какое выражение верно для синхронного двигателя

Тест по теме: Синхронные двигатели

1)Синхронизм синхронного генератора, работающего в энергосистеме невозможен, если

a) Вращающий момент турбины больше амплитуды электромагнитного момента;
b) Вращающий момент турбины меньше амплитуды электромагнитного момента;
c) Всегда возможен.
d) Эти моменты равны

2) С какой целью на роторе синхронного двигателя иногда размещают дополнительную короткозамкнутую
обмотку?

a) Для увеличения к.п.д.
b) Для регулирования скорости вращения.
c) Для раскручивания ротора при запуске.
d) Для увеличения вращающего момента.

3)Каким должен быть зазор между ротором и статором синхронного генератора для обеспечения синусоидальной формы индуцируемой ЭДС?

a) Увеличивающимся от середины к краям полюсного наконечника.
b) Уменьшающимся от середины к краям полюсного наконечника.
c) Волнистым.
d) Строго одинаковым по всей окружности ротора

4)К какому источнику электрической энергии подключается обмотка статора синхронного двигателя?

a) К источнику постоянного тока.
b) К источнику однофазного переменного тока.
c) К источнику двухфазного переменного тока.
d) К источнику трехфазного тока

5)В качестве каких устройств используются синхронные машины?

a) Двигатели.
b) Генераторы.
c) Синхронные компенсаторы.
d) Всех перечисленных

a) 250 Гц. b) 50 Гц. c) 5 Гц. d) 500 Гц.

7)При работе синхронной машины в режиме двигателя электромагнитный момент является

a) Вращающим.
b) Нулевым.
c) Тормозящим.
d) Ускоряющим

8)Включение синхронного генератора в энергосистему производится:

a) В режиме холостого хода.
b) В режиме короткого замыкания..
c) В рабочем режиме.
d) В режиме возбуждения

9)Каким образом возможно изменять в широких пределах коэффициент мощности синхронного двигателя?

a) Воздействуя на ток в обмотке статора двигателя.
b) Воздействуя на ток возбуждения двигателя.
c) Меняя напряжение сети.
d) Это сделать невозможно

10)Для включения генератора в сеть необходимо одно из условий:

a) Разное чередование фаз в сети и генераторе.
b) Большая мощность генератора.
c) Одинаковое чередование фаз в сети и генераторе.
d) Разность частот эдс генератора и напряжения сети;

Источник

Синхронный двигатель

Принцип действия синхронного двигателя.

Так как синхронная машина обладает свойством обратимости, конструкция двигателя практически не отличается от конструкции синхронного генератора. Однако взаимодействие элементов теперь отвечает принципу действия двигателя.

Электрическая активная мощность Р потребляется из сети, в результате чего по обмоткам статора протекает токкакое выражение верно для синхронного двигателя. Токкакое выражение верно для синхронного двигателя, как и в генераторе, создаёт МДС Fст, а она – потоки Фd и Фр,я, наводящие в обмотке статора ЭДС какое выражение верно для синхронного двигателяи какое выражение верно для синхронного двигателя.

По обмотке ротора протекает ток возбуждения Iв, её МДС Fв создаёт магнитный поток ротора Ф0. Вращаясь вместе с ротором, поток Ф0 в соответствии с законом электромагнитной индукции (ЭМИ) индуцирует в обмотке статора ЭДС какое выражение верно для синхронного двигателя, которая направлена против напряжения сети какое выражение верно для синхронного двигателя. Сумма ЭДС какое выражение верно для синхронного двигателя с учётом падения напряжения на активном сопротивлении обмотки статора какое выражение верно для синхронного двигателяуравновешивает напряжение сети какое выражение верно для синхронного двигателя. Магнитные потоки Ф0, Фd и Фр,я образуют результирующий магнитный поток двигателя Фрез.

Вал двигателя сцеплён с валом рабочей машины РМ (например, со шпинделем металлорежущего станка), потребляющей механическую энергию и создающей момент сопротивления Мс. В результате действия тормозящего момента Мс полюсы ротора отстают от полюсов результирующего поля статора (см. рис. 4.6).

В двигательном режиме результирующий магнитный поток двигателя Фрез является ведущим; вращаясь, он увлекает за собой ротор, создавая вращающий момент М двигателя, преодолевающий тормозной момент Мс механической нагрузки.

Уравнение второго закона Кирхгофа для обмотки статора.

В двигательном режиме синхронная машина потребляет из сети токкакое выражение верно для синхронного двигателя, который направлен навстречу ЭДС какое выражение верно для синхронного двигателя (рис.4.14,а).

Уравнение, записанное по второму закону Кирхгофа для фазы обмотки статора

какое выражение верно для синхронного двигателя, (4.4)

показывает, что противо-ЭДС какое выражение верно для синхронного двигателя и индуктивное падение напряжения jXсинкакое выражение верно для синхронного двигателя уравновешивают напряжение сети какое выражение верно для синхронного двигателя(предполагается, что
какое выражение верно для синхронного двигателя=0).

какое выражение верно для синхронного двигателя

Векторная диаграмма синхронного двигателя.

Векторная диаграмма построена по уравнению (4.4) на рис. 4.14, б. В результате действия механической нагрузки Мс ось магнитного потока ротора Ф0 отстает на угол какое выражение верно для синхронного двигателя от оси результирующего магнитного потока Фрез. Поэтому в двигательном режиме вектор ЭДСкакое выражение верно для синхронного двигателя отстает по фазе на угол какое выражение верно для синхронного двигателя от вектора напряжения сети какое выражение верно для синхронного двигателя. Сопоставление векторных диаграмм синхронного двигателя (рис. 4.14,б) и синхронного генератора (см. рис. 4.13) показывает, что угол какое выражение верно для синхронного двигателя меняет свой знак. При построении векторной диаграммы двигателя вектор какое выражение верно для синхронного двигателя принимается за исходный.

Вектор тока какое выражение верно для синхронного двигателя отстает по фазе на 90° от вектора jXсинкакое выражение верно для синхронного двигателя.

Мощность и вращающий момент синхронного двигателя.

Если пренебречь потерями, которые относительно малы, то активная потребляемая мощность равна электромагнитной мощности, т. е. мощности, передаваемой магнитным полем из статора в роторкакое выражение верно для синхронного двигателя, где какое выражение верно для синхронного двигателя— угол сдвига фаз между током и ЭДС.

Из треугольников Оса и асb векторной диаграммы на рис. 14.14, б следует, что отрезок какое выражение верно для синхронного двигателя , где какое выражение верно для синхронного двигателя—масштабный коэффициент. Подставляя значение IcosΨ в выражение для Рэм, получаем для механической мощности на валу двигателя
какое выражение верно для синхронного двигателя.

Механический момент на валу двигателя
какое выражение верно для синхронного двигателя,

где какое выражение верно для синхронного двигателя — угловая скорость ротора; Мтах = какое выражение верно для синхронного двигателя — максимальный момент, развиваемый двигателем. При постоянном напряжении сети Uc максимальный момент двигателя зависит только от ЭДС Е0, т.е. от тока возбуждения ротора Iв.

Угловая и механическая характеристики.

Аналогичные явления происходят и в генераторном режиме. Выход («выпадение») машины из синхронизма – явление недопустимое, оно может привести к тяжёлой тобы в номинальном режиме угол нагрузкикакое выражение верно для синхронного двигателякакое выражение верно для синхронного двигателя и запас по моменту и активной маварии в электрической сети. Поэтому синхронные машины проектируются так, чощности составлял не менее 1,65.

Механической характеристикой синхронного двигателя называется зависимость частоты вращения от момента двигателя. В синхронном двигателе частота вращения ротора постоянна и от нагрузки не зависит. Поэтому механическая характеристика n(M) (рис. 4.18) – прямая, параллельная оси абсцисс.

Регулирование коэффициента мощности синхронного двигателя.

Если в этих условиях изменять ток возбуждения, ЭДС обмоток статоракакое выражение верно для синхронного двигателяи какое выражение верно для синхронного двигателя изменяются так, что активная составляющая тока Icosφ и составляющая ЭДС какое выражение верно для синхронного двигателя остаются неизменными (рис. 14.17).

При изменении тока возбуждения векторкакое выражение верно для синхронного двигателяскользит вдоль прямой ab, изменяются положение вектора jXсинкакое выражение верно для синхронного двигателя и угол φ сдвига фаз между токомкакое выражение верно для синхронного двигателяи напряжением сети какое выражение верно для синхронного двигателя, а, вследствие того, чтокакое выражение верно для синхронного двигателя, конец вектора токакакое выражение верно для синхронного двигателяскользит по прямой cd.

Когда ток возбуждения двигателя мал (недовозбуждение), какое выражение верно для синхронного двигателя=какое выражение верно для синхронного двигателя, ток какое выражение верно для синхронного двигателяотстаёт по фазе какое выражение верно для синхронного двигателя от какое выражение верно для синхронного двигателя и двигатель потребляет реактивную мощность. При некотором, относительно большом токе возбуждения какое выражение верно для синхронного двигателя=какое выражение верно для синхронного двигателякакое выражение верно для синхронного двигателяи ток какое выражение верно для синхронного двигателя является чисто активным.

Наоборот, при перевозбуждении какое выражение верно для синхронного двигателяи вектор тока какое выражение верно для синхронного двигателяопережает по фазе вектор напряжения какое выражение верно для синхронного двигателя, какое выражение верно для синхронного двигателя, ток, потребляемый двигателем из сети, имеет ёмкостную составляющую. Последнее весьма ценно, поскольку ёмкостный ток компенсирует индуктивные токи, потребляемые из сети другими потребителями (асинхронными двигателями, различного рода катушками и т.п.), и тем самым улучшается cosφ всей сети. Обычно синхронные двигатели работают с перевозбуждением при какое выражение верно для синхронного двигателя.

U – образные характеристики.

При уменьшении тока возбуждения Iв уменьшается ЭДС Е0 и угол какое выражение верно для синхронного двигателя увеличивается какое выражение верно для синхронного двигателя (рис.4.17).

Штриховая кривая АВ на рис. 4.18 представляет собой границу устойчивости, на которой какое выражение верно для синхронного двигателя=90°.

Наиболее экономичным для самого синхронного двигателя является режим работы с какое выражение верно для синхронного двигателя, так как двигатель развивает заданную механическую мощность при наименьшем, чисто активном токе статора.

какое выражение верно для синхронного двигателя

Рис. 4.17 и 4.18

Обычно в эксплуатации синхронный двигатель перевозбуждают с целью улучшения cosφ сети. Режим перевозбуждения выгоден и тем, что уменьшается уголкакое выражение верно для синхронного двигателя и возрастает перегрузочная способность двигателя. Вместе с этим следует учитывать, что обмотки статора двигателя рассчитаны на определённый ток какое выражение верно для синхронного двигателяс точки зрения нагрева. Поэтому, чем больше загрузка двигателя активным током Ia (определяющим механическую мощность и момент на валу), тем меньше возможности использования двигателя в качестве генератора реактивной (ёмкостной) мощности за счёт реактивной составляющей тока Ip.

Синхронные компенсаторы.

Пуск синхронного двигателя.

Пуск синхронного двигателя сопряжён с трудностями. Если статорную обмотку включить в трёхфазную сеть, а обмотку возбуждения питать от источника постоянного напряжения Uв (рис. 4.19), то ротор не сдвинется с места – из-за инерционности ротора вращающееся поле статора не успевает сцепиться с неподвижным полем ротора.

Распространение получил так называемый асинхронный пуск синхронного двигателя. Для осуществления асинхронного пуска ротор синхронного двигателя снабжается специальной пусковой короткозамкнутой обмоткой из медных или алюминиевых стержней типа беличьей клетки асинхронного короткозамкнутого двигателя. Пуск двигателя осуществляют следующим образом (рис. 4.19).

какое выражение верно для синхронного двигателяВначале обмотка возбуждения синхронного двигателя замыкается на пусковой реостат Rп, сопротивление которого в 8 – 10 раз больше, чем сопротивление обмотки возбуждения (если оставить обмотку возбуждения разомкнутой, то в ней при пуске вращающимся полем статора будет наводиться значительная ЭДС, опасная для изоляции).

При включении обмотки статора на трёхфазное напряжение двигатель за счёт короткозамкнутой обмотки начинает работать как асинхронный. Когда частота вращения ротора двигателя достигает примерно 95% синхронной частоты вращения поля статора n0, пусковой реостат Rп отключают, а обмотку возбуждения ротора включают на постоянное напряжение Uв.

Так как теперь частота вращения поля статора отличается незначительно от частоты поля вращающегося ротора, полюсы полей статора и ротора вступают во взаимодействие, двигатель втягивается в синхронизм и начинает работать как синхронный.

В рабочем, т.е. в синхронном, режиме токи в пусковой короткозамкнутой обмотке не возникают и она в работе машины не участвует. Однако при кратковременных толчках механической нагрузки на валу в пусковой обмотке токи наводятся и создают момент, демпфирующий колебания ротора.

Преимущества, недостатки и применение синхронных двигателей.

Вместе с тем синхронный двигатель сложнее по конструкции, чем асинхронный той же мощности, и поэтому дороже. Синхронные двигатели должны иметь источник постоянного тока (специальный возбудитель или выпрямитель), пуск у них протекает сложнее, чем у асинхронных. Частотное регулирование является единственным способом регулирования угловой частоты вращения ротора синхронного двигателя.

Тем не менее, преимущества синхронных двигателей настолько велики, что при мощностях свыше 100 кВт их целесообразно применять всюду, где не требуется часто останавливать и пускать механизмы или регулировать их скорость. В настоящее время они применяются для привода преобразовательных агрегатов, компрессоров, насосов, вентиляторов, мельниц, дробилок, нерегулируемых прокатных станов и т.п.

Отечественная промышленность выпускает трёхфазные синхронные двигатели мощностью от 20 кВт до нескольких десятков тысяч киловатт при частотах вращения от 100 до 1000 об/мин в явнополюсном исполнении и при 1500, 3000 об/мин – в неявнополюсном, с различным исполнением по способу защиты от внешних воздействий (открытое, защищённое, закрытое и т.д.), с различным рабочим положением вала (горизонтальные, вертикальные) и с различными системами возбуждения: от генератора постоянного тока, расположенного на одном валу с двигателем, от тиристорных выпрямителей и т.д.

Источник

Что такое синхронный двигатель и как он работает?

В качестве устройства преобразования электрической энергии в механическую в промышленности и быту используется синхронный электродвигатель. В сравнении с другими типами электрических машин он получил меньшее распространение, но в отведенных сферах является незаменимым фаворитом. В чем особенность синхронных агрегатов и как их применяют на практике, мы рассмотрим в данной статье.

Устройство

Конструктивно синхронный электродвигатель состоит из неподвижного элемента, подвижной части, обмоток различного назначения, может комплектоваться коллекторным узлом. Далее рассмотрим каждую составляющую синхронного агрегата более детально на рабочем примере (рисунок 1).

Принцип работы

В основе работы синхронного электродвигателя лежит взаимодействие магнитного потока, генерируемого рабочими обмотками с постоянным магнитным потоком. Наиболее распространенной моделью синхронной электрической машины является вариант с рабочей обмоткой на статоре и обмоткой возбуждения на роторе.

какое выражение верно для синхронного двигателяРис. 2. Принцип действия синхронного электродвигателя

Как видите на рисунке 2 выше, в обмотку статора подается трехфазное напряжение из сети, которое формирует переменное магнитное поле. На обмотки ротора электродвигателя подано постоянное напряжение, которое индуцирует такой же постоянный магнитный поток у полюсов. Для наглядности рассмотрим процесс на упрощенной модели синхронного агрегата (рисунок 3).

какое выражение верно для синхронного двигателяРис. 3. Принцип формирования потоков в синхронной электрической машине

При подаче питания на фазные витки статора электродвигателя первый пик амплитуды тока и ЭДС взаимоиндукции приходиться на фазу A, затем B и фазу C.

На графике показана периодичность чередования кривых в зависимости от времени:

Оборот поля статора происходит в течении периода, а за счет того, что ротор обладает собственным электромагнитным усилием постоянным во времени, то он синхронно следует за движением переменного магнитного поля, вращаясь вокруг заданной оси. В результате такого вращения происходит синхронное движение ротора вслед за сменой амплитуды ЭДС в витках рабочих обмоток, за счет этого явления электродвигатель и получил название синхронного. Наличие отдельного питания отразилось и на схематическом обозначении таких электрических машин (рисунок 4) в соответствии с ГОСТ 2.722-68.

какое выражение верно для синхронного двигателяРис. 4. Схематическое обозначение синхронного электродвигателя

Отличие от асинхронного двигателя

Основным отличием синхронного электродвигателя от асинхронного заключается в принципе преобразования электрической энергии в механическое вращение. У синхронного электродвигателя процесс вращения ротора идентичен вращению рабочего электромагнитного поля, вырабатываемого трехфазной сетью. А вот у асинхронного рабочее поле самостоятельно наводит ЭДС в роторе, которая уже затем вырабатывает собственный поток взаимоиндукции и приводит вал во вращение. В результате чего асинхронные электрические машины получают разность во вращении рабочего поля и нагрузки на валу, что выражается физической величиной – скольжением.

В работе классические модели асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором:

В некоторой степени эти недостатки преодолевает асинхронный двигатель с фазным ротором, но в полной мере избавиться от недостатков получается лишь синхронному агрегату.

какое выражение верно для синхронного двигателяРис. 5. Отличие асинхронного от синхронного электродвигателя

Разновидности

В современной промышленности и бытовых приборах синхронные электродвигатели используются для решения самых разнообразных задач. Как результат, существенно разнятся и их конструктивные особенности. На практике выделяют несколько критериев, по которым разделяются виды синхронных агрегатов. В соответствии с ГОСТ 16264.2-85 могут подразделяться по таким техническим характеристикам:

В зависимости от способа получения поля ротора выделяют такие типы синхронных электродвигателей:

С реактивным ротором — конструкция выполнена таким образом, что в его сердечнике происходит преломление магнитных линий, приводящее всю конструкцию в движение (см. рисунок 7). Под воздействием силового поля поперечные и продольные составляющие в роторе не равны за счет чего пластины поворачиваются вслед за полем.

какое выражение верно для синхронного двигателяРис. 7. Пример реактивного ротора

В зависимости от наличия полюсов все синхронные электродвигатели можно подразделить на:

В зависимости от расположения рабочих обмоток различают прямые (на статоре) и обращенные (рабочие обмотки на роторе).

Режимы работы

Большинство электрических машин обладают обратимой функцией, не составляют исключения и синхронные агрегаты. Их также можно использовать в качестве электрического привода или в качестве генератора, вырабатывающего электроэнергию. Оба режима отличаются способом воздействия на электрическую машину – подачу напряжения на рабочие обмотки или приведение в движение ротора за счет механического усилия.

Генераторный режим

Для производства электроэнергии в сеть используются именно синхронные генераторы. В большинстве случаев для этой цели используются электрические машины с фазными обмотками на статоре, что существенно упрощает процесс съема мощности и дальнейшей передачи ее в сеть. Физически генерация происходит при воздействии электромагнитного поля обмотки возбуждения синхронного генератора с обмотками статора. Силовые линии поочередно пересекают фазные витки и наводят в них ЭДС взаимоиндукции, в результате чего на клеммных выводах возникает напряжение.

Частота получаемого напряжения напрямую зависит от скорости вращения вала и вычисляется по формуле:

где n – скорость вращения вала, измеряемая в оборотах за минуту, p – количество пар полюсов.

Синхронный компенсатор

В виду физических особенностей синхронного электродвигателя при холостом ходе аппарата он потребляет из сети реактивную мощность, что позволяет существенно улучшить cosφ системы, практически приближая его к 1.На практике режим синхронного компенсатора используется как для улучшения коэффициента мощности, так и для стабилизации параметров напряжения сети.

Двигательный режим

В синхронной машине двигательный режим осуществляется при подаче рабочего трехфазного напряжения на обмотки якоря. После чего электромагнитное поле якоря начинает толкать магнитное поле ротора, и вал приходит во вращение. Однако на практике двигательный режим осуществляется не так просто, так как мощные агрегаты не могут самостоятельно набрать необходимый ресурс скорости. Поэтому во время запуска используют специальные методы и схемы подключения.

Способы пуска и схемы подключения

Для запуска синхронного электродвигателя требуется дополнительное поле, независимое от воздействия сети. В то же время, на стартовом этапе запуск представляет собой асинхронный процесс, пока агрегат не достигнет синхронной скорости.

какое выражение верно для синхронного двигателяРис. 8. Схема пуска синхронного двигателя

При подаче напряжения на якорь возникает ток в его обмотках и генерация ЭДС в железе ротора, который обеспечивает асинхронное движение до того момента, пока не начнется питание обмоток возбуждения.

Еще одним распространенным вариантом пуска является использование дополнительных генераторов, которые могут располагаться на валу или устанавливаться отдельно. Такой метод обеспечивает дополнительное стартовое усилие за счет стороннего крутящего момента.

какое выражение верно для синхронного двигателяРис. 9. Генераторный способ пуска синхронного двигателя

Как видите на рисунке 9, начальное вращение мотора М осуществляется за счет генератора G, который призван вывести устройство на подсинхронную скорость. Затем генератор выводится из рабочей цепи путем размыкания контактов КМ или автоматически при установке рабочих характеристик. Дальнейшее поддержание синхронного режима происходит за счет подачи постоянного напряжения в обмотку возбуждения.

Помимо этого на практике используется схема пуска с полупроводниковыми преобразователями. На рисунке 10 приведен способ тиристорного преобразователя и с установкой вращающихся выпрямителей.

какое выражение верно для синхронного двигателяРис. 10. Тиристорная схема пуска синхронного двигателя

В первом случае запуск синхронного электродвигателя характеризуется нулевым напряжением от преобразователя UD. За счет ЭДС скольжения через стабилитроны VD осуществляется открытие тиристоров VS. В цепь обмотки возбуждения вводится резистор R, предназначенный для предотвращения пробоя изоляции. По мере разгона электродвигателя ЭДС скольжения пропорционально снизится и произойдет запирание стабилитронов VD, цепочка заблокируется, и обмотка возбуждения получит питание постоянным напряжением через UD.

Применение

Область применения синхронных электрических машин охватывает производство электрической энергии на электростанциях. По видам генераторы подразделяются на турбинные, дизельные и гидравлические, в зависимости от способа приведения их во вращение.

Также их используют в качестве электродвигателей, которые могут переносить существенные перегрузки в процессе эксплуатации. Такие двигатели устанавливаются на вентиляторах, компрессорах, силовых агрегатах и прочем оборудовании. Отдельная категория электродвигателей применяется в точном оборудовании, где важна синхронизация операций и процессов.

Преимущества и недостатки

К преимуществам такого электродвигателя следует отнести:

Среди недостатков синхронных электродвигателей выделяют:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *