какое значение для детей имеет метод примера
Какое значение для детей имеет метод примера
По материалам проекта К. Индиенко (факультет Истории и права, 3 курс з/о)
Пример в воспитательном процесса призван организовать образцы поступков, деятельности, образа жизни. Действие этого метода обусловлено психологическим механизмом подражания, благодаря которому взрослеющий человек осваивает огромный объем социального опыта. Однако если бы человек с самого рождения все открытия делал сам, то взросление человека проходило бы малорезультативно. Поэтому подражательная деятельность ребенка должна организовыватья и направляться педагогом.
Чем меньше возраст ребенка, тем менее избирательно и осознанно он впитывает как «промокашка», повторяет самое броское, яркое и случайное. Окружающих умиляет, как двухлетний малыш повторяет походку отца, его типичные словечки и жесты. Даже эти неосознаваемые действия ребёнка играют большую роль в организации воспитания. Но не стоит забывать, что пример может являться и отрицательным, и положительным, и пока ребенок оттого не различает, он просто повторяет то, что делают взрослые.
Когда мы говорим о примере как методе воспитания, речь идет о специальном педагогически организованном хорошем примере. И в первую очередь необходимо опираться на положительные примеры. Суть положительного примера в том, чтобы ребенок обращался к правильному образцу поведения, чтобы он захотел иметь такие же качества личности и делать такие же поступки. Рассмотрим неколько вариантов таких примеров.
Пример-идеал предопределяет активность ребенка и направление этой активности: так как ему нравятся в образце, те качества, которые он хочет иметь сам. Соотношение себя с тем, кому он подражает — это работа ребенка над своим будущим.
В процессе воспитания важны разнообразные виды педагогически организованных примеров.
Пример великого человека, выдающейся личности. Такой вид примера действует как очень высокая форма идеала. Великий человек (ученый, писатель) уже прожил целую жизнь, состоялся как личность, достиг признания людей. На этом примере детям нужно показать, каким он образом он добился этих достижений: каким был в детстве, как учился, о чем мечтал, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера. Этот вид примера не дает результата, если к нему часто обращаться. Он не терпит суеты, легковесности методической ситуации.
Пример взрослого методически организуется иначе. Для детей примером являются родители, старшие члены их семьи, а также очень важен пример педагога. В глазах ребенка должен сформироваться положительный образ, которому он будет подражать.
Пример сверстников также играет немаловажную роль в воспитании. Часто детям не помешивает присматриваться к своим ровесникам: героям книг, одноклассникам, приятелям во дворе. Их поступки часто понятнее детям, чем поступки взрослых, действия похожи на их собственные, и трудности. Однако следует помнить, что для ребенка (как и для взрослого человека), сравнение себя с положительным примером успешного ровесника может быть очень болезненно. Страх быть не таким, как другие, может надолго негативно отразиться на активности ребенка и возможно даже вырасти в комплекс неполноценности в подростковом возрасте.
Педагогу нельзя забывать и о том, что для взросления каждому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно самому стать примером для других. Если не в учебе – тогда в труде, в пении, рисовании, спорте, в рассказывании веселых историй. Чем разнообразнее деятельность воспитанников организует воспитатель, тем больше шансов у них стать хоть в чем-то примером для товарищей.
Наконец, в организации примера есть еще один важный вопрос: если положительные примеры достаточно эффективны, имеет ли педагогический смысл использование отрицательных примеров?
МЕТОД ПРИМЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы использования тех или иных средств для профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Воспитание играет огромную роль в педагогическом процессе. Среди тех зависимостей, которые определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.
В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержания. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие метода взять себе на вооружение.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система А.С.Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.
Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеет цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Классификация методов воспитания( Г.И.Щукина)
Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.
Обратимся к методу формирования сознания личности, а именно к методу примера.
Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.
Когда мы говорим о примере как методе воспитания, речь идет о специальном педагогически организованном хорошем примере. И в первую очередь необходимо опираться на положительные примеры. Суть положительного примера в том, чтобы ребенок обращался к правильному образцу поведения, чтобы он захотел иметь такие же качества личности и делать такие же поступки. Рассмотрим несколько вариантов таких примеров:
1) Это, прежде всего лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вызывают глубокое уважение научные свершения Н.И.Лобаческого, Д.И.Менделеева, К.Э.Циолковского, И.П.Павлова и других ученых. Они восхищаются мужеством и отвагой летчика Алексея Мересьева и повести «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.
2) Исследования психологов показывают, что идеалы младших школьников и подростков воплощаются в основном в конкретных людях. В старших классах большое значение приобретают и обобщенные идеалы. Поэтому важно использовать образы героев литературных произведений и кинофильмов. В связи с этим чтение художественной литературы не только отдых, а действенное средство воспитания и самовоспитания юношей и девушек. Важно помочь выбрать для внеклассного чтения такие книги, которые бы учили правильному поведению. При этом необходимо приучать к осмысленному чтению, к анализу поступков и действий героев литературных произведений, к сопоставлению их с личным поведением.
Большое значение имеет и выбор кинофильмов, театральных постановок для коллективного просмотра и обсуждения. Хорошо, когда они дают пищу для размышлений, помогают юношам и девушкам разобраться в сложных чувствах и мыслях других людей.
3) Немаловажное значение в воспитательной работе имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые проявляют лучшие школьники. Однако их необходимо тактично использовать. Примеры положительно поведения лучших учащихся не должны превращаться в нудное морализирование и сводиться к постоянным рассказам о «добродетельных мальчиках и девочках». Приводя примеры лучших учащихся, нужно заострять внимание не столько на их расхваливании, сколько на осмыслении моральной сущности их поступков с тем, чтобы не вносить в детскую среду соперничества и не противопоставлять учащихся друг другу.
Большого внимания заслуживает и такая деталь. Некоторые школьники, особенно дети и подростки, не всегда вдумчиво подходят к оценке тех примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры имеют отрицательный характер. Так, следуя рискованному примеру своих товарищей, отдельные учащиеся проявляют «смелость» прыгая со второго этажа здания или включаясь в воровство и т. д. В этих случаях большую роль играют разъяснительные мероприятия, коллективные и индивидуальные беседы, а главное – организация содержательной и разнообразной внеклассной работы
Когда речь идет о влиянии примера товарищей, то имеется в виду воздействие поступков и действий не только наиболее близких товарищей, но ученического коллектива. Известно, например, что дисциплинированное поведение на уроке большинства учащихся оказывает благотворное влияние на неорганизованных учеников. Следуя примеру товарищей, они стараются не нарушать дисциплину и порядок на уроке. Дружное и активное участие вобщественной жизни класса и школы большинства обычно способствует привлечению к общественной жизни тех школьников, которые не отличались активностью. Подражая своим товарищам, они незаметно увлекаются работой школьного коллектива. Таким образом, в детском коллективе особенно повышается сила воспитательного воздействия примера школьных товарищей.
Поэтому в процессе воспитания следует опираться не только на пример более близких друзей и товарищей воспитанника, но и на пример деятельности детского коллектива. Он оказывает серьезное влияние на поведение школьников.
4) Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения детей и подростков личности воспитателя, его морального облика. Это влияние по своему значению ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо. Личный пример воспитателя влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держит себя на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества значительно повышают силу воспитательного воздействия учителя.
Еще К.Д. Ушинский утверждал, что учитель со слабым, неустановившимся характером, с переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет сильного характера. Чтобы вырастить детей мужественными, правдивыми и честными, учитель должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а если нет живого, конкретного примера, трудно добиться положительных результатов в воспитании.
5) На формирование и развитие детей серьезное влияние оказывает пример родителей, старших членов семьи. А.С.Макаренко говорил, что детей и молодежь воспитывает все: люди вещи, явления. Но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители, которые постоянно влияют своим поведением, моральным обликом. При объяснении своих поступков дети обычно ссылаются на поведение старших. Повседневное поведение родителей А.С.Макаренко рассматривал как решающее средство воспитания детей. Поэтому большое значение придавал он организации семейной жизни, поведению родителей. Характер отношений детей и родителей накладывает серьезный отпечаток на сознание и поведение детей и молодежи.
Сила воздействия примера во многом зависит от его привлекательности в глазах воспитанников. Поэтому воспитателю всегда нужны самые яркие, впечатляющие примеры, ведь он ведет воспитанника совершенству. В реальной жизни обязательно найдутся яркие негативные примеры, и про них забывать не стоит. На таких примерах ребятам следует показывать следствие эгоистического поведения, бескультурья. Однако количество негативных примеров при воспитании детей должно быть намного меньше, чем положительны.
Список используемой литературы:
1.Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
4.Макаренко А.С. Сочинения. Т.VI.C.351.
5.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост.А.И.Пискунов. М.1971.
6.Шимбирев П.Н., Огородников. И.Т. Педагогика. М., 1954.
В чем заключается суть метода примера в воспитании?
Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.
Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное
Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.
Среди детей можно встретить и отрицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их самостоятельности.
Пример может оказывать стабильное длительное действие или вызывать сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной Жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивается на нравственно и эстетически привлекательных образах, их моральное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к «примеру» выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами в бездумном подражании.
По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы;
Статья «Метод примера и его роль в воспитании подрастающего поколения.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Шилкова Марина Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ Лицей №126 г. Новосибирска
Метод примера и его роль в воспитании подрастающего поколения.
Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, чем
он хочет сделать воспитанника; по крайней мере, должен искренне
желать быть таким и всеми силами к тому стремиться.
Слово «пример» мы слышим и говорим в жизни очень часто. Какой смысл мы вкладываем в это понятие? Само слово «пример» многозначно: 1.Это и случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего-нибудь. 2.И действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чего-нибудь. 3. Математическое упражнение, требующее некоторых действий над числами.[1]
Т. Джефферсон отмечал: несомненно, на нравы нашего народа должно было оказать несчастливое влияние, существующее у нас рабство. Все отношения между хозяином и рабом представляют собой постоянное проявление самых бурных страстей, самого упорного деспотизма с одной стороны, и унизительного повиновения — с другой. Наши дети видят это и учатся подражать этому, потому что человек — животное подражающее. Это качество лежит в основе всего его воспитания. От колыбели до могилы он учится делать то, что, как он видит, делают другие. Если бы для обуздания неумеренной вспышки гнева по отношению к своему рабу родитель не мог найти сдер живающей силы в своем человеколюбии и любви к себе, то присутствие при этом его ребенка должно было бы быть всегда для этого достаточным. Но обычно этого оказывается недостаточно. Родитель буйствует, ребенок наблюдает, схватывает выражение гнева, напускает на себя такой же грозный вид в кругу маленьких рабов, дает волю своим худшим порывам; выращенный и воспитанный в такой атмосфере, ежедневно упражняясь в тирании, ребенок неизбежно усваивает дурное и приобретает дурные качества. Человек, способный сохранить в таких условиях свою моральную чистоту и умение держать себя — чудо.[3]
Пиаже отмечал, что понимание групповых норм, своих ролей, развивается постепенно. Поначалу ребенок просто подражает стар шим и фактически не понимает правил, которым он, может быть, следует. Затем он рассматривает правила с эгоцентрической точ ки зрения, используя их в своих личных интересах. Но потом на чинает делать уступки, поскольку понимает, что в состоянии анархии только сильнейший может добиться чего хочет, а когда все следуют правилам, каждый чего-то получит наверняка.[4] Благодаря подражательности люди овладевают социальным и нравствен ным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредствен ный характер, часто, мы ее наблюдаем в опосредованной фор ме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — деятельность ин дивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчива ется подражание и начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.[5]
Исследования показали, что характер подражательной дея тельности изменяется с возрастом и по мере накопления соци ального опыта. Многие качества поведения дети данного возраста приобретают, подражая взрослым. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впе чатление. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребен ка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания. В среднем и старшем школьном возрасте подра жательность (наследование) приобретает избирательный, со знательный характер. Подросток все больше опирается на соб ственный опыт, собственные взгляды и суждения. В процессе наследования, осознавая необходимость определенного способа действия, он для достижения цели сознательно прилагает собственные усилия.
В процессе подражательности психологи выделяют три эта па. Первый — непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица[6]. Второй — формирование желания действовать по образцу. Третий — синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира[7]. Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Ис ходя из этого, очень важным условием является правильная ор ганизация среды, в которой человек живет и развивается.[8]
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, ми ровоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительно го воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Сила положительного воздейст вия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убе дятся — между словом и делом их наставника нет расхожде ний, ко всем своим воспитанником он относится ровно и до брожелательно.
Развитие личности про исходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития лич ности нужны три условия: большие цели, большие препятст вия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания.
Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность этого метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко — примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспи тательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздейст вовать только личностью.
Сущность положительного примера как метода воспита ния состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.
Психологический механизм воздействия подражания за ключается в том, что, воспринимая различные образцы поведе ния и деятельности, дети переживают внутренние противоре чия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих лич ностных черт и качеств.
Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказы вает сильнейшее влияние на развитие сознательности и мо ральных чувств детей.
Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влия ния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и мо ральных установок.
В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры. Это, прежде всего лучшие эпизоды из жизни и дея тельности известных людей — ученых, писателей, обществен ных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вызывают глубо кое уважение научные свершения Н.И. Лобачевского, Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского, И.П. Павлова и других ученых. Они восхищаются мужеством и отвагой летчика Алек сея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.
Немаловажное значение в воспитании имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые проявляют лучшие школьники. Однако их необходимо тактично использо вать. Примеры положительного поведения лучших учащихся не должны превращаться в нудное морализирование и сводить ся к постоянным рассказам о «добродетельных мальчиках и девочках». Приводя примеры лучших учащихся, нужно заост рять внимание не столько на их расхваливании, сколько на осмыслении моральной сущности их поступков с тем, чтобы не вносить в детскую среду соперничества и не противопоставлять учащихся друг другу.
Большого внимания заслуживает и такая деталь. Некото рые школьники, особенно дети и подростки, не всегда вдумчиво подходят к оценке тех примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры имеют отрицательный характер. Так, следуя рискованному примеру своих товари щей, отдельные учащиеся проявляют «смелость», прыгая со второго этажа здания или включаясь в воровство и т.д. В этих случаях большую роль играют разъяснительные мероприятия, коллективные и индивидуальные беседы, а главное — органи зация содержательной и разнообразной внеклассной работы.
При использовании положительного примера в воспитании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся. С возрастом у школьников повышается критичность в оценке поведения товарищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к учителям. В одной из лек ций А.С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель»[9]. Близкие по существу мысли высказывала и Н.К. Крупская. «Для ребят, — отмечала она, — идея не отделе на от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринима ется совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становят ся ненавистными.
У нас требуют от учителя известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как про верять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение».[10]
Формирование критичности явля ется одной из важнейших задач воспитательной работы педагога.
Основой самооценки подростка в учебной деятельности является
оценка учителем его успеваемости. Объективность оценки знаний (несмотря
н а ее относительность) подтверждается для ученика ёмкостью критериев выставленной учителем оценки. Не случайно, поэтому самооценка подростков в сфере учебной деятельности чаще всего адекватна. Гораздо сложнее обстоит дело, когда подростку необходимо оценить степень нравственности поступка, свое место в коллективе. Здесь ученику гораздо сложнее уста новить критерии оценки и принять правильный эталон пове дения. Именно поэтому воспитательная работа зачастую более сложна, чем обучение ребенка основам наук (письмо, счет, чтение). Одной из основных задач учителя в процессе деятельности по воспитанию у школьника адекватной самооценки и способ- ности критически относиться к самому себе, своим поступкам является целенаправленное формирование у ученика эталонов поведения, т. е. социально одобряемых образцов, норм. Для ре шения этой задачи используют метод примера.
В данном контексте мы рассматриваем метод примера в широком понимании этого слова, то есть, не сводим пример к простой демонстрации ученикам образцов хорошего поведения. Такое толкование было бы слишком узко, схематично и неверно. Действительно, тот факт, что некоторые педагоги постоянно ста вят в пример детям некоторых одноклассников, приводит иногда к прямо противоположному эффекту. С одной стороны, лучшие, по мнению учителя, ученики оказываются в сложной ситуации, поскольку противопоставление их «плохим» ученикам, а иногда даже классу приводит к психологической изоляции этих учени ков по отношению к коллективу. С другой стороны, осознание того, что они выступают в качестве эталона, образца также отрицательно влияет на этих подростков, может привести к формированию у них завышенной самооценки, а следовательно, не критичности в оценке своего поведения.
Указанные выше ошибки в использовании метода примера, ни в какой мере не снижают достоинств самого метода. Главное со стоит в том, чтобы правильно, психологически обоснованно предъ явить ученику эталоны поведения. Можно ли в этом случае обойтись без сравнения, сопоставления действий и поведения данного ученика с поведением других детей? Нет. Психологические особенности подросткового возраста состоят в том, что уче ник еще не может говорить вообще о чертах своего характера, о своих личностных качествах безотносительно к конкретной си туации, где они проявляются, или, не сравнивая себя с другими людьми. «Если подросток определяет собственные качества, он может это проделывать, лишь при условии сравнения, сопоставле ния себя с другими. Это сопоставление является обыкновенным критерием его самооценки. После определения качеств другого подросток быстро схватывает сходство и различия с самим собой, причем в ряде случаев указывает и на то, какие каче ства ему хотелось бы иметь. В этом процессе подросток создает свой образ как отражение, преобразование другого»[11].
Именно этим и объясняется особый интерес подростков к худо жественной литературе, историческим произведениям, благодаря которым они могут удовлетворить свою потребность в знании людей, их психологии взаимоотношений.
Таким образом, формирование самооценки невозможно без ориентации на образцы поведения, то есть без применения метода примера. Как же избежать возможных отрицательных, поб очных моментов в применении этого метода? Исследования показали, что для формирования адекватной самооценки и взаимооценки детей необходимо создание условий в различных формах их деятельности (учебные занятия, обще ственно полезный труд, игра). В состав условий входят, прежде всего, приемы организации оценочных ситуаций. Для этого педаго г должен в процессе деятельности ученика выделять определённые стороны его поведения для его собственного наблюдения и оценки. Следует помнить, что педагогическая оценка является важным фактором формирования детской самооценки.
Оценка педагога позволяет подростку как бы примерить себя к некоторому образцу, выступающему для него целью деятельности . Так, если учителю удалось поставить перед подростко м цель, убедив его в необходимости ее достижения, вооружив его средствами достижения этой цели, обязав неукоснительно следовать принятому решению, то соотнося полученный результат деятельности с поставленной целью, учитель (и, естественно, ученик) оценивает степень их соответствия, где цель выступает в качестве эталона (примера, образца). Здесь применение мето да примера включено в оценочную деятельность учителя, следо вательно, суть метода примера можно объяснить, сравнивая резуль тат деятельности подростка с образцом. Обычно оценочная деятельность учителя и ученика осуществляется порознь и оба участника учебно-воспитательного процесса не всегда могут со поставить ее результаты, так как оценку, полученную от учителя, ученик всегда соотносит с самооценкой. Однако учитель не всегда знает мнение ученика о качестве выполненной им работы, что снижает эффективность действия оценки учителя. Поэтому, оценивая деятельность ученика, педагог должен стремиться к в ключению в этот процесс и самого подростка, побуждая его к сооценке.
Большое значение в формировании личности ученика, как уже отмечалось, имеет личный пример учителя. За каждым поступ ком, каждым жестом и словом педагога всегда следят десятки пар внимательных глаз. Всем известно, как дети буквально ко пируют любимого учителя, перенимая его походку, манеру гово рить. Педагог всегда должен помнить, что он воздействует на своих питомцев «и своим поведением, образом жизни, всем своим обликом. Его интеллект и культура, справедливость и человеч ность, его душевные качества воспринимаются учениками как своего рода эталон. Вот почему учитель, какой бы предмет он ни вел, должен быть для юношества наставником нравственности, высоким образцом, примером для подража ния» [12]
Пример должен быть доступным и привлекательным для под ростка. Когда мы побуждаем ребенка быть таким, как кто-либо из великих людей прошлого (например, общественные деятели, герои гражданской и Отечественной войн), то временные, возра стные и социальные различия могут оказаться настолько велики, что пример не становится для подростка реальным побуждений к деятельности. Если же пример доступен, но не привлекателен (учителя и родители ставят в пример отличника-одноклассника, который не пользуется авторитетом у ребят), то это не приводит к положительным результатам. Чтобы избежать подобных оши бок, педагог должен знать нравственные критерии своих учени ков, перечень (желательно систематизированных и ранжирован ных) эталонов учащихся по разным критериям. Тогда уже учитель сможет найти аргументы, чтобы обосновать свои взгля ды, убедить ученика в целесообразности предъявляемых им об разцов поведения. При этом важно подчеркнуть тесную связь метода убеждения и метода примера. Если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений и использование методов примера и внушения здесь будет малоэффективным, то применен ие метода убеждения необходимо. Не случайно результаты опроса показали, что среди методов, наиболее соответствующих сов ременным требованиям к воспитанию подростков в школе, предпочи таемыми оказались метод убеждения и метод примера, Как отметили некоторые учителя: «Метод убеждения практикой — что и есть пример».
Применяя сопоставление и оценку результатов деятельности подростков в качестве воспитательного воздействия, педагог дол жен свои оценочный суждения связывать только с конкретным элементом (или частным результатом) деятельности, конкретным действием, но никак не с личностью ученика, тем более с группой учащихся. Например, малоэффективным, а иногда и вредным методом воспитания является прием оценивания всего класса в целом. Например, учитель говорит: «В параллельном классе сборы отряда всегда проходят хорошо, а вы все лентяи и индивидуалисты, вам нет дела до чести класса!» Такие сужд ения обычно не воспринимаются учениками в силу того, что они обращены ко всем, и каждый ученик считает, что сказанное относится в большей мере к его одноклассникам, чем к нему лично. Даже оценка личности отдельного подростка не приносит должного эффекта, поскольку подростку еще сложно оценить себя в целом. Адекватная оценка учеником своих личностных качеств начинается с правильной оценки своего поступка. По этому в общении с детьми воспитатель должен оценивать только ступок ученика, избегая перенесения этой оценки на лич ность. Так, не следует называть девочку неряхой, если она при шла в школу неаккуратно одетой. Лучше сказать в этом слу чае примерно так: «Ты же, Марина, такая воспитанная, аккурат ная девочка, очень странно, что ты сегодня неряшливо одета.
Я думаю, что это случайно, да?» На первый взгляд, оба эти под хода кажутся одинаковыми. Действительно, по содержанию сло ва учителя одинаковы, но они имеют разную направленность[13]. В первом случае учитель дает отрицательную оценку девочки в целом, во втором случае оценивает отрицательно только ее по ступок. Ученику даже в подростковом возрасте гораздо легче воспринять оценку своего поступка, чем оценку личности. Под ростки уже имеют достаточный опыт произвольного поведения, они владеют своими поступками, видят реальную возможность поступать так, чтобы их похвалили, изменить же качества своей личности — это слишком абстрактная, непосильная задача для них.
Положительная оценка также должна относиться только к по ступку ребенка, а не ко всей личности. Можно как угодно высо ко оценить результаты деятельности ребенка, но при этом вни мание взрослого должно быть сосредоточено на интересах дела, на общественно полезной значимости полученных результатов, а не на личном успехе ребенка.
Итак, рассмотрев психологические условия формирования критического отношения подростка к своему поведению, можно сделать следующие выводы.
Качество критичности представляет собой психологическое образование, основывающееся на адекватной самооценке под ростка. Воспитывая у подростка способность к критике и само критике, мы, прежде всего, должны осуществлять педагогические воздействия, направленные на формирование адекватности оценки и самооценки.
Отклонения в развитии личности подростка (состоящие в неадекватности самооценки и, следовательно, некритичности) могут быть вызваны наличием недостаточно четко сформулированных социально одобряемых эталонов поведения. Положитель ные примеры, предъявляемые ребенку в процессе воспитания, не становятся для него реальными стимуляторами деятельности. Следовательно, отмечая метод примера как непосредственный регулятор формирования критичного отношения подростка к се бе, надо учитывать условия, обеспечивающие эффективное воз действие данного метода. Эти условия сводятся к тому, что при мер должен быть органически вплетен в оценочную деятельность педагога. Оценочные приемы, в свою очередь, должны быть объ единены в единую систему воздействий на школьника, строго систематизированы, мотивированы, индивидуально направлены и скорректированы в процессе учебно-воспитательной работы. Бо лее того, результаты применения оценочных приемов должны: строго учитываться и систематизироваться педагогом, как и их предварительная организация. Учет последствий оценок в разл ичных ситуациях на различных этапах развития личности ребён ка повысит их объективность, и они станут действительной основой формирования самооценки подростка.
Взаимодействуя с ребенком, п едагог должен культивировать в себе благоговение перед ним, которое, как сказал один святой, состоит из двух нача л — страха и радости. Страха из-за о пасения как бы ни навредить душе этого человека, ведь каждый имеет свой путь в ж изни[15]. Поэтому сначала «не навреди», а потом «помоги». И радость от того, что вот-вот произойдет личностная встреча о бучающего с обучающимся, состоится обмен витагенным опытом в процессе о бучения. Если установится единое семанти ческое пространство, то результатом встречи станет событийная общность, живо е бытие одного для другого[16].
Витагенный опыт — это личностно значимая, наиболее часто актуализируемая часть жизненного опыта человека, характе ризующая его эгоцентрическое мироощуще ние. Витагенный опыт есть закономерный результат собственного саморазвития лич ности, т.е. такого развития, в котором личность является и своим замыслом (проектом), и основным фактором его воплощения[17].
Хочется привести в заключение несколько высказываний отечественных мыслителей к вопросу о деятельности педагога:
— Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, только этим
люди влияют на других людей, воспитывают их.
— Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя.
— Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он —
— Правило « голого короля» в педагогической интерпретации может быть передано словами Катона Старшего: «Великий тот учитель, который выполнит
сам то, чему учит». Большинство наших бед берёт начало прямо из невыполнения данного правила. Требуйте от детей только то, в чём вы можете служить им примером. Когда они подрастут и начнут понимать вас глубже, скажите просто –
у меня этого нет, я этого не достиг, но я хочу, чтобы ты пошёл дальше[18].
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С.592.
2 Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000. С.113.
3Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л., 1990. С.230.
4 Корниенко Н.А. Новая психология личности. Новосибирск, 1995. С.114.
5 Подласый И.П. Педагогика. М., 2003. С.113.
6Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002. С.336-337.
7Педагогика. Ред.: Бабанский Ю.К. М., 1988. С.110.
8Подласый И.П. Указ. соч. С.114.
10Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.5. М. С. 265-266.
11Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки./ Избранные психологические труды. Т.2. М., 1980. С.121.
12О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. док. И материалов. М., 1984. С. 26.
13Трудный подросток: причины и следствия. Киев, 1985. С. 147-148.
14Татенко В.А. Психолого – педагогические механизмы формирования поступка учащегося. Автореферат дис. канд. психолог. наук. Киев, 1978. С. 24.
15Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997. С.33.
16Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования.//Педагогика № 7 2001. С.30.
17Белкин А.С, Жукова И.К. Витагенное образование: Голографический подход. Екате ринбург, 1999. С 12.
18 Подласый И.П. Педагогика. Т.2. М., 1999. С.224-225.
Список использованных источников и литературы:
1.Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л., 1990.
2.Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.5. М.
4.О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. док. И материалов. М., 1984.
5.Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки./ Избранные психологические труды. Т.2. М., 1980.
6. Белкин А.С, Жукова И.К. Витагенное образование: Голографический подход. Екате ринбург, 1999.
7.Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997.
8.Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
9.Корниенко Н.А. Новая психология личности. Новосибирск, 1995.
10.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990
11. Педагогика. Ред.: Бабанский Ю.К. М., 1988.
12. Подласый И.П. Педагогика. Т.2. М., 1999.
13.Подласый И.П. Педагогика. М., 2003.
14. Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования.//Педагогика № 7 2001.
15.Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002.
16.Татенко В.А. Психолого – педагогические механизмы формирования поступка учащегося.Автореферат дис. канд. психолог. наук. Киев, 1978.
17.Трудный подросток: причины и следствия. Киев, 1985.