какое впечатление произвела на вас повесть старик и море над какими вопросами заставила задуматься
Отзыв на Старик и море Э. Хемингуэй
Сильное произведение! Оно заставляет активно мыслить, требует саморефлексии, вынуждает задумываться о вечных и существенных вопросах жизни.
Жизнь представлена как единство борьбы противоположностей. Всюду проявляется дихотомия. Само название уже определяет два начала – человек и природа, сознание и бессознание. Старик неустанно сравнивает молодость и старость, силу и слабость, искусственное (достижения человека в виде орудий труда и оружия) и естественное (стихийность природных явлений, мощь и особые способности животного мира).
И он пытается быть в гармонии, в единстве с противоположным. Он сравнивает себя с рыбой, он признает то, что она равна ему по своему величию и значимости. Она для него друг, он её любит. И любит он также море. Именно это желание быть единым с окружающей его природой формирует НАСТОЯЩУЮ ЖИЗНЬ, полную чувств и переживаний. Он открыт для восприятия всего, с чем он соприкасается. Он полон сопереживания происходящему вокруг него. Во всем он находит необходимый и естественный смысл и значение, который является незаменимым в тот или иной конкретный момент.
Сердце старика пронизано добротой, всеохватывающей добротой, которая является источником его неиссякаемой энергии и силы. Доброта и любовь, наполняющие старого рыбака, позволяют ему быть неотъемлемой частью мироздания, чем дают возможность вершить судьбу: управлять своей жизнью, убивать рыбу, защищать её от врагов (акул) и т.д.
На первый взгляд, описывается жизнь старого, бедного рыбака. Но раскрывая его ход мыслей, мировосприятие, мироощущение, его душу автор показывает грандиозное величие этого ЧЕЛОВЕКА. И это приводит к мысли о том, что нет и не может быть незначительных людей, каждый играет свою определенную роль в масштабах всей вселенной. Другое дело, какова сущность и форма этой роли. Старик имеет высшую форму существования человека, он пропускает через себя весь мир в том виде, в котором он изначально представлен – в его совершенстве.
Какое впечатление произвела на вас повесть старик и море над какими вопросами заставила задуматься
Повесть «Старик и море» Эрнест Хемингуэй написал на Кубе, где все вдохновляло его на творчество. Писатель любил общаться с простыми людьми из рыбацкого поселка, которые жили благодаря ежедневному честному труду. Главный герой повести – это старый рыбак Сантьяго. Дни его приключений остались в прошлом, о них напоминают ему лишь сны о резвящихся львах. Но герой и в старости остается рыбаком, потому что верит, что ему было суждено им стать, как рыбе суждено родиться рыбой. Повесть не зря называют притчей, ведь она заставляет читателей о многом задуматься.
О чем же это произведение? О том, как один старый рыбак в течение нескольких дней ловил большую рыбу в море на маленькой лодочке. И если смотреть исключительно на события, то их здесь не много и развиваются они медленно. Автор будто нам открывает окошко в реальный мир старика Сантьяго, реалистично описывая его быт, работу. Подробности помогают лучше понять главного героя.
Сантьяго – рыбак с большим опытом. Его руки в старых шрамах, что указывает на нелегкий рыбацкий труд. Вся его жизнь связана с морем. И поэтому он ощущает тесную связь с природой, от которой уже много лет берет дары в виде рыбы. Старик ощущает некую вину перед существами природы, когда их ловит. Но уж такова жизнь: он рыбак, а значит – его удел рыбачить. Тем ни менее, старик с уважением относится к рыбе, которая дает возможность ему выжить. Мы можем в этом убедиться, когда старик душевно обращается к рыбе, жалеет ее, хотя и не может отпустить на волю. У него нет к ней злости, даже когда она натягивает леску, раня его руки. Сантьяго видит в марлине достойного противника, в отличие от подлых акул, которые нападают исподтишка на рыбу.
Эрнест Хемингуэй показывает тесную связь человека и природы. Люди привыкли просто брать ее дары, не задумываясь о том вреде, который ей приносят. Главный герой повести – другой, он чувствует благодарность, с уважением относится к природе. И даже когда море «отвернулось» от него на целых 84 дня, не даря никакого улова, старик не потерял веры. А принял смелое решение отплыть подальше от берега, чтобы поймать рыбу своей мечты. Так автор показывает нам, что достигают своей цели только те, которые не боятся потерять из виду берег и поплыть в открытое море.
У Сантьяго есть друг Манолино. Это маленький мальчик, который видит в старике своего наставника. Дружба таких разных по возрасту людей удивительна и показывает связь поколений. Да, главный герой уже стар, но ему есть кому передать свой жизненный опыт. И хотя Манолино должен выбрать свою «счастливую лодку», то есть свой путь, все равно он продолжит дело Сантьяго.
Сочинение по произведению хемингуэя старик и море
Готовое сочинение: Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море)
Эрнест Миллер Хемингуэй — крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии.
Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь».
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку.
Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы.
Одна из них — взаимоотношения человека и природы.
Старик Сантьяго — бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Шрамы на его руках «стары, как трещины в давно уже безводной пустыне». Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно.
Люди ведут вечную борьбу со стихией, именно эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго ощущает себя частью природы.
Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними узами. Даже в старости глаза его похожи были цветом на море. «Это были веселые глаза
Человека, который не сдается», — пишет Хемингуэй. Трехдневный поединок с пойманной рыбой Сантьяго «выиграл». «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», — говорит старый рыбак.
Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пойманной рыбе он говорит: «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя, прежде чем настанет вечер…
Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче». Старика тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев — рыб, птиц, зверей.
«Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…»
Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах его существования, об отношении к жизни и природе.
Человек может многое, он может быть сильнее самой природы. Но он должен понимать свою вечную связь с ней и вечную вину.
Пока человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с природой, она терпит наше существование и делится своими богатствами.
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Повесть «Старик и море» поражает остротой внешне, казалось бы, незамысловатого сюжета, своеобразным характером героя, отточенностью языка.
Неподдельный интерес вызывают глубокие, подчас скорбные рассуждения о жизни простого рыбака, оказавшегося в экстремальной ситуации: почти три дня он преследует огромную рыбу-меч, а потом сражается с акулами, обгладывающими привязанную к лодке рыбу.
Старик не может даже представить, что потерпит поражение: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Когда же он терпит поражение, то полон решимости вновь и вновь вступать в поединок, доказывая свое мужество, волю.
Кроме поединка человека с природой, Э. Хемингуэй изображает поединок человека с самим собой, и в этом поединке Сантьяго тоже не сдается, будучи предельно честным с самим собою. Сантьяго, с одной стороны, любит природу, сочувствует рыбам, которых ловит. Он словно угощает их приманкой, хотя мысленно представляет, как острие крючка попадает рыбе в сердце.
Старик восхищается «своей» рыбой: «Ну не чудо ли эта рыба, и один бог знает, сколько лет она прожила на свете», как восхищается в другой раз, поймав самку марлина, верности самца, до последней минуты не покидавшего своей подруги. «Ни разу в море не видел ничего печальнее», — вспоминает он.Но, с другой стороны, он, любящий этот мир, вынужден убивать.
Иначе прожить нельзя, он рожден для такой жизни, без этого он просто умрет с голоду. Из этого противоречия нет исхода, и Сантьяго прекрасно это осознает, но спокойно живет с этим.Беспокойны только его раздумья.
Как, например, случается, что доброе и прекрасное вмиг может обернуться злым? Таков, в представлении Сантьяго, океан: «Он добр и прекрасен, но иногда он вдруг становится таким жестоким, а птицы, которые летают над ним, ныряя за пищей и перекликаясь слабыми, печальными голосами, — они слишком хрупкие для него».
Его вопросы напоминают детские из возраста «от двух до пяти» — а попробуй на них ответь…Старик прекрасен тем, что он при всей своей мудрости не утратил и эту детскую непосредственность, умение удивляться.
Старик рассуждает о смысле жизни всего сущего, о пользе всего, что делает человек, о пагубности его деятельности, о суровости природы и необходимости любить жизнь и мир. Мы видим, как в его рассуждениях идет неустанная борьба между верой в человека и разочарованием в нем. Смысл этой борьбы — не формулирование готовых истин, а утверждение силы духа человека, задумывающегося о противоречиях и в собственной душе, и в мироздании.
Повесть «Старик и море» — история человеческого мужества, несгибаемой воли и силы духа.
ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама
Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Первый вариант)
Величие человека — в сознании его ответственности.
А. де Сент-Экзюпери
Эрнест Миллер Хемингуэй — крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии.
Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь».
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку.
Когда его нашли, рыба была объедена акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы.
Одна из них — взаимоотношения человека и природы.
Старик Сантьяго — бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Шрамы на его руках «стары, как трещины в давно уже безводной пустыне». Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу с океаном в борьбе за существование.
Эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго ощущает себя частью природы. Он разговаривает со звездами, с пойманной рыбой, с маленькой птичкой.
Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними узами. Даже в старости глаза его были похожи цветом на море. «Это были веселые глаза человека, который не сдается», — пишет Хемингуэй. Трехдневный поединок с пойманной рыбой Сантьяго «выиграл». «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение.
Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», — говорит старый рыбак и доказывает это своим мужеством.
Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пойманной рыбе он говорит: «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя, прежде чем настанет вечер…
Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче». Старика тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев — рыб, птиц, зверей.
«Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…»
Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за Человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах его существования, об отношении к жизни и природе.
Человек может многое, он может быть сильнее самой природы. Но он должен понимать свою вечную связь с ней и вечную вину.
Пока Человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с Природой, она терпит наше сосуществование и делится своими богатствами.
Человека невозможно победить на примере повести Хемингуэя “Старик и море”
Давным-давно на побережье Черного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже никто и не помнит. Они были замечательными пахарями, скотоводами и охотниками. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали большие праздники: пели, танцевали возле огромных костров.
Каждого раза, наблюдая развлечения молодежи, он говорил: Как люди не щеголяют своей силой, а меня боятся: никто не отважился пустить стрелу в сторону океана. Так как в море нет дорог и тропок. А волна более сильная, чем человек. Никто не отважится искать счастья в море. Однажды к костру вышли юноши.
Они вдруг повернулись к морю и все, как один, пустили туда стрелы.
В 1952 году Хемингуэй написал философскую повесть “Старик и море”, за которую получил Нобелевскую премию. Это произведение имело неслыханный успех, он был распродан за 48 часов в количестве 5 млн. 435 тыс. экземпляров.
Много писателей названия своих произведений строят по принципу антитезы: “Красное и черное”, “Война и мир”, “Люди и звери”. Хемингуэй писал: “Я старался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул.
И как то мне удалось это сделать достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут толковаться по-разному”. Итак, в повести присутствует эффект айсберга. Говорят, что глаза – это символ души человека. Недаром на иконах Богоматерь рисуют с большими глазами.
Которой же была душа Сантьяго? – “… глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается”. А дальше в тексте находим такие слова: “Он и так никогда не терял ни надежды, ни веры в будущее, но теперь они крепли в его сердце, словно с моря подул свежий ветер”.
Такого старика не могло выбить из равновесия то, что многих приводило в отчаяние. Вспомните того реального старика, который плакал из отчаяния, потеряв рыбу. И это дает основание Сантьяго сказать: “Я – необыкновенный старик”.
Сантьяго хотя и старый, но “крепкий орешек”.
Несмотря на свой преклонный возраст, старик и физически был сильным, закаленным человеком: “Эти удивительные плечи, могучие, несмотря на старость, да и шея была сильная, и теперь, когда старик спал, морщины были не так заметны”.
Манолино считает Сантьяго наилучшим рыбаком, любит его, верит в его победу и сначала, и в конце. Это очень важно. “На свете немало хороших рыбаков, есть и просто замечательные. Но таких, как ты, нет нигде…” – говорит мальчик.
Очевидно, человеку с чистой совестью и совестью могут сниться такие замечательные сны – снилось то, что он
любил: “Ему больше…не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни состязания в силе, ни жена. Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег.
Словно котята, они резвились в сумеречной мгле, и он любил их так же, как любил мальчика”.
Одинокость старика бросается в глаза лишь с первой точки зрения. И дело не только в том, что у него остается мальчик. Сантьяго все время старается избавиться от помощи малыша, так как привык давать себе совет сам.
Итак, во взаимоотношениях с миром им руководит понятное и природное желание избегнуть повседневных напоминаний, что он старый и немощный. Да, Сантьяго одинокий. Однако эта одинокость особая: суть ее в том, что жизнь – трудная, сложная, и одолевать трудности человек вынужден преимущественно сама. Каждый обречен нести свой крест.
Другое дело, что одни достойно принимают вызов жизни, а другие, к сожалению, оказываются слабыми, неспособными противостоять обстоятельствам.
Старик говорит о себе: “В бога я не верую”. Но в экстремальных ситуациях обращается к молитве, знает Библию. Его постоянно тянет к высшему. Бог приоткрывается человеку в тягчайшие минуты.
Ум этого не сознает, сознает душа. Итак, в критических ситуациях старика спасает вера. Вера приводит Сантьяго к смирению.
“Он знал, что смирение пришло, не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства”
Старик – опытный рыбак. Не каждому по силам поймать такую рыбу. Сантьяго сам сознается, что преодолел ее хитростью, но это быстрее компетентность в своем деле, опытность. За направлением ветра он может прогнозировать погоду на несколько дней.
Уже когда рыба была истерзана акулами, старик говорит: “Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но нельзя победить”.
Сантьяго мужественно соревнуется с акулами “Я и не рассчитывал, что могу их убить… теперь, в мои годы”.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Человека невозможно победить на примере повести Хемингуэя “Старик и море”
Другие сочинения по теме:
Сочинение на тему Человек и природа в повести Старик и море, Хемингуэй читать бесплатно
Человек и природа
Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», опубликованная писателем в 1952 году, — это не просто история о том, как рыбаку Сантьяго посчастливилось поймать большую рыбу, но он не смог довезти ее до берега, поскольку акулы съели его добычу.
Это очень многоплановое произведение, рассматривать которое можно и как рассказ о невероятной выносливости человека и силе его воли, и как философскую притчу о борьбе старого рыбака со своей судьбой.
Немало здесь сказано и о старости, и об одиночестве, которое она неизбежно несет с собой, а также о дружбе и о любви.
Поскольку большая часть действия повести происходит в море, а ее главным героем является старый опытный рыбак, то все эти темы в произведении рассматриваются сквозь призму взаимоотношений человека и природы. И характер этих отношений также сложен и многогранен, как и сама книга.
Название «Старик и море» уже предполагает, что речь в повести пойдет о том, что происходит с человеком, когда он находится в полной власти этой стихии. Как он взаимодействует с ней, и насколько она принимает его?
Сантьяго провел в море большую часть своей жизни. Еще в молодости он служил юнгой на паруснике и путешествовал на судне в Африку, а теперь он почти каждый день ловит рыбу у берегов Кубы.
Сам облик старика уже говорит о роде его занятий. На руках Сантьяго имеются глубокие шрамы от тугой бечевы, на которую он в свои счастливые времена ловил самую большую рыбу.
Щеки и шею мужчины покрывают характерные коричневые пятна, которые могли образоваться только от длительного пребывания на солнце у воды.
Даже глаза рыбака наполнены каким-то веселым блеском и своим цветом «похожи на море».
Море давно уже стало домом для Сантьяго. Он любит его и не боится уплывать на своей лодке далеко от берега, потому что знает, что всегда сможет найти дорогу назад.
Сантьяго владеет той ценной информацией, которая может помочь ему выжить в окружении одной только воды. Он с легкость предсказывает, как будет вести себя море в ближайшее время и знает, что охотиться следует там, где кружат птицы, выискивающие рыбу. Он хорошо знаком с повадками морских обитателей, потому что каждый день, каждый час своей жизни с интересом наблюдает за ними.
Сантьяго искренне любит всех этих морских рыб, черепах и птиц. Не по душе ему только ядовитые физалии, которых он с удовольствием давит «мозолистой подошвой» своей ноги, когда тех штормом выносит на берег.
Находясь в своем путешествии, старик чувствует полное единство с природой. В море он никогда не бывает одинок, поскольку здесь для него всегда найдутся интересные собеседники. Он, словно с людьми, разговаривает с чайками, рыбой-мечом, макрелью и акулами.
К хрупким морским ласточкам старик испытывает особенную жалость, потому что они «вечно летают в поисках пищи и почти никогда ее не находят».
Рыба-меч своим величием, стойкостью и выносливостью вызывает у него настоящее восхищение.
Даже огромные морские черепахи не пугают мужчину, поскольку он осознает некую общность с ними: «Но ведь и у меня такое же сердце, а мои ноги и руки так похожи на их лапы».
Охотясь на рыбу и убивая ее, Сантьяго каждый раз испытывает чувство вины. Мужчина осознает греховность своего поступка, но в то же время понимает: он «родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой».
Сантьяго ест и продает мясо морских обитателей лишь для того, чтобы не умереть от голода. Белые черепашьи яйца помогают ему восстановить силы, а жир из печени акулы защищает от простуды. Старик никогда не берет от природы больше, чем ему требуется для жизни, и тем самым не нарушает главный закон, который действует во всем животном мире.
Даже убивая рыбу, он не перестает любить ее и делает это с великим уважением к этим уникальным созданиям природы. «Если кого-нибудь любишь, его не грешно убить», — размышляет Сантьяго. Эта мысль, конечно, пугает его, но, возможно, для рыбака в ней есть определенная доля правды.
см. также:
Другие сочинения по произведению Старик и море, Хемингуэй
Характеристики главных героев произведения Старик и море, Хемингуэй
Краткое содержание Старик и море, Хемингуэй
Краткая биография Эрнеста Хемингуэя
Анализ «Старик и море» Хемингуэя — Сочинение по произведению Э. М. Хемингуэя «Старик и море»
Подчеркнуто реалистическая основа потащить требует оценки каждого мелкого внутреннего эпизода с непременным учетом реального психологического и физического состояния героя.
Похлеще того, отдельный эпизод и даже отдельную художественную звено приходится рассматривать в совокупности с другими тематически связанными деталями и volens-nolens в общем контексте повествования. Только так можно узнать. Ant. скрыть, например, действительно ли звучат в повести ноты поражения.
Принадлежность, реалии быта также очень важны не чуть в плане художественной достоверности и убедительности, но и в философском плане. Чай их философское значение имеет подчиненный характер согласно отношению к соответствующей роли живой природы и образов действующих лиц.
Вожделение абсолютизировать характеристику той или иной реалии быта, (пред)положим паруса, подставить на ее место человека в тр не всегда оказывается оправданным.
Философское значение скудости вещей и их характеристик в шевельнуть состоит прежде всего в том, чтобы подчеркнуть: диатриба идет о самых основах человеческого существования, данных в максимально обнаженной форме.
Ремесло осложняется тем, что в множестве отдельных деталей часто находит свое отражение не одна тема, а один или два, причем все они, в сущности, взаимосвязаны.
В «Старике и море» наша сестра действительно находим не символы, а реалистический рассказ о жизни одного человека.
Так то, как живет этот человек, как симпатия мыслит и чувствует, как он действует, заставляет призадуматься о принципах человеческого существования, об отношении к жизни. Малочисленность действующих лиц переднего плана, недостаток. Ant.
богатство вещного оформления не приводит к разрушению общественных и прочих связей, невыгодный создает впечатления единственности. Просто эти связи находят в увести особенную форму выявления и отражения, придают содержанию напор общности.
Нельзя требовать от небольшого философского произведения черный—’ страции социальных связей, общественной структуры, которая не выйдет самой его формой.
Вот почему нам представляется неправомерным механическое соображение «Старика» с большими романами Хемингуэя, а позиция критиков, сожалеющих об узости пошевелить,— весьма уязвимой. Хемингуэй за свою долгую творческую проживание написал о многом. Конечно, не все его темы и мало-: неграмотный все, даже важнейшие, проблемы века получили в «Старике» повторение.
Но некоторые существенные аспекты человеческого бытия были в этой маленькой шелохнуть философски обобщены и освещены с позиций торжествующего гуманизма. В центре пошевелить находится фигура старого рыбака Сантьяго.
Это безлюдный (=малолюдный) обыкновенный старик. Так он сам говорит о себя, а в процессе ознакомления с действием читатель успевает убедиться в справедливости этой самохарактеристики.
Изображение старика с первых строк обретает черты приподнятости, героизма.
Сие настоящий человек, живущий в соответствии с собственным трудовым этическим кодексом, так как будто обреченный на поражение. Проблема победы и поражения, кой-как ли не первая, естественно возникающая в повести: «Старик рыбачил Водан на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят цифра дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы».
Сие первые слова произведения. На восемьдесят пятый дата старик поймал огромного марлина, но не туман доставить добычу домой… Рыбу съели акулы. Наверно, старик вновь потерпел поражение.
Это впечатление усугубляется тем, в чем дело? герою, лишившемуся добычи, пришлось к тому же выплеснуть страдания, которые сломили бы человека послабее. Разве учесть философский характер повести, тема победы и поражения обретает особую звездная болезнь. В дальнейшем нотам отчаяния, усталости, поражения неизменно как на ладони противопоставляется победный мотив.
Устанавливается не равновесие победы и поражения, а триумф победного, оптимистического начала. Измученный борьбой с марлином, Сантьяго в воображении обращается к нему: «Ты губишь меня, рыба,— думал старичина.— Это, конечно, твое право.
Да есть разница между тем, что думает прислуги), находящийся на пределе своих сил, и тем, чего он делает. А ведь старик даже в мыслях никак не позволяет себе отчаиваться.
Он как некогда Неувядаемая слава Джордан, все время контролирует работу своего сознания.
«Опять у тебя путается в голове, старик»,— напрямую продолжается только что приведенная цитата, и на праздник же странице говорится, как Сантьяго, чувствуя, яко «жизнь в нем замирает», действует и побеждает, причем маловыгодный только рыбу, но и собственную слабость, усталость и сенектута: «Он собрал всю свою боль, и весь обрезок своих сил, и всю свою давно утраченную шовинизм, и кинул их на поединок с муками,’ которые терпела живец, и тогда она перевернулась на бок и тихонько поплыла для боку, едва не доставая мечом до обшивки лодки; симпатия чуть было не проплыла мимо, длинная, широкая, серебряная, перевитая фиолетовыми полосами, и казалось, что-то ей не будет конца». Ноты отчаяния снова звучат, когда на рыбу нападают акулы. Если вам угодно даже, что напрасными были все муки старика, хана его упорство и настойчивость: «Дела мои шли неумеренно хорошо. Дальше так не могло продолжаться.
Ведь, что в конкретно-событийном плане представляется поражением, в плане нравственном, в плане философского обобщения на практике победой.
Вся повесть превращается в демонстрацию непобедимости человека аж тогда, когда внешние условия против неге, поздно ли на его долю выпадают невероятные трудности и страдания.
! Критики то и дело сравнивают «Старика» с «Непобежденным». Там человек тоже невыгодный сдается до конца.
Но между этими двумя произведениями существует принципиальное разнообразност. Мануэль, при всех своих замечательных качествах, является воплощением того «кодекса», который-нибудь дает одиночке возможность выстоять против враждебного таблица. Мужество матадора как бы обращено на самое себя.
Со стариком шаг обстоит иначе. Здесь наступает время обратиться к вопросу о часть, для чего все в мире, к вопросу о смысле жизни, в таком случае есть к одной из центральных проблем философской увести Хемингуэя. Этот момент особенно важен, так не хуже кого в послевоенной зарубежной литературе многократно ставилась проблема победы и поражения.
Сартр, Камю и отдельные люди писатели, представляющие разные направления экзистенциалистской философии, обрекают своих героев в поражение, подчеркивают тщетность человеческих усилий.
В американской критике жрать попытки объявить экзистенциалистом и Хемингуэя. В последнем процитированном абзаце мысли старика безвыгодный случайно сливаются с мыслями автора.
Смысл происходящего заключается в утверждении концепции: жизнь — сие борьбу.
Только в такой беспрерывной борьбе требующей крайнего напряжения физических и нравственных сил, индивидуальность полностью ощущает себя человеком, обретает счастье. Самоутверждение человека само соответственно себе оптимистично.