какое время описано в анне карениной
«Анна Каренина»: краткое содержание и анализ произведения
«Анна Каренина», краткое содержание которой сводится к трагической истории любви, написана Толстым в 70-е годы XIX века. Но не только о семье и браке, счастье и любви стремился рассказать автор «Анны Карениной». Роман раскрывает проблемы цели и смысла жизни, дворянского сословия и простого народа. Поэтому и сегодня каждый читатель увидит что-то свое в произведении «Анна Каренина». Краткое содержание по главам с анализом романа представлено в статье.
«Анна Каренина»: краткое содержание
«Анна Каренина» — роман, который не оставляет равнодушным читателя, ведь его создал гениальный мастер слова — Толстой. «Анна Каренина» поражает тем, как глубоко и точно прорисованы образы, как мастерски изображены пейзажи и как реалистичен быт, и все это — прелестным художественно простым языком, доступным и приятным для чтения.
Каково же краткое содержание «Анны Карениной»? В масштабном произведении несколько сюжетных линий, каждая из которых по-своему раскрывает проблемы и отвечает на вопросы, заданные автором. В целом роман «Анна Каренина» кратко можно описать так:
«Анна Каренина»: начало истории
В московский дом Облонских приезжает сестра хозяина — Анна Аркадьевна Каренина. В семье ее брата, Степана Аркадьевича, царит разлад, так как князь изменил жене Долли с гувернанткой, в чем был уличен.
Искренне жалея супругу, жизнерадостный и беспечный брат Анны Карениной давно не хранит ей верность и не любит ее. С таким же равнодушием он относится к служебным обязанностям, что не мешает князю наслаждаться жизнью.
В это же время из деревни в город приезжает друг Стивы Константин Дмитриевич Левин. Он мечтает жениться на свояченице Облонского, княжне Кити Щербацкой, которую давно любит, но во взаимности которой не уверен. Более того, оказывается, что у Левина появился соперник — граф Алексей Вронский. Мечтая о последнем, Кити отказывает Константину.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
Что касается Вронского, то, встречая на вокзале мать, он впервые видит Анну. Встречу омрачает печальное обстоятельство — гибель вокзального сторожа под поездом. Анна отмечает это дурное предзнаменование, но жизнь идет своим чередом.
Анна уговаривает Долли простить Стиву, а затем отправляется на бал, куда приезжают все главные герои романа. Кити, которая восхищалась Анной, вдруг замечает ее беседу с Вронским и в отчаянии покидает праздник. Анна уезжает в Петербург, к своей семье, а Вронский решает следовать за ней. Левин, огорченный неудавшимся сватовством, возвращается в деревню.
«Анна Каренина»: развитие сюжета
Ищете краткое содержание? «Анна Каренина» — произведение интересное, а поэтому советую прочитать полностью.
Пересказывая роман кратко, стоит отметить такие события. Привычная жизнь, к которой вернулась Анна, разочаровывает ее. Она никогда не любила мужа Алексея, который был гораздо старше ее, а теперь и вовсе тяготится его обществом. Не спасает героиню и восьмилетний сын Сережа, который раньше был смыслом жизни. К тому же Вронский не оставляет Анну и всячески преследует ее, за что пару начинает осуждать свет.
Попытки Каренина удержать жену от рокового шага, равно как и стремление самой Анны удержать себя, не приносят успеха. Спустя год она уже ждет ребенка от Вронского, но не находит в себе сил расстаться с мужем.
Только после скачек, на которых Вронский не удерживается на лошади, Каренина открыто говорит мужу о своих чувствах и положении. После долгих раздумий тот решает оставить все как есть и отказывается от развода.
Паутина лжи опутывает всех троих:
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
Путешествие по Италии становится счастливым временем для пары. По крайней мере, Анна счастлива, а вот Вронский чувствует, что не может отказаться от прежней жизни.
Что касается сюжетной линии Левина и Кити, то первый долгое время остается в деревне, где старается найти общий язык с крестьянами, жить простой жизнью и слиться с природой. Но, узнав о тяжелой болезни возлюбленной и увидев ее саму, вновь вспоминает прежнюю любовь. На этот раз Кити отвечает согласием и венчается с Левиным.
«Анна Каренина»: краткий пересказ финала
Вернувшись в Петербург, Анна понимает, что общество ее отвергло: ее нигде не принимают, знакомые отказываются встречаться. Оскорбления света коснулись и Вронского, который также тяжело это переживает.
Тем временем Каренин наотрез отказывается дать жене развод, а та тайком приезжает к сыну и мучается от разлуки с ним. На этом фоне между Анной и Вронским то и дело вспыхивают ссоры и скандалы.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
А вот жизнь Анны с Вронским не складывается. Раздираемая противоречивыми чувствами, главная героиня то упрекает Вронского в том положении, в котором оказалась, то обращается к нему с нежностью и любовью. После очередной ссоры, когда Вронский уезжает, чтобы навестить мать, Анна отправляется за ним на вокзал и в порыве отчаяния бросается под поезд.
Дочь Анны берет на воспитание Каренин, а Вронский уезжает воевать в Сербию, мучаясь раскаянием.
«Анна Каренина»: анализ произведения
Чем интересно произведение «Анна Каренина»? Сюжет только на первый взгляд кажется простым, но постепенно становится понятно, как широк круг проблем, затронутых автором, и как многие из них актуальны и спустя полтора века.
«Анна Каренина»: чем вызван интерес читателей к роману
Действие романа происходит на сложном и обширном социальном фоне. Читатель знакомится с самыми разнообразными слоями русского общества прошедших лет:
Все это — герои «Анны Карениной».
Центральный сюжет «Анны Карениной» связан с дворянским обществом. Как великий реалист, Толстой показывает быт этого класса критически, со всеми недостатками. Часто видно противопоставление здоровой крестьянской жизни и развращенного высшего света.
Главной героиней становится представительница светского общества Анна Каренина. Женщина очаровательная и прелестная, она не только красива, ее душевный облик своеобразен и сложен, потому в ней и просыпается недовольство пустой жизнью в высшем свете.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
На фоне равнодушия к мужу встреча с Вронским пробуждает Анну. Жертвуя для него семьей и блестящим положением в обществе, она требует того же взамен. Постепенное охлаждение со стороны Вронского приводит Анну к мысли: «Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?» И она бросается под поезд.
Согласитесь, многие проблемы, раскрытые Львом Николаевичем Толстым, актуальны.
«Анна Каренина»: герои произведения
Глубина и тонкость описания персонажей — то, чем отличается «Анна Каренина». Герои произведения таковы:
Этот замечательный образ — цельная, непосредственная женщина, живущая чувством. Трагизм ее судьбы связан как с ее натурой, так и с условиями социальной среды, которая обрекает женщин на презрение общества и одиночество.
Блестящий представитель великосветской России своего времени. Граф, как молодой и обеспеченный аристократ, ведет соответствующий образ жизни: служит в гвардейском полку, тратит десятки тысяч рублей в год, его любят и уважают товарищи.
Но, встретив Анну, Вронский понимает, что уже не сможет жить как прежде — необходимо что-то менять. Он жертвует честолюбием, свободой, выходит в отставку, отрекается от светской среды и стремится найти иную форму жизни. Однако полного жизненного спокойствия и удовлетворения Вронский не находит.
Самоубийство Анны опустошает его, и в поисках смерти он отправляется воевать в Сербию. Таким образом, конфликт с высшим светом и его догмами становится для молодого графа причиной катастрофы в жизни.
Муж Анны показан как один из так называемых столпов высшего общества — дворян, он представитель бюрократии Москвы. Этот образ Толстой намеренно прорисовывал сатирически, показывая собственное отрицательное отношение к бюрократической сфере. В этой официальной деятельности он видел много лжи и лицемерия, которые и показал очень ярко.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
Этот герой — полная противоположность тем, кто относит себя к великосветскому обществу. Он убежденный враг городской культуры, ненавидит жизнь в столице из-за ее лжи, суеты, условного этикета и разврата. Идеал для Левина патриархально-усадебный уклад, жизнь в деревне, сближением с крестьянами.
Для Константина этот путь видится спасительным, но все же он остается барином, хоть и сотрудничает с крестьянами. Толстой уделил много внимания внутренней жизни Левина, описывая собственный кризис самосознания. В этой части он очень автобиографичен.
Что касается его героя, то рационализаторская деятельность в поместье переплетается с поисками личного счастья, любви и желания создать семью. Левину посчастливится найти идеал. В семье, занимаясь мирными хозяйственными занятиями, он обретает смысл жизни, счастье и уравновешенность.
«Анна Каренина»: проблемы
Вот почему столь разноплановой получилась «Анна Каренина», персонажи которой очень отличаются друг от друга. Описывая их жизни, автор поднимает ряд философских и социальных проблем, а именно:
Проблема семьи трактуется в основном с помощью образа главной героини. Анна осуждается не за то, что она, как смелый, сильный и прямой человек, бросает вызов лицемерному высшему свету, но за то, что ради личных чувств разрушает семью, забывает о ребенке и муже.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012): UGC
Что касается дворянства, то Толстой призывает оставить тяготы безнравственной, пустой и нездоровой городской жизни, которая приводит только к разорению и вырождению, и советует обратиться к организации сельского хозяйства, примирить крестьян и помещиков и в этом найти путь счастья.
Именно в автобиографическом образе Левина автор показывает собственный путь, на котором он искал смысл жизни, и утверждает взгляды и мнения, которых достиг в ходе долгих, трудных и мучительных раздумий.
Несмотря на утопичность взглядов, высказанных на страницах этого романа, Толстой был первым, кто на переломе жизни в России ставил такие важные и сложные вопросы, привлекал к ним внимание и предлагал возможные пути решения.
Этот роман стоит перечитывать в разном возрасте, чтобы по-настоящему понять каждого из героев, прочувствовать их беды и радости, да и не помешает восхититься величиной литературного таланта автора, который создал бессмертное произведение.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Какое время описано в анне карениной
I. РЕФОРМЫ 1860-х ГОДОВ: МЕЖДУ ВОЛКОМ И СОБАКОЙ
Преобразования проводятся успешно Петрами Великими; но беда, если за них берутся Людовики XVI или Александры II.
С. М. Соловьев. Мои записки для детей моих, а если можно, и для других
Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы знать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.
Из письма Л. Н. Толстого Е. П. Ковалевскому, 12 марта 1860 года
Разрыв между элитой и массами рано или поздно мог привести к катаклизмам. Судьба России зависела от того, сумеет ли элита найти пути их преодоления.
Выбор цели: хотели, как лучше
Российская элита (включая правящие круги) пребывала в межеумочном состоянии. Ей приходилось учитывать нравы «народа» и одновременно как-то реагировать на Европу.
Соловьев так характеризует тогдашнюю атмосферу: «У всех, начиная с самого императора и его семейства, было стремление вырваться из николаевской тюрьмы… Стали бранить прошедшее и настоящее, требовать лучшего будущего».
Александр II, кое-как закончив злосчастную войну, приступил к реформам. Ему не хватало знания России, умонастроений различных слоев населения. Он действовал в потемках, часто шел не туда, спотыкался, трусил там, где нечего было бояться, и шел прямо и бодро туда, где была действительная опасность. Однако, что касается направления движения, царь, его окружение, славянофилы и западники держались единого мнения, видя главное зло в крепостном праве.
Чем объяснялось такое единодушие? Во всяком случае, не экономикой. Конечно, техническая база России была очень отсталой, однако за первую половину XIX века валовой сбор хлебов вырос в полтора раза (правда, при почти таком же росте населения). Назвать это «кризисом крепостнического хозяйства» язык не поворачивается. Сдвиги носили скорее психологический характер. А. П. Заблоцкий-Десятовский писал в 1841 году, что слухи о близкой воле «никогда не распространялись так быстро, не повторялись так часто, как в настоящее царствование. Большинство убеждено в том, что эти слухи, эти толки рождает не кто иной, как дух времени, против которого не может устоять никакая человеческая сила».
Известный анархист князь Петр Кропоткин считал, что именно эти вспышки, с одной стороны, и глубокое отвращение к крепостному праву в поколении, которое выдвинулось при вступлении на престол Александра II, с другой, сделали освобождение крестьян насущным вопросом. Еще одну причину Кропоткин видел в европейском общественном мнении. Тезка Кропоткина князь-эмигрант Петр Долгоруков иронически заметил, что петербургское правительство «не боится ни Бога, ни совести, но трепещет перед европейской гласностью».
Для Европы, где торговля соотечественниками не считалась нормой даже в древности, ситуация выглядела совершенно неприемлемой. На совещании представителей великих держав в Париже в мае 1856 года России дали понять, что ее не могут считать европейской державой, пока крепостное право не уничтожено.
В бытность наследником престола Александр II высказывался решительно против освобождения крестьян. Теперь же он желал быть популярным, а кроме того, хотел заставить забыть о поражении в войне. Влияло на царя и ближайшее окружение. Активно выражал свое мнение брат Александра, великий князь Константин Николаевич. Даже Петр Долгоруков, который все происходящее в России в его отсутствие рисует исключительно черными красками, признавал: «В Петербурге есть целый кружок людей, большая часть коих умны, образованны, способны и честны на деньгу. Члены этого кружка более или менее группируются около великого князя Константина Николаевича».
Под влиянием слухов о близкой воле число крестьянских беспорядков резко растет. Один помещик заметил в частном письме, что «теперь имение покупать, все равно что на Малахов курган идти во время Севастопольской осады».
В шестую годовщину восшествия на престол, 19 февраля 1861 года, Александр II подписывает Манифест, обещающий крепостным «в свое время полные права свободных сельских обывателей», и несколько Положений, определяющих ход предстоящей реформы. Правительство намеревается вести дело как можно мягче, чтобы не причинить ущерба экономике. «Мир» сохранялся: помещик обязан иметь дело только с «миром», не касаясь личностей, «мир» отвечает круговой порукой за своих членов по отправлению повинностей. В течение двух лет сохраняются все обязанности крестьян по отношению к помещикам, включая барщину. За это время помещики и их крестьяне должны принять уставные грамоты, определяющие дальнейшие отношения. Наделы, на которых крестьяне ведут свое хозяйство, им предстоит выкупать в рассрочку в течение длительного времени, а остальная земля остается за помещиками.
Начиная с 5 марта Манифест и Положения оглашают для всеобщего сведения. Как встретила страна это великое событие? Редкие всплески энтузиазма потонули в море опасений, непонимания и недоверия. По мнению И. С. Тургенева, «манифест явным образом написан был по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем». Л. Н. Толстой удивлялся: «Не понимаю, для кого он написан. Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим». В самом деле, крепостные поняли только то, что происходящее совсем не похоже на ожидаемую «волю». А их понятия о «воле» в материалах Секретного комитета сформулированы так:
— государственное управление заменяется мирским сходом;
— крестьяне не обязаны платить подати и нести повинности, как земские, так и рекрутскую;
— капиталы должны быть уравнены между бедными и богатыми крестьянами;
— землями владеют крестьяне, которые их обрабатывают.
Многие крестьяне надеялись, что с объявлением воли помещики бросят свои имения и уедут в города (осуществить эту мечту они смогли лишь в 1918 году, когда были разграблены десятки тысяч помещичьих усадеб). Пока же объявленные меры сочли обманом: «Ходи на барщину да плати оброк, эка воля! Толковали про слободу, слобода будет всем, а теперь стали в сипацу (эмансипацию) загонять».
«Скажут: не мог же крестьянин не обрадоваться, узнав, что он не будет более зависеть от помещика, что его семейство и собственность будут безопасны. Отвечаю: те крестьяне обрадовались, которых семейство и собственность были в опасности, но это были не все крестьяне и не большинство».
Язык Манифеста и Положений крестьяне не понимали, чиновникам, помещикам и священникам, зачитывавшим эти документы, не доверяли. Не верили и газетам: «Газеты не от царя приходят, а за деньги у господ господами же покупаются; будут ли господа против господ идти!» Вывод был очевиден: господа прячут от народа царскую волю. Самарин констатирует «полное, безусловное недоверие народа ко всему официальному, законному, ко всему тому, что установлено, т. е. ко всей той половине русской земли, которая не народ… Спор возможен только при одном условии, когда у спорящих есть хоть одна общая исходная точка, хоть один факт, в котором они не сомневаются. Этого-то и не оказалось на сей раз».
Борьба невежества с несправедливостью
Все это происходило на фоне волнений польско-католического населения. В 1861 году русские войска несколько раз открывали огонь по манифестантам и даже врывались в католические храмы. Среди поляков складывается партия «красных», выступающая за национальную революцию.
С появлением романа Тургенева «Отцы и дети» («Русский вестник», 1862 год) в оборот входит катковское словечко «нигилисты». Среди многочисленных анонимных прокламаций, призывающих к свержению существующего строя, особой ненавистью к образованному обществу дышит прокламация «Молодая Россия», изданная в мае 1862 года от имени таинственного Центрального Революционного Комитета. Впоследствии выяснилось, что ее автором был студент Московского университета Петр Заичневский, отбывавший наказание за создание тайной типографии и печатание прокламаций.
Заичневский стал одним из первых интеллигентов, принявших точку зрения «диких» в их отношении к «грамотным». Прославляя близкую революцию, «которая должна изменить радикально все, без исключения, основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка», этот предтеча Ленина и Троцкого обещал «пролить втрое больше крови, чем пролито французскими якобинцами в 90-х годах восемнадцатого столетия. Знаем, что прольется река крови, что погибнут, может быть, и невинные жертвы. Мы предвидим все это и все-таки приветствуем ее наступление; мы готовы жертвовать лично своими головами, только пришла бы поскорее она, давно желанная». Где уж тут жалеть о чужих головах, при таком-то самопожертвовании!
Выражая взгляды «диких», Заичневский хорошо понимал их психологию и не собирался делиться с ними властью: «Мы твердо убеждены, что революционная партия, которая станет во главе правительства, если только движение будет удачно, должна захватить диктатуру в свои руки и не останавливаться ни перед чем. Выборы в Национальное собрание должны происходить под влиянием правительства, которое тотчас же позаботится, чтобы в состав его не вошли сторонники современного порядка (если только таковые останутся живы)».
Народное счастье явно было не за горами: незабываемый 1918-й уже стучался в дверь.
Между тем в уездах приступают к работе мировые посредники, призванные решать споры между крестьянами и помещиками. Л. Н. Толстой на какое-то время подхвачен общим движением: «Принимаю участие во всем, что делается не для рубля, не для чина и не для мамона». Однако уже 12 февраля 1862 года он просит Тульское губернское по крестьянским делам присутствие уволить его от должности мирового посредника Крапивенского уезда. Этот неудачный опыт отразился в фигуре Левина, отрицающего полезность любой деятельности, кроме сугубо индивидуальной.
А 6 июля в Ясную Поляну нагрянули на трех тройках жандармский полковник с исправником, становым и частным приставом. Арестовав студентов, преподававших в толстовской школе для крестьянских детей, они обшарили все имение в поисках нелегальной литературы, рылись в личных письмах и дневниках писателя. На Толстого это произвело ужасное впечатление: «Народ смотрит на меня уж не как на честного человека, а как на поджигателя или делателя фальшивой монеты, который только по плутоватости увернулся. «Что, брат, попался? Будет тебе толковать нам о честности, справедливости: самого чуть не заковали?». У него возникает ощущение беспомощности: «Разве может быть у нас что-нибудь другое? Черт с ними, надо бежать из такого государства». К счастью, государь через губернатора передает: ему благоугодно, чтобы происшедшее не имело для графа Толстого никаких последствий. А главное, тридцатичетырехлетний отставной артиллерии поручик влюбляется в восемнадцатилетнюю Соню Берс, женится на ней, и недавние переживания уходят на задний план.
Катков, помимо «Русского вестника» возглавивший в 1863 году газету «Московские ведомости», успел полностью утратить веру в дееспособность своих соотечественников: «Во мне иссяк всякий источник воодушевления; предо мною прошли представители всех слоев русского общества; нигде не видно крепкой закваски, нет никакого общественного типа, имеющего задатки силы». Приняв мнение Пушкина о правительстве как единственном европейце в России, он теперь ожесточенно требует самых крутых мер против поляков и революционеров. Под впечатлением статьи Каткова цензор А. В. Никитенко 9 января 1864 года записывает в дневнике: «Правительству в известных обстоятельствах бывают нужны цепные собаки, оно и спускает их с цепи, а потом не знает, как их унять».
Польская тема никогда не выпадала полностью из поля зрения: в романе Толстого, то есть спустя десять лет после восстания, Алексей Александрович Каренин обсуждает с Сергеем Кознышевым политику обрусения Польши. Сам Толстой в частном письме в ноябре 1865 года отрицает, что поссорился с Катковым («во-первых, потому что не было причины, а во-вторых, потому что между мной и им столько же общего, сколько между вами и вашим водовозом»), и едва ли не бравирует своей безучастностью: «Я и не сочувствую тому, что запрещают полякам говорить по-польски, и не сержусь на них за это, и не обвиняю Муравьевых и Черкасских, а мне совершенно все равно, кто бы ни душил поляков… И мясники бьют быков, которых мы едим, и я не обязан обвинять их или сочувствовать».
Количество крестьянских волнений идет на спад. Этому способствовала замена (с 1 января 1863 года) откупной системы на акцизную и появление дешевой водки, которую так и звали «дешевкой». Правительство параллельно борьбе с революционным буйством продолжает реформы. Университетам возвращают автономию, отнятую при Николае. Общественным учреждениям и частным лицам позволено создавать начальные школы, а гимназии открыты для подростков всех сословий и вероисповеданий. Отменяется предварительная цензура для крупных сочинений и, с санкции министерства внутренних дел, для центральных периодических изданий. Создаются бессословные, независимые от власти суды с несменяемыми судьями и судебными следователями, с гласным судопроизводством, присяжными и адвокатами. Отменяются клеймение и наказание преступников плетьми, шпицрутенами и кошками (плети с несколькими просмоленными концами).
Если бы нечто подобное происходило восемью-десятью годами раньше, образованное общество дружно славило бы царя-реформатора. Но теперь эти новшества не удовлетворяют даже умеренных либералов. В середине 1860-х годов уже невозможно объяснить, почему в земских собраниях председательствуют предводители дворянства, почему сохранены телесные наказания для крестьян в волостных судах, почему высшее образование закрыто для женщин, а студентам запрещено создавать объединения, почему брошюры и провинциальная периодика по-прежнему подвергаются предварительной цензуре, наконец, почему при наличии новых судов сохраняются старые, а людям, арестованным за «политику», грозит все та же ужасная сибирская каторга?
От Александра Освободителя к Петру IV
Покушение Каракозова в корне меняет ситуацию, но не так, как рассчитывали его инициаторы. В царской администрации начинается охота на ведьм. Выдающихся деятелей шестидесятых годов, даже самых умеренных, негласно заносят в неблагонадежные. Преобладающим влиянием на Александра II пользуется теперь генерал-адъютант граф Петр Андреевич Шувалов, занимавший с 1866 по 1874 год пост шефа жандармов и главного начальника III отделения. Остряки именуют его вице-императором и даже Петром IV. Шувалов стращает государя нигилистами и убеждает, что только неутомимой бдительности III отделения обязан он своей безопасностью.
К исходу 1860-х годов обстановка в обществе мало напоминает беспокойное начало царствования. Писарев, освобожденный по амнистии, в 1868 году утонул под Ригой в Балтийском море, другие популярные вожди левых в ссылке или, подобно Некрасову, сменили тон. О политике рассуждать побаиваются, переводя разговор на качества балыка. Лишь два-три журнала, уцелевших благодаря ловкости издателей, достаточно внятно говорят о препятствиях, чинимых любому прогрессивному начинанию.
Радикалы продолжают поиски революционных рецептов, отвечающих духу «народа». В январе 1870 года в столичной печати появляются первые подробности убийства слушателя Петровской земледельческой академии Иванова. Организатором оказывается двадцатидвухлетний Сергей Нечаев, учитель начальной школы и вольнослушатель Петербургского университета. После участия в студенческих беспорядках 1869 года он бежал в Швейцарию и вскоре вернулся с мандатом Русского отделения «Всемирного революционного альянса» за № 2771 от 12 мая 1869 года, подписанным Бакуниным.
Летом 1871 года министр внутренних дел А. Е. Тимашев, ставленник Шувалова, заявил редакторам петербургских периодических изданий: «От вас зависит настроить в том или ином смысле общественное мнение, ибо общественного мнения самостоятельного в России не существует. Известно, как оно слагается у нас: каждый читает утром за чашкой кофе газету и в течение дня пробавляется той мудростью, которую он в газете прочитал».
Никто не внес такого вклада в торжество новой «мудрости», как Михаил Никифорович Катков. Обвиняя нигилистов в отрицании идеалов, он ничуть не меньше Бакунина, Нечаева или Заичневского утверждал примитивный материализм как основу политики. Грубость его полемических приемов принималась публикой «на ура», тем более что самая площадная брань выступала под личиной патриотизма. По меткой характеристике Б. Н. Чичерина, «святое чувство любви к отечеству было низведено им на степень чисто животного инстинкта, в котором исчезало всякое понятие о правде и добре и оставался один народный эгоизм, презирающий все, кроме себя… Катков разом откинул всякие человеческие начала и выступил защитником народности в самой низменной ее форме, с точки зрения чисто реальных интересов, понятых в совершенно материальном смысле. Все должно было безусловно преклоняться перед грубою силою русского государства, налагающего однообразную печать на все подчиненные ему жизненные сферы. Всякое самостоятельное проявление жизни считалось изменою; всякий возражатель объявлялся врагом отечества. Эта была именно та форма патриотизма, которая ближе всего подходила к самым пошлым воззрениям масс… Катков воспитал целое поколение молодых подлецов».
Большим достижением Каткова стала реформа среднего образования, проведенная руками графа Д. А. Толстого. Назначенный вскоре после покушения Каракозова министром народного просвещения, Толстой, подталкиваемый Катковым, добился перекройки образовательных программ гимназий, до отказа заполнив их зубрежкой правил латинского и греческого языков. Естественные науки, заклейменные Катковым и его протеже в качестве источника революционного вольнодумства, были оттеснены в реальные училища, которые не давали права поступления в высшие учебные заведения.
В «Анне Карениной» светское общество только и говорит что о классическом и реальном образовании.
Комментарии к статье