторые организации планируют свой роспуск после достиженияими ряда заранее запланированных заданий. Примером может служитьлюбая правительственная комиссия, которая создавалась для достижения конкретнойцели. Но выживание, возможность существовать как можно дольше является первичнойзадачей большинства организаций. Это может продолжатьсябесконечно. Рекорд установила римская католическая церковь, которая действует ужев течение 2000 лет.

2. Результативность и эффективность.Чтобы успешно хозяйствовать в течениедлительного времени, выжить и достичь цели, организация должна быть какэффективной, так и результативной.

3. Производительность.Эффективность можно измерять и выразить количественно,потому что есть возможность определить денежную оценку ресурсов, которые потребляются, и продуктов, которые выпускаются. Относительная эффективность организацииназывается производительностью. Она выражается в количественных единицах.Производительность — это отношение количества единиц на выходе к количествуединиц на входе.Ключевой составляющей производительности является качество.Менеджеры решают, какими должны быть цели в отраслипроизводительности организации. Менеджеры решают, какие методы полученияпродукции будут использованы в организации. Менеджеры решают, какиеформы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобызаинтересовать рабочих в повышении производительности.

4. Практическая реализация.Управленческие решения, как бы хорошо они небыли обоснованы с точки зрения теории и подкреплены исследованиями, этолишь идеи, мысли. А цель управления — это выполнение реальной работы реальнымилюдьми. Решения являются успешными тогда, когда они реализуютсяпрактически, результативно и эффективно, превращаются в действие.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 357 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Сущность, виды и функции организации

Каждый человек знаком с существованием организаций, так как сталкивается с ними ежедневно (поскольку это является обычной, повседневной частью человеческой среды обитания, без которой существование современных форм социума является немыслимым), однако при этом, люди зачастую не задумаются о том, что сами стали «представителями организаций», и не могут полноценно реализовывать свою жизнедеятельность без них.

И действительно, человек рождается в родильном доме, записи о его рождении также делаются в государственных учреждениях, образование человек получает в школе, а затем и в вузе, лечится в поликлинике, питается едой, которая произведена в различных компаниях, живет в доме, который построен строительной организацией, берет кредит в банке, регистрирует брак и разводится в специализированном учреждении, обращается в милицию, в аварийную службу, разрешает спор в суде, пользуется услугами транспортной компании, посещает театр, ходит в церковь, трудится пять дней в неделю, работая в какой-либо организации, либо несет государственную службу, и, в итоге, в конце жизни его сопровождает похоронное бюро.

Сущность организации

В некотором смысле, организация выступает в качестве разновидности социальной группы (общности) и зачастую является крупной вторичной группой, в другом смысле, характеристики формальной организации сближает ее с социальным институтом.

В качестве фундаментальной причины, которая порождает строительство организаций, выступает человеческая потребность в реализации совместных кооперативных форм деятельности, результатом которой становится достижение определенной цель, исходя из чего, организация является определенного рода целевой группой (общностью). В качестве глубинного предназначения создания организаций, как целевых сообществ, является эффект синергии (от греческого – содружество, совместное действие).

При наличии в организации определенной синергии результатом становится прирост показателей, которые превышают сумму индивидуальных стараний. Действие синергии может быть представлено в виде формулы, в которой 2*2 = 5, либо 6, либо 7.

Для достижения представленного эффекта и необходимо создание организаций. Различные образования, среди которых: больницы, супермаркеты, университеты и компания Apple имеют определенное сходство, которое выражается в том, что все они являются организациями.

Организация является социальной целостностью, деятельность которой направлена на достижение определенных целей, ее выстраивание происходит в виде специально структурированной и координированной системы, которая выполняет определенную деятельность и связывается с процессами окружающей среды. Таким образом, организация является социальной, и вместе с тем открытой системой.

Открытая система, для того, чтобы выжить, нуждается во взаимодействии с окружающей средой, для обмена с ней определенными ресурсами. Она нуждается в постоянном изменении, необходимом для приспособления к окружающей среде. Показатели внутренней эффективности являются одной частью открытых систем, и, в некоторых случаях – самыми незначительными. Любая система, которая для своего функционирования нуждается во взаимодействии со своим окружением является открытой. Организация является открытой системой, также, как и человек тоже является представителем открытой системы.Закрытая система не является зависимой от условий окружающей среды, поскольку является автономной, то есть отделенной от социальной среды и не нуждается во взаимодействии. Не существует исключительно закрытых систем, однако в первых научных исследованиях, посвященных организациям, рассматривались именно замкнутые системы. Ранние теории менеджмента изучали организацию в контексте закрытой системы, в которой окружающая среда выступала данностью. В данных теориях выдвигались предположения о том, что повышение эффективности в работе организации во многом может зависеть от наличия внутренней переорганизации. Безусловно, управление закрытыми системами является более легким процессом, однако устройство социального мира является несколько иным: любой организации необходимо так или иначе взаимодействовать с объектами внешнего мира.

Черты организации

Трактовка организации в контексте открытой системы способствует раскрытию ее черт. Организационные элементы являются зависимыми друг от друга, поскольку оказывают друг на друга влияние, а также выступают в качестве компонентов в ее структуре, среди которых можно выделить следующие:

Функции организации

В литературных источниках принято выделять следующие основные организационные функции:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *