какое значение имеет череп 3 класс

Урок по теме: «Строение черепа»

Третий урок по теме «Тело человека»

Основание урока: общее развитие ребенка: его ума, воли, чувств.

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, учебный диалог.

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

На доске карточки с названиями наук: география, анатомия, история, антропология.

У. Какое задание я хочу вам предложить?

Д. Выполнить группировку названий наук: география и история изучают окружающий мир, а анатомия и антропология – строение человеческого тела.

Д. Я бы выделил среди этих наук анатомию, которую мы начали изучать на уроках.

У. Что вы знаете об этой науке?

Д. Анатомия изучает строение человека.

III. Нахождение собственного понимания о значении скелета для человека

Проверка домашнего задания.

У. Какое задание вы выполняли дома?

Д. Выполняли задание 14 в рабочей тетради: писали о значении скелета для человека.

У. Прочитайте и обсудите в группе свои работы и выберите самую удачную. Время на обсуждение 3 минуты. Проверку задания будет осуществлять экспертная группа. Члены экспертной группы, займите свои места за столом и познакомьтесь со своими обязанностями по памяткам.

Самостоятельная работа в рабочей тетради № 18 с последующим обсуждением

Задание: Найди ошибки в тексте. Исправь их.

Скелет человека очень крепкий и тяжелый. Масса его составляет большую часть массы всего тела. Он состоит из костей и мышц. Кости мягкие, они легко гнуться, и поэтому человек может нагибаться, поворачивать голову, поднимать руки.

В результате работы детей по исправлению ошибок получился следующий текст:

Скелет человека очень крепкий и легкий. Масса его составляет меньшую часть массы всего тела. Он состоит из костей. Кости крепкие и прочные, они соединены подвижно и полуподвижно, и поэтому человек может нагибаться, поворачивать голову, поднимать руки.

Выступление экспертной группы.

У. Внимательно выслушайте выступление экспертов и дайте оценку их работе.

Д. Обобщающее сообщение экспертной группы на тему „Значение скелета для человека.“:

Скелет человека – это каркас, который придает телу размеры и форму. Он защищает и поддерживает внутренние органы в определенном положении. Скелет служит опорой для мышц и дает возможность человеку выполнять разные движения.

У. Есть ли вопросы к экспертной группе?

Д. Эксперты составили полное и точное сообщение.

Физминутка.

IV. Нахождение собственной мысли о строении черепа

У. В какой части скелета кости соединены неподвижно? Почему?

Д. В черепе все кости, кроме нижней челюсти, соединены неподвижно, потому что нужна большая прочность для защиты головного мозга.

У. Соедините пальцы рук. Теперь попробуйте их рассоединить.

Д. Очень трудно рассоединить. Пальцы как – будто срослись.

У. Вот так же прочно срослись между собой и кости черепа, как костяной панцирь.

Учитель раздает каждой группе муляж и рисунок черепа (рис. 1).

какое значение имеет череп 3 класс

Дети активно включаются в групповую работу по определению названий частей черепа. Это задание вызывает у детей много эмоций и чувств. Они внимательно рассматривают череп, трогают его, даже нюхают. Затем подписывают название частей черепа на рисунке.

У. Проведем защиту своей работы.

Выйдите, пожалуйста, рассказчики от каждой группы со своим рисунком.

Рисунки прикрепляются на доску магнитами.

Учитель последовательно показывает все части черепа на муляже, а дети дают название этой части черепа. Например, лобовая кость, лобная кость, лоб, или затылок, теменная кость, подзатыльник.

У. Чье название самое точное?

Д. Лобная кость, теменная кость и т. д.

V. Сравнение своей мысли с культурным аналогом

У. Откройте учебник на странице 35 и сравните свои названия с научными.

Дети читают научные названия и делают исправления в своих работах.

VI. Рождение новой мысли о строении черепа

У. Какой вывод вы сделали по результатам своей работы?

Заслушиваются ответы каждой группы.

VII. Итог урока.

У. С какой целью мы работали на уроке?

Д. Мы узнали, из каких частей состоит череп.

У. Какова же тема урока?

У. Что еще вы хотели бы знать по этой теме?

У. Подумайте над ответами на эти вопросы, мы их обсудим на следующем уроке.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать статью на страницах 34 – 35, выполнить задание № 13 в рабочей тетради,

Написать сообщение „ Значение черепа ”.

IX. Рефлексия

У. Прочитайте вопросы и ответьте на них.

Д. Я знал, что череп служит для защиты мозга. Сегодня я узнал, из каких частей состоит череп. Мы в группе смогли все части черепа назвать правильно.

Д. Я узнал, что в черепе костей несколько, а так же узнал их названия. Я думаю, что мозг в черепе, как король в своем замке, также хорошо защищен. Мы с экспертной группой смогли сделать обобщающее сообщение о значении скелета для человека.

Д. Я узнал, что есть теменная кость, я запомнил, где она находится.

Д. А я могу теперь назвать правильно все части черепа. Мне очень понравилось быть экспертом.

У. Урок наш закончен. Спасибо вам за работу.

Источник

ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 11 Скелет человека Осевой скелет

Стр. 70. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Что такое скелет?

Скелет – это совокупность костей, хрящевой ткани и укрепляющих их связок. Это костный каркас всего тела человека.

№ 2. На какие части он подразделяется?

Скелет человека делится на две большие части: осевой и добавочный. Осевой скелет включает череп, грудную клетку и позвоночный столб (позвоночник). Добавочный скелет состоит из пояса верхних конечностей, верхних конечностей, пояса нижних конечностей и нижних конечностей.

№ 3. Почему череп и скелет туловища относят к осевому скелету?

Череп – это костная основа головы, в которой находится мозг, органы слуха, зрения, обоняния. Он является также местом прикрепления мышц, которые используются в мимике. Позвоночник является основой скелета туловища человека. Это главная ось, опора всего скелета, внутри которого проходит спинной мозг.

№ 4. Как скелет приспособлен к прямохождению?

В позвоночнике имеется 4 изгиба. Это шейный, грудной, поясничный и крестцовый. Благодаря своей S-образной форме, позвоночник имеет свойство пружинить. Тем самым он исполняет роль амортизатора, который уменьшает толчки при резких движениях во время ходьбы.

№ 5. Почему можно кивать и качать головой?

С первым из семи шейных позвонков череп соединен с помощью двух мыщелков. Это соединение и позволяет кивать и качать головой (опускать и поднимать ее).

Стр. 75. Вопросы

№ 1. Какие части скелета относят к осевому скелету, а какие — к добавочному?

Осевой скелет включает череп и скелет туловища.

Добавочный скелет объединяет кости поясов верхних и нижних конечностей, а также сами верхние и нижние конечности.

№ 2. Каково значение межпозвоночных хрящевых дисков?

Межпозвоночные хрящевые диски находятся между телами позвонков. Их значение: заключается в том, чтобы придать упругость, подвижность позвоночному столбу. Также при ходьбе, беге, прыжках они позволяют смягчить толчки, тем самым оберегают позвоночник от травм.

№ 3. Какое значение имеет неподвижное соединение костей черепа, за исключением нижней челюсти?

Главное значение неподвижного соединения костей черепа состоит, в первую очередь, в защите лицевой части и головного мозга от травм.

№ 4. Как череп прикрепляется к позвоночнику? Почему головку новорождённого надо придерживать?

С помощью двух мыщелков череп крепится к позвоночнику посредством первого шейного позвонка. В ходе эволюции шейный позвонок сросся с телом второго позвонка, в результате чего образовался отросток – ось, вокруг которой вместе с головой вращается первый шейный позвонок в горизонтальной плоскости. Единственным барьером между этим отростком и спинным мозгом является связка из соединительной ткани. У взрослого человека она прочная, но у новорожденных детей – податливая и легко поддается травме. Именно поэтому головку у новорожденных важно придерживать.

Стр. 75. Задания

№ 1. Объясните значение S — образного изгиба позвоночника человека.

S-образная форма позвоночника обеспечивает упругость, позволяет равномерно распределить нагрузку на все его отделы и оберегает от травм при беге, ходьбе, прыжках.

№ 2. Расскажите о строении и функциях грудной клетки.

Грудная клетка – это часть осевого скелета, образованная 12-тью грудными позвонками, 24-мя ребрами и грудиной. В грудном отделе позвоночника 12 позвонков, к которым крепятся ребра. При этом только 7 пар ребер соединены с грудиной подвижно. 3 пары ребер скреплены с вышерасположенными ребрами с помощью хрящей.

Грудная клетка выполняет функцию своеобразного щита, который защищает все жизненно важные структуры организма (легкие, сердце, крупные сосудистые стволы) от повреждений и травм.

№ 3. Нагните голову и прощупайте на границе шейного и грудного отделов седьмой шейный позвонок.

В месте, где прощупывается седьмой шейный позвонок, я почувствовал бугорок. Тело этого позвонка образует отросток.

№ 4. Используя материал предыдущих курсов биологии, сравните форму грудной клетки человека и других млекопитающих, например собаки. В чём их отличия? Как вы думаете, с чем это связано?

У млекопитающих, например, у собаки, грудная клетка продолговатая, вытянутая к низу и прижата по бокам. Тогда, как у человека она сжата спереди назад и приближена к позвоночнику. Это связано с тем, что человек в процессе своей эволюции освоил прямохождение, способность заниматься трудом. Хотя тип строения, количество отделов и костей, что у человека, что у большинства млекопитающих мало чем отличается.

№ 5. Владимирский князь Андрей Боголюбский, живший в XII в., по свидетельству современников, был человеком гордым: ни перед кем главы не клонил и никому чести не оказывал. И только через 800 лет учёные, восстанавливая облик князя по его костным останкам, установили то, о чём не догадывались приближённые князя. Используя дополнительные источники информации, выясните, почему Андрей Боголюбский всегда ходил с высоко поднятой головой.

У него были врожденные пороки развития позвоночника, а именно – сросшиеся в ряд шейные позвонки и, как следствие, остеохондроз и спондилез. Именно поэтому Андрей Боголюбов вынужден был ходить прямо с высоко поднятой головой.

Источник

Какие особенности строения черепа человека?

От особенностей строения головы зависит наша внешность. Черепная коробка человека — сложная система, состоящая из разных зон, выполняющая различные функции. Кости черепа дают основу лицу, скелету, начало пищеварительной и дыхательной системам. Далее подробно рассмотрим из каких костей и зон состоит человеческий череп.

Анатомия черепа человека

какое значение имеет череп 3 класс

Череп человека состоит из 29 костей разной формы и размера, соединенных между собой швами. В качестве исключения выделяется нижняя челюсть.

Кстати, форма головы напрямую зависит от строения нижней челюсти.

Некоторые черепные кости полые, они соединены с носовой полостью. Благодаря такому строению черепная коробка не тяжелая, однако очень прочная.

Черепную коробку относят к опорно-двигательному аппарату и костной системе. В нем два больших отдела, которые отвечают за определенные участки — это лицевой и мозговой.

Ниже рассмотрим анатомию этих двух отделов черепа подробнее. А пока посмотрим рисунок со схемой, демонстрирующей атлас черепной коробки человека.

Описание строения костей мозгового отдела человеческого черепа

какое значение имеет череп 3 класс

В состав мозгового отдела входят:

Верхняя мозговая часть черепа выполняет защитную функцию, поэтому кости здесь довольно массивные.

Клиновидная и решетчатая соединяют между собой мозговой и лицевой отделы.

Боковую и верхнюю зоны черепной коробки замыкает теменная парная кость, которая имеет вид неправильного четырехугольника с бугром по центру.

Лобная кость черепа непарная, она соединяется с передней теменной частью только швами.

Надбровные дуги расположены на двух лобных буграх, которые считаются частью чешуи — передней зоны.

Глазные ямки и носовая часть расположены на лобной кости. Она охватывает решетчатую вырезку, соединяется с носовыми ходами и одноименной пазухой.

Затылочная кость черепной коробки образует свод, который охватывает его сзади и снизу.

Большое затылочное отверстие имеет четыре границы. Они образуют канал, в который входят нервы, сосуды, спинной мозг.

Внутренний и наружный бугры образуются чешуей затылочной кости.

Основание и боковая часть формируются за счет височной области. В этой зоне располагаются органы слуха и равновесия.

Важно! Височная область состоит из самых хрупких костей.

Формируется эта область из нескольких отделов:

Кость, соединяющаяся со всеми другими называется клиновидной. Строение ее сложное, поскольку она пропускает через себя нервные окончания. К этой части крепятся мышцы жевания, глазницы.

Продырявленная и глазничная пластины относятся к решетчатой кости. Глазничную пластину можно увидеть невооруженным взглядом, а продырявленная прячется за ней и другими частями. От продырявленной пластины начинает тянуться носовая перегородка.

Мозговой отдел черепа с видом сбоку представлен в следующем рисунке.

Строение костей лицевого отдела черепа

какое значение имеет череп 3 класс

К лицевому отделу относят парные и непарные кости, которые служат основой скелета и жевательного аппарата. Другие кости по размеру меньше, они составляют полость лицевого черепа.

Кости лицевого отдела черепной коробки бывают разных типов, парные и непарные. Имеются две челюсти — верхняя и нижняя. В этот отдел входят мелкие косточки, которые формируют ротовую и носовую полость, глазницы. Череп имеет следующее строение лицевого отдела:

Непарные кости, входящие в состав лицевого отдела:

Парные кости входящие в состав лицевого отдела имеют названия:

Лицевой отдел черепа в разрезе можно изучить по фото.

какое значение имеет череп 3 класс

На фото вы можете рассмотреть кости и швы реальной черепной коробки.

Швы и суставы, как соединительная ткань

какое значение имеет череп 3 класс

Швы черепа фиброзные. При соединении его частей выделяют всего один сустав, подвижный, — это височно-нижнечелюстной.

Благодаря этому суставу человек может выполнять жевательные, речевые движения. Он движется по всем направлениям: в стороны, вверх, вниз, вперед или назад.

В анатомии швы, которые соединяют между собой кости подразделяются на три типа:

Все части лицевого отдела соединены ровными, плоскими швами. Теменную и височную кости соединяет чешуйчатый шов. Венечным швом объединены теменная и лобная часть. Швы четко видно на фото черепа сзади.

Функции черепа

Костные образования выступают в роли защитных ячеек для глазниц, полости носа. В целом их можно считать своеобразным каркасом, который защищает органы чувств и головной мозг.

Расовые особенности строения

Одинаковых людей на планете не бывает. Отличить человека за расовой принадлежностью можно не только по цвету кожи или акценту. Строение черепа играет немаловажную роль в расовом отличии. Каждая раса имеет конкретную анатомию, а именно:

Скелет лицевой части сильно выпирает вперед. Нос укоренен глубоко, а скулы оттянуты немного назад. Чаще всего сильно развиты клыковые ямки.

Ее еще называют азиатско-американскаяй раса. Особенность в большом лицевом угле по сравнению с европеоидной. Более плоские носовые и скуловые кости. Неглубокая посадка носа. Скулы поставлены шире. Клыковые ямки не глубокие. Черепная коробка состоит из крупных, широких костей, что отражается на его размере.

Скулы выступают умеренно. Не глубокая посадка носа, кости которого уплощены, поставлены широко. Лицевой угол меньше, чем у предыдущих рас.

Детский череп

Специфическую анатомию имеет детский череп. С возрастом его строение меняется.

К примеру, только родившийся ребенок имеет роднички — неплотно закрытые участки. Самыми заметными принято считать передний и задний. Большой родничок закрывается ближе к 12 месяцам, а маленький — к 1,5.

Если у ребенка наблюдаются хоть малейшие отклонения от принятой нормы этого срока следует обращаться к специалисту.

Какие же еще особенности у детского черепа? Швы у ребенка на черепной коробке соединительнотканные.

Благодаря такому соединению ребенок движется по родовым путям без последствий, а также при развитии мозга растет вместе с ним. Швы полностью окостеневают только в 30 лет.

Детские кости головы имеют возможность изменять свою форму. Он растет до 13 лет, приостанавливается, в то время когда остальные кости продолжают этот физиологический процесс.

Половые различия строения черепа

Антропометрические данные отличают женское строение черепа от мужского. Но практически невозможно найти отличия в черепной коробке мальчика и девочки до переходного возраста.

Строение костей головы человека мужского пола более массивное и крупное. Передняя часть имеет более развитый вид, чем у женщин. Женская кость имеет меньшую плотность, поэтому она легче. В большинстве случаев принято считать, что половые различия в строении головы лишь условность.

Формы черепной коробки

Описание форм черепа:

Кости черепа

какое значение имеет череп 3 класс

Череп человека представляет собой костный каркас головы. Он служит вместилищем для головного мозга, органов чувств, начальных отделов дыхательной и пищеварительной систем, защищает их от повреждений. Также мозг сочленяется с позвоночным столбом, выполняя двигательную функцию.

Череп из 23 костей, а также дополнительно три пары слуховых косточек в полости среднего уха (молоточек, наковальня и стремя) и 32 зуба на верхней и нижней челюсти. В черепе выделяют мозговой череп и лицевой (висцеральный) череп. Мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым.

Мозговой отдел черепа

Мозговой череп состоит из крыши (свода) черепа, который образован плоскими костями, и основанием, которое образовано смешанными костями. Также различают наружное и внутренне основание черепа.

какое значение имеет череп 3 классМозговой отдел черепа — вид сбоку
какое значение имеет череп 3 классМозговой отдел черепа — вид сзади

Мозговой череп образован восемью костями (две пары костей и четыре отдельные кости), которые образуют вместилище для головного мозга:

Лицевой (висцеральный) отдел черепа

какое значение имеет череп 3 классЛицевой (висцеральный) отдел черепа — вид спереди
какое значение имеет череп 3 классЛицевой (висцеральный) отдел черепа — вид сбоку

Лицевой скелет состоит из смешанных костей:

Соединения костей черепа

Нижняя челюсть соединяется подвижным височно-нижнечелюстным суставом, что делает возможным ее опускание и поднятие, смещение челюсти вправо и влево, движение вперед и назад. Все это используется при жевании и при разговоре. Нижняя челюсть является единственной подвижной костью черепа.

Все остальные кости черепа соединяются малоподвижными фиброзными соединениями (швами):

На пересечении венечного и сагиттального швов у детей образуется большое родничок, на пересечении сагиттального и лямбдовидного швов – малый родничок. Родничком называют место, в котором соединительная ткань еще не перешла в костную ткань.

Развитие черепа

В процессе формирования черепа часть костей проходит временные перепончатую стадию (у новорожденных можно увидеть остатки в виде родничков), хрящевую стадию (как и большинство костей скелета) и костную стадии.

У новорожденных детей мозговой отдел в восемь раз превосходит лицевой, челюсти являются недоразвитыми. Между костями мозгового отдела имеются перепончатые участки (роднички), которые обеспечивают небольшую подвижность костей при рождении ребенка и увеличение объема мозга. После рождения ребенка череп проходит три периода своего развития:

Череп: строение костей головы

какое значение имеет череп 3 класс

Каждый согласится с тем, что голова каждого человека играет в его жизни не менее важную функцию, чем сердце. На самом деле череп человека — сложная система, имеющая очень интересное строение и выполняющая серьезные функции. Кости головы защищают мозг и органы чувств. Между собой они соединяются швами и дают опору пищеварительной и дыхательной системам.

Череп разделяется на лицевой и мозговой отдел. Кости мозговой части образуются полость для мозга и отчасти для органов чувств. Кроме того, они служат основой лица и скелета начальных отделов пищеварительной и дыхательной систем.

У некоторых черепных костей есть полости, которые заполнены воздухом. Они соединены с носовой полостью. Благодаря такому строению костей масса черепа не очень большая, но в то же время его прочность не становится от этого меньше.

Мозговой череп состоит из восьми костей: две височных, две теменных, лобная, клиновидная, решетчатая и затылочная кости. Некоторые кости лицевого отдела черепа служат основой скелета жевательного аппарата.

Другие кости по размеру меньше и составляют полость лицевого черепа. Рассмотрим анатомию этих двух отделов подробнее.

Кости мозгового черепного отдела

Итак, мозговой отдел состоит из восьми костей:

Верхняя часть мозгового черепа зовется его сводом, по-другому, крышей. Нижняя часть – это его основание.

Между сводом и основанием есть условная линия, проходящая через затылочный наружный выступ, по выйной верхней линии до основания отростка сосцевидного типа.

Затем линия продолжается над слуховым наружным отверстием, по основанию отростка скулового типа и по гребню подвисочного вида главного крыла клиновидной кости. Линия достигает носолобного шва по подглазничному краю.

Анатомия свода черепа предполагает его разделение на несколько костей. По форме он представляет собой половину эллипсоида. Его длинная ось направлена в лобно-затылочную часть. Она соответствует продольному диаметру коробки мозга. Еще две оси проходят вертикально и поперечно. Свод черепа имеет морфо-функциональные области:

Они разделяются височными линиями и различаются рельефом, механическим условиям и костной структуре. Кости свода обладают трехслойным строением. Есть внутренняя и наружная компактная пластинки, которые между собой имеют диплоэ, то есть губчатое вещество. В разных областях свода различается соотношение компактных пластинок и толщины диплоэ. Все зависит от индивидуальной изменчивости.

Доказано, что диплоэ хорошо развито в парасагиттальной зоне, где наружная пластинка по сравнению с внутренней толще. Боковые отделы свода имеют обратное соотношение. В височных частях диплоэ меньше.

Структурные особенности костей определяют их прочность. Были проведены исследования, которые доказали, что прочность от сжатия у затылочной и теменной кости больше, чем у лобной кости. Внутренняя пластинка более ломкая.

Даже если отсутствуют внешние повреждения, может произойти оскольчатый перелом такой пластинки. Это дало основание называть ее стекловидной пластинкой.

В анатомии костей мозгового черепа важное значение отведено губчатому веществу костей. Там располагаются диплоические каналы. В них находятся диплоические вены. В своде черепа выделяются следующие важные диплоические каналы:

Диплоические каналы разделяются по функциональному признаку. В связи с этим можно выделить выносящие, депонирующие и коммуницирующие каналы. Они проходят через шовные линии в черепном основании. Они способны разделяться на несколько ветвей. В наружной части черепа рельеф индивидуально варьирует в зависимости от возраста и пола.

какое значение имеет череп 3 класс

Внутренняя черепная часть имеет более сложный рельеф. В разной степени могут быть выражены мозговые возвышения и пальцевидные вдавления. Артериальные борозды, ветвящиеся древовидно, берут свое начало в черепном основании от остистого отверстия.

Через него проходит менингеальная средняя артерия. В строении внутренней черепной поверхности можно увидеть ямочки грануляций. Они очень изменчивы. В мелких ямочках есть одиночные разрастания паутинной мозговой оболочки.

В крупных ямочках эти разрастания скапливаются.

Основание черепа также имеет две поверхности – внутреннюю и наружную. Внутренняя поверхность, как и в случае с черепным сводом, отражает форму головы. На ней есть углубления и возвышения. Из локализации выделяют три ямки.

В наружном основании черепа есть три отдела.

В основании черепа есть много мелких и крупных артерий. Через них проходят кровеносные и черепные нервы. Толщина кости неодинакова в разных местах. Строение более прочных участков представляет собой систему продольных балок, сходящихся к телу кости клиновидного типа. Они скрепляются перекладинами, идущими поперечно границам между ямками черепа.

Углубления черепных ямок имеют хрупкие места. Именно там часто случаются переломы, потому что кость довольно тонкая. В передней ямке травмы образуются, затрагивая решетчатую пластину. В средней ямке переломы поперечно проходят через спинку области, которая имеет название «турецкое седло».

В задней ямке переломы затрагивают отверстия, причем отламывается вершина пирамида.

Турецкое седло находится в центре внутреннего основания черепа. Спереди оно ограничено бугорком седла. Над ним нависают наклоненные передние отростки. Сзади оно ограничено спинкой седла. В центре седла есть гипофизарная ямка. Она является вместилищем для гипофиза, то есть эндокринной железы.

Особенности черепного строения

какое значение имеет череп 3 классКонечно, строение всего черепа удивительное, однако, главная особенность анатомии черепа являются пневматические кости, содержащие ячейки или воздухоносные пазухи. Большая часть этих пазух сообщается с носовой полостью и играет роль придаточных полостей.

Их роль очень важна – они аэродинамические действуют на вдыхаемый воздух, поэтому струя воздуха соприкасается с обонятельными рецепторами, которые расположена в слизистой оболочке носовой полости, точнее, в ее верхней части.

Околоносовые пазухи часто подвергаются патологическим процессам, приводящим к внутричерепным осложнениям, таким как абсцесс мозга и менингит.

Выделяется пять главных частей.

Строение лицевого черепного отдела

какое значение имеет череп 3 класс

Строение лицевого отдела связано с развитием челюстей, полости носа, пищеварительной и дыхательной систем. Отпечаток на этот отдел накладывает и речевая функция. Некоторые особенности анатомии нижней челюсти связаны с мышцами, которые участвуют в речи. Лицевой череп включает в себя три основных отдела.

Верхняя челюсть — важная составляющая часть лица и полости носа. В разных частях челюсти неодинаковое соотношение губчатого и компактного вещества. Альвеолярный отросток имеет мощный слой губчатого вещества, откуда оно переходит в следующие отростки. Лобный отросток имеет очень маленькие ячейки губчатого вещества. Губчатое вещество из скулового отростка направляется в подглазничный край, откуда распространяется почти до лобного отростка. Балки губчатого вещества челюсти в основном располагаются под разными углами. Они группируются в латеральную и медиальную системы.

Нижняя челюсть – это твердая основа нижней лицевой области. Именно она в большей степени определяет лицевую форму. Признаки нижней челюсти – это уменьшение ее массивности, увеличение угла ветви, наличие подбородочной ости и так далее.

Нижняя челюсть – это единственная подвижная часть скелета лица. В ней прикреплены многие мышцы, особенно жевательные, ведь именно от них зависит конфигурация. Нижняя челюсть характеризуется базальной дугой.

Канал, в котором проходят нервы и сосуды, удален о зубных корней, но есть исключения. Подбородочное отверстие – это выход из канала челюсти. Оно может отсутствовать с одной стороны, иногда с двух сторон. С одной стороны могут быть добавочные отверстия.

Соотношение губчатого и компактного вещества также неодинаково в разных частях челюсти. Наружная компактная пластинка толще, чем внутренняя.

Также есть височно-нижнечелюстной сустав. Он образуется суставными поверхностями головки челюсти, а также нижнечелюстной ямкой кости височного типа. Эти поверхности покрываются фиброзным хрящом. Есть суставной диск, с помощью которого полость сустава делится на нижнее и верхнее отделение. Он срастается с суставной капсулой.

Это краткая экскурсия в анатомию человеческого черепа. Как мы могли увидеть, голова – это сложная система, состоящая из разных костей, соединений и других элементов. Все очень взаимосвязано, поэтому, если страдает одна часть черепа, это сказывается не только на всем его состоянии, но и на всем организме. Поэтому давайте беречь свою голову от всевозможных травм!

Череп человека. Онлайн анатомия черепа

какое значение имеет череп 3 класс

Череп имеет восемь больших плоских костей, представленных двумя парами и четырьмя отдельными костями. Они образуют похожий на коробку контейнер, который является вместилищем головного мозга. Ниже представлены кости черепа:

На височной кости имеется три важных ориентира:

Затылочная: самая нижняя кость черепа. Она образует основание и заднюю стенку черепа и соединяет теменные кости впереди лямбдовидного шва.

В основании затылочной кости имеется большое отверстие, большое затылочное отверстие, через которое проходит спинной мозг, соединяясь с головным мозгом.

На каждой стороне большого затылочного отверстия имеются затылочные мыщелки, которые опираются на первый позвонок позвоночного столба (атлант).

Клиновидная: имеет форму бабочки, которая охватывает череп по ширине и является частью основания полости черепа. Клиновидная кость образует часть глазной орбиты и латеральную часть черепа.

Решетчатая: единичная кость перед клиновидной костью и ниже лобной кости. Образует часть носовой перегородки, верхние и средние носовые раковины.

Лицевые кости

Лицевой скелет образуют четырнадцать костей, двенадцать из которых парные. Ниже перечислены основные лицевые кости:

Носовые: пара небольших прямоугольных костей, которые образуют переносицу (нижняя часть носа состоит из хряща).

Скуловые: пара костей, обычно называющихся скулами. Кости образуют большую часть боковых стенок глазных орбит.

Верхняя челюсть: две верхнечелюстных кости соединяются, образуя верхнюю челюсть. Верхние зубы «вставлены» в верхнюю челюсть.

Нижняя челюсть: нижняя челюстная кость является самой сильной костью лицевого скелета; она прикрепляется к височным костям по обе стороны лица, образуя единственный свободно подвижный сустав в черепе.

Горизонтальная часть нижней челюсти, или тела, образует подбородок. Две вертикальные дуги кости, или ветви, отходят от тела челюсти, соединяя нижнюю челюсть с височной костью. Нижние зубы «вставлены» в нижнюю челюсть.

Отделы черепа. Кости мозгового отдела

Отделы черепа. Череп (cranium) состоит из мозгового и лицевого отделов. Все кости соединены между собой относительно неподвижно, кроме нижней челюсти, образующей комбинированный сустав, и подвижной подъязычной кости, лежащей свободно на шее. Кости мозгового черепа формируют вместилище для головного мозга, черепных нервов и органов чувств.

К мозговому отделу черепа (neurocranium) относятся 8 костей:

К лицевому отделу черепа (splanchnocranium) относятся 15 костей:

Кости мозгового отдела. Кости мозгового черепа в отличие от костей лицевого черепа имеют ряд особенностей: на внутренней их поверхности есть отпечатки извилин и борозд головного мозга. В губчатом веществе залегают каналы для вен, а некоторые кости (лобная, клиновидная, решётчатая и височная) имеют воздухоносные пазухи.

Затылочная кость (os occipitale) состоит из чешуи, двух боковых частей и основной части. Эти части ограничивают большое отверстие, посредством которого полость черепа сообщается с позвоночным каналом.

Основная часть затылочной кости срастается с клиновидной костью, образуя своей верхней поверхностью скат. На наружной поверхности чешуи имеется наружный затылочный бугор.

По бокам от большого затылочного отверстия находятся мыщелки (суставные поверхности, которые соединяются синастозом с суставной поверхностью первого позвонка). В основании каждого мыщелка проходит канал подъязычного нерва.

Клиновидная, или основнаякость (os sphenoidale) состоит из тела и трёх пар отростков — больших крыльев, малых крыльев и крыловидных отростков. На верхней поверхности тела находится так называемое турецкое седло, в ямке которого помещается гипофиз. В основании малого крыла имеется зрительный канал (зрительное отверстие).

Оба крыла (малое и большое) ограничивают верхнюю глазничную щель. На большом крыле имеются три отверстия: круглое, овальное и остистое. Внутри тела клиновидной кости находится воздухоносная пазуха, разделённая костной перегородкой на две половины.

Клиновидная (основная) и решетчатая кость.

Решётчатая кость (os ethmoidale) состоит из горизонтальной, или продырявленной, пластинки, перпендикулярной пластинки, двух глазничных пластинок и двух лабиринтов.

Каждый лабиринт состоит из небольших воздухоносных полостей — ячеек, разделённых тонкими костными пластинками.

С внутренней поверхности каждого лабиринта свисают две изогнутые костные пластинки — верхняя и средняя носовые раковины.

Лобная кость (os frontale) состоит из чешуи, двух глазничных частей и носовой части. На чешуе имеются парные выступы — лобные бугры и надбровные дуги. Каждая глазничная часть впереди переходит в надглазничный край. Воздухоносная пазуха лобной кости (sinus frontalis) разделена костной перегородкой на две половины.

Теменная кость (os parietale) имеет форму четырёхугольной пластинки; на её наружной поверхности находится выступ — теменной бугор.

Височная кость (os temporale) состоит из трёх частей: чешуи, каменистой части, или пирамиды, и барабанной части.

Височная кость заключает в себе орган слуха, а также каналы для слуховой трубы, внутренней сонной артерии и лицевого нерва. Снаружи на височной кости имеется наружный слуховой проход. Кпереди от него располагается суставная ямка для суставного отростка нижней челюсти.

От чешуи отходит скуловой отросток, который соединяется с отростком скуловой кости и образует скуловую дугу. Каменистая часть (пирамида) имеет три поверхности: переднюю, заднюю и нижнюю. На задней её поверхности находится внутренний слуховой проход, в котором проходят лицевой и преддверно-улитковый (стато-слуховой) нервы.

Лицевой нерв выходит из височной кости через шило-сосцевидное отверстие. От нижней поверхности каменистой части отходит длинный шиловидный отросток. Внутри каменистой части находится барабанная полость (полость среднего уха) и внутреннее ухо.

Каменистая часть имеет также сосцевидный отросток (processus mastoideus), внутри которого заключены маленькие воздухоносные полости — ячейки. Воспалительный процесс в ячейках сосцевидного отростка носит название мастоидита.

Анатомия человека: строение отделов черепа

Строение любой части человеческого тела начинается с костного каркаса, а потому анатомия головы дебютирует черепом, как комплексом костей, формирующих основу, на которую уже наложены мягкие ткани и в которую помещены органы.

В строении (анатомии) черепа человека различают 23 основные кости, формирующие сам череп, зубы верхней и нижней челюстей, количество которых зависит от возраста зубного ряда, и 3 пары слуховых косточек, относящиеся к среднему уху.

Благодаря особенностям анатомии черепа органы внутри него защищены (защитная функция черепа), они же правильно размещены и зафиксированы (опорная функция) и вся система органов имеет возможность правильно двигаться и взаимодействовать с прочими органами и системами (двигательная функция).

Анатомия мозгового отдела черепа: фото и схема свода

В анатомии черепа человека выделяют следующие отделы: наружное и внутреннее основания черепа, полость носа и глазница, костное небо, крылонебная, височная и подвисочная ямки.

По функциональности в черепе выделяют мозговой и лицевой (висцеральный) отделы черепа. У человека мозговой отдел по объему превалирует перед висцеральным отделом, что объясняется размерами головного мозга. Его размеры, присоединение функции речи и изменение особенностей питания сформировали уменьшенный жевательный аппарат.

На представленном фото анатомия черепа человека в сравнении с черепами других млекопитающих: очевидно, что передняя часть черепа у человека более плоская, а его объем значительно больше:

Черепной свод представляет собой прочно скрепленный костный каркас, в котором различают лобную кость (чешую), теменные и височные кости и верхние части затылочной и больших крыльев клиновидной костей. Между данными костями пролегают три шва: между лобной и теменной – венечный, между теменными – саггитальный (стреловидный), а между затылочной и теменными костями – лямбдовидный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *