какое значение для понимания произведения имеет его композиция на примере 1 2 произведений по выбору

Какое значение для понимания произведения имеет его композиция на примере 1 2 произведений по выбору

1.1. На основании приведённого фрагмента определите, в чём, с точки зрения самого Печорина, заключается противоречивость его характера?

1.2. С какой целью автор в начале отрывка даёт описание раннего утра?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2.

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню — и в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной.

— Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.

— А если будете убиты.

— Наследники отыщутся сами.

— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости.

— Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память.

— Хотите ли, доктор, — отвечал я ему, — чтоб я раскрыл вам мою душу.

Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счёт Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нём ревности к усопшему, — Бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй. второй? Посмотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники.

Мы пустились рысью.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1.1.1. На основании приведённого фрагмента определите, в чём, с точки зрения самого Печорина, заключается противоречивость его характера?

1.2.1. Как в стихотворении Расула Гамзатова раскрывается тема дружбы?

1.1.1. Печорин — герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов. Отсюда выведенные им нравственные принципы и ценности: 1) «из двух друзей всегда один раб другого»; 2) «… я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы»; 3) счастье — это «насыщенная гордость», а любовь — кратковременный порыв. Сам Печорин убедил себя в том, что его принципы верны, и старается им следовать. Однако в приведённом отрывке нетрудно заметить противоречивость его характера. Так, в начале отрыва автор обнажает чувственную душу своего героя. Печорин восхищается свежестью раннего утра: «Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!» В этих словах не размышления циника, а душа романтика, способного на живые, искренние чувства. Но дальше Печорин надевает на себя более привычную маску: «Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого». Он с иронией говорит о дружбе, о любви. И в этих словах горечь и глубокое несчастье человека, отказавшего себе в удовольствии наслаждаться жизнью.

1.2.1. В стихотворении Расула Гамзатова раскрывается тема дружбы. В сти-хотворении неоднократно звучат призывы. Автор призывает читателей це-нить друзей, учиться дружить, дорожить настоящей дружбой:

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Лирический герой стихотворения с высоты прожитых лет уже оценивает, как важны друзья, понимает, что многих он потерял напрасно, потому что когда-то не смог правильно оценить, услышать, простить. Стихотворение звучит ещё и как обращение к друзьям – герой просит прощения у всех, с кем он не смог сохранить отношения:

После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

Набатом звучит в стихотворении мысль: учитесь дружить, берегите друзей!

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1–5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.1. Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?2.

5.2. Каким должен быть настоящий поэт в представлении А. С. Пушкина?

5.3. Какое значение для понимания произведения имеет его композиция (на примере 1-2 произведений — по выбору)?

5.4. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1. Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова является одним из самых ярких произведений в творчестве автора. В основе пьесы лежит любовный конфликт, связанный с сюжетной линией Софья-Молчалин-Чацкий. Чацкий возвращается к своей возлюбленной Софье, которую не видел 3 года. Однако, за время его отсутствия девушка изменилась. Она обижена на Чацкого за то, что он бросил её, уехал и «не писал трёх слов», и влюблена в секретаря отца Молчалина.

Так почему же Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время как Молчалин постоянно находился рядом. В одной из реплик героиня высказала своё мнение по этому поводу: «Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем же ездить так далеко?». К объективным причинам относится и то, что Молчалина в таком обществе любить было легче, чем Чацкого. Уступчивость, скромность, молчание, умение прислуживать могли помочь выжить в таком окружении. А ум, вольнодумие, любое слово, сказанное против устоев, неизбежно обрекали Чацкого на неудачу в фамусовском обществе.

Одной из субъективных причин является увлечённость Софьи романами. «Ей сна нет от французских книг» (Фамусов). Любовник-слуга — «идеальный роман», как будто из французских книг. Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому и ошиблась, ведь её возлюбленный оказался негодяем.

Финал пьесы драматичен: узнав правду, герои понимают свои ошибки, но очень поздно.

2. В стихотворении «Пророк» Пушкин раскрывает тему «поэта и поэзии». Поэт для Пушкина — обыкновенный смертный человек, но отличается от всех тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, что неподвластно любому человеку. Именно поэтому поэт должен словом — «глаголом», достучаться до каждого сердца, неся людям правду, свет, добро.

3. Композиция «Героя нашего времени» сложная и оригинальная. Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «Героя нашего времени», — нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина, внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть «Бэла», далее следует «Максим Максимыч», затем — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов — «Тамань», потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие «Княжны Мери»; за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку — «Бэла»; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в «Фаталисте»; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает — «Максим Максимыч».

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «…история души человеческой, — как заявляет автор в предисловии к «Журналу Печорина», — хотя с самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно…когда она …писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает «Журнал Печорина», в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения. Предисловие от автора, написанное в ответ на разноречивые толки критики и включенное во второе издание книги, объясняет общий замысел, цель произведения. Затем идут путевые записки автора, повесть «Бэла». Особенность построения «Героя нашего времени» в том, что в произведении не совпадают сюжет и фабула. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.

Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова — его создателя, становится заключительная глава произведения — «Фаталист», которая несет в себе важные и во многом итоговые умозаключения Печорина.

4. Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично:

Любима ты, и так, как ты –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Любовь в поэзии Тютчева – грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Образ полной свежей прелести «младой феи» вписывается в «светлый» пейзаж «сердца милого края». Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Самым значительным в любовной лирике Тютчева стал «денисьевский цикл».

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Источник

Какое значение для понимания произведения имеет его композиция на примере 1 2 произведений по выбору

1.2. Какую роль в этом рассказе играют художественные детали (на 1−2 примерах)?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2.

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина. На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов,— Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А. а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

— Никак беспорядок, ваше благородие. — говорит городовой.

— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. —Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?

— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. — начинает Хрюкин, кашляя в кулак,— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец. Вы меня извините, я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну. Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть. Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете.

— Гм. Хорошо. — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. —Хорошо. Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная. Чья это собака, спрашиваю?

— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.

— Генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем. Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину,— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь. известный народ! Знаю вас, чертей!

— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни. Вздорный человек, ваше благородие!

— Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом. А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано. Нынче все равны. У меня у самого брат в жандармах. ежели хотите знать.

— Нет, это не генеральская. — глубокомысленно замечает городовой,— У генерала таких нет. У него всё больше легавые.

— Ты это верно знаешь?

— Верно, ваше благородие.

— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида. подлость одна только. И этакую собаку держать. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй. Нужно проучить! Пора.

— А может быть, и генеральская. — думает вслух городовой,— На морде у ней не написано. Намедни во дворе у него такую видел.

— Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.

— Гм. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто. Что-то ветром подуло. Знобит. Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват.

— Повар генеральский идет, его спросим. Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку. Ваша?

— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

— И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов,— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать. Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая. Истребить, вот и всё.

— Это не наша,— продолжает Прохор,— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч.

— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления,— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

— Ишь ты, господи. Соскучились по братце. А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад. Возьми ее. Собачонка ничего себе. Шустрая такая. Цап этого за палец! Ха-ха-ха. Ну, чего дрожишь? Ррр. Рр. Сердится, шельма. цуцык этакий.

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада. Толпа хохочет над Хрюкиным.

А. П. Чехов «Хамелеон»

1.1.1. Почему, с вашей точки зрения, рассказ называется «Хамелеон»?

1.2.1. Как бы вы сформулировали основную мысль этого стихотворения?

1.1.1. Хамелеон — ящерица, меняющая раскраску с зависимости от окружающего ее ландшафта. Подобно ящерице ведет себя Очумелов. Отсюда название рассказа.

1.2.1. Основная мысль стихотворения — жизнь со всеми ее радостями и печалями, успехами и неудачами прекрасна; жить стоит, чтобы познать все эти победы и разочарования, которыми наполнено земное бытие.

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1−5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.1. Какие особенности жанра оды вы могли бы показать на примере оды М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия. Елизаветы Петровны» 1747 года (или на примере любой другой оды)?

5.2. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» интереснее всех для вас и почему?

5.3. Какую значение для понимания произведения имеет его композиция (на примере 1−2 произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого — по выбору)?

5.4. Если бы вам нужно было выдвинуть кого-либо из писателей (поэтов) XX века на Нобелевскую премию по литературе, кого бы вы выдвинули и какое обоснование предложили бы Нобелевскому комитету?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

5.1. Какие особенности жанра оды вы могли бы показать на примере оды М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия. Елизаветы Петровны» 1747 года (или на примере любой другой оды)?

Ода — лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, «описывается. материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных». Ее истоки — хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические — по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные — «преложения» псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов занимают торжественные оды.

М. В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.

Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра!, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца. Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.

Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:

Когда на трон она вступила,

Как высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Художественное своеобразие похвальной оды 1747 г. всецело определяется ее идейным содержанием. Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта. Этот поэт, присутствующий во всех одах Ломоносова, — не сам Ломоносов; его образ лишен индивидуальных человеческих черт. Это как бы дух поэзии, дух государства и народа, выразивший себя в стихах. В авторскую речь вводятся типично ораторские приемы — вопросы, восклицания. Характер патетически-взволнованной речи придают оде многочисленные обращения автора к лире, к музам, к наукам.

Важное место отводится всевозможным «украшениям»: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам. Тропы Ломоносова отличаются праздничным, ликующим характером. С помощью олицетворений неодушевленные явления и отвлеченные понятия становятся участниками большого торжества, на которое поэт приглашает своих читателей. Вспоминая о царствовании Петра I, Ломоносов пишет:

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки.

Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии — Нептун.

Ломоносов использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля.

Своей выдающейся одой «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов вписал еще одну яркую страницу в историю мировой лирики.

5.2. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» интереснее всех для вас и почему?

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова — друга его покойного отца. Чацкий умен, образован, духовно развит, обладает здравостью суждений и трезвостью в оценке окружающих явлений. Он справедлив, ему не свойственны месть и угодничество. Его ум и любовь приносят Чацкому только горе и разочарование. Против него объединились все, называя его сумасшедшим. Чацкий обличает ложь и все то, что отжило, все то, что заглушает новую жизнь. Он знает, что воюет и что должна принести ему эта борьба. Образ Чацкого современен. Его мысли актуальны. Его поступки поучительны.

5.3. Какое значение для понимания произведения имеет его композиция (на примере 1−2 произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого — по выбору)?

Композиция «Героя нашего времени» сложная и оригинальная. Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «Героя нашего времени», — нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина, внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть «Бэла», далее следует «Максим Максимыч», затем — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов — «Тамань», потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие «Княжны Мери»; за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку — «Бэла»; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в «Фаталисте»; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает — «Максим Максимыч».

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «…история души человеческой, — как заявляет автор в предисловии к «Журналу Печорина», — хотя с самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно…когда она …писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает «Журнал Печорина», в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения. Предисловие от автора, написанное в ответ на разноречивые толки критики и включенное во второе издание книги, объясняет общий замысел, цель произведения. Затем идут путевые записки автора, повесть «Бэла». Особенность построения «Героя нашего времени» в том, что в произведении не совпадают сюжет и фабула. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.

Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова — его создателя, становится заключительная глава произведения — «Фаталист», которая несет в себе важные и во многом итоговые умозаключения Печорина.

5.4. Если бы вам нужно было выдвинуть кого-либо из писателей (поэтов) XX века на Нобелевскую премию по литературе, кого бы вы выдвинули и какое обоснование предложили бы Нобелевскому комитету?

XX век превзошел все предыдущие столетия по тяжести и жестокости испытаний, выпавших на долю русского народа, да и не только русского. Одержав победу в самой страшной и кровопролитной войне в истории человечества, народ-победитель, как и до войны, был бессилен перед лицом иного врага. Миллионы людей стали жертвами безжалостной «инквизиции» в своей стране, так и не поняв, в чем же их вина перед отечеством.

Горьким напоминанием о событиях тех лет служат для нас не только факты, приведенные в учебниках истории, но и литературные произведения, отразившие в себе еще и чувства, душевные муки и переживания за судьбу страны, людей, на долю которых выпало жить в те нелегкие годы и быть очевидцами страданий своего народа. Имя Анны Ахматовой в их числе.

1930-е гг. были в жизни Ахматовой временем тяжелейших испытаний. Трагедийность ее стихов вбирает в себя беды и страдания миллионов людей, ставших жертвами террора и насилия в ее собственной стране. Репрессии коснулись и ее семьи — был арестован и сослан сын. Народная трагедия, ставшая и ее личной бедой, давала новые силы ахматовской Музе. «Реквием» выразил великую народную трагедию; по своей поэтической форме он близок к народному причету. «Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время, и душу народа. Несмотря на то, что «Реквием», и другие произведения Ахматовой 30-х годов не были известны читателю, они имеют большое значения в истории советской поэзии того времени. И свидетельствуют о том, что в те тяжелые годы литература, задавленная бедой и обреченная на молчание, продолжала существовать наперекор режиму.

В годы Великой Отечественной войны, эвакуировавшись из осажденного Ленинграда в начале блокады, Ахматова интенсивно работала. Широко известными стали ее патриотические стихи «Клятва» (1941), «Мужество» (1942).

Всегда Ахматова была со своим народом, жила и творила для него и своей Родины, какие бы испытания не выпадали на ее долю. В этом истинное предназначение поэта и Ахматова его с честью пронесла через всю свою жизнь.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *