какое здание достраивает бригада ивана денисовича
Тест с ответами на тему: “Один день из жизни Ивана Денисовича”
1. Иван Денисович родом:
а) из Тверской области
б) из Рязанской области+
в) из Брянской области
г) из Калужской области
2. Год, когда Иван Денисович попадает на войну:
а) в 1941 году+
б) в 1942 году
в) в 1943 году
г) в 1944 году
3. В каком город проводит первые 7 лет тюрьмы Иван Денисович?
а) в Чите
б) в Норильске
в) в Воркуте
г) в Усть-Ижме+
4. Болезнь Ивана Денисовича, из-за которой у него выпали зубы:
а) оспа
б) цинга+
в) грипп
г) туберкулез
5. Определите заключенного, который напоминал Шухову его покойного сына:
а) Цезарь
б) Алеша
в) Гопчик +
6. Иван Денисович был отправлен в исправительно-трудовой лагерь за это:
а) что побывал в немецком плену и якобы выполнял задание немецкой разведки +
б) политическую пропаганду
в) то, что вместе с немцами занимался торговлей
7. Шухов нашел на стройке это и забрал с собой в лагерь:
а) Сломанный мастерок
б) Обломок лопаты
в) Стальную ножовку +
8. Цезарь отдал Шухову свой ужин и хлеб. За что?
а) Шухов купил Цезарю хорошего табака
б) Шухов занял Цезарю место в очереди за посылкой +
в) Шухов помог Цезарю пронести кусок стекла
9. Выберите, каким был описанный день для Ивана Денисовича?
а) Почти счастливым +
б) Ничем не примечательным
в) Одним из худших
11. Иван Денисович Шухов был:
а) Крестьянином +
б) Офицером
в) Строителем
12. Вера, которую исповедует Алёша:
а) Баптизм +
б) Католичество
в) Старообрядчество
13. Гопчику ___ лет.
а) 16 +
б) 14
в) 18
14. Определите, по какой статье осужден Иван Денисович:
а) статья 28
б) статья 38
в) статья 48
г) статья 58+
15. Иван Денисович шьет в тюрьме за деньги это:
а) сумки
б) кошельки
в) тапочки+
г) перчатки
16. В начале рассказа Иван Денисович поздно встает с постели. Что его заставляют мыть в наказание за это?
а) пол+
б) посуду
в) окно
г) стены
17. Фельдшер _________, когда Иван Денисович приходит в санчасть.
а) дает таблетки
б) делает растирание
в) ставит градусник+
г) ставит укол
18. Определите, что составляет основную трудность жизни в лагере:
а) Отсутствие возможности выспаться
б) Добывание еды +
в) Отсутствие женщин
19. Цезарь ______ до того, как попал в исправительно-трудовой лагерь.
а) Снимал картины для кино +
б) Служил в армии
в) Преподавал в школе литературу
20. По какой причине Шухов с утра пошел в санчасть?
а) Шухову нужно было передать хлеб для больного из их бригады
б) В санчасти работал близкий друг Шухова
в) Шухов плохо себя чувствовал с утра +
21. Дома Шухова ждали:
а) Мама и папа
б) Жена и две дочери +
в) Жена и два сына
22. Сцена строительства дома бригадой, где работает Шухов, представлена следующим образом:
а) она вызывает острое негодование
б) от нее веет серостью и безнадежностью
в) одной из самых вдохновляющих в повести +
23. ______ дней (-я) провел в лагере Шухов:
а) 4013
б) 3653 +
в) 2547
24. Год, когда Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича»:
а) 1959 +
б) 1955
в) 1950
25. Первоначальное название повести «Один день Ивана Денисовича» было таким:
а) «Архипелаг ГУЛАГ»
б) «Щ-854» +
в) «Один день Шухова»
26. Под каким номером работала бригада Шухова в лагере?
а) Бригада № 104 +
б) Бригада № 204
в) Бригада № 304
27. Год, в котором происходят события в лагере:
а) 1955 год
б) 1951 год +
в) 1961 год
28. ___ стакана табака купил вечером в лагере Шухов:
а) 4
б) 3
в) 2 +
29. Профессия, которую осваивает Иван Денисович в тюрьме:
а) фельдшер
б) повар
в) бухгалтер
г) каменщик+
30. У Ивана Денисовича есть дети:
а) два сына
б) две дочери+
в) один сын
г) одна дочь
Вопросы к читательской конференции
По творчеству А. И. Солженицына
1. Какие события жизни, факты биографии писателя обратили на себя ваше внимание?
2. В чем, на ваш взгляд, необычность писателя Солженицына?
3. В чем сходство и в чем различие рассказов А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и М. Шолохова «Судьба человека»?
5. Известны ли вам случаи, когда кто-нибудь из ваших родных и близких оказаться «в жерновах ГУЛАГа?» Если они вернулись, рассказывали ли они о местах своего пребывания вам или вашим родителям?
6. Каковы, с точки зрения писателя, главные причины появления ГУЛАГа?
7. Согласны ли вы с тем, что «шарашка», которую изображает Солженицын, пусть первый, но все-таки круг ада?
Викторина к рассказу «Один день Ивана Денисовича»
1. Назовите фамилию Ивана Денисовича?
Варианты ответов (Тюрин; Шухов; Фетюков; Петров)
2. Какое здание достраивает бригада Ивана Денисовича?
(клуб; больница; аэропорт; ТЭЦ)
3. Сколько лет Иван Денисович уже отсидел в тюрьме на момент повествования в рассказе? (8 лет; 9 лет; 10 лет; 11 лет)
4. Что всегда носит с собой в валенке Иван Денисович?
(фотографию семьи; ложку; спички; расческу)
5. Какой номер носит осужденный Иван Денисович?
(А-854; М-854; Щ-854; Я-854)
6. Какую профессию осваивает Иван Васильевич в тюрьме?
(фельдшер; повар; бухгалтер; каменщик)
7. У Ивана Денисовича есть:
(два сына; две дочери; один сын; одна дочь)
8. Откуда родом Иван Денисович?
(из Тверской области; из Рязанской области; из Брянской области; из Калужской области)
9. В каком году Иван Денисович попадает на войну?
(в 1941 году; в 1942 году; в 1943 году; в 1944 году)
10. По какой статье осужден Иван Денисович?
(статья 28; статья 38; статья 48; статья 58)
11. Что Иван Денисович шьет в тюрьме за деньги?
(сумки; кошельки; тапочки; перчатки)
12. Сколько раз в год Иван Денисович может писать письма домой?
(1 раз в год; 2 раза в год; 5 раз в год; 10 раз в год)
13. В начале рассказа Иван Денисович поздно встает с постели. За это его заставляют мыть:
(пол; посуду; окно; стены)
14. Что делает фельдшер, когда Иван Денисович приходит в санчасть?
(дает таблетки; делает растирание; ставит градусник; ставит укол)
15. Первые 7 лет тюрьмы Иван Денисович проводит в лагере:
(в Чите; в Норильске; в Воркуте; в Усть-Ижме)
16. Какой номер носит бригада Ивана Денисовича?
17. Из-за какой болезни у Ивана Денисовича выпали зубы?
(оспа; цинга; грипп; туберкулез)
18. Сколько лет Ивану Денисовичу на момент
повествования в рассказе?
(40 лет; 50 лет; 60 лет; 70 лет)
Ответы на вопросы теста
1. ответ (2) Шухов 2. ответ (4) ТЭЦ 3. ответ (1) 8 лет 4. ответ (2) ложку 5. ответ (3) Щ-854 6. ответ (4) каменщик 7. ответ (2) 2 дочери 8. ответ (2) из Рязанской области 9. ответ (1) в 1941 году 10. ответ (4) статья 58 11. ответ (3) тапочки 12. ответ (2) 2 раза в год 13. ответ (1) мыть пол 14. ответ (3) ставит градусник 15. ответ (4) в Усть-Ижме 16. ответ (3) бригада №104 17. ответ (2) цинга 18. ответ (1) 40 лет.
«Один день Ивана Денисовича»: краткое содержание рассказа Солженицына. Характеристика героя
Краткое содержание рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Полный текст и аудиокнига. Тема и герои повести. Характеристика Ивана Денисовича Шухова.
«Один день Ивана Денисовича» — произведение Александра Исаевича Солженицына о бывшем солдате, отбывающем 10-летний срок в лагере в годы сталинских репрессий. Иногда «Один день Ивана Денисовича» называют рассказом, иногда — повестью.
«Один день…» стал первым из опубликованных творений Солженицына и первым разрешённым в СССР произведением о сталинских лагерях. Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» с личного разрешения советского лидера Никиты Сергеевича Хрущёва. Это стало одним из знаковых моментов «хрущёвской оттепели» и борьбы с «культом личности» Сталина.
Сам Солженицын изначально назвал рассказ «Щ-854. Один день одного зэка», по лагерному номеру главного героя. Уже перед публикацией название изменил главный редактор «Нового мира», поэт Александр Твардовский.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия в исполнении автора доступна на YouTube.
Краткое содержание
В пять часов утра бьют подъём, и Иван Денисович Шухов просыпается в лагерном бараке. Он чувствует, что заболел, и продолжает лежать. Заметивший это надзиратель командует: трое суток карцера за нарушение режима. Однако, уведя Шухова из барака, он «прощает» зэка, но за это велит вымыть пол в надзирательской.
Закончив уборку, Иван Денисович спешит в столовую. К счастью, товарищ по бригаде сберёг ему завтрак, и Шухов ест холодную жидкую баланду и замёрзшую кашу самодельной ложкой.
Затем Шухов идет в санчасть, чтобы из-за болезни не выходить на работу. Но фельдшер Вдовушкин отказывается его госпитализировать — температура недостаточно высокая.
Кадр из фильма «Один день Ивана Денисовича» (2021)
Шухов идет на перекличку вместе со своей 104-й бригадой. На улице почти тридцатиградусный мороз. Выход на развод — самая тяжёлая минута за день.
Вместе со своей бригадой Иван Денисович идет на стройку за пределы лагеря и думает о том, что в наступившем 1951 году имеет право написать два письма домой. В последнем письме жена рассказывала, что в колхозе после войны дела совсем плохи и она мечтает, что Иван скоро вернётся домой и поможет семье выбраться из нищеты.
104-й бригаде предстоит работать на брошенной ТЭЦ — класть шлакоблоки. Ивану с напарником, латышом Кильдигсом, бригадир велит утеплить машинный зал, чтобы было где греться. Те приносят украденный рулон толя, чтобы заделать окна. Бригада начинает работать, и на время голодные и замёрзшие зэки словно забывают о своих бедах, перешучиваются как старые приятели.
На обеде в столовой Шухову удалось обманом «закосить» для своей бригады две лишние миски каши. Одну из порций помощник бригадира отдаёт самому Ивану Денисовичу. Ещё одну миску Шухов несёт в лагерную контору и слышит, как работающие там «придурки» спорят о фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
После обеда бригада таскает на второй этаж ТЭЦ тяжелые шлакоблоки и кладёт стену. Шухов, опытный каменщик, погружается в работу, не видя ничего вокруг и не чувствуя мороза. Заключённые работают быстро и старательно. Если бригадир потом сумеет правильно доложить об успехах, их будут чуть лучше кормить.
Прибегает десятник Дэр и грозит бригадиру новым сроком за украденный толь. Тот в ответ угрожает: если донесёшь, до завтра не доживёшь. Дэр знает, что за последнее время в лагере ночью зарезали троих зэков-доносчиков, и, струсив, решает не ссориться с бригадиром.
Солнце клонится к закату, а работа ещё в разгаре. Если сейчас бросить укладку шлакоблоков, пропадёт замешанный раствор. И 104-я бригада продолжает трудиться, рискуя опоздать на ужин. Когда бригадир велит работать, его слушают: только благодаря его изворотливости и ударному труду зэки получают дополнительную пайку и выживают.
Наконец заключённые отправляются обратно в лагерь. Последним со стройки уходит Шухов, довольный хорошей работой. У ворот лагеря пять сотен зэков мёрзли ещё полчаса, пока всех не пересчитали и не нашли отставшего молдаванина (его теперь ждёт холодный бетонный карцер, где дают лишь кусок хлеба в день).
Иллюстрация Н.Ю. Лаврухина
Шухов занимает очередь за посылками. Сам он запретил жене слать передачи, чтобы не «отрывать от ребятишек», но хочет удружить «придурку» Цезарю Марковичу и получить что-то в награду. Тот с благодарностью разрешает Ивану Денисовичу забрать свой ужин — дополнительную миску пустых щей и кусок хлеба. Потом Шухов чудом поспевает на ужин со своей бригадой, едва протиснувшись в двери: не успеешь со своими, останешься голодный.
В бараке Цезарь Маркович дарит Шухову два печенья, два кусочка сахара и ломтик колбасы, когда тот помогает уберечь продукты во время переклички.
Баптист Алешка пытается говорить с Иваном Денисовичем о Боге. Но тот отвечает с издевкой: «Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел?».
Лёжа на шконке, Шухов съедает кусочек колбасы и засыпает довольный. Сегодня ему повезло: не посадили в карцер, их бригаду послали не на самую тяжёлую работу, ему удалось съесть лишнюю миску каши, при обыске у него не нашли ножовку, и даже болезнь переходить на ногах…
Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…
История создания и публикации
Александр Исаевич Солженицын — лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 год, автор трёхтомника «Архипелаг ГУЛАГ» о политических репрессиях в Советском Союзе.
Солженицын сам прошёл лагеря. Он был репрессирован в 1945 году за критику Сталина в письме и получил восемь лет. Сначала он отбывал срок в «шарашке» — спецтюрьме для технических специалистов, а затем сидел в лагере в Казахстане. Чудом пережив рак желудка, он вышел на волю и оказался в ссылке, стал работать учителем математики в Рязани. Там он и написал рассказ «Щ-854».
Идея рассказа пришла ему во время тяжёлого рабочего дня в лагере зимой 1950 года. Солженицын решил, что это был бы хороший способ описать весь ужас лагерной жизни: рассказать про один обычный день заключённого. Автор сознательно решил не нагнетать ужас, а показать «удачный» день, чтобы ещё заметнее были бесчеловечные условия, в которых держат заключённых.
Вдохновлённый тем, что Никита Хрущёв публично заговорил о репрессиях и подверг критике Сталина, Солженицын в ноябре 1961 года передал текст рассказа в журнал «Новый мир».
Главный редактор журнала, автор «Василия Тёркина» Александр Твардовский, был настолько впечатлён произведением, что обратился лично к Хрущёву за разрешением на публикацию. Помощник вслух прочитал рассказ советскому лидеру, и Хрущёв позволил напечатать произведение в рамках своей борьбы со сталинизмом.
«Один день Ивана Денисовича» появился в «Новом мире» в ноябре 1962 года и произвёл на советское общество огромное впечатление. Впервые в печати открыто говорили об ужасах, с которыми столкнулись невинно осуждённые люди в лагерях. Сам Солженицын позднее отмечал, что если бы такое произведение издали где-то за границей, его объявили бы клеветой на советский строй. Однако «Один день Ивана Денисовича» напечатали с разрешения ЦК Коммунистической партии, и спорить с этим было невозможно. Заговорили о том, что Солженицыну могут дать Ленинскую премию, однако этого так и не произошло.
После смещения Хрущёва с поста в 1964 году советское руководство отказалось от дальнейшей критики Сталина. В годы брежневского застоя тему репрессий перестали широко обсуждать. Солженицын оказался в опале, его вскоре исключили из Союза писателей, а его произведения перестали издавать и убрали из библиотек.
За публикацию за границей «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына лишили советского гражданства и в 1974 году выслали из страны. Вновь печатать «Один день Ивана Денисовича» на Родине писателя стали лишь в 1990-е, тогда же смог вернуться из-за границы в Россию и сам Александр Исаевич.
РИА Новости / Юрий Долягин
О чем писать в сочинении. Характеристика Ивана Денисовича Шухова
Тема рассказа Солженицына — жизнь человека в концлагере. В мельчайших подробностях описывая лагерный быт, автор показывает, какие пути выбирают заключённые, чтобы выжить и не сойти с ума. «Кряхти да гнись. А упрёшься — переломишься», — гласит мудрость, благодаря которой Шухов протянул в лагере уже восемь лет.
Солженицын сознательно выбрал своим героем «маленького человека» — бывшего колхозника и бывшего солдата, лысеющего доходягу без половины зубов. Шухову не шлют с воли посылки с продуктами, как Кильдигсу. Он не рассуждает об искусстве, как работающий в лагерной конторе Цезарь Маркович. Он не пытается бороться за свои права и достоинство, как капитан Буйновский.
У Шухова нет ни большого ума, ни наглости, ни умения «качать права». Это простой человек, арестованный без вины, не выдержавший пыток, оговоривший себя и попавший в лагерь. Теперь он хочет лишь выжить, но даже о свободе боится мечтать всерьез, не веря, что ему перед освобождением не накинут ещё десять лет лагерей.
При этом у Шухова есть внутренний стержень, который помогает ему день за днём жить и не сдаваться. Он не выпрашивает подачки и не вылизывает чужие миски после обеда. Не обманывает. Не доносит. Не боится тяжелого труда, когда от этого зависит благополучие всей бригады. Бригада — это его «большая семья», и он не подводит своих товарищей по несчастью.
Но что самое удивительное в Шухове — он умеет радоваться тому немногому, что дает ему лагерная жизнь. Он получает радость от работы. От лишней миски каши. От того, что избежал карцера. Хлебая за ужином баланду, он не проклинает свою жизнь и думает лишь: «Переживём всё, даст Бог кончится!» Перед сном он по-своему радуется прожитому дню.
Автор не даёт оценок Ивану Денисовичу Шухову. Его задача в другом — показать жизнь каторжного лагеря и жизнь заключённых изнутри. А вот читатель может и задуматься о месте таких людей в жизни и в истории. Может быть, только благодаря людям вроде Шухова страна пережила все тяжёлые испытания, выпавшие ей в XX веке? Или наоборот, это они довели её до беды своей безропотностью и умением жить, ни на что не надеясь?
«Один день Ивана Денисовича» – краткое содержание повести А. Солженицына
Идея рассказа «Один день Ивана Денисовича» пришла Александру Солженицыну во время заключения в лагере особого режима зимой 1950-1951 года. Реализовать её он смог лишь в 1959 году. С тех пор книга несколько раз переиздавалась, после чего изымалась из продажи и библиотек. В свободном доступе на Родине рассказ появился лишь в 1990 году. Прообразами для персонажей произведения стали реально существовавшие люди, которых автор знал во время пребывания в лагерях или на фронте.
Тематика произведения
Жанр текста — рассказ, хотя изначально Солженицын задумал повесть. Автор описывает, как живётся в лагере для заключённых обычному русскому человеку. Но тематика «Одного дня…» шире, чем описание быта и повседневных подробностей. В тексте показано, как главный герой видит и воспринимает деревенскую жизнь. Поводом к написанию стало то, что сам Александр Исааакиевич провёл несколько лет в лагерях. Мысль о создании произведения пришла зимой. Точная дата написания не установлена, но известно, что работа над всеми главами окончена в 1959 году.
На страницах книги герои спорят, ведут беседы, рассказывают о событиях из своей жизни, делятся воспоминаниями. Так, бригадир Тюрин повествует о плачевных последствиях, наступивших после принудительной коллективизации. Товарищи Ивана Денисовича по лагерю говорят о значении театральных постановок и фильмов для культуры. Интеллигенция обсуждает ленту «Иван Грозный» и пьесу Ю. Завадского.
При вдумчивом прочтении из текста можно много узнать о советском быте и судьбе выдающихся людей России. На примере частных случаев писатель показывает социальные проблемы, волновавшие общество в то время.
Судьба творческих людей в эпоху тоталитарного строя была нелёгкой. Художникам, оказавшимся в лагере, приходилось творить не по велению души, а по указке свыше, причём работа не оплачивалась. Деградация и упадок прослеживались во всех направлениях искусства. В тексте есть эпизод, когда Иван думает о крашеных коврах, которые «малюют деревенские кустари».
Краткое содержание
Позавтракав, Иван отправился к фельдшеру. В санчасти работал молоденький выпускник литературного института, попавший на это место по протекции знакомого доктора. Термометр показал 37,32 градуса, и фельдшер предложил Ивану пойти на работу, хотя добавил, что «на свой страх» он может остаться и подождать врача.
Первая половина дня
Шухов не стал дожидаться, пока придёт медработник. Он зашёл в барак и взял дневной паёк, состоявший из кусочка сахара и хлеба. Эту скудную еду заключённый разделил на 2 части: одну спрятал под матрас, другую — под душегрейку. Заключённые вышли на улицу, где им предстояло пройти процедуру досмотра. Было холодно, однако надзиратели заставляли расстёгивать телогрейки и рубахи, чтобы проверить, не спрятал ли кто письма, ножи или ещё что-нибудь запрещённое.
После «шмона» замёрзшие люди колонной двинулись на работу. Шухов был голоден, потому что завтрак съел остывшим, а пайку пришлось спрятать. Начинался 51-й год, в котором Ивану Денисовичу, как и другим заключённым, можно было получить 2 письма с воли. Шухов ушёл из дома 23 июня 1941 года, на следующий день после начала Великой Отечественной войны.
Лучшими работниками в бригаде считались Иван Шухов и латыш Ян Кильдигс. Им дали задание — сложить из шлакоблоков стены на теплоэлектроцентрали и утеплить здание цеха. Среди заключённых был Гопчик, вина которого заключалась в том, что он носил молоко «бендеровцам», скрывавшимся в лесу. Ивану Шухову он напоминал умершего сына.
Главный герой работал и думал о том, что ему осталось не так много до конца отсидки. Когда началась война, он воевал на Северо-Западном фронте. Советских солдат окружили, достать провизию было неоткуда, люди питались тем, что «строгали копыта» с павших коней. Дело закончилось тем, что Шухова и других солдат взяли в плен немцы. Вскоре Иван сбежал и добрался до своих.
Чиновники посчитали солдата предателем и решили, что фашисты отправили его шпионить. Однако на допросе Иван не мог рассказать, в чём заключалось задание, а следователь тоже не сумел ничего придумать. Тем не менее Шухова отправили отбывать срок. Так за заботой и размышлениями прошла первая половина дня.
Обеденный перерыв и вечер
Обеденное меню было таким же скудным, как утреннее, только каша в этот раз была из овсяной крупы. Иван сумел взять 2 порции, обманув кашевара. Овсянку в лагере считали одной из лучших каш — она на некоторое время заглушала голод, а его заключённые ощущали почти всегда. После обеда главный герой снова пошёл на стройку, а по пути подобрал кусок ножовки.
Работа в 104-й бригаде шла быстрыми темпами, заключённые ощущали себя одной большой семьёй. Пока не зашло солнце, мастеровые укладывали шлакоблоки, возводя второй этаж ТЭЦ. Бригадир посетовал, что после освобождения Шухова «тюрьма плакать будет», ведь таких хороших работников мало. Наступил вечер, и работяги пошли в барак. Снова предстоял «шмон», и Иван вдруг вспомнил, что под одеждой у него спрятан кусок стальной ножовки. Нельзя было допустить, чтобы эту ценную находку обнаружили, поэтому Шухов перепрятал её в варежку. Надзиратели ничего не заподозрили, и заключённый пошёл туда, где выдавали посылки.
Ивану Денисовичу не присылали посылок, потому что он попросил жену не отнимать кусок у детей. Мужчина занял место в очереди по просьбе Цезаря — тому должны были прислать из дома продукты. За это Цезарь отдал ему свою порцию еды. На ужин снова была жидкая баланда, невкусная, но горячая. Отхлёбывая её, герой почувствовал, как тепло разливается по телу, и подумал, что ради таких моментов и живут зэки.
В лагере главный персонаж зарабатывал тем, что выполнял мелкие заказы. Одному нужно было зашить одежду, другому — починить обувь. Товарищи по лагерю расплачивались мелкими деньгами, однако их хватало, чтобы время от времени покупать табак, кое-что из еды и вещей. Придя в барак, Иван увидел, что Цезарь уже открыл посылку. Теперь сокамернику был нужен ножичек, чтобы порезать колбасу, и Шухов дал ему свой.
Снова предстояла проверка, и товарищи договорились сделать так: Цезарь притворится больным и выйдет последним, а Шухов постарается после досмотра вернуться раньше, чтобы посылку не украли. За оказанную услугу Цезарь пожертвовал ему целый продуктовый набор:
Раздумья перед сном
В одном бараке с Шуховым и Цезарем находился баптист Алешка. Он любил читать евангелие, которое прятал в щель в стене. Проверяющие ни разу не обнаружили книжицу. В этот вечер Алексей заговорил с героем о Боге. По его мнению, человек должен радоваться тому, что попал в лагерь. Здесь много времени на раздумья, есть возможность позаботиться о душе и избавиться от грешных помыслов.
Шухов не спорил, он молча слушал и думал о том, что и сам не знает, хочется ли ему выходить на волю. Перебирая в уме события целого дня, герой отметил, что хорошего с ним произошло:
За весь срок нужно было прожить 3653 дня, ещё 3 добавлялось из-за високосных дней.
«Один день Ивана Денисовича»
Иллюстрация к повести «Один день Ивана Денисовича»
В рассказе описывается биография Ивана Денисовича, его внешность и то, как составлен распорядок дня в лагере. Мужчине 40 лет. Он уроженец деревни Темгенево. Уходя на войну летом 1941 года, он оставил дома жену и двух дочерей. Волею судеб герой попал в лагерь в Сибири и успел отсидеть восемь лет. На исходе девятый год, по истечении которого он вновь сможет вести свободную жизнь.
По официальной версии мужчина получил срок за измену родине. Посчитали, что, побывав в немецком плену, Иван Денисович вернулся на родину по заданию немцев. Пришлось признать себя виновным, чтобы остаться в живых. Хотя в реальности дело обстояло иначе. В бою отряд оказался в гибельном положении без еды и снарядов. Пробравшись к своим, бойцы были встречены как враги. Солдаты не поверили рассказу беглецов и сдали их под суд, определивший каторжные работы как наказание.
Иван Денисович Шухов
Сначала Иван Денисович попал в лагерь со строгим режимом в Усть-Ижмене, а затем его перевели в Сибирь, где ограничения соблюдались не так строго. Герой лишился половины зубов, отрастил бороду и наголо брил голову. Ему присвоен номер Щ-854, а лагерная одежда делает его типичным маленьким человеком, судьбу которого решают вышестоящие инстанции и власть имущие персоны.
За восемь лет заключения мужчина изучил законы выживания в лагере. Его друзья и недруги из числа зэков имели столь же печальные судьбы. Проблемы во взаимоотношениях были ключевым недостатком существования в заключении. Именно из-за них начальство имело большую власть над узниками.
Иван Денисович предпочитал проявлять спокойствие, вести себя достойно и соблюдать субординацию. Смекалистый мужчина, он быстро сообразил, как обеспечить себе выживание и достойную репутацию. Он успевал поработать и отдохнуть, правильно планировал день и пропитание, умело находил общий язык с тем, с кем было нужно. Характеристика его навыков говорит о мудрости, заложенной на генетическом уровне. Подобные качества демонстрировали крепостные крестьяне. Его умения и опыт помогли стать лучшим мастером в бригаде, заслужить уважение и статус.
Иллюстрация к повести «Один день Ивана Денисовича»
Иван Денисович был полноправным управленцем своей судьбы. Он знал, как поступить, чтобы жить с комфортом, не гнушался работой, но и не перетруждался, мог перехитрить надзирателя и легко обходил острые углы в общении с зэками и с начальством. Счастливый день Ивана Шухова был тем днем, когда он не был посажен в карцер и его бригаду не распределяли в Соцгородок, когда вовремя сделана работа и удалось растянуть пайку на день, когда спрятал ножовку и ее не нашли, а Цезарь Маркович дал подработать на табак.
Образ Шухова критики сравнивали с героем Толстого – Платоном Каратаевым. Герой из простого народа, сломленный безумной государственной системой, оказался меж жерновов лагерной машины, ломающей людей, унижающей их дух и человеческое самосознание.
Платон Каратаев
Шухов задал себе планку, ниже которой было непозволительно опуститься. Поэтому он снимает шапку, садясь за стол, пренебрегает рыбьими глазами в баланде. Так он сохраняет свой дух и не предает честь. Это возвышает мужчину над зэками, облизывающими миски, прозябающими в лазарете и стучащими начальству. Поэтому Шухов остается свободен духом.
Отношение к труду в произведении описано особым образом. Укладка стены вызывает небывалый ажиотаж, и мужчины, забыв, что они лагерные заключенные, кладут все силы на ее быстрое возведение. Производственные романы, наполненные подобным посылом, поддерживали дух соцреализма, но в повести Солженицына это скорее аллегория к «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Человек не потеряет себя, если у него есть цель, поэтому строительство ТЭЦ становится символичным. Лагерное существование перебивается удовлетворением от сделанной работы. Очищение, принесенное удовольствием от плодотворного труда, даже позволяет забыть о болезни.
Главные герои из повести «Один день Ивана Денисовича» на сцене театра
Специфика образа Ивана Денисовича говорит о возвращении литературы к идее народничества. В рассказе поднимается тема страданий во имя Господа в разговоре с Алешей. Поддерживает эту тему и каторжница Матрена. Бог и отсидка не укладываются в привычную систему соизмерения веры, но спор звучит как парафраз дискуссии Карамазовых.
Анализ сюжета и персонажей
Хроника событий, случившихся за день, — вот основа рассказа «Один день из жизни Ивана Денисовича». Анализ позволяет понять, что автор считает всё происходящее будничным, и это подчёркивает трагичность. Показан быт заключённых советского лагеря, а предыдущий период жизни можно представить по рассуждениям и воспоминаниям героя.
Хроника значимых событий в жизни:
В рассказе «Один день Ивана Денисовича» герои показаны лаконично, но так, что они хорошо запоминаются. Писатель сумел передать лагерную атмосферу и донести до читателя, какая пропасть была между заключёнными и администрацией.
Некоторые «зэки» не имеют имён и фамилий, как и должно быть — опознавательными знаками служат номера. Но это относится прежде всего к «стукачам», непорядочным людям. Есть и такие второстепенные герои, которые имеют имена, например:
0
Памятник промышленной архитектуры – Московский газовый завод, бывший завод газгольдеров Букье и Гольдсмита в Нижнем Сусальном переулке – также строился при участии Шухова. Для сохранившихся по сей день газгольдеров и заводских корпусов инженер спроектировал перекрытия.
0
Промышленные здания строились во второй половине XIX века. Сегодня площади завода сдаются арендаторам и вмещают художественные галереи, дизайн-студии, магазины. Поэтому прийти и посмотреть на шуховское наследие можно в любое время.
Главный герой
Основное действующее лицо рассказа «Один день…» — обычный крестьянин, русский мужик, осуждённый без вины. Его жизнь в лагере нельзя назвать лёгкой, но писатель, прибегая к лаконичности и неброскости, показывает, что спокойное поведение и рассудительное отношение к своей участи характерно для большинства заключённых.
Солженицын был уверен, что судьба страны зависит от того, сумеет ли каждый человек в трудные минуты не опуститься, сохранить достоинство. Его герой не так образован, как некоторые солагерники, однако он оказывает им услуги, опираясь на крестьянские привычки.
Композиционные приёмы
На примере одного дня Солженицын показал несколько лет жизни человека. Особенность в том, что автор подробно рассказывает о любом, даже самом незначительном действии. Крупным планом показано всё, что делает заключённый Шухов. Элементы, по которым можно оценить степень детализации:
В тексте есть множество подобных примеров. Жизнь героя показана крупным планом. Кроме того, объединяются 2 временных отрезка: день и срок. Автор показывает, что весь период заключения однообразен, каждый временной отрезок похож на другой. Понятие «срок» приобретает второе значение. Это не только период длиной в несколько лет, но и внутренний распорядок, которому, кажется, подчиняется человеческий организм. Похожий композиционный принцип используется в рассказе «Молодняк».
Основная мысль рассказа
В основе сюжета лежит один день жизни зека по имени Иван Денисович. Время в тюрьме длится так медленно, а дни настолько однообразны, что эти 24 часа можно сравнить с целой жизнью.
Солженицын рассказывает нам о жизни людей, которых содержали в исправительно-трудовом лагере. Последний был создан с целью уничтожить заключенного как личность. Однако главному герою, а также ряду других персонажей, удавалось вести внутреннюю борьбу и остаться людьми даже несмотря на такую сложную жизнь. После прочтения краткого пересказа невозможно не понять, насколько важна борьба с трудностями и внутренняя стойкость.
Характеристика быта заключённых
Чтобы правильно охарактеризовать день, нужно учитывать все детали в том числе обустройство лагеря. Зона разделена на участки, некоторые из них открыты. Узники стараются перемещаться по ним как можно быстрее, бегом. Это участки между зданиями, где люди чувствуют себя в опасности.
Теснота — неестественные условия для русского человека, которому привычнее бескрайние просторы, и в таких обстоятельствах заключённые проводят много лет. Качество каждого прожитого дня определяется по совокупности событий. Тот отрезок жизни, который описан в рассказе, можно назвать счастливым — Шухову удалось подработать, на стройке он весело клал шлакоблоки, вечером тоже всё прошло хорошо.
Финальная часть книги спокойна, автор не высказывает эмоций, воздерживается от пафоса и высокопарных слов. Солженицын на протяжении всего повествования придерживается тональности, взятой в самом начале — сюжет строится вокруг сильного духом человека, не покорившегося обстоятельствам.
В произведении показана трагедия всего советского народа, которая началась не в 1941 году, а гораздо раньше. Беду СССР Солженицын видел в том, что честные люди за верную службу Отечеству должны были расплачиваться десятилетиями, проведёнными в лагерях.
Шуховская башня
0
Правда, сейчас полюбоваться на чудо инженерной мысли можно лишь со стороны: территория башни закрыта для туристов. Да и состояние башни на протяжении десятилетия вызывает серьезную обеспокоенность специалистов в области охраны памятников архитектуры. В 2011 году дело сдвинулось с мертвой точки и из федерального бюджета были выделены средства на проектирование и реконструкцию объекта.
Отзывы читателей
Я всегда интересовался историей нашей страны, поэтому прочёл рассказ на одном дыхании, как только увидел обзор. Произведение ценно тем, что автор пережил такие же страдания, как и его герой. У меня сложилось впечатление, что холод и голод были самыми страшными проблемами в лагере. Хорошо, что Иван сумел приспособиться. Он не только не опустился на дно, но и помогал тем, кто не обладал хваткой.
Константин, г. Торжок
Рассказ о заключённом Шухове открыл мне глаза на то, что происходило в Советском Союзе. После прочтения я была потрясена, ведь в детстве нам не рассказывали всей правды. Кое-что было известно, но без подробностей. Автор в простых выражениях сумел показать всю изнанку событий, происходивших в СССР, за что я ему очень благодарна.
Так вышло, что в школьные годы это произведение я не осилил. Суровая правда жизни и тяжёлый сюжет — всё это показалось сложным для восприятия. Только спустя много лет мне на глаза попалась аннотация к рассказу, и тогда я решил прочитать «Один день…». Так началось моё знакомство с Солженицыным. Удивительно, насколько ярко писатель передаёт характеры самых разных людей.
Олег, г. Томск
Бахметьевский гараж
0
Будучи уже именитым архитектором и видным ученым, Шухов не раз совместно работал с тогда еще молодым архитектором Константином Мельниковым. Изобретательные находки Мельникова требовали новаторских инженерных решений.
0
Самое интересное из совместных творений двух мастеров — Бахметьевский гараж на улице Образцова. Мельников придумал уникальную геометрическую форму гаража в виде параллелограмма, а Шухов спроектировал перекрытия для столь необычного строения. Металлические конструкции гаража стали одной из последних крупных работ великого инженера.