какое здание было построено в лондоне для проведения великой выставке промышленных работ в 1851 году

Всемирная выставка в Лондоне 1851 года

какое здание было построено в лондоне для проведения великой выставке промышленных работ в 1851 году

Хрустальный дворец для всемирной выставки 1851 года

Великая выставка промышленных работ всех народов (англ. The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations) — международная выставка проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года. Из-за участия многих стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла (в том числе камнерезное искусство), машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

Инициатива по проведению выставки принадлежит британскому союзу ремесленников (англ. Society of Arts). Когда проект в 1849 году был представлен общественности, то резонанс среди британских промышленников и бизнесменов был положительным. Они видели в выставке идеальную платформу для поддержки всемирной свободной торговли.

какое здание было построено в лондоне для проведения великой выставке промышленных работ в 1851 году

В зале Хрустального дворца

При покровительстве принца Альберта организацией и руководством занимался Генри Коул и комитет из 24 человек, называемый «королевской комиссией» (англ. Royal Commission). Его состав утверждался лично королевой, что придавало проекту государственный авторитет. Но финансированием проекта занимались организаторы. Даже полицейские, которые охраняли выставки, оплачивались ими.

Для проведения выставки был возведён Хрустальный дворец (уничтожен пожаром в 1936 году). Для привлечения публики демонстрировались разные диковинки — например, знаменитый алмаз Кохинур. Также, были выставлены богатые охотничьи трофеи известного охотника и исследователя Южной Африки Роэлина Гордона-Камминга. Это была подлинная витрина Британской империи.

Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы, которые пошли на основание музеев Альбертополя. Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно.

Русская экспозиция на всемирной выставке в Лондоне

В выставке участвовало 363 российские фирмы, из которых 35 были императорские фабрики. Для подготовки к выставке император Николай I в 1850 году образовал комитет из министров иностранных дел, финансов и государственных имуществ. Организация российских отделов до 1889 года финансировалась только правительством.

В русской экспозиции выставки, среди прочих экспонатов камнерезного искусства была, конечно, и русская мозаика. Особенно поразили лондонцев двери в русском павильоне. Одна из местных газет писала по этому поводу: «Переход от броши, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: люди отказывались поверить, что эти двери были сделаны из того же материала, который все привыкли считать драгоценностью».

какое здание было построено в лондоне для проведения великой выставке промышленных работ в 1851 году

Каменный мозаичный стол

Члены Королевской комиссии утверждали, что Русский отдел значительно содействовал успеху выставки. Француз де Валон писал: «Я не знаю России. Хотя во Франции, благодаря Богу, уже не представляют себе подданных Императора Николая I суровыми дикарями. Контраст слишком силен между воспоминаниями о веке Петра Великого и этою цивилизацией, утонченною, изящною, чрезвычайною. На России осталось отражение Востока, что выразилось на выставке в ее вкусе к богатству и любви, например, к прекрасным шелковым тканям, кожам, шитыми золотом и серебром. Кроме бриллиантов, бирюзы, мраморных мозаик и драгоценных вещей, русские выставили мебель из малахита: столы, камины, огромные вазы. Мы, бедняки, счастливы, если у нас печатка или запонки из этого камня, а в России г-н Демидов может из него выстроить целый дворец!».

Так же на выставке показывали каменный мозаичный стол и шкаф работы Петергофской гранильной фабрики. Жюри выставки в своём решении записало: «… Мы не думаем, что столь трудные и так хорошо отделанные произведения были когда-либо исполнены со времён древних греков и римлян».

Примечательно, что наиболее восторженные и эмоциональные отклики получили именно уральские и, в частности, екатеринбургские мастера.

Особый интерес вызвали у участников Всемирной выставки такие изделия из камня как ваза из яшмы, изготовленная на Екатеринбургской гранильной фабрике (так называемая чаша с виноградной лозой), которая получила медаль первой Всемирной выставки. Сейчас эта великолепная ваза храниться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Источник

Всемирная выставка (1851)

какое здание было построено в лондоне для проведения великой выставке промышленных работ в 1851 году

какое здание было построено в лондоне для проведения великой выставке промышленных работ в 1851 году

Великая выставка промышленных работ всех народов (англ. The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations ), проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, стала вехой в истории промышленной революции. Из-за участия многих стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

Инициатива по проведению выставки принадлежит британскому союзу ремесленников (англ. Society of Arts ). Когда проект в 1849 году был представлен общественности, то резонанс среди британских промышленников и бизнесменов был положительным. Они видели в выставке идеальную платформу для поддержки всемирной свободной торговли.

При покровительстве принца Альберта организацией и руководством занимался Генри Коул и комитет из 24 человек, называемый «королевской комиссией» (англ. Royal Commission ). Его состав утверждался лично королевой, что придавало проекту государственный авторитет. Но финансированием проекта занимались организаторы. Даже полицейские, которые охраняли выставки, оплачивались ими.

какое здание было построено в лондоне для проведения великой выставке промышленных работ в 1851 году

какое здание было построено в лондоне для проведения великой выставке промышленных работ в 1851 году

Для проведения выставки был возведён Хрустальный дворец — гигантское здание из стекла и стали, предвозвестник современной архитектуры. Внутри дворца зрителям демонстрировали удивительные изобретения — такие, как прототип факс-машины и т. н. предсказатель бурь. Для привлечения публики демонстрировались и другие диковинки — например, знаменитый алмаз Кохинур. Также, были выставлены богатые охотничьи трофеи известного охотника и исследователя Южной Африки Роэлина Гордона-Камминга. Это была подлинная витрина Британской империи.

Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы, которые пошли на основание музеев Альбертополя. Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно.

В честь выставки был назван астероид (14) Ирена, открытый 19 мая 1851 г. английским астрономом Джоном Хиндом в Лондоне, Великобритания. Название было предложено английским астрономом Джоном Гершелем и было связано с тем, что Ирена является богиней мира.

Литература

1851 (Лондон) | 1855 (Париж) | 1862 (Лондон) | 1867 (Париж) | 1873 (Вена) | 1876 (Филадельфия) | 1878 (Париж) | 1886 (Мельбурн) | 1888 (Барселона) | 1889 (Париж) | 1893 (Чикаго) | 1897 (Брюссель) | 1900 (Париж) | 1904 (Сент-Луис) | 1905 (Льеж) | 1906 (Милан) | 1909 (Сиэтл) | 1910 (Брюссель) | 1913 (Гент) | 1915 (Сан-Франциско) | 1925 (Париж) | 1929 (Барселона) | 1933 (Чикаго) | 1935 (Брюссель) | 1937 (Париж) | 1939 (Нью-Йорк) | 1958 (Брюссель) | 1962 (Сиэтл) | 1964 (Нью-Йорк) | 1967 (Монреаль) | 1968 (Сан-Антонио) | 1970 (Осака) | 1974 (Спокан) | 1975 (Окинава) | 1982 (Ноксвиль) | 1984 (Новый Орлеан) | 1985 (Цукуба) | 1986 (Ванкувер) | 1988 (Брисбен) | 1992 (Севилья) | 1992 (Генуя) | 1993 (Тэджон) | 1998 (Лиссабон) | 2000 (Ганновер) | 2004 (Сена-Сен-Дени), отменена | 2005 (Нагакуте) | 2008 (Сарагоса) | 2010 (Шанхай) | 2012 (Йосу) | 2015 (Милан) | 2020

Лондиниум • Англосаксонский Лондон • Средневековый Лондон • Лондон при Тюдорах • Лондон при Стюартах • Лондон XVIII века • Лондон XIX века • Лондон XX века • Блиц • Лондон XXI века

Источник

Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона

Первая всемирная промышленная выставка, получившая название «великая», состоялась в Англии в 1851 году. Ан­глия в тот период была ведущей в промышленной револю­ции и самой мощной в экономическом отношении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом «Пусть все народы работают совместно над вели­ким делом совершенствования человека». Ее организато­рами были принц-консорт Альберти художник-приклад­ник сэр Генри Кольм.

В первой всемирной выставке приняли участие 32 страны. За шесть месяцев работы ее посетили свыше 6 млн. чело­век.

На проект павильона был объявлен архитектурный кон­курс. Из 245 работ жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном. Его опыт конструиро­вания оранжерей из стекла и металла и был использован им при возведении Хрустального дворца.

Дворец промышленности и башня Эйфеля на всемирной выставке в Париже 1889 г.

После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке (1853), Вене (1873), Сиднее (1879), Мельбурне (1880). Со второй половины XIX в. крупнейшим выставочным цен­тром становится Париж. Первая выставка здесь состоя­лась в 1855 г., за ней последовала выставка 1867 г., затем выставки 1878, 1889, 1900 гг.

Эифелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала глав­ным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры. Дерзновенная мысль создания трехсотметрового триум­фального сооружения, превышавшего в то время все вы­сотные сооружения мира, была встречена многими деяте­лями культуры отрицательно. Даже сам Эйфель вначале опасался оскорбить господствующий общественный вкус возведением бескомпромиссно обнаженной конструкции в самом сердце Парижа.

Башня была возведена за 26 месяцев. Исключительными были не только темпы строительства, но и его методы. Все элементы металлической конструкции изготовлялись на заводе и затем монтировались на месте. Прогресс, достигнутый за прошедшие с 1878-1889 гг, был настолько фантастичным, что посетители приходили в восторг от смелости конструкции Дворца машин и Эйфелевой башни. Значение этих сооружений остается непрев­зойденным.

Всемирные промышленные выставки сыграли значитель­ную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выс­тавках технические изделия, подобно произведениям ис­кусства, впервые были представлены на всеобщее обо­зрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышлен­ных изделий. В угоду запросам обывателя, а также вслед­ствие инерции мышления самих художников, первые про­мышленные изделия имитировали старые формы ручной работы с обильным украшением декором. Однако собран­ные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безнадежно дурной вкус. В резуль­тате чего необходимость поиска нового формообразова­ния, основанного на иных эстетических принципах, отве­чающего особенностям технологии машинного производ­ства, стала очевидной.

Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX в.

Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Фун­кциональностью и экономичностью производимой продук­ции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь заее эстетический вид. До конца не понимая сути формо­образования в условиях машинных технологий, пришед­шие в промышленность архитекторы, инженеры и худож­ники несли свои традиционные методы работы и свои се­мантические образы.

Опытный образец зачастую представлял собой «функцио­нальную модель» и, являясь как бы промежуточной ста­дией, подразумевает последующую работу художника-дизайнера. Такое формообразование для «внутреннего пользования» находится вне коммерческого спроса, а по­этому и не зависит от моды.

Для таких кустарно изготовленных опытных экземпляров характерны некоторая брутальность, угловатость форм. Однако в таких рукотворных «инженерных» формах, не всегда логичных с позиций машинных технологий, есть своя красота, красота правды, особой простоты и некоторой наивности. Это рациональное «инженерное» направление в формообразовании на рубеже XIX-XX вв. было затем под­хвачено художниками и дизайнерами, превратившись в стиль «функционализм», оказавший решающее влияние на все формообразование в дизайне XX века. На непрофесси­ональном уровне «инженерный стиль» существует до сих пор.

Инженерный стиль

относится прежде всего к опытным лабораторным образ­цам, «поисковым» разработкам различных вновь создавае­мых предметов и механизмов (станков, рабочих инстру­ментов, различных технических устройств). Они создава­лись вне коммерческого спроса, поэтому их формы не зави­сели от моды. При изготовлении таких изделий авторы решали, как правило, сугубо утилитарно-функциональные задачи; вопросы эстетики внешнего вида эргономики, тех­нологии тиражирования и многие другие либо отодвига­лись на второй план, либо не ставились вообще. В таких брутальных, угловатых, подчиненных строгой логике фун­кции и конструкции «инженерных» формах была своя кра­сота, красота правды и простоты. Во многом благодаря этому утилитарный инженерный стиль перерос затем в функционализм, оказавший решающее влияние на все фор­мообразование в дизайне. На непрофессиональном уровне он существует до сих пор.

Архитектурный стиль

использовался на начальном этапе индустриального фор­мообразования для крупных, тяжеловесных, под стать ар­хитектурным, форм: механизмов, мебели, транспортных средств. Ордерные системы, трехчастное построение ком­позиции, начиная с массивных баз и пьедесталов и закан­чивая ажурными карнизами, полками, капителями и прочи­ми архитектурными элементами. Хороший для монументаль­ных статичных архитектурных объемов, такой стиль, од­нако, не всегда отвечал условиям эксплуатации таких ди­намических элементов предметной среды, как механичес­кие станки, транспорт.

Построенный на стройной системе композиционных при­емов и канонов, «архитектурный стиль» повлиял на обще­художественное развитие инженеров и дизайнеров, од­нако механическое копирование монументальных архитек­турных форм в индустриальном формообразовании оказа­лось бесперспективным.

Украшение индустриально выпускаемых изделий было осо­бенно распространенным на начальной стадии промышлен­ного формообразования для продукции массового потреб­ления, при которых вопросы коммерческого внешнего вида изделий играли особое значение.

Приглашаемые на предприятия художники в целях повы­шения эстетических качеств выпускаемых изделий, не по­нимая сути индустриального формообразования, занима­лись стайлингом внешней формы. В большинстве случаев, вследствие стереотипов мышления как разработчиков, так и потребителей, отсутствия аналогов, такой стайлинг сво­дился к примитивному украшательству, имитации трудо­емкого ручного труда. Пущенные в тираж разукрашенные изделия не только показали дурной вкус с эстетической точки зрения, но и привели в итоге к неоправданному удо­рожанию продукции.

Источник

Какое здание было построено в лондоне для проведения великой выставке промышленных работ в 1851 году

ПЕРВЫЕ ВСЕМИРНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ
ВЫСТАВКИ В ЛОНДОНЕ

Первая всемирная промышленная выставка открылась в Лондоне в 1851 г. В 1862 г. там же приняла своих первых посетителей третья всемирная промышленная выставка. В 1855 г. состоялась вторая всемирная выставка в Париже, которая оставила в истории менее заметный след, чем первая и третья. В обоих лондонских выставках принимала участие Россия. Участником выставки 1885 г. в Париже Россия не была.

Интерес к всемирным промышленным выставкам в Лондоне 1851 и 1862 гг. понятен: первые всемирные промышленные (или, как их иногда называют, торгово-промышленные) выставки положили начало традиции периодического проведения международных смотров достижений хозяйства, которая сохранялась и поныне [1].

Почему именно в Англии состоялась первая промышленная выставка?

В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира. Страна занимала первое место в мировой торговле. К 1850 г. объем экспорта из Англии увеличился в 3 раза по сравнению сего уровнем в начале века [2]. На всех рынках мира дешевые по сравнению с изделиями других государств товары из Англии имели большой спрос. Они буквально наводнили рынки Европы, Азии и Америки, успешно вытесняя продукцию других стран, так как их техническое превосходство было очевидно. Процветание промышленности в Англии усилилось вследствие того, что к середине XIX в. англичанам стали доступны голландские колонии, а также благодаря широкой возможности использования новых коммуникационных линий на Тихом океане.

Законодательство о свободной торговле, принятое в начале XIX в., подготовило путь для превращения Англии в «мастерскую мира». Оно создало благоприятные условия для буржуазии, заинтересованной в вывозе товаров, завоевании все новых колоний и рынков сбыта. Политика буржуазии пользовалась полной поддержкой правительства и была надежно защищена самым сильным в мире британским флотом. Небывалый рассвет промышленности, который обычно приписывали влиянию одной только свободы торговли, был в гораздо большей степени вызван колоссальным развитием железных дорог и океанского пароходства [3].

Одним из факторов, способствовавших процветанию промышленности Англии стала первая промышленная выставка в Лондоне в 1851 г., которую ее современники называли всемирным конгрессом продуктов и производителей.

С самого начала возникновения идеи о выставке в Британии к ней относились как к важнейшему, незаурядному событию. И до сих пор английские авторы, затрагивающие проблемы первой всемирной промышленной выставки, обычно называют ее великой. И вполне закономерно. Одним из инициаторов проведения выставки был Г. Коул (1808-1882), видный государственный деятель, предприниматель и дизайнер. Санкционировал проведение этого грандиозного мероприятия принц Альберт, супруг английской королевы Виктории [4]. Он сумел убедить королеву и внушить ей такой же интерес к совершенно новому в то время предприятию.

Примерно за год до открытия выставки, в марте 1850 г. был объявлен конкурс на лучший проект выставочного павильона. К намеченному сроку архитекторами разных стран было представлено 245 проектов. Но ни один из них не прошел по условиям конкурса. Все они были решены в старом, академическом духе и были отвергнуты.

Для всемирной выставки, как подметил видный русский историк искусств В.В. Стасов, где должны были явиться перед глазами всех, в первый раз на свете, образцы творчества и производства всех народов мира, еще небывалого, потребно было и помещение небывалое [5]. Условия конкурса предъявляли еще одно требование, гласившее, что здание должно отличаться «такой особенностью, которая отражала бы современный уровень развития строительной техники в Англии» [6]

Английский писатель У. Теккерей назвал здание «дворцом для сказочного принца» [7] Он написал лирическую оду о Хрустальном дворце в связи с открытием выставки 1851 г. Многие из очевидцев воспринимали Хрустальный дворец как главный экспонат выставки. Лорд Маколей назвал его «самым великолепным зрелищем». Журнал «Панч» окрестил дворец викторианской гордостью и чудом.

Здание всемирной выставки 1851 г. в Лондоне и после его переноса на новое место [9] было образцом из всех значительнейших созданий всемирной архитектуры [10]. Современники свидетельствовали, что дворец стал замечательным достижением строительной техники. Все это позволило специалистам в области архитектуры поставить Хрустальный дворец в один ряд с выдающимися памятниками архитектуры, такими, как Пантеон и храм св. Софии.

Первая всемирная промышленная выставка оказала влияние и на многие процессы социально-экономического развития мира и, прежде всего, Англии. Многие историки высказали мысль о том, что устройство всемирных торгово-промышленных выставок способствовало установлению мира между всеми странами и народами. Французский историк Луи Блан писал: «Выставка 1851 года породила много надежд, которые потом не осуществились, или осуществились только отчасти. Соприкосновение, в какое выставка поставила между собой различные народы, прошло не совсем бесследно, и последствия ее в этом отношении очень важны» [12].

В связи с началом Крымской войны (1854-1856) Дж. Тревельян отмечал, что английскому народу наскучил мир, несмотря на прилив пацифистских разговоров, которым он предался тремя годами ранее, во время Всемирной выставки [13]. Однако влияние всемирной выставки 1851 г. на созревание и распространение идеи достижения мира во всем мире, конечно, имело место.

Проведение первой всемирной промышленной выставки повлияло и на совершенствование народного образования в Англии. Итоги выставки заставили британское правительство проявить заботу о распространении среди населения технических знаний и навыков, а также знаний в области художественно-промышленного образования [15]. В 1853 г. правительству был представлен билль об образовании. Среди мер, содержащихся в нем, были предложения о совершенствовании технического и научного образования, появление которых побудила всемирная выставка 1851 г. В частности, местным властям небольших городов с населением 5 тыс. человек и более разрешалось взимать местный налог на цели образования [16]. С 1861 в Англии стала действовать новая система распространения государственной субсидии, выделяемой на цели школьного образования. Согласно этой системе каждая школа получала ту или иную сумму в зависимости от результатов экзамена, который держали все ее ученики [17].

Разумеется, то были лишь первые шаги в развитии научно-технического образования трудовых слоев народа, предпринятые в период промышленного расцвета. И сделаны они были под давлением объективных потребностей общества, которое, активно внедряя новую технику и технологию в различных отраслях промышленности, не могло обойтись без образованных рабочих кадров. Повсеместное развитие элементарного народного образования в стране произошло лишь в 1870 г., когда был принят закон об образовании [18].

Выставка дала импульс делу подготовки специалистов в области прикладного искусства. По инициативе английских художников, архитекторов, олицетворявших движение искусств и ремесел, и сотрудничавшего с ними во время Выставки 1851 г. немецкого зодчего Г. Земпера была создана система обучения мастеров дизайна и архитекторов на базе специальных художественных музеев. Одним из достижений этого движения явилось создание такого музея в 1857 г. в Южном Кенсингтоне (Лондон) и связанной с ним школы проектирования (дизайна). Впоследствии она стала главным центром формирования молодых дизайнеров в стране. На основе Южнокенсингтонского музея и школы при нем позднее возникли Музей Виктории и Альберта (так именуется с 1899 г.) и Королевский колледж искусства, успешно продолживший подготовку кадров прикладного искусства на более высоком уровне.

По производству машин Англия занимала тогда первое место в мире. Более того, в ту пору она была в мире основным поставщиком машин, многие британские фирмы снискали себе хорошую репутацию. Покупатели, как правило, отмечали высокие качества и прочность их станков и машин, наличие специальных конструктивных приспособлений. Большое внимание посетителей привлекали машины, показанные в действии. Выставка заявила человечеству о том, что мир вступил в век изделий из металла и машин.

Широко были представлены и роскошные ювелирные изделия, и огромные вазы из яшмы, и потоки сукна и кружев, и мебель самых различных стилей и даже целые дворики, построенные в подражание архитектуре разных эпох (например, «средневековый дворик»). Император Австрии Франц-Иосиф прислал в подарок королеве Виктории огромный книжный шкаф, который был украшен искусной резьбой, что напоминало фасад средневекового собора. Подарок императора также экспонировался в Хрустальном дворце.

Почти все первые премии достались англичанам. Первая всемирная выставка стала рекламой английских товаров, заметно повлияла на развитие торговли: в ходе ее было заключено много контрактов на поставки английской продукции [22]. Выставка 1851 г. продемонстрировала бурное развитие британской промышленности и возвестила о наступлении эры британского владычества на значительной части планеты. Не будет преувеличением сказать, что Выставка свидетельствовала о бурном преобразовании всего британского общества. Это стало результатом промышленного переворота, начавшегося в Англии во второй половине XVIII в.

Выставку посетило более 6 млн. человек. Доходы превысили расходы, которые пошли на ее устройство, почти вдвое.

Однако даже во время выставки в среде британских либеральных авторов и изданий раздавались голоса, которые обращали внимание на тяжелое положение огромной армии людей труда, создающих все эти превосходные товары и изделия. Либеральный историк Дж.М. Тревельян отмечал, что, когда весь мир приходил на всемирную выставку восхищаться богатством, прогрессом и просвещением Англии, полезно было бы сделать «выставку» тех жилищ, в которых ютилась беднота, чтобы показать восхищенным иностранным посетителям некоторые из опасностей, которые преграждали путь столь громко восхваляемой викторианской эпохе [24].

Всемирная промышленная выставка 1862 г. в Лондоне оставила не столь заметный след, как выставка 1851 г. Но и к этой выставке внимание мировой общественности было значительным.

В конце 50-х гг. XIX в. в Англии был подъем экономики, активизировалась экономическая деятельность тред-юнионов и кооператоров, наблюдалось затухание классовой борьбы. Однако развитие социально-экономических процессов в обществе не проходило гладко. Британскую промышленность поразил экономический кризис 1857-1858 гг., который приобрел характер всемирного. В 1861-1862 гг. наступила глубокая депрессия. Это произошло в дни выставки 1862 г. Вот свидетельство современника, написанное в день ее открытия: «Дела очень плохи. Манчестер совсем в крайности. Ланкашир совсем изнемогает. Надо же так, чтобы праздник промышленности праздновался именно в тот самый час, когда промышленность выносит тяжкий кризис» [25]. Гражданская война в США, начавшаяся в 1861 г., привела к приостановлению поступления американского хлопка в Англию. Это вызвало массовые закрытия хлопчатобумажных фабрик.

Английские правящие круги сделали все, чтобы, как и было намечено, открыть 1 мая 1862 года вторую в Лондоне (третью по счету) всемирную промышленную выставку, которая действовала до ноября того же года. На выставке было представлено 29800 экспонатов, а число посетителей составило 6 млн. 211 тыс. человек. И это по тому времени очень значительное число, если учесть, что в Лондоне тогда насчитывалось 2800000 жителей.

Готовясь к выставке 1862 г., английская буржуазия стремилась перещеголять всех. Был построен новый дворец для всемирной выставки в Южном Кенсингтоне, расположенный рядом с Гайд-парком. Здание возвели за 12 месяцев, стоило оно более двух с половиной миллионов фунтов стерлингов [27]. Автором проекта был капитан Ф. Фоук, который пользовался расположением принца Альберта. Дворец выставки обладал удивительной притягательной силой, им гордился Южный Кенсингтон [28]. Неслучайно устроители выставки надеялись, что она будет блистательной. Поэт А. Теннисон написал стихи на открытие выставки, а композитор С. Беннет положил эти стихи на музыку.

Промышленность Англии и других ведущих стран мира продолжала развиваться, оплодотворенная новыми научно-техническими открытиями. В тот период появился и воздухонагревательный аппарат для горячего дутья в доменных печах, созданный Э. Каупером, получила распространение конструкция парового молота, предложенная Д. Нэсмитом и ряд других изобретений [29]. С 1860 г. становится промышленным изделием двигатель на газовом топливе. В 1861 г. был изобретен универсальный фрезерный станок.

В США в 50-60-е годы появились идеальные условия для механизации полевых работ в сельском хозяйстве. С. Маккормиком изобретена современная жатка. Она снизила затраты труда на одну треть. Не очень сложная переделка жатки породила сенокосилку, которая распространилась в США в 1856 г. [30] Там появились и другие автоматизированные уборочные машины.

На лондонской выставке 1862 г. также впервые осуществлен смотр произведений искусства за последние сто лет. Современники отмечали, что среди экспонатов этой выставки преобладали картины, скульптуры и иные художественные изделия. Большое внимание привлекала в высшей степени изящная мебель, особенно небольших габаритов из черного дерева в стиле Ренессанс, выдвижные ящики которой отделаны слоновой костью.

С большим успехом экспонировались здесь и статуя Венеры в исполнении знаменитого английского скульптора Джибсона и прекрасные картины известного художника Великобритании Тэрнера. В целом, как писал Луи Блан, английская школа искусства предстала на выставке 1862 г. с величественным блеском [31].

Среди английских экспонатов выставки, отмеченных медалями была и фирма «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°», которая демонстрировала цветное стекло, декорированную мебель и вышитые изделия. Возглавлял фирму 28-летний художник и поэт У. Моррис, позднее получивший известность в Англии и за рубежом и как теоретик искусства, писатель-утопист, видный деятель социалистического движения [32].

Наград удостоилось немало французских экспонентов. Почетные места здесь заняли также ряд представителей России, Австрии и других стран.

Более 100 лет отделяет нас от первых всемирных промышленных выставок. С тех пор их состоялось более сорока. Они сыграли прогрессивную роль в развитии и укреплении международных отношений в области обмена опытом производства промышленной продукции и новых технологий в показе лучших произведений искусства, а также в развитии торговли между государствами. Выставки способствовали и ускорению научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, в переработке продукции сельского хозяйства, других отраслях экономики, оказали существенное позитивное воздействие на ускорение объективного процесса научно-технических открытий и изобретений, на активное внедрение их в производство.

Русский поэт и очеркист М.И. Михайлов, посетивший в 1859 г. Лондон, под впечатлением увиденного Хрустального дворца и других новейших достижений в промышленности и строительстве Англии и отдавая дань способностям английского народа назвал XIX столетие «наш прославленный положительностью век» [33].

Проведение всемирных торгово-промышленных выставок и ныне способствует развитию тенденций всестороннего сотрудничества государств, являет собой пример налаживания конструктивного взаимодействия стран и народов в масштабах всей планеты.

1. См.: Павлов К.А. Международные ярмарки и выставки. М., 1962, с. 12-13.

2. Аллен Дж.С. Отрасли Британской промышленности и их организация. М., 1961, с. 28.

3. Гиббинс Б., Сатурин Д. История современной Англии. СПб., 1901, с. 42-43.

4. «В мире науки» (1984, № 12, с. 69, 70).

5. Стасов В.В. Избранные сочинения, т. 3, М., 1952, с. 500.

6. «В мире науки», 1984, № 12, с. 69, 70.

8. Блан Луи. Письма об Англии, т. 2, СПб., 1866, с. 70.

10. Стасов В.В. Указ. соч., с. 501.

11. Стасов В.В. Указ. соч., с. 502.

12. Блан Луи. Указ. соч., с. 31.

13. Тревельян Дж. Указ. соч., с. 547.

14. Стасов В.В. Указ. соч., с. 500.

15. Мижуев П.Г. Политическая история Англии в XIX веке. СПб., б/г., с. 189.

16. Simon Brian. The two Nations and Educational Structure (1780-1870). London, 1981, p. 346.

17. Гиббинс Б., Сатурин Д. Указ. соч., с. 124. Новой системой образования в Англии интересовались
передовые умы России. В 1861 г. с целью ее изучения в эту страну выезжал Л. Толстой.

19. Блан Луи. Указ. соч., с. 21; Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии (1815-1917 гг.), М., 1959, с. 80.

20. Блан Луи. Указ. соч., с. 21.

21. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии, М., 1963, с. 132.

22. Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии (1815-1917 гг.), с. 80.

23. Гиббинс Б., Сатурин Д. Указ. соч., с. 56.

24. Тревельян Дж. М. Указ. соч., с. 531.

25. Ерофеев Н.А. Очерки истории Англии (1815-1917 гг.), с. 97.

26. Блан Луи. Указ. соч., с. 67.

29. Лилли С. Люди, машины и история. М., 1970, с. 179. В викторианский век выдающиеся инженеры вроде Нэсмита, Брунеля, Тэлфорда становились национальными героями. Многие из них стали и предпринимателями. См. Сэмпсон А. Указ. соч., с. 277.

30. Лилли С., с. 166-167.

31. Блан Луи. Указ. соч., с. 73, 75, 77.

33. Михайлов М.И. Лондонские заметки в кн. «Русские очерки», т. 1, М., 1956, с. 478.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *